Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Возвратное местоимение»
Оценка 4.8

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Оценка 4.8
Домашняя работа +2
doc
русский язык
6 кл
20.05.2017
Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Возвратное местоимение»
Дидактический материал предназначен для работы с учащимися при изучении темы «Возвратное местоимение» в 6 классе национальной школы. Различные задания помогают учащимся лучше осваивать материал по данной теме, развивать логическое мышление, речь, вырабатывать навыки грамотного письма. Дидактический материал подобран таким образом, что учитель имеет возможность при закреплении одной темы повторять ранее пройденный материал. Значительное место отведено упражнениям, которые служат одновременно целям укрепления пунктуационных навыков и развития у учащихся умения правильно строить предложения. Большое внимание уделяется вопросу развития речи. Дидактический материал включает в себя и другие виды тренировочных упражнений: составить предложения, ответить на вопросы, написать рассказ по данным словам, по данному началу или концу, перевести текст с чувашского языка на русский, написать стихотворение по памяти и т.д. Имеется материал различной степени трудности, что дает возможность учителю организовать дифференцированное обучение. Дидактический материал может быть использован учителем в классной работе со всеми учащимися для закрепления только что объясненного материала, при опросе ученика, для повторения ранее пройденного материала, для индивидуальной работы, а также в качестве домашнего задания.Упражнение 1. Вставьте на место пропусков одно из устойчивых сочетаний с местоимением себя, данных в справке. 1) Бабушка плохо чувствует себя, ей ………………………………………. 2) Дедушка очень рассердился, был ……………………………………… 3) Он очень расстроился, но потом ………………………………………… 4) Надо ………………………в любой ситуации. 5) «Он ………………………………..» - так говорят про хитрых людей. 6) Чтобы быть воспитанным, надо много ………………………………….. 7) Он ничего не замечал вокруг, ………………………………………….. 8) Всегда надо стараться ……………………………………………........... 9) Она ………………………………неизвестно что. Слова для справки: уйти в себя; вывести из себя; овладеть собой; взять себя в руки; быть самим собой; вне себя; работать над собой; себе на уме; строить из себя; не по себе Упражнение 2. Прочитайте выразительно стихотворение, представьте картину, изображённую автором. Сам себя Плачет Маленький Питон: Сам себя Запутал он. Сам себя Переползал И себя Узлом связал. Кто теперь Ему поможет! Он себя Найти не может. - Сколько раз встречается возвратное местоимение СЕБЯ в стихотворении? - Определите его падеж. - Бывали ли вы в подобных ситуациях? - Подчеркните местоимение себя как члены предложения. Упражнение 3. Подготовься читать с правильной интонацией. - определите тему и основную мысль стихотворения; -сколько раз встречается возвратное местоимение СЕБЯ в стихотворении? Определите его падеж. Распелся нынче жаворонок рано. Еще ледок не стаял у ворот, Еще в снегу заречная поляна, А – жаворонок – слышите! – поет. То с высоты срываясь заповедной, То просверкнув над речкой голубой,- Уходит вверх, звучит бубенчик медный И землю поднимает за собой. (Рами Гарипов «Жаворонок») - Какие средства художественной выразительности автор использует? - Какие предложения по цели высказывания используются в стихотворении? - Выясним морфологические признаки возвратного местоимения. От чего они зависят? -- Как изменяются существительные? - Как изменяются прилагательные? - Определим синтаксическую функцию возвратного местоимения. Каким членом предложения оно является? Упражнение 4. Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака “В путь”. - подготовься читать с правильной интонацией. Прочитай. - определите тему и основную мысль стихотворения; -сколько раз встречается возвратное местоимение СЕБЯ в стихотворении? Определите его падеж. -определите синтаксическую функцию возвратного местоимения. Каким членом предложения оно является - разберите по составу слова: увидеть, бороздить, собирать, заходить. - выпишите глаголы неопределенной формы, поставьте к ним вопросы Счастливый час и добрый путь Шагающим колоннам, - Набраться сил и отдохнуть В лесу, в бору зелёном. Увидеть дятла на суку, Как будто заводного, И слышать мерное “ку-ку” Из сумрака лесного. То бороздить речную гладь, То в синем море плавать. И в свежих чащах собирать Грибы, цветы и травы. И видеть край перед собой, Родной, но незнакомый, И заходить под кров любой, И быть везде, как дома. - Какие средства художественной выразительности автор использует? Упражнение 5. Уточните значения фразеологизмов с местоимением себя, подобрав к ним синонимы. Уйти в себя; прийти в себя; выйти из себя; быть вне себя; владеть собой; ему не по себе; быть себе на уме. - переведите фразеологизмы на чувашский язык; -составьте с ними предложения. Упражнение 6. В данных предложениях найдите фразеологизмы, в состав которых входит местоимение себя, определите их значение. Вася вбил себе в голову мысль, что упорством он может наверстать отсутствие таланта. (В.Липатов) Пугачев привел меня в себя своим вопросом. (А.Пушкин) Я ловил себя на зависти ко всему этому. (И.Бунин) Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе. (И.