Дидактический материал по разделу "Морфология" 7 кл.

  • docx
  • 22.10.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дидактический материал по русскому языку для 7 класса по разделу _Морфология_.docx

                      МОУ Красносельская средняя школа                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический материал по русскому языку для 7 класса по разделу «Морфология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Подготовила: Титкова Ж.В.,

                                    учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

                                               2021 г.

                  Аннотация

 

    Данный дидактический материал предназначен для использования на уроках  русского языка в 7 классах при изучении раздела «Морфология».

С помощью этих карточек можно проверить знания учащихся как теоретические (определение частей речи, их морфологические признаки),  так и практическое их применение (морфологический и синтаксический разборы, грамотное написание изучаемых частей речи). В конце каждой  темы предлагаются тестовые задания.

     Карточки можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы при отработке навыков после объяснения темы, а также для коррекции знаний обучающихся.

    Дидактический материал содержит несколько уровней трудности, что даёт учащимся возможность выбора. Кроме репродуктивного уровня, здесь имеет место и конструктивный, и творческий, что делает работу по карточкам для обучающихся более увлекательной и интересной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Причастие

                                   Карточка № 1

 

1. Распределить причастия в 2 столбика.

Действительные причастия

Страдательные причастия

 

 

Друг, написавший письмо. Письмо, написанное другом. Ученик, читающий книгу. Книга, читаемая учеником.                                                               

2. Просклонять причастия с определяемым словом.

Закрытый замок, заброшенный дом.                                                             

3. Сделать морфологический разбор причастий из предложения.

Человек был одет в чёрный выглаженный костюм.                                  

4. Расставить недостающие запятые. Подчеркнуть волнистой линией (определением) причастные обороты.

Письмо написанное внуком растрогало бабушку. Путники сделали

привал у ручья протекающего недалеко от леса.                                      

5.   От глаголов образовать возможные виды причастий.

Окружают - …, …, …  .(Один вид нельзя образовать. Какой?)                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Умыться - …,  … .(Два вида нельзя образовать. Какие?)                            

 

                               Причастие

                                   Карточка № 2

 

1. Распределить причастия в 2 столбика.

 

Действительные причастия

Страдательные причастия

 

 

Мама, испёкшая пирог. Пирог, испечённый мамой.

Лист, сорванный ветром. Ветер, сорвавший лист.                                      

 

2. Просклонять причастия с определяемым словом.

 Заросший пруд, усиленное питание.                                                           

3. Сделать морфологический разбор причастий из предложений.

Стол стоял на выкрашенном полу. Здание построено быстро.                  

4. Расставить недостающие запятые. Подчеркнуть волнистой линией (определением) причастные обороты.

Проснувшаяся от шороха собака громко залаяла. На берегу росла ива купавшая свои ветви в воде пруда.                                                                

5.   От глаголов образовать возможные виды причастий.                                                                                                                                            

Закрывать  - …, …., … .(Один вид не образуется. Какой?)

Снимать - …, …., …, .   (Один вид не образуется. Какой?)      

            

                                     

                                   Причастие

                                        Карточка № 3

 

1.Просклонять причастие с существительным

 

Плывущий корабль                                                       

 

2.Что общего в словах ДЛИННА и ОКЛЕЕНА  и чем они  различаются?

                                                                                                                           

3.Выполнить морфологический разбор причастия из предложения

      На дереве, наклонившемся от ветра, сидел птенчик.     

 

4.Вставить пропущенные буквы в причастия, раскрыть скобки:

   Слыш..мый, увид..ный, (не)вымытый пол, пол (не)вымыт, засе..ное поле, кол..щий инструмент, замороже..ый, бор..щийся, (ни)чего (не)боящийся.

                                                                                                                          

 

5.Подобрать к глаголам  однокоренные 1) прилагательные и 2)причастия:

 

Светлеть - …  , …  .

Мирить - …  , …   .           

