Дидактический материал «Лабиринты» по русскому языку в 5 классе
Оценка 4.9
Раздаточные материалы
doc
русский язык
Взрослым
03.04.2018
Дидактический материал предназначен для самостоятельной работы учащихся. «Лабиринты» это тесты, содержащие 20 тезисов по изучаемой теме. Принцип работы с лабиринтом несложен. Каждый тезис записан в прямоугольнике, которому присвоен порядковый номер (от 1 до 20) или буква. От прямоугольников отходят стрелки «Да» и «Нет». Тезисы могут быть верными и неверными.Дидактический материал предназначен для самостоятельной работы учащихся. «Лабиринты» это тесты, содержащие 20 тезисов по изучаемой теме. Принцип работы с лабиринтом несложен. Каждый тезис записан в прямоугольнике, которому присвоен порядковый номер (от 1 до 20) или буква. От прямоугольников отходят стрелки «Да» и «Нет». Тезисы могут быть верными и неверными.
5кл дидактич лабиринт.doc
тезисов по пути к тезису. Существует только одно правильное
решение, которое включает около 1015 тезисов.
3. Особенность лабиринта состоит в том, что если ученик
отвечает неправильно, то он отклоняется от верного
направления движения,
но, ответив на следующий тезис верно, вновь возвращается на
правильный путь. Если ученик делает две три ошибки подряд,
то он попадает в тупик. В этом случае ему придется пройти весь
путь сначала.
4. По мере продвижения по лабиринту учащийся записывает
порядковые номера тезисов. Напрмер,1268…20. Главное
условие – начать с цифры 1 и закончить на цифре 20. Движение
по лабиринту между этими номерами произвольное.
5. Выполнив работу, учащийся сдает ее на поверку учителю.
Дидактический материал «Лабиринты» является дополнением
к учебному комплекту по русскому языку для 5 класса и
предназначен для самостоятельной работы учащихся.
Предлагаемые тесты позволяют быстро определить уровень
знаний учащихся и внести коррективы. Особенно эффективно их
использование во время фронтальных опросов.
У Ч И Т Е Л Ю
Дидактический материал предназначен для самостоятельной
работы учащихся. «Лабиринты» это тесты, содержащие 20
тезисов по изучаемой теме. Принцип работы с лабиринтом
несложен. Каждый тезис записан в прямоугольнике, которому
присвоен порядковый номер (от 1 до 20) или буква. От
прямоугольников отходят стрелки «Да» и «Нет». Тезисы могут
быть верными и неверными.
Как работать с лабиринтами.
1. Прочитайте тезис №1 и решите, согласны вы с ним или нет.
Если вы согласны с предложенным тезисом, то двигайтесь по
стрелке «Да», если нет – то по стрелке «Нет» к следующему
тезису. Последовательность прохождения тезисов и их
количество будут зависеть от правильности ответов.
2. Задание считается выполненным, если учащийся попал на
последний тезис. При этом не обязательно прохождение всех
1 В процессе работы с лабиринтами у ребят развивается
алгоритмическое мышление, способность правильно и
самостоятельно ориентироваться в разнокачественной
информации.
Навыки работы в парах, появляется потребность самостоятельно
привлекать учебную и справочную литературу. Лабиринты
помогут разнообразить уроки и внеурочную деятельность
школьников, сводя к минимуму руководящую роль учителя и
развивая самостоятельность учащихся.
Используя пособие, учащиеся могут выполнить следующие
задания:
1.Внимательно читая утверждения, пройдите путь от 1 до 20 и
запишите номера пройденных тезисов.
2.Пройдя лабиринт, выпишите отдельно номера верных и
неверных ответов.
Опыт работы с лабиринтом показывает, что:
1. Для решения теста необходимо 1015 минут.
2. Тесты позволяют быстро определить уровень знаний
учащихся и внести необходимые коррективы.
3. Пособие можно использовать как при индивидуальной работе
с детьми, так и при работе в парах.
4. При фронтальных опросах лабиринты позволяют каждому
ученику работать самостоятельно в собственном темпе.
5. Ученики, не обладающие хорошими коммуникативными
способностями, работая с лабиринтами, успешно справляться с
заданиями.
6. Работа с лабиринтами эффективна в любом классе, даже в
начальной школе.
2 СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (1)
2
Подлежащееглав
ный член предло
жения, который
называет того кто
действует.обладает
опред. признаком
1
Подлежащее и сказу
емое –это главные
члены предложения.
