Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»
Оценка 4.8

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Оценка 4.8
Раздаточные материалы
docx
доп. образование детей
24.12.2019
Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»
Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уемская средняя школа»

 

 

 

 

 

Номинация

 

Дидактический проект:

«Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

 

 

 

 

Автор проекта: Дьячкова Анастасия Николаевна

учитель начальных классов,

1 категория, стаж работы – 7 лет

                                          

 

 

 

 

 

 

 

Приморский район

п.Уемский

2019

Аннотация проекта

Как повысить мотивацию детей к обучению? Как удержать их внимание? Как сделать мой урок не только познавательным, но и интересным? Сегодня учитель все чаще задает себе такие вопросы. Стандартные методы и приемы с современными детьми уже не работают. Чтобы привлечь внимание современного ребенка, нам нужен подходящий инструментарий. А мы даем ребенку учебники, где много текста и мало картинок. И заставляем молча и неподвижно сидеть за партой. А в результате получаем отсутствие мотивации и интереса к изучению предмета, что вполне закономерно. Чтобы составить конкуренцию телефону или планшету нужно что-нибудь более привлекательное. Наступило время инновационных технологий не только в области техники, производства или управления, но и в образовании.

И одной из таких инноваций является ведение интерактивных тетрадей на уроках в начальной школе. Они вызывают у детей интерес с первого знакомства, потому что они цветные, красочные и интересно устроены.

 

Актуальность темы

 Главная функция интерактивных тетрадей состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

Таким образом, интерактивное обучение имеет большое влияние на развитие и становление личности ребенка. Использование ее как одного из методов обучения позволяет не только разнообразить учебный процесс, но и достичь высоких результатов обучения.

Цель проекта:  раскрыть и описать систему педагогической деятельности по использованию интерактивных тетрадей, способствующих формированию познавательной активности учащихся на первой ступени обучения.

Гипотеза: предполагается, что развитие познавательных УУД младших школьников будет проходить более успешно, если на уроках применять интерактивные тетради.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по использованию интерактивных тетрадей на уроках в начальной школе.

2. Показать основные виды работ в  интерактивных тетрадях, используемых на уроках в начальной школе;

3. Экспериментальным путем проверить эффективность использования интерактивных тетрадей.

Объект исследования: учащиеся 1В класса МБОУ «Уемская СШ» за 2019-2020 учебный год

Предмет исследования: интерактивные тетради как новый метод в работе учителей начальных классов.

Сроки реализации: 2019-2020учебный год.

Участники проекта: учащиеся 1В класса МБОУ «Уемская СШ» в 2019-2020 учебном году (6-7 лет)

Ожидаемый результат от реализации проекта:

1. Повышение качества знаний.

2. Самоопределение учащихся в видах и формах учебной деятельности.

3. Анализ и оценка учащимися процесса и результата собственной деятельности.

4. Формирование передового практического опыта по внедрению в образовательный процесс педагогических технологий.

5. Методический банк инновационных технологий.

6. Положительная динамика в обучении

 

Технология интерактивного обучения - система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

hello_html_m12569913.gif

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащихся к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

Сравнение пассивных и активных подходов к обучению и восприятию информации показывает, что при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:

В то же время при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти:

80% того, что говорили сами;

90 % того, что делали сами.

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, чему научился сам. Перед педагогами встаёт вопрос: как же сделать так, чтобы в памяти учащегося остался изученный материал, чтобы ребёнок мог использовать полученные знания на практике, чтобы самостоятельно захотел их углубить и расширить?

Один из способов сделать процесс освоения знаний в начальной школе более интересным-использование интерактивных тетрадей.

Работа с интерактивными тетрадями - это передовая методика, придуманная американцами для обучения детей школьного возраста, такие тетради позволяют изучать любой школьный предмет весело и увлекательно.

Что такое интерактивная тетрадь?