                                                 

 

                  

                                          Причастие

                                              Карточка № 4

 

1. Составить таблицу «Н и НН в причастиях» (с примерами)        

 

2. Выбрать лишнее слово, объяснить свой выбор

 

    Волнистые (волосы), сваренный (борщ), каменный (цветок).             

 

3. Образовать все возможные формы причастия от глагола ВИДЕТЬ.

                                                                                                                           

4. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки:

  Изображ..ый, ожида..мый, услыш..ая новость, оз..ря..мый со..цем, вид..мый, 

  испуга..ый, выкач..ая боч(?)ка, (не) беле..ая стена, выкач..ная вода, (не)  

  беле..ая малярами стена, защищ..ый, вооруж..ый.                                    

 

                                        

 

 

 

                                      Причастие

                                      Карточка №  5

 

1.       Вставить пропущенные буквы

    Зва..ые гости, кова..ый сундук, покраше..ый пол, краше..ые стены, белё..ая ограда, подбеле..ые дерев..я, мороже..ая дич(?), сушё..ые яблоки, печё..ый картофель, запеч..ая рыба, жаре..ые грибы, солё..ые огурцы, засоле..ые грузди, пута..ый ответ, запута..ые верёвки.                      

 

2. От существительных образовать однокоренные 1) глаголы,

    2) прилагательные, 3) причастия

 

Труд - … , … , …,

Мир - … ,  … ,  … ,

Стройка - … , … ,  …  .                                                                            

 

3. От глагола ДЕЛАТЬ образовать все возможные формы причастия.

                                                                                                                    

4. Поставить прилагательные и причастия в Т.п. и П.п.

 

    Весенний разбушевавшийся (поток), ночной  сгустившийся (туман),

     одинокий заблудившийся путник.                                                     

  

                                             Причастие

                                       Карточка №   6

 

1.       Вставить пропущенные буквы

    Окра..ая скам..я, порва..ый башмак, положе..ая сумм..а,  стира..ое бел..ё, печ..ный п..рог, подаре..ый сувенир, мороже..ое мясо, кипяч..ная вода, запечё..ое яблоч?ко, зажаре..ая ры..ка, , засолё..ые помидоры, пересол..ый борщ?,  броше..ая игру..ка, купле..ый дом.                                          

 

2. От существительных образовать однокоренные 1) глаголы,

    2) прилагательные, 3) причастия

Свет - … , … , …,

Подарок - … ,  … ,  … ,

Учёба - … , … ,  …  .                                                                               

 

3. От глагола ДЕЛАТЬ образовать все возможные формы причастия.

                                                                                                                     

4. Поставить прилагательные и причастия в Т.п. и П.п.

 

    Осенний падающий (лист), белый купающийся  (медведь) вкусный  созревший (овощ).                                                             

                   Контрольный тест   по теме «Причастие»

                                       Вариант 1

 

1.Причастие обозначает признак…

         а) предмета;

         б) действия;    

         в) по действию.

2.Общие признаки у глагола и причастия – это…

      а) вид;                                     в) лицо;

      б) наклонение;                        г) время.

 

3.Общее у прилагательного и причастия – это…

а) род;                                      в) возвратность;

б) число;                                  г) падеж.

 

4. Причастный оборот – это (что?)…   .

 

5.Подчеркнуть причастный оборот в предложении:

Распустившаяся утром роза была в каплях росы.

 

6. Распределить в 2 столбика слова.

Прилагательные

     Причастия

 

 

                                                                                                                                                                   

    Печное, пекущийся, светлый, светлеющий, рабочий, работавший, построенный, стройный.      

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

7. Суффиксы действительных причастий – это…

а) –УЩ-, -ЯЩ-;                             в) –ЕНН-;

б) –Т-;                                             г) –ВШ-.

 

8. Суффиксы страдательных причастий – это…

а) –АЩ-;                                        в) –Ш-;

б) –НН-;                                         г) –ЕМ-.

