Дидактические материалы по теме «Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Порядок слов в предложении»
(разноуровневые задания для учащихся 8 класса)
А
1. Спишите. Подчеркните грамматические основы предложений. В каком предложении грамматическая основа состоит из одного главного члена?
Утро в деревне
Хорошо летом в деревне встать пораньше, ещё до восхода солнышка. Небо прозрачное, с легкой прозеленью, будто морская вода. Воздух влажный, прохладный. Из-за плетней так славно попахивает отсыревшими лопухами, крапивой и горьковатой полынью! А потом набежит ветерок, дохнёт прямо в лицо свежим печёным хлебом. Значит, хозяйки уже не спят, хлопочут возле печей.
Вот и дымок синей ленточкой потянулся из труб. Настало утро. Раннее утро в деревне.
В деревне куда привольней, чем в городе. Можно и в лес за ягодами сходить, и на речку – искупаться и порыбачить. Ребята рыбачили каждый день. А к обеду уха, да ещё какая! Из свежей рыбы, пойманной собственными руками. Только рыба мелка: одни пескари, окуньки да ерши.
Занималось погожее утро. Солнце уже поднялось над землёй и светило сквозь лёгкие, прозрачные облака, словно сквозь прозрачную занавеску. В прохладном небе звенели жаворонки. С болота доносилось громкое кваканье лягушек.
Г. Скребицкий
2. Сравните предложения и укажите в конце каждого, где порядок слов прямой, а где обратный.
1) Середина апреля. Вечер. Я иду по узкой, твёрдой лесной дорожке. (А. Куприн) 2) Месяц задумчивый. Полночь глубокая, хутор в степи одинок. (И. Бунин) 3) Поле ослепило блеском ярчайших снегов. Лесные дали туманились и синели. Из города доносились дружные крики грачей. (Н. Смирнов) 4) На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой. (С. Есенин) 5) Наступает осень и румянит кисти рябин.
3. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.
Я не помню утра более глубокого и свеж..го! Со..нце едва показал..сь из(за) зелёных верш..н и с..яние первой теплоты его лучей с ум..рающей прохладой ночи нав..дило на все чу..ства какое(то) сла..кое т..мление. В ущелье (не) проникал ещё радос..ный луч молодого дня; он з..лотил только верхи утёсов в..сящих с обеих сторон над нами.
М. Лермонтов
Б
1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Укажите вид предложения по наличию главных членов: односоставное или двусоставное.
Но вот наступила осень. Захолодало. Пожелтели деревья. Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. Потом листья опускались на землю. Они лежали там неспокойно всё время возились перешёптывались между собой. И от этого лес наполнился тревожным шорохом.
По Г. Скребицкому
2. Спишите. Восстановите прямой порядок слов. Подчеркните главные члены предложения.
В лучах солнца нежится бирюзовое море. Лениво набегают волны на берег. Спокойно, мерно и глубоко дышит необозримая водная гладь.
Но вот потемнело море. Сильнее плещут волны. Над нахмурившейся бездной появились белые острокрылые чайки и резким криком возвещают бурю.
Через несколько мгновений небо и море сольются в одну бушующую стихию. Ревёт море, и тысячами брызг обдают вас волны.
В
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений.
Весна. Ночь. Весь лес и небо над ним и всё кругом залито прозрач..ным лу(н, нн)ым светом. М..лодой месяц тонким лимо(н, нн)ым ломтиком желтеет в верш..нах деревьев. От него разл..лась в воздухе душ..стая терпкая зелень.
Мы идём по лесной выру..ке. На зеленоват..м небе будто тушью выведены ч..рные с..луэты одиноких сосен. Лес спит.
Вдруг перед самым носом кто(то) бе..шумно взлетает. (Не) вольно вскидываю руж..ё и тут (же) опускаю. Это не дичь. Это ноч..ная ласточ..ка-козодой, (по) деревенски – полуночник.
По Г. Скребицкому
2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы и укажите вид предложения по наличию главных членов: односоставное или двусоставное.
Как хорош лес поз..ней осенью! Ветра нет в мягком воздухе разлит осе(н, нн)ий запах. Тонкий туман стоит над ж..лтыми полями. Сквозь бурые суч..я деревьев беле..т небо на липах в..сят последние з..лотые лист..я.
А какой осе(н, нн)ий ясный немно..ко холодный утром день! Берёза, вся з..лотая, красиво р..суется на голубом небе. Ни..кое со..нце уже (не) гре..т но бл..стит ярче летнего. Небольшая осиновая роща вся св..ркает.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.