Дидактический инструментарий современного учителя
Оценка 5

Дидактический инструментарий современного учителя

Оценка 5
Особые потребности
docx
биология
Взрослым
22.01.2018
Дидактический инструментарий современного учителя
Каждый творчекий учитель должен обладать не только глубокими знаниями в области преподаваемой дисциплины, но и способностью разрабатывать дидактический инструментарий, позволяющий формировать у школьников систему знаний. Для развития познавательного интереса большу. роль играют методы, приемы и методы, используемые на уроке учителем.Составлен в Word 2007, шрифтом Times New Roman, 12
Дидактический инструментарий современного учителя.docx
Дидактический инструментарий современного учителя – залог успешности обучения.  Как можно больше спрашивай, Спрошенное – усваивай, А то, что усвоено – обучай других.… И ты превзойдёшь своего учителя.  Я.А.Коменский         Большую   роль   в   организации   познавательного   интереса   учащихся   играет   правильно        Современному обществу требуется учитель, обладающий не только глубокими знаниями в области   преподаваемой   дисциплины,   но   и   способностью   разрабатывать     дидактический инструментарий, позволяющий формировать у учащихся системные знания.        Дидактический   инструментарий   –   педагогические   средства,   которые   позволяют   обучать учащихся самостоятельной умственной деятельности.    организованная работа на уроке, основанная на активном включении учащихся.           Самостоятельная работа с учебником    в условиях перенасыщенности информационной среды   требует   новых   подходов.   Умение   быстро   и   продуктивно   работать   с   учебником   в значительной степени будет разгружать учащихся при выполнении домашнего задания. Самостоятельное чтение можно превратить  в увлекательное и познавательное дело. Например, попробуйте прочитать отрывок (слайд 2): « По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам  пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете.  Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм.  Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво  цликеом.» По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком  порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте.  Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем.  Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово  целиком. Приём СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ (слайд 3) Можно предложить ученикам самим придумать оригинальные задания. Вот одно из заданий по биологии: Используя буквы алфавита, составь 4 слова по теме «Размножение растений» (6 класс):  А, Р, З, М,О,З,И,Е,И, Е,Н, Ж ,Н, А,А, Г,Е,Г,Т,М, О,О,П,Л,Д,Т,А, Р,Е,Е,Н, О,И,О,Т,В,О.   (РАЗМНОЖЕНИЕ, ОПЛОДОТВОРЕНИЕ, ГАМЕТА, ЗИГОТА). Данный прием использую для самостоятельной формулировки темы урока  (слайд  4):  Используя первые буквы слов, запишите их и вы узнаете, что мы сегодня будем изучать на уроке: Побег.  Тема   нашего   сегодняшнего   урока   будет   логично   рассматривать   после   темы     «Корень».   Это естественно,   ведь   корень   является   первым   органом   зародыша,   который   начинает   расти   при попадании   семени   в   почву.   Следующий   вегетативный   орган,   который     трогается   в   рост  – стебель. И как вы догадались, изучать мы сегодня будем побег. Его нельзя рассматривать без зачаточной его части, почки. Внимание учеников всегда привлекает спровоцированная учителем интрига (слайды 5­8):  Мотивирование к учебной деятельности  (слайд 5): Прошу учащихся ответить на вопрос: За счет, какого процесса происходит рост организмов?  Приём ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА (слайды 6­8): 1 В     начале урока учитель задаёт загадку, удивительный факт, разгадка которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Например. Как вы считаете, почему  в больших городах на деревьях  не растут лишайники?      или  «Представьте себе, что вы взяли в руки желтый красивый лимон и решили нарезать его к чаю. Вы медленно режете его ломтик за ломтиком. Поднимаете нож и видите, как по его лезвию медленно стекают капли лимонного сока…». Обычно, школьники моментально реагируют на это словесное описание лимона, у многих из них   передёргиваются   лица   при   услышанном,   хотя   в     своём   рассказе     ни   разу   не   было использовано   слово   «кислый».    