Гончаров) Да ведь сам собою дошел, собственным умом. (Н.Гоголь) Упражнение 7. Устраните неясность речи: 1. Брат велел другу принести себе книгу. 2. Сосед попросил сестру налить себе воды. 3. Учитель попросил ребят отнести тетради к себе. Упражнение 8. Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами. Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме. Упражнение 9. Прочитайте фразеологизмы, объясните их значение. - составьте с ними предложения - правильно ли художник понял значение фразеологизмов? Себе на уме, вывести из себя, не в себе, постоять за себя, грести под себя, говорит само за себя дать себе отчет, дать себе труд, не знает, куда себя деть, держать при себе, держать себя руках. в как у себя дома, себе дороже, грести под себя, вбить себе в голову, знать себе цену. замыкаться в себе. не в себе, не по себе, ничего себе, портить себе кровь. рвать на себе волосы, вне себя, выводить из себя, выше себя не прыгнешь, наложить на себя руки. приходить в себя. потерять себя, превзойти самого себя, выдать себя с головой, каков из себя. Упражнение 10. Запомните значение выделенных выражений и составьте с ними предложения. Вести себя – поступать каким – нибудь образом. Вне себя - в крайнем волнении. По себе – по своим силам. Прийти в себя- успокоиться. Про себя(читать) – не вслух. Себе на уме – скрытен. У себя – в своей комнате или дома, на обычном месте. Пословицы с возвратным местоимением себя. 1. Сам себя не похвалишь, больше некому. 2. Всякая рука к себе загребает. 3. Сам себе враг. 4. Руби дерево по себе. 5. Друга иметь- себя не жалеть. 6. Руби дерево по себе. 7. Сам себя сжёг француз, сам себя и поморозил. 8. Всяк сам себе загляденье. 9. Он не даст наступить себе на ногу. 10. Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит. 11. Умный себя винит, глупый — своего товарища. 12. Дураку воля — что умному доля; сам себя губит. 13. На других умён, на себя глуп. 14. В благополучии человек сам себя забывает. 15. Сам себя не похвалишь - никто не похвалит . 16. Руби дерево по себе. 17. Сам себя сжёг француз, 18. Сам себя и поморозил. 19. Всяк сам себе загляденье. 20. Он не даст наступить себе на ногу. 21. Всяк Аксён про себя умён. 22. Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит. 23. Умный себя винит, глупый- своего товарища. 24. Дураку воля- что умному доля; сам себя губит. 25. На других умён, на себя глуп. 26. В благополучии человек сам себя забывает. 27. Всякая рука к себе загребает. 28. Выше себя не прыгнешь. 29. Друга иметь- себя не жалеть. 30. Бояться себя заставишь, а любить не принудишь 31. Семь дьяволов не сделают человеку столько зла, сколько он сам себе причинит. 32. Всякую насмешку на себя примеряй. 33. Выбери себе спутника до того, как выйдешь в путь 34. В луже и сам себя не признаешь 35. И в гости не ездит, и к себе не зовёт 36. Других осуждать — себя не уважать. 37. Доброе дело само себя хвалит. 38. От себя не убежишь 39. Людей посмотреть — себя показать. 40. Калина себя хвалила. что я с медом хороша. 41. А мед ответил. что я и без тебя хорош. Упражнение 11. Записать, объяснить устно значения пословиц: определить падеж возвратного местоимения. Руби дерево по себе. Всяк Аксен про себя умен. Выше себя не прыгнешь. Друга иметь себя не жалеть. Умный себя винит,глупый своего товарища. Всяк сам себе загляденье Сам себя сжег француз,сам себя и поморозил. Достоинству не учит тот, кто недостойно себя ведёт Шире себя жить, не добра нажить. Дружбу водить, так себя не щадить. Других не суди, на себя погляди. Все люди свои, да всяк себя любит. Жаль друга, да не как себя. Упражнение 12. Задание: поставить местоимение себя в нужном падеже. Определить падеж. 1. Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а … - невесту, Елену прекрасную. 2. Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с … лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой. 3. «Сколько ни держи при …,- думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!» 4. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с … в подводное царство. 5. Закручинилась Марья-царевна и велела отнести … домой. Упражнение 13. При списывании вместо точек поставьте в нужном падеже местоимение себя и обозначьте падеж. Брат купил для …. новый костюм. Он пригласил к … своих друзей. Вечером брат надел на … костюм. Он собрался идти в кино. С … он пригласил сестру. Мой дед был на войне, но о …. Он не любил рассказывать. Подружки о чем – то шептались между …и смеялись. .Ребята купили …. футбольный мяч. Вечером мы вернулись к … домой. Генерал предъявлял суровые требования к… и к солдатам.Я перестал думать о …. И начал внимательно относиться к людям. Упражнение 14. Продолжите текст по данному началу, включая возвратное местоимение себя. Мы пошли в рощу. Мы долго искали ее. Узкая тропинка вывела нас к березовой роще. Упражнение 15. Ответьте на вопросы, употребляя возвратное местоимение себя. Определите его падеж. Кого ты не можешь убедить? Если ты виноват, кого упрекаешь? О ком ты меньше всего заботишься? Кем ты больше всего недоволен? Упражнение 16. Сравните примеры. Какая разница в значении? 1. Брат Андрей приучил себя обтираться после зарядки влажным полотенцем. 1. Брат Андрей приучил его обтираться после зарядки влажным полотенцем. 