Что же такое интерактивная тетрадь? По сути это наша привычная тетрадь в клетку, но с использованием различных интерактивных элементов: кармашков, мини-книжек, книжек-гармошек, дидактических игр. Это современная форма ведения ученической тетради, которая позволяет обучающимся активно участвовать, анализировать и взаимодействовать с новой информацией на занятиях. А благодаря наличию интерактивных элементов внешний вид такой тетради разительно отличается от обычной, и она с легкостью притягивает и удерживает интерес учеников.

Задачи, которые помогают решать интерактивные тетради:

- компактная организации информации по изучаемой теме;

- визуализация теоретического материала;

- структурирование сложной информации;

- детальное понимание и запоминание информации по изучаемой теме;

- многократное повторение и закрепление материала по пройденной теме, учитывая различные  способы восприятия информации детьми (аудиалы, визуалы, кинестеты и дискреты (опираются на логику – суть и взаимосвязи)

- развитие познавательного интереса и творческого мышления.

Как выглядит интерактивная тетрадь?

Это обычная тетрадь в клеточку или на кольцах, внутри которой размещаются разнообразные вкладыши, интерактивные схемы, кармашки, шаблоны, конвертики, книжки с грамматическими правилами, которые складываются и раскладываются, настольные игры.

Структура интерактивной тетради

1 страница: сначала оставляется пустой, а когда ребенок уже втягивается в процесс работы оформления тетради, она оформляется по желанию. Дети обычно сюда что-то вписывают, что-то вклеивают, получается очень здорово.

2 страница: содержание тетради

Можно вклеить готовые таблички, в которых указывается тема и номер страницы. Все страницы в тетради нумеруются, чтобы потом, когда необходимо будет что-то повторить, можно легко было бы найти нужную тему по этому оглавлению.

Таким образом, можно сказать, что интерактивная тетрадь  -  это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Интерактивная тетрадь позволяет формировать у детей умение находить нужную информацию среди множества источников. Для учащихся эта тетрадь - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в тетрадях других детей. Интерактивная тетрадь, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме.

Когда можно использовать эти тетради?

- для введения материала

- для отработки материала

- повторение темы

- демонстрационный материал

Отличие с рабочей тетрадью в том, что здесь детям интересно открывать, достать, смотреть, находить и самим что-то заполнять. Так же могут вернуться и поиграть с кем-то.

Виды шаблонов

- готовые шаблоны с картинками и текстами

- пустые шаблоны для заполнения

- шаблоны сделанные своими руками

Виды книжек: флэпбуки, пирамидки, книжки, книжки с лепестками (Приложение № 2 )

Особенности:

Плюсами интерактивной тетради является:

1.       Развитие мелкой моторики.

Шаблоны вырезания готовится учителем заранее и совместно с детьми на уроках технологии вырезаются. Тем самым дети осознают, что для любой работы нужно готовится заранее.

2.     Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой работа).

Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одной тетрадью. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой.

Учитель выступает не в роли источника информации, а в роли консультанта.

2.     Совместная работа с родителями.

Интерактивная тетрадь хороша и тем, что к его созданию можно привлечь родителей. (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).

3.     Ручная работа.

Каждая тетрадь уникальна, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

4.     Развивающие задания.

Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.

Необходимо отметить, что, работая над одним тетрадью, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований.

При правильном построении работы, учитель за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию тетрадей на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой.  « Звуки и буквы»,  « Состав числа» ( теория и практические задания). Наполнение и раскрытие данных вопросов и тем, будет зависеть от учеников, от того, как они видят проблему и от того, как они захотят ее решить.

В итоге, у каждого ученика к концу обучения будет свое портфолио, с которым интересно работать, которое легко в использовании, а главное, оно будет содержать нужную информацию по разным проблемам окружающей нас действительности.

5.     Подход в обучении (индивидуальный, дифференцируемый)

Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией интерактивной тетради зависит от ученика, говорит о том, что при создании интерактивной тетради, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

 

 

 

 

Практическая часть

Свою работу по внедрению интерактивных тетрадей я начали с диагностики:

- беседа с родителями будущих первоклассников;

- анкетирование родителей (Приложение №1)

- изучение анкеты;

- составление портрета класса;

- шаблоны для интерактивных тетрадей (Приложение№2)

- составление шаблона интерактивной тетради для первоклассников (Приложение №3)

- Интерактивный дневник на сентябрь месяц (Приложение№4)

Портрет класса оказался таким:

В классе 19 учеников. Из них – 10 девочки, 9 - мальчиков.

