Учащиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение, находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.
Работа ведется по следующим направлениям:
развитие ручной и речевой моторики
развитие речеслухового восприятия
дифференциация фонетически сходных звуков
формирование слогового и фонематического анализа слов
коррекция нарушений звукослоговой структуры слова
дидактический материал по развитию речи.doc
Дидактический материал по русскому языку
2 класс
(разноуровневые карточки)
Составила:Жаровская Ж.В.
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 4 Методическое сопровождение.
Основная цель создания карточек для индивидуальной работы – воспитание
самостоятельности в применении полученных знаний.
Работа над карточками предполагает решение следующих задач:
развивать орфографическую зоркость;
применять полученный навык в различных учебных ситуациях;
развивать мышление, внимание и творческие способности у учащихся младшего
школьного возраста.
Карточки созданы по основным темам, изучаемым на уроках русского языка во 2 классе
традиционной программы.
Темы карточек следующие:
слово, слог, ударение, перенос слов;
звуки, буквы, алфавит;
жиши, чаща, чущу, чн, чк, чт, щн;
большая буква в именах собственных;
ь знак – показатель мягкости и разделительный ь знак;
безударная гласная в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова;
имя существительное;
глагол;
имя прилагательное.
Данные карточки могут быть использованы на различных этапах учебного процесса:
организация самостоятельной работы;
проверочная работа;
на уроке закрепления изученного материала.
Каждая карточка содержит:
практические задания по теме;
словарные слова;
творческие задания по развитию речи;
задания повышенной сложности.
Карточки составлены для трёх уровней развития детей – высокого, среднего, низкого.
Степень оценивания детей осуществляется индивидуально.
«5» ставится ученику, который безошибочно выполнит все задания, допустив 12 описки;
«4» ставится ученику, который допустил в заданиях 12 ошибки или до 3 неточностей;
«3» ставится ученику, который в заданиях допустил до 5 ошибок;
«2» ставится ученику, который допустил более 5 ошибок.
Оценку «2» можно не ставить, а оценить работу ученика после ликвидации пробелов в знаниях. Высокий уровень.
Карта индивидуальной работы № 1.
Тема: слово, слог, ударение, перенос слов.
Цель: формировать навык самостоятельно делить слова на слоги, определять
количество слогов на слух, правильно переносить слова;
развивать письменную речь, умение делать неполный звуко – буквенный
анализ слов;
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание 1.
Словарь: т…традь, х…р…шо,
5 2 1 4 3
Т Д И О Ч А У Т Н Р А Е К Ь
3 6 1 4 5 2 7
Отгадай ребус, определи словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги, поставь знак
ударения.
Задание 2.
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (…)
Спиши загадку, поделив трёхсложные слова на слоги для переноса,
припиши отгадку.
В отгадке определи количество слогов, звуков и букв, гласных и
согласных.
Задание 3.
Придумай и напиши сказку из 45
предложений. Начни её так:
Щенок Булька и котёнок Тишка были очень дружны. Они любили …
Слова – помощники: дружно играть, весело
лаял, озорно мяукал, играли в догонялки,
любимая игра, вместе весело
Задание4.
Спиши фразиологический оборот и объясни, как ты его понимаешь.
Высосать из пальца …
Трёхсложное слово подели на слоги для переноса.
Карта индивидуальной работы № 2.
Тема: звуки, буквы, алфавит.
Цель: формировать умение выделять из речи звуки, обозначать их буквами,
распределять слова в алфавитном порядке;
развивать письменную речь, умение делать неполный звуко – буквенный
анализ слова,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: в … р … бей, с … бака,
Отгадай ребус, определи словарные слова.
Запиши слова, выдели орфограмму, подели их на слоги для переноса,
поставь знак ударения.
Задание2.
В конце предложения ставится … .
С буквой Д растёт у мамы … .
С Щ у Машеньки розовые … .
Б в начале слова … .
Слова для справок: дочка, точка, бочка,, щёчки, кочки.
Спиши предложения, вставь подходящие по смыслу слова.
Подели трёхсложные слова на слоги для переноса.
Задание 3.
Придумай и напиши рассказ из 45 предложений
о рябинке. Озаглавь его. Начни так:
Наступила золотая осень. Лес стал золотым, багряным.
На опушке леса …
Слова – помощники: красавица – рябинка, гроздья ягод,
молодое деревце, далеко видно Задание 4.
Спиши фразиологический оборот и объясни, как ты его понимаешь.
Во весь опор …
Выпиши слова, которые нельзя перенести.
Карта индивидуальной работы № 3.
Тема: жиши, чаща, чущу, чн, чк, чт, щн.
Цель: формировать умение грамотно писать сочетания с шипящим звуком;
развивать письменную речь, разбирать предложения по членам;
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: уч … ник, учит … ль,
Отгадай ребус, определи словарные слова.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги, поставь знак
ударения.
Задание2.