2. Сестра попросила брата приготовить для себя обед. 2. Сестра попросила брата приготовить для нее обед Упражнение 17. Замените повторяющиеся существительные подходящим по смыслу местоимением. 1. Завуч сказал, чтобы ученик отнес журнал в кабинет завуча. Учитель поручил мальчику повесить кормушки у дома мальчика. 3. Старушка попросила девочку перевести старушку через дорогу. Упражнение 18. Переведите на русский язык. Подчеркните возвратное местоимение себя, обозначьте падеж. Из скольких предложений состоит стихотворение? Утапар суран. - Машинпа каятпар – и Е суран утатпар –и?- Ыйтре ашше херенчен. - Эп суран та хирес мар, Ху сине секле те ларт, Утапар вара суран.(А. Ахметкужин) Упражнение 19. Письмо по памяти. 1. Выучи стихотворение наизусть и напиши по памяти. 2. Проверь, правильно ли ты написал. 3. Выделенные слова разбери по частям речи. Подчеркните возвратное местоимение, обозначьте падеж. Птичка Она шоссе перелетала. Водитель не затормозил, И птичка бедная попала Под тяжело груженный ЗИЛ. Возьми она чуть-чуть повыше – Она б себя уберегла: Она не только что над крышей, Над лесом пролететь могла! Был майский вечер тих и светел, В сиренях пели соловьи….(С. Михалков) Упражнение 20. Этикет – правила поведения человека. Познакомьтесь с теми из них, которые предлагает ребятам в своей книге писательница Л.Лихачева. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Приготовьтесь к пересказу текста. 1.Неожиданное по_вление гостя может причинить хозяевам неудобства, поэтому лучше заранее договорит_ся о вашем визит_. 2. Если вы дважды позвонили, но никто (не)открывает, (не)стоит ломит_ся в квартиру, чтобы удостоверит_ся, что хозяев нет дома. Лучше спокойно повернут_ся и уйти. 3. (Не)опаздывайте, но и (не)приходите заранее. Опоздание не должно превышать 15–20 минут. 4. В гостях советуем вести себя скромно: (не)бегать с криками по комнатам, (не)забират_ся на диван и кресла с ногами, (не)открывать ящики и (не)выяснять их содержимое. (Не)рекомендуется брать без разрешения с полочек различные украшения. (Не)берите с собой в гости своих четвероногих друзей. • - Найдите во втором пункте выражение, характерное для разговорного стиля. Подберите к нему синонимы - Подчеркните возвратное местоимение, обозначьте падеж. Упражнение 21. Выпишите в два столбика глаголы в зависимости от вида. - определите тему, основную мысль текста. - переведите предложения с глаголами несовершенного вида на родной язык; - докажите, что эти глаголы указывают на длительность или повторяемость действий. - подчеркните возвратное местоимение, определите падеж. Под весенним дождем С утра моросит дождь. Дорога от школы до деревни идет около опушки леса. Со всех сторон вода капает, течет, льется. Зашел я под деревья. Тряхнула березка ветками, и струйка мне за воротник попала. Вот стоит старая ель. Нижние лапы у нее шатром висят. Под этим шатром сухо, струится там теплый воздух. Залез я под плотные лапы, сумку сложил, сижу и наблюдаю. Тайная работа идет в лесу. Моет он себя, чистится, готовится надеть на себя весенний наряд. Распрямляются стебельки первой травы, сбрасывают с себя цепкие старые листья. Не стану я вам дальше рассказывать о том, что я увидел в лесу тем ненастным днем. Интереснее вам самим поглядеть. (По Э. Шиму.) Примечание. Шатер — большая палатка, крытая тканью. Упражнение 22. По данному началу составьте небольшой рассказ на тему «Гроза», употребляя следующие глаголы совершенного вида, включая возвратное местоимение. Большая лиловая туча закрыла солнце. Вдруг подул…, закачались (верхушки)…, сверкнула…, загремел…, полил…, (молния) ударила…., зашатался…, свалился…, пошла…, засияло…,запели… Упражнение 23. Вместо точек поставьте местоимение себя в нужном падеже. Вариант 1. Я беру эту книгу не для (себя), а для своего товарища. Мне надо было бы больше надеяться на (себя). Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя (себя). Вариант 2. Подруга позвала меня к (себе) заниматься. Приучите (себя) к аккуратности. Приглашённый на литературный вечер писатель рассказал о (себе) много интересного. Упражнение 24. Напишите рассказ по данному началу, употребляя прямую речь и включая возвратное местоимение СЕБЯ. У костра. Хорошо летом отдыхать в лагере! У ребят много интересных и полезных дел. Вечерами собираются они у костра и ведут задушевные разговоры... Упражнение 25. Отгадайте, о каких местоимениях идет речь? Упражнение 26. Написать рассказ о себе. Упражнение 1. Вставьте на место пропусков одно из устойчивых сочетаний с местоимением себя, данных в справке. 1) Бабушка плохо чувствует себя, ей ………………………………………. 2) Дедушка очень рассердился, был ……………………………………… 3) Он очень расстроился, но потом ………………………………………… 4) Надо ………………………в любой ситуации. 5) «Он ………………………………..» - так говорят про хитрых людей. 6) Чтобы быть воспитанным, надо много ………………………………….. 7) Он ничего не замечал вокруг, ………………………………………….. 8) Всегда надо стараться ……………………………………………........... 