ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское свидетельство о публикации в СМИ
нужно еще 1
Свидетельство
о создании эл. портфолио
нужно еще 5
Секретный
подарок
нужно еще 10
Грамота за
информатизацию образования
нужно еще 12
Рецензия
на любой материал бесплатно
нужно еще 15
Галина Димитриева Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Дидактический материал по русскому языку  для учащихся 5 класса национальной школы по теме «Предлоги»

Дидактический материал по русскому языку для учащихся 5 класса национальной школы по теме «Предлоги»

Дидактический материал предназначен для работы с учащимися при изучении темы «Предлоги» в 5 классе национальной школы. Материал составлен в соответствии с программой ,представляет интерес как для учителя, так и для учащихся. Различные зада-ния помогают учащимся лучше осваивать материал по данной теме, развивать логическое мышление, речь, вырабатывать навыки грамотного письма. Дидактический материал подобран таким образом, что учитель имеет возможность при закреплении одной темы повторять ранее пройденный материал. Так, изучая данную тему, многие задания позволяют обратиться к закреплению безударных гласных, видов глагола, времен глагола, прилагательных, однородных членов предложения и других грамматических правил. Значительное место отведено упражнениям, которые служат одновременно целям укрепления пунктуационных навыков и развития у учащихся умения правильно строить предложения. Большое внимание уделяется вопросу развития речи. Работа над словом стоит в центре внимания, она является основным видом упражнений по развитию речи. Дидактический материал включает в себя и другие виды тренировочных упражнений: составить предложения, ответить на вопросы, написать рассказ по данным словам, по данному началу или концу, перевести текст с чувашского языка на русский, написать стихотворение по памяти и т.д. Имеется материал различной степени трудности, что дает возможность учителю организовать дифференцированное обучение. Дидактический материал может быть использован учителем в классной работе со всеми учащимися для закрепления только что объясненного материала, при опросе ученика, для повторения ранее пройденного материала, для индивидуальной работы, а также в качестве домашнего задания.

  • Домашняя работа
  • Работа в классе
  • Русский язык
  • 5 кл.
5 класс ПРЕДЛОГИ Упражнение 1.Запишите слова в два столбика. (З..) горой, (з..) бежать, (с) вернула, (с) крыши, (н..) конверте, (н..) резать, (н..) листе, (н..) чертили. Упражнение 2. Спишите, вставив пропущенные буквы. (За) ревел медве..ь (со)сна, И в густом л..су Вздрогнув, стукнула с..сна Ш..шкою л..су. Я. Козловский - Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки. Упражнение 3. Спишите без скобок. Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки. Выделите приставки, подчеркните предлоги. I вариант 1) Фрегат, (п..) явился, (н..) арене, (с, з) парусами. 2) (Н..) ночлег, (п..) летели, утки, (с..) свистом. 3) (С, з) бежали, дети, (с, з) вернули, и, (с, з) горы, (с, з) дороги, (в, ф) поле. II вариант 1) (Н..) писал, адрес, отец, (на) конверте. 2) (С, з) добычей, (с, з) делала, и, кошка, (в, ф) траве, (с, з) крылась, прыжок. 3) (В, ф) летел, (з..) пел, и, чиж, (в, ф) клетку. Упражнение 4. Спишите без скобок. Выделите приставки, подчеркните предлоги 1 вариант. (За) шёл (за) товарищем. (По) шли (по) улице. (До) шли (до) реки. (От) плыли (от) берега. (До) плыли (до) островка. (На) шли ёжика (на) опушке рощи. 2 вариант. Нина (от) бежала (от) дерева, (по) бежала (по) алее, (до) бежала (до) поворота. Потом она (вз) бежала (на) холмик, (с) бежала (с) него и (под) бежала (к) беседке. 3 вариант. 1) Хорошее слово (до) сердца (до) ходит. 2) Руку (про) тянешь, так и ложку (до) станешь. 3) (Вы) растишь овощи, так и щи (с) варишь. 4) (До) води дело (до) конца. 5) Много радости (на) ходит человек (в) труде. 6) Если за день ничего не (с) делаешь, зря (про) жил день. 4 вариант. Море (за) мёрзло. Рыбаки взяли сети и (по) ехали (на) санях (по) льду. (По) ехал и рыбак Андрей. Он (за) ехал дальше всех. (На) делали дырок (во) льду и (за) пустили сети. Упражнение 5. Спишите . Рядом напишите словосочетания по образцу. О б р а з е ц : Нарукавная повязка – повязка на рукаве. Настенный календарь – ... . Заработная плата – ... . Заречная сторона – ... . Подземный переход – ... . Довоенные годы – ... . Подводные камни – ... . Загородная поездка – ... . Предрассветный час – ... . – Выделите приставку, подчеркните предлоги. С любым словосочетанием составь письменно предложение. Упражнение 6. Спишите, правильно употребляя предлоги и приставки. 1) (До) води дело (до) конца. 2) Цветы (под) резали. (под) корень. 3) Тропинка (с) пускалась (с) горы. 4) Ленту (в) плели (в) косу. 5) Лодка (от) плыла (от) берега. 6) Колобок (с) катился (с) окошка, (по) катился (по) дорожке, (до) катился (до) леса. – Выделите приставки, подчеркните предлоги. Упражнение 7. Составьте и напишите словосочетания, правильно употребляя предлоги. Добрести (до, в) Выехали (из, с) Зацепился (за, о) Выполз (от, из) Вцепился (за, в) Взобрался (в, на) город. село. скатерть. нора. рука. гора. – Выделите приставки, подчеркните предлоги. С любым словосочетанием составь письменно предложение. Упражнение 8. Раскройте скобки, допишите к словам в скобках нужные по смыслу приставки при-, с-, на-, в-, от-. Выделите приставки. подчеркните предлоги, определите падеж. Подарок Младшему брату в подарок можно (мастерить) скаковую лошадку. Надо взять старый носок и (бить) его ватой или каким-нибудь старьём. Затем (ставить) внутрь носка палку и крепко (крутить) к ней носок. От старой перчатки надо (резать) два пальца и (шить) их к голове. Затем (клеить) два бумажных кружочка или (шить) две пуговицы – «глаза». Из тесёмки (делать) уздечку. Получилась прекрасная лошадка. Упражнение 9. Напишите , раскрывая скобки. Между предлогами и словами, к которым они относятся, вставьте подходящее по смыслу слово. Выделите приставки, предлоги подчеркните. О б р а з е ц : (С) бежать (с) горы – ... . (С) тереть (с) доски – ... . (По) полям (по) текли – ... . (По) морям (по) плыли – ... . (До) шёл (до) конца – ... . (До) брались (до) верхушки – ... . (На) бежала (на) берег – ... . Упражнение 10. Напишите без скобок, между предлогом и словом вставьте подходящее по смыслу слово. (под) деревом – ... , (из) земли – ... , (с) сумкой – ... ,(в) воздухе – ... ,(в) вазе – ... , (с) Серёжей – ... , (в) овраге – ... , (под) дубом – ... , (из) зала – ... , (с) собакой – ... , (в) воскресенье – ... , (в) ванне – ... , (с) Зоей – ... ,(в) отряде – ... . Упражнение 11. Спишите , исправив ошибки. Па дула зема холадом. Са рвала листя с лисов, дубрав и размитала их подорогам. Стали Птицы стайками са бираться. Са брались по кречяли и па лители за высокие горы, за синие маря в тёплые страны. Упражнение 12. Спишите, вставив пропущенные буквы. Объясните их правописание. Бемби ш..л (за) матер..ю по у..кой тр..пе. Это было пр..