 

9.Причастный оборот есть в предложении… (знаки препинания не поставлены):

а) Прочитанные книги очень интересны.

б) Зрители побывавшие на премьере были довольны спектаклем.

в) Книги – неистощимый источник мудрости.

 

10.Ошибка в форме причастия – это…

а) Школьники, изучающие иностранные языки;

б) Дети, увидящие в зоопарке льва;

в) Отец, прочитаемый газету.

 

11.От глагола НАДЕТЬ образуйте все возможные формы причастий.

 

12.Привести в соответствие…

а) записанный;                               а) действительное; прош. вр.;

б) писавший;                                  б) страдательное, прош.вр.;

в) пишущий;                                   в) действительное,  наст. вр.

 

                      Контрольный тест   по теме «Причастие»

                                                 Вариант 2

 

1.–НН- пишется в словах…

а) посаже…ое;

б) окраше..а;

в) организова..ый.

 

2.–Н-  пишется в слове…

а) порва..ы;

б) вылече..ый;

в) непокраше..ый.

 

3.Привести в соответствие…

а) раскле..ны афиши;                    а) –Я- ;

б) выкач..нная вода;                      б) –А- ;

в) взлеле..нное дитя;                     в) –Е- .

 

4.НЕ  пишется слитно…

а) ещё (не)политый огород;

б) (не)очищенный участок;

в) дело (не)сделано.

 

5.  НЕ   пишется раздельно …                                                                                                                                                                                                                                                                                

а) (не)убранный урожай;                                                                                                                                                                                                                                                                         

б) (не)навидящий войну;

в) (не)зажжённая вечером лампа.     

                                                                                                                                      

6.Буква  -Ё- после шипящего  пишется в слове…

а) еж..вый;

б) вооруж..нный;

в) врач..м.

 

7.Привести в соответствие…

а) прилагательное;                          а) холщовый;

б) причастие;                                   б) бережёт;

в) глагол;                                          в) сбережённый.

8. Привести в соответствие…

а) кош..лка;                                      а) чередование в корне ё/е;

б) запеч..ный;                                  б) орфограмма в окончании;

в) запеч..т;                                        в) орфограмма в суффиксе.

 

9.  От глагола ЖАРИТЬ образовать однокоренные слова,

чтобы 2 из них писались с –Н- , а другие 2 – с –НН-.

          -Н-

              -НН-

1. Без приставки …

1. С приставкой …

2. Краткая форма …

2. С зависимым словом …

 

 

 

 

 

10. От причастия НЕВЫПОЛНЕННАЯ  (работа) образовать причастия, которые  пишутся с НЕ раздельно:

1.     С краткой формой - ….

2.     С зависимым словом - … .

3.     С противопоставлением - …

 

 

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Деепричастие

 

                                       Карточка № 1

1. Сделать морфологический разбор деепричастия из следующего предложения.

Не зная броду, не лезь в воду.                                                                     

 

2. Расставить пропущенные знаки препинания.

Волны  пенясь  набегают. Море успокоившись мирно блестело под

солнцем.  Затаив дыхание дети слушали сказку.                                           

3.Образовать деепричастия от глаголов, указать их вид.

Заменить – заменив (сов.),        кружиться - …   ,    отдохнуть - …,

мешать - … .                                                                                                    

 

4.Раскрыть скобки, указать часть речи.

(Не) играть, (не) уехав, (не)ряха, (не)правда, (не)далёкий, а близкий.    

 

5. Отредактировать предложение, исправив грамматическую ошибку.

   Глядя в солнце, у меня закружилась голова.                                            

 

 

                                             Деепричастие

                                              Карточка № 2

 

1. Сделать морфологический разбор деепричастия из следующего  предложения

Наговорившись, подружки умолкли.                                                           

 

2. Расставить пропущенные знаки препинания

Нептун разозлившись на корабли послал на них бурю.  Ураган закончился не начавшись. Нельзя работать спустя рукава.                                                                                

 

3.Образовать деепричастия от глаголов, указать их вид

Заменить – заменив (сов.), работать  - … ,заменять - …, закружиться - …

                                                                                                                           

 

4.Раскрыть скобки, указать часть речи

 (Не)воля, а тюрьма, (не)волить, (не)истовствуя, (не)глядя, (не)быть.   