Луна осве…ла лесную ч...щ… . В траве тре…ли кузнечики. Птицы больше не
кри…т .У нас …вёт собака Ры…к. Мамо…а Ване…е читает сказо…у.
Спишите, вставляя подходящие по значению сочетания с шипящим
звуком.
Подчеркните в словах только твёрдые шипящие одной чертой, только
мягкие – двумя чертами.
Укажите цифрой количество слогов в словах последнего предложения.
Задание 3.
Напиши сказку о верной дружбе петуха и гуся.
Дай название сказке.
Начни её так:
Петушку скучно стало жить на птичьем дворе. Он часто ходил гулять к маленькому озерку.
Однажды он познакомился с диким гусем. …
Слова – помощники: завязалась крепкая дружба,
беж…т по берегу, плывёт по реч…ке, ж…рного лещ…
Задание4.
Игра «Наборщик»
Из слова АГРОНОМ составь как можно больше других слов.
Агроном – рог,
Карта индивидуальной работы № 4.
Тема: большая буква в именах собственных.
Цель: формировать умение писать имена собственные с большой буквы;
развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный анализ слова,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие способности.
Задание1.
Словарь: п … суда, л … сица,
1 2 3 4 5 6 7 8
1 р а с в г н с т Ключ : 27, 21, 13, 16, 25, 28.
2 ч з д о и б у к
Отгадай ребус, определи словарное слово.
Запиши слова, выделить орфограмму. Подели их на слоги, поставь знак
ударения.
Задание2.
Собака жучка почюяла волка. Вышел сторож Иван с ружём. Тихо крадётся
дикий звер к деревне ивановка. Карова бурёнка даёт много жырного молока.
Спиши предложения, исправляя допущенные в тексте ошибки.
Выпиши имена собственные и подели их на слоги.
Задание 3.
Придумай и напиши сказку из 45
предложений. Начни её так: Сегодня папе день рождения. Малютка долго
думал, что ему подарить. И вот что придумал…
Слова – помощники мама Курица, папа Петух,
цветочная полянка, высокая трава, дядя Жук,
тётя Гусеница, боялся заблудиться, донёс цветок,
папа был рад
Дай название сказке
Задание 4.
Спиши фразиологические выражения и допиши их значения.
Зарубить на носу –
Не по зубам –
Положил зубы на полку –
Карта индивидуальной работы № 5.
Тема: ь знак – показатель мягкости и разделительный ь знак.
Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных на конце и в
середине слова, различать разделительный ь знак и показатель мягкости,
писать слова с разделительным ь знаком;
развивать письменную речь, разбирать предложения по членам,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь к … р … ндаш, р … бята,
1 2 3 4 5 6 7 8
1 д т а г р в е н Ключ : 15, 13, 26, 22, 12, 13.
2 с о к м л б к ь Ключ 2: 24, 17, 11, 16, 17, 11, 28.
Отгадай ребус, определи словарные слова.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги для переноса,
поставь знак ударения.
Задание2.
1. Ручка 3. Свёкла 5. Реки
П(и, е)нал репа м(а, о)ря
? ? ?
2. Стол 4. Волк 6. Кусты Д(и, е)ванн л(е, и)са тр(о, а)ва
? ? ?
К двум данным словам припишите третье, подходящее по смыслу, в
котором букв будет больше, чем звуков.
Подчеркните орфограммы.
Задание 3.
Рассмотри рисунок и составь текст –
сообщение из 4 – 5 предложений о
зимних забавах детей. Используй слова –
помощники.
Слова – помощники: зима, много снега,
оделся тепло, скатал комки, принёс
морковку, сделал руки.
Задание 4.
Припиши к словам синонимы:
Мороз –
Метель –
Лепить
Карта индивидуальной работы № 6.
Тема: безударная гласная в корне слова.
Цель: формировать умение писать безударную гласную в корне слова,
проверять её ударением;
развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный
анализ слова,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: к … рова, за … ц
4 5 1 3 6 2
Ь Р Т Ф А У Г О П М Н Л О Б Р В Д Е И А В Г
3 6 2 4 1 5
Отгадай ребус, определи словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги для переноса,
поставь знак ударения.
Задание 2.
Вокруг растут сосновые л…са (…) В них можно найти много белых гр…бов
(…). В небе поют весёлые ч…жи (…). Можно увидеть заячьи сл…ды (…). Мы проходим мимо лисьей н…ры (…).
Спишите предложения, вставляя пропущены буквы; припишите в
скобках проверочные слова.
Выпишите слова с разделительным ь знаком, поделите их для переноса.
Задание 3.
Рассмотри внимательно лисицу.
Составь о лисичке текст – описании из
45 предложений.
Слова помощники: ги…кое тело, пуш…стый
хвост, небольшая головка, острые ушки, хитрые
глазки, хищница.
Задание 4.
Игра «Наборщик»
Из слова АККУРАТНОСТЬ составь как можно больше других слов.
Аккуратность – рак,
Карта индивидуальной работы № 7.
Тема: парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.
