Публикация предназначена для использования в качестве дополнительного материала и представлена в виде информации о свадебных обрядах на Кубани, имеющих свои особенности. В публикацию входит также игровой материал (кроссворд), направленный на проверку полученной информации. Ответы на кроссворд также входят в публикацию.
            
        
        
        
                    
                
                    СВАДЬБА НА КУБАНИ
 ОТВЕТЫ
ПО   ГОРИЗОНТАЛИ:   3.   Роль,   которую   ни   в   коем   случае   не   могла
получить бездетная женщина. 4. Ветка дерева на каравае, украшенная
красной лентой. 5. Предмет, взявшись за который ж. и н. выходили из
родительского дома. 6. Головная повязка из разноцветных лент. 7. Ящик
для хранения приданого. 9. Высокий столик с покрытым верхом, вокруг
которого   священник   трижды   обводит   ж.   и   н.   в   церкви.   10.   Плотный
материал из  шерсти,  на который сажали  невесту в Красном  углу. 11.
Обряд, во время которого родители ж. и н. договаривались о закладе в
случае расстройства свадьбы. 12. Пирог, испечённый по случаю прихода
сватов   в   дом   невесты.   13.   Большой   пирог   с   начинкой,   в   середину
которого   запекалась   монета   на   счастье.   14.   Обязательный   атрибут
свадебных туфель.
ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Атрибут женского свадебного наряда. 2. Печёное
изделие,   подносимое   ж.   и   н.   гостям   в   благодарность   за   подарки.   5.
Девушка, занимающая место жениха возле невесты во время выкупа. 8.
Большой круглый хлеб, символ счастья и плодородия в новой семье. 10.
Головное   украшение,   которое   дружки   держат   над   головой   ж.   и   н.   в
церкви.процедура
Свадебные обряды
Выбор невесты...Женились казаки с 17-19
лет.   О   качествах   невесты   судили,   по   ее
родителям   Казак   старался   подыскать   себе
невесту   –   ровню   по   материальному
положению.
Свадьбе   предшествовала   длительная   и
 сватовства.
сложная
 
