Дидактический материал в работе над сочинением
1.Чтение и анализ текста
Сочинение по литературе-это серьёзный труд; который показывает знания пишущего, его способность самостоятельно мыслить, умение правильно и последовательно излагать материал. (Владение литературным материалом, вся совокупность литературных знаний и навыков абитуриента прямо отражается в сочинении, написанном на свободную тему).
Что входит в понятие: «владение литературным материалом»?
Работе над сочинением должно предшествовать вдумчивое, серьёзное чтение художественного текста. Читать произведение следует полностью и целенаправленно, обращая внимание не только на перипетии сюжета , но и на расстановку персонажей, на отношение к ним автора, на то, какие важные обобщающие осуждения возникают в ходе развития действия.
Ведь каждое художественное произведение- это своеобразный, неповторимый мир образов, тесно связанный со своим временем, эпохой,- мир, в котором отражаются особенности таланта, личность самого писателя.
Настоящее, глубокое прочтение произведения может найти правильный путь его осмысления.
Анализируя произведение прошлого, следует рассматривать героев в соотношении осовременной им эпохой, о тем кругом проблем, которые вызывали размышления писателя. Недопустимо мелкое и примитивное «осовременивание» героя, как это бывает в работах некоторых учащихся, утверждающих, что «и в наши дни можно встретить современного Онегина, жизнь которого проходит в праздниках, развлечениях, не принося ему удовлетворения»(из сочинения).
Очень важно также при анализе произведения стремиться понять его в единстве формы и содержания. В подлинном произведение искусства мысль художника всегда выражается в конкретной художественной форме. Вот почему отвечая на вопрос о художественном произведения, необходимо показать на конкретных примерах, как достигается и какую особенность имеет у данного писателя это единство формы и содержания.
Так, в романе Л.Н.Толстого «Война и Мир» замысел художника-дать «историю народа», передать влюблённость в жизнь, в человека-находит органическое воплощение в самой форме романа: в эпическом размахе повествования о великих исторических событиях, в сложных связях философии, истории и быта, в сопряжении судеб героев и страны.
Стремление понять произведение в целостном единстве формы и содержания должно быть отражено и в построении сочинения. Некоторые учащиеся всё своё внимание уделяют идейной проблематике произведения, анализу характеров героев и лишь в самом конце несколькими фразами отмечают художественные достоинства и особенности произведения.
Между тем, идея, основная мысль произведения принимает конкретные художественные формы и выражается в создании реалистических образов-типов, в соотнесение их между собой(например, Онегин-Ленский-Татьяна), а в оценке их автором; в построении сюжета, в особенностях произведения; в своеобразии образно-речевых средств.
Поэтому с самого начала сочинения старайтесь убедительно показывать не только ЧТО хотел сказать писатель в произведении, но и КАК, с помощью каких выразительных средств он сумел это сделать.
2.Тема сочинения, плач, композиционная структура
Начинать непосредственную работу над сочинением следует с серьёзного продумывания темы и чёткого определения круга вопросов, относящихся к ней. При этом нужно помнить о формулировке темы и подчинять её раскрытию все компоненты сочинения. Неполное, приблизительное раскрытие темы, подмена её другой, близкой по смыслу, по неравнозначной, - распространённый и серьёзный недостаток многих сочинений.
Итак, первое, к чему должен стремиться пишущий,- это точное соответствие излагаемое материала теме.
Ещё раз обратимся к примерам. Идентичны ли темы: «Мысль народная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» и «Народ как главный герой романа «Война и Мир»? Разумеется, толкование этих тем должно быть различным.
Тема первого сочинения(«Мысль народная…») шире второй, поскольку предполагает разговор не только о народе как главном герое романа. «Мысль народная» положена обеих тем.
«Мысль народная в романе Л.Н.Толстого «Война и Мир»
1.Изображение героических событий из истории народа («В «Войне и Мире» я любил мысль народную вследствие войны 1812 года»).
2.Признание народа единственной силой, способной решать исторические судьбы нации.
3.Отношение Толстого к своим героя.
Основной критерий оценки героев автором-степень близости их к народу:
а) осуждение аристократического общества-людей, далёких от народа(Курагины, и др.); высокая оценка Кутузова ка народного полководца, носителя «народного чувства». Наполеон как его антипод; в) нравственные искания А.Болконского и Пьера Безухова. Пути их сближения с народом; г)органическое, непосредственное постижение русского народного духа Наташи Ростовой
4.Горячий призыв Толстого к сближению народов, преодолению вражды и разобщённости между ними.
