Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"
Оценка 5

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
русский язык
7 кл
24.01.2017
Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"
Дидактический сундучок создали учащиеся 7-го класса, используя учебники по русскому языку, методические материалы, журналы "Русская словесность", "Русский язык в школе", интернет-ресурсы. Дидактический материал можно использовать на уроках, при подготовке к экзаменам, при проведении викторин и олимпиад. Задания разнообразны, интересны и увлекательны.
Дидактический сундучок Деепричастие.doc
Министерство общего и профессионального образования  Свердловской области ГКОУ СО «Карпинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа­интернат » ДИДАКТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК ( В РАМКАХ ПРОЕКТА  ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ")                            Составители: учащиеся 7 класса Стольников Алёша,                                                    Тупицына Ксения, Шляева Юля                               Руководитель   Дрягина Людмила Юрьевна г.Карпинск 2016 год Содержание В   дидактическом   сундучке     собран   разнообразный   дидактический материал   для   закрепления   знаний   и   навыков   правописания   и   употребления деепричастий и деепричастных оборотов. Дидактический сундучок может стать хорошим подспорьем для учителя русского языка, а также для учащихся  при подготовке к ЕГЭ. В дидактическом сундучке задания расположены от простого к сложному, некоторые   задания   позволяют   попутно   повторить   орфограммы   корней   с чередованиями. Имеются  задания, которые закрепляют   умение  находить  деепричастные обороты,   определять   их   границы,   правильно   расставлять     знаки   препинания; тренировочные   упражнения   на   закрепление   правописания   «НЕ   с деепричастиями». Благодаря   заданиям   по   образованию     деепричастий   совершенного   и несовершенного   вида   учащиеся   смогут   самостоятельно   образовывать деепричастия от глаголов при помощи  суффиксов. В сундучке имеются  интересные задания по развитию речи.    Задания включают в себя: ­конструирование предложений; ­исправление ошибок, связанных с неправильным употреблением деепричастий и деепричастных оборотов; ­создание   художественных   текстов   с   использованием   деепричастий   и деепричастных оборотов. Также   здесь   представлены   игры,   позволяющие   проверить   и   развивать языковое чутьё учеников, разноуровневые тесты и диктанты.  Весь материал из «Дидактического сундучка» позволяет нам рассмотреть выразительные возможности деепричастий и их роль в тексте. «КАК ПАДАЮТ ВОДЫ В ЛОДОРЕ?»                                   Английский поэт Р.Саути Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь, и пенясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая , Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,­ Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! Найдите деепричастия в этих пословицах 1. Не давши слова, крепись, а давши – держись. 2. Не зная броду, не суйся в воду. 3. Рассердясь на блох, да и шубу  в печь. 4. Снявши голову, по волосам не плачут. 5. Что имеем, не храним, потерявши – плачем. ПОВТОРИМ ТЕМУ «КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ» Задание: расставьте знаки препинания, заполните таблицу. 1. Прочитав все словари мы не спали до зари. 2. Простираясь перед нами равнина манила цветами. 3. Проживая в районе парка я вижу как звёзды горят ярко. 4. Пловец пловчиху угощая пойти на танцы приглашает. 5. Росток пробившись сквозь плиту теперь всем виден за версту. 6. Касаясь этого звонка слышу трель издалека. 7. Обмакнув перо в чернила я восемь линий прочертила. ­зар­  ­зор­ ­гор­  ­гар­ ­раст­  ­рос­  ­ращ­ ­кас­  ­кос­ ­бер­  ­бир­ ­тер­  ­тир­ ­чет­  ­чит­ ­равн­  ­ровн­ ­скак­ ­скоч­ ­плав­  ­плов­  ­плыв­ ­мак­  ­мок­ ПОВТОРИМ ТЕМУ «КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ» Задание: расставьте знаки препинания, заполните таблицу. 1. Растворив в воде лекарство творец чувствовал себя прекрасно. 2. Мы собираясь на корт берём с собой три пары шорт. 3. Выскочив из зарослей пушистенький зверёк скакал настолько быстро, что я догнать не смог. 4. Употребляя некоторые  словосочетания мы не можем избежать наказания. 5. Добиваясь своих прав в Ростов поехал Ростислав. 6. Приложив немного сил пловец пловчиху угостил. 7. Скаковая лошадь разогнавшись едва не налетела на проезжавших. 8. Обмакнув кисть в краску вы испортили лист совершенно напрасно. 