Цель: формировать умение писать парную согласную в корне слова и
проверять её;
развивать письменную речь, умение разбирать предложение по членам,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: п … льто, в …рона,
1 2 3 4 5 6 7 8
1 г о п и в л м т Ключ 1: 16, 12, 13, 26, 21, 26.
2 т р п н к а х с Ключ 2: 28, 26, 13, 12, 11, 14.
Отгадай ребус, определи словарные слова.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги, поставь знак
ударения.
Задание2. 1. Ду…ки, дуб…ок, ду….
2. Зу…ки, зу…ок, зу… .
3. Коло…, коло…ки, коло…ок .
4. Сторо…, сторо…ит, сторо…ка.
5. Голу…, голу…ок, голу...ка.
Напиши слова в следующей последовательности: проверяемое,
проверяемое, проверочное.
Вставьте пропущенные буквы.
Подчеркните орфограммы.
Задание 3.
Напиши рассказ по его началу, пользуясь
словами – помощниками.
Собака громко лаяла. Перед ней сидел котёнок.
Он широко раскрыл рот и мяукал…
Слова – помощники: огромная собака, неслась,
страшно, беззащитный котёнок, хозяин, помощь,
в безопасности
Задание 4.
Что означают следующие фразиологические выражения:
задирать нос –
бить баклуши –
зарубить на носу –
Карта индивидуальной работы № 8.
Тема имя существительное.
Цель: формировать умение узнавать имена существительные, ставить вопросы к
одушевлённым и неодушевлённым предметам, ;
Развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный анализ слова,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие способности.
Задание1.
Словарь: с …п …ги, л … пата,
Отгадай ребус, определи словарные слова.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги для переноса,
поставь знак ударения.
Задание2.
1. Скворечник – это … для птиц. 2. … это дом для собаки.
3. Улей – это дом для … .
4. Солонка – это … для соли.
5. … это посуда для масла.
6. Хлебница – это посуда для … .
Напиши предложения, вставляя в них пропущенные слова по смыслу.
Подчеркните орфограммы.
Задание 3.
По данному началу продолжите текст
описание тигра, пользуясь словами –
помощниками.
В природе существует много кошек.
Одна из самых крупных кошек является тигр. У
него…
Слова – помощники: сильное тело, длинный хвост,
огромные лапы, рыжий полосатый мех,
Уссурийская тайга, хищник, питается.
Задание 4.
Игра «Наборщик»
Из слова АРХИТЕКТОР составь как можно больше других слов.
Архитектор – рот,
Карта индивидуальной работы № 9.
Тема: глагол.
Цель: формировать умение узнавать глаголы, ставить к ним подходящие
вопросы;
развивать письменную речь, умение разбирать предложение по членам;
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: т … варищ, с … бака,
Отгадай ребус, определи словарные слова. Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги для переноса,
поставь знак ударения.
Задание2.
1. Журавли кружатся (над) р…кой.
2. Ветер нырнул (в) п…хуч…ю тр…ву.
3. Звёзды приветливо смотрят (на) землю.
4. Ежевика пок…зала (из) ж…рной з…мли нарядные ш…шеч…ки.
Напиши предложения, вставляя пропущенные буквы.
Подчеркни главные члены предложения.
Укажи число и время глагола.
Задание 3.
Придумай и напиши сказку из 45 предложений
«Живой будильник» по её началу:
В одном дворе жил удивительный петух.
Всю ночь он спокойно спал. Но стоило солнышку
пощекотать его лучиком, как вдруг …
Слова – помощники: встрепенётся, захлопает
крыл…ями, закукарекает, вся округа
Задание 4.
Припиши к словам синонимы:
Скучать –
Смеяться –
Бежать –
Карта индивидуальной работы № 10.
Тема: имена прилагательные.
Цель: формировать умение распознавать имена прилагательные, ставить вопросы к ним,
употреблять их в речи;
развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный анализ слова,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие способности.
Задание1.
Словарь: яг … да, ру … кий, 1 2 3 4 5 6 7 8
1 у р с в л б е н Ключ : 13, 11, 16 ,16, 25, 26.
2 ё а з я о г х
Отгадай ребус, определи словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги для переноса,
поставь знак ударения.
Задание2.
1. Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые
серны.
2. Большие корабли бороздят большие моря и большие океаны.
3. На красивой клумбе растут красивые незабудки и красивые анютины
глазки.
Слова – помощники:
1 трусливый, боязливый, робкий;
2 бескрайний, огромный, мощный;
3 живописный, милый, миловидный.
Повторяющиеся слова в предложениях замени подходящими словами
помощниками.
Задание 3.
Напиши сказку, назови её посвоему.
Начни её так:
У куклы Тани сегодня именины…
Дай имена гостям куклы Тани и
составь о них 45 предложений.
Одно из предложений разбери по
членам предложения.
Задание 4.
Припишите к данным именам прилагательным антонимы:
смешной –
горячий
горький – Карты индивидуальной работы
русский язык
2 класс
(средний уровень)
Карта индивидуальной работы № 1.
