Публикация предназначена для использования в качестве дополнительного материала и представлена в виде информации о свадебных обрядах на Кубани, имеющих свои особенности. В публикацию входит также игровой материал (кроссворд), направленный на проверку полученной информации. Ответы на кроссворд также входят в публикацию.
СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ.docx
СВАДЬБА НА КУБАНИ
ОТВЕТЫ
ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 3. Роль, которую ни в коем случае не могла
получить бездетная женщина. 4. Ветка дерева на каравае, украшенная
красной лентой. 5. Предмет, взявшись за который ж. и н. выходили из
родительского дома. 6. Головная повязка из разноцветных лент. 7. Ящик
для хранения приданого. 9. Высокий столик с покрытым верхом, вокруг
которого священник трижды обводит ж. и н. в церкви. 10. Плотный
материал из шерсти, на который сажали невесту в Красном углу. 11.
Обряд, во время которого родители ж. и н. договаривались о закладе в
случае расстройства свадьбы. 12. Пирог, испечённый по случаю прихода
сватов в дом невесты. 13. Большой пирог с начинкой, в середину
которого запекалась монета на счастье. 14. Обязательный атрибут
свадебных туфель.
ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Атрибут женского свадебного наряда. 2. Печёное
изделие, подносимое ж. и н. гостям в благодарность за подарки. 5.
Девушка, занимающая место жениха возле невесты во время выкупа. 8.
Большой круглый хлеб, символ счастья и плодородия в новой семье. 10.
Головное украшение, которое дружки держат над головой ж. и н. в
церкви. процедура
Свадебные обряды
Выбор невесты...Женились казаки с 17-19
лет. О качествах невесты судили, по ее
родителям Казак старался подыскать себе
невесту – ровню по материальному
положению.
Свадьбе предшествовала длительная и
сватовства.
сложная
Обыкновенно в сваты (старосты, ходаты)
приглашали кого-либо из родственников. В
свахи не брали только женщину, у которой не было детей, так как
существовало поверие, что и у молодых тогда тоже не будет детей.
Сваты шли в дом невесты вечером со специально испеченным по
этому случаю пирогом - хлебиной. Если жених был не по душе
хозяевам дома, то они не предлагали даже сесть, а это уже было
знаком отказа. Но если родители невесты и были рады сватам, то
они все равно не давали сразу согласия на брак. Обычай требует,
чтобы сваты приходили 3 раза. Сваты в первый день оставляли
хлебину. Если в один из последующих дней им возвращали хлебину,
это означало категорический отказ.
Когда родители невесты, наконец, давали согласие на брак, вечером
в их доме собирались родственники. Сваты, получив согласие, шли
за женихом, его отцом и матерью. Те несли с собой «хлеб-соль» (узел
закуски и бутылку водки). Войдя в дом, женихова родня
останавливалась у порога, учтиво здоровалась и кланялась. Мать
вводила в комнату дочь, а отец невесты спрашивал сначала парня,
потом девушку согласны ли они стать мужем и женой. Невеста
скромно отвечала, что из родительской воли не выйдет; мать
невесты после согласия ломала (но не резала) хлебину, принесенную
старостами в первый день сватовства и раздавала ее своим
родственникам.
Рукобитие. В доме жениха совершался еще один акт обряда –
рукобитие: родители брачащихся договаривались, какую неустойку
должна будет заплатить в случае расстройства свадьбы виновная
сторона. Заклад скреплялся собственно рукобитием: родители
жениха и невесты «били по рукам», то есть клали руки на стол, а
сверху клали руки и все присутствующие. В первое после рукобития
воскресенье устраивали своды или пропой.
Своды. Здесь присутствуют все родственники жениха и невесты.
Они договаривались об условиях и дне свадьбы, определяли весь ее
ход, церемониал, оговаривали число приглашенных, расходы,
подарки, приданое. Изменение этих условий после сводов не
допускалось. В день сводов на невесту надевали косник – повязку на
голову из разноцветных лент; ее невеста носила до самой свадьбы
От рукобития до свадьбы на вечерах девушки, занимались
рукоделием, помогая невесте доделывать приданое к свадьбе. Парни
угощали девушек сладостями, семечками, заводили танцы, песни,
игры. На подобных вечерках пели разные песни – грустные и
веселые, исторические и лирические. Период между сводами и
свадьбой – 4 – 6 недель
Канун свадьбы. За день до свадьбы в домах молодых пекли из
пшеничной муки вытушкы (калачи), каравай, лежень и шиши
(маленькие круглые хлебцы); разливали вино, затыкая бутылки
колосьями пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса (чтобы нечистая сила
не забралась) и перевязывали их розовыми лентами. Шишек пекли
очень много, так как их подносили каждому, кого приглашали на
свадьбу, и во время одаривания молодых, и в знак благодарности за
подарки. У жениха в доме пекли большой пирог с начинкой (лежень),
в середину которого запекали монету на счастье. Его должны были
подавать в конце свадебного пира, причем серединку пирога
сохраняли для молодых. Особое значение имело изготовление
свадебного каравая. Для этого в доме невесты собирались замужние
женщины; старались позвать таких, у которых была дружная
хорошая семья и работящий муж. Каравай богато украшали
шишками из теста (наподобие еловых и сосновых шишек), птичками-
жаворонками, солнцем, месяцем; на нем ставили гильце-вильце
(ветку дерева или пучок травы, перевязанные красной лентой).