9) Она ………………………………неизвестно что. Слова для справки: уйти в себя; вывести из себя; овладеть собой; взять себя в руки; быть самим собой; вне себя; работать над собой; себе на уме; строить из себя; не по себе Упражнение 2. Прочитайте выразительно стихотворение, представьте картину, изображённую автором. Сам себя Плачет Маленький Питон: Сам себя Запутал он. Сам себя Переползал И себя Узлом связал. Кто теперь Ему поможет! Он себя Найти не может. - Сколько раз встречается возвратное местоимение СЕБЯ в стихотворении? - Определите его падеж. - Бывали ли вы в подобных ситуациях? - Подчеркните местоимение себя как члены предложения. Упражнение 3. Подготовься читать с правильной интонацией. - определите тему и основную мысль стихотворения; -сколько раз встречается возвратное местоимение СЕБЯ в стихотворении? Определите его падеж. Распелся нынче жаворонок рано. Еще ледок не стаял у ворот, Еще в снегу заречная поляна, А – жаворонок – слышите! – поет. То с высоты срываясь заповедной, То просверкнув над речкой голубой,- Уходит вверх, звучит бубенчик медный И землю поднимает за собой. (Рами Гарипов «Жаворонок») - Какие средства художественной выразительности автор использует? - Какие предложения по цели высказывания используются в стихотворении? - Выясним морфологические признаки возвратного местоимения. От чего они зависят? -- Как изменяются существительные? - Как изменяются прилагательные? - Определим синтаксическую функцию возвратного местоимения. Каким членом предложения оно является? Упражнение 4. Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака “В путь”. - подготовься читать с правильной интонацией. Прочитай. - определите тему и основную мысль стихотворения; -сколько раз встречается возвратное местоимение СЕБЯ в стихотворении? Определите его падеж. -определите синтаксическую функцию возвратного местоимения. Каким членом предложения оно является - разберите по составу слова: увидеть, бороздить, собирать, заходить. - выпишите глаголы неопределенной формы, поставьте к ним вопросы Счастливый час и добрый путь Шагающим колоннам, - Набраться сил и отдохнуть В лесу, в бору зелёном. Увидеть дятла на суку, Как будто заводного, И слышать мерное “ку-ку” Из сумрака лесного. То бороздить речную гладь, То в синем море плавать. И в свежих чащах собирать Грибы, цветы и травы. И видеть край перед собой, Родной, но незнакомый, И заходить под кров любой, И быть везде, как дома. - Какие средства художественной выразительности автор использует? Упражнение 5. Уточните значения фразеологизмов с местоимением себя, подобрав к ним синонимы. Уйти в себя; прийти в себя; выйти из себя; быть вне себя; владеть собой; ему не по себе; быть себе на уме. - переведите фразеологизмы на чувашский язык; -составьте с ними предложения. Упражнение 6. В данных предложениях найдите фразеологизмы, в состав которых входит местоимение себя, определите их значение. Вася вбил себе в голову мысль, что упорством он может наверстать отсутствие таланта. (В.Липатов) Пугачев привел меня в себя своим вопросом. (А.Пушкин) Я ловил себя на зависти ко всему этому. (И.Бунин) Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе. (И.Гончаров) Да ведь сам собою дошел, собственным умом. (Н.Гоголь) Упражнение 7. Устраните неясность речи: 1. Брат велел другу принести себе книгу. 2. Сосед попросил сестру налить себе воды. 3. Учитель попросил ребят отнести тетради к себе. Упражнение 8. Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами. Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме. Упражнение 9. Прочитайте фразеологизмы, объясните их значение. - составьте с ними предложения - правильно ли художник понял значение фразеологизмов? Себе на уме, вывести из себя, не в себе, постоять за себя, грести под себя, говорит само за себя дать себе отчет, дать себе труд, не знает, куда себя деть, держать при себе, держать себя руках. в как у себя дома, себе дороже, грести под себя, вбить себе в голову, знать себе цену. замыкаться в себе. не в себе, не по себе, ничего себе, портить себе кровь. рвать на себе волосы, вне себя, выводить из себя, выше себя не прыгнешь, наложить на себя руки. приходить в себя. потерять себя, превзойти самого себя, выдать себя с головой, каков из себя. Упражнение 10. Запомните значение выделенных выражений и составьте с ними предложения. Вести себя – поступать каким – нибудь образом. Вне себя - в крайнем волнении. По себе – по своим силам. Прийти в себя- успокоиться. Про себя(читать) – не вслух. Себе на уме – скрытен. У себя – в своей комнате или дома, на обычном месте. Пословицы с возвратным местоимением себя. 1. Сам себя не похвалишь, больше некому. 2. Всякая рука к себе загребает. 3. Сам себе враг. 4. Руби дерево по себе. 5. Друга иметь- себя не жалеть. 6. Руби дерево по себе. 7. Сам себя сжёг француз, сам себя и поморозил. 8. Всяк сам себе загляденье. 9. Он не даст наступить себе на ногу. 10. Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит. 11. Умный себя винит, глупый — своего товарища. 12. Дураку воля — что умному доля; сам себя губит. 13. На других умён, на себя глуп. 14. В благополучии человек сам себя забывает. 15. Сам себя не похвалишь - никто не похвалит . 16. Руби дерево по себе. 17. Сам себя сжёг француз, 18. Сам себя и поморозил. 19. Всяк сам себе загляденье. 20. Он не даст наступить себе на ногу. 21. Всяк Аксён про себя умён. 22. Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит. 23. Умный себя винит, глупый- своего товарища. 24. Дураку воля- что умному доля; сам себя губит. 25. На других умён, на себя глуп. 26. В благополучии человек сам себя забывает. 27. Всякая рука к себе загребает. 28. Выше себя не прыгнешь. 29. Друга иметь- себя не жалеть. 