ятное путешествие. М..лыш увидел бабоч..ку. Она была пр..красна, как цв..ток. Но бабоч..ка (з..) хлопала крылышками, (вс) порхнула и (у) летела. Упражнение 13. Спишите пословицы, раскрыв скобки. Приставки выделите, предлоги подчеркните. 1) Труд и (на) кормит и (на) учит. 2) Счастье тому бывает, кто (в) труде да (в) учении ума (на) бирает. 3) Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт. 4) Дружно (за) дело взяться – и пустыня (за) цветёт. 5) Одна пчела немного мёду (на) таскает. 6) Одной рукой узла не (за) вяжешь. 7) (Без) донную бочку водой не (на) полнишь. 8) Не (раз) грызёшь ореха, не (с) ешь ядра. 9) (На) говорил столько, что (в) шапку не (за) берёшь. - подготовься объяснять смысл любой пословицы. Упражнение 14. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки. Обведи предлоги. (От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)тучу, (по)ехали (по)дороге, (до)топали (до)города, (под)прыгнул (под)потолок, (во)шёл (во)двор, (в)полз (в)щель, (при)грелся (при)кухне, (на)брёл (на)избушку, (над)строил (над)чердаком. Упражнение 15. Спишите пословицы, раскрывая скобки. Выделите приставки. Обведите предлоги. (Без)донную бочку водой не (на)полнишь. Труд и (на)кормит и (на)учит. (На)говорил столько, что и (в)шапку не (со)берёшь. Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт. (Со)счастьем хорошо (по)грибы ходить. (С)лодырем (по)ведёшься, горя (на)берёшься. - подготовься объяснять смысл любой пословицы. Упражнение 16. Допиши подходящие приставки. Выделите приставки в словах. Составьте с данными глаголами словосочетания. ..летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..вязала варежки, ..шёл друга. Накормил, заболел, выиграл, записал, накопал, упал, позвонил, пролетел, забежал, перешёл, подходил. Упражнение 17. Деформированный текст . Допиши приставки. Тучи, солнце, (..)крывают, тяжёлые С, морозит, утра, позднего, до, вечера Поля, (..)крыты, и луга, снегом Упражнение 18. Допишите фразеологизмы, объясните их значение. обвести... (вокруг пальца), разбирать... (по косточкам), попасть... (пальцем в небо). плясать (под чужую дудку) водить(за нос) - переведите фразеологизмы на чувашский язык; -составьте с ними предложения. Упражнение 19. Спишите. Существительные, данные в скобках, ставьте в нужном падеже и подчеркните их вместе с предлогами, которые стоят перед ними. Определить падеж. 1) В трав… стрекочут кузнечики. 2) На пол… лежал ковер. 3) Поезд приближался к Москв…. 4) Солнце спряталось за туч... 5) Под сосн… вырос гриб. 6) Над земл… стоял туман. 7) С осин… слетел желтый лист. 8) От дом… до озер… два километра. 9) Кирпичи делают из глин... 10) У лис… в норе лисята. 11) Волны бились о берег…. 12) Я люблю пить чай с молок…. 13) По льд… реки дети катались на коньк…. 14) Петя пришел из школ…, а мама с завод... 15) По неб… плывут облака. - Выпишите из каждого предложения все глаголы, укажите их время, вид, спряжение. Упражнение 20. Проверочный диктант. Подготовьтесь написать текст под диктовку. Учусь наблюдать Я тихо иду по тропе. Я наблюдаю за жизнью в лесу. Вот с дерева на дерево прыгнула белка. Над елью кружили клесты. Дятел стучал по коре сосны. В дупле дуба гнездо у совы. Под землей у березы нора крота. (41 слово) - определите тему текста. - какова основная мысль текста. - определите стиль текста. - определите тип речи - Выпишите из текста пять слов с безударной проверяемой гласной в корне, подберите к ним проверочные слова. Упражнение 21. Проверочный диктант. Подготовьтесь написать текст под диктовку. Роща Наступил май. Солнышко шлет на землю теплые лучи. Ольга и Толя зашли в рощу. Высокая ель бросила тень на куст. Звонко гудит пчелка. В чаще растет душистый ландыш. Красива наша роща весной. (32 слова) Слова для справок: растет. - Произвести синтаксический разбор предложения: Высокая ель бросила тень на куст. - определите род имен существительных.. - определите тему текста. - какова основная мысль текста. - определите стиль текста. - определите тип речи Подчеркните в тексте определения волнистой чертой. Упражнение 22. Выбери и вставь нужные существительные, измени окончания. Поставь вопрос и определи род. Карточка №1 Скамейка стоит между …………. и ……….. . Стул стоит между ………….. и …………… . Между …………… и ………….. папа построил забор. Календарь висит между ……………… и ………………. . Шарф висит между …………. и …………… . Машина остановилась между …………… и …………… . (картина, цветок, куст, дерево, парта, доска, сад, огород, куртка, шапка, аптека, магазин) Карточка №2 Стакан стоит между ______________________ . Стенд висит между _______________________ . Карандаш лежит между ______________________ . Цветок стоит между _____________________ . Мотоцикл стоит между ________________________ . ( машина и трактор, шкаф и доска, телевизор и компьютер, чашка и бутылка, линейка и резинка) Карточка №3 Сосна растёт между …………… . Девочка стоит между ………….. . Между ……….. растёт цветок. Брёвна лежат между ……………. . Между ……………. построили аптеку. (дома, поленницы, берёзы, окна, мальчики) Упражнение 23. Измени окончания, поставь вопрос, определи род существительных. Карточка №1 Ложка лежит между (чайник и стакан). На лугу между (лес и озеро) выросла густая трава. Берёза растёт между (клумба и скамейка). Журнал лежит между (газета и книга). Шофёр поставил машину между (аптека и дом). Карточка №2 Скамейка стоит между (куст и дерево). Стул стоит между (парта и доска). Между (куст и забор) папа посадил дерево. Между (парта и доска) учительница повесила таблицу умножения. Мама повесила сумку между (куртка и пальто). Карточка№3 В саду между (скамейки) дети вскопали клумбу для цветов. На стоянке автобус стоит между легковыми (машины). Между (кресла) Аня поставила стул. Комод стоит между (шкафы). У сестры на даче между (кусты) растут цветы. Упражнение 24. Приставки и предлоги. 1 уровень. Спиши, объясни написание приставок и предлогов: 1. Лодка отплыла от берега. Она быстро доплыла до острова. Трактор поехал по дороге к селу. Отряд пионеров дошел до рощи. Пастух слез с лошади. Партизан зашел за дерево. 2. Маленький пушистый зверек залез под куст ежевики. Зеленый кузнечик отпрыгнул от дерева. Блестящий камень геолог нашел на пригорке. Товарищ Гриши слез с дерева. Рабочие оттащили камень от дороги. 3. Мальчики оттолкнули лодку от причала. Осеннее солнце быстро зашло за тучу. В классе октябрята решили не отставать от пионеров в сборе металлолома. На сборе назвали фамилии отличников и активистов отряда. 4. Любознательный ребёнок пошел погулять по парку. Миша неожиданно набрел на куст калины. Друзья зашли в библиотеку за книгой. Наташа дочитала книгу до конца. Колхоз за рощей засеял участок сахарной свеклой. 5. Ребята вбили гвоздь в стену и повесили картину. Таня сверила ответ задачи с ответом Гали. Смелый боец набросился на врага и свалил его. Бабушка накинула на плечи платок и пошла на улицу. 6. Дети на уроке русского языка написали на конвертах адреса. Школьники на субботнике заготовили корм кроликам на зиму. При переходе через горы отряд разведчиков наскочил на врага. 