 

5. Отредактировать предложение, исправив грамматическую ошибку

     Копая огород, у отца сломалась лопата.                                                 

 

 

 

                                        Деепричастие                             

                                        Карточка № 3

 

1. Сделать морфологический разбор деепричастия из следующего  предложения

Хромая, старик шёл по улице.                                                                                                                          

 

2. Расставить пропущенные знаки препинания.

Бежит журча по камешкам ручеёк. Волнуясь конница летит. Не беги сломя голову.                                                                                                                   балл

3.Образовать деепричастия от глаголов, указать их вид.

Заменить – заменив (сов.), заниматься - … , открыть - …, улыбнуться - …

                                                                                                                           

4.Раскрыть скобки, указать часть речи.

 (Не) любить, (не)взлюбить, (не) годуя, (не) помня, (не) умывшись.       

 

5. Отредактировать предложение, исправив грамматическую ошибку.

   Прочитав книгу, она мне очень понравилась.                                            

 

 

                                  Деепричастие

                                        Карточка № 4

 

1. Сделать морфологический разбор деепричастия из следующего  предложения

Читая газету, дед задремал.                                                                                                                                 

 

2. Расставить пропущенные знаки препинания

Улыбаясь парень шёл навстречу девушке. Дерево затрещало склонившись под силой ветра. Не читай лёжа.                                                                               1 балл 

                                                                                                    

3.Образовать деепричастия от глаголов, указать их вид

Заменить – заменив (сов.), застилать - … , подписать - …, забраться - …

                                                                                                                            

 

4.Раскрыть скобки, указать часть речи

 (Не) любить, (не)взлюбить, (не) годуя, (не) помня, (не) умывшись.      

 

5. Отредактировать предложение, исправив грамматическую ошибку.

   Почистив  ботинки они засверкали.                                                            

 

 

            Контрольный тест по теме «Деепричастие»

 

1.     Деепричастие обозначает…

а) признак предмета;                          в) признак действия;

б) признак по действию;                    г) добавочное действие.      

                                                                                                                               

2.     Общее у деепричастия и глагола – это…

а) лицо;                                                в) возвратность;

б) вид;                                                  г) род.

 

3.     Общее у деепричастия и наречия – это…

а) переходность;                                 в) неизменяемость;

б) синтаксическая роль;                     г) число.

 

4.     Деепричастие в предложении бывает…

а) определением;                                в) обстоятельством.

б) сказуемым;

 

5.     Не выделяются запятой…

а) одиночные деепричастия;            в) деепричастные обороты.

б) фразеологические обороты;

 

6.НЕ  пишется раздельно в словах…

а) (не)размышляя;                             в) (не)глядя.

б) (не)навидя;

 

7.Деепричастие совершенного вида – это…

а) зная;                                               в) познавая.

б) познав;

 

8.Деепричастие несовершенного вида – это…

а) выиграв;                                         в) играя.

б) придя;

 

      9.Возвратные деепричастия – это…

       а) догорая;                                        в) расположившись.

       б) возвратясь;

 

10.Привести в соответствие…

       а) смотри;                                        а) деепричастие;

       б) жалея;                                         б) глагол;

       в) отвечавший;                               в) причастие.

 

 

11.Неправильное  употребление причастия – это…

       а) затопая ногами;                         в) затопив печь.

       б) побледневши от холода;

 

      12.Ошибки в употреблении деепричастного оборота…

       а) Бросив дело, он ушёл.              в) Читая статью, я задумался о жизни,                                                                                                                                                                                                                                                                              

       б) Прочитав книгу, мне было интересно.