Тема: слово, слог, ударение, перенос слов.
Цель: формировать навык самостоятельно делить слова на слоги, определять
количество слогов на слух, правильно переносить слова; развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный
анализ слов;
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание 1.
Словарь: т…традь, х…р…шо,
5 2 1 4 3 6
Т Д И О Ч А У Т Н Р А Е К Ь
3 6 1 4 5 2 7
Отгадай ребус, определи словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги, поставь знак
ударения.
Задание 2.
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (…)
Спиши загадку, поделив трёхсложные слова на слоги для переноса,
припиши отгадку.
В отгадке определи количество звуков и букв, гласных и согласных,
количество слогов.
Задание 3.
Рассмотри внимательно кошку.
Составь текст – описание с помощью
слов и выражений.
Слова – помощники: домашнее животное,
пушистая шерсть, дымчатый окрас, грудка белая,
хитрые глаза, острые когти, мягкие лапки,
охотится на мышей.
Задание 4.
Выбрать противоположные по значению слова (антонимы) к слову
АККУРАТНЫЙ:
1неряшливый 2 чистоплотный
3чистюля 4 грязнуля
Аккуратный …, …
Тема: звуки, буквы, алфавит.
Карта индивидуальной работы № 2. Цель: формировать умение выделять из речи звуки, обозначать их буквами,
распределять слова в алфавитном порядке;
развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный
анализ слова,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: в … р … бей, с … бака,
Отгадай ребус, определи словарные слова.
Запиши слова, выдели орфограмму, подели их на слоги для переноса,
поставь знак ударения.
Задание2.
Дети играли. Сильный ветер прилетел с горы. Он подкрался к детям. Шалун
унёс их воздушного змея
Спишите текст. Подчеркните в третьем и четвёртом предложении
гласные звуки одной чертой, мягкие согласные – двумя чертами.
Распределите все слова первых двух предложений в алфавитном
порядке.
В выделенных словах определите количество звуков и букв, гласных и
согласных.
Задание 3.
Рассмотри внимательно ежа и
придумайте текст – описание,
пользуясь словами – помощниками:
дикое животное, острые иголки,
мягкое брюшко, острый носик, чуткие ушки,
питается мышами, зимой спит
Задание 4.
Выбери сходные по значению слова (синонимы) к слову БЕЖАТЬ:
1 стоять 2 мчаться
3 нестись 4 идти
Бежать …, … Карта индивидуальной работы № 3.
Тема: жиши, чаща, чущу, чн, чк, чт, щн..
Цель: формировать умение грамотно писать сочетания с шипящим звуком, ;
развивать письменную речь, разбирать предложения по членам,;
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: уч … ник, учит … ль,
Отгадай ребус, определи словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги, поставь знак
ударения.
Задание2.
Луна осве…ла лесную ч...щ… . В траве тре…ли кузнечики. Птицы больше не
кри…т .У нас …вёт собака Ры…к. Мамо…а Ване…е читает сказо…у.
Спишите, вставляя подходящие по значению сочетания с шипящим
звуком.
Подчеркните в словах только твёрдые шипящие одной чертой, только
мягкие – двумя чертами.
Укажите цифрой количество слогов в словах последнего предложения.
Задание 3.
Расскажи о своём четвероногом друге
по плану:
1. Как появился друг в семье? (подарили,
случайно нашёлся, купили)
2. Как он выглядит? (длинношерстный,
гладкошерстный, цвет, размер)
3. Какой по характеру? (добрый, злой, весёлый,
любит играть, больше спит)
Задание 4.
Выбрать противоположные по значению слова (антонимы) к слову
НАСТУПЛЕНИЕ
1 оборона 2 защита
3 нападение 4 отступление Карта индивидуальной работы № 4.
Тема: большая буква в именах собственных.
Цель: формировать умение писать имена собственные с большой буквы;
развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный анализ слова,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие способности.
Задание1.
Словарь: п … суда, л … сица,
1 2 3 4 5 6 7 8
1 р а с в г н с т Ключ : 27, 21, 13, 16, 25, 28.
2 ч з д о и б у к
Отгадай ребус, определи словарное слово.
Запиши слова, выделить орфограмму. Подели их на слоги, поставь знак
ударения.
Задание2.
Собака жучка почюяла волка. Вышел сторож Иван с ружём. Тихо крадётся
дикий звер к деревне ивановка. Карова бурёнка даёт много жырного молока.
Спиши предложения, исправляя допущенные в тексте ошибки.
Выпиши имена собственные и подели их на слоги.
Задание 3.
Составь из слов предложения так, чтобы
получился рассказ «Друзья».
Котёнок, друзья, и, щенок, Булька, Мурзик
Живут, в, они, доме, одном
Катать, друзья, мяч, любят
Играть, весело, всегда, вместе
Подчеркни имена собственные.
Третье предложение разбери по членам
предложения.
