Методическая разработка внеклассного занятия по финансовой грамотности по теме « Как появились деньги» 4 класс
Оценка 4.7

Методическая разработка внеклассного занятия по финансовой грамотности по теме « Как появились деньги» 4 класс

Оценка 4.7
Занимательные материалы +4
docx
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл
21.01.2020
Методическая разработка  внеклассного занятия по финансовой грамотности по теме « Как появились деньги» 4 класс
В мероприятии участвуют учащиеся 4 класса. В процессе подготовки участники выполняют опережающее задание по истории возникновения денег. В ходе проведения мероприятия за правильный ответ или сообщение ученик получает 1 денежную единицу (сантик). В конце мероприятия по количеству сантиков определяются команда-победитель и команды, занявшие 2-е и 3-е места. Полученные в ходе игры сантики команда может обменять на конфеты. (Класс заранее делится на команды: каждый игрок из коробки достаёт сантик определённого цвета. Получается 3 команды по 9 человек. (В моём классе 27 человек). Каждая команда должна придумать название и выбрать капитана).
Внеклассное занятие по финансовой грамотности 4 класс.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка  внеклассного занятия по финансовой грамотности

по теме « Как появились деньги»

4 класс









 

 

 

 

 

                                                               Выполнила: Смирнова Л. Н.

                                                               учитель начальных классов   

                                                               МБОУ г. Костромы «СОШ № 35»

 

 

 

 

 

 

Кострома, 2019

 

Игра-викторина в 4 классе.

Тема занятия: «Как появились деньги?»

Учитель МБОУ г. Костромы «СОШ № 35»: Смирнова Любовь Николаевна

Цель: формирование у обучающихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности.

Задачи:

- Уточнить представления учащихся о функции обмена денег.

- Уточнить название денежных единиц разных стран.

- Используя соревнования, привлечь к работе всех учащихся в классе;

- Развивать коммуникативные навыки при работе в группах.

УУД:

Предметные:

- Актуализировать знания по финансовой грамотности.

Личностные:

- Осознание необходимости получения знаний по финансовой грамотности.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

- Формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные:

Познавательные:

- Умение осуществлять направленный поиск информации из разных источников.

- Умение объяснять понятия и явления.

- Готовность обрабатывать и использовать ранее полученную информацию из разных источников.

Регулятивные:

- Умение адекватно принимать оценку взрослых и сверстников.

- Умение планировать свои действия.

- Умение прогнозировать и оценивать свои действия

Коммуникативные:

- Готовность слушать собеседника, вести диалог.

- Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.

- Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной работе.

Форма проведения:

Конкурсная программа: игра-викторина.

Оборудование: компьютер; мультимедиапроектор; раздаточный материал с заданиями,  купюры (сантики).

Методика и технология проведения мероприятия:

В мероприятии участвуют учащиеся 4 класса. В  процессе подготовки участники  выполняют опережающее задание по истории возникновения денег. В ходе проведения мероприятия за правильный ответ или сообщение ученик получает 1 денежную единицу (сантик). В конце мероприятия по количеству сантиков определяются команда-победитель и команды, занявшие 2-е и 3-е места. Полученные в ходе игры сантики команда может обменять на конфеты.

(Класс заранее делится на команды: каждый игрок из коробки достаёт сантик определённого цвета. Получается 3 команды по 9 человек.  (В моём классе 27 человек). Каждая команда должна придумать название и выбрать капитана).

 

Ход мероприятия.

Ведущий: Ребята, каждый день вы слышите по радио или телевидению, а также дома и в школе слова: «деньги», «монета», «купюра». Знаете ли вы, что они обозначают? (Ответы учащихся каждой команды).