Обыкновенно   в   сваты   (старосты,   ходаты)
приглашали кого-либо из родственников. В
свахи не брали только женщину, у которой не было детей, так как
существовало поверие, что и у молодых тогда тоже не будет детей.
Сваты шли в дом невесты вечером со специально испеченным по
этому   случаю   пирогом   -   хлебиной.   Если   жених   был   не   по   душе
хозяевам дома, то они не предлагали даже сесть, а это уже было
знаком отказа. Но если родители невесты и были рады сватам, то
они все равно не давали сразу согласия на брак. Обычай требует,
чтобы  сваты  приходили  3 раза.   Сваты в  первый  день  оставляли
хлебину. Если в один из последующих дней им возвращали хлебину,
это означало категорический отказ. 
Когда родители невесты, наконец, давали согласие на брак, вечером
в их доме собирались родственники. Сваты, получив согласие, шли
за женихом, его отцом и матерью. Те несли с собой «хлеб-соль» (узел
закуски   и   бутылку   водки).   Войдя   в   дом,   женихова   родня
останавливалась   у  порога,   учтиво   здоровалась   и   кланялась.   Мать
вводила в комнату дочь, а отец невесты спрашивал сначала парня,
потом   девушку   согласны   ли   они   стать   мужем   и   женой.   Невеста
скромно   отвечала,   что   из   родительской   воли   не   выйдет;   мать
невесты после согласия ломала (но не резала) хлебину, принесенную
старостами   в   первый   день   сватовства     и   раздавала   ее   своим
родственникам.
Рукобитие.  В   доме   жениха   совершался   еще   один   акт   обряда   –
рукобитие: родители брачащихся договаривались, какую неустойку
должна будет заплатить в случае расстройства свадьбы виновная
сторона.   Заклад   скреплялся   собственно   рукобитием:   родители
жениха и невесты «били по рукам», то есть клали руки на стол, а
сверху клали руки и все присутствующие. В первое после рукобития
воскресенье устраивали своды или пропой.
Своды.  Здесь присутствуют все родственники жениха и невесты.
Они договаривались об условиях и дне свадьбы, определяли весь ее
ход,   церемониал,   оговаривали   число   приглашенных,   расходы,
подарки,   приданое.   Изменение   этих   условий   после   сводов   не
допускалось. В день сводов на невесту надевали косник – повязку на
голову из разноцветных лент; ее невеста носила до самой свадьбы
От   рукобития   до   свадьбы  на   вечерах   девушки,   занимались
рукоделием, помогая невесте доделывать приданое к свадьбе. Парни
угощали девушек сладостями, семечками, заводили танцы, песни,
игры.   На   подобных   вечерках   пели   разные   песни   –   грустные   и
веселые,   исторические   и   лирические.   Период   между   сводами   и
свадьбой – 4 – 6 недель
Канун  свадьбы.  За день до свадьбы в домах  молодых пекли из
пшеничной   муки   вытушкы   (калачи),   каравай,   лежень   и   шиши
(маленькие   круглые   хлебцы);   разливали   вино,   затыкая   бутылки
колосьями пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса (чтобы нечистая сила
не забралась) и перевязывали их розовыми лентами. Шишек пекли
очень много, так как их подносили каждому, кого приглашали на
свадьбу, и во время одаривания молодых, и в знак благодарности за
подарки. У жениха в доме пекли большой пирог с начинкой (лежень),
в середину которого запекали монету на счастье. Его должны были
подавать   в   конце   свадебного   пира,   причем   серединку   пирога
сохраняли   для   молодых.     Особое   значение   имело   изготовление
свадебного каравая. Для этого в доме невесты собирались замужние
женщины;   старались   позвать   таких,   у   которых   была   дружная
хорошая   семья   и   работящий   муж.   Каравай   богато   украшали
шишками из теста (наподобие еловых и сосновых шишек), птичками-
жаворонками,   солнцем,   месяцем;   на   нем   ставили   гильце-вильце
(ветку   дерева   или   пучок   травы,   перевязанные   красной   лентой).
Удачный и красивый каравай предвещал хорошую жизнь молодым.
Он считался символом счастья и плодородия в новой семье. Готовый
каравай ставили в красный угол, откуда подруги невесты накануне
венчания торжественно переносили его в дом жениха. 
Девичник. В канун свадьбы у молодых устраивались вечеринки. В
доме   невесты   и   в   доме   жениха   собирались   подруги,   товарищи.
Невеста,   повязав   2   –   3   подружкам   платочками,   отправляла   их   с
подарками (кисеты, шитые бисером, платки, рубашки) для жениха и
его родни. Жених угощал девушек вином, одаривал платочками и
посылал невесте свадебный подарок: платье для венчания, туфли,
украшения. 
Утро в день свадьбы. Рано утром мать будила невесту. Часам к 10
утра от жениха к невесте приходила сваха и вместе с девушками под
их   песни   начинала   «убирать   к   венцу».   Невеста   разбирала   свой
косник и давала подружкам по ленте. Волосы подвивали, наводили
локоны. Девушки крепко-накрепко заплетали невесте косу.   Сваха
перед самым венчанием переплетала ей волосы, делала женскую
прическу –укладывала две косы куклями вокруг головы и покрывала
шелковым платком. В наряд невесты входили белое длинное платье,
украшенное   приколотым   с   левой   стороны   красным   восковым
цветком,   и   длинная   фата,   прикрепленная   к   веночку   из   белых
восковых цветов. Свадебные туфли обязательно должны были быть с
каблуками. Когда невеста была убрана, она становилась на войлок и,
кланяясь родителям в ноги, просила благословения сначала у отца,
потом   у  матери.     Родители,   держа  в   руках  икону,   благословлялиневесту.  После благословения невесту «вводили па посад», то есть
сажали в передний УГОЛ на войлок. Девушки располагались вокруг.
А   в   это   время   в   доме   жениха   шли   последние   приготовления   к
поездке за невестой. Сходились товарищи-бояре: вместе с дружкой и
свахой они составляли свадебный поезд жениха. Жених наряжался в
полную парадную казачью форму. .
Приезд жениха. Поезд жениха: жених, дружка, товарищи, сваха и
другие   родственницы   и   родственники   жениха.   Поезд   жениха
останавливался   у   ворот   дома   невесты;   ворота   были   закрыты   и
тщательно   охранялись   родственниками   и   соседями   невесты.
Начиналась веселая перебранка, пока дружка не покупал ворота. 
Покупка невесты.  В дом входили дружка, сваха и рабочие. Около
невесты   сидела   подсвашка   (одна   из   родственниц   невесты)   и   это
место дружке предстояло выкупить для жениха. Справа от невесты
сидели 2 – 3 мальчика, каждый из них держал в руках плеть или
палку   –   охранять   подступы   к   невесте.   После   выкупа   родители
благословляли детей, все молились, а жених с невестой, взявшись за
концы носового платка, выходили из дома и отправлялись в церковь.
  Мать   и   отец   невесты   оставались   дома.   Они   выдавали   приданое
невесты: сундук, постель, б – 15 подушек, одеяло, тюфяки, 
В церкви Священник начинал читать молитву, потом дружкам венцы
и   они   держали   их   над   головами   жениха   и   невесты.   Священник
спрашивал   у   молодых,   согласны   ли   они   вступить   в   брак   (бывали
случаи, когда невеста заявляла о своем несогласии). Молодые 3 раза
обменивались   кольцами   и   целовались   Потом   священник   брал
невесту и жениха за руки и обводил их трижды вокруг аналоя. Перед
выходом из церкви сваха забирала венчальные свечи (их хранили в
семье   и   зажигали   в   случае   тяжелых   родов).   В   это   время
присутствующие смотрели: чья свеча – жениха или невесты – короче,
больше сгорела, тот первым и умрет. Если на свечах были заметны
оплывы воска, новобрачных ожидали удовольствия и богатство 
Родители жениха встречали новобрачных, стоя в дверях своего дома
и держа высоко над их головами надрезанный посредине хлеб. Как
только жених и невеста переступали порог дома, родители сообща
переламывали   хлеб   –   одна   половина   оставалась   в   руках   матери,
другая   –   в   руках   отца.   Родственники   еще   во   дворе   усыпали
новобрачных   хмелем,   деньгами,   конфетами.  Дарение.  В   конце
свадебного   пира   присутствующие   одаривали   жениха   и   невесту,
котроые угощали гостей шишками и вином.