Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
дефектология
Детсад
20.03.2018
Овощи. Фрукты.
Игра «В ОГОРОДЕ У КОЗЫ ЛИЗЫ».
Цель: Расширение словарного запаса. Дифференциация овощей и фруктов.
Ход:
На наборном полотне — картинка с изображением козы. Коза держит большую корзину, в которой наклеены квадратики-липуч¬ки. Рядом на наборном полотне — вырезанные по контуру изо¬бражения помидора, огурца, лука, моркови, капусты, яблока, груши с подклеенными с обратной стороны липучками. Воспитатель объ¬ясняет детям, что коза пришла в огород за овощами, и просит детей помочь козе собрать в корзину только овощи. Дети по оче¬реди подходят к наборному полотну, закрепляют в корзине одно из изображений овощей, комментируют свои действия:
— Это помидор.
— Это огурец. И т. п.
В заключение воспитатель выясняет, почему дети не взяли в кор¬зину яблоко и грушу.
игры на лекс грамм.doc
Дидактические игры и упражнения по
формированию лексикограмматического строя
речи у детей среднего дошкольного возраста. Овощи. Фрукты.
Игра «В ОГОРОДЕ У КОЗЫ ЛИЗЫ».
Цель:
Расширение словарного запаса.
Дифференциация овощей и фруктов.
Ход:
На наборном полотне — картинка с
изображением козы. Коза держит большую
корзину, в которой наклеены квадратики
липучки. Рядом на наборном полотне —
вырезанные по контуру изображения помидора,
огурца, лука, моркови, капусты, яблока, груши
с подклеенными с обратной стороны
липучками. Воспитатель объясняет детям, что
коза пришла в огород за овощами, и просит
детей помочь козе собрать в корзину только
овощи. Дети по очереди подходят к наборному
полотну, закрепляют в корзине одно из
изображений овощей, комментируют свои
действия:
— Это помидор.
— Это огурец. И т. п.
В заключение воспитатель выясняет, почему
дети не взяли в корзину яблоко и грушу.
ИГРУШКИ
Упражнение «ОДИН И ДВА».
Цель:совершенствование грамматического строя
речи, согласование числительных один и два с
существительными — названиями игрушек.
Ход:
Воспитатель помещает на наборное полотно
парные картинки: один кубик и два кубика, один
мячик и два мячика, одна кукла и две куклы,
одно ведерко и два ведерка и т. п. Дети
рассматривают картинки и по очереди называют
их. Воспитатель отдает картинки тем детям,
которые ответили правильно
ОСЕНЬ
Игра с мячом «ЛЕТО ИЛИ ОСЕНЬ?»
Цель: Закрепление знания детьми признаков осени,
дифференциация их от признаков лета. Воспитание
ловкости. Работа над произношением двухсложных слов.
Ход:
Воспитатель и дети стоят кружком.
Воспитатель говорит:
— Если листики желтеют — это...
И бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и
говорит, бросая его обратно воспитателю:
— Осень.
Воспитатель продолжает:
— Если птицы улетают — это... И т. п.
ЦВЕТЫ. НАСЕКОМЫЕ.
Упражнение
«БАБОЧКА И ГРИБОК».
Цель:Совершенствование грамматического строя речи,
закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ.
Ход:
На магнитной доске закреплено изображение мухомора
и островка травы. Воспитатель помещает изображение
бабочки на шляпку гриба и задает детям вопрос:
— Где сидит
бабочка? Дети
отвечают:
— На грибке.
Воспитатель снимает бабочку с грибка и спрашивает:
— Откуда слетела бабочка?
— С грибка.
Воспитатель помещает изображение бабочки в траву:
— Где сидит бабочка?
— В траве. И т. п.
В заключение можно выяснить, как называется гриб,
вокруг которого летала бабочка, что дети знают про этот
гриб. ОДЕЖДА
Упражнение «ПОСМОТРИ И НАЗОВИ».
Цель:Совершенствование грамматического строя речи,
обучение употреблению имен существительных по теме
«Одежда» в форме единственного и множественного
числа.
Ход:
Воспитатель выставляет на наборное полотно парные
картинки: рубашка — рубашки, кофта — кофты, платье
— платья, шарф — шарфы и т. п.
Дети рассматривают и называют картинки.
Воспитатель обращает внимание детей на разницу в
окончаниях слов.
ПТИЦЫ
Упражнение «КОГО НЕ СТАЛО?»
зрительного
Развитие
Цель:
внимания.
Совершенствование грамматического строя речи,
употребление существительных в родительном падеже.
Ход:
На наборном полотне — картинки с изображениями
сороки, воробья, снегиря, синицы. Воспитатель предлагает
детям рассмотреть и назвать картинки. Затем дети
закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок
и предлагает детям ответить на вопрос:
— Кого
не стало?
Дети
отвечают:
— Не стало синицы. И т. п.
«БОЛЬШОЙ
ПОСУДА
Упражнение
МАЛЕНЬКИЙ».
