МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОМСОМОЛЬСКАЯ ШКОЛА №5»
АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВАЩЕДРИНА
(10 класс)
Подготовила: Н.Н.Юсубова
учитель русского языка и
литературы 2018 год
Литературный диктант
Жизнь и творчество М.Е.СалтыковаЩедрина
1. Какое учебное заведение закончил М.Е.СалтыковЩедрин?
а) Царскосельский лицей;
б) Главное инженерное училище;
в) Благородный пансион при Московском университете;
г) Московское коммерческое училище.
2. Первое напечатанное произведение М.Е.СалтыковаЩедрина:
а) стихотворение «Лира»;
б) повесть «Противоречие»;
в) пьеса «Смерть Пазухина»;
г) роман «Современная идиллия».
3. Под каким произведением впервые появился псевдоним «Н.Щедрин»?
а) «Пошехонская старина»;
б) «Помпадуры и помпадурши»;
в) «Сказки для детей изрядного возраста»;
г) «Губернские очерки».
4. По решению Николая I автор повестей, которые обнаруживают «вредный
образ мыслей», был арестован и выслан на долгие 8 лет:
а) в родовое село СпасУгол Калязинского уезда Тверской губернии;
б) Вятку;
в) за границу без права возвращения в Россию;
г) на поселение в Сибирь.
5. М.Е.СалтыковЩедрин был членом:
а) кружка Петрашевского;
б) общества Нечаева «Народная расправа»;
в) группы «Народная воля».
6. Один из критиков в 1864 году опубликовал статью: «Цветы невинного
юмора», где упрекал М.Е.СалтыковаЩедрина в том, что он «смеется ради
пищеварения». Это была статья:
а) В.Г.Белинского;
б) Д.И.Писарева;
в) Н.А.Добролюбова;
г) М.Г.Чернышевского.
7. В 18681884 годах М.Е.СалтыковЩедрин был редактором журнала. После
покушения на царя началась реакция и журнал был закрыт. Этот журнал
назывался:
а) «Современник»;
б) «Эпоха»; в) «Время»;
г) «Отечественные записки».
8. Ведущий способ изображения в произведениях М.Е.СалтыковаЩедрина:
а) импрессионизм;
б) юмор;
в) реалистический гротеск;
г) символизм.
9. Основная тема сатирических произведений М.Е.СалтыковаЩедрина:
а) взаимоотношения народа и власти;
б) отдельные пороки людей;
в) недостатки в человеческих взаимоотношениях.
10. Используя в своих произведениях сатирическую фантастику,
М.Е.СалтыковЩедрин:
а) стремится сделать их более занимательными;
б) обнажает скрытую суть явлений, укрупняя их;
в) усиливает комический эффект.
Ответы:
1
а
2
а
3
г
4
б
5
а
6
б
7
г
8
в
9
а
10
б
1. В «Истории одного города» М.Е.СалтыковЩедрин рассказывает:
«История одного города»
а) о времени царствования Ивана Грозного;
б) об эпохе Петра I;
в) правлении Ивана Калиты;
г) России XVIIIXIX.
2. Определите жанр «Истории одного города»:
а) роман;
б) историческая повесть;
в) пародия на летопись;
г) историческая хроника.
3. Определите персонаж по характеристике:
…прохвост. Разрушил старый город и построил другой на новом месте.
а) Брудастый;
б) Маркиз де Санглот;
в) Фердыщенко;
г) УгрюмБурчеев.
4. В романе градоначальники сменяют друг друга, что сопровождается
усилением сатиры писателя. Найдите соответствие градоначальников и
характеристик их деятельности:
1) гротескный бездушный автоматизм;
2) неограниченная деспотия; 3) карательная неуклонность;
4) скрупулезный канцелярский бюрократизм;
5) жестокая бюрократическая въедливость;
6) идолопоклонническая одержимость.
а) Грустилов;
б) Двоекуров;
в) Фердыщенко;
г) Брудастый;
д) УгрюмБурчеев;
е) Бородавкин.
5. О ком писал М.Е.СалтыковЩедрин:
Если бы вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то
рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного…
а) об УгрюмБурчееве;
б) Грустилове;
в) Фердыщенко;
г) Брудастом.
6. Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи.
Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие
примеры реакционных политических режимов разных стран и эпох:
а) Бородавкина;
б) Грустилова;
в) УгрюмБурчеева;
7. Кто из градоначальников города Глупова:
1) …был найден в постели, заеденный клопами;
2) …оказался с фаршированной головой, в чем и уличен местным
предводителем дворянства;
3) …любил рядиться в женское платье и лакомиться лягушками. При
рассмотрении, оказался девицею;
4) …въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки;
5) …ничего не свершив, сменен в 1762 году за невежество?
а) беглый грек Ламрокакис;
б) майор Архистратиг Стратилатович ПерехватЗалихватский;
в) гвардии сержант Богдан Богданович Пфейфер;
г) майор Иван Пантелеевич Прыщ;
д) виконт Ангел Дорофеевич ДюШарио.
8. М.Е.СалтыковЩедрин в «Истории одного города» доказывает
враждебность государственной власти народу. Покорность народа в
произведении наиболее ярко проявляется:
а) в психологическом изображении личности крестьянина;
б) в изображении массовых сцен;
в) в изображении сцен народных «бунтов». 9. В Глупове начинается экономический кризис, когда жители производят
слишком много:
а) кожи и льна;
б) прованского масла;
в) горчицы и ромашки;
г) меда.
10. Выберите утверждение, которое соответствует содержанию и
художественным особенностям произведений М.Е.СалтыковаЩедрина:
а) «История одного города» завершается приходом к власти Угрюм
Бурчеева;
б) в «Истории одного города» писатель сатирически высмеивает не
только бюрократизм власти, но и утопических социалистов;
в) в «Истории одного города» изображен город Непреклонск.
Ответы:
1
г
2
в
3
г
8
а
9
в
10
б
4
1г
2д
3в
4б
5е
6а
5
г
6
в
7
1а
2г
3д
4б
5в
Литературный диктант по содержанию «Истории одного города»
1. Какой период времени охватывает данная повесть? (с 1731 – 1825)
2. Кто помог головотяпам найти князя, согласившегося ими «володеть»? (вор
новотор)
3. Князь «володеть» ими согласился, но жить к ним не пошел, послав вместо
себя… Кого? (ворановотора)
4. Кто впервые назвал головотяпов «глуповцами»? (Князь)
5. Чем закончилось правление ворановотора? (Проворовался и князь
«послал ему петлю», но не выждав петли, ворновотор зарезался огурцом)
6. С какого слова, произнесенного князем начались исторические времена?
(«Запорю!»)
7. У какого градоначальника были единственные слова «Не потерплю!» и
«Разорю!»? (Дементий Варламович Брудастый)
8. Чем прославился Семен Константинович Двоекуров? (ввел медоварение и
пивоварение и сделал обязательным употребление горчицы и лаврового
листа, а также хотел учредить в Глупове академию) 9. К какому градоначальнику посылали ходока, а затем отправили прошение?
(к Петру Петровичу Фердыщенко)
10. Кто из градоначальников отстранился от административных мер и
занимался только женским полом? (Микеладзе)
11. Голова какого градоначальника была фарширована трюфелями?
( подполковник Прыщ)
12. От чего умер статский советник Иванов? (умер от натуги, пытаясь
постичь сенатский указ)
13. Кто был выслан за границу и по рассмотрению оказался девицею?
( виконт Де Шарио)
14. Кто был другом Карамзина и умер от меланхолии? ( Грустилов)
15. Кто хотел превратить Глупов в Непреклонск? (УгрюмБурчеев)
1. Найдите неверное утверждение в «Сказках для детей изрядного возраста»:
Сказки
а) большинство сказочных героев имеют свои отчетливые социально
классовые определения;
б) самая безудержная фантастика пронизана реальным «духом
времени»;
в) используется «эзопов язык»;
г) в качестве героев выступают только звери, птицы и рыбы.
2. Щедринские сказки о животных близки к такому жанру, как:
а) фантастический рассказ;
б) газетный фельетон;
в) легенда;
г) басня.
3. Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы
названия сказок М.Е.СалтыковаЩедрина были восстановлены:
1) «… меценат»;
2) «… идеалист»;
3) «… челобитчик»;
4) «самоотверженный …»
а) Орел;
б) Заяц;
в) Карась;
г) Ворон.
4. Какой сказочный прием не использует М.Е.СалтыковЩедрин в сказке
«Дикий помещик»?
а) Традиционный сказочный зачин;
б) Троекратное повторение
в) Постоянные эпитеты; г) Сюжетпутешествие.