Подчеркни слова с шипящей согласной.
Задание 4. Придумай сколько возможно новых слов из слова ТРАМВАЙ.
Например: май,
Карта индивидуальной работы № 5.
Тема: ь знак – показатель мягкости и разделительный ь знак.
Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных на конце и в
середине слова, различать разделительный ь знак и показатель мягкости,
писать слова с разделительным ь знаком;
развивать письменную речь, разбирать предложения по членам ,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь к … р … ндаш, р … бята,
1 2 3 4 5 6 7 8
1 д т а г р в е н Ключ : 15, 13, 26, 22, 12, 13.
2 с о к м л б к ь
Отгадай ребус, определи словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги для переноса,
поставь знак ударения.
Задание2.
Наступила осень. Дожд…. л…ёт целый ден….Желтеют и падают лист…я с
дерев…ев. Улетают в тёплые края наши друз…я – птицы.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Выпишите слова с разделительным мягким знаком и поделите их на
слоги для переноса.
Задание 3.
Расставь предложения в таком порядке,
чтобы получился текст – описание
«В зимнем лесу».
1. Наступила долгожданная зима.
2. Деревья надели белоснежные шапки.
3. Как хорошо в зимнем лесу!
4. Вся земля покрылась пушистым ковром. Одно из предложений разбери по членам
предложения.
Задание 4.
Дай название множеству: трамвай, автобус, такси, троллейбус,
метро
1. Грузовые машины
2. Общественный транспорт
3. Легковые машины
4. Наземный транспорт
Карта индивидуальной работы № 6.
Тема: Безударная гласная в корне слова.
Цель: формировать умение писать безударную гласную в корне слова,
проверять её ударением;
развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный
анализ слова,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: к … рова, за … ц
4 5 1 3 6 2
Ь Р Т Ф А У Г О П М Н Л О Б Р В Д Е И А В Г
3 6 2 4 1 5
Отгадай ребус, определи словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги для переноса,
поставь знак ударения.
Задание 2.
Вокруг растут сосновые л…са (…) В них можно найти много белых гр…бов
(…). В небе поют весёлые ч…жи (…). Можно увидеть заячьи
сл…ды (…). Мы проходим мимо лисьей н…ры (…).
Спишите предложения, вставляя пропущены буквы; припишите в
скобках проверочные слова.
Выпишите слова с разделительным ь знаком, поделите их для переноса.
Задание 3.
Составь предложения, связанные одной темой,
чтобы получился текст – описание о золотой осени.
Начни рассказ так:
Наступила золотая осень. Стало гораздо холоднее….
Слова – помощники: солнце греет слабо, золотые листочки берёз, пурпурные листья клёнов,
зелёные пики ёлочек, шуршат под ногами, природа
готовится уснуть.
Задание4.
Выбери название для группы слов: персики, абрикосы, апельсины, киви,
лимон.
1. Овощи
2. Фрукты
3. Ягоды
4. Продукты
Карта индивидуальной работы № 7.
Тема: парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.
Цель: формировать умение писать парную согласную в корне слова и
проверять её;
развивать письменную речь, умение разбирать предложение по членам,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: п … льто, в …рона,
1 2 3 4 5 6 7 8
1 г о п и в л м т Ключ : 16, 12, 13, 26, 21, 26.
2 т р п н к а х с
Отгадай ребус, определи словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги, поставь знак
ударения.
Задание2.
Скрипит моро… . Сердит моро… .
И сне… сухой и колкий.
И вя… озя… . И ду… замёр… .
Наскво… замёрзли ёлки.
Спиши стихотворение, вставляя пропущенные буквы.
В предложениях первой строчки стихотворения подчеркни главные
члены предложения.
Задание 3.
Напиши рассказ по его началу, пользуясь словами – помощниками.
Собака громко лаяла. Перед ней сидел котёнок.
Он широко раскрыл рот и мяукал…
Слова – помощники: огромная собака
беззащитный котёнок, хозяин, помощь,
забился в страхе, в безопасности
Задание 4.
Что означают следующие фразиологические выражения:
задирать нос –
бить баклуши –
зарубить на носу
Слова – помощники: лениться, зазнаваться, разбить нос, бездельничать,
запомнить, удивляться, играть в мяч
Карта индивидуальной работы № 8.
Тема; имя существительное.
Цель: формировать умение узнавать имена существительные, ставить
вопросы к одушевлённым и неодушевлённым предметам, ;
Развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный
анализ слова,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: с …п …ги, л … пата,
Отгадай ребус, определи словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги для переноса,
поставь знак ударения.
Задание2.
Солнце льёт на землю свет и тепло. Стоит прекрасная погода. Дочка
сама чистит своё платье и пальто. Маленькое дело лучше большого
безделья.
Спиши предложения, подчеркни одной чертой имена существительные.
В первых двух предложениях подчеркни главные члены предложения.
Задание 3. По данному началу продолжите текст описание о тигре, пользуясь
словами – помощниками.