 

      13.Деепричастный оборот – это…

       а) определяемое слово + деепричастие; в) деепричастие + зависим. слово.

       б) причастие +  зависимое слово;

 

      14.Образовать от глаголов все возможные формы причастий и

            деепричастий

           Рисовать – … (I вариант).                    Ошибаться-  … (II вариант).      

                

      15.Переделать причастный оборот  в деепричастный, а деепричастный оборот в причастный. Обороты подчеркнуть соответствующими линиями.

1 вариант

          Мама, приготовившая обед, позвала нас за стол.

 

          Ученик, возвратившись из школы,  сел за уроки.

2 вариант

 

          Учитель, объяснивший тему, предложил детям самостоятельную работу.

 

           Хозяйка, посеяв семена, полила грядку.                       

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Наречие

                                  Карточка № 1

 

1. Сделать морфологический разбор наречия из предложения

      Вдалеке виднелось озеро.                                                                      

 

2. В ниже приведённых примерах определить сравнительную степень прилагательных и наречий, поставить к ним вопросы и подчеркнуть как члены предложения

 

Образец. Лампа (какова?) ярче ( прил.) свечи.  Лампа светит (как?)

  ярче(нар.) свечи.                  

                                                                                                                                                                                                    

Шуба теплее пальто. Зимой надо одеваться теплее.                                   

 

3. Придумать 2 предложения со словом КРАСИВЕЕ, чтобы оно было

 1) прилагательным,

 2) наречием.

Поставить к ним вопросы и подчеркнуть как член предложения.                                                          

                                        

4. Записать, раскрывая скобки

 

(Не) уч, (не)вежливо, (не)погода, а слякоть, (не) глупый, (не)высоко, а низко, (не)учишь, (не)раздавая, (не) забудка, (не)весёлый, вовсе (не)страшно, далеко (не) плохо, (не)ожиданно, (не)чаянно, (не) громко.                                 

 

5. Заменить фразеологизмы наречиями

 

Ни свет ни заря - …  ,

жить душа в душу - … ,

видеться изо дня в день - … ,

работать не покладая рук - …                                                                      

                                         

                                           Наречие

                                             Карточка № 2

 

1. Сделать морфологический разбор наречия из предложения

                                                                                                                                    

Золушка была ослепительно красива.     

                                                   

2. В ниже приведённых примерах определить сравнительную степень прилагательных и наречий, поставить к ним вопросы и подчеркнуть как члены предложения

Образец. Лампа (какова?) ярче (прил.) свечи.  Лампа светит (как?) ярче  (нар.) свечи.                                                                                  

 

Здоровье дороже всего.  Шуба стоит дороже, чем пальто.                     

 

 

 3. Придумать 2 предложения со словом СИЛЬНЕЕ, чтобы оно было

1) прилагательным,

2) наречием.

Поставить к ним вопросы и подчеркнуть как член предложения.                                                                                                              

 

4. Записать, раскрывая скобки

 

(Не)забудка, (не)далеко, (не)друг, а враг, (не)хороший, (не)трудно, а легко, (не)умеешь, (не)пожимая, (не) лепо,(не)низкий, вовсе (не)близко, далеко (не) глупо, (не)медленно, (не)вежественно, (не)тихо.                                       

 

5. Заменить фразеологизмы наречиями

 

     Как с гуся вода -  …  ,

     бежать сломя голову - …  ,

     работать спустя рукава - …  ,

     слушать затаив дыхание  - …  .                                                            

 

                                     Наречие

                                        Карточка № 3

 

1. Сделать морфологический разбор наречия из предложения        

                                                                                                                            

Не делай ничего  сгоряча.                                                                              

 

2. В ниже приведённых примерах определить сравнительную степень прилагательных и наречий, поставить к ним вопросы и подчеркнуть как члены предложения

 

Образец. Лампа (какова?) ярче (прил.) свечи.  Лампа светит (как?) ярче  (нар.) свечи.                                                                                   

                                                                                                    

Говори  тише. Голос Светы тише голоса Нины.                                         

 

3. Придумать 2 предложения со словом СВОБОДНЕЕ, чтобы оно было

1) прилагательным,

 2) наречием.