А знаете ли вы, откуда берутся деньги? (Ответы учащихся каждой команды).
Послушайте, какую историю рассказывают американские родители своим детям, будущим подрастающим бизнесменам и подумайте, чему эта история нас с вами учит?
«Сын богатых родителей рос в благополучии и ни в чем не знал отказа. Что бы он ни попросил, ему покупали. Но он никогда не просил денег, потому что был еще маленьким. И вот однажды он пришел к отцу и попросил 10 долларов. «Тебе уже шестнадцать, — сказал отец, — пойди и заработай сам». Получив такой отказ, мальчик обиделся и пошел к маме. Она дала ему 10 долларов. Желая отомстить отцу за обиду, сын показал ему деньги и сказал: «Вот, заработал!» Папаша взял купюру и бросил ее в камин. 10 долларов сгорели мгновенно. От обиды мальчик чуть не плакал. «Ты не заработал эти деньги. Ты обманул меня», — сказал отец, — теперь ты тем более не получишь ни цента». На этот раз сын разозлился. Он пошел на бензоколонку и договорился, что будет помогать заправлять машины, пока не заработает 100 долларов. Со своими заработанными деньгами он опять пришел к отцу. Реакция отца поразила мальчика: тот взял деньги и без колебаний бросил их в огонь. Разъяренный сын бросился к камину и стал руками разгребать угли, чтобы спасти деньги. «Вот теперь я верю: эти деньги ты заработал. За них ты готов полезть в огонь, потому что ты теперь знаешь цену деньгам».
Итак, ответьте на вопрос, чему же учит нас данная история?
(Эта история учит тому, что деньги не так просто даются и чтобы их заработать, нужно приложить много усилий). 
Ведущий: Верно. Теперь я прошу выйти к доске капитанов от каждой команды. Сейчас вы получите карточки с вопросами. Вам необходимо ответить на вопросы.
Карточка №1. Какова для тебя цена денег?
Карточка №2. Как можно, применив свои способности и талант, сделать деньги?
Карточка №3. Какие полезные навыки ты мог бы приобрести, продавая газеты, подрабатывая мытьем машин?
 (После выступления капитанов команд, каждая команда получает по 1 сантику).
Ведущий: Ребята, тогда напрашивается вопрос, что такое деньги и откуда они появились? И зачем вообще возникла в них необходимость?
Вашим домашним заданием было подготовить небольшое выступление об истории возникновения первых денег.

1 команда:

1-й ученик: Давным-давно, когда люди, чтобы выжить, охотились, выращивали зерно, разводили скот, строили хижины, у них появилась необходимость обмениваться вещами, предметами. Те, у кого было много овец, меняли их на одежду. Охотники меняли мясо на зерно. Рыбаки, наловившие много рыбы, меняли её на орудия труда. На современном языке это называется бартером – обменом товара на товар.

2-й ученик: Но постепенно люди поняли, что удобнее при обмене сравнивать товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром. В роли такого товара выступали то соль, то мех, то редкие ракушки, то животные (например, коровы). На современном языке товары, которые применяются не только по своему прямому назначению, но и как деньги, называют товарными деньгами.

2 команда:

1-й ученик: Мы вам расскажем, что обозначает слово «монета». Монета - это имя (точнее прозвище) древнеримской богини Юноны. (Моneta – по латыни «советчица»). Жрецы храма Юноны-Монеты должны были во время войн давать мудрые советы от её лица римским властям. При храме находился монетный двор, где чеканились деньги. По имени «хозяйки» храма они стали называться монетами.

2-й ученик: А слово «деньги» (в древнерусском языке употреблялось и единственное число – деньга) известно с конца XIV века. Учёные предполагают, что оно могло быть занесено на Русь из Ирана торговыми людьми или путешественниками.

3 команда:

1-ученик: В Древней Руси рублей и копеек еще не знали. Стоимость вещей оценивались в таких денежных и весовых единицах, как гривны, ногаты и куны.  Гривна – это слиток серебра примерно в 200 гр. Ногата и куна – это часть гривны.

2-й ученик: Часто так получалось, что нужно было уплатить не гривну, а половину гривны, треть, четверть. От слова «рубить» (древнее – рубь – край, грань) и произошло название. При Иване Грозном в XVI веке появилась копейка. Тогда были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. В народе быстро прозвали их «копейными деньгами» или копейками.

Ведущий: Спасибо командам за выступление. Сейчас деньги делают бумажными или металлическими. В каждой стране они называются по-разному: евро, доллар, риал, марка, рубль и т.д. В нашем случае -  это сантики.

А сейчас мы с вами проверим, на сколько вы были внимательны, когда слушали выступления своих товарищей.

1.     Игра «Брейн-ринг»

2.     Какие были самые первые деньги? Как они назывались? (Товарные деньги. Ими могли быть: скот, лён, шкурки ценных пушных зверей.)

