ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Методические указания
Задания составлены в определенной последовательности, от простого к сложному, с использованием авторских стихотворных правил и упражнений, и рассчитаны на самостоятельную работу при повторении грамматических норм (орфографических, морфологических, пунктуационных и др..). Выполнение заданий дает возможность осуществления межпредметных связей, использовать мнемонические приемы запоминания, способствует развитию творческих способностей учащихся.
ЗАДАНИЕ 1.
Давайте познакомимся, или зачем изучать русский язык
1.1. Вставить, где нужно, пропущенные буквы.
Озн_меновать, спортивный _таше, пр_н_брежительно, стро_щееся здание, препод_ватель, распростр_няться, ра_толковать, се_ия, эксп_р_мент, (с,з)г_ришь, а не заг_ришь; (с,з)гибать и ра_гибать; ра_пол_гаеш_ся, р_вняйсь, (не)смотря на юн_ый возр_ст, нач_нались, пр_к_снеш_ся, без_нициативный заказ_ик, перебе(з,ж)_ик, гон_щик, под_грать, бе_корыс_ный, бе_вкус_ный, бе_числен_ый, много рощ_, помощ_, свеч(ё,о)й, могуч_, (в)течени_ трен_ровки, бор_щийся спор_мен, финиш_.
1.2. Запишите текст, восстановите пропущенные знаки препинания.
Зачем нужно изучать русский язык Чтобы быть грамотным Чтобы уметь ясно выражать свои мысли Или для того чтобы развивать память и внимание, упорство и настойчивость
Слово одежда всех фактов всех мыслей писал А.М. Горький. М.В. Ломоносов видел в русском языке великолепие испанского живость французского крепость немецкого нежность итальянского "богатство и сильную в изображении краткость греческого латинского языка"
Отмечая особенности английского французского и немецкого языков Н.В. Гоголь считал что нет слова которое было бы тех замашито бойко так вырвалось бы из-под самого сердца так бы кипело и животрепетало как метко сказанное русское слово Знать русский язык нужно не только писателю или студенту-филологу. Спортивная карьера чемпиона рано или поздно эавершится. Возможно ее сменит работа тренера или спортивного журналиста. Эти профессии как и работа учителя требует не только хороших знаний но и высокой речевой культуры.
Перефразируя известную цитату В.В. Маяковского я русский бы выучил только за то … (закончите фразу).
1.3. Представьтесь, пожалуйста. Что привело Вас на факультет физической культуры? Чем Вы увлекаетесь? Кем хотите стать? Используйте в ответе элементы самохарактеристики.
ЗАДАНИЕ 2
«На ошибках учимся!» Правописание безударных гласных
2.1. Исправьте ошибки, допущенные в задании 1. Объясните правописание слов, в которых они были допущены.
2.2. В приведенном стихотворном примере «зашифровано» основное правило русской орфографии. Сформулируйте его. Какие еще правила надо вспомнить, чтобы не допустить ошибок в этом тексте? Перепишите, подчеркивая орфограммы.
Час – часы, вес – весы
И кусочек колбасы.
Не смотрите на весы:
Ни кусочка колбасы!
Достань кусочек сала
Во что бы то ни стало!
2.3. Найдите в стихотворном тексте два правила – руководства для проверки безударных гласных.
Вот кАпуста в пИрОгах,
Вот грамматика в стихах.
Чтобы правильно писать,
Надо слово изменять:
Сапоги – сапОг, запОлни –
Заполнять. А вот кОчан
Не проверишь. – Так запомни!
Колесо, арба, кОлчан,
АбАжур и бАкАлея,
вЕрЕница, вЕстИбюль,
кАнИфоль и лОтЕрея,
эскАлатор, рИдИкюль.
СкОвОродка, тАбуретка,
АплОдировать, дОклад,
вЕнтИляция, тАблетка,
дИсцИплина, рЕфЕрат.
Аккуратный, амбразура,
Артиллерия, цензура…
Чтобы правильно писать,
Надо память развивать.
Придумайте связный рассказ, используя приведенные слова с гласными, не проверяемыми ударением.
ЗАДАНИЕ 3. Тренируем память
3.1. Виды памяти
Прослушайте текст (см. Приложение 1). После чтения назовите виды памяти, о которых вы узнали. Запишите под диктовку два последних абзаца.
3.2. Спортивная лексика
Подберите к терминам из левой колонки их определения из правой.
1. Адаптация |
Удар снизу. Силовое движение руки боксера снизу вверх |
2. Акселерация |
Инструмент для определения высоты тела |
3. Альтиметр |
Зависимость восприятия от опыта, психики и индивидуальных особенностей человека |
4. Амбидекстрия |
Прибор для измерения скорости ветра |
5. Анорак |
Ускорение темпов индивидуального развития у детей и подростков |
6. Антиципация |
Процесс приспособления организма к изменяющимся условиям |
7. Анемометр |
Способность человека в равной мере владеть правыми и левыми конечностями |
8. Апперцепция |
Верхняя ветрозащитная и водонепроницаемая одежда типа блузы с капюшоном |
9. Антропометр |
Способность спортсмена предвидеть (предугадывать) действия соперника и партнера |
10. Апперкот |
Прибор для определения высоты подъема |
3.3. Запишите текст под диктовку, озаглавьте его и попробуйте пересказать через неделю, сохраняя имена, географические названия, даты.