30. Бояться себя заставишь, а любить не принудишь 31. Семь дьяволов не сделают человеку столько зла, сколько он сам себе причинит. 32. Всякую насмешку на себя примеряй. 33. Выбери себе спутника до того, как выйдешь в путь 34. В луже и сам себя не признаешь 35. И в гости не ездит, и к себе не зовёт 36. Других осуждать — себя не уважать. 37. Доброе дело само себя хвалит. 38. От себя не убежишь 39. Людей посмотреть — себя показать. 40. Калина себя хвалила. что я с медом хороша. 41. А мед ответил. что я и без тебя хорош. Упражнение 11. Записать, объяснить устно значения пословиц: определить падеж возвратного местоимения. Руби дерево по себе. Всяк Аксен про себя умен. Выше себя не прыгнешь. Друга иметь себя не жалеть. Умный себя винит,глупый своего товарища. Всяк сам себе загляденье Сам себя сжег француз,сам себя и поморозил. Достоинству не учит тот, кто недостойно себя ведёт Шире себя жить, не добра нажить. Дружбу водить, так себя не щадить. Других не суди, на себя погляди. Все люди свои, да всяк себя любит. Жаль друга, да не как себя. Упражнение 12. Задание: поставить местоимение себя в нужном падеже. Определить падеж. 1. Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а … - невесту, Елену прекрасную. 2. Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с … лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой. 3. «Сколько ни держи при …,- думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!» 4. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с … в подводное царство. 5. Закручинилась Марья-царевна и велела отнести … домой. Упражнение 13. При списывании вместо точек поставьте в нужном падеже местоимение себя и обозначьте падеж. Брат купил для …. новый костюм. Он пригласил к … своих друзей. Вечером брат надел на … костюм. Он собрался идти в кино. С … он пригласил сестру. Мой дед был на войне, но о …. Он не любил рассказывать. Подружки о чем – то шептались между …и смеялись. .Ребята купили …. футбольный мяч. Вечером мы вернулись к … домой. Генерал предъявлял суровые требования к… и к солдатам.Я перестал думать о …. И начал внимательно относиться к людям. Упражнение 14. Продолжите текст по данному началу, включая возвратное местоимение себя. Мы пошли в рощу. Мы долго искали ее. Узкая тропинка вывела нас к березовой роще. Упражнение 15. Ответьте на вопросы, употребляя возвратное местоимение себя. Определите его падеж. Кого ты не можешь убедить? Если ты виноват, кого упрекаешь? О ком ты меньше всего заботишься? Кем ты больше всего недоволен? Упражнение 16. Сравните примеры. Какая разница в значении? 1. Брат Андрей приучил себя обтираться после зарядки влажным полотенцем. 1. Брат Андрей приучил его обтираться после зарядки влажным полотенцем. 2. Сестра попросила брата приготовить для себя обед. 2. Сестра попросила брата приготовить для нее обед Упражнение 17. Замените повторяющиеся существительные подходящим по смыслу местоимением. 1. Завуч сказал, чтобы ученик отнес журнал в кабинет завуча. Учитель поручил мальчику повесить кормушки у дома мальчика. 3. Старушка попросила девочку перевести старушку через дорогу. Упражнение 18. Переведите на русский язык. Подчеркните возвратное местоимение себя, обозначьте падеж. Из скольких предложений состоит стихотворение? Утапар суран. - Машинпа каятпар – и Е суран утатпар –и?- Ыйтре ашше херенчен. - Эп суран та хирес мар, Ху сине секле те ларт, Утапар вара суран.(А. Ахметкужин) Упражнение 19. Письмо по памяти. 1. Выучи стихотворение наизусть и напиши по памяти. 2. Проверь, правильно ли ты написал. 3. Выделенные слова разбери по частям речи. Подчеркните возвратное местоимение, обозначьте падеж. Птичка Она шоссе перелетала. Водитель не затормозил, И птичка бедная попала Под тяжело груженный ЗИЛ. Возьми она чуть-чуть повыше – Она б себя уберегла: Она не только что над крышей, Над лесом пролететь могла! Был майский вечер тих и светел, В сиренях пели соловьи….(С. Михалков) Упражнение 20. Этикет – правила поведения человека. Познакомьтесь с теми из них, которые предлагает ребятам в своей книге писательница Л.Лихачева. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Приготовьтесь к пересказу текста. 1.Неожиданное по_вление гостя может причинить хозяевам неудобства, поэтому лучше заранее договорит_ся о вашем визит_. 2. Если вы дважды позвонили, но никто (не)открывает, (не)стоит ломит_ся в квартиру, чтобы удостоверит_ся, что хозяев нет дома. Лучше спокойно повернут_ся и уйти. 3. (Не)опаздывайте, но и (не)приходите заранее. Опоздание не должно превышать 15–20 минут. 