5. Какое отрицательное качество русского человека воплощает «мужичина
лежебок», «тунеядец» из «Повести о том, как один мужик двух генералов
прокормил»?
а) Тунеядство;
б) Лень;
в) Пьянство;
г) Покорность.
6. В сказке «Медведь на воеводстве» беспощадно критикуется:
а) чиновничество;
б) аристократия;
в) интеллигенция;
г) самодержавие.
7. Кто подвергается осмеянию в сказке «Премудрый пискарь»?
а) Правительство;
б) Революционные демократы;
в) Обыватели;
г) Либералы.
8. Кому принадлежит следующий афоризм:
Смотри, сынок, коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!
а) Здравомысленному зайцу;
б) Старому пескарю;
в) Воронучелобитчику;
г) Орлумеценату.
9. Определите, из каких сказок М.Е.СалтыковаЩедрина приведены отрывки:
1) Служили (они) в какойто регистратуре; там родились,
воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов
никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и
преданности»;
2) В некотором царстве, в некотором государстве жилбыл… жил и, на
свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и
скота, и земли, и садов. И был тот… глупый, читал газету «Весть» и тело имел
мягкое, белое и рассыпчатое;
3) И вдруг он исчез. Что тут случилось! – Щука ли его заглотала, рак ли
клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность,
свидетелей ему не было. Скорее всего – сам умер…
а) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»;
б) «Дикий помещик»;
в) «Премудрый пискарь».
10. Кому из героев «Сказок» соответствует описание?
1) … прожил… сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни
родных, ни он к кому, ни к нему кто; 2) … стал думать, чем бы ему свою душу утешить. «Заведу, думает,
театр у себя! Напишу к актеру Садовскому: приезжай, мол, любезный друг! И
актерок с собой привози.
3) … об чем бы с ним ни заговорили: об торговле ли, о промышленности
ли, об науках ли – он все на одно поворачивал: кровопролитиев…
кровопролитиев… вот чего нужно! За это Лев произвел его в майорский чин.
4) … думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе
подают;
5) … во все горло каркает: «Ах, господа, господа! Что вы делаете! Ведь
вы сами себя губите!» И никто на него за это не сердился.
а) Дикому помещику;
б) Либералу, сказка «Либерал»;
в) Премудрому пискарю;
г) Одному из генералов, сказка «Как мужик двух генералов прокормил»
д) Топтыгину 1му, сказка «Медведь на воеводстве».
11. Какой смысл имеют выделенные слова пискаря: «Коли хочешь жизнью
жуировать, так гляди в оба»?
а) беречь жизнь;
б) наслаждаться жизнью;
в) использовать жизнь с толком.
12. Какой прием использован писателем в следующем эпизоде:
И вот он одичал. Хоть в это время наступала уже осень, и морозцы стояли
порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс
волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались железные.
Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и
даже удивился, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть
самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить
членораздельные звуки и усвоил себе какойто особенный победный клик,
среднее между свистом, шипеньем и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел.
(«Дикий помещик»)
а) метафора;
б) аллегория;
в) гротеск;
г) гипербола;
д) символ.
13. Установите соответствие между сказками М.Е.СалтыковаЩедрина и
объектами сатиры в них:
1) «Премудрый пискарь»;
2) «Орелмеценат»;
3) «Рождественская сказка»
4) «Кисель»
а) покорность, пассивность народа;
б) самовластье;
в) либеральная интеллигенция 14. Установите соответствие между сказками М.Е.СалтыковаЩедрина и
объектами сатиры в них:
1) «Медведь на воеводстве»;
2) «Самоотверженный заяц»;
3) «Коняга»
4) «Христова ночь»
а) русская интеллигенция;
б) покорность, пассивность народа;
в) самовластье
15. Чем отличается «щедринская» сказка о народной?
а) зло в финале бывает наказано не всегда;
б) использование сарказма и сатиры;
в) трактовка характеров;
г) введение нетипичных для народной сказки образов.
Ответы:
2
1
г
г
3
1а
2в
3г
4б
4
г
5
г
6
г
7
в
8
б
11
б
12
в
15
а, б
13
1в
2б
4а
14
1в
2а
3б
9
1а
2б
3в
10
1в
2а
3д
4г
5б
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТВОРЧЕСТВУ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.