Благодаря бегу вошло в историю имя юноши, который не был героем Олимпийских игр.
В 490 г. до н.э. персидские полчища вторглись на Пелопоннес, желая завоевать Грецию. Но малочисленное и мужественно сражавшееся войско эллинов разгромило захватчиков вблизи деревни Марафон. И тогда греческий полководец Мильтиад послал в столицу быстроногого воина Филиппидеса. Долог и сложен был его путь. Скалы и леса вставали преградой. Доспехи становились все тяжелей. Невыносимо мучила жажда. Но Филиппидес, желая поскорей принести соотечественникам счастливую весть, бежал, так ни разу и не остановившись, чтобы перевести дух. Вбежав на главную площадь Афин, он воскликнул: «Радуйтесь! Мы победили!» И тут же упал замертво.
Благодарные потомки пронесли память об этом подвиге через века. Появился бег на дистанцию 42 км 195 м, которую преодолел Филиппидес. На Олимпиадах ХХ века марафонским бегом завершается программа состязаний по легкой атлетике, и самый выносливый атлет причисляется к главным героям Игр.
3.4. Проверяем творческое домашнее задание 2.3.
ЗАДАНИЕ 4. Правописание безударных гласных
4.1. Перечитайте стихотворное правило (задание 2.3). От чего еще зависит правописание безударных гласных? Перепишите вторую часть правила, вставляя пропущенные буквы.
Чтобы правильно писать,
Надо слово понимать.
Упражнение сп_ши,
Только думай, не сп_ши!
Пол_скай белье на речке,
Пол_скай кота на печке.
Зап_вай водой п_люлю,
Песню запе_вай любую.
Долго дома он с_дел,
Постарел и пос_дел.
Здесь художник прож_вал.
Дверь в квартиру отво_рив,
Он бифштекст не прож_вал
И картошки отв_рил.
Посв_ти себя добру!
Свято верь… – Постой, где клещи?
Посв_ти мне! Не найду
Я без света нужной вещи.
4.2. Придумайте предложения со словами:
Обежал – обижал, развевался – развивался, разредили – разрядили, скрепите – скрипите, старожил – сторожил, умаляла – умоляла, обвевал – обвивал, свела – свила, примеряла – примиряла.
4.3.
мок – мак ровн – равн
ПОМНИ: жидкость пропускать – Раз неровные поля,
МОКнуть значит, не МАКать, ПодРОВняют люди.
То есть в жидкость погружать, Были мы РАВны всегда,
ОбМАКнуть перо в чернила, Равными и будем.
Но бумагой проМОКать! Исключение:РАВНИНА
Попробуйте изобразить разницу в значении и правописании корней графически.
5.1. Вставьте пропущенные гласные, обращая внимание на ударение (гор–, клон–, твор–, зар – в безударном положении), конечную согласную корня (–лож–, скоч–; раст–, ращ–, рос–) и суффикс «а» за корнем (лаг–а–, кас–а–; бир–а–, дир–а–, мир–а–, пир–а–, тир–а–).
Прик_снуться – прик_саться, предл_гать – предл_жить, покл_ниться – кл_няться, разг_раться – г_реть –г_рь; з_рька, з_ря, з_рница, оз_рение; ур_вень – ур_внение, выр_стить – выр_сли, прор_стать; выр_внять – пор_вняться, вск_чить – ск_кать, обм_кнуть – пром_кнуть; тв_рение, тв_рчество, тв_рь.
Соб_ру – соб_раю, выб_ру – выб_раешь, расст_лаешь – расст_лю, зам_реть – зам_рать, раст_реть – раст_раю, бл_стать – бл_стеть, разд_решь – разд_раешь, сжечь – сж_гать, переч_сть – переч_тать, внять – вн_мать – вн_мание, снять – сн_мать.
5.2. Составьте предложения с приведенными ниже словосочетаниями.
Удержать р_вновесие, разр_внять землю, р_внение на лучших, проск_кать на лошади, проск_чить мимо, сделать предл_жение, предл_гать условия, обм_кнуть перо в тушь, непром_каемая обувь, вым_кнуть под дождем, м_кать хлеб в сметану, накл_ниться за цветком, покл_нялись солнцу, морские водор_сли, отр_сль производства, отр_стить волосы, выр_щенный в теплице, отр_слевой вуз, ловкая пл_вчиха, оз_ренный светом.
5.3. Составьте пары глаголов с чередующимися гласными и запишите их в две колонки : е (1) – и (2), о – а.
5.4. Придумайте карточки для игры «Пятый лишний», например: соб_рать, подт_реть, подт_рать, зад_рать, зам_рать. (Ответ: собирать, подтереть, подтирать, задирать, замирать).
5.5.Для тех, кто любит сочинять стихи – творческое задание: попробуйте написать строки, помогающие запомнить правила, например:
Если после корня А –
В корне будет И всегда.
