Дидактические материалы по теме «Виды сложных предложений»

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 08.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный дидактический материал может быть использован на уроках русского языка при изучении темы «Виды сложных предложений» в 9 классе, а также при подготовке к ОГЭ по русскому языку (9 класс) и ЕГЭ по русскому языку (11 класс), так как содержит материал по сложным предложениям. В задании предлагается определить вид сложного предложения. Выполняя это задание, учащиеся одновременно повторяют теорию по сложным предложениям и по грамматической основе предложения. Все предложения взяты и рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Готовя этот материал, я взяла именно рассказ М.А.Шолохова, потому что мы живем на родине этого великого писателя и должны знать его произведения.
Иконка файла материала Дидактические материалы.doc
МБОУ «Меркуловская СОШ» Дидактические материалы по теме  «Виды сложных предложений» Подготовила: Акимова Елена Георгиевна,  учитель русского языка и литературы. 2017 гПояснительная записка.    Данный дидактический материал может быть использован на уроках  русского языка при изучении темы «Виды сложных предложений» в 9 классе,  а также при подготовке к ОГЭ по русскому языку  (9 класс) и ЕГЭ по  русскому языку (11 класс), так как содержит  материал по сложным  предложениям. В задании предлагается определить вид сложного  предложения. Выполняя это задание, учащиеся одновременно повторяют   теорию  по сложным предложениям и  по грамматической основе  предложения.     Все предложения взяты и рассказа Михаила Александровича Шолохова  «Судьба человека». Готовя этот материал, я взяла именно рассказ  М.А.Шолохова, потому что мы живем на родине этого великого писателя и  должны знать его произведения. Дидактический материал по теме «Виды сложных предложений».  подчеркните грамматическую основу предложения, определите вид  Задание:    сложного предложения, начертите схемы. 1) В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое  суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли  набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные  речки, и дороги стали почти совсем непроездны. 2) Я присел на него [на плетень], хотел закурить, но, сунув руку в правый  карман ватной стеганки, к великому огорчению, обнаружил, что пачка  «Беломора» совершенно размокла. 3) Тогда мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло,  побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула, а теперь, горько  досадуя на свою оплошность, я бережно извлек из кармана раскисшую  пачку, присел на корточки и стал по одной раскладывать на плетне  влажные, побуревшие папиросы. 4) Вскоре я увидел, как из­за крайних дворов хутора вышел на дорогу  мужчина.5) Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину  гоняет. 6) Но вот он, проводив глазами сынишку, глухо покашлял, снова  заговорил, и я весь превратился в слух. 7) Так и прожил десять  и не заметил, как они прошли. 8)  И дети радовали: все трое учились на «отлично», а старшенький,  Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали. 9) Откуда у него проявился такой огромадный талант к этой науке, я и  сам, браток, не знаю. 10) Тут  у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут  она с такими словами. 11) Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что­то клокочет и булькает в горле. 12) Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно  опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые  губы… 13) 14) Ну, вот, стало быть, лежу я и слышу: танки гремят. Четыре немецких средних танка на полном газу прошли мимо  меня туда, откуда я со снарядами выехал… 15) Потом тягачи с пушками потянулись, полевая кухня проехала,  потом пехота пошла, не густо, так, не больше одной битой роты. 16) Собаки сыскные шли по моему следу, они меня и нашли в  некошеном овсе. 17) Оборвалось у меня сердце, потому что собаки все ближе голоса  подают.  18) Лег я плашмя и закрылся руками, чтобы они мне хоть лицо не  обгрызли. 19) Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о  том, что довелось  пережить в плену.20) Так вот этот самый комендант на другой день после того, как я  про кубометры сказал, вызывает меня. 21) Попрощался я с товарищами, все они знали, что на смерть иду,  вздохнул и пошел. 22) Что­то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла, и стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета  бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в  последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все­таки  трудно… 23) Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду  пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть  свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не  превратили, как ни старались. 24) Недели две  возил я своего  майора из Потсдама в Берлин и  обратно, а потом послали его в прифронтовую полосу на строительство  оборонительных рубежей против наших.  25) И тут я спать окончательно разучился: ночи напролет думал, как  бы мне к своим, на родину сбежать. 26) На заре услыхал я в первый раз за два года, как громыхает наша  артиллерия, и, знаешь, браток, как сердце забилось? 27) Майор на заднем сиденье спокойно дремлет, а у меня сердце из  груди чуть не выскакивает. 28) Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход,  чтобы они видели, что майор едет. 29) Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в  этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне  нечем… 30) В это время я и познакомился с моим новым сынком, вот с этим,  какой в песке играется. 31) И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек  несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот,который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем  пути, если к этому позовет его Родина. 32) Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем  расставанье, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми  ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. 33)  И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я  поспешно отвернулся. 34) Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не  увидел, как бежит по твоей щеке жгучая  и скупая мужская слеза… Используемая литература: 1. М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Литература. 9 кл. В 2 ч.  Ч.2: учеб.­хрестоматия для общеобразоват. Учреждений / авт.­сост.  Т.Ф.курдюмова, С.А. Леонов, О.Б.Марьина; под ред.  Т.Ф.Курдюмовой. – 9­е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 283 с.:  ил.