3.     Чем неудобны товарные деньги? (Они могли испортиться, занимали много места, их сложно было разменять, или сдать сдачу и т.д.)

4.     Что пришло на смену товарным деньгам? (Металлические деньги из меди, бронзы, серебра, золота в виде слитков, монет.)

5.     Чем металлические деньги были лучше товарных? (Не портились, хорошо хранились, легко разменивались.)

6.     Какими деньгами мы пользуемся сегодня? (Металлическими и бумажными.)

7.     Что такое «евро»? (Европейская валюта, используемая для взаимных расчетов странами – участниками Европейской валютной системы.)

Ведущий: Каждый из вас не единожды ходил в магазин и совершал всевозможные покупки. Как вы рассчитывались с продавцом на кассе? Какие деньги использовали? (Ответы учащихся).

Сейчас я предлагаю тоже сходить в магазин.

 

2. Игра: «Поход в магазин» (решение финансовой задачи).

Цель: команды должны решить задачу, направленную на выбор максимально выгодной покупки в магазине.

Задание: Максим решил порадовать любимую маму и испечь ей торт ко дню рождения. Для этого ему не хватало нескольких продуктов: 200 граммов сахара, 180 граммов масла, 3 яйца, 1 стакана молока. У Максима были собственные средства в размере 300 рублей, которые он сэкономил от карманных денег. В шаговой доступности от дома находятся несколько магазинов. Из средств массовой информации Максим узнал, что в магазине «Десяточка» проводится «Акция!». Взяв у родителей деньги на проезд, он отправился в магазин.

а) Покупка в каком магазине окажется наиболее выгодной для семейного бюджета?

б) В какой магазин должен отправиться Максим, если учесть, что от всей массы продуктов, ему нужно было использовать лишь часть, а остальное осталось бы на дальнейшее потребление в семье?

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/03/s_5a24136d47708/762345_2.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/03/s_5a24136d47708/762345_3.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/03/s_5a24136d47708/762345_4.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/03/s_5a24136d47708/762345_5.jpeg

Общая стоимость покупок

Путь до магазина

Карусель

От 42.90 цена за 1 кг

От 127.90

180 грамм

От 48.90

цена за 10 яиц

От 69,90

за 1 литр

289,60

Проехать 1 остановку на автобусе

Магнит

От 49.00 цена за 1 кг

От 132.00

180 грамм

От 56.90

цена за 10 яиц

От 71,50

за 1 литр

309,40

По дороге домой из школы

Десяточка

«АКЦИЯ!»

От 45.00 цена за 1 кг

От 111.00

180 грамм

От 39.90

цена за 10 яиц

От 69,90

за 1 литр

271,80

в 4 остановках от дома

*проезд в транспорте - 20 рублей

Ответы и критерии: а) Максиму надо воспользоваться магазином «Магнит», так как он находится в шаговой доступности. И, хотя в нем продукты дороже, мальчик экономит на проезде в транспорте - 2 сантика за правильный ответ.

Вычисления: 2 сантика за любое вычисление, которое докажет реальную экономию средств.

Например: 309,40-300=9,40 - количество недостающих денег на покупку в «Магните» или Маским взял на проезд у родителей 110 рублей, хотя на покупки в «Магните» ему недоставало всего 9,40.

110 - 9,40=100,60 - количество сэкономленных средств в семейном бюджете, если бы мальчик отправился в «Магнит», а не в «Десяточку».

Ответ: б) в магазин «Магнит» - 1 сантик.

Ведущий: Итак, в магазин мы с вами сходили. Я вижу, что деньги считать вы умеете, и семейный бюджет вам ваши родители могут доверить.

Следующее задание, которое предстоит выполнить юным финансистам, это… вспомнить старые добрые сказки, которое вы так любите смотреть, ну или когда-то смотрели. Вы, наверно, заметили, что и в некоторых мультфильмах тоже присутствуют денежные отношения.

    3. Конкурс «Мульти-пульти».

(Приглашаются по одному игроку  от каждой команды. Каждый правильный ответ  приносит команде 1 сантик).