В природе существует много кошек. Одна из самых крупных кошек
является тигр. У него…
Слова – помощники: сильное тело, длинный хвост, крупные лапы, рыжий
полосатый мех, Уссурийская тайга, хищник, питается.
Задание 4.
Игра «Наборщик»
Из слова АККУРАТНОСТЬ составь как можно больше других слов.
Например: рак,
Карта индивидуальной работы № 9.
Тема: глагол.
Цель: формировать умение узнавать глаголы, ставить к ним подходящие
вопросы;
развивать письменную речь, умение разбирать предложение по членам;
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: т … варищ, с … бака,
Отгадай ребус, определи словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги для переноса,
поставь знак ударения.
Задание2.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила.
Выпиши глаголы. Поставь к ним вопросы.
Выпиши слова с безударной гласной, подели их на слоги для переноса.
Задание 3.
Рассмотри рисунок и расскажи о том,
что делает мальчик (дай ему имя), пользуясь
словами.
Слова – помощники: зима, много снега,
оделся тепло, скатал комки, принёс морков
ку, сделал руки.
Задание 4.
Припиши к словам синонимы:
Скучать –
Смеяться –
Бежать
Слова – помощники: хохотать, плакать, играть, тосковать, веселиться, мчаться.
Карта индивидуальной работы № 10.
Тема: имена прилагательные.
Цель: формировать умение распознавать имена прилагательные, ставить
вопросы к ним, употреблять их в речи;
развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный
анализ слова,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: яг … да, ру … кий,
1 2 3 4 5 6 7 8
1 у р с в л б е н Ключ : 13, 11, 16 ,16, 25, 26.
2 ё а з я о г х
Отгадай ребус, определи словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги для переноса,
поставь знак ударения. Задание2.
Зверь мохнатый, неуклюжий
Не боится зимней стужи.
Под корягою лесною
Спит под снежной пеленою. (…)
Спиши загадку. Припиши к ней отгадку и подели её на слоги.
Волнистой линией подчеркни имена прилагательные.
В слове ЗВЕРЬ определи количество звуков, букв, гласных и согласных.
Задание 3.
Рассмотри внимательно белочку.
Составь о белочке текст описание,
пользуясь словами:
небольшое тело, пушистый хвост,
маленькая головка, острые коготки и
зубки, орешки, с ёлки на ёлку, питается.
Задание 4.
Припишите к данным именам прилагательным антонимы:
смешной –
горячий
горький –
Слова – помощники: весёлый, грустный, тёплый, солёный, сладкий, холодный,
большой. Карта индивидуальной работы
русский язык
2 класс
(низкий уровень) Карта индивидуальной работы № 1.
Тема: слово, слог, ударение, перенос слов.
Цель: формировать навык самостоятельно делить слова на слоги, определять
количество слогов на слух, правильно переносить слова; развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный
анализ слов;
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание 1.
Словарь: т…традь, х…р…шо,
тухпе, цасили
Отгадай ребус, определи словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги, поставь знак
ударения.
Задание 2.
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (…)
Спиши загадку, поделив трёхсложные слова на слоги для переноса,
припиши отгадку.
В отгадке определи количество звуков и букв, гласных и согласных,
количество слогов.
Задание 3.
Рассмотри внимательно белочку.
Составь о белочке предложения,
пользуясь словами:
Небольшой, лесная, зверёк, белочка.
Рыжая, и, белочки, у, шерсть, гладкая.
Большой, хвост, пушистый, и.
Кисточками, остренькие, с, на, кончиках, ушки.
Задание 4.
Выбери сходные по значению слова (синонимы) к слову БЕЖАТЬ:
1 стоять 2 мчаться
3 нестись 4 идти
Бежать …, …
Карта индивидуальной работы № 2. Тема: звуки, буквы, алфавит.
Цель: формировать умение выделять из речи звуки, обозначать их буквами,
распределять слова в алфавитном порядке;
развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный
анализ слова,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: в … р … бей, с … бака,
силица, рокасо
Расставь слоги правильно, чтобы получилось словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму, подели их на слоги для переноса,
поставь знак ударения.
Задание2.
Дети играли. Сильный ветер прилетел с горы. Он подкрался к детям. Шалун
унёс их воздушного змея.
Спишите текст. Поставьте точки в третьем и четвёртом предложении
под гласными буквами, подчеркни мягкие согласные – одной чертой.
Распределите все слова первых двух предложений в алфавитном
порядке.
Задание 3.
Распредели предложение в таком порядке,
чтобы получился рассказ «Соседи».
Нет друга – ищи, а нашёл – береги!
Заяц гордился своим огородом.
Они были добрыми друзьями.
Ёжик и заяц давно жили по соседству.
Он часто приносил гостинец соседу.
Подчеркни орфограммы.
Задание 4.
Выбрать противоположные по значению слова (антонимы) к слову
АККУРАТНЫЙ:
1неряшливый 2 чистоплотный
3чистюля 4 грязнуля Аккуратный …, …
Карта индивидуальной работы № 3.