4. В гостях советуем вести себя скромно: (не)бегать с криками по комнатам, (не)забират_ся на диван и кресла с ногами, (не)открывать ящики и (не)выяснять их содержимое. (Не)рекомендуется брать без разрешения с полочек различные украшения. (Не)берите с собой в гости своих четвероногих друзей. • - Найдите во втором пункте выражение, характерное для разговорного стиля. Подберите к нему синонимы - Подчеркните возвратное местоимение, обозначьте падеж. Упражнение 21. Выпишите в два столбика глаголы в зависимости от вида. - определите тему, основную мысль текста. - переведите предложения с глаголами несовершенного вида на родной язык; - докажите, что эти глаголы указывают на длительность или повторяемость действий. - подчеркните возвратное местоимение, определите падеж. Под весенним дождем С утра моросит дождь. Дорога от школы до деревни идет около опушки леса. Со всех сторон вода капает, течет, льется. Зашел я под деревья. Тряхнула березка ветками, и струйка мне за воротник попала. Вот стоит старая ель. Нижние лапы у нее шатром висят. Под этим шатром сухо, струится там теплый воздух. Залез я под плотные лапы, сумку сложил, сижу и наблюдаю. Тайная работа идет в лесу. Моет он себя, чистится, готовится надеть на себя весенний наряд. Распрямляются стебельки первой травы, сбрасывают с себя цепкие старые листья. Не стану я вам дальше рассказывать о том, что я увидел в лесу тем ненастным днем. Интереснее вам самим поглядеть. (По Э. Шиму.) Примечание. Шатер — большая палатка, крытая тканью. Упражнение 22. По данному началу составьте небольшой рассказ на тему «Гроза», употребляя следующие глаголы совершенного вида, включая возвратное местоимение. Большая лиловая туча закрыла солнце. Вдруг подул…, закачались (верхушки)…, сверкнула…, загремел…, полил…, (молния) ударила…., зашатался…, свалился…, пошла…, засияло…,запели… Упражнение 23. Вместо точек поставьте местоимение себя в нужном падеже. Вариант 1. Я беру эту книгу не для (себя), а для своего товарища. Мне надо было бы больше надеяться на (себя). Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя (себя). Вариант 2. Подруга позвала меня к (себе) заниматься. Приучите (себя) к аккуратности. Приглашённый на литературный вечер писатель рассказал о (себе) много интересного. Упражнение 24. Напишите рассказ по данному началу, употребляя прямую речь и включая возвратное местоимение СЕБЯ. У костра. Хорошо летом отдыхать в лагере! У ребят много интересных и полезных дел. Вечерами собираются они у костра и ведут задушевные разговоры... Упражнение 25. Отгадайте, о каких местоимениях идет речь? Упражнение 26. Написать рассказ о себе.
Возвратное местоимение.doc
Упражнение 1. Вставьте на место пропусков одно из устойчивых сочетаний с  местоимением себя, данных в справке.  1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) Бабушка плохо чувствует себя, ей ………………………………………. Дедушка очень рассердился, был ……………………………………… Он очень расстроился, но потом ………………………………………… Надо ………………………в любой ситуации.  «Он ………………………………..»    ­ так говорят про хитрых  людей. Чтобы быть воспитанным, надо много ………………………………….. Он ничего не замечал вокруг, ………………………………………….. Всегда надо стараться ……………………………………………........... Она ………………………………неизвестно что. Слова для справки: уйти в себя; вывести из себя; овладеть собой; взять  себя в руки;  быть самим собой; вне себя; работать над собой; себе на уме; строить из себя; не по  себе Упражнение 2. Прочитайте выразительно стихотворение, представьте картину,  изображённую автором. Сам себя Плачет  Маленький Питон: Сам себя Запутал он. Сам себя Переползал  И себя Узлом связал. Кто теперь Ему поможет! Он себя  Найти не может. ­ Сколько раз встречается возвратное местоимение СЕБЯ в стихотворении?  ­ Определите его падеж.  ­ Бывали ли вы в подобных ситуациях?  ­ Подчеркните местоимение себя как члены предложения.  Упражнение 3.  Подготовься читать с правильной интонацией.  ­ определите тему и основную мысль стихотворения;                    ­сколько раз встречается возвратное местоимение СЕБЯ в стихотворении?   Определите его падеж. Распелся нынче жаворонок рано. Еще ледок не стаял у ворот, Еще в снегу заречная поляна, А – жаворонок – слышите! – поет. То с высоты срываясь заповедной, То просверкнув над речкой голубой,­ Уходит вверх, звучит бубенчик медный И землю поднимает за собой.                   (Рами Гарипов «Жаворонок») ­ Какие средства художественной выразительности автор  использует?  ­ Какие предложения по цели высказывания используются в стихотворении?  ­ Выясним морфологические признаки возвратного местоимения. От чего они зависят? ­­ Как изменяются существительные? ­ Как изменяются прилагательные? ­ Определим синтаксическую функцию возвратного  местоимения.  Каким членом  предложения оно является? Упражнение 4. Прочитайте  стихотворение С.Я.Маршака “В путь”. ­  подготовься читать с правильной интонацией. Прочитай. ­ определите тему и основную мысль стихотворения;     ­сколько раз встречается возвратное местоимение СЕБЯ в стихотворении?   Определите его падеж.   ­определите синтаксическую функцию возвратного  местоимения.  Каким членом  предложения оно является ­ разберите  по составу слова: увидеть, бороздить, собирать, заходить. ­ выпишите глаголы неопределенной формы, поставьте к ним вопросы Счастливый час и добрый путь Шагающим колоннам, ­ Набраться сил и отдохнуть В лесу, в бору зелёном. Увидеть дятла на суку, Как будто заводного, И слышать мерное “ку­ку” Из сумрака лесного. То бороздить речную гладь, То в синем море плавать. И в свежих чащах собирать Грибы, цветы и травы. И видеть край перед собой, Родной, но незнакомый, И заходить под кров любой,  И быть везде, как дома. ­ Какие средства художественной выразительности автор  использует?  Упражнение 5. Уточните значения фразеологизмов с местоимением себя, подобрав к  ним синонимы.            Уйти в себя; прийти в себя; выйти из себя; быть вне себя; владеть собой; ему не по  себе; быть себе на уме. ­ переведите  фразеологизмы на  чувашский язык; ­составьте с ними предложения. Упражнение 6. В данных предложениях найдите фразеологизмы, в состав которых  входит местоимение себя, определите их значение. Вася вбил себе в голову мысль, что упорством он может наверстать отсутствие таланта. (В.