1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес  в Стране Дураков? (заклинание «Крекс –фекс –пекс»)

2. На чѐм разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (соль)

3. Героине, какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать

выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)

4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

5. Как назывались лунные деньги в книге Николая Носова «Незнайка на Луне»?

(Фантинги и сантики)

6. Где Дядя Федор раздобыл деньги для покупки трактора? (нашел клад)

4.     Конкурс  "Умей  договориться".

Ведущий: Сейчас мы с вами отправляемся на станции «Менялки» и «Покупалки». На этих станциях всё перепуталось. Все вещи, все продукты оказались не в том месте, где нужно.

Каждая команда получает карточки с рисунками и списком необходимых вещей.

Участники 1-й команды должны идти в кино; 2-й команды - испечь пирог;

3-й команды -  сходить в аптеку.

 

 

 

 

 

 

 

 


- Вам необходимо собрать все необходимые вещи для своего дела. Для этого нужно осуществлять обмен одной вещи на другую.  Старайтесь договориться с соперниками. В крайнем случае, вы можете использовать наши сантики.

- Тогда как будет называться эта операция?

Каждая команда имеет стартовый капитал - 10 сантиков и те сантики, которые заработали в каждом конкурсе.

Цена каждой вещи в этом туре - 5 сантиков.

За победу (команда собрала все  необходимые предметы и набрала больше всех сантиков) в этом конкурсе команда получает - 10 сантиков, а остальным по 1 сантику.

Капитан, победившей в этом конкурсе команды, должен поделиться опытом – как удалось сэкономить сантики и добыть все необходимые предметы?

5.     Викторина «Денежная единица разных стран».

А теперь представьте, что вы решили отправиться в кругосветное путешествие. Что вам надо, прежде всего, знать? (Какой валютой люди пользуются в той или иной стране.)

Предлагаю ответить на вопросы викторины.

a.   Назовите национальную денежную единицу России. (Рубль)

b.   Назовите «музыкальную» турецкую валюту. (Лира)

c.   Как в настоящее время называется денежная единица Испании? (Евро)

d.   Назовите современную денежную единицу Китайской Народной Республики. (Юань)

e.   Назовите национальную валюту США. (Доллар)

f.     Назовите национальную денежную единицу Индии. (Рупия)

g.   Назовите официальную валюту, которой пользуются 16 стран Европы. (Евро)

h.   Назовите национальную денежную единицу Мексики. (Песо)

i.     Назовите национальную денежную единицу Украины. (Гривна)

6. Творческое задние «Деньги будущего»

Ведущий: Внимательно рассмотрите современные деньги и деньги, которыми пользовались раньше. Как, по вашему мнению, будут выглядеть деньги в далёком будущем? Нарисуйте, пожалуйста, российскую денежную единицу, которой будут пользоваться наши правнуки в далеком будущем. За самый креативный рисунок команда получит 5 сантиков, остальные по 2 сантика.

(После выполнения задания, команды подсчитывают количество сантиков, обменивают их на конфеты. По количеству сантиков определяются команда-победитель и команды, занявшие 2-е и 3-е места.

Ведущий: Ребята, какую полезную для себя информацию вы получили на нашем занятии?

- Что было трудным?

- Какие задания показались лёгкими?

- С каким заданием вы не справились бы, если не оказали друг другу помощь и не смогли бы договориться?

- Какой бы вы хотели видеть нашу следующую встречу?

(Ответы учащихся)

Ведущий: Ну что ж, вот и закончилось наше путешествие в таинственный денежный мир! Но не расстраивайтесь, впереди нас ждет еще много финансовых свершений и открытий! До новых встреч!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал:

Приложение № 1

Карточка №1. Какова для тебя цена денег?
Карточка №2. Как можно, применив свои способности и талант, сделать деньги?
Карточка №3. Какие полезные навыки ты мог бы приобрести, продавая газеты, подрабатывая мытьем машин?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Игра: «Поход в магазин» (решение финансовой задачи).

Цель: команды должны решить задачу, направленную на выбор максимально выгодной покупки в магазине.

