Дидактический материал по теме "Лексика"
Оценка 4.6

Дидактический материал по теме "Лексика"

Оценка 4.6
Карточки-задания
docx
русский язык
5 кл
01.02.2017
Дидактический материал по теме "Лексика"
Дидактический материал по теме "Лексика" рассчитан на индивидуальную работу учащихся по данной теме. Карточка проверяют знания на репродуктивном уровне, требуют смекалки от обучающихся и творческих мыслей. Также предлагается работа со словарем, с целью отработки навыков и умений в работе с лексической статьей.Дидактический материал по теме "Лексика" рассчитан на индивидуальную работу учащихся по данной теме. Карточка проверяют знания на репродуктивном уровне, требуют смекалки от обучающихся и творческих мыслей. Также предлагается работа со словарем, с целью отработки навыков и умений в работе с лексической статьей.
Дидактические материалы по теме.docx
Дидактические материалы по теме «Лексика» (5­ 6 классы)  Задание №1. Прочитайте текст. Выпишите слова (словосочетания),  употреблённые в переносном значении. Как вы их понимаете?  Солнечный день в самом начале лета.  Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто  купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно­зелёными, то совсем  золотыми. А внизу под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и  струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца  в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке. (Г.Скребицкий) Задание№2. Найдите слово, употреблённое в переносном значении. На  чём оно основано?   Вчера она опять привезла астры. Над ведром пенились белые, жёлтые,  голубые, алые беретики цветов. Меня распекало любопытство: сколько  всё­таки стоит её букет?.. (В.Теплухин) Задание№3.  Найдите в тексте антонимы. Выпишите их. Подберите  антонимы к выделенным словам. Как вы понимаете слова дедушки?     Мальчику задали в школе написать сочинение: «Что ты увидел самое  красивое и самое уродливое».    Долго думал мальчик и не мог сообразить, что в мире самое красивое и  что самое уродливое. Ему казалось, что самое красивое ­ цветок сирени. А  самой уродливой казалась лягушка.          Пошёл он к дедушке, спрос ил, так ли это. Дедушка сказал:         ­Самое красивое – это человеческий труд. А уродливое – то, что пускает  труд человеческий на ветер…    Задание№4. Определите, к какой группе      относятся выделенные слова    (1­синонимы, 2 – антонимы, 3 – омонимы, 4 – многозначные слова, 5 –  однозначные слова, 6 – устаревшие, 7 ­ неологизмы, 8 – термины, 9 –  диалектизмы). Запишите значения этих слов. При затруднении  обращайтесь к толковому словарю.     1.Весной Воробей и Воробьиха устроили уютное гнёздышко под крышей  старого амбара в поле… 2.А когда вода спала пришлось все три версты путешествовать к озеру. 3.Кто из вас не побывал знойным летом в прохладном тёмном лесу? 4.Во всём поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы  бумаги, всюду валялись обкусанные, обожжённые кусочки перьев…                                                                                             (По И.И.Пущину) 5.Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать свои дела, нежели  тоненькие. (Н.В.Гоголь)     ( По В.Сухомлинскому) 6.На кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго  подпоясался, взял в руки кнут и вышел вон…(И.А.Бунин) 7.Минуты теперь понеслись неимоверно быстро. Они утекали, ощутимо  становясь прошлым, не задерживаясь на настоящем…( По Л.Обуховой) 8.Много есть озёр на свете –  больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоёма в мире,  который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой  славой. 9.Губитель, губитель! – сказал Чичиков. – Погубит он мою душу…Зажрёт  как волк агнца! (Н.В.Гоголь) 10.Акции нефтяной компании повышаются. Он отправлен туда с  дипломатической акцией…  11.Печорин человек решительный, алчущий тревог и бурь, готовый  рискнуть… В.Г.Белинский. 12.Бровкин купил тёлку добрую за полтора рубля, четырёх поросят по три  алтына. 13.Порою звучный топот коня раздавался по улице, сопровождаемый  скрипом ногайской арбы. (М.Ю.Лермонтов ) 14.Пять аршин земли. 15. Стены амбара были все в огне, крыша тесовая обрушилась, балки  пылали.(Л.Н.Толстой) В отвесном скате балки весенние воды промыли  нечто вроде ниши.(В.Кожевников) 16.Вот затрещали барабаны,  И отступили басурманы.  Тогда считать мы стали раны,  Товарищей считать. (М.Ю.Лермонтов) 17.Извозчики с криком и бранью колотили лошадей.(М.Ю.Лермонтов)  Долину брани объезжая,  Он видит множество мечей. (А.С.Пушкин) 18.Преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой  походке и бодрому виду. (М.Ю.Лермонтов) В природе встречается очень много видов животных. 19.Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык  И с волей небесною дружен. (А.С.Пушкин) 20. Количество выбросов  газов  в атмосферу растёт с каждым годом. Екатерина Дмитриевна заказала Даше… большую шляпу из белого газа с  чёрной лентой. (А.Н.Толстой) 21.Зеркальная гладь озера. Учиться вышивать гладью. 22.Лучшие сорта граната. Перстень с гранатом. 23.Еду, еду в чистом поле; Колокольчик динь­динь­динь…(А.С.Пушкин)   Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно­голубые? ( А.Толстой) 24. Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А.С.Пушкин)     Задание№5. На основе чего стало возможным составление с одним и  тем же словом в парах различных словосочетаний? Спелое яблоко –глазное яблоко, швейная иголка – иголка сосны; гребень в  волосах – яркий гребень петуха – гребень волны; беличий хвост – хвост  поезда. Распределите словосочетания в два столбика Прямое значение                                   Переносное значение Задание №6.Найдите в тексте метафоры, выпишите. Что они  обозначают?    Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силой, и тогда  разом слетели все листья, и остались на старой липе, на чёрных её ветвях,  золотые монетки (М.Пришвин) Задание №7.Прочитайте стихотворения. Найдите в них омонимы,  выпишите. Укажите лексическое значение каждого. 1)Шёл я с сумкой за плечами, Вижу, бьёт в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду, Как домой я попаду? (В.Лифшиц) Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину Вошла, Норку в норке  Не нашла. Если в норке Нету норки, Может, норка Возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка – здесь, А норки­ нет! (А.Шибаев) 2)Чудесный выдался денёк, А я учу предлоги… Я должен твёрдо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – по? Что значит – за? И за и по – предлоги…» А хорошо бы за порог И мчаться по дороге!.. Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? (Н.Матвеева) Задание№8. Каким термином можно обозначить пары слов,  представленные в задании? 1)Лечу на самолёте – лечу девочку, три апельсина – три стекло  лучше,  русская печь – печь пироги. 2)На холме возвышался старинный замок. Замок в дверях заскрипел. 3)Какая мука слушать это пиликан ье! Мука высшего сорта поступила сегодня на прилавки продуктовых  магазинов. Задание№9. Найдите синонимы в предложениях и выпишите их. Каково  их значение? Мчатся тучи, вьются тучи. (А.Пушкин) Сломя голову несутся ребята на  двор смотреть, кто едет. (М.Пришвин) Рысак мчал по пустым степным  улицам. (К.Федин). Задание№10. Известно, что те или иные синонимы мы употребляем в  зависимости от стиля речи и типа текста. Сравните употребление  слова «родина» в следующих текстах.   Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах,  степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи,  горы.   Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна  родина. И охранять природу – значит охранять родину. (М.Пришвин)  Идёшь с людьми в строю необозримом, ­ У каждого родная сторона, У каждого свой дом, свой сад, свой брат любимый, А родина у всех у нас одна ( А.Твардовский)  Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой.. (Н.Некрасов) Ия, Как весну человечества, Рождённую В трудах и в бою, Пою Моё отечество, Республику мою! (В.Маяковский)  Какой из синонимов чаще употребляется во всех стилях речи? Какой чаще  в письменной? Задание№11.Спишите текст, выбирая из скобок наиболее подходящие  слова.   На спектакле в кукольном театре было очень весело, и мы все громко  (смеялись, хохотали, хихикали). Вова Бутузов (смеялся, хохотал, хихикал,  заливался) так, что соседи на него зашикали. Он долго сдерживался, а  потом как (засмеётся, захохочет, захихикает, прыснет)! Только Настя, как  всегда, была серьёзна и лишь изредка тихо (смеялась, хохотала, хихикала). Задание№12. Найдите в пословицах антонимы. Выпишите из словаря  В.