Объясните,   почему   же   вы   так   отреагировали   на   мой рассказ? Предлагаю   ознакомиться   с   материалом   учебника,   где   излагаются   этапы   чувственного познания и дать ответ, опираясь на материал  параграфа.   (слайд   9):  Применение   методики    «Синквейн»  используется   на  заключительном этапе урока с целью активизации творческого потенциала учащихся.           Ученики   иначе   относятся   к   самостоятельной   работе   с   учебником   на   уроке,   если необходимо   не   просто   читать,   а   искать   разгадку,   ответ   на   сформулированную   педагогом учебную задачу.   (слайды 10 ­11) Биологические задачи на уроках биологии.  Например, используя анимационные картинки на слайде 10, прошу решить  биологическую задачу:  Что объединяет этих животных в одно семейство Кошачьи? Для   развития   логического   мышления,   задаю   биологическую   задачу   при   просмотре видеоролика, озвученного минусовкой Чайковского «Вальс цветов» (слайд 11).  (слайды 12 ­13).  Использование проблемного обучения на уроках биологии       В ходе поиска ответов на проблемные вопросы школьники учатся устанавливать причинно – следственные связи между отдельными фактами, явлениями, выдвигать предположения на основе неполных сведений, высказывать гипотезы.                Эпиграфы также могут выступать в качестве проблемных вопросов к изучаемому разделу, поэтому стараюсь начинать изучение новой темы с эпиграфа и возвращаться к нему в конце   темы.   Эпиграфом   урока:   «Белки,   их   строение   и   функции»   могут   стать   слова Ф.Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел».  Урок начинается с данного эпиграфа и как вывод можно возвратиться к нему в конце урока.              Большую помощь в работе оказывает использование ИКТ:  тренажеров, электронных пособий и учебников, виртуальных лабораторий, флипчартов, презентаций, в которые можно вставлять   текстовые   или   графические   фрагменты,   анимацию,   видеофильмы,   а   также музыкальное или голосовое сопровождение, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.  Делает урок более насыщенным, иллюстративным.       В этом плане особое место принадлежит такому  эффективному педагогическому средству,   как  занимательность.  Н   ичто   так   не   привлекает   внимание   и   не   стимулирует  занимательный материал.   Поэтому стараюсь найти такой работу ума, как интересный,     материал, при котором даже обыденное становится удивительным (слайды 14­ 15). (слайды 16­ 17).   Для развития познавательного интереса у школьников к предмету задаю им занимательные межпредметные домашние задания на выбор по желанию, например, при изучении темы «Насекомые», представленные на слайдах: Тема: «Птицы» Литература  Какая птица – «однофамилица» великого русского писателя? (Гоголь.) 2 Найдите в стихотворении С.Я.Маршака биологические неточности.  А это веселая птица­синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек. (Синица – в основном насекомоядная птица, вреда зернохранилищам не причиняет.) История  На чьем оперении богиня Гера разместила все 100 глаз Аргуса? (Павлина.) Физкультура  Майки футболистов какой страны украшает петушок? (Франции.) Музыка Какая птица называется так же, как и часть струнного музыкального инструмента? (Гриф.) Математика  Пара ласточек в период вскармливания птенцов прилетает к гнезду 400 раз в день, принося за 1   раз   0,5   г   насекомых.   Период   вскармливания   длится   20   дней.   Сколько   килограммов насекомых уничтожают в период вскармливания птенцов 3 пары ласточек? (12 кг.) Физика Почему птицы без вреда для себя сидят на проводах высоковольтной передачи? (Тело сидящей на проводах птицы представляет собой ответвление цепи, включенное параллельно участку проводника между лапками птицы. При параллельном соединении двух   участков   цепи   величина   токов   в   них   обратно   пропорциональна   сопротивлению. Сопротивление тела птицы огромно по сравнению с сопротивлением небольшой длины проводника,   поэтому   величина   тока   в   теле   птицы   ничтожна   и   безвредна.   Но   если крупная птица, взлетая, коснется крылом металлической опоры линии за изолятором, ее тело   станет   участком   цепи   между   линией   и   землей.   