Задание: Максим решил порадовать любимую маму и испечь ей торт ко дню рождения. Для этого ему не хватало нескольких продуктов: 200 граммов сахара, 180 граммов масла, 3 яйца, 1 стакана молока. У Максима были собственные средства в размере 300 рублей, которые он сэкономил от карманных денег. В шаговой доступности от дома находятся несколько магазинов. Из средств массовой информации Максим узнал, что в магазине «Десяточка» проводится «Акция!». Взяв у родителей деньги на проезд, он отправился в магазин.

а) Покупка в каком магазине окажется наиболее выгодной для семейного бюджета?

б) В какой магазин должен отправиться Максим, если учесть, что от всей массы продуктов, ему нужно было использовать лишь часть, а остальное осталось бы на дальнейшее потребление в семье?

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/03/s_5a24136d47708/762345_2.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/03/s_5a24136d47708/762345_3.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/03/s_5a24136d47708/762345_4.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/12/03/s_5a24136d47708/762345_5.jpeg

Общая стоимость покупок

Путь до магазина

Карусель

От 42.90 цена за 1 кг

От 127.90

180 грамм

От 48.90

цена за 10 яиц

От 69,90

за 1 литр

289,60

Проехать 1 остановку на автобусе

Магнит

От 49.00 цена за 1 кг

От 132.00

180 грамм

От 56.90

цена за 10 яиц

От 71,50

за 1 литр

309,40

По дороге домой из школы

Десяточка

«АКЦИЯ!»

От 45.00 цена за 1 кг

От 111.00

180 грамм

От 39.90

цена за 10 яиц

От 69,90

за 1 литр

271,80

в 4 остановках от дома

*проезд в транспорте - 20 рублей

Приложение № 3

Конкурс  "Умей  договориться".

Участники 1-й команды должны идти в кино; 2-й команды - испечь пирог;

3-й команды -  сходить в аптеку.

 

 

 

 

 

 

 

 


Участникам нужно собрать все необходимые вещи для своего дела. Для этого нужно осуществлять обмен одной вещи на другую. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Творческое задние «Деньги будущего»

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка внеклассного занятия по финансовой грамотности по теме «

Методическая разработка внеклассного занятия по финансовой грамотности по теме «

Игра-викторина в 4 классе. Тема занятия: «Как появились деньги?»

Игра-викторина в 4 классе. Тема занятия: «Как появились деньги?»

Конкурсная программа: игра-викторина

Конкурсная программа: игра-викторина

Вот теперь я верю: эти деньги ты заработал

Вот теперь я верю: эти деньги ты заработал

По имени «хозяйки» храма они стали называться монетами

По имени «хозяйки» храма они стали называться монетами

Сейчас я предлагаю тоже сходить в магазин

Сейчас я предлагаю тоже сходить в магазин

Десяточка «АКЦИЯ!» От 45

Десяточка «АКЦИЯ!» От 45

Ведущий: Сейчас мы с вами отправляемся на станции «Менялки» и «Покупалки»

Ведущий: Сейчас мы с вами отправляемся на станции «Менялки» и «Покупалки»

Назовите национальную денежную единицу

Назовите национальную денежную единицу

Раздаточный материал: Приложение № 1

Раздаточный материал: Приложение № 1

Приложение № 2 Игра: «Поход в магазин» (решение финансовой задачи)

Приложение № 2 Игра: «Поход в магазин» (решение финансовой задачи)

Десяточка «АКЦИЯ!» От 45

Десяточка «АКЦИЯ!» От 45

Приложение № 4 Творческое задние «Деньги будущего»

Приложение № 4 Творческое задние «Деньги будущего»

Методическая разработка внеклассного занятия по финансовой грамотности по теме « Как появились деньги» 4 класс

Методическая разработка  внеклассного занятия по финансовой грамотности по теме « Как появились деньги» 4 класс

Методическая разработка внеклассного занятия по финансовой грамотности по теме « Как появились деньги» 4 класс

Методическая разработка  внеклассного занятия по финансовой грамотности по теме « Как появились деньги» 4 класс

Методическая разработка внеклассного занятия по финансовой грамотности по теме « Как появились деньги» 4 класс

Методическая разработка  внеклассного занятия по финансовой грамотности по теме « Как появились деньги» 4 класс

Методическая разработка внеклассного занятия по финансовой грамотности по теме « Как появились деньги» 4 класс

Методическая разработка  внеклассного занятия по финансовой грамотности по теме « Как появились деньги» 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020