Поставить к ним вопросы и подчеркнуть как член предложения.                                                                  

 

4. Заменить фразеологизмы наречиями

Тянуть кота за хвост - … ,

как сельдей в бочке - … ,

как кот наплакал - …  , 

денег куры не клюют - …  .                                                                          

 

5.  Вставить   буквы  Е  или  И

 

Н..кто не пришёл, н..где его не было, н..где нам играть, н..сколько не интересно, н..сколько раз в году, н..куда идти, н..куда не ходи, н..ког-

да это делать,  н..когда не ленись.                                                                

 

                                        Наречие

                                     Карточка № 4

 

1. Сделать морфологический разбор наречия из предложения

 

 Всегда будь вежлив.                                                                                     

 

2. В ниже приведённых примерах определить сравнительную степень прилагательных и наречий, поставить к ним вопросы и подчеркнуть как члены предложения

 

Образец. Лампа (какова?) ярче (прил.) свечи. 

Лампа светит (как?) ярче (нар.) свечи.                                                                                         

                                                                 

Мальчики выше девочек.  Мальчишки прыгают выше, чем девчонки.    

 

3. Придумать 2 предложения со словом КРЕПЧЕ, чтобы оно было

1) прилагательным,

2) наречием.

Поставить к ним вопросы и подчеркнуть как член предложения.                                                       

 

4. Вставить пропущенные буквы, надписать части речи

 

Меш..к, рощ..й, свеч..й, певуч(е,о), морж..вый, врач..м, туч..й,

угрожающ(е,о), общ(е,о), ещ(о,ё),нож..нка, нож..нька, девч..нка,

колюч(е,о), хорош(е,о),ужасающ(е,о),ободряющ(е,о), луч..м.                  

 

5.  Заменить фразеологизмы наречиями

 

   Не разлить водой - … ,

   работать с огоньком - …  ,

   как снег на голову - …  ,

         

              Контрольный  тест по теме «Наречие»

                                              1 вариант

1.     Наречие обозначает…

а) признак предмета;                                         в) признак по действию.                                                                                                                              

б) признак действия;

2.     Наречие…

а) изменяется по родам, числам и падежам;  в) не изменяется.                                                                                                                                                                                                                                                                                        

б) по временам;

3.     В предложении наречие чаще всего бывает…

а) дополнением;                                               в) обстоятельством.

б) определением;

4.     Привести в соответствие…

а) вверху;                                                          а) места;

б) назло;                                                            б) меры и степени;

в) чрезвычайно;                                                в) цели.

5.     СГОРЯЧА -  это наречие…

а) времени;                                                        в) цели.   

б) причины;

6.     СТРАШНО – это наречие…

а) образа действия;                                           в) времени.

б) меры и степени;

7.     Привести в соответствие…

а) времени;                                                        а) грустно;

б) причины;                                                       б) сослепу;

в) образа действия;                                           в) задолго.    

8.     ГДЕ-ТО,  КОЕ-КУДА,  КОГДА-НИБУДЬ – разряд наречий, одинаковый с …

а) прилагательными;                                       в) местоимениями.  

б) деепричастиями;

9.      (Ехать) МЕДЛЕННЕЕ  - это наречие в степени…

а) нулевой;                                                       в) превосходной.  

б) сравнительной;

10. ПО-ВАШЕМУ – наречие.  образованное способом…

а) суффиксальным;                                         в) префиксально- 

б) префиксальным;                                                                  суффиксальным.

11. Наречие ВЫСОКО образовано способом…

а) суффиксальным;                                         в) префиксально-                                                                                                   

б) префиксальным;                                                                  суффиксальным.