5.6 (доп). Попробуйте, пользуясь подсказками из задания 5.1, составить алгоритм «Чередование гласных в корне», определяющий очередность вопросов, по которым можно прийти к правильному написанию гласной. В качестве первого вопроса используйте следующий: «Есть ли полногласие?» Варианты ответа: ДА – пишу О (-оро-, -оло-) – ворота, золото; НЕТ – пишу А (вратарь, злато).
ЗАДАНИЕ 6. Проверочная работа 1
6.1. Вставить пропущенные знаки препинания и буквы, объясняя правописание слов с безударными гласными в корне.
Таинственные цветы
Как-то летом я возвр_щался с озера в деревню. Дорога шла лесом все вокруг зар_сло пахучими травами. Заслушавшись пением птиц я заметил на поляне синие цветы. Зар_сли их были похожи на маленькие озера с густой синей водой. Я насоб_рал этих цветов. Они были похожи на колокольчики но у колокольчиков чашечка всегда скл_няется к земле а у этих чашечки стояли выт_нувшись вверх словно они раскрылись (на)встречу з_ре.
Густая пор_сль березн_ка закрыла от меня дорогу и я вск_чил на пень опред_ляя куда мне идти. Наконец я вышел из леса в поле. Сердце зам_рало при виде красоты утренней природы. На траве бл_стали капли росы широко расст_лались посевы хлебов.
На полевой дороге мне попались две заг_релые деревенские девушки. Увид_в меня с цветами они точно зам_рли а потом рассмеялись и нач_ли оживленно разговаривать. Пор_внявшись со мной девушки сказали: «Спасибо вам что вы повстр_чались нам с этими цветами». А потом покл_нились мне и бросились бежать.
Я предл_гал девушкам взять цветы с собой но мое предл_жение их еще больше смешило. Я решил что девушки шутят надо мной. Но все же было что-то таинственное и уд_вительное в этом случае что к_салось этих девушек и чего я не мог понять.
В деревне загадка разъяснилась. Моя соседка сказала: «Вы нашли очень редкие цветы. Есть поверье что они приносят девушкам счастливую любовь».
6.2. Подчеркните чередующиеся гласные. Выпишите слова с безударными гласными и проверьте их ударением.
6.3. Придумайте как можно больше пар слов с корнями бер – бир, дер – дир, мер – мир, пер – пир, тер – тир, например: натереть – натираешь. С тремя парами слов придумайте предложения.
ЗАДАНИЕ 7. Гласные после шипящих и ц. Мягкий знак после шипящих. Употребление мягкого и твердого знаков
7.1. Прочитайте и запишите стихотворный пример. Чем объяснить различное написание слов «поджог» и «поджег»?
Кто-то совершил поджог,
Склад с припасами поджег.
7.2. По какому принципу сгруппированы слова в первой строфе? Во второй? Сформулируйте правило.
Желудь, желчь, учеба, счет,
Чёрт – черта, чертить; зачет,
Щеголь, щетка, челка,
Шепот, челн, чечетка.
Шомпол, шорох, шоры, шов,
Чох, чащоба, жор, крюшон,
Чокаться, бесшовный,
Артишок, крыжовник.
7.3. Объясните, когда в суффиксах и окончаниях после шипящих пишется «о», а когда – «ё»? Изобразите это правило графически. Расставьте ударения и вставьте пропущенные буквы в следующих словах:
Алыч_й, груш_й, круж_ч_к, друж_ч_к, ключ_м, шалаш_м, горош_к, собач_нка, камыш_вый, ключ_вой, нош_й, спарж_й, свеч_й.
Дириж_р, стаж_р, ретуш_р, туш_ное мясо (туш_нка), сгущ_нка.
Чем объясняется написание одной и той же пропущенной гласной в последней строке?
7.4. Объясните правописание следующих слов:
а) объездить, объявить, предъюбилейный, разъемный;
б) трехъярусный, двухэтажный, четырехъярусный, детясли;
в) адъютант, объект, инъекция, конъюнктура;
г) карьеризм, барьер, обезьяна, бильярд, вьюга, лисьи, воробьиный;
д) бульон, батальон, компаньон, павильон, почтальон, медальон, синьор, бельэтаж.
7.5. Допишите в скобках объяснение написания мягкого знака или его отсутствия. Оформите стихотворные примеры в виде таблицы.
Рощ, туч, встреч (сущ. РП мн.ч.),
Стриж, плащ, меч (…),
Свеж, горяч, хорош (…);
Ночь, мышь, рожь (…),
Печь, спишь, спрячь (…),
Лишь, прочь, вскачь(…),
Но уж замуж невтерпеж.
7.6. «Пятый лишний». Поставьте, где надо, мягкий знак. Подчеркните в каждой «пятерке» примеров слово с другой орфограммой.
1. Луч, мяч, дач, печ, горяч. 2. Ландыш, камыш, тиш, замуж, уж. 3.Туч, спряч, сыч, мираж, с круч. 4. Доч, теч, реч, меч, леч. 5. Спиш, спич, проч, помощь, картеч. 6. Туш, дич, наотмаш, навзнич, лиш. 7. Дрож, сплош, туш, бреш, финиш.
