Данный дидактический материал может быть использован на уроках русского языка при изучении темы «Виды сложных предложений» в 9 классе, а также при подготовке к ОГЭ по русскому языку (9 класс) и ЕГЭ по русскому языку (11 класс), так как содержит материал по сложным предложениям. В задании предлагается определить вид сложного предложения. Выполняя это задание, учащиеся одновременно повторяют теорию по сложным предложениям и по грамматической основе предложения.
Все предложения взяты и рассказа Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Готовя этот материал, я взяла именно рассказ М.А.Шолохова, потому что мы живем на родине этого великого писателя и должны знать его произведения.
МБОУ «Меркуловская СОШ»
Дидактические материалы по теме
«Виды сложных предложений»
Подготовила: Акимова Елена Георгиевна,
учитель русского языка и литературы.
2017 гПояснительная записка.
Данный дидактический материал может быть использован на уроках
русского языка при изучении темы «Виды сложных предложений» в 9 классе,
а также при подготовке к ОГЭ по русскому языку (9 класс) и ЕГЭ по
русскому языку (11 класс), так как содержит материал по сложным
предложениям. В задании предлагается определить вид сложного
предложения. Выполняя это задание, учащиеся одновременно повторяют
теорию по сложным предложениям и по грамматической основе
предложения.
Все предложения взяты и рассказа Михаила Александровича Шолохова
«Судьба человека». Готовя этот материал, я взяла именно рассказ
М.А.Шолохова, потому что мы живем на родине этого великого писателя и
должны знать его произведения.
Дидактический материал по теме «Виды сложных предложений».
подчеркните грамматическую основу предложения, определите вид
Задание:
сложного предложения, начертите схемы.
1) В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое
суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли
набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные
речки, и дороги стали почти совсем непроездны.
2) Я присел на него [на плетень], хотел закурить, но, сунув руку в правый
карман ватной стеганки, к великому огорчению, обнаружил, что пачка
«Беломора» совершенно размокла.
3) Тогда мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло,
побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула, а теперь, горько
досадуя на свою оплошность, я бережно извлек из кармана раскисшую
пачку, присел на корточки и стал по одной раскладывать на плетне
влажные, побуревшие папиросы.
4) Вскоре я увидел, как изза крайних дворов хутора вышел на дорогу
мужчина.5) Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину
гоняет.
6) Но вот он, проводив глазами сынишку, глухо покашлял, снова
заговорил, и я весь превратился в слух.
7) Так и прожил десять и не заметил, как они прошли.
8) И дети радовали: все трое учились на «отлично», а старшенький,
Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в
центральной газете писали.
9) Откуда у него проявился такой огромадный талант к этой науке, я и
сам, браток, не знаю.
10)
Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут
она с такими словами.
11)
Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я
услышал, как у него чтото клокочет и булькает в горле.
12)
Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно
опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые
губы…
13)
14)
Ну, вот, стало быть, лежу я и слышу: танки гремят.
Четыре немецких средних танка на полном газу прошли мимо
меня туда, откуда я со снарядами выехал…
15)
Потом тягачи с пушками потянулись, полевая кухня проехала,
потом пехота пошла, не густо, так, не больше одной битой роты.
16)
Собаки сыскные шли по моему следу, они меня и нашли в
некошеном овсе.
17)
Оборвалось у меня сердце, потому что собаки все ближе голоса
подают.
18)
Лег я плашмя и закрылся руками, чтобы они мне хоть лицо не
обгрызли.
19)
Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о
том, что довелось пережить в плену.20)
Так вот этот самый комендант на другой день после того, как я
про кубометры сказал, вызывает меня.
21)
Попрощался я с товарищами, все они знали, что на смерть иду,
вздохнул и пошел.
22)
Чтото жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла, и
стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета
бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидали в
последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться всетаки
трудно…
23)
Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду
пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть
свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не
превратили, как ни старались.
24)
Недели две возил я своего майора из Потсдама в Берлин и
обратно, а потом послали его в прифронтовую полосу на строительство
оборонительных рубежей против наших.
25)
И тут я спать окончательно разучился: ночи напролет думал, как
бы мне к своим, на родину сбежать.
26)
На заре услыхал я в первый раз за два года, как громыхает наша
артиллерия, и, знаешь, браток, как сердце забилось?
27)
Майор на заднем сиденье спокойно дремлет, а у меня сердце из
груди чуть не выскакивает.
28)
Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход,
чтобы они видели, что майор едет.
29)
Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в
этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне
нечем…
30)
В это время я и познакомился с моим новым сынком, вот с этим,
какой в песке играется.
31)
И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек
несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот,который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем
пути, если к этому позовет его Родина.
32)
Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем
расставанье, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми
ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой.
33)
И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я
поспешно отвернулся.
34)
Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не
увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…
Используемая литература:
1. М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Литература. 9 кл. В 2 ч.
Ч.2: учеб.хрестоматия для общеобразоват. Учреждений / авт.сост.
Т.Ф.курдюмова, С.А. Леонов, О.Б.Марьина; под ред.
Т.Ф.Курдюмовой. – 9е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 283 с.:
ил.