Тема: жиши, чаща, чущу, чн, чк, чт, щн..
Цель: формировать умение грамотно писать сочетания с шипящим звуком, ;
развивать письменную речь, разбирать предложения по членам,;
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: уч … ник, учит … ль,
дашкаран, ратетдь,
Расставь слоги правильно, чтобы получилось словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги, поставь знак
ударения.
Задание2.
Ч…десный (у, ю), встреч…ть (а, я), ноч…ной (ь, где надо)
Л…бить гул…ть мал…чик
Ворч…н печ…льный белоч…кА
Спишите, вставляя подходящую букву.
Поделите выделенные слова на слоги для переноса.
Задание 3.
Расставь предложения в таком порядке, чтобы
получился текст – описание «Рябинка».
1. Вот стоит красавица – рябинка.
2. Гроздья ягод осыпали молодое деревце.
3. Наступила золотая осень.
4. Листья на ней, как жар, горят.
5. Лес стал золотым, пурпурным.
Задание 4.
Выбрать противоположные по значению слова (антонимы) к слову
НАСТУПЛЕНИЕ 1 оборона 2 защита
3 нападение 4 отступление
Карта индивидуальной работы № 4.
Тема: большая буква в именах собственных.
Цель: формировать умение писать имена собственные с большой буквы;
развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный анализ слова,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие способности.
Задание1.
Словарь: п … суда, л … сица,
комоло, вемедьд
Расставь слоги правильно, чтобы получилось словарное слово.
Запиши слова, выделить орфограмму. Подели их на слоги, поставь знак
ударения.
Задание2.
(К, к)онь (Д, д)ружок
(С, с)обака (В, в)ороной
(К,к)орова (М, м)урка
(К, к)ошка (З, з)орька
Соедини названия животных с их кличками. Запиши их, раскрывая
скобки
Подчеркните орфограммы.
Задание 3.
Составь из слов предложения так, чтобы
получился рассказ «Друзья».
Котёнок, друзья, и, щенок, Булька, Мурзик
Живут, в, они, доме, одном
Катать, друзья, мяч, любят
Играть, весело, всегда, вместе
Подчеркни имена собственные.
Третье предложение разбери по членам
предложения. Задание 4.
Придумай сколько возможно новых слов из слова ТРАМВАЙ.
Например: май,
Карта индивидуальной работы № 5.
Тема: ь знак – показатель мягкости и разделительный ь знак.
Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных на конце и в
середине слова, различать разделительный ь знак и показатель мягкости,
писать слова с разделительным ь знаком;
развивать письменную речь, разбирать предложения по членам ,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь к … р … ндаш, р … бята,
налпе, шорохо
Расставь слоги правильно, чтобы получилось словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги для переноса,
поставь знак ударения.
Задание2.
Бор…ба, вазоч…ка, мач…та, серен…кий, бул…вар, пач…ка, Куз…ма, жил…
цы, туч…ка, Ул…яна, бегун…я, ул…ей, ут…ёнок
Спиши, вставляя, где надо, пропущенный ь знак.
Выпиши слова с разделительным мягким знаком и подели их на слоги.
Задание 3.
Составь из слов предложения так, чтобы
получился рассказ «Друзья».
День, сегодня, воробышку, рождения
Утром, к, пришёл, ранним, в, бельчонок, гости, воробью
В, он, огромный, принёс, гриб, подарок
Воробышек, очень, рад, был
Выпиши слова с ь знаком, подели их на слоги
для переноса, где это возможно. Задание 4.
Дай название множеству: трамвай, автобус, такси, троллейбус,
метро
5. Грузовые машины
6. Общественный транспорт
7. Легковые машины
8. Наземный транспорт
Карта индивидуальной работы № 6.
Тема: Безударная гласная в корне слова.
Цель: формировать умение писать безударную гласную в корне слова,
проверять её ударением;
развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный
анализ слова,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: к … рова, за … ц
табосуб, шимана
Расставь слоги правильно, чтобы получилось словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги, поставь знак
ударения.
Задание 2.
М…ряк (море, морской), р…чной (река, реки), ч…сло (числовой, числа), сл…
ды (след, следок), вр…чи (врачам, врач), м…чи (мячик, мячей), кр….ты
(крот, кротиха)
Выбери правильное проверочное слово и припиши его через чёрточку.
Подчеркни безударную гласную, в проверочном слове поставь знак
ударения.
Образец: моряк – мóре,
Задание 3.
Расставь предложения в таком порядке,
чтобы получился текст – описание
«В зимнем лесу».
5. Наступила долгожданная зима. 6. Деревья надели белоснежные шапки.
7. Как хорошо в зимнем лесу!
8. Вся земля покрылась пушистым ковром.
Задание 4.
Выбери название для группы слов: персики, абрикосы, апельсины, киви,
лимон.