7. Начатое дело довести нужно до конца. Отряд прошел пешком до города. Ребята засиделись за беседой до вечера. Лень в делах доведет до беды. Малыши с удовольствием погуляли по лесу. 8. Интересный рассказ октябренок дочитал до конца. Подвезли к дому новую мебель. При встрече отец потрепал сына по плечу. Маленький ребенок застучал по столу пластмассовой игрушкой. 9. Садовник пообещал детям дать по яблоку. Автобусы с туристами отъехали от станции. Старый куст сирени подрезали под корень. Сестра подложила под ножку стола тонкую пластинку. 10. Петя набирал воду из крана для мытья посуды. На огород побежал поток грязной воды. Саша затащил санки в гору. Октябренок положил в ящик стола свои учебники. 11. Плотник врезал замок в дверь комнаты. Света вплетала ленту в косу. Пионеры зашли в здание театра кукол. Новенького ученика внесли в список класса. Колхозное стадо коров пастухи погнали по полю. 12. Гриша нашел на тропинке в лесу ежонка. Лошади звучно зашлепали ногами по лужам. Громко застучала телега по мостовой. Технику строители переправили через реку. Наступил вечер, солнце зашло за гору. 13. Путешественники запрыгнули в лодку. Лодка отчалила от берега и поплыла по середине реки. Где-то за рекой запел одинокий петух. Они заслушались и унеслись за песней. Лодка наскочила на мель и остановилась. 14. Теплый ветерок ласково обвевал лица, легкая волна чуть билась о борт лодки. На город надвинулась ночная тьма. За рекой заиграл баян. За домом звонко защелкал соловей. Друзья решили погулять по саду. 15. Женщины быстро дошли до реки. Спустились с берега молодые доярки. Приятно посидеть у реки в камышах, побродить за рекой по кустам. Зеленой чертой ложится скошенная трава на луга. 2 уровень. Раскрой скобки и запиши предложения, выделив приставки, и подчеркни предлоги. 1. Мальчики (за) бежали (в)лес, (раз)двинули мокрые кусты. В кустах (рас) положилась ежиха с ежатами. Дубовый лес (за) блестел (на) солнце. Желтеет (по) спевающая рожь (за) рощей. Заяц (за) бежал (в) лес и (при) таился (за)деревом. 2. (На) уроках труда ученики (при )шивают пуговицы (к) платью. (В) лагере дети сходили (в) поход. (Про) ехали мотоциклисты по дороге в город. (На) уроке учительница (рас) сказала о пользе леса. 3. За холмом на востоке (за) сиял (рас) свет. Школьники помогали колхозу (в) уборке свеклы. Они (рас) кладывалн (по) корзинам корнеплоды. Дети (под) дубками (на) шли желуди. 4. По небу (про) неслись утки и (с) крылись за лесом. Мальчики на лодке (по) плыли (по) реке и (до) плыли (до) острова. (По) дороге дети (пере)шли (на)другую сторону острова. 5. (За) рекой (за)зеленели луга, веселей (по) рощам (за)звенели песни птиц. Вскоре (в)лесу (за)полыхал костер, (за) шумел чайник, (за) бурлила картошка. Дети (в) роще (на)брали ягод и грибов. 5. Ворон (от) летел (от)дерева, (о)пустился (на)пень. Малыши (на) шли ежика (на) опушке леса. Нина (по) бежала по аллее (в)дом. Костя (за) бежал (на)холмик, (за)пустил бумажного змея. 6. Хорошее слово (до) сердца (до) ходит всегда. Много радости человек (на) ходит (в) труде. Ущелье (за) валил снег, только речушка (про) бегала по нему. Девушка сварила кашу, села (у) окошка, стала кушать. 7. (Вы) плыло на небо красное солнце. Жаворонок (вы)порхнул (из)гнезда и (за)пел серебристую песню. Заяц (по) бежал (по)лугу (за)травой. Пионеры (у)шли (на) разведку (за)лекарственными травами. 8. Машина (за) гудела и (по)шла (по) дороге. (На) повороте автобус (за)медлил ход. Мартовское солнце (по)висло (над) крышами. Дорогу путевой (об)ходчик (о)сматривает (в) мороз и (в) зной. 9. (В)трудных битвах наш народ (от)стоял свободу. Осень (за)ходит (в)рощу, окрашивает в желтый цвет деревья. По льду (на)санях колхозники (под)возили корма скоту. (При) гнула ветки вишни (к)земле тяжелая роса. 10. (Из) берлоги (вы)лезла медведица (с)медвежатами. (В) сентябре дети (при)шли (в)школу. (По)лестнице (за)шла (в)зал группа колхозников. (За)ночь (по)холодало, утро (на)стало морозное. 11. (По)лесу (про)текала маленькая речка. (В) ее водах (про)живала хищная щука. (Над)водой летали стрекозы. (У) березы (за)качались веточки (от) ветра. В лесу на полянке (вы)росла дикая гвоздика. 12. (В) мае (про)шли грозы, (от)дождей (за)зеленела земля. (На) ветвях (рас) певают песни звонкие птички. Отец (у) Коли (вс) пашет на тракторе колхозное поле, (по) сеет пшеницу. 13. Осень (по) золотила (в) оврагах кустарники. (На) грядках (у)школьников (вы) росли хорошие овощи. (На)улицах (на) хохлились воробьи (от) холода. Хорошо (за) маскировала гнездо сорока. 14. Скоро (за) цветут (в) садах деревья, (за)пестреют (на) лугах ранние цветочки. Ранней весной (за) журчал (по) улице ручеек. (За) ночь мороз (рас)писал узоры (на)окнах. (За) брались деревенские ребятишки (на)сарай и (рас)сказывали сказки. 15. (Из) окна самолета мальчик (по)смотрел вниз, увидел большое озеро. (Над) полем (про)плывает легкий пар. (От) дерева (к) дереву (про)тянулись тонкие нити паутины. 16. (В)лесу (про)мелькнула проворная белка. Вот белка (за) бралась на вершину высокой ели, перепрыгнула (с) ветки (на) ветку, спустилась (на) землю (за) орехами. (В) вершине густой елки (у) строила белка гнездо. 17. (По) темнело, (на) хмурилось осеннее небо. (За) шумели ветвями высокие сосны. (На)деревья (по)лилась лавина дождевой воды. (От) дерева к дереву (по) текли мутные ручьи. Птицы (на) молкли, (с) прятались (в) кустах. Ливень быстро (про) шел. Жизнь человека (на) планете (с) вязана (с) природой. (На)полях (вы)севают пшеницу, кукурузу. Степи протянулись (от) западной границы России (до) реки Оби (в) Сибири. Упражнение 25. Запишите пословицы. С каким падежом существительного употребляется предлог? 1) Дерево узнают по плодам, а человека по делам. 2) Человек в деле познается. 3) Как птица сотворена для полета, так человек – для работы. 4) Один с сошкой – семеро с ложкой. 5) Он был еще в пеленках, а лень уже – с теленка. 6) За мухой не с обухом. 7) Откладывай веселье до праздника. 8) У ленивой Федорки на все отговорки. 9) Заработал кошке на молоко. 10) Овес к лошади не ходит. - Подготовься читать с правильной интонацией. Прочитай. - Выучи 5 пословиц наизусть. Напиши по памяти. Упражнение 26. Грамматическая задача. Миша читает приключенческую повесть. Ему встретилось такое место в книге: «Три месяца находился узник в сыром и мрачном подвале. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей». - Откуда же там взялись кости?- думает Миша. Потом он сообразил, что во всем виноват корректор, который пропустил в тексте ошибку. Вы догадались, какую? Упражнение 27. Собери предложения. Найди предлоги. Угодишь, на, не, всех. На, нет, и, товарищей, цвет, вкус. О хоть сладко думай, во мёде рту не год будет. Сверка! На всех не угодишь. На вкус и цвет товарищей нет. О мёде хоть год думай, во рту сладко не будет. Упражнение 28. Спишите, вставляя буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения и составьте их схемы. С каким падежом существительного употребляется предлог? Д_вно прошел листопад. Д_ревья догорели тускло и тихо. Зач_стили дожди. Туманы легли в н_зины над руч_ями расстелились по жнив_ю и по л_сным полянкам. Первые заморо_ки подсушили землю выв_трили последние п_левые зап_хи от конопляников от сырого жнив_я и с_ломенных ст_гов. 1. Подберите заголовок к тексту. 