Придумайте 5 предложений с приведенными выше словами.
ЗАДАНИЕ 8. Правописание приставок
8.1. На какие три группы можно разделить все приставки? Как пишутся приставки 1 группы? От чего зависит правописание приставок на -з (с)? Как отличить приставку пре- от при-?
Раз картошка, два картошка
РаСТворить, но раЗБивать.
Рассмотреть, раскрой окошко!
Разбежаться, разрывать.
Беззаветный, беспардонный,
Бессловесный, бесподобный;
Безвозмездно, без причин.
Без сапог, без зла, бездонный,
Беспричинный, без парчи.
8.2. Перечислите основные значения приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Жили-были пре- и при-
Вместе с пере-. Посмотри:
Пре – преступников ловила,
Пре – премудрая была;
Очень сладкое любила,
В предложениях жила.
Не пресытилась словами,
Не прельстилась пирогами,
Никого не предала.
Пере- суп пересолила,
Всю посуду перебила;
Пере- так переживала,
Плакать не переставала.
Перекресток перешла –
Перемирие нашла.
ПРИ – приставка посложней:
Присмотрись получше к ней!
Приближаться, приходить,
Что-то присоединить,
И немножко приоткрыть.
Привокзальный, придорожный
(Нахождение вблизи).
Припорошенный, пригожий
Приказал: «Притормози!»
Пританцовывать, припрятать
(Для кого-то приберечь),
Приглушить; принять, приятно,
Преткновенье, пренебречь.
Приложить, пригнать, признаться…
Предлагаю разобраться!
8.3. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните «лишние» слова.
a) ра_говорился, ра_просить, ра_сказ, ра_считать, бе_спорно;
б) _делать, _бегать, _жать, бе_вкусный, _шить;
в) ра_писка, р_спись, р_спуск, р_злив, р_звальни;
г) ра_чет, бе_сменный, бе_помощный, чре_мерно, чере_чур;
д) пр_числить, пр_слониться, пр_ем, пр_емник, пр_ёмник;
е) пр_цедент, пр_тензия, пр_оритет, пр_зидиум, пр_стиж.
Составьте аналогичные задания к игре «Четвертый лишний».
8.4. Запомните правописание следующих слов, с 5-ю словами составьте предложения.
ПрИвИлегия, прИмадонна, прИмитив, прИдавать значение, прЕдавать друга, прИвольный, прИчудливый, прЕподнести, прЕподать, прЕклонить колени (согнуть), прИклонить голову (найти приют), прИзреть (позаботиться о ком-нибудь), прЕумножить (сильно умножить), прИумножить (немного умножить), прИбывать (приезжать), прЕбывать (находиться), прЕтерпевать гонения, прИтерпеться.
8.5. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание, пользуясь следующим кодом:
1 – Ы после приставок на согласную, кроме Ж и К, Г, Х;
2 – И после приставок МЕЖ-, СВЕРХ-;
3 – И после иноязычных (ПАН-, КОНТР- и др.);
4 – И в корнях сложных слов.
Без_звестный, дез_информация, с_мпровизировать, контр_игра, пред_нфарктный, сверх_зысканный, под_тожить, меж_рригационный, пред_юльский, спорт_вентарь, без_нициативный, мед_нститут, пан_сламский, под_грать, раз_граться.
9.1.* Образуйте при помощи приставок, суффиксов и окончаний как можно больше слов с корнями ход- и бег-. Запишите их.
9.2.* Назовите суффиксы, обозначающие людей по роду деятельности и профессии. Приведите слова с этими суффиксами.
9.3. Вставьте нужный суффикс, используя правило:
Если есть Д, Т, З, С, Ж – напишем -чик,
Если нет Д, Т, З, С, Ж – напишем -щик.
А) Фрезиров_ик и точил_щик Б) Извоз_ ик, сверлил_ик,
Перевоз_ик и носил_ик, Учет_ик, добыт_ик,
Перепис_ик , перевод_ик, Асфальт_ик, зачин_ик,
Перебеж_ик переплет_ик, Чекан_ик, подпис_ик,
Барабан_ик и рассказ_ик. Развед_ик, забой_ик,
Но – ремонТЩик и брильянТЩик Проход_ик, застрой_ик.
(Иностранные слова!)
9.4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. КузнечИк – И – кузнечИка,
ЗвоночЕк – Е – звоночка.
Пакет_к – _ – пакет_ка,
Кусоч_к – _ – кусочка.
9.5. На основе приведенных примеров сформулируйте правила написания суффиксов; перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Горец – горца (м.р.), красавец (м.р.) – красавица (ж.р.), пуговица – пуговичка, горошина – горошинка; Ваня – Ванечка (имя); средн. р.: письмецо – именьице.
Кормил_ца, на завал_нках, постоял_ц, кресл_це, пальт_цо, жемчуж_на, хлеб_ц, плать_це, француж_нка, изюм_нка.