Липатов) Пугачев привел меня в себя своим вопросом. (А.Пушкин) Я ловил себя на зависти ко всему этому. (И.Бунин) Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе. (И.Гончаров) Да ведь сам собою дошел, собственным умом. (Н.Гоголь) Упражнение 7. Устраните неясность речи: 1. Брат велел другу принести себе книгу. 2. Сосед попросил сестру налить себе воды. 3. Учитель попросил ребят отнести тетради к себе. Упражнение 8.  Возвратное местоимение себя входит в состав некоторых  фразеологизмов. Замените фразеологические обороты синонимами. Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, уйти в себя, себе на уме. Упражнение  9.    Прочитайте фразеологизмы, объясните их значение.                       ­ составьте с ними предложения                        ­ правильно ли художник понял значение фразеологизмов? Себе на уме, вывести из себя, не в себе, постоять за себя, грести под себя, говорит само за  себя дать себе отчет, дать себе труд, не знает, куда себя деть, держать при себе, держать себя  руках. в как у себя дома, себе дороже, грести под себя, вбить себе в голову, знать себе  цену. замыкаться в себе. не в себе, не по себе, ничего себе,  портить себе кровь. рвать на  себе волосы, вне себя, выводить из себя, выше себя не прыгнешь, наложить на себя руки.  приходить в себя. потерять себя, превзойти самого себя, выдать себя с головой, каков из  себя. Упражнение  10. Запомните значение выделенных выражений и составьте с ними  предложения. Вести себя – поступать каким – нибудь образом. Вне себя ­ в крайнем волнении.  По себе – по своим силам. Прийти в себя­ успокоиться. Про себя(читать) – не вслух. Себе на уме – скрытен. У себя – в своей комнате или дома, на обычном месте. Пословицы с возвратным местоимением себя. Сам себя не похвалишь, больше некому.  Всякая рука к себе загребает. Сам себе враг.  Руби дерево по себе. Друга иметь­ себя не жалеть. Руби дерево по себе.  Сам себя сжёг француз, сам себя и поморозил.  Всяк сам себе загляденье.  Он не даст наступить себе на ногу.   Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.  Умный себя винит, глупый — своего товарища.  Дураку воля — что умному доля; сам себя губит.  На других умён, на себя глуп.  В благополучии человек сам себя забывает. Сам себя не похвалишь ­ никто не похвалит . Руби дерево по себе. Сам себя сжёг француз, Сам себя и поморозил. Всяк сам себе загляденье. Он не даст наступить себе на ногу. Всяк Аксён про себя умён. Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит. Умный себя винит, глупый­ своего товарища. Дураку воля­ что умному доля; сам себя губит. На других умён, на себя глуп. В благополучии человек сам себя забывает. Всякая рука к себе загребает. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. причинит. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. Выше себя не прыгнешь. Друга иметь­ себя не жалеть. Бояться себя заставишь, а любить не принудишь Семь дьяволов не сделают человеку столько зла, сколько он сам себе  Всякую насмешку на себя примеряй.  Выбери себе спутника до того, как выйдешь в путь   В луже и сам себя не признаешь    И в гости не ездит, и к себе не зовёт  Других осуждать — себя не уважать.  Доброе дело само себя хвалит.  От себя не убежишь  Людей посмотреть — себя показать.   Калина себя хвалила. что я с медом хороша.  А мед ответил. что я и без тебя хорош. Упражнение 11. Записать, объяснить устно значения пословиц: определить падеж  возвратного местоимения.  Руби дерево по себе. Всяк Аксен про себя умен. Выше себя не прыгнешь. Друга иметь себя не жалеть. Умный себя винит,глупый своего товарища. Всяк сам себе загляденье Сам себя сжег француз,сам себя и поморозил. Достоинству не учит тот, кто недостойно себя ведёт Шире себя жить, не добра нажить. Дружбу водить, так себя не щадить. Других не суди, на себя погляди. Все люди свои, да всяк себя любит. Жаль друга, да не как себя. Упражнение  12. Задание: поставить местоимение себя в нужном падеже.  Определить падеж. 1. Вернулся Иван­царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар­ птицу, а … ­ невесту, Елену прекрасную. 2. 3. Иван­царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с …  лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой. «Сколько ни держи при …,­ думает царь, ­ а отдавать надобно: дело  неминучее!» 4. 5. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с … в подводное царство. Закручинилась Марья­царевна и велела отнести … домой.  Упражнение  13. При списывании вместо  точек поставьте в нужном падеже  местоимение себя  и обозначьте падеж. Брат купил для …. новый костюм. Он пригласил к … своих друзей. Вечером брат  надел на … костюм. Он собрался идти в кино. С … он пригласил сестру. Мой дед был на  войне, но о …. Он не любил рассказывать. Подружки о чем – то шептались между …и смеялись. .Ребята купили ….  футбольный мяч. Вечером мы вернулись к … домой. Генерал  предъявлял суровые  требования к…   и к солдатам.Я перестал думать о …. И начал внимательно относиться к  людям. Упражнение  14.  Продолжите текст по данному началу, включая возвратное  местоимение себя. Мы пошли в рощу. Мы долго искали ее. Узкая тропинка вывела нас к березовой  роще. Упражнение 15.   