12. Привести в соответствие…

а) там;                                                               а) отрицательное;

б) нЕгде;                                                           б) указательное;

в) куда;                                                             в) вопросительное.

                

 

                       Контрольный  тест по теме «Наречие»

                                              2 вариант

 

                                                                       

1.     –НН- пишется  в наречии …

а) интерес..о;

б) беспричи..о;           в) чистосердеч..о.

2.     НЕ  пишется слитно в наречиях …

      а) (не)брежно;

      б) (не)точно;         в) (не) умно, а глупо.

3.     Буква  О  на конце наречий после шипящих пишется…

а) ещ..;

б) общ..;

в) горяч.. .

4. Суффикс О на  конце  наречий  пишется   …

а) слев..;

б) вправ..;

в) досыт..   

5.Префикс НЕ  пишется в наречиях…

а) н..много;

б) н..куда нам идти;

в) н..как не могу найти.

6.     Буква Ь после шипящих пишется в наречиях…

а) точ(?) –в- точ(?);

б) замуж(?);

в) невмоч(?),

7.     Дефис в наречиях пишется…

а) (по) ударному работать;

б) (по) ударному инструменту;      в) (кое) как.

8.     Наречия пишутся раздельно…

а) (в) верх;                           в) (в)слух читать.    

б) (на) дом;

9.     Наречия , которые пишутся слитно, - это…

а) (с)лева;                             в) (на) изусть;

б) (на) слух;                         г) (на)бело.

10. Без Ь после шипящих пишутся наречия…

а) лиш(?);                            в) уж(?);

б) невтерпёж(?);                 г) проч(?).

11. Суффикс А на конце наречий пишется…

а) издавн..;                          в) досух..;

б) известн...;                        г) начерн..   .

12. НЕ пишется раздельно с наречиями

а) (не) лепо;                       в) (не)красиво;

б) (не) робко, а смело;      г) ничуть (не) грубо.

 

              Контрольный    тест по теме «Предлог»

 

1.В предложении Благодаря другу ученик  справился с заданием  подчёркнутое слово является…

а) наречием;          в) деепричастием.

б) предлогом;

2.В предложении Благодаря рабочих, жильцы аплодировали их работе   подчёркнутое слово является…

а) наречием;           в) деепричастием.

б) предлогом;

3. В предложении Из-за дождя экскурсия не состоялась предлог

а) времени;             в) причины.

б) места;

4.В предложении (Не)смотря на карантин, программа была выполнена подчёркнутое слово является…

а) наречием;            в) деепричастием.

б) предлогом;

5. В предложении (Не)смотря на дорогу, водитель гнал машину подчёркнутое слово является…

а) наречием;            в) деепричастием.

б) предлогом;

6. В предложении Человек шёл (на)встречу судьбе подчёркнутое слово  пишется…

а) слитно;                в) через дефис.

б) раздельно;

7. В предложении Я шёл (на)встречу с другом подчёркнутое слово  пишется…

а) слитно;                 в) через дефис.

б) раздельно;

8. В предложении Я жду тебя в пять часов вечера у школы  предлог

а) времени;              в) причины.

б) места;

9. Речевая ошибка есть в предложении

а) Мальчик пришёл с магазина.                в) Мы приехали с Кавказа.

б) Поезд отправился согласно расписания.

10. Привести в соответствие:  подчёркнутое слово    пишется…

а) слитно;                  а) из (за) плохого настроения;

б) раздельно;            б)  поедем (за) границу;

в) через дефис;         в) (за) рос огород травой.

 

 

 

 

 

              Контрольный  тест по теме «Союз»

1.Сочинительный союз есть в предложении …

а) Не только девочки, но и мальчики участвовали в концерте.

б) Если долго сидеть на месте, то заболит спина.

в)  То дождь идёт, то снег срывается.

2. Подчинительный союз есть в предложении …

а) Озеро круглое, как тарелочка.

б) Нарциссы и тюльпаны расцвели на клумбе.