Они составляют
грамматическую
основу предложения
да нет да нет
3
Подлежащее обычно
выражается именем
существительным или
местоимением в
именительном
падеже
Предложения, 4
которые состоят
только из главных
членов называются
нераспространен
ными
5
Предложя,имеющие
кроме главных
членов хотя бы один
второстепенный член
называются
распространенными
нет да нет да да
6
Сказуемое главный
нет нет нет
член предложения,
который называет
действие, состояние
или признак
подлежащего
8
Определение
второстепенный член
предложения,
который отвечает на
вопросы
Какой? Чей?
7
Сказуемое обычно
выражается
глаголом:оно м.б.
выражено также и
существительным и
прилагательным
9
Обстоятельство
второстепенный член
предложя, который
отвечает на вопросы
где? когда? куда?
откуда?почему?как?
да
да
нет
10
Обстоятельства
обозначают место,
время, способ
действия
12
Дополнение –
второстеп. член пред
ложения, который
отвечает на вопросы
косвенных падежей и
обозначает предмет
да да нет да да нет нет нет
15
Обстоятельства
обычно выражаются
наречиями или
существительными в
косвенных падежах
нет
11
14
Сказуемое отвечает
Однородные члены
нет да нет
на вопросы Что
предложя отвечают
делает предмет?
на один и тот же
да
Каков предмет?
вопрос и относятся к
Что такое предмет?
одному и тому же
Кто таков?
члену предложения
да да нет нет да да
16
19
Подлежащее
Однородными могут
быть и главные, и
отвечает на вопросы:
КТО? или ЧТО?
второстепенные
члены предложения
13
Дополнения обычно
выражаются именем
существительным или
местоимением в
косвенном падеже
18
Однородные члены
произносятся с
3
интонацией
перечисления
17
Определения обычно
выражаются
прилагательными
да
20
Обращениеэто
слово(или сочетание
слов), называющее
того, к кому
обращаются с речью нет да нет
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (2)
1
Синтаксис – это
раздел науки о языке,
да нет нет нет
в котором изучаются
словосочетания и
предложения
Сказуемое 4
отвечает на вопросы
Что делает предмет?
Каков предмет?
Что такое предмет?
Кто таков?
2
Словосочетание
единица синтаксиса.
Слосвосоч. состоит
из 2 или нескольких
связанных по смыслу
и грамматич. слов
3
Словосочетание
состоит из 2 частей:
главной и зависимой.
Зависимое слово
связывается с главн.
по смыслу и граммат
5
Предложения,
которые состоят
только из главных
членов называются
нераспространен
ными
нет нет нет да да да да нет нет
6
10
Второстепенные
Определения обычно
члены предложения
выражаются
прилагательными
поясняют главные
или другие
второстепенные
члены
да нет да нет
Пунктуация 7
раздел науки о языке,
в котором изучается
система знаков
препинания и
правила их
постановки
9
Сказуемое главный
член предложения,
который называет
действие, состояние
или признак
подлежащего
Смысловая свзязь 8
в словосочетании
устанавливается по
вопросам, которые
ставятся от главного
слова к зависимому
да да да нет нет
да
да
11
По цели высказы
вания различаются
повествовательные,
вопросительные и
восклицательные
предложения
12
Подлежащее и
сказуемоеэто глав
ные члены пред
ложения. Они состав
ляют грамматичес
кую основу предлож.
нет нет да
13
Подлежащееглав
ный член предло
жения, который
называет того кто
действует, обладает
опред. признаком
4
14
Подлежащее
отвечает на вопросы:
КТО? или ЧТО?
нет
Предложения, 15
имеющие кроме
главных членов, хотя
бы один
второстепенный
называются
распространенными да да да да да нет да
16
Дополнение –
второстеп. член пред
нет нет нет да
ложения, который
отвечает на вопросы
косвенных падежей и
обозначает предмет
20
Дополнения обычно
выражаются именем
существительным или
местоимением в
косвенном падеже
17
Обстоятельство
второстепенный член
предложя, который
отвечает навопросы
где? когда? куда?
откуда?почему?
18
Определение
второстепенный член
предложения,
который отвечает на
вопросы
Какой? Чей?
19
Обстоятельства
обозначают место,
время, способ
действия
ФОНЕТИКА
1
2
Звуки речи изучает
Гласные звуки
фонетика
состоят только из
да нет нет
голоса
3
Слово правильно
разделено для
переноса?
Объ яв ля ть
Слог – это один 4
гласный звук или
несколько звуков в
слове, которые
произносят одним
толчком воздуха
5
Отражаются ли на
письме позиционные
чередования гласных
и согласных?