2. Определите и запишите тему текста. 3. Сформулируйте и запишите основную мысль. 4. Укажите нераспространенные предложения. 5. Выполните синтаксический разбор одного предложения с однородными членами. 6. Спишите текст, вставляя однородные члены предложения и расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения и составьте их схемы. Упражнение 28. Прочитайте текст. Разбейте его на части. При списывании расставьте знаки препинания и подчеркните однородные члены. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание. ДЕВОЧКА И КАМЕНЬ Маленькая девочка жила д…леко от школы. В дождь и снег в ж…ру и мороз …на приходила в школу вовремя. Однажды утром с г…ры спустилась темная туча. Началась страшная буря. Дерев…я сгибались до з…мли. Никто (не)выходил на улицу. Вдруг сторож школы услышал в шуме бури голос. Он вышел на крыльцо. Там стояла девочка и держала в руке огромный камень. Она н…сла камень всю дорогу, чтобы... (По Р.Фраерману) - С каким падежом существительного употребляется предлог? - Подчеркните однородные члены предложения и составьте их схемы. - Допишите окончание рассказа. Упражнение 29. Прочитайте текст. Найдите в нем повторяющуюся мысль и запишите текст в исправленном виде, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. ЛИСА И БЕЛКА Лиса уже четвертый год жила в своей норе. Над лисьей норой жила белка. Она бегала по стволам деревьев прыгала с ветки на ветку шумела дразнилась. Старая лиса смотрела на нее и сердилась. Однажды лиса легла пластом на поляне и притворилась мертвой. Белка жила прямо над лисьей норой. Белочка соскочила на траву и пробежала близко от лисы. Вдруг лиса вскочила. Белка испугалась и убежала на дерево. - С каким падежом существительного употребляется предлог? - Подчеркните однородные члены предложения и составьте их схемы. Упражнение 30. Спишите, исправляя пунктуационные ошибки. Подчеркните однородные члены предложения и составьте схемы предложений. 1. Каждая пчелка ношу несет в соты, спускает по капельке мед. 2. Теплый дождь ворвался в лес, долго топал, по тропинке в частый ельничек пролез прошумел в густой осинке. 3. Зацветут, зазеленеют, оживут леса и рощи. 4. Крупный дождь в лесу зеленном прошумел, по стройным кленам, по лесным цветам. - С каким падежом существительного употребляется предлог? Упражнение 31. Прочитайте текст. Разбейте его на части. При списывании расставьте знаки препинания и подчеркните однородные члены предложения. ЕЖИК Темной ноч_ю серый ежик гулял по лесу. Увидел красную клюквинку и наколол ее на серую иголочку. В луже заметил звездочку и накрыл ее листиком. Наступило утро. Под листиком вместо звезды еж нашел большое красное солнышко. Вот ежик смеялся! - С каким падежом существительного употребляется предлог? - подчеркните глаголы прошедшего времени. Упражнение 32. Измени словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы, подчеркни проверочные слова. Образец. Меховая шапка – шапка из меха. Ш..рстяное платье – … . Д..ревянная постройка – … . М..сные котлеты – … . З..лотое кольцо – … . Зв..риная тропа – … . Г..родские улицы – … . М..рской берег – … . Ст..льные рельсы – … . Сп..ртивный костюм – … . К..смический полёт – … . Упражнение 33. Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные. Посидеть на скамейке – поседеть от старости. Полоскать бельё – поласкать щенка. Заколю булавкой – закалю здоровье. Примерять платье – примирять друзей. Острые мечи – футбольные мячи. Запивать лекарство – запевать песню. Проживать в городе – прожевать пищу. Свила гнездо – свела по ступенькам. Спиши с доски – спеши домой. Отворить дверь – отварить картофель. Слезать с крыши – слизать сметану. Упражнение 34 Составь предложения из данных слов. 1) по, малыш(?), берегу, бегал, реки 2) холодный, овраге, ключ(?), в, шумит 3) на, веселилась, площадке, молодёж(?) 4) плащ(?), от, защитил, дождя, меня 5) отец, багаж(?), вещи, в, сдал - Напиши предложения. Где нужно, поставь мягкий знак (ь). Упражнение 35. Разноуровневый дидактический материал по русскому языку по теме «Падеж имен существительных» 3 класс. 1 уровень. Составь и напиши словосочетания с именами существительными в дательном падеже, употребляя, где нужно, предлоги. Подарить (школа); побежать (земля); радоваться (солнце); приказать (воины); плыть (озеро); поехать (друг); прислушаться (совет); гулять (парк). С какими предлогами употребляются имена существительные в дательном падеже? - Составь предложения из данных слов. Употреби в них нужный по смыслу предлог. Перед именами существительными с предлогами напиши вопросы. Укажи падеж этих имен существительных. Выдели их окончания. Образец. Летом я поеду (к кому?) к бабушке. 1) Летом, я, (к, до), бабушке, поеду. 2) Путники, (до, к), пристани, добрались. 3) Пароход, (к, до), пристани, приближается. 4) Ребята, (к, до), старушке, приходят, одинокой. Подчеркни предлоги, употреблённые с дательным падежом. 2 уровень . Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные в дательном падеже. Золотой дождь. Все лето листья подст..вляли солнцу свои спинки. К ос..ни листья пож..лтели, стали з..л..тыми, как солнышко. Пол..тели они иволгами по ветру. Запрыгали белками от сучка к сучку. Пон..слись куницами по з..мле. Зашумел в л..су з..л..той дождь. (По Н. Сладкову Напиши ответы. 1) Кого поймал рыболов? (щука). Кого проглотила щука? (плотвичка). 3) Что принёс почтальон? (письмо). 4) Что читает Нина? (газета). 5) Кого победил лев? (тигр). Укажи падежи имен существительных. Выдели окончания. Подчеркни имена существительные в винительном падеже. 3 уровень Спиши. Подчеркни имена существительные в дательном падеже. 1) Рыбе нужна чистая вода, птице необходим простор, а зверю – лес, степь, горы. 2) Свет и вода необходимы и дереву, и кустарнику, и траве. А всем огородным растениям нужна ещё и хорошо обработанная почва. Прочитай отрывки из «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина. 1) Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. 2) Гости князю поклонились, Вышли вон и в путь пустились. 3) Царь Салтан дивится чуду. 4) По равнинам окияна Едет флот царя Салтана. 5) Князю лебедь отвечает: «Свет о белке правду бает». 6) Удивляются оне Незнакомой стороне. 7) К морю сам идёт Гвидон, Там царя встречает он. 8) Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Пристают к заставе гости, Князь Гвидон зовёт их в гости. 