9.6. Образуйте прилагательные с суффиксами -ев-, -лив-, -чив- от приведенных ниже слов:
Вдуматься, гуж, доверять, дождь, жалость, зависть, ключ, край, непоседа, плюш, совесть, соя, строй, уживаться, услуга, уступать.
9.7. Вставьте одно или два Н, объясните правописание.
Бара_ий – ра_ий, были_ый – грачи_ый, голуби_ый – глуби_ый, кури_ый – стари_ый, льви_ый – ми_ый, песча_ый – коча_ый, ю_ый – стру_ый; оловя_ый – деревя_ый. (доп. – стихотворные примеры).
9.8. Вставьте пропущенные буквы, сформулируйте основные правила написания суффиксов прилагательных.
Багря_ый закат, бесчисле_ое множество, стекля_ая посуда, дискуссио_ый вопрос, дли_ая очередь, журавли_ая стая, карти_ая галерея, кожа_ая куртка, земля_ой пол, каме_ый дом, недюжи_ые способности, румя_ые щеки, подли_ое искусство, исти_ое положение, ржа_ой калач, сезо_ый рабочий (Д/з: сочинение «Психологический портрет друга» или «Спорт? Спорт… Спорт!»).
ЗАДАНИЕ 10. Проверочная работа 2
10.1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1. Перед_вали, соед_няться, приост_новили, препод_ватель, прибл_жение, прет_ндент, сост_зание, обл_гчать, озн_комиться, т_ж_ловатый.
2. Разв_вались знамена, разр_дить обст_новку, оз_рила окрестность, посв_тить стихотв_рение, посв_тить луч_м, принар_диться в плать_це, прог_ревший к_стер, прик_сновение, прик_саться, прил_жение.
3. Ж_лтый, мяч_м, ш_пот, ш_рох, трущ_ба, щ_тка, трещ_тка, сгущ_нка, девч_нка, деш_вый.
4. Алыч_вый, камыш_вый, собач_нка, холщ_вый. туш_ный, разж_г, тренаж_р, трен_р, снаряж_н, смеш_н.
5. Пр_ближаешься, пр_небрегаешь, пр_сыщаешься, непр_косновенный, пр_следующий, пр_слоняешься, пр_чудливый, пр_забавный, пр_прятываешь, пр_бывание на занятиях.
6. Бе_душный, бе_словесный, бе_сердечный, без_ницативный, бе_прекословно, без прер_каний, с_мпровизировать, (з,с)бежать, _двинуться, рас_чет.
7. Дез_нфекция, сверх_дейный, пред_юльский, спорт_нвентарь, меж_нститутский, под_грать, контр_гра ,без_дейный, пед_нститут, пред_нфарктный. (ы или и?)
8. Разборч_вый, расчетл_вый, заносч_вый, сирен_вый, расшир_нный, син_ватый, до_атый, брус_атый, тума_ый, звер_водч_ский.
9. Добавьте, где надо, мягкий знак.
Много луж_, любящий муж_, килограмм груш_, доч_, вскач_, помощ_, спряч_, плащ_, леденящ_, невтерпеж_, рож_, береч_,уж_. съеш_, с плеч_, плеш_, проч_.
10. Ад_аптация, адр_налин, акс_л_рация, ан_мометр, антиц_пация, а_ерцепция, а_аше, амб_декстрия, а_еркот, ан_рак.
10.2. Напишите текст под диктовку. Проверьте себя, используя слова из второй части диктанта. При самостоятельном выполнении задания вставьте, где нужно, непроизносимые согласные.
Непроизносимые согласные
(диктант с самопроверкой)
Место – местный, ясен – ясный,
Пос_ный, костный (от костей),
Есть и косный, и опасный,
Безызвестный – нет вестей.
Гнус_ный, горес_ный, ненас_ный,
Вкус_ный, праз_ничный, прекрас_ный,
Комендан_ский, захолус_ный,
Дилетан_ский, безыскус_ный,
Сер_це, сверс_ник, свис_нуть (свист),
Свис_нуть (виснуть сверху вниз).
Со_нце, доблес_ный, совмес_ный,
Грус_ный, чу_ственный, чудес_ный,
Влас_ный, ярос_ный, ужас_ный,
Бессловес_ный и несчас_ный.
Что неясно, снова спросим,
Проверяя, произносим:
Словеса, сердечко, гнусен,
Дилетанты, безыскусен,
Коменданты, безопасен,
Захолустье, вкус прекрасен.
Ужас, горести, несчастье,
Чудеса, посты, ненастье,
Ярость, солнышко, грустить,
Власть и доблесть совместить.
Косный, сверсТники, висеть,
ПразДник чуВствуя, свистеть.
ЗАДАНИЕ 11. Правописание глаголов
11.1.* Подберите как можно больше глаголов, обозначающих движение. Какие из них можно использовать при составлении конспекта урока по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм? Придумайте 5–7 предложений с этими словами.
11.2.* В чем разница между глаголами сказать и говорить? Шептать, хрипеть, шепелявить, мямлить, произносить? Кричать, орать, гавкать, рявкать, декламировать?
11.3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов.