Сопротивление   в   такой   цепи значительно   меньше,   чем   сопротивление   всей   линии,   и   птица   будет   мгновенно   убита током.)  (слайд 18): Демонстрацию эксперимента.  При изучении данной темы  можно провести опыт,  в ходе которого,  учащиеся наглядно убеждаются, как происходит загрязнение легких человека.  (Берем   стеклянную   трубку,   в   один   конец   которой   засовывается   сигарета,   а   в   другой   ­ резиновая груша. В середины трубки помещается кусок ваты.  Затем зажигаем сигарету и при помощи груши делаем одну затяжку. Наблюдаем за загрязнением ваты за одну затяжку). Не всякая деятельность ученика на уроке – учебная. Учебной считается деятельность, связанная с решением учебных задач. (слайды 19­ 26). Заполнение   схем,   решение   головоломок,   составление   кластеров,   найди   ошибку,   составь буриме, объясни пословицы, установите соответствие, рассказ – наоборот, мини­викторина и информация из разряда "Это интересно". 1.  Что это за насекомое? У него желтые надкрылья с черными полосами. От врагов оно занижено   едкой   жидкостью   с   противным   раздражающим   запахом.   Повреждает   томаты, картофель, баклажаны. Личинки красного цвета и тоже очень прожорливы. (Колорадский жук) 2. Какую пользу приносят божьи коровки?  (Поедают тлю на растениях в садах, полях, лесах.) 3. Куда осенью деваются бабочки?  (Большинство гибнет с холодами, некоторые прячутся в щели, под кору и зимуют.) 4. Как к зиме готовятся муравьи?  (Закрывают в муравейнике все ходы и выходы и собираются в кучу.) 3 5. Сколько крыльев у жука?  (Две пары: верхняя и нижняя.) (слайд 27) Притча «Трещина в кувшине».    Жила – была пожилая китайская женщина, у которой было два больших кувшина. Они свешивавшись по концам коромысла, лежащего у неё на плече.  У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды.          В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь  наполовину. В   течении   двух   лет   это   происходило   каждый   день:   старая   женщина   приносила   домой всегда только полтора кувшина воды. Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой,  а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан. Спустя два года, которые казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине: «Мне стыдно из –за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода». Старая женщина усмехнулась. «Ты заметил, что на твоей  стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина – нет?» На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоем недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идем домой. Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нашему дому. У каждого из нас есть свои совсем особые странности и недостатки. Но есть особенности трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее. Итак, все мои друзья с трещинкой в кувшине! Радуйтесь чудесным дням и не забывайте насладиться запахом цветов на вашей стороне тропинке.  Слайд 28.  До цели четыре шага:  планируйте целенаправленно,  готовьтесь молитвенно,  действуйте положительно и  добивайтесь неустанно. Уильям А. Уорд  Интернет –источники:     1. pandia.ru›text/77/234/40047.php 2. videouroki.net›…   didaktich 3. maxreferal.ru›…   didaktich  eskie…  4. bio.1september.ru›article.php… 5. infourok.ru›…   podhod  …   urokah 6. infourok.ru›…   biologii  ­  kak  7. infourok.ru›…   logicheskogo  ­  zadaniy 8. infourok.ru›sbornik              eskogo…    na   …   biologii    …   na   ­  temu  .html  …    po   ­  biologii    ­  biologii    …   obrazovaniya    …   formirovaniya  …   uchenika    …  ­  mishleniya    …   gramotnost  …  ­  na   …   biologii  …   biologii          …  … 4 9. infourok.ru›…quot  …   biologii  animacii   10. youtube.com›watch?v=fnh8HEEjjLI        …   razdelu  …   klass  …   5

Дидактический инструментарий современного учителя

Дидактический инструментарий современного учителя

Дидактический инструментарий современного учителя

Дидактический инструментарий современного учителя

Дидактический инструментарий современного учителя

Дидактический инструментарий современного учителя

Дидактический инструментарий современного учителя

Дидактический инструментарий современного учителя

Дидактический инструментарий современного учителя

Дидактический инструментарий современного учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018