9) Ветер весело шумит, Судно весело бежит, Мимо острова Буяна К царству славного Салтана. -Выпиши словосочетания глагола с именем существительным в дательном падеже. Подчеркни предлоги, которые употребляются с именами существительными в дательном падеже. Упражнение 36. В данных словосочетаниях определи падеж зависимого слова. Телеграмма отца – телеграмму отцу, ответ учителя – ответ учителю, подарок сестры – подарок сестре, помощь класса – помощь классу, напоминание товарища – напоминание товарищу, доверие командира – доверие командиру. -В чём разница в значении приведённых словосочетаний? -С выделенными словосочетаниями составь и напиши предложения. Упражнение 37. Составь предложения из данных слов. Выделенные имена существительные поставь в винительном падеже, чтобы указать предметы, на которые переходят действия. 1) Петух, червяк, склевал. 2) Лиса, петух, унесла. 3) Охотник, лиса, убил. Укажи падежи имен существительных. Упражнение 38. Спиши предложения. Укажи падеж существительных. Подчеркни подлежащие. 1) Вот идёт автобус. 2) Мы сели в автобус. 3) К вокзалу подошёл поезд. 4) Началась посадка в поезд. 5) Книга питает разум. 6) Приветливое слово гнев побеждает. Упражнение 39. Спиши. Подчеркни имена существительные в винительном падеже вместе с предлогами. В воздух поднялся самолёт и полетел на север. Он сел на лёд у самого полюса. Из самолёта вышли люди и сразу принялись за работу. Под вечер среди полярных льдов вырос палаточный городок. Через год здесь заработала новая полярная станция Упражнение 40. Правописание предлогов и приставок Задание 1 Уровень 1.В один столбик выпиши слова с приставками, в другой – слова с предлогами. (За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика. Уровень 2. Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень. (За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика. Уровень 3. Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень. (За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта,(по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика. - Придумайте свои слова с приставками и предлогами. Упражнение 41. Списать, вставить пропущенные буквы, определить падеж имён существительных. Луч солнца ск_.льзнул по в_.рхушк. высокой с._сны. На л_.сной опушк_. слышались птич._и г_.л_.са. В уютной квартир. под к_.рой спрятались от стуж_. бука._ки. Упражнение 42. Списать, определить падеж имён существительных. Хорошо в лесу, ребята! Пахнет липой и сосной, Пахнет кашкой, пахнет мятой, И малиною лесной. Упражнение 43. Списать, вставить пропущенные буквы, определить падеж имён существительных. От дорог... До поездк... Сквозь земл… Сквозь вод... У ромашк.. . Через канавк... Около деревн. .. Около беседк... До рябинк… Про ежевик... По полянк... К речк... Перед осин... За берёз... Упражнение 44. Определи падеж сверкали на траве летит над облаками провалился в лужу съехал с горы проснулся от страха играл с собакой обнаружил под газетой купался в реке проплывают над головой купил автомобиль любит кукурузу проснулся от стука заглянул под куст серебрился в воздухе гулял по библиотеке подарила бабушке упала с дерева раскачивался на дереве грелся на солнышке любовался картиной разговаривал с бабушкой размыл дороги Упражнение 45. Определи падежи существительных. Составь предложения. Пробудился от сна, растёт под осиной, бежать за помощью, ходит по полю, плывёт по морю. Упражнение 46. Продолжи начатые ряды, определи падеж. К роще, к росинке, …, …, … Для мальчика, для кролика, …, …,… На сирень, на дочь, …, …, … Упражнение 47. Соедини глагол с существительным при помощи предлога и определи падеж существительного. говорить сестра растёт парник стоять дверь Упражнение 48. В предложении укажи падежи существительных. 1. Наступил март. С крыши падает частая капель. У крыльца осел сугроб. Быстро бежит ручей. 2. Мы с братом ходили гулять в рощу. Под ёлкой во мху спрятался белый гриб. Я набрал полную корзину. 3. В лесу шумно. Весь день поют птицы. Весело гудит шмель. Порхает с цветка на цветок бабочка. 4. Нахмурилось небо. Ударили первые капли дождя. Хлынул сильный дождь. Я спрятался под ёлкой. Упражнение 49. Спиши, укажи склонение и падеж имён существительных, выдели окончания. Туча, туча, хлынь дождём! Громыхай сильнее, гром! Чтобы желтая пшеница Стала в поле колоситься, Чтобы пекарь мне испек Плюшку, сушку, пирожок, Сайку, слойку, булку, пышку, Крендель, сдобу и коврижку! • напиши по памяти. • проверь, правильно ли ты написал. • подчеркни предлоги. Упражнение 50. Спиши, укажи склонение и падеж имён существительных, выдели окончания. Самолетик-самолет! Захвати меня в полет! Пролети над облаками, Над лесами, над лугами, Над полями, пашнями, Над домами нашими. • напиши по памяти. • проверь, правильно ли ты написал. • подчеркни Упражнение 51. Спиши, укажи склонение и падеж имён существительных, выдели окончания. Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, И в ванне, и в бане! • напиши по памяти. • проверь, правильно ли ты написал. • подчеркни Упражнение 52. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи падеж имен существительных в каждом сочетании слов. I вариант заведовал б...бл...отекой посм...трел на п...ртрет пок...залось на г...р...зонте р...ботал ...гр...номом был на ...кскурсии II вариант к...тался на авт...м...биле был ш...фером собр...лись около к...стра вы...хал на ш...ссе под...ехал к в...кзалу Упражнение 53. Прочитайте текст. Жила - была желтоглазая ромашка. И был у неё приятель, легкокрылый мотылёк. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. Но он не забывал красавицу-ромашку. Он вспоминал о ромашке даже на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: паутинку или росинку. Подружка вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Он был очень доволен ромашкой. Для ромашки не было ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька. - Определите тему текста. - Определите идею текста. - Определите тип речи. - Определите стиль речи. - Озаглавьте текст. - Какие слова встречаются часто? - Определите их падеж, выделите окончания. Упражнение 54. Списать, над именами существительными указать падеж и выделить окончания. Компьютер помогает людям разных профессий. Его можно найти во многих приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле компьютер управляет работой двигателя, вычисляет скорость, измеряет расстояние. Может предупредить водителя об опасности на дороге. Упражнение 55. Списать, разобрать по членам предложения, указать части речи, определить падежи имён существительных. Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке без хвоста. Волк поверил лисе и опустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз. Упражнение 56. Спишите предложения, раскрывая скобки. Рыбаки (при)шли (на)озеро. (На)дереве было гнездо. Жаркая погода (про)стоит (до)конца месяца. Котёнок (за)лез (под)стул. (Над)рекой летали чайки. Ребята ходили (в)поход. Упражнение 57. Спишите, вставляя нужные предлоги ____ берегу реки сидели рыбаки. Всей семьёй мы отправились ____ прогулку. Игорь часто ходит ____ библиотеку. Охотники укрылись ___ дождя ____ шалаше. Упражнение 58. Спишите и определите падеж имён существительных. В траве трещат кузнечики. В доме жил колючий ёжик. Вьюга засыпает лисьи и волчьи следы. От сильного ветра качались деревья. Над цветами летает бабочка. Упражнение 59. Раскрой скобки. Определи падеж существительных. Наш гость из Ростова совершил (экскурсия) на (Красная площадь). На экскурсионном (автобус) он проехал по памятным (места) (Москва). Упражнение 60. Разноуровневые задания: 1 уровень: Спиши текст, раскрывая скобки. Подчеркните местоимения. Мы с Валентиной притаились у нашего источника. Вода в одном (из) его углов как будто вскипела. (Из) неё выглянула растрёпанная живая мордочка. Вид (у) неё был вполне дружелюбен. (У) нас в источнике без спросу поселился маленький зверёк. 