1. Бездонной кадки водой не наполн_шь. 2. Где стро_шь, там и ро_шь. 3. Как постел_шь, так и высп_шься. 4. Конь вырв_тся – догон_шь, слова сказанного не ворот_шь. 5. Одной рукой и узла не завяж_шь. 6. Мягко стел_т, да жестко спать. 7. Пустая мельница и без ветра мел_т. 8. Розы кол_тся, а пчелы жал_тся. 9. Скаж_шь – не ворот_шь, напиш_шь – не сотрешь, отруб_шь – не пристав_шь. 10. Что было, то вид_ли, что будет, то увид_м.
11.4. Составьте предложения с приведенными ниже словами.
Обессилеть (самому) – обессилить (кого-то), обескроветь – обескровить, обезуметь – обезумить, обезлесеть – обезлесить, обезлюдеть – обезлюдить.
11.5. Составьте предложения с каждым из приведенных ниже слов по образцу: Выслать. Вышлите мне нужную справку заказным письмом (повелит. наклонение). Если вышлете в ближайшие дни, я получу ее вовремя (будущее время).
Выбрать, вытереть, наполнить, выручить, написать, выйти, прыгнуть.
11.6. С помощью стихотворной подсказки сформулируйте правило правописания глагольных суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-.
а) сказывать и радовать – сказываю, радую;
б) ковать, жевать, бывать – кую, жую, бываю.
11.7. Вставьте пропущенные буквы.
Вытанцов_вать, завед_вать, заноч_вать, исповед_вать, перелицов_вать, потч_вать, размах_вать, расхвал_вать, завид_вать, команд_вать.
11.8. Замените приведенные формы инфинитива и повелительного наклонения глаголами 2 лица.
Спрячь, ляг, сберечь, развлекать, назначь, бросить, бросай, печь.
ЗАДАНИЕ 12. Правописание причастий
12.1. Восстановите пропущенные окончания причастий, используя вопросы (каким? каком?):
О романе, прославивш… автора и все еще находящ… в рукописи. Сплошн… воющ… потоком. В побледневш…, выморожен… небе. С сильно бьющ…ся сердцем, с прерывающ…ся дыханием. Отразилось трепещущ… светом.
12.2. Образуйте от глаголов причастия при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-).
Образец: бороться (1 спр.) – борются – борющийся; строить (2 спр.) – строят – строящий.
Лечить, колебаться, дремать, стоить, клеить, пениться, дышать, брить, стелить (стлать), таять, верить, проверять, держать, слышать, плакать.
12.3. Вставьте пропущенные буквы.
Выкач_нная из бака нефть, выкач_нная из подвала бочка, выслуш_нные замечания, высуш_нные грибы, замеш_нный в преступлении человек, замеш_нное тесто, завнавеш_нное окно, подстрел_нная утром утка, посеребр_нные ложки, пристрел_нный волк, пристрел_нное ружье, удосто_нный награды, увеш_нная орденами.
Для справки. Страдательные причастия, образованные от глаголов 1 спряжения, сохраняют в суффиксе гласную инфинитива; в причастиях, образованных от 2 спряжения, всегда пишется суффикс -енн-, например: написать – написанный, пристроить – пристроенный.
12.4. Выполните задание по образцу.
Образец: Набежавшие было облака рассеяны сильным ветром (краткое причастие). На неинтересном занятии дети невнимательны и рассеянны (краткое прилагательное).
1. Девочка была взволнова_а этой встречей. – Игра актера была проникновенна и взволнова_а. 2. Победа нашей команды бесспорна и заслуже_а. – Присужденная гимнасту премия вполне им заслуже_а. 3. Принятые администрацией меры были согласова_ы с профкомом. – Движения спортсменов были ритмичны и в высшей мере согласова_ы. 4. Ответы студента на некоторые вопросы были неувере_ы. – Тренеры не были увере_ы в успешном исходе встречи. 5. Образова_ы специальные комиссии. – Наши студенты культурны и образова_ы.
Для справки. Краткое прилагательное легко заменить полным, краткое причастие – глаголом-сказуемым, например: были образованы (их образовали) – были образованны (были образованными).
12.5. Добавьте к отглагольным прилагательным причастия с приставкой и с пояснительным (зависимым) словом по образцу: груженый – нагруженный – груженный песком вагон.
Жареный, вязаный, званый, немощеная, печеный, вареная, тканый, мороженое, ношеная, кошеное, кованый.
С пятью примерами составьте предложения.
ЗАДАНИЕ 13.
Правописание наречий и служебных частей речи
13.1. Перепишите, пронумеруйте в скобках правила правописания наречий. Пользуясь стихотворными правилами, выполните последующие задания.
1. Кони, кони, кони, кони.
Мы сидели на балконе,
Чай пили, ложки били,
По-турецки говорили.
Мы по-русски говорили
И по-лисьи заучили:
-ому, -ему, -цки и –ски,
Если с по – пиши дефис;
В-третьих, в-пятых,
во-вторых,
И в-четвертых, и в-седьмых;
Кое-, -либо, то-, -нибудь,
-таки тоже не забудь!