Народ как главный герой романа Толстого «Война и мир»
1.Признание народа единственный силой, способной решать исторические судьбы нации.
2.Народ как герой-победитель в Отечественной войне 1812 года: а) поведение жителей Смоленска и Москвы; б) героизм и бесстрашие русских солдат в Бородинском сражении; в)партизанское движение как выражение могучего стихийного протеста против захватчиков.
3.Изображение у Толстого двух типов русского крестьянина (Тихон Щербатый и Платон Каратаев, различие в их отношении и жизни, к собственной судьбе).
4.Особый характер народного героизма у Толстого: простота, скромность(«скрытая теплота патриотизма»), естественность величия. Отражение этих двух черт в поведении отдельных представителей дворянского сословия(Тушин, Тимохин и др.).
Чтобы умело организовать материал, сочинению следует предпослать тщательно разработанный план. Наверно мнение некоторых учащихся, что план сковывает их, мешает свободно излагать свои мысли. Несомненно, составление плана-задача нелёгкая. Но нужно всегда помнить, что план-это не «привесок» к сочинению, а необходимый его компонент: он дисциплинирует и конкретизирует мысль, побуждая к логически связному изложению. В правильном составленном плане фактически в сжатом виде уже раскрыта тема. Специально вписывать план в беловой текст сочинения не обязательно, он не является непременным элементом письменной работы по русскому языку и литературе. Но тщательно подумать его и набросать в черновике для себя-очень полезно
План может быть простым и сложным, но предпочтительнее, полезное обращение к сложным планам, широко распространённым в школьной практике. Такой план, состоящий из трёх частей,-вступления, основной части и заключения, -позволит наиболее глубоко и всесторонне раскрыть тему. Какой план из двух, приведённых далее, поможет лучше организовать изложение темы?
«Свободолюбивая лирика Пушкина»
1.Вступление.
2.Главная часть. Свободолюбивая лирика Пушкина. Вступление Пушкина против самодержания и крепостного права: а)»Деревня», б)»К Чаадаеву», в)»В Сибирь», г) «Арион», д) ода «Вольность».
3.Заключение
Как видим, в данном случае(пример взят из практики) нарушены элементарные требования к составлению плана: не озаглавлены вступительная и заключительная части-их смысл не продуман пишущим; в главной части нет чёткой разработки каждого пункта, не соблюдён принцип хронологической последовательности анализируемых стихотворений.
Приводим примерный план к сочинению на эту тему.
1.Вступление. Широта тематики пушкинской лирики.
2.Главная часть. «Хочу воспеть свободу миру». 1)Ода «Вольность»-первое политическое вступление поэта. 2)Призыв Пушкина посвятить Отчизне «Души прекрасные порывы» («К Чаадаеву»)).
3.Возмущение поэта «барством диким» («Деревня»)
4.Эпиграммы на царя и его приближённых
5.Верность заветам декабристов («Арион», «В Сибирь», «Анчар»)
6.Общая направленность пушкинской свободолюбивой лирики: тесная связь с эпохой, высокий гражданский пафос, патриотическое звучание, глубина и сила эмоционального воздействия.
3.Заключение. « В мой жестокий век восславил я свободу».
В работе над сочинением нужно придерживаться продуманного плана.
Главная мысль сочинения должна звучать и в эпиграфе. Нельзя брать в качестве эпиграфа случайные слова, не имеющие прямого отношения к теме. Лучше оставить работу без эпиграфа, чем брать слова, малоподходящие к идейному содержанию работы. Нужно учитывать соотнесённость эпиграфа с эпохой и идейной направленностью творчества писателя. Несоблюдение этого положения приводит к курьёзам. Так, совершенно не подходят гордые слова испанской коммунистки Долорес Ибаррури «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях» в качестве эпиграфа к теме «Катерина-луч света в тёмном царстве». Неуместно строки «Бороться и искать, найти и не сдаваться», ставшие жизненным девизом для героев Каверина, брать эпиграфом к теме «Духовные искания героев Толстого»(Андрей Болконский и Пьер Безухов). К последней теме правильнее было бы взять слова Л.Н.Толстого: »Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».
Обратимся к композиционной структуре сочинения и требованиям, предъявляемым к каждой его части.
В соответствие с планом сочинение должно состоять из трёх частей-вступления, главной части, заключения.
Вступление-один из важных разделов, поэтому так необходимо взять правильный тон с самого начала работы.