2уровень: Выпишите предложения с местоимениями, употребляя местоимения в нужных падежах. Определите лицо и падеж местоимений. Морозным зимним днём на заснеженной ветке берёзы я увидел снегиря. Снегирь сидел на (она) словно маленький пушистый комочек. У (он) была розовая грудка и чёрные глазки – бусинки. Он почти замёрз и (я) пришлось занести (он) домой. Вскоре он отогрелся и ожил. Даже моя кошка Дашка относилась к (он) по доброму. 3уровень: Составь и запиши три предложения, в которых местоимения употребляются с предлогами в: 1) Р.п. 2) Д.п. 3) П.п. Упражнение 61. Разноуровневые задания: 1 уровень: Спиши текст, раскрывая скобки. Подчеркните местоимения. Мы с Валентиной притаились у нашего источника. Вода в одном (из) его углов как будто вскипела. (Из) неё выглянула растрёпанная живая мордочка. Вид (у) неё был вполне дружелюбен. (У) нас в источнике без спросу поселился маленький зверёк. 2уровень: Выпишите предложения с местоимениями, употребляя местоимения в нужных падежах. Определите лицо и падеж местоимений. Морозным зимним днём на заснеженной ветке берёзы я увидел снегиря. Снегирь сидел на (она) словно маленький пушистый комочек. У (он) была розовая грудка и чёрные глазки – бусинки. Он почти замёрз и (я) пришлось занести (он) домой. Вскоре он отогрелся и ожил. Даже моя кошка Дашка относилась к (он) по доброму. 3уровень: Составь и запиши три предложения, в которых местоимения употребляются с предлогами в: 1) Р.п. 2) Д.п. 3) П.п. Упражнение 62. Отредактируйте текст, используя для этого предложения с однородными членами. Подчеркните предлоги и определите падеж. ОКАЗАЛ ПОМОЩЬ Однажды случилась беда с березой. Треснула и прижалась к земле большая ветка березы. Вскоре под тонкой кожицей появились личинки. Они постепенно точили древесину. Береза на глазах стала гибнуть. На помощь ей пришел из леса дятел. Дятел стал березу обследовать своим крепким клювом, словно врач. Шаг за шагом дятел осмотрел большой сук, избавил его от недуга. Вскоре береза заметно помолодела, освежилась. Рана затянулась. Упражнение 63. Прочитайте текст. Мы идем по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встает солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно. Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу. В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку. Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути. (88 слов) Грамматическое задание. 1) Озаглавьте текст. 2) Обозначить части речи в предложении: Над ближним лесом встает солнце. (1 вариант), Мы входим в зеленую чащу. ( 2 вариант). 3) Разберите слова по составу: Входим, пушистые, ветки. (1 вариант) Сверкает , редкий, дорожке (2 вариант) 4) Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова. 5) Укажите в каждом предложении подлежащее и сказуемое. 6) Выпишите из предложений глаголы, укажите лицо и число. Окончания выделите. 7) Выписать из предложений предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся. Определить падеж. 8) Подобрать синонимы к слову голубой. 9) Выписать существительные 3 склонения. Упражнение 64. Составьте предложения с данными предлогами. 1). 2) 3) Ответь на вопросы и запиши предложения в тетрадь. а)Где сидит белочка? Где висят грибы? б)Где у ежика яблоко? Где у зайца морковка? в) Где летит ворона? Где сидит ворона? 5) 6). Напиши связный рассказ, употребляя предлоги. 7) 8) Упражнение 65. Прочитайте текст и перескажите. В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. Это синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет. Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит. Люди называют синицу сторожем наших садов. Грамматическое задание. - Озаглавьте текст. - Обозначить части речи в первом предложении. - Разберите слова по составу: Наносят, фруктовых, грудка. (1 вариант) Разломишь, маленькой, шапочка (2 вариант) -Выпишите несколько слов с орфограммой в корне слова. -Выпишите из текста слово, в котором звуков больше, чем букв. -Выпишите три слова, состоящие из корня и окончания - Выписать из предложений предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся. Определить падеж. Упражнение 66. Прочитайте текст. Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», - проговорила Нина. Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!» Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (100 слов) (По В. Астафьеву) Задания к тексту. 1) Определите тему текста. 2) Определите идею текста. 3) Определите тип речи. 4) Определите стиль речи 5) Укажите признаки текста 6) Графически объяснить написание безударных гласных в корнях глаголов: 1 вар. – в 1-ом абзаце; 2-ой вар. – во 2-ом абзаце 7) Графически объяснить пунктуацию в предложениях: 1 вар. - «Дождь пойдёт», - проговорила Нина. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. 2-ой вар. – Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!» 8) Выписать из предложений предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся. Определить падеж. Упражнение 67. Прочитайте текст. О пословицах Пословица – это краткое мудрое изречение народа. Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что они похожи на короткие стихотворения и песни. В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях. Сохранилось много старых пословиц, в которых говорится о тяжёлой жизни народа. Много пословиц о труде, потому что создавал пословицы трудовой народ. В них ценится и мастерство, и его умная выдумка. Есть пословицы, где высмеиваются лентяи, болтуны. Мы знаем, что пословицы имеют прямой и переносный смысл. Пословица учит, а поговорка даёт яркую оценку событиям или человеку. Задания к тексту. 1) Определите тему текста. 2) Определите идею текста. 3) Определите тип речи. 4) Определите стиль речи 5) Укажите признаки текста 6) Графически объяснить постановку знаков препинания в предложениях: 1 вар. – в 1-ом абзаце; 2-ой вар. – во 3-ем абзаце 7) Произвести синтаксический разбор предложения. 1 вар. - Пословица – это краткое мудрое изречение народа. 2-ой вар. – В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях. 8) Разобрать по составу слова: 1 вар – поговорка 2 вар. – выдумка 9) Выписать из предложений предлоги вместе с именами существительными, к которым они относятся. Определить падеж. Упражнение 68. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки. Обведи предлоги. (От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за)тучу, (по)ехали (по)дороге, (до)топали (до)города, (под)прыгнул (под)потолок, (во)шёл (во)двор, (в)полз (в)щель, (при)грелся (при)кухне, (на)брёл (на)избушку, (над)строил (над)чердаком. Упражнение 69. Спишите пословицы, раскрывая скобки. Выделите приставки. Обведите предлоги. (Без)донную бочку водой не (на)полнишь. Труд и (на)кормит и (на)учит. (На)говорил столько, что и (в)шапку не (со)берёшь. Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт. (Со)счастьем хорошо (по)грибы ходить. (С)лодырем (по)ведёшься, горя (на)берёшься. Упражнение 70. Ответьте на вопросы. Запишите ответы. Откуда получаете вы письма? Откуда приехал ваш новый товарищ? Откуда привозят товары? Откуда выехал автобус? Из чего варят варенье? Из чего делают пельмени? Из чего варят кашу? Из чего получают масло? Из чего делают творог? Из чего пекут хлеб? Упражнение 71. Переведите с чувашского на русский язык. Хуларан килтем, ялтан тухрам, вармантан илсе килчес, килтен кайрес, колхозран килтем, класран тухрес, шкултан тавранчес, районтан пелтерчес, клубран килчес. Упражнение 72. Спишите предложения. Существительные, данные в скобках, поставьте в родительном падеже. Из (колхоз) в город привезли много овощей и фруктов. Из темного (лес) навстречу ему идет вдохновенный кудесник. Стаканы изготовляют из (стекло).Брат взял книгу из (ведро). Ножи и вилки сделаны из (сталь). Вату делают из (хлопок).Керосин добывают из (нефть). Упражнение 73. Переведите следующие предложения на русский язык. Укажите предлоги, определите падеж. Сетеле йывасран тавассе. Кепене ситсаран селессе. Кантака хайарпа известьрен тавассе. Атте пуртрен тухре. Вутта вармантан турттарассе. Хуларан яла артистсем килчес. Сетел инчен, хама синчен, урапа синчен, шкаф синчен,диван синчен, машина синчен, йывас синчен, хуран синчен. Упражнение 74. Познакомьтесь с текстом. Расскажите содержание ближе к тексту. Выпишите сочетания с родительным падежом. В театре. Когда я был в Чебоксарах, старший брат взял меня в театр. В шесть часов тридцать минут мы подошли к зданию театра. Контролер проверил у входа билеты, и мы вошли в фойе театра. Здесь мы разделись и вошли в зал. Там играл оркестр. Скоро мы уселись на свои места. Раздался звонок. Погас в зрительном здании свет. Поднялся занавес. Яркие лучи прожектора осветили сцену. На сцене появились артисты. Играли они очень хорошо. Когда кончилось последнее действие, зрители долго аплодировали артистам. Мы вышли из театра очень довольные спектаклем. - расскажите, были ли вы в театре, что вы там смотрели. Упражнение 75. Отгадайте загадки, заучите их. Без окон, без дверей полна горница людей. Без языка, а говорит, без головы, а все знает, без ног, а везде бывает. Без рук, без ног над окном стучит, в избу просится. Упражнение 76. Спишите. Вставьте существительные, данные в скобках, в родительном падеже с предлогом с. Ручьи стекают с (гора). С (крыша) падает снег. С (север) дуют холодные ветры. Наша Родина простирается на тысячи километров с (запад) на восток. Вечером с (поле) возвращаются колхозники. Сними эту картину со(стена). Мы переписываем упражнения (доска) и (книга). Отец вернулся (завод), а мать- (фабрика). (Море) дул холодный ветер.(Дерево) падали листья. (Озеро) поднимался густой туман. Упражнение 77. Прочитайте предложения. Добавьте существительные в родительном падеже с предлогом ОТ и ДО. 1) Я получил подарок от… Поезд отошел от… Самолет отделился от…. Мальчик отстал от…..От…..падает тень. Мне передали привет от…. Слова для справок: отец, станция, товарищи, дерево, друг, земля. 2)До…мы дошли пешком. До какой …..вы едете? До… было еще далеко. До….осталось три километра. До моего….донесся гул самолета. Слова для справок: река, деревня, рассвет, озеро, слух. Упражнение 78. Спишите предложения. Подчеркните существительные в родительном падеже. От (Ленинград) до (Москва) поезд идет двенадцать часов. От (Земля) до (Луна) около четырехсот тысяч километров. От нашего (дом) до (школа) пятьсот шагов. Упражнение 79. Прочитайте предложения. Добавьте существительные в родительном падеже с предлогом для. Открыт новый клуб для ….Закупили тетради для… У меня есть альбом для… Эта тетрадь для…В портфеле лежит книга для… Упражнение 80. Переведите следующие предложения на русский язык. 1. Манан кенекесем валли сумка пур. Йамак сыру валли тетрадь илче. Елка вали илемлетмелли япаласем илне. Веренекенсем вали ирхи апат хатерлене. Эпе каранташпа ручка вали пенал илтем. Бензин транспорт валли кирле. 2. Переведите на русский язык. Выделите приставки. Обведи предлоги. Фермара. Эсе аннене пулашасшан. Килтен тухатан та ферманалла вестеретен. Тарашма еслетен эсе фермара. Выльахсене шаваратан, апат пама пулашатан. Эсе виссемеш класра веренетен. Есе ханахса пыратан. Сапах та самаях ешенетен. • Выделите окончания у глаголов 2 лица единственного числа. 3. Переведите текст с чувашского языка на русский. Выделите приставки. Обведи предлоги. Арбуз. Суркунне эсе пахчана тухатан. Ешел курак хушшинче пер самрак хунава куратан. Эсе ана чавса каларатан та пер хутлехе кусарса лартатан. Кассерен аша шывпа шаваратан. Хунав парка уссе ситенет.Самламас сулса айенче каван пек симессем выртассе. Эсе ана аттене катартатан. Сак выранта эпир иртне сул арбузсем синечче. Ун вари сер айне таптанса юлна. Суркунне вал шатса тухна Упражнение 81. Переведите на русский язык. Укажите предлоги, определите падеж. I. Санталак лапка тарать. Тупере салтарсем мачлатассе. Ниста та пер черчун куранмасть. Пурте ирхи аша ыйха путна. Тулли уйах шупка сута сапать. Вал такар мар сулпа утма пулашать. II. Тул суталма пуслана.Чаваш сершыве ерипен ыйхаран варанать.Сырмасемпе isd шанкартатать. Часах тти сасасем хутшанассе. Кайаксем чевелтетессе. Выльах – черлех енерлет.Хапахасемпе алаксем усалса хупанассе. Йыта верет. Автансем касса кайсах аватассе. Сынсем каласассе. Сер терле саса илтенсе тарать. III. Самрак натуралистсем. Иртенпех серси пусе пысакаш юр савать. Санталак аша. Йепе юр йелтер тепне сыпсанать. Хамар та шура упа пекех. Тумтир суменчи юр силлесен те уйралмасть. Эпир варман еннелле шаватпар.Пире варманта кайаксем кетессе.Везен кайаксене халь апат тупма йывар. Эпир весем валли апат илсе килетпер. Кайаксем пилеше юратса сиессе. Упражнение 82 .