Знают все буквы  – 13, не все буквы -6.

Умеют читать - 13, не умеют читать - 6.

Хотят в школу ходить - 18, не хотят в школу -1.

Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. В ходе наблюдений я пришла к выводу, что деятельность при применении любых форм и методов без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Оттого, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе.

Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Одним из способов достижения этой цели образования может стать использование на уроках интерактивных тетрадей.

Одну общую тетрадь разделила на три части по трем предметам: математика, русский язык (азбука, письмо, чтение), окружающий мир. По каждому предмету сделала закладки по цветам, чтобы было удобнее найти. Старалась придумать такие задания, чтобы можно было работать по ним на разные темы по несколько раз.

Оценивание

Для оценивания работы в интерактивных тетрадях, можно использовать интерактивный дневник.

Дневник представляет собой 9 тетрадей (по числу учебных месяцев в году). Это позволяет сохранять на протяжении всего года элемент новизны, неожиданности и хороший внешний вид дневника (все учителя и родители хорошо знают, на что похож дневник ученика к концу года у большинства детей, и как он надоедает малышу). Ребёнок, получив дневник в начале текущего месяца, украшает его обложку (печатает названия времени года и месяца, рисует ассоциативные иллюстрации). Эта работа делает каждый дневник непохожим на другие. Затем оформляется лист успеха.

·         Сентябрь – яблоня моих успехов, дети собирают за хорошую работу на уроке яблочки и приклеивают их на яблоню, нарисованную собственноручно.

·         Октябрь – поляна моих успехов, собираем грибочки.

·         Ноябрь – гроздья моих успехов, сбор рябинок.

·         Декабрь – гирлянды моих успехов, ёлочные игрушки.

·         Январь – вихрь моих успехов, снежинки.

·         Февраль – океан моих успехов, рыбки, камушки, водоросли.

·         Март – букет моих успехов, лепестки цветов, их серединки и листья.

·         Апрель – весна моих успехов, зелёные листочки для берёзки.

·         Май – фейерверк моих успехов, огоньки салюта.

 

Заключение

Вести интерактивные тетради очень весело, полезно и крайне увлекательно. Они позволяют ученикам проявить свою творческую сторону, красиво оформлять и наполнять тетрадь интересными рисунками, украшать различными наклейками и картинками.

Еще один плюс интерактивной тетради заключается в экономии места. В мини-книжки, кармашки и прочие интерактивные элементы, на самом деле, можно уместить гораздо больше информации, чем на обычный тетрадный лист. А пользы и наглядности будет гораздо больше, чем от монотонного текста на страницах.

Кроме того, интерактивные тетради стимулируют к постоянному просматриванию и повторению. А это очень важно! У детей появляется желание похвастаться и обсудить проделанную работу с родителями, родственниками, друзьями и одноклассниками. Очень часто на переменах дети делятся друг с другом идеями, обсуждают, как сделать тетрадь еще лучше и интересней.  Это приводит к тому, что ребенок автоматически возвращается к изучаемой теме снова и снова, соответственно, освоение материала кратно повышается.

Интерактивные тетради делают обучение школьников радостным и интересным процессом и способны мотивировать даже самого нерадивого ученика!

Тетрадь отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде:

·         информативна;

·         полифункциональна: способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;

·         пригодна к использованию одновременно группой ребят;

·         обладает дидактическими свойствами;

·         является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

·         вариативна (есть несколько вариантов использования каждой его части);

·         её структура и содержание доступны возрасту;

·         обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.

Интерактивная тетрадь – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.                 Дурыкина А. «Долой скучным тетрадям»

2.                 Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. - 2010. - N 4. - С. 14-16.

3.                 Рыкова А. Тренинг «Интерактивные тетради в начальной школе»  Вконтакте.

 

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»

Дидактический проект: «Интерактивная тетрадь – новый вектор обучения в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2019