да
нет
нет да нет да да нет нет да
6
О букве говорят,
что она обозначает
звук
нет да нет да
9
Графика изучает
начертания букв и их
виды
10
В слове ЛОДКА
произношение
расходится с
написание
7
При образовании
гласных звуков
выдыхаемый воздух
проходит через рот
свободно
Оофоэпия 8
раздел науки о
языке, в котором
содержатся правила
произношения звуков
и ударения в словах
5 да нет да нет нет нет
11
В сонорных (звучных)
согласных голос
преобладает над
шумом
12
В русском языке 33
буквы
нет да нет нет
13
Звуки, состоящие из
голоса и шума или
только из шума,
называются
согласными
14
Согласные звуки в
русском языке
делятся на твердые
и мягкие, звонкие и
глухие
15
Каллиграфия учит
соблюдать принятые
начертания букв
да да да да да нет да да да
16
Буквы Е, Е, Ю, Я
могут обозначать
сочетания двух
звуков
нет нет да нет
18
В слове ЮГ буква Ю
обозначает два
звука
19
Алфавит это буквы,
расположенные в
определенном,
обязательном для
всех порядке
17
Ударение – это
выделение одного из
слогов с большей
силой при
произношении слова
20
Звук является
основной единицей
языка наряду со
словом и
предложением
МОРФЕМИКА
2
1
Морфема –
Морфемы как части
наименьшая значимая
слова изучаются в
да да нет да
часть слова
особенном разделе
науки о языке
морфемике
3
Окончание –
значимая часть слова,
которая образует
формы слова
Корень главная 4
значимая часть
слова, в которой
заключено общее
лексическое значе
ние однокоренных
слов
нет
5
Окончание выражает
грамматическое
значение слова
нет нет да нет да да да
6
10
Слово состоит из
Суффикс значимая
основы и окончания
часть слова, которая
находится после
корня и служит для
образования слов
7
Каждая морфема
имеет свое
смысловое значение
9
Основа – это часть
изменяемого слова
без окончания
8
При образовании
однокоренных слов
6
получаются слова с
различным
лексическим
значением да нет нет нет
нет да да да да нет
11
В приставках на
–з (с) перед
звонкими
согласными пишется
з, а перед глухими с
12
В основу входят:
приставка, корень,
суффикс
нет да нет да
13
При изменении слова
получаются формы
этого же слова
14
В основе слова
заключено его
лексическое значение
15
Приставка значимая
часть слова, которая
находится перед
корнем и служит для
образования слов
да да нет да да нет нет да нет
16
20
В корне – лаг ;
В корне – раст; рос
безударная а
лож в безударном
положении А
пишется перед
пишется, если за
ст; щ
корнем стоит
суффикс а
нет нет нет да
17
Среди окончаний м.б.
нулевое окончание
т.е. такое, которое
звуками не выражено.
18
В корне после
шипящих под
ударением
пишется е , а не о
19
Неизменяемые слова
состоят только из
основы
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
2
Имя
Имена
существительное
существительные
часть речи, которая
отвечают на вопрос
обозначает предмет.
КТО? или ЧТО?
3
К каждому падежу
относится два
падежных вопроса
7
Среди имен 4
существительных
есть такие, которые
имеют форму только
множественного
числа
5
Правильно ли указана
форма МН.Ч. имен
существи тельных
без чулок;
нет мест;
много помидоров нет нет да нет
да да да нет да нет да да
6
Существительные
нет нет нет нет
собственные
являются названиями
единичных предметов
и пишутся с большой
буквы
9
Склонение
существительных
определяется по
именительному
падежу
единственного числа
8
К 1 склонению
относятся
существительные
муж. и женск.рода с
окончаниями – а;я
7
Одушевленные имена
существительные
отвечают на вопрос
КТО?
10
Существительные:
рояль, лосось, кофе,
янтарь – мужского
рода
да да нет да да нет
да
11
После шипящих и Ц в
ٱ существительных
под ударением
пишется О, без
ударения – буква Е
12
Имена
существительные
изменяются по
падежам и числам
13
Имена
существительные
относятся к
мужскому, женскому
или среднему роду
нет да нет нет
15
Большинство
существительных в
русском языке
изменяются по
падежам, т. е.