Ответьте на вопросы, употребляя возвратное местоимение  себя. Определите его падеж.        Кого ты не можешь убедить?  Если ты виноват, кого упрекаешь? О ком ты  меньше всего заботишься? Кем ты больше всего недоволен? Упражнение 16.   Сравните примеры. Какая разница в значении? 1. Брат Андрей приучил себя  обтираться после зарядки влажным  полотенцем. 1. Брат Андрей приучил его  обтираться после зарядки влажным  полотенцем. 2. Сестра попросила брата  приготовить для себя обед. 2. Сестра попросила брата  приготовить для нее обед Упражнение 17.   Замените повторяющиеся существительные подходящим по  смыслу местоимением. 1. Завуч сказал, чтобы ученик отнес журнал в кабинет завуча. Учитель поручил  мальчику повесить кормушки у дома мальчика. 3. Старушка попросила девочку перевести  старушку через дорогу.  Упражнение 18. Переведите на русский язык.  Подчеркните возвратное  местоимение себя, обозначьте падеж.  Из скольких предложений состоит  стихотворение? Утапар суран. ­ Машинпа каятпар – и Е суран утатпар –и?­ Ыйтре ашше херенчен. ­ Эп суран та хирес мар, Ху сине секле те ларт, Утапар вара суран.(А. Ахметкужин) Упражнение 19. Письмо по памяти.  1. 2. 3. Выучи стихотворение наизусть и напиши по памяти. Проверь, правильно ли ты написал. Выделенные   слова   разбери   по   частям   речи.   Подчеркните  возвратное местоимение, обозначьте падеж. Птичка   Она шоссе перелетала.  Водитель не затормозил,  И птичка бедная попала Под тяжело груженный ЗИЛ.  Возьми она чуть­чуть повыше –  Она б себя уберегла:  Она не только что над крышей,  Над лесом пролететь могла!  Был майский вечер тих и светел,  В сиренях пели соловьи….(С. Михалков) Упражнение 20. Этикет – правила поведения человека. Познакомьтесь с теми из  них, которые предлагает ребятам в своей книге писательница Л.Лихачева. Перепишите  текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Приготовьтесь к пересказу текста. 1.Неожиданное по_вление гостя может причинить хозяевам неудобства, поэтому  лучше заранее договорит_ся о вашем визит_. 2. Если вы дважды позвонили, но никто  (не)открывает, (не)стоит ломит_ся в квартиру, чтобы удостоверит_ся, что хозяев нет дома. Лучше спокойно повернут_ся и уйти. 3. (Не)опаздывайте, но и (не)приходите заранее.  Опоздание не должно превышать 15–20 минут. 4. В гостях советуем вести себя скромно:  (не)бегать с криками по комнатам, (не)забират_ся на диван и кресла с ногами,  (не)открывать ящики и (не)выяснять их содержимое. (Не)рекомендуется брать без  разрешения с полочек различные украшения. (Не)берите с собой в гости своих  четвероногих друзей.  стиля.  ­ Найдите во втором пункте выражение, характерное для разговорного  Подберите к нему синонимы ­ Подчеркните возвратное местоимение, обозначьте падеж. Упражнение 21.  Выпишите в два столбика глаголы в зависимости от вида. ­ определите тему,  основную мысль текста. ­ переведите предложения с глаголами несовершенного вида на родной язык; ­ докажите, что эти глаголы указывают на длительность или повторяемость  действий. ­ подчеркните возвратное местоимение, определите падеж. Под весенним дождем С утра моросит дождь. Дорога от школы до деревни идет около опушки леса. Со  всех сторон вода капает, течет, льется. Зашел я под деревья. Тряхнула березка ветками, и струйка мне за воротник попала. Вот стоит старая ель. Нижние лапы у нее шатром висят. Под этим шатром сухо,  струится там теплый воздух. Залез я под плотные лапы, сумку сложил, сижу и наблюдаю. Тайная работа идет в лесу. Моет он себя, чистится, готовится надеть  на себя  весенний наряд. Распрямляются стебельки первой травы, сбрасывают с себя цепкие старые  листья. Не стану я вам дальше рассказывать о том, что я увидел в лесу тем ненастным днем. Интереснее вам самим поглядеть. (По Э. Шиму.)             Примечание. Шатер — большая палатка, крытая тканью. Упражнение 22.  По данному началу составьте небольшой рассказ на тему  «Гроза», употребляя следующие глаголы совершенного вида, включая возвратное  местоимение. Большая лиловая туча закрыла солнце. Вдруг подул…, закачались (верхушки)…,  сверкнула…, загремел…, полил…, (молния) ударила…., зашатался…, свалился…,  пошла…, засияло…,запели… Упражнение 23.  Вместо точек поставьте местоимение себя в нужном падеже.  Вариант 1. Я беру эту книгу не для (себя), а для своего товарища. Мне надо было бы больше  надеяться на (себя).  Чтобы добиться желаемого, надо учиться, не щадя (себя).  Вариант 2. Подруга позвала меня к  (себе) заниматься. Приучите (себя) к аккуратности.  Приглашённый на литературный вечер писатель рассказал о (себе) много интересного. Упражнение 24. Напишите рассказ по данному началу, употребляя прямую речь и  включая возвратное местоимение СЕБЯ.  Хорошо летом отдыхать в лагере! У ребят много интересных и полезных дел. Вечерами  собираются они у костра и ведут задушевные разговоры...    У костра. Упражнение 25. Отгадайте, о каких местоимениях идет речь? Упражнение 26. Написать рассказ о себе.

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса национальной школы по теме «Возвратное местоимение»

Дидактический материал для учащихся 6 класса  национальной школы по теме «Возвратное местоимение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2017