Характер вступления зависит и от вида сочинения. Если сочинение представляет собой характеристику одного героя, то можно указать, какое место занимает анализируемый образ в структуре художественного произведения. В сочинения более широкого плана (например, «Смысл заглавия поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души») можно писать и об авторском замысле, и о той цели, которую ставил Н.В.Гоголь при создании произведения.
Пишущий сочинение может дать во вступлении свою мотивировку выбора данной темы и наметить определённые задачи.
Можно начать сочинение и с описания какого-то факта или события, например дискуссии в современной печати о том или ином литературном произведении или его герое; можно использовать свои впечатления о кинофильме по художественному произведению, и это будет отправной точкой в работе над сочинением.
Варианты могут быть самыми различными. Но из всех возможных нужно выбрать тот, который наилучшим образом подведёт к раскрытию темы. Не следует затягивать и расширять вступление. Нужно помнить о соразмерности частей письменной работы: и вступление, и заключение не должны превышать ¼ части всего сочинения.
Главная часть раскрывает содержание темы. Это наиболее ответственный раздел работы, представляющий собой логически чёткое и доказательное обоснование основной мысли.
Выдвигаемые положения должны быть аргументированы и подтверждены фактами или цитатами из художественного произведения. При этом можно использовать также высказывания общественно-политических деятелей, оценки литературных критиков и писателей.
Особое внимание следует обращать на логичность, стройность в самом непосредственном изложении материала, помнить о том, что каждое предложение должно быть связано с последующим. Следует хорошо подумать также последовательность смысловых объединений предложений(абзацев).
Заключительная часть работы представляет собой выводы из всего сказанного, причём всегда нужно помнить об органической связи концовки сочинения с темой. Но, к сожалению, на деле не всегда бывает так. Учащиеся подчас прибегают к стереотипному заключению «Значение творчества писателя», которое одинаково успешно присоединяется к сочинению на любую тему.
3.Основные типы сочинений
Наиболее распространённым типом письменных работ по литературе является сочинение-характеристика.
Этот тип сочинения может быть свои разновидности.
Характеристика одного героя:
Разночинец-демократ Базаров в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»; образ коммуниста Семёна Давыдова («Поднятая целина» М.А.Шолохова).
Сравнительная характеристика: Онегин и Ленский. Чацкий-Онегин-Печорин; Давыдов и Нагульнов.
Групповая характеристика образов:Помещики в поэме Гоголя «Мёртвые души».
Обобщающая характеристика: Образ русской женщины в литературе XIX века; молодой герой современной прозы.
Какие требования предъявляются к написанию сочинения этого типа?
Сочинение-характеристика:одного героя предполагает разносторонний анализ образа. При этом нужно помнить, что художественный образ представляет собой сочетание общего и единичного. Писатель типизирует, обобщает наиболее существенные черты, присущие определённому кругу людей, в его героях всегда есть те свойства, которые обусловлены временем, историей, социальным положением. И вместе с тем каждый герой имеет свои неповторимые, индивидуальные, только ему присущие черты.
Следует помнить, что характеристику героев нельзя давать по одному образцу: нужно учитывать стиль, жанр произведения, объект изображения и т.д
Так, романтический герой отличается обычно немногими концентрированно выраженными яркими ведущими чертами (образ Мцыри, например)-именно это и должна выявить его характеристика в сочинении.
Герой реалистического произведения (особенно большой эпической формы-роман, повесть) обычно бывает обрисован многообразно, в широких, полных связях с миром, показан в обычные и «высшие» моменты своей жизни, в борении чувств и мыслей- и в повседневном быту, глазами других людей и в собственной самооценке, которые иногда не совпадают (герои Л.Н.Толстого). Эту полноту реалистической характеристики и следует раскрывать.
Если же пишущий сочинение обращается к гоголевским или щедринским произведениям, то ему нужно будет учитывать особенности сатирического образа, который создаётся писателем с особой разоблачающей целеустремлённостью: это обычно личность примитивная, не развивающаяся, её свойства раскрыты с использованием гиперболических и гротескных приёмов, комической предметной детали, портрет заострён, карикатурен и т.д.
Сравнительная характеристика героев: В сочинениях такого типа образы целесообразнее рассматривать в единстве, выделяя черты сходства и различия. Неважно, какую последовательность изберёт автор сочинения: сначала наметит общее, сходное у героев, а потом черты различия или наоборот. Главное, нужно помнить об одном правиле: сравнение должно быть проведено по существенным и одним и тем же признакам (например, сила воли героев не может быть сравнена с умом, а честолюбие, к примеру, с непрактичностью и т.д.)