склоняются
нет да нет нет да нет да да
16
Среди имен
существительных
есть такие, которые
имеют форму только
множественного
числа
да да нет да
Чтобы определить18
падеж сущго нужно:
1.Найти слово, к
котор. относится
суще. 2.Поставить от
Глагол
этого слова к су
ществит. вопрос
14
В предложении имена
существитель ные
чаще всего бывают
подлежащи ми,
дополнениям или
обстоятельствами
19
Ко 2 склонению
относятся существи
тельные мужского и
среднего рода с
окончанием –О;Е и
ٱ
17
Существительные:
леса, дочка, врачи,
вещь 1склонения.
8
20
Ь знак после
шипящих на конце
слова пишется у
существительных
3 склонения ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1
2
Имя прилагательное
Имена
часть речи, которая
прилагательные
нет нет нет да
обозначает признак
отвечают на вопросы:
предмета
Какой? Чей?
4
У кратких
прилагательных с
основой на шипящую
Ь знак на конце не
пишется
3
Имена прилагате
согласуются с сущ. ,
т. е. стоят в том же
роде, числе и падеже,
что и сущесте, от
которых они зависят
5
Предложение
правильно разобрано
синтаксически
Свежая сирень
пахуча.
да да да да нет да нет
6
Имена
нет нет нет да
прилагательные
изменяются по
числам, родам
(в ед. ч.), падежам
7
Правильно
поставлены ударения
в прилагательных
большого, хорошего,
колючего, чужого
9
В предложении
краткое
прилагательное
обычно является
подлежащим
8
Имена
прилагательные
бывают в полной и
краткой форме.
10
Краткие имена
прилагательные не
склоняются, но
изменяются по
числам, а в ед. ч. по
родам
нет нет да да нет да нет
13
Начальная форма
имен прилагатх
именительный падеж
в единствен. числе,
мужского рода.
12
Правильно ли
согласовано
прилагательные в
словосочетании:
в теплую весеннюю
пору
да нет да нет
11
С помощью вопроса
нельзяопределить
написание
безударного
окончания у
прилагательного
да да да да нет да да да нет
20
16
Падеж и число
Есть ли среди
словосочетаний
являются
изменяемыми
прилагат., которое
признаками имени
является «лишним»
молодой юноша;
прилагательного
красивая девушка
14
В предложении имена
прилагательные
являются
определениями или
сказуемыми
18
В окончаниях
прилагательных
после шипящих под
ударением пишется
О, без ударения Е
15
Краткие имена
прилагательные
отвечают на вопросы:
Каков? Какова?
Каково? Каковы?
19
Все слова
прилагательные:
синий, синь, синеть,
надежный.
17
Прилагательные:
пахуч, свеж, хорош,
пишутся без Ь
9 нет нет да нет
4
1
Глаголы в
Глагол – часть речи,
неопределенной
которая обозначает
да да нет да
форме отвечают на
действие предмета
вопросы: Что делать?
или Что сделать?
2
Изменение глаголов
по лицам и числам
называется
спряжением
6
нет нет да да нет да нет
Неопределенная
форма глаг. – это
начальн. форма глаг.
она не показывает ни
времени, ни числа, ни
лица, ни рода
9
Глаголы несовер
шенного вида
отвечают на вопросы:
Что делать? Что
делал?
Что делаю?
7
В прошедшем
времени перед ^ л
пишется та же
гласная, что и в
неопределенной
форме
ГЛАГОЛ
3
Личные окончания
глаголов 1 спр.:
ешь
ет ут(ют)
ем
ете
8
Глаголы изменяются
по временам: бывают
10
в форме настоящего,
будущего и
прошедшего времени
5
Глаголы
совершенного вида
отвечают на вопросы:
Что сделать? Что
сделал? Что сделаю?
10
В прошедшем
времени глаголы
изменяются по родам
(в ед. ч.) и числам а нет
да
нет нет
да нет да да нет
да да
да нет нет нет
12
Глаголы несов вида
отвечают на вопросы:
Что делать?
Что делал?
Что делаю?
13
Если глагол отвечает
на вопросы ЧТО
делать? Что сделать?
то это глаг. в неопр.
форме и в нем перед
– ся пишется Ь
11
Не пишется с
глаголами раздельно,
за исключением тех
глаголов, которые не
употребляются без
НЕ.
да нет да нет да нет
19
16
В корнях с
Будущее время
чередованием ЕИ
глагола имеет две
формы простую и
пишется буква И,
если после корня
сложную
стоит суффикс –А
14
В предложении
глагол обычно бывает
сказуемым и
согласуется с
подлежащим
15
В глаголах во 2м
лице, ед.ч.,
настоящем и
будущем времени
после шипящих
пишется Ь
да нет
20
Глагол СМОГУ
совершенного вида
17
В настоящем и
будущем времени
глаголы изменяются
по лицам и числам
18
Личные окончания
глаголов 2 спряж.
