Вадим Сергеевич Шефнер
Имя для птицы
(Летопись впечатлений)
Золотое ли детство?
Както раз я спросил у одной художницы, почему это на полотнах старых мастеров лица у
детей такие взрослые. Мадонна или просто какаянибудь не божественная женщина держит
на руках ребенка или ведет его за ручку, телом он совсем маленький, а глаза смотрят
серьезно, и вообще нечто старообразное есть в его чертах. Для чего это овзросление
малюток в ущерб миловидности и привлекательности?
Художница ответила мне примерно так. Старые мастера и вообще большие живописцы
прошлого видели в младенце прежде всего человека. Они, конечно, могли бы изобразить
маленького счастливого бэби, уж на этото умения у них хватило бы. Но сквозь оболочку
детскости они прозревали в ребенке человека. То есть они видели в нем не просто живое
существо, которое в дальнейшем станет человеком, но УЖЕ человека. Ведь главное в
каждом малыше не то, что он ребенок, а то, что он человеческий ребенок. И жизнь у него
человеческая – трудная, сложная. Так что не стоит живописать его в виде глупенького
хорошенького открыточного пупсика с застывшей счастливой улыбкой. Конечно, детство –
это заря жизни, это счастье. Но сам ребенок этого счастья не осознает. Вот вы в детстве
были счастливы?
Выслушав ее, я призадумался. Конечно, какойто перебор и перехлест был в ее словах. Но
когда я начал перебирать в памяти грустные и счастливые впечатления своего детства,
счастливых оказалось очень мало. И причиной тому были отнюдь не родители, не
окружающие, не трудности эпохи. Причина лежала во мне самом. Мне просто некогда было
быть счастливым.
Ну а как же тогда быть с «золотым детством»? «Золотое детство» – это прочно
затверженная формула.
А что, если миф о золотом детстве придумали взрослые дяди и тети, которые забыли свои
детские годы? Ведь если бы люди в детстве были безоблачно счастливы, то из детей
вырастали бы глупые люди. Между тем мы живем в обществе людей разумных. Конечно, есть
и глупцы, – дураков, как говорится, на сто лет запасено, и запас все время пополняется. Но
количество недоумков ничтожно по сравнению с огромным количеством людей талантливых,
способных, умных, толковых, мыслящих, – и это во всех областях жизни.
Детство – пора очень напряженной учебы («научения», как теперь говорится), пора
освоения и усвоения бытия. В детстве жить очень интересно и очень нелегко. Колоссальный
поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всем надо разобраться,
а умственных силенок и опыта еще очень мало. Все время ошибки, накладки, просчеты,
обиды, недоумения. Радость постижения чегото мгновенно сменяется новыми поисками и
новыми ошибками.
Ктото сказал, что каждый человек – это целый мир. Но фундамент этого мира человек
закладывает очень рано. Самые тяжелые камни нам приходится ворочать в детстве, потом
уже пойдут кирпичики. А под старость, с высоты взрослых лет, эти камни начинают казаться
нам легкими, как пушинки, и мы начинаем вспоминать свое золотое детство.
Дидактический материал: тексты для анализа и изложений. Тексты №№ 13-14 (5-9 классы, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.