Приводим возможный план сравнительной характеристики на тему:
«Давыдов и Нагульнов».
Вступление.
1.Роль коммунистов в проведении коллективизации сельского хозяйства вГремячем Логу.
Главная часть.
1.Черты различия между Давыдовым и Нагульновым: а) политическая дальнозоркость, принципиальность Давыдова и левацкие перегибы Нагульнова, объяснимые его недостаточной политической зрелостью, б) методы и приёмы руководства (убеждение, разъяснение, внимание к людям – у Давыдова и окрик, принуждение, нажим у Нагульнова), в) портретная и речевая характеристика как средство индивидуализации характеров героев.
2.Сходство героев: а) безграничная преданность партии, своему народу, вера в светлое будущее; б) гражданский темперамент героев.
Заключение.
1.Рост Нагульнова в общении с питерским рабочим-коммунистом Давыдовым.
Групповая характеристикатребует определённого расположения материала (классификация образов) и умение выделить главные, отличительные черты персонажей. Так, в сочинении на тему «Мёртвые души» в поэме Н.В.Гоголя» при характеристике помещиков, чиновников и Чичикова не нужно давать подробного анализа отдельных персонажей (Манилова, Собакевича и др.). Важнее отметить типичные черты «небокоптителей», «мёртвых душ»- духовное убожество, праздность и паразитизм существования, отсутствие гражданских чувств и тд.
Следует показать идейный смысл образов, отношение Гоголя к своим героям (осуждение безоговорочное и беспощадное), художественные приёмы раскрытия образов (изображение героев через мир предметный, внешний, бытовой; статичность образов; гиперболизация и т.д).
Обобщающая характеристика. Сочинения этого типа требуют опоры на большой литературный материал и умения его организовать.
Другой тип сочинения- сочинение проблемное, или сочинение-рассуждение, предполагает обращение к темам, связанным с оценкой художественного мастерства писателя и идейного значения произведения. Это самый сложный тип сочинений, представляющий широкую возможность для раздумий, сопоставлений, обобщений. Как нигде, здесь должно проявиться умение пишущего быть доказательным, логичным в рассуждениях.
Далее в настоящей статье даются, в основном, методические разработки к некоторым темам этого типа.
Сочинение на «свободную» тему, или публицистические, которые широко практикуются как в средней школе, так и на вступительных экзаменах в вузе, являются, в сущности, разновидностью именно проблемного сочинения. Тематика таких сочинений обширна и разнообразна: тема борьбы за мир: «Перекуём мечи на орала!», «Хотят ли русские войны?»; тема труда и науки: «Труд-это источник всех радостей, всего лучшего в мире» (М.Горький); «Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно…..» (Д.Менделеев); тема служения своему Отечеству «Кто служит Родине, тот остаётся жить в памяти народа» (А.С.Пушкин); «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А.С.Пушкин); тема любви к книге: «Любите книгу-источник знания» (М.Горький) и др.
Как видим, диапазон «свободных» тем чрезвычайно широк.
Как раскрывать подобные темы? Ошибаются те, кто считает этот тип сочинения самым лёгким и простым: публицистические темы требуют и большой начитанности, широкого кругозора, гражданской зрелости пишущего, и умения целенаправленно отобрать материал, чётко, ясно выразить свои мысли, чувства впечатления. Сочинение на свободную тему не может быть калейдоскопом излишне патетических фраз (такое иногда встречается в экзаменационных работах). В нём также непременно должна быть своя логика изложения, определяемая продуманным планом. Полезно сразу точно спланировать: о чём и в какой последовательности будет говориться в работе.
Раскрывая подобные темы, нужно опираться на художественную литературу: можно писать о своём личном отношении к поставленным проблемам. Нужно только соблюдать чувство меры в использовании различного рода материала.
Следует быть особенно внимательным к формулировке тем. Если в качестве заглавия взяты яркие слова какого-либо писателя или общественного деятеля, логично будет привлечь вначале материал, связанный с автором строк. Например, тема « Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» позволяет начать сочинение с обращением к Пушкину, который выступил с призывом, обращённым к передовой дворянской молодёжи, служить Отчизне. Заглавие темы «Перекуём наши мечи на орала!» даёт повод вспомнить прекрасную скульптуру Вучетича, и разговор об этом может быть отправной точкой в работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.