ишь; им
ит
ите ат(ят)
нет да нет да
11 КЛЮЧ И К ЛАБИРИНТАМ
1 СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 1, 2, 8, 4, 9, 13, 7, 6, 11, 17, 18, 14, 15, 20
2 СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 1, 2, 8, 12, 17, 13, 14, 10, 15, 20
ФОНЕТИКА 1, 2, 7, 8, 4, 5, 10, 9, 13, 18, 19, 15, 20
МОРФЕМИКА 1, 2, 3, 8, 4, 5, 10, 14, 15, 19,20
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 1, 6,11, 7, 3, 4, 8, 13, 12, 16, 17, 18, 14, 9, 5, 10, 15, 19, 20
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 1, 6, 2, 8, 13, 14, 18, 19, 20
ГЛАГОЛ 1, 2, 3, 8, 12, 17, 18, 14, 10, 15, 19, 20
12 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 91»
П. КОМАРИХИНСКИЙ
Дидактический материал к учебнику
Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова
«Русский язык 5»
Выполнила учитель русского языка и
литературы МОУ «СОШ № 91»
п.Комарихинский, Чусовского
муниципального района
Пермского края
Лукина Светлана Юрьевна 2009 г
Трудно не согласиться с тем, что практика преподавания русского языка в
средней школе скучна, однообразна и часто сводится к бесконечному
прописыванию упражнений и заучиванию орфограмм. Формальное изучение
предмета не пробуждает желание у детей изучать родной язык и не приводит
к ожидаемым результатам. К тому же, не каждому школьнику этот предмет
дается легко и просто.
Как организовать процесс обучения русскому языку, чтобы он стал
максимально результативным? Один из путей повышения эффективности
преподавания заключается, на мой взгляд, в опоре на принцип системности и
занимательности в процессе обучения.
Положение современного учителя, в частности учителя словесника, в
маленьких школах, где нет параллельных классов и преподаватель ежедневно
должен готовиться к 4 5 урокам, непростое. Не для кого не секрет, что
учебно – методическая оснащенность большинства наших школ оставляет
желать лучшего: не хватает методических разработок, пособий с
дидактическим материалом.
Так уж случилось, что в течение ряда лет мне пришлось преподавать
природоведение в пятом классе по программе Н.И. Сонина,
А.А. Плешакова. В этот период меня заинтересовал дидактический материал
для проверки знаний учащихся под названием ЛАБИРИНТЫ и КАРТЫ,
играть в которые очень нравилось моим ученикам. Во время игры ненавязчиво
проходила проверка знаний учащихся. Я подумала, а что если разработать
такой дидактический материал для уроков русского языка? Занимаюсь этой
работой уже 3ий год. За этот срок мною накоплен некоторый опыт, которым
я хочу поделиться.
Данное пособие призвано помочь учителям – словесникам в игровой
форме увлечь учащихся изучением русского языка, а учителям поможет
осуществить проверку знаний ребенка. Чаще всего использую ЛАБИРИНТЫ
на уроках закрепления и систематизации знаний учащихся по теме. Также
эффективно использование ЛАБИРИНТОВ на уроках «Повторения
изученного в предыдущем классе». Работу организую как индивидуально для
каждого ученика, так и в парах (один лабиринт на двоих).
Дидактический материал «Лабиринты» по русскому языку в 5 классе
Дидактический материал «Лабиринты» по русскому языку в 5 классе
Дидактический материал «Лабиринты» по русскому языку в 5 классе
Дидактический материал «Лабиринты» по русскому языку в 5 классе
Дидактический материал «Лабиринты» по русскому языку в 5 классе
Дидактический материал «Лабиринты» по русскому языку в 5 классе
Дидактический материал «Лабиринты» по русскому языку в 5 классе
Дидактический материал «Лабиринты» по русскому языку в 5 классе
Дидактический материал «Лабиринты» по русскому языку в 5 классе
Дидактический материал «Лабиринты» по русскому языку в 5 классе
Дидактический материал «Лабиринты» по русскому языку в 5 классе
Дидактический материал «Лабиринты» по русскому языку в 5 классе
Дидактический материал «Лабиринты» по русскому языку в 5 классе
Дидактический материал «Лабиринты» по русскому языку в 5 классе
Дидактический материал «Лабиринты» по русскому языку в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.