В, на, за – О, из, до, с –
Слез С окнА, В окнО залез.
Настежь, навзничь,
прочь и сплошь,
Но уж замуж невтерпеж!
2. Сегодня учили
Мы правило в школе:
Наречия с «не»
(Не по-лисьи!)
На –О, –Е.
Небрежно, нелепо,
Невежливо (грубо),
Не сладко, а горько
(Запомни, подруга!).
Нисколько, ничуть,
Далеко не, совсем
НЕ – пишем раздельно,
Запомните все!
3. Негде жить – нигде не жить:
Как частицы различить?
Если нет с глаголом «не»,
То пиши приставку «не».
3.2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Слев_, направ_, запрост_, искос_, досух_, изобильн_, довольн_; (по)другому, (по)моему, (по)другому пути, (по)немецки, (по)волчьи; (чуть)чуть, (нежданно)негаданно, (едва)едва.
13.3. Вставьте в текст пропущенные термины.
1. … – это такая …, при которой правая (левая) нога находится впереди на расстоянии одного шага, тяжесть тела на двух ногах. 2.… – выполняется спиной к полу. 3. … – указывают, правой или левой ногой, можно выполнять шагом вперед или шагом назад. 4. … – нога впереди прямая, тяжесть тела на согнутой сзади ноге. 5. … – кисти рук опираются о гребень подвздошной кости, четырьмя пальцами вперед, большой палец назад, локти и плечи отведены так, чтобы лопатки сохраняли нормальное положение. 6. … – ладони внутрь, поднятые вверх, отведены назад до отказа. 7. … – подняты на высоту плеч, прямые, ладони книзу. 8. … – промежуточное положение рук между вперед и в стороны. 9. … – в горизонтальном положении руки направлены в одну сторону.
Упор лежа сзади. Руки вверх, в стороны, вправо (влево). Руки на поясе, руки вперед-наружу.
13.4. Запомните правописание сложных предлогов:
Если речь идет о времени,
То напишем букву е.
По причине, то есть вследствие
(Не в наречии впоследствии!) –
Тоже пишем букву е.
В течени… реки – в течени… недели, в продолжен… лекции – в продолжен… романа; (в)следстви… по делу допущена ошибка, (в)следстви… чего произошло непредвиденное. (В)виду плохой походы – иметь (в)виду, (на)счет в банке – поговори (на)счет меня, (на)встречу с чемпионом – (на)встречу ветру, (не)смотря (в)верх – (не)смотря на лай.
13.5. Измените приведенные словосочетания по образцу.
Образец. Неопубликованные произведения – не опубликованные при жизни автора произведения, произведения не опубликованы.
Неисправленное сочинение, непригодный инвентарь, нескошенная трава, незаконченная работа, ненастроенная гитара.
13.6. Составьте словосочетания по образцу: благодарить (за что?) – не за что благодарить, ни за что не благодарил.
Рассчитывать (на кого?) – …;
верить (во что?) – …;
ориентироваться (на кого?) – …;
беспокоиться (о ком?) – …;
обращаться (к кому? – … .
ЗАДАНИЕ 14. Контрольная работа № 2
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Изво_ ик, добы _ ик, зачин_ик, чекан_ик, перебе_ ик, расска_ ик, брильянт_ ик, гон_ ик, свар_ ик, рез_ ик.
(Легко)атлетические упражнения, эксп_р_мент (научно) исследовательского характера, р_торика, оз_рение, оз_рено дог_рающим закатом, (ни)когда (не)стихающий гул, еще (не)названное имя, ст_пендия, пр_ключение, пр_н_брежительно.
(Не)сбереч_, (не)_жеч_, (не)и_печ_, ра_сечеш_, пощ_диш_, з_щитиш_ся, колебл_щийся, маяч_щий, пен_щиеся, стел_щийся.
Команд_вать, завед_вать, развед_вать, размах_вать, рад_вать, расхаж_вать, проповед_вать, преодол_вать, усва_вать, обессил_ть (самому), обездол_ть (кого-то).
Вяза_ый свитер, жар_ный в сметане сом, (не)коше_ая трава, груже_ый лесом вагон, ключ_к, замоч_к, ране_ый в ногу боец, девч_нка не воспита_а, собрание прошло организова_о.
Потер_ный, посе_ный, реше_ая, вскип_ч_ное молоко, мощ_ный, вымощ_ный, варе_ый, сваре_ый, ра_трое_ый, несея_ая, стира_ая бабушкой кофта.
(С)начал_, издавн_, занов_, сплош_, (с)легк_, запрост_, (по) соловьиному, (кто)нибудь, (кое)где, искос_, доверчив_.
(В)течени_ ближайших суток, (в)течени_ болезни, (в)следстви_ (не)нас_ной погоды, (в)виду предстоящего от_езда, (в) продолжени_ всего занятия, распорядиться (на)счет завтрака, имееш_ (в)виду, (не) перечислили (на)счет университета, медаль_н (в)виде сердечка, нечто (в)роде велос_педа.
