Дидактические материалы по теме «Виды сложных предложений»
Оценка 5

Дидактические материалы по теме «Виды сложных предложений»

Оценка 5
Раздаточные материалы
doc
русский язык
9 кл—11 кл
08.01.2018
Дидактические материалы по теме  «Виды сложных предложений»
Данный дидактический материал может быть использован на уроках русского языка при изучении темы «Виды сложных предложений» в 9 классе, а также при подготовке к ОГЭ по русскому языку (9 класс) и ЕГЭ по русскому языку (11 класс), так как содержит материал по сложным предложениям. В задании предлагается определить вид сложного предложения. Выполняя это задание, учащиеся одновременно повторяют теорию по сложным предложениям и по грамматической основе предложения. Все предложения взяты и рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Готовя этот материал, я взяла именно рассказ М.А.Шолохова, потому что мы живем на родине этого великого писателя и должны знать его произведения.
Дидактические материалы.doc
МБОУ «Меркуловская СОШ» Дидактические материалы по теме  «Виды сложных предложений» Подготовила: Акимова Елена Георгиевна,  учитель русского языка и литературы. 2017 г Пояснительная записка.    Данный дидактический материал может быть использован на уроках  русского языка при изучении темы «Виды сложных предложений» в 9 классе,  а также при подготовке к ОГЭ по русскому языку  (9 класс) и ЕГЭ по  русскому языку (11 класс), так как содержит  материал по сложным  предложениям. В задании предлагается определить вид сложного  предложения. Выполняя это задание, учащиеся одновременно повторяют   теорию  по сложным предложениям и  по грамматической основе  предложения.     Все предложения взяты и рассказа Михаила Александровича Шолохова  «Судьба человека». Готовя этот материал, я взяла именно рассказ  М.А.Шолохова, потому что мы живем на родине этого великого писателя и  должны знать его произведения. Дидактический материал по теме «Виды сложных предложений».  подчеркните грамматическую основу предложения, определите вид  Задание:    сложного предложения, начертите схемы. 1) В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое  суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли  набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные  речки, и дороги стали почти совсем непроездны. 2) Я присел на него [на плетень], хотел закурить, но, сунув руку в правый  карман ватной стеганки, к великому огорчению, обнаружил, что пачка  «Беломора» совершенно размокла. 3) Тогда мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло,  побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула, а теперь, горько  досадуя на свою оплошность, я бережно извлек из кармана раскисшую  пачку, присел на корточки и стал по одной раскладывать на плетне  влажные, побуревшие папиросы. 4) Вскоре я увидел, как из­за крайних дворов хутора вышел на дорогу  мужчина. 5) Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину  гоняет. 6) Но вот он, проводив глазами сынишку, глухо покашлял, снова  заговорил, и я весь превратился в слух. 7) Так и прожил десять  и не заметил, как они прошли. 8)  И дети радовали: все трое учились на «отлично», а старшенький,  Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали. 9) Откуда у него проявился такой огромадный талант к этой науке, я и  сам, браток, не знаю. 10) Тут  у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут  она с такими словами. 11) Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что­то клокочет и булькает в горле. 12) Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно  опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые  губы… 13) 14) Ну, вот, стало быть, лежу я и слышу: танки гремят. Четыре немецких средних танка на полном газу прошли мимо  меня туда, откуда я со снарядами выехал… 15) Потом тягачи с пушками потянулись, полевая кухня проехала,  потом пехота пошла, не густо, так, не больше одной битой роты. 16) Собаки сыскные шли по моему следу, они меня и нашли в  некошеном овсе. 17) Оборвалось у меня сердце, потому что собаки все ближе голоса  подают.  18) Лег я плашмя и закрылся руками, чтобы они мне хоть лицо не  обгрызли. 19) Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о  том, что довелось  пережить в плену. 20) Так вот этот самый комендант на другой день после того, как я  про кубометры сказал, вызывает меня. 21) Попрощался я с товарищами, все они знали, что на смерть иду,  вздохнул и пошел. 22) Что­то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла, и стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета  бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в  последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все­таки  трудно… 23) Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду  пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть  свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не  превратили, как ни старались. 24) Недели две  возил я своего  майора из Потсдама в Берлин и  обратно, а потом послали его в прифронтовую полосу на строительство  оборонительных рубежей против наших.  25) И тут я спать окончательно разучился: ночи напролет думал, как  бы мне к своим, на родину сбежать. 26) На заре услыхал я в первый раз за два года, как громыхает наша  артиллерия, и, знаешь, браток, как сердце забилось? 27) Майор на заднем сиденье спокойно дремлет, а у меня сердце из  груди чуть не выскакивает. 28) Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход,  чтобы они видели, что майор едет. 29) Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в  этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне  нечем… 30) В это время я и познакомился с моим новым сынком, вот с этим,  какой в песке играется. 31) И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек  несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем  пути, если к этому позовет его Родина. 32) Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем  расставанье, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми  ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. 33)  И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я  поспешно отвернулся. 34) Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не  увидел, как бежит по твоей щеке жгучая  и скупая мужская слеза… Используемая литература: 1. М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Литература. 9 кл. В 2 ч.  Ч.2: учеб.­хрестоматия для общеобразоват. Учреждений / авт.­сост.  Т.Ф.курдюмова, С.А. Леонов, О.Б.Марьина; под ред.  Т.Ф.Курдюмовой. – 9­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 283 с.:  ил.

Дидактические материалы по теме «Виды сложных предложений»

Дидактические материалы по теме  «Виды сложных предложений»

Дидактические материалы по теме «Виды сложных предложений»

Дидактические материалы по теме  «Виды сложных предложений»

Дидактические материалы по теме «Виды сложных предложений»

Дидактические материалы по теме  «Виды сложных предложений»

Дидактические материалы по теме «Виды сложных предложений»

Дидактические материалы по теме  «Виды сложных предложений»

Дидактические материалы по теме «Виды сложных предложений»

Дидактические материалы по теме  «Виды сложных предложений»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2018