грамматического строя речи,
использованию
уменьшительноласкательными суффиксами.
Ход:
И
Цель:Совершенствование
обучение
с
существительных
Воспитатель раздает детям парные картинки:
чайник — чайничек, чашка — чашечка, тарелка
— тарелочка и т. п.
Дети рассматривают и называют картинки.
ЦВЕТЫ
Упражнение «ПЕРЕСТАВЬ ЦВЕТОК».
Цель:
Развитие слухового внимания.
Совершенствование грамматического строя речи,
употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.
Ход:
На магнитной доске закреплены изображения
окна с подоконником, стола, книжного шкафа.
Воспитатель показывает детям картинку с
изображением кактуса в горшочке, с обратной
стороны которой подклеен магнит. Затем один из
детей начинает прикреплять картинку НА стол, В
книжный шкаф и т.п., а остальные комментируют
его действия. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ
Упражнение «НАЙДИ МАМУ».
Цель:
Совершенствование грамматического строя
речи, обучение употреблению существительных с суф
фиксами:
Увеличение
словарного запаса по теме. Развитие зрительного
внимания.
Ход:
онок, енок, am, ят.
Воспитатель помещает на магнитную доску вырезанные
по контуру изображения курицы, утки, гусыни и их
птенцов по одному и группами и предлагает детям
помочь птенцам найти их мам. Дети собирают вместе
изображения курицы, цыпленка и цыплят и коммен
тируют:
— Это курица. У нее цыпленок и цыплята. И т. п.
ПРОФЕССИИ
Игра «ЧТО КОМУ НУЖНО?»
Цель:
Совершенствование грамматического строя
речи, употребление существительных — названий про
фессий в дательном падеже.
Ход:
Воспитатель помещает на наборное полотно картинки
с изображениями сумки почтальона, почтового ящика,
весов, набора гирь и просит детей назвать картинки. После
этого воспитатель задает вопрос:
— Кому для работы нужна
сумка? Дети отвечают:
— Сумка нужна
почтальону.
Воспитатель
спрашивает:
— Кому для работы нужны
весы? Дети отвечают:
— Весы нужны продавцу. И т. п.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Упражнение «У КОГО КТО?»
Цель:
Совершенствование грамматического
строя
речи,
употреблению
существительных с суффиксами: онок, енок,
am, ят.
Ход:
обучение
Воспитатель и дети стоят кружком на ковре.
Воспитатель, бросая мяч, спрашивает:
— У лисы кто?
Ребенок, поймав мяч и бросая его обратно
воспитателю, отвечает:
— Лисенок, лисята. И т. п.
ТРАНСПОРТ
Игра «НАЙДИ МЕСТО».
Цель:
Совершенствование грамматического
строя речи, закрепление в речи предлогов ПО, В.
Ход:
море,
На доске висит таблица,
на которой
берег моря с
изображены небо,
железнодорожной и автомобильной дорогами. В
разных частях картины приклеены липучки, на
которых дети будут крепить картинки. На
наборном полотне стоят картинки:
поезд,
самолет, пароход, грузовая машина, легковая
машина, автобус.
Воспитатель просит детей назвать маленькие
картинки, а потом найти место для каждой из них
на большой картине и составить предложение.
Первый ребенок берет картинку с изображением
самолета, закрепляет ее на большой картине и
составляет предложение:
— Самолет летит В небе.
Следующий ребенок выбирает картинку с
изображением поезда, закрепляет ее на большой
картине и составляет предложение:
— Поезд мчится ПО рельсам. И т. п. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
Упражнение «КОГО НЕ СТАЛО?»
Цель:
зрительного
Развитие
внимания.
Совершенствование грамматического строя речи,
употребление существительных в родительном падеже.
(Тема: «Дикие животные.» «Домашние животные.»)
Ход:
На наборном полотне картинки с изображениями
медведя, лисы, ежа, зайца, белки. Воспитатель просит
детей рассмотреть картинки, назвать их, запомнить. Затем
дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из
картинок. Дети открывают глаза. Воспитатель спрашивает:
— Кого не
стало? Дети
отвечают:
— Не стало зайца. И т. п.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Игра «НАКОРМИМ ЖИВОТНЫХ».
Цель:
Развитие зрительного внимания.
Расширение словарного запаса по теме,
совершенствование грамматического строя речи,
употребление существительных в дательном
падеже.
Ход:
На наборном полотне стоят картинки с
изображениями коровы с теленком, лошади с
жеребенком, кошки с котенком и собаки со щен
ком. Отдельно стоят картинки с изображениями
яслей с сеном, торбы с овсом, миски с молоком,
косточки с кусочком мяса. Сначала воспитатель
просит детей назвать картинки с изображениями
животных и их детенышей, потом сам называет
картинки с угощением для животных и предлагает
детям подумать, кому что они дадут. Дети ставят
картинки с угощением под картинки с
изображениями животных и составляют
предложения:
— Я дам сено корове с теленком.
— Я дам овес лошади с жеребенком. И т. п.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.