Удачный и красивый каравай предвещал хорошую жизнь молодым.
Он считался символом счастья и плодородия в новой семье. Готовый
каравай ставили в красный угол, откуда подруги невесты накануне
венчания торжественно переносили его в дом жениха.
Девичник. В канун свадьбы у молодых устраивались вечеринки. В
доме невесты и в доме жениха собирались подруги, товарищи.
Невеста, повязав 2 – 3 подружкам платочками, отправляла их с
подарками (кисеты, шитые бисером, платки, рубашки) для жениха и
его родни. Жених угощал девушек вином, одаривал платочками и
посылал невесте свадебный подарок: платье для венчания, туфли,
украшения.
Утро в день свадьбы. Рано утром мать будила невесту. Часам к 10
утра от жениха к невесте приходила сваха и вместе с девушками под
их песни начинала «убирать к венцу». Невеста разбирала свой
косник и давала подружкам по ленте. Волосы подвивали, наводили
локоны. Девушки крепко-накрепко заплетали невесте косу. Сваха
перед самым венчанием переплетала ей волосы, делала женскую
прическу –укладывала две косы куклями вокруг головы и покрывала
шелковым платком. В наряд невесты входили белое длинное платье,
украшенное приколотым с левой стороны красным восковым
цветком, и длинная фата, прикрепленная к веночку из белых
восковых цветов. Свадебные туфли обязательно должны были быть с
каблуками. Когда невеста была убрана, она становилась на войлок и,
кланяясь родителям в ноги, просила благословения сначала у отца,
потом у матери. Родители, держа в руках икону, благословляли невесту. После благословения невесту «вводили па посад», то есть
сажали в передний УГОЛ на войлок. Девушки располагались вокруг.
А в это время в доме жениха шли последние приготовления к
поездке за невестой. Сходились товарищи-бояре: вместе с дружкой и
свахой они составляли свадебный поезд жениха. Жених наряжался в
полную парадную казачью форму. .
Приезд жениха. Поезд жениха: жених, дружка, товарищи, сваха и
другие родственницы и родственники жениха. Поезд жениха
останавливался у ворот дома невесты; ворота были закрыты и
тщательно охранялись родственниками и соседями невесты.
Начиналась веселая перебранка, пока дружка не покупал ворота.
Покупка невесты. В дом входили дружка, сваха и рабочие. Около
невесты сидела подсвашка (одна из родственниц невесты) и это
место дружке предстояло выкупить для жениха. Справа от невесты
сидели 2 – 3 мальчика, каждый из них держал в руках плеть или
палку – охранять подступы к невесте. После выкупа родители
благословляли детей, все молились, а жених с невестой, взявшись за
концы носового платка, выходили из дома и отправлялись в церковь.
Мать и отец невесты оставались дома. Они выдавали приданое
невесты: сундук, постель, б – 15 подушек, одеяло, тюфяки,
В церкви Священник начинал читать молитву, потом дружкам венцы
и они держали их над головами жениха и невесты. Священник
спрашивал у молодых, согласны ли они вступить в брак (бывали
случаи, когда невеста заявляла о своем несогласии). Молодые 3 раза
обменивались кольцами и целовались Потом священник брал
невесту и жениха за руки и обводил их трижды вокруг аналоя. Перед
выходом из церкви сваха забирала венчальные свечи (их хранили в
семье и зажигали в случае тяжелых родов). В это время
присутствующие смотрели: чья свеча – жениха или невесты – короче,
больше сгорела, тот первым и умрет. Если на свечах были заметны
оплывы воска, новобрачных ожидали удовольствия и богатство
Родители жениха встречали новобрачных, стоя в дверях своего дома
и держа высоко над их головами надрезанный посредине хлеб. Как
только жених и невеста переступали порог дома, родители сообща
переламывали хлеб – одна половина оставалась в руках матери,
другая – в руках отца. Родственники еще во дворе усыпали
новобрачных хмелем, деньгами, конфетами. Дарение. В конце
свадебного пира присутствующие одаривали жениха и невесту,
котроые угощали гостей шишками и вином.
Дидактический материал "СВАДЬБА НА КУБАНИ"
Дидактический материал "СВАДЬБА НА КУБАНИ"
Дидактический материал "СВАДЬБА НА КУБАНИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.