Дидактический материал по русскому языку
Оценка 4.6

Дидактический материал по русскому языку

Оценка 4.6
Карточки-задания +3
doc
русский язык
10 кл—11 кл +1
22.11.2017
Дидактический материал по русскому языку
Уважаемые коллеги! Предлагаю материалы для работы на уроках по русскому языку в 10-11 классах. Подборка текстов с заданиями позволит обобщить знания по стилистике,синтаксису и орфографии.Материалы могут быть использованы как основной этап урока,так и для тематического контроля.Цели использования: развитие речи и познавательной деятельности,подготовка к ОГЭ и ЭГЕ.Подборка текстов с заданиями позволит обобщить знания по стилистике,синтаксису и орфографии.Материалы могут быть использованы как основной этап урока,так и для тематического контроля.Цели использования: развитие речи и познавательной деятельности,подготовка к ОГЭ и ЭГЕ.
дидактический материал.doc
Дидактический материал по русскому языку: Текст 1 1. К какому стилю принадлежит данный текст? Есть ли в этом тексте элементы других стилей? Если есть, подумайте, с какой целью они используются в данном тексте. 2. Какой тип речи используется в данном тексте? 3. Найдите в 4,7,12,17, 20, 22, 32, 35 предложениях языковые средства выразительности (тропы, фигуры, фонетические средства выразительности, стилистически окрашенная лексика, особенности синтаксической организации текста). Определите, какую роль в раскрытии основной мысли текста они играют. Подумайте, почему в этом тексте так много восклицательных предложений. 4. Сформулируйте основную мысль текста. (1) — Наденька, так вы меня любите? — спросил я. (2) — Люблю, конечно, люблю, — ответила Надя. (3) От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями».   (4)   Потом   подпрыгнул   до   потолка,   задев   люстру,   выскочил   на   лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром в руках. (5) Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6) «Ты что, ослеп?» — крикнула она, но я пронесся мимо нее, как на крыльях. (7) Грубая женщина. (8) Подумаешь, лужа!.. (9) Знала бы она, что меня любит Наденька! (10)   Во   дворе   малыши   строили   замок   из   песка.   (11)     Я,   переполненный радостью,наскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что вы делаете?» — зачирикали мальчонки. (13) Я даже не повернул головы. (14) Глупые дети, что значит их замок на песке по сравнению с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит!.. (16) На автобусной остановке мне под ноги попалась кошелка с овощами. (17) Я с ходу пнул ее ногой, и по асфальту весело заскакали зеленые огурцы, желтые яблоки и красные помидоры. (18) «Бандит!..» — раздалось мне вдогонку. (19) Но я не удостоил хозяйку кошелки даже взгляда, все мои мысли были о Наденьке. (20) Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону березовой рощи. (21) Под желтеющими   осенними   деревьями   на   скамейке   сидели   несколько   пенсионеров.   (22)   Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та­та­та­та­та­тинь­тинь. (23) «Держи хулигана!» (24) Эгоисты эти пенсионеры. (25) Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят!.. (26) Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зеленую душистую траву. (27) Ах, какое это счастье — любить и быть любимым, какое счастье! (28)   Вдруг   я   почувствовал,   что   по   мне   пробежал   некто   в   ботинках   с   железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29) Я мгновенно вскочил — и тут же полетел в пруд, сшибленный еще кем­то, проносившимся мимо. (30) Как только я выбрался из воды, чьи­то пальцы стиснули  мой нос так, что из  глаз брызнули  слезы.  (31) Вырвавшись,  я схватил с земли здоровую палку. (32) «Ну, сейчас я покажу этим кретинам!» (33) Но что я мог сделать! (34) Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя: «Любит! Любит!..» (35) Оказывается, я был не одинок... (36) Любили и других. (Ю. Котлярский.) Текст 2 1. К какому стилю принадлежит данный текст? 2. Какой тип речи используется в данном тексте? 1.Найдите   в   4,   5,   6,   9,   10,12,   13   предложениях   языковые   средства   выразительности (тропы, фигуры, фонетические средства выразительности, стилистически окрашенная лексика, особенности синтаксической организации текста). Определите, какую роль в раскрытии основной мысли текста они играют. 