5. Овощи
6. Фрукты
7. Ягоды
8. Продукты
Карта индивидуальной работы № 7.
Тема: парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова.
Цель: формировать умение писать парную согласную в корне слова и
проверять её;
развивать письменную речь, умение разбирать предложение по членам,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: п … льто, в …рона,
даодеж, шорохо
Расставь слоги правильно, определи словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги, поставь знак
ударения.
Задание2.
Красив осенний наря…(д, т) (…) леса. На деревьях пожелтела л…ства. На
тонких ветках берё…(с, з) (…) шелестят золотые л…сточки. В багряном цвете
ст…ит ду…(п, б) (…). Хорошо поработали в л…су краски ос…ни!
Запиши предложения, вставляя пропущенные
буквы.
К словам с парной согласной на конце
припишите в скобках проверочные слова.
Задание 3. Измени каждое предложение текста задания 2 так, чтобы лес стал
красивым в зимнее время года.
Слова – помощники: на деревьях серебрится снежок,
снежные кружева, пушистый сне…(к, г), весь в снегу,
сильный моро…(з, с)
Задание 4.
Выбрать противоположные по значению слова (антонимы) к слову
НАСТУПЛЕНИЕ
1 оборона 2 защита
3 нападение 4 отступление
Карта индивидуальной работы № 8.
Тема; имя существительное.
Цель: формировать умение узнавать имена существительные, ставить
вопросы к одушевлённым и неодушевлённым предметам, ;
Развивать письменную речь, умение делать частичный звуко – буквенный
анализ слова,
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: с …п …ги, л … пата,
табяре, рёбеза
Расставь слоги правильно, определи словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги для переноса,
поставь знак ударения.
Задание2.
На дворе зима. Стоят сильные морозы. Гулять нельзя. Дети сидят дома.
Они стали играть в школу. Брат учит сестру писать. Мама готовит чай. Папа
пишет другу письмо.
Выбери из текста имена существительные (кто? что?).
Выделенные слова подели на слоги для переноса.
Задание 3. Составь из слов предложения и напиши
текст – сообщение «Живой будильник»:
1. Дворе, одном, в, петух, жил.
2. Он, всю, спокойно, спал, ночь.
3. Первые, показались, солнца, лучи, вот.
4. Запел, громко, петух.
5. Кругом, ожило, всё.
Задание 4.
Игра «Наборщик»
Из слова АККУРАТНОСТЬ составь как можно больше других слов.
Например: рак,
Карта индивидуальной работы № 9.
Тема: глагол.
Цель: формировать умение узнавать глаголы, ставить к ним подходящие
вопросы;
развивать письменную речь, умение разбирать предложение по членам;
прививать самостоятельность, развивать мышление, внимание, творческие
способности.
Задание1.
Словарь: т … варищ, м…дведь,
кабосо, силица
Расставь слоги правильно, определи словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги для переноса,
поставь знак ударения.
Задание2.
В л…су росла пуш…стая ёлка. Летом дети искали под ней гр…бы. З…мой
срубили ёлку и привезли в школу. На праздник придут школьники. Дети ждут
веселья.
Выбери из текста глаголы (вопросы что делает? что делают? что
сделал? что сделали? что сделают?).
Выпиши 4 слова с мягкими согласными. Задание 3.
Рассмотри рисунок и расскажи о том, кто
веселится у ёлочки.
Подбери к каждому животному подходящие
для него глаголы.
Слова – помощники: лиса, прискакал, белочки,
приплёлся, пришла, хитрая, весёлые, морозный
день, снег искрится, хрустит под ногами, всем весело.
Задание 4.
Выбери название для группы слов:
Футболисты, хоккеисты, волейболисты –
1. артисты
2. рабочие
3. спортсмены
Карта индивидуальной работы № 10.
Тема: имена прилагательные.
Цель: формировать умение распознавать имена прилагательные, ставить
вопросы к ним, употреблять их в речи;
развивать письменную речь, прививать самостоятельность, развивать
мышление, внимание, творческие способности.
Задание1.
Словарь: яг … да, ру … кий,
киконь, вобейро
Расставь слоги правильно, определи словарное слово.
Запиши слова, выдели орфограмму. Подели их на слоги для переноса,
поставь знак ударения.
Задание2.
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный. (…) Спиши загадку, припиши отгадку.
Выпиши из текста имя прилагательное, подели его на слоги.
Задание 3.
Рассмотри внимательно лисицу.
Распредели предложения в нужном порядке,
чтобы получился текст – описание «Лисица».
1. Им лисица заметает следы.
2. Шерсть у лисицы рыжая и пушистая.
3. Лисица питается мышами.
4. Лисица – лесной житель.
5. Хвост – большой и пушистый.
Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.
Задание 4.
Припиши к слову ВЕСЁЛЫЙ сходные по смыслу слова (синонимы):
1. Радостный
2. Тихий
3. Счастливый
4. Грустный
5. Бодрый
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Дидактический материал по развитию речи 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.