Поупражняйтесь в употреблении глагола благодарить. Я благодарю (товарищ) за помощь. Ученики благодарили (учитель) за рассказ. Обязательно поблагодари (человек) за оказанную тебе помощь. Детвора благодарит (страна) за счастливую жизнь. Упражнение 83. Проверочное списывание. Цель работы – проверить умения списывать с книги, находить глаголы « 2 лица единственного числа, замечать «опасные» места в словах, проверить навыки правописания по темам: «Безударные окончания прилагательных», «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова», «Правописание безударных гласных в корне слова». Выделите приставки. Обведи предлоги. У колодца. Ты любишь ходить за водой. До колодца надо идти по скользкой тропке. Ты легко бежишь и напеваешь песенку. Ведра позванивают в такт твоих шагов. На бревнах колодца висят белые сосульки. Они напоминают длинную бороду Деда Мороза. Инеем были покрыты кусты и деревья. В колодце сверкает вода. Ты набираешь полные ведра и идешь домой. На белой скатерти снега видны следы. Стайка птиц полетела к деревне. - Запиши слова, в которых все согласные твердые. - Запиши слова, в которых есть мягкие согласные. Упражнение 84. Работа над предложением, текстом. Цель работы – проверить умение составлять текст по опорным предложениям, словам и заголовку, излагать готовый текст в логической последовательности. Изложение Лучи солнца Проснулось солнышко, потянулись ножки-лучи. Один луч подкрался к молодой березке. Очнулась она ото сна, улыбнулась свету, закивала веточками. Другой лучик разбудил осинку. Задрожала она от радости, зашелестела листиками. Несколько лучиков побежали по поляне, закивали им вслед головками цветы и травы. Зазвенели колокольчики. Подкрался шалун-лучик к оврагу, заглянул. Испугался туман и пополз к речке. А лучики уже там. Засверкала вода, заискрилась и погнала туман по своей глади. А лучики плясали по дорожкам и тропинкам и радовались, что всех разбудили. Пчелки полетели к цветам. Проснулись муравьи и принялись за работу. Надо достроить муравейник. - Составь план, запиши изложение по плану. Подчеркни «опасные» места. Упражнение 85. Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм. Бушу_т в поле (не)погода. По небу стел_тся н_кие т_желые обл_ка. Ярос_ные порывы ветра гон_т по дорогам снег. Но это (не)пугает партизан. (Не)нависть к фашистам с_брала их в глух_м л_су. Во многих ср_жениях вместе с п_ртизанами участв_вал Коля Зайков. Сейчас он пр_бежал из бл_жн_й д_ревн_ и докладывает к_мандиру, что он вид_л на д_рог_ немецкие танки. П_ртизаны рас_читывают ун_чтожить их внезапным ударом. Упражнение 86. Написание сочинения-миниатюры «Музыка апрельского дождя». - Используя данные слова и словосочетания, нужно написать сочинение - миниатюру (5-6 предложений). Выделите приставки. Обведи предлоги. Шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, барабанит, льет как из ведра, хлещет, стучит, стекает, зачастит, сеет как из сита, прыгает, пляшет. Упражнение 87. Работа над предложением, текстом. Цель работы – проверить умение составлять текст по опорным предложениям, словам и заголовку, излагать готовый текст в логической последовательности. Три брата Сладко спит Весна-царевна. Спит. К ней спешат три брата. - Запиши, что сделают март, апрель, май, чтобы разбудить Весну-царевну. Упражнение 88. Прочитай. Подготовься писать по памяти. - напиши по памяти. - проверь, правильно ли ты написал. - укажите предлоги, определите падеж Апрель Долго шла весна тайком От ветров и стужи, А сегодня прямиком Шлепает по лужам, Гонит талые снега С гомоном и звоном, Чтобы выстелить луга Бархатом зеленым. "Скоро, скоро быть теплу!" - Эту новость первой Барабанит по стеклу Серой лапкой верба. (Я. Аким) Упражнение 89. Письмо по памяти. 1. Выучи стихотворение наизусть и напиши по памяти. 2. Проверь, правильно ли ты написал. 3. Выделенные слова разбери по частям речи. Подчеркните глаголы с НЕ. 4. Укажите предлоги, определите падеж Чистая, отборная в нашем поле рожь. Даже травку сорную в ней ты не найдешь. Не найдешь, не найдешь синего цветка. Не сорвешь, не сорвешь в поле василька.( А. Жаров) Люблю птиц Я, ребята, птиц люблю. Никогда их не ловлю Ни ловушками, Ни в сети. Не держу их дома в клетке. Никогда гнезда не трону. Ни сороки, Ни вороны, Ни скворца, Ни воробья Не обидел в жизни я! (Г. Ладонщиков) Упражнение 90. Прочитай. Спиши, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и окончания глаголов. - подумай, что заключено в скобках – приставка или предлог. - подготовься доказать правильность выполненных заданий. - выписать словосочетания «глагол+существительное с предлогом». - назвать неопределенную форму глаголов гаснут, висит, бьются, ползает, нюхает, наслаждается. Ночь под белой луной (За)сыпа..т станица. Гасн…т огни (в) домах. Белая луна вис..т (над) крышами. Свет от окна кажется слишком ярким и грубым для этой бархатной ночи. Мошки б…ются (в) стекло. Ветер чуть ра…качива…т тонкую паутинку (под) окном, но большой паук (в) паутине упрямо (не) хоч…т шевелит(?)ся. Рыжий кот полза…т (в) тюльпанах, нюха..т цветы и насл…жда…тся их запахом. Ноч…ю кукушка (не) кукует, а в эту светлую ночь она щедро считает годы. Лягушки пытаются перекричать ее. Луна заб…рается (в) яблоневый сад, и дерев..я в саду становят(?)ся белыми. Как много белого у этой ночи! Белая луна, белые стены, белая сирень, паутина... Но вот звуки умолка…т. Наступа…т тишина, какая бывает только перед ра…светом "(По В. Бурлаку.) Упражнение 91.Составление диалога. Прочитай разговор двух девочек и продолжи его. В диалог включите предлоги. - Таня, что ты делаешь дома? - Я учу уроки, рисую. - Ты помогаешь маме? - Помогаю. - А что ты делаешь?.... Упражнение 92. Перепишите, ставя местоимения в нужных падежах. Укажите предлоги, определите падеж 1) Хорь много знал, и от (он) я многому научился. 2) Здесь тучи смиренно идут подо(я); сквозь (они), низвергаясь, шумят водопады; под(они) утёсов нагие громады…3) Я пошёл прямо к Вернеру, застал (он) дома и рассказал (он) всё. 4) Захар воротился и , косясь на Тарантьева, проворно шмыгнул мимо (он). 5). Из тёмного леса навстречу (он) идёт вдохновенный кудесник. 6) Дома, Фёдору Михайловичу казалось, всё делалось наперекор (он). 7) Вдалеке виднелась роща, а напротив (она) река. 8) Почти напротив (они) гостиницы возвышалась остроконечная башня.9) Встретив брата и сестру, мы заметили, что он старше (она). Упражнение 93. Написать сочинение по данному началу, используя личные местоимения. Озаглавить. Укажите предлоги, определите падеж Я очень люблю приходить в зимний лес. Остановившись воз¬ле любимой березы, сначала закрываю глаза и слушаю. Боже¬ственная тишина! Затем оглядываюсь и в который раз всматриваюсь в знако¬мые места… Упражнение 94. Написать сочинение по данному началу, используя личные местоимения. Озаглавить. Укажите предлоги, определите падеж Наступившая осень чувствуется во всем. Солнце уже не па¬лит и не слепит, но светит очень ласково и приветливо. Опустевшие поля открывают необъятный горизонт. Воздух прозрачен и свеж. Слышны крики улетающих птиц… Упражнение 95. Расскажите историю какой – либо вещи, особенно дорогой для вас. В рассказ включите описание. Подчеркните притяжательные местоимения. Укажите предлоги, определите падеж Упражнение 96. Напишите продолжение рассказа. Введите в него описание щенка. Озаглавьте рассказ. Подчеркните притяжательные местоимения. Укажите предлоги, определите падеж Однажды я пришел из школы и увидел у нас на кухне щенка. Он сидел в углу возле плиты… Упражнение 97.. Напишите начало и середину сочинения по данному концу. Озаглавьте. Подчеркните указательные местоимения. Укажите предлоги, определите падеж …..Чудесных вещей у нас столько, что мы им и счет потеряли. Мы их видим, когда гуляем по улице. Они работают на наших заводах.. Их можно найти в в каждом доме.
Медианары для учителей с выдачей свидетельства

Все файлы материала: