ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)
Оценка 4.6

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
русская литература
10 кл
07.01.2019
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)
Щедрин.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА №5»  АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА­ЩЕДРИНА (10 класс) Подготовила:    Н.Н.Юсубова учитель   русского   языка   и литературы 2018 год Литературный диктант Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова­Щедрина 1. Какое учебное заведение закончил М.Е.Салтыков­Щедрин? а) Царскосельский лицей; б) Главное инженерное училище; в) Благородный пансион при Московском университете; г) Московское коммерческое училище.  2. Первое напечатанное произведение М.Е.Салтыкова­Щедрина: а) стихотворение «Лира»; б) повесть «Противоречие»;  в) пьеса «Смерть Пазухина»; г) роман «Современная идиллия». 3. Под каким произведением впервые появился псевдоним «Н.Щедрин»? а) «Пошехонская старина»; б) «Помпадуры и помпадурши»; в) «Сказки для детей изрядного возраста»; г) «Губернские очерки». 4. По решению Николая I автор повестей, которые обнаруживают «вредный образ мыслей», был арестован и выслан на долгие 8 лет:  а) в родовое село Спас­Угол Калязинского уезда Тверской губернии; б) Вятку; в) за границу без права возвращения в Россию; г) на поселение в Сибирь. 5. М.Е.Салтыков­Щедрин был членом: а) кружка Петрашевского; б) общества Нечаева «Народная расправа»; в) группы «Народная воля». 6.   Один   из   критиков   в   1864   году   опубликовал   статью:   «Цветы   невинного юмора», где упрекал М.Е.Салтыкова­Щедрина в том, что он «смеется ради пищеварения». Это была статья: а) В.Г.Белинского; б) Д.И.Писарева; в) Н.А.Добролюбова; г) М.Г.Чернышевского. 7. В 1868­1884 годах М.Е.Салтыков­Щедрин был редактором журнала. После покушения   на   царя   началась   реакция   и   журнал   был   закрыт.   Этот   журнал назывался: а) «Современник»; б) «Эпоха»; в) «Время»; г) «Отечественные записки». 8. Ведущий способ изображения в произведениях М.Е.Салтыкова­Щедрина: а) импрессионизм; б) юмор; в) реалистический гротеск; г) символизм. 9. Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова­Щедрина: а) взаимоотношения народа и власти; б) отдельные пороки людей; в) недостатки в человеческих взаимоотношениях. 10.   Используя   в   своих   произведениях   сатирическую   фантастику, М.Е.Салтыков­Щедрин: а) стремится сделать их более занимательными; б) обнажает скрытую суть явлений, укрупняя их; в) усиливает комический эффект. Ответы: 1 а 2 а 3 г 4 б 5 а 6 б 7 г 8 в 9 а 10 б 1. В «Истории одного города» М.Е.Салтыков­Щедрин рассказывает: «История одного города» а) о времени царствования Ивана Грозного; б) об эпохе Петра I; в) правлении Ивана Калиты; г) России XVIII­XIX. 2.  Определите жанр «Истории одного города»: а) роман; б) историческая повесть; в) пародия на летопись; г) историческая хроника. 3. Определите персонаж по характеристике: …прохвост. Разрушил старый город и построил другой на новом месте. а) Брудастый; б) Маркиз де Санглот; в) Фердыщенко; г) Угрюм­Бурчеев. 4.   В   романе   градоначальники   сменяют   друг   друга,   что   сопровождается усилением   сатиры   писателя.   Найдите   соответствие   градоначальников   и характеристик их деятельности: 1) гротескный бездушный автоматизм; 2) неограниченная деспотия; 3) карательная неуклонность; 4) скрупулезный канцелярский бюрократизм; 5) жестокая бюрократическая въедливость; 6) идолопоклонническая одержимость. а) Грустилов; б) Двоекуров; в) Фердыщенко; г) Брудастый; д) Угрюм­Бурчеев; е) Бородавкин. 5. О ком писал М.Е.Салтыков­Щедрин: Если   бы   вместо   слова   «органчик»   было   бы   поставлено   слово   «дурак»,   то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного… а) об Угрюм­Бурчееве; б) Грустилове; в) Фердыщенко; г) Брудастом. 6. Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи. Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие примеры реакционных политических режимов разных стран и эпох: а) Бородавкина; б) Грустилова; в) Угрюм­Бурчеева;  7. Кто из градоначальников города Глупова: 1) …был найден в постели, заеденный клопами; 2)   …оказался   с   фаршированной   головой,   в   чем   и   уличен   местным предводителем дворянства; 3) …любил  рядиться в женское платье и лакомиться лягушками. При рассмотрении, оказался девицею; 4) …въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки; 5) …ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество? а) беглый грек Ламрокакис; б) майор Архистратиг Стратилатович Перехват­Залихватский; в) гвардии сержант Богдан Богданович Пфейфер; г) майор Иван Пантелеевич Прыщ; д) виконт Ангел Дорофеевич Дю­Шарио. 8.   М.Е.Салтыков­Щедрин   в   «Истории   одного   города»   доказывает враждебность   государственной   власти   народу.   Покорность   народа   в произведении наиболее ярко проявляется: а) в психологическом изображении личности крестьянина; б) в изображении массовых сцен; в) в изображении сцен народных «бунтов». 9.  В   Глупове   начинается   экономический   кризис,   когда   жители   производят слишком много:  а) кожи и льна; б) прованского масла; в) горчицы и ромашки; г) меда.  10.   Выберите   утверждение,   которое   соответствует   содержанию   и художественным особенностям произведений М.Е.Салтыкова­Щедрина: а) «История одного города» завершается приходом к власти Угрюм­ Бурчеева; б)   в   «Истории   одного   города»   писатель   сатирически   высмеивает   не только бюрократизм власти, но и утопических социалистов; в) в «Истории одного города» изображен город Непреклонск. Ответы: 1 г 2 в 3 г 8 а 9 в 10 б 4 1­г 2­д 3­в 4­б 5­е 6­а 5 г 6 в 7 1­а 2­г 3­д 4­б 5­в Литературный диктант по содержанию «Истории одного города» 1. Какой период времени охватывает данная повесть? (с 1731 – 1825) 2. Кто помог головотяпам найти князя, согласившегося ими «володеть»? (вор­ новотор) 3. Князь «володеть» ими согласился, но жить к ним не пошел, послав вместо себя… Кого? (вора­новотора) 4. Кто впервые назвал головотяпов «глуповцами»? (Князь) 5.   Чем   закончилось   правление   вора­новотора?  (Проворовался   и   князь «послал ему петлю», но не выждав петли, вор­новотор зарезался огурцом) 6. С какого слова, произнесенного князем начались исторические времена? («Запорю!») 7.   У   какого   градоначальника   были   единственные   слова   «Не   потерплю!»   и «Разорю!»? (Дементий Варламович Брудастый) 8. Чем прославился Семен Константинович Двоекуров? (ввел медоварение и пивоварение   и   сделал   обязательным   употребление   горчицы   и   лаврового листа, а также хотел учредить в Глупове академию) 9. К какому градоначальнику посылали ходока, а затем отправили прошение? (к Петру Петровичу Фердыщенко) 10.   Кто   из   градоначальников   отстранился   от   административных   мер   и занимался только женским полом? (Микеладзе) 11. Голова какого градоначальника была фарширована трюфелями?  ( подполковник Прыщ) 12.   От   чего   умер   статский   советник   Иванов?  (умер   от   натуги,   пытаясь постичь сенатский указ) 13. Кто был выслан за границу и по рассмотрению оказался девицею?  ( виконт Де Шарио)  14. Кто был другом Карамзина и умер от меланхолии? ( Грустилов) 15. Кто хотел превратить Глупов в Непреклонск? (Угрюм­Бурчеев) 1. Найдите неверное утверждение в «Сказках для детей изрядного возраста»: Сказки а)  большинство сказочных  героев имеют свои  отчетливые  социально­ классовые определения; б)   самая   безудержная   фантастика   пронизана   реальным   «духом времени»; в) используется «эзопов язык»; г) в качестве героев выступают только звери, птицы и рыбы. 2. Щедринские сказки о животных близки к такому жанру, как: а) фантастический рассказ; б) газетный фельетон; в) легенда; г) басня. 3. Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок М.Е.Салтыкова­Щедрина были восстановлены: 1) «… ­ меценат»;  2) «… ­ идеалист»; 3) «… ­ челобитчик»; 4) «самоотверженный …» а) Орел; б) Заяц; в) Карась; г) Ворон. 4.   Какой   сказочный   прием   не   использует   М.Е.Салтыков­Щедрин   в   сказке «Дикий помещик»? а) Традиционный сказочный зачин; б) Троекратное повторение в) Постоянные эпитеты; г) Сюжет­путешествие. 5. Какое отрицательное качество русского человека воплощает «мужичина­ лежебок», «тунеядец» из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»? а) Тунеядство; б) Лень; в) Пьянство; г) Покорность. 6. В сказке «Медведь на воеводстве» беспощадно критикуется: а) чиновничество; б) аристократия; в) интеллигенция; г) самодержавие. 7. Кто подвергается осмеянию в сказке «Премудрый пискарь»? а) Правительство; б) Революционные демократы; в) Обыватели; г) Либералы. 8. Кому принадлежит следующий афоризм: Смотри, сынок, коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба! а) Здравомысленному зайцу; б) Старому пескарю; в) Ворону­челобитчику; г) Орлу­меценату. 9. Определите, из каких сказок М.Е.Салтыкова­Щедрина приведены отрывки: 1)   Служили   (они)   в   какой­то   регистратуре;   там   родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности»; 2) В некотором царстве, в некотором государстве жил­был… жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот… глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое; 3) И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, ­ свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер… а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; б) «Дикий помещик»; в) «Премудрый пискарь». 10. Кому из героев «Сказок» соответствует описание?  1) … прожил… сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных, ни он к кому, ни к нему кто; 2) … стал думать, чем бы ему свою душу утешить. «Заведу, думает, театр у себя! Напишу к актеру Садовскому: приезжай, мол, любезный друг! И актерок с собой привози. 3) … об чем бы с ним ни заговорили: об торговле ли, о промышленности ли,   об   науках   ли   –   он   все   на   одно   поворачивал:   кровопролитиев… кровопролитиев… вот чего нужно! За это Лев произвел его в майорский чин. 4) … думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают; 5) … во все горло каркает: «Ах, господа, господа! Что вы делаете! Ведь вы сами себя губите!» И никто на него за это не сердился. а) Дикому помещику; б) Либералу, сказка «Либерал»; в) Премудрому пискарю; г) Одному из генералов, сказка «Как мужик двух генералов прокормил» д) Топтыгину 1­му, сказка «Медведь на воеводстве». 11. Какой смысл имеют выделенные слова пискаря: «Коли хочешь  жизнью жуировать, так гляди в оба»? а) беречь жизнь; б) наслаждаться жизнью; в) использовать жизнь с толком. 12. Какой прием использован писателем в следующем эпизоде: И вот он одичал. Хоть  в это время наступала уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами,   словно   древний   Исав,   а   ногти   у   него   сделались   железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивился, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные   звуки   и   усвоил   себе  какой­то   особенный   победный   клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел. («Дикий помещик») а) метафора; б) аллегория; в) гротеск; г) гипербола; д) символ. 13.   Установите   соответствие   между   сказками   М.Е.Салтыкова­Щедрина   и объектами сатиры в них: 1) «Премудрый пискарь»; 2) «Орел­меценат»; 3) «Рождественская сказка» 4) «Кисель» а) покорность, пассивность народа; б) самовластье; в) либеральная интеллигенция 14.   Установите   соответствие   между   сказками   М.Е.Салтыкова­Щедрина   и объектами сатиры в них: 1) «Медведь на воеводстве»; 2) «Самоотверженный заяц»; 3) «Коняга» 4) «Христова ночь» а) русская интеллигенция; б) покорность, пассивность народа; в) самовластье 15. Чем отличается «щедринская» сказка о народной? а) зло в финале бывает наказано не всегда; б) использование сарказма и сатиры; в) трактовка характеров; г) введение нетипичных для народной сказки образов. Ответы: 2 1 г г 3 1­а 2­в 3­г 4­б     4 г 5 г 6 г 7 в 8 б 11 б 12 в 15 а, б 13 1­в 2­б 4­а 14 1­в 2­а 3­б 9 1­а 2­б 3­в 10 1­в 2­а 3­д 4­г 5­б

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2019