Дидактический материал "СВАДЬБА НА КУБАНИ"

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 24.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация предназначена для использования в качестве дополнительного материала и представлена в виде информации о свадебных обрядах на Кубани, имеющих свои особенности. В публикацию входит также игровой материал (кроссворд), направленный на проверку полученной информации. Ответы на кроссворд также входят в публикацию.
Иконка файла материала СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ.docx
СВАДЬБА НА КУБАНИ  ОТВЕТЫ ПО   ГОРИЗОНТАЛИ:   3.   Роль,   которую   ни   в   коем   случае   не   могла получить бездетная женщина. 4. Ветка дерева на каравае, украшенная красной лентой. 5. Предмет, взявшись за который ж. и н. выходили из родительского дома. 6. Головная повязка из разноцветных лент. 7. Ящик для хранения приданого. 9. Высокий столик с покрытым верхом, вокруг которого   священник   трижды   обводит   ж.   и   н.   в   церкви.   10.   Плотный материал из  шерсти,  на который сажали  невесту в Красном  углу. 11. Обряд, во время которого родители ж. и н. договаривались о закладе в случае расстройства свадьбы. 12. Пирог, испечённый по случаю прихода сватов   в   дом   невесты.   13.   Большой   пирог   с   начинкой,   в   середину которого   запекалась   монета   на   счастье.   14.   Обязательный   атрибут свадебных туфель. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Атрибут женского свадебного наряда. 2. Печёное изделие,   подносимое   ж.   и   н.   гостям   в   благодарность   за   подарки.   5. Девушка, занимающая место жениха возле невесты во время выкупа. 8. Большой круглый хлеб, символ счастья и плодородия в новой семье. 10. Головное   украшение,   которое   дружки   держат   над   головой   ж.   и   н.   в церкви.процедура Свадебные обряды Выбор невесты...Женились казаки с 17-19 лет. О качествах невесты судили, по ее родителям Казак старался подыскать себе невесту – ровню по материальному положению. Свадьбе предшествовала длительная и сватовства. сложная Обыкновенно в сваты (старосты, ходаты) приглашали кого-либо из родственников. В свахи не брали только женщину, у которой не было детей, так как существовало поверие, что и у молодых тогда тоже не будет детей. Сваты шли в дом невесты вечером со специально испеченным по этому случаю пирогом - хлебиной. Если жених был не по душе хозяевам дома, то они не предлагали даже сесть, а это уже было знаком отказа. Но если родители невесты и были рады сватам, то они все равно не давали сразу согласия на брак. Обычай требует, чтобы сваты приходили 3 раза. Сваты в первый день оставляли хлебину. Если в один из последующих дней им возвращали хлебину, это означало категорический отказ. Когда родители невесты, наконец, давали согласие на брак, вечером в их доме собирались родственники. Сваты, получив согласие, шли за женихом, его отцом и матерью. Те несли с собой «хлеб-соль» (узел закуски и бутылку водки). Войдя в дом, женихова родня останавливалась у порога, учтиво здоровалась и кланялась. Мать вводила в комнату дочь, а отец невесты спрашивал сначала парня, потом девушку согласны ли они стать мужем и женой. Невеста скромно отвечала, что из родительской воли не выйдет; мать невесты после согласия ломала (но не резала) хлебину, принесенную старостами в первый день сватовства и раздавала ее своим родственникам. Рукобитие. В доме жениха совершался еще один акт обряда – рукобитие: родители брачащихся договаривались, какую неустойку должна будет заплатить в случае расстройства свадьбы виновная сторона. Заклад скреплялся собственно рукобитием: родители жениха и невесты «били по рукам», то есть клали руки на стол, а сверху клали руки и все присутствующие. В первое после рукобития воскресенье устраивали своды или пропой. Своды. Здесь присутствуют все родственники жениха и невесты. Они договаривались об условиях и дне свадьбы, определяли весь ее ход, церемониал, оговаривали число приглашенных, расходы, подарки, приданое. Изменение этих условий после сводов не допускалось. В день сводов на невесту надевали косник – повязку на голову из разноцветных лент; ее невеста носила до самой свадьбы От рукобития до свадьбы на вечерах девушки, занимались рукоделием, помогая невесте доделывать приданое к свадьбе. Парни угощали девушек сладостями, семечками, заводили танцы, песни, игры. На подобных вечерках пели разные песни – грустные и веселые, исторические и лирические. Период между сводами и свадьбой – 4 – 6 недель Канун свадьбы. За день до свадьбы в домах молодых пекли из пшеничной муки вытушкы (калачи), каравай, лежень и шиши (маленькие круглые хлебцы); разливали вино, затыкая бутылки колосьями пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса (чтобы нечистая сила не забралась) и перевязывали их розовыми лентами. Шишек пекли очень много, так как их подносили каждому, кого приглашали на свадьбу, и во время одаривания молодых, и в знак благодарности за подарки. У жениха в доме пекли большой пирог с начинкой (лежень), в середину которого запекали монету на счастье. Его должны были подавать в конце свадебного пира, причем серединку пирога сохраняли для молодых. Особое значение имело изготовление свадебного каравая. Для этого в доме невесты собирались замужние женщины; старались позвать таких, у которых была дружная хорошая семья и работящий муж. Каравай богато украшали шишками из теста (наподобие еловых и сосновых шишек), птичками- жаворонками, солнцем, месяцем; на нем ставили гильце-вильце (ветку дерева или пучок травы, перевязанные красной лентой). Удачный и красивый каравай предвещал хорошую жизнь молодым. Он считался символом счастья и плодородия в новой семье. Готовый каравай ставили в красный угол, откуда подруги невесты накануне венчания торжественно переносили его в дом жениха. Девичник. В канун свадьбы у молодых устраивались вечеринки. В доме невесты и в доме жениха собирались подруги, товарищи. Невеста, повязав 2 – 3 подружкам платочками, отправляла их с подарками (кисеты, шитые бисером, платки, рубашки) для жениха и его родни. Жених угощал девушек вином, одаривал платочками и посылал невесте свадебный подарок: платье для венчания, туфли, украшения. Утро в день свадьбы. Рано утром мать будила невесту. Часам к 10 утра от жениха к невесте приходила сваха и вместе с девушками под их песни начинала «убирать к венцу». Невеста разбирала свой косник и давала подружкам по ленте. Волосы подвивали, наводили локоны. Девушки крепко-накрепко заплетали невесте косу. Сваха перед самым венчанием переплетала ей волосы, делала женскую прическу –укладывала две косы куклями вокруг головы и покрывала шелковым платком. В наряд невесты входили белое длинное платье, украшенное приколотым с левой стороны красным восковым цветком, и длинная фата, прикрепленная к веночку из белых восковых цветов. Свадебные туфли обязательно должны были быть с каблуками. Когда невеста была убрана, она становилась на войлок и, кланяясь родителям в ноги, просила благословения сначала у отца, потом у матери. Родители, держа в руках икону, благословлялиневесту. После благословения невесту «вводили па посад», то есть сажали в передний УГОЛ на войлок. Девушки располагались вокруг. А в это время в доме жениха шли последние приготовления к поездке за невестой. Сходились товарищи-бояре: вместе с дружкой и свахой они составляли свадебный поезд жениха. Жених наряжался в полную парадную казачью форму. . Приезд жениха. Поезд жениха: жених, дружка, товарищи, сваха и другие родственницы и родственники жениха. Поезд жениха останавливался у ворот дома невесты; ворота были закрыты и тщательно охранялись родственниками и соседями невесты. Начиналась веселая перебранка, пока дружка не покупал ворота. Покупка невесты. В дом входили дружка, сваха и рабочие. Около невесты сидела подсвашка (одна из родственниц невесты) и это место дружке предстояло выкупить для жениха. Справа от невесты сидели 2 – 3 мальчика, каждый из них держал в руках плеть или палку – охранять подступы к невесте. После выкупа родители благословляли детей, все молились, а жених с невестой, взявшись за концы носового платка, выходили из дома и отправлялись в церковь. Мать и отец невесты оставались дома. Они выдавали приданое невесты: сундук, постель, б – 15 подушек, одеяло, тюфяки, В церкви Священник начинал читать молитву, потом дружкам венцы и они держали их над головами жениха и невесты. Священник спрашивал у молодых, согласны ли они вступить в брак (бывали случаи, когда невеста заявляла о своем несогласии). Молодые 3 раза обменивались кольцами и целовались Потом священник брал невесту и жениха за руки и обводил их трижды вокруг аналоя. Перед выходом из церкви сваха забирала венчальные свечи (их хранили в семье и зажигали в случае тяжелых родов). В это время присутствующие смотрели: чья свеча – жениха или невесты – короче, больше сгорела, тот первым и умрет. Если на свечах были заметны оплывы воска, новобрачных ожидали удовольствия и богатство Родители жениха встречали новобрачных, стоя в дверях своего дома и держа высоко над их головами надрезанный посредине хлеб. Как только жених и невеста переступали порог дома, родители сообща переламывали хлеб – одна половина оставалась в руках матери, другая – в руках отца. Родственники еще во дворе усыпали новобрачных хмелем, деньгами, конфетами. Дарение. В конце свадебного пира присутствующие одаривали жениха и невесту, котроые угощали гостей шишками и вином.