9. Проведя касательную «пятёрку» получил ученик внимательный. ­зар­  ­зор­ ­гор­  ­гар­ ­раст­  ­рос­  ­ращ­ ­кас­  ­кос­ ­бер­  ­бир­ ­тер­  ­тир­ ­чет­  ­чит­ ­равн­  ­ровн­ ­скак­ ­скоч­ ­плав­  ­плов­  ­плыв­ ­мак­  ­мок­ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ « ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ» Задание №1. Спишите предложения, раскрывая скобки (Не) глядя на мать, Олег стал собирать вещи. Женщина (не)доумевала, куда исчез билет. Приходилось работать, (не) жалея сил. (Не) жалей сил на хорошее дело! Его учили преодолевать трудности, (не) унывая и (не) хныча. Задание №2  Спишите, раскрывая скобки. (Не) давши слова, крепись, а давши, держись. (Не) зная брода, (не) суйся в воду. (Не) убив медведя, шкуры (не) продают. (Не) поглядев в святцы, да и бух в колокола. Замените выделенные слова деепричастиями с НЕ Задание №3 Ласточки без умолку щебетали. Снег шёл беспрестанно всю неделю. Сельчане без устали работали в поле. СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ №1  Не_годуя на ненастье, не_смыкая глаз, не_растеряв друзей, не_ мечтая о  будущем, не_дождавшись звонка, не_взлюбив щенка, шёл не_ оглядываясь,  вышла замуж не_любя, не_вмешиваясь в события, не_пользуясь успехом,  не_щадя сил. №2  Не_давая опомниться, не_уронив своего достоинства, не_скрывая истинных причин,   не_давая   обещаний,   не_навидя   трусость,   не_глядя   по   сторонам, работает   не_торопясь,   не_покладая   рук,   не_доиграв   партии,   смотрел не_доумевая, совсем не_растерявшись. ОТМЕТЬТЕ СЛИТНЫЕ НАПИСАНИЯ (НЕ) ВИДЯ (НЕ) ВЕРЯ (НЕ) ДОУМЕВАЯ (НЕ) НАХОДЯ (НЕ) ЗАМЕЧАЯ (НЕ) ПРОИЗНОСЯ (НЕ) СТИХАЯ (НЕ) НАВИДЯ (НЕ) ДОЖДАВШИСЬ (НЕ) УЗНАВ (НЕ) РАДУЯСЬ (НЕ) ЧУВСТВУЯ (НЕ) СТРАШАСЬ (НЕ) ВОЗМУЩАЯСЬ (НЕ) ВЗЛЮБИВ (НЕ) ПРИПОМИНАЯ (НЕ) УМОЛКАЯ (НЕ) ПОМНЯ (НЕ) ГОДУЯ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «СОВЕРШЕННЫЙ И НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД» Укажите деепричастия, перешедшие в наречия и предлоги. Спишите, Задание №1 раскрывая скобки. Не слушая, не услышишь – (не) смотря, не увидишь. (Не) спеша бродят медведи. Листва берёз висит (не) шелохнувшись. Листья (не)хотя отрываются и словно повисают на (не)видимых паутинках. Лёжа пищи (не) добудешь. Без   хороших   отцов   нет   хорошего   воспитания,   (не)   смотря   на   все   школы, институты и пансионы.                                   Задание №2 Выпишите в столбик сначала глаголы несовершенного вида, а затем Образуйте от них деепричастия соответствующего вида. Выделите совершенного. суффиксы деепричастий. Воевать,   вознестись,   возникнуть,   вымокнуть,   завизжать,   запереться,   извести, известись, изгонять, издавать,   красться,   найти,   обвести,   обламывать,   обрести,   околдовывать, отвлечься,   отцвести,   остричься,   ошибиться,   препираться,  посеять,   приберечь, продрогнуть, рассеять, расторгнуть,  сдвигать, сдаться, упереться. От данных глаголов образуйте деепричастия, использовав, где возможно, Задание №3 суффиксы ­А,­Я, ­В, ­ВШИ, ­ШИ, ­УЧИ, ­ЮЧИ. Прочищать,   прочистить,   обуть,   обувать,   обессилеть,   обессилить,   шагать,   откликнуться, шагнуть,   участвовать, предчувствовать,   предупредить,   предупреждать,   прекратить,   прекращать,   танцевать,   откликаться,   тонуть, носить,   нести,   возить   ,   везти,   быть,   бывать,   написать,   завязать,   намазать, мурлыкать, кричать, крикнуть, колебать, звучать, сидеть, сесть, выжечь, смять, протереть, бить, стать, брить, ошибиться, реветь, дать, есть. Выделите деепричастия, указав вид и соотнесённость во времени действия, выраженного деепричастием, с действием, Задание №4 выраженным глаголом в личной форме. 1.Деревья радостно  трепещут, Купаясь в небе голубом. 2.Волны несутся, гремя и сверкая, Чуткие звёзды глядят с высоты. 3.Клубятся тучи, млея в блеске алом. Хотят в росе понежиться поля. В последний раз за третьим перевалом Пропал ямщик, звеня и не пыля. 4.Пронеслась роза седая, Разлетевшись по лазури. 5.Не любивши тебя, В сёлах слыл молодцом,­ А с тобою, мой друг, Города нипочём! 1.Образуйте и запишите деепричастия несовершенного вида. Укажите глаголы, от которых таких деепричастий образовать нельзя. Задание №5 Свирепеть, кричать, бежать, грохотать, проповедовать, заведовать, тормозить, беречь, заглядывать, бить, быть, признавать, визжать, писать, метить, метать, роптать, стрекотать, мёрзнуть, волноваться. 2.Образуйте и запишите деепричастия совершенного вида. Вынести,   развеять,   развить,   обессилеть,   обессилить,   сберечь,   прикоснуться, запрячь, запереть, отречься, встретить, увести, выгрести, запыхаться, присесть, сбежать, остаться, сплести. Перепишите, образуя от данных глаголов деепричастия соответствующего вида. Объясните устно пунктуацию при деепричастных оборотах. Задание №6 1.Чуть свет я вставал и