(Н_)видеть (н_)зги, (н_)останавливаясь (н_) на минуту, (н_) уча_ствовать в соревнованиях, н_(к)чему н_ прикасаясь, (н_)знаясь (н_)с(кем), (н_)умеренная похвала, (н_)угомонный трен_р, (н_)трудная, но интересная тренировка; (н_)легкий, а т_ж_лый труд, (н_) у кого спросить, (н_) говори (н_)правду н_когда.
(Н_)зачет, (не)дочет, (н_)избежно, (н_)на(кого) (н_)глядя, (н_)кому поручить, (не)законче_ое Иваном дело, (н_)кто и н_(о)чем (н_)спрашивал, (н_)кем заменить, через (н_)убранную прихожую, (н_) рас_читывать на успех.
ЗАДАНИЕ 15. Правописание сложных слов
15.1. Вставьте пропущенные буквы; числительные запишите словами (см. ПРАВИЛО 1 в примечании)
Девяност_летний, пят_метровый, сорок_градусный, ст_метровый, четырех_ярусный, шест_этажный.
2-недельный, 3-сторонний, 4-процентный, 7-тонка, 12-ведерный, 40-дневный, 250-летие, 1000-летие.
15.2. Раскройте скобки (см. ПРАВИЛА 2 и 3).
(Полу)пальто, (пол)метра, (пол)лимона, (пол)десятого, (пол)яблока, (пол)листа, (пол)города, (пол)Москвы, (пол)Америки, (пол)апельсина, (пол)миллиона, (пол)граненого графина, (пол)литровка.
(Анти)народный, (инфра)красный, (контр)игра, (супер)обложка, (экстра)класс, (квази)научный, (псевдо)классический, (ультра)модный, (суб)продукты.
15.3. Образуйте сложные слова, первую часть которых составляют следующие элементы: авиа-, авто-, аэро-, био-, вело-, видео-, кино-, метео-, нео-, радио-, теле-, фото-.
15.4. Вспомните основные случаи написания сложных существительных и прилагательных через дефис; допишите заголовки к каждой группе примеров.
1. Стоп-кран, кресло-кровать, плащ-палатка, премьер-министр. 2. Социал-демократия; северо-запад, норд-ост; Ростов-на-Дону, Гусь-Хрустальный; Новиков-Прибой; Иван-да-Марья, мать-и-мачеха. 3. Вице-адмирал, обер-лейтенант, штабс-капитан, экс-чемпион. 4. Вагонно-паровозные мастерские; кисло-сладкий, темно-серый. 5. Историко-филологический, химико-биологический.
Приложение. ПРАВИЛО 1. Количественные числительные в начале сложных слов употребляются в родительном падеже (кроме девяносто, сто, тысячелетний). ПРАВИЛО 2. Числительно пол- пишется слитно перед согласными, через дефис – перед гласными, л и перед заглавными. ПРАВИЛО 3. Иноязычные приставки пишутся слитно.
ЗАДАНИЕ 16. Правописание имен числительных
16.1. Сформулируйте правило написания мягкого знака в числительных. При помощи стихотворной подсказки вспомните, когда Ь пишется в конце числительных, а когда между двумя основами в середине слова.
Пять – девятнадцать, двадцать и тридцать;
Восемьдесят – пятьдесят и пятьсот,
А также: шестьсот – девятьсот.
16.2. Напишите прописью цифры и числовые обозначения.
а) 9, 11, 17, 34, 63, 79, 327, 888, 1050, 100 007; 5,6; результат от деления 5 на 7 – ..., 7 на 8, 4 на 5;
б) 8-й, 17-й, 34-й, 79-го, 327-му, 400-й, с 668-м, в 1050-м, 23-тысячный,200-миллионный.
16.3. Прочитайте. Перепишите, заменяя цифры словами.
1. Прибыл океанский лайнер с 1485 пассажирами. 2. Университетская библиотека пополнилась в этом году 570 книгами. 3. На футбольном состязании присутствовало свыше 95 тысяч зрителей. 4. Конькобежные состязания для мужчин проводятся на дистанциях 500, 1500, 5000 и 10000 метров. 5. В соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина победила молодая спортсменка с результатом 128, 55 балла. 6. Если к 489 прибавить 311, то получится 800. 7. Если из 2791 вычесть1457, то останется 1334. 8. Фруктовый сад разбит на 690 гектарах. 9. Книга издана с 83 иллюстрациями. 10. В финале баскетбольных соревнований команда-победительница выиграла со счетом 78:67.
16.4. Образуйте от количественных числительных порядковые.
17, 90, 100, 200, 2000, 25 тысяч, 425 тысяч, 375 миллионов, 21 миллиард.
16.5. Образуйте от приводимых ниже сочетаний сложные прилагательные.
20 граммов, один и одна вторая килограмма, 3 часа, 4 километра, 8 литров, 11 метров, 21 минута, 38 дней, 2500 лет.
16.6.* Придумайте небольшой текст на спортивную тему, используя количественные и порядковые числительные.
Примечание. Задания, отмеченные звездочками, направлены на развитие творческих способностей и при проверке самостоятельной работы оцениваются премиальными баллами
Залова Заира Раидиновна учитель русского языка и литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.