И.Даля 4­5 подобных примера. Вместе тесно, а врозь скучно. Любишь брать, люби отдавать. Маленькая ложь за собой большую ведёт. Не отведав горького, не узнаешь сладкого. Задание№13.Выпишите пары антонимов из следующего стихотворения. У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только Конь сказал, Что низко, А Мышонок – Высоко. Воробей сказал, Что близко, А Улитка – далеко. А Телёнок озабочен Тем, что яблоко Мало, А Цыплёнок  ­ тем, Что очень Велико и тяжело. А котёнку всё равно: ­ Кислое – зачем оно? ­Что вы! – Шепчет червячок.­ Сладкий у него бочок (Г.Сапгир) Задание№14.Рассмотрите картинку. Какой фразеологизм здесь  проиллюстрирован. Запишите его. Придумайте сложное с ним  предложение.     Задание№15. Выпишите фразеологизмы, объясните их значения,  подберите синонимы. Для какого стиля характерно употребление  подобных фразеологизмов?    Наш Алексей человек себе на уме. Всем очки втирает, будто очень занят,  сам же целый день лодыря гоняет, а если что и делает, то всё через пень  колоду валяет. На собрании задали мы ему жару! Теперь придётся ему  шевелить мозгами и работать засучив рукава.  Задание №16. Найдите устойчивые словосочетания. Выпишите.  Объясните, как вы их  понимаете. 1.Свет не без добрых людей, говорят. И не без добрых птиц. Помни добро… И всякому попавшему в беду посильно помогай.    ...Ведь зёрна доброта дают хорошие всходы. 2.Приезжий гость и тут не уронил себя: он сказал какой­то комплимент,  весьма приличный для человека средних лет, имеющего чин не слишком  большой и не слишком малый.(Н.В.Гоголь) 3.Было у Байкала 336 сыновей. В чёрном теле держал их старик. День и  ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук.  Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную  котловину. (По А.П.Муранову) Задание№17. Прочитайте текст. Определите, к какому стилю он  относится. Выпишите термины и определите их лексические значения.   .. Возникает диалоговое окно для сохранения документа. В «Имени  файла» мы встретим только запись расширения *txt. И это расширение  выделено. Вводим имя нашего документа. Если запись выделена, это  значит, что можно сразу вписывать с клавиатуры любое имя, какое мы  посчитаем нужным. Задание№18.Прочитайте текст. Докажите, что он относится к  научному стилю.   Рубин – камень, встречающийся как в прозрачном, так и в непрозрачном  виде. У него  стеклянный блеск и довольно хрупкая структура. Уступая  только алмазу, рубин имеет твёрдость, равную 9 по шкале Мооса. Многие  его свойства приближаются к алмазным показателям. Благодаря  включениям тончайших рутиловых иголочек в камне может возникнуть  эффект астеризма, т.е. лученосность. Такие рубины называются  «звёзчатыми». Задание№19.  Соотнесите слово и его лексическое значение. Каталог                Военная или гражданская форменная одежда Партер                  Составленный в определённом порядке список Мундир                Нижний этаж зрительного зала с местами для публики Рецензия              Небольшая светлая комната в верхней части дома Светлица              Письменный разбор произведения Составьте со словами простые предложения. Задание№20.  Определите лексическое и грамматическое значение  каждого слова в данном предложении.   Из малахита мастера создавали поделки необычайной красоты. Задание№21.Определите слова по их лексическому значению.  Посредник при заключении торговых и биржевых сделок; заведующая  бельём; лицо, посланное одной из сторон для переговоров с неприятелем.  Слова для справок: кастелянша, маклер, парламентёр.

Дидактический материал по теме "Лексика"

Дидактический материал по теме "Лексика"

Дидактический материал по теме "Лексика"

Дидактический материал по теме "Лексика"

Дидактический материал по теме "Лексика"

Дидактический материал по теме "Лексика"

Дидактический материал по теме "Лексика"

Дидактический материал по теме "Лексика"

Дидактический материал по теме "Лексика"

Дидактический материал по теме "Лексика"

Дидактический материал по теме "Лексика"

Дидактический материал по теме "Лексика"

Дидактический материал по теме "Лексика"

Дидактический материал по теме "Лексика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017