3. Сформулируйте основную мысль текста. (1) Рыбная ловля дает какую­то великолепную закалку. (2) Только первые дни даются с трудом. (3) Потом привыкаешь к жаре и холоду, к дождям, к тому, что промокаешь насквозь и высыхаешь на ветру, к тому, что постелью для тебя бывает трава, а пологом — звездное небо. (4) Когда   приходит   эта   привычка,   когда   наконец   наступает   то   состояние,   когда человеку   ничто   в   природе   не   страшно   и   стены   дома   перестают   быть   для   него единственным   надежным   убежищем,   тогда   только   природа   раскрывается   перед   его глазами во всем своем каком­то разнообразии и могуществе. (5) Непонятным и смешным становится тот страх, что испытывают перед природой «комнатные» люди, — страх перед грозами и ливнями, туманами и зноем, непроглядными ночами   и   ветрами,   лесами   и   непонятными   звуками.   (6)   Для   «комнатного»   человека природа полна неудобств и скрывает в себе всяческие неприятности. (7) У большинства людей нет необходимости вставать на рассвете, а рыболов должен быть на реке, как только засинеет на востоке утренняя заря, начнут гаснуть звезды и потом,   в   полутьме,   в   туманах   и   тишине,   подымется   над   травами   и   водами   огромное багровое солнце, — солнце бесконечного летнего дня. (8) Ни   один   из   восходов   солнца   не   бывает   похож   на   другой.   (9)   Иногда   солнце восходит как золотой шар, иногда как белое видение в густой осенней мгле, а иной раз как большой искристый алмаз. (10) Его блеск зажигает в мокрой листве тысячи таких же маленьких солнц­алмазов, но один из этих алмазов — самый яркий — нестерпимо горит на небе невдалеке от солнца. (11) Это утренняя звезда Венера. (12) Приход каждого нового дня нашей жизни — простое и величавое зрелище. (13) И каждый, кто испытал эту предрассветную холодноватую чистоту воздуха, видел блеск Венеры над далью лесов и почувствовал первую робкую теплоту солнца на своем лице, никогда, конечно, этого не забудет. (По К.Г. Паустовскому.) Текст 3 1. К какому стилю принадлежит данный текст? 2. Какой тип речи используется в данном тексте? 1.Найдите в 5, 10, 11, 15 предложениях языковые средства выразительности (тропы,  фигуры, фонетические средства выразительности, стилистически окрашенная лексика, особенности синтаксической организации текста). Определите, какую роль в  раскрытии основной мысли текста они играют. 2.Сформулируйте   основную   мысль   текста.   Найдите   предложения,   которые   в максимальной степени формулируют основную мысль текста. (1) Персидский поэт Саади — лукавый и мудрый шейх из города Шираза считал, что человек должен жить не меньше девяноста лет. (2) Саади   делил   человеческую   жизнь   на  три   равные   части.   (3)  Первые   тридцать   лет человек   должен,   по   словам   поэта,   приобретать   познания,   вторые   тридцать   лет   — странствовать по земле, а свои последние тридцать лет отдать творчеству, чтобы оставить котомкам, как выражался Саади, «чекан своей души». (4) Саади   был   прав,   но   в   глубине   души   я   думаю,   что   тридцати лет для странствий по земле — этого все же мало. (5) Мало потому, что скитания приобретают значительный свой смысл, насыщают нас познаниями, открывают нам красоту земли и своеобразие многих ее стран и дают толчок нашему воображению далеко не сразу, а исподволь. (6) «Скитания — это путь, приближающий нас к небу», — говорили в древности арабы, понимая   под   небом   то   состояние   обширного   познания   и   мудрости,   которое   присуще людям, много скитавшимся по нашей земле. (7) Это непременное качество всех путешествий — обогащать человека огромностью и разнообразием знаний — есть свойство, присущее счастью. (8) Счастье   дается   только   знающим.   (9)   Чем   больше   знает   человек,   тем   резче,   тем сильнее   он   видит   поэзию   земли   там,   где   ее   никогда   не   найдет   человек,   обладающий скудными знаниями. (10) Знание органически связано с человеческим воображением. (11) Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. (12) Примеров этому можно привести множество. (13) Очарование Парижа овладевает вами внезапно, как только вы прикоснетесь к парижской земле, и овладевает навсегда. (14) Но только и том случае, если вы знали  Париж и любили  его задолго до этой первой встречи. (15)Для знающего Париж но книгам, по живописи, по всей сумме познаний о нем этот город открывается сразу, как бы покрытый бронзовым отсветом его величавой истории, блеском   славы   и   человеческого   гения,   обаянием   любимых   имен,   шумом   версальских парков, сумраком всегда несколько загадочного Лувра, кипением его пылких народных толп. (16)Человек   же,   ничего   не   знающий   о   Париже,   воспримет   его   как   нечто   шумное, утомительное и во многом непонятное. (По К.Г. Паустовскому.) Эталоны ответов   Текст 1 1. Данный   текст   принадлежит   к   художественному   стилю.   Существенную   роль   в формулировании главной мысли играют элементы разговорного стиля, которые включены в данный   текст.   Разговорные   реплики   персонажей   помогают   передать   отрицательное отношение к поступкам героя предельно эмоционально. Именно элементы разговорного стиля (наряду с самими поступками героя) являются ключом к пониманию главной мысли текста. 2. Тип речи данного текста — повествование. 3. Все   выразительные   средства   данного   текста   подчеркивают   несовместимость   такого сильного чувства, как любовь, и эгоизма главного героя, забывшего, что, кроме предмета его   любви,   в   мире   есть   еще   много   людей,   занятых   своими   делами   и   заботами. Восклицательные предложения делают текст эмоциональным, говорят о чувствах героя, являются как бы оправданием всех его поступков. Не случайно они идут, как правило, после   резких   осуждающих   реплик   других   персонажей   повествования.   Этой   же   цели служит   гипербола   в   4   предложении.   Эпитет   «грубая»   в   7   предложении   тоже противопоставляет   героя   другим   персонажам,   подчеркивая   его   эгоизм.   Метафора «зачирикали   мальчишки»   в   12   предложении   превращает   детей   в   стайку   беззащитных воробьев, которые не способны противостоять «буре эмоций» «влюбленного» человека. В 17   предложении   эпитет   «весело»   в   сочетании   с   олицетворением   «заскакали   зеленые огурцы, желтые яблоки и красные помидоры» указывает на то, что все происходящее представлено   глазами   главного   героя,   который   в   порыве   своего   чувства   не   замечает последствий своих поступков. Этим же целям служат метафора «задыхаясь от восторга» и эпитет «стремительно» 20 предложения, сравнение «пробежался по их ногам, как по клавиатуре   рояля»   в   22   предложении.   Особое   место   в   ряду   выразительных   средств занимает просторечное слово «кретин» в 32 предложении. Это слово с ярко выраженной отрицательной эмоциональной окраской произнесено главным героем в адрес тех, кто ведет себя так же, как и он. Таким образом, это своеобразная оценка и его собственного поведения.   Слово   «кретин»   в   первую   очередь   относится   к   самому   главному   герою. Примечательно, что оно употреблено в восклицательном предложении. В 35 предложении автор   использует   фигуру   умолчания,   которая   на   письме   обозначается   многоточием. Такой прием как бы заставляет задуматься героя и читателя о том, что эгоизму нет опра­ вдания, поскольку каждый человек живет среди других людей. 4.   Совокупность   проанализированных   языковых   выразительных   средств   позволяет сформулировать главную мысль текста. Она заключается в том, что нет ничего, что могло бы  оправдать   предельное  себялюбие   человека,  поскольку  человек   живет   среди  других людей, и рано или поздно те неудобства, которые он причинил людям, вернутся к нему самому. Любовь в этом повествовании — лишь частный (хотя и очень эмоциональный, а потому запоминающийся) случай противопоставления  одного человека всем остальным людям,   поэтому   данный   текст   можно   рассматривать   как   развернутое   иносказание, приведенное с поучительными целями, т.е. как своеобразную притчу о том, что эгоизм в любом случае рано или поздно обернется против человека, им наделенного. Текст 2 1. Данный текст принадлежит к художественному стилю. 2. Тип речи данного текста — рассуждение и описание. 3. Выразительные средства языка выполняют в данном тексте две основные функции. Во­первых,   они   нужны   для   яркого,   образного   описания   красоты   природы.   Во­вторых, некоторые языковые средства данного текста создают образ природы как живого существа. Уже   в   4   предложении   образ   природы   задается   с   помощью   метафоры  («природа раскрывается  перед его глазами во всем своем разнообразии и могуществе»). Готовит появление такого образа особая интонация, создаваемая рядом однородных придаточных предложений с союзом «когда». Эта «живая» природа несет «комнатному человеку» страх. В   5   предложении   ряд   парных   однородных   дополнений   показывает,   чего   боится «комнатный человек». Он испытывает страх «перед грозами и ливнями, туманами и зноем, непроглядными   ночами   и   ветрами,   лесами   и   непонятными   звуками».   Метафора   в   6 предложении  («природа... скрывает  в себе всяческие неприятности») закрепляет такой образ   природы.   Но   только   человеку,   преодолевшему   этот   страх,   ставшему   частью природы, она откроет свою красоту. Сравнения 9 предложения создают образ прекрасной природы: «Иногда солнце восходит как золотой шар, иногда как белое видение в густой осенней мгле, а иной раз как большой искристый алмаз». И теперь уже олицетворение 10 предложения фиксирует в сознании читателя образ прекрасной, а не страшной природы («Его  блеск зажигает  в мокрой листве тысячи таких же маленьких солнц­алмазов...»). Эпитеты   12   предложения  («простое   и   величавое  зрелище»)   закрепляют   такую характеристику это­ го образа. Вводятся же эти эпитеты опять­таки олицетворением («Приход каждого нового дня  нашей жизни — простое и величавое зрелище»). Градация в 13 предложении  («И каждый, кто  испытал  эту предрассветную холодноватую чистоту воздуха,  видел  блеск Венеры над далью лесов и  почувствовал  первую робкую теплоту солнца на своем лице, никогда, конечно, этого не забудет») вводит мысль о силе воздействия образа прекрасной природы на человека. Анализ языковых средств приводит к пониманию главной мысли текста. 4. Основной мыслью данного текста является то положение, что красота и величие природы   открываются   не   каждому   человеку.   Чтобы   заметить   эту   красоту,   нужно преодолеть страх «комнатного» человека перед природой, стать ее частью. Только в этом случае   можно   насладиться   ее   «разнообразием»   и   «могуществом»   .   Разговор   о   рыбной ловле  —  лишь   сюжетный   прием,  который   автор  использует   для  того,  чтобы   подвести читателя к пониманию этих размышлений. Текст 3 1. Данный текст принадлежит к художественному стилю. 2. Тип речи данного текста — рассуждение. 3. Выбор выразительных средств в данном тексте определен стилем и типом текста. Первая часть текста посвящена полемике с Саади о роли и необходимой длительности путешествий   по   земле   для   приобретения   знаний.   В   5   предложении   автор   текста   вы­ сказывает   свою   точку   зрения   по   данной   проблеме.   Вот   почему   он   пользуется   рядом однородных сказуемых («скитания... насыщают нас познаниями, открывают нам красоту земли и своеобразие многих ее стран и  дают толчок  нашему воображению»), для того чтобы аргументировать ее. Для развития своих мыслей в 10 и 11 предложениях автор пользуется абстрактными существительными («знание», «воображение», «закон»), которые в   данном   тексте   можно   рассматривать   как   термины.   В   15   предложении   мы   находим градацию («по книгам, по живописи, по всей сумме познаний»), цепочку метафор («город открывается... как бы покрытый... отсветом... истории,  блеском славы и человеческого гения,   обаянием...   имен,   шумом   версальских   парков,   сумраком...   Лувра,   кипением... народных   толп»),   эпитеты  («бронзовым  отсветом»,  «величавой  истории»,  «любимых имен»,  «загадочного  Лувра»,  «пылких  народных толп»). Такое обилие  тропов в одном предложении служит для того, чтобы сделать приведенные аргументы более наглядными и убедительными. 4.   Основная мысль данного текста сводится к следующему: путешествия, скитания дают человеку знания; знания приносят ему счастье и дают ему возможность видеть поэзию там, где ее никогда не найдет незнающий. В максимальной степени основную мысль текста формулируют 7, 8, 9 предложения.

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку

Дидактический материал по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2017