в) В школе учат тому, чтобы дети уважали старших.

3. Сочинительные союзы соединяют…

а) однородные члены предложения;

б) простые предложения в составе сложного;

в) подлежащее и сказуемое.

4. Подчинительные союзы соединяют …

а) однородные члены предложения;

б) простые предложения в составе сложного;

в) подлежащее и сказуемое.

5. Сочинительные союзы- это …

а) изъяснительные;

б) разделительные;

в) противительные.

6. Привести  в соответствие:                         

а) не то – не то;                                а) соединительный;

б) зато;                                             б) противительный;     

в) не только…, но и …  ;                 в) разделительный.

7. Привести  в соответствие:                       

а) что;                                     а) изъяснительный

б) точно;                                б) условный        

в) если;                                   в) сравнительный

8.   ЖЕ пишется слитно …  

а) Дети помогали бабушке, внуки то (же) включились в работу.

б) Ученики дома повторили то (же), что учили в классе.

в) Человек поступает с другими так (же), как  они с ним поступили.

9.  Привести  в соответствие:                  

а) слитно;                               а) потому (что);

б) раздельно.                         б) что (бы);

                                              

10. Привести  в соответствие:               

а) сочинительный  союз;                            а) однако;

б) противительный союз;                           б) да;

в) разделительный союз;                            в) или.

 

 

 

 

                    Контрольный тест по теме «Частица»

1. Привести в соответствие…

а) союз;                 а) для связи слов в предложении;

б) предлог;           б) для внесения оттенков значения;

в) частица;           в) для связи однородных членов и простых предложений.

2. Общее между союзами и частицами:

а) служебные части речи;

б) не являются членами предложений;

в) неизменяемые части речи.

3. БЫ – это частица…

а) модальная;

б) отрицательная;

в) формообразующая.

4. ДАЖЕэто частица…

а) модальная;

б) отрицательная;

в) формообразующая.

5.  НИ это частица…

а) модальная;

б) отрицательная;

в) формообразующая.

6. Привести в соответствие…

а) Что за прелесть!                 а) местоимение;

б) Что тебе сказать?               б)союз;

в) Скажу, что хорошо.           в) частица.

7. Привести в соответствие…

а) где -то;                                 а) местоимение;

б) то смех, то слёзы;               б)суффикс;

в) то мыло душистое;             в) союз;

г) мы - то всё знаем;                г) частица.

8. ТАКИ пишется через дефис в следующей строке…

а) стол (таки) прочный;

б) опять (таки) приду;

в) учу (таки) уроки.

9. Обе частицы пишутся раздельно в следующей строке…

а)  (то), (бы);

б) (ли), (же);

в) всё (таки), (ка).

10. Служат для образования наклонений глагола частицы…

а)  формообразующие;

б) отрицательные;

в) модальные.

 

         Контрольный тест по теме «Междометие»

1. Междометие – это часть речи…

а) самостоятельная;

б) служебная;

в) особая.

2. Междометие …

а) выражает чувства и побуждения;

б) соединяет однородные члены предложения;

в) указывает на предмет, признак предмета и количество предметов.

3. Привести в соответствие…

а) Помилуйте меня от казни!                 а) междометие;

б) Помилуй! Что за глупость!                б) глагол;

в) (По) милой скучаю.                             в) существительное.

4.Общее между междометием и служебными частями речи …

а) неизменяемость;

б) не член предложения;

в) выражает чувства.

5. Выражают чувства…

а) увы, ах;

б) пока, вон;

в) чу, айда.

6. Выражают побуждения…

а) браво, спасибо;

б) батюшки, ужас;

в) караул, пока.

7. Междометия могут выделяться …

а) запятой;

б) восклицательным знаком;

в) точкой с запятой.

8. Стиль, в котором используются междометия…

а) официально-деловой;

б) научный;

в) разговорный.

9. Через дефис пишутся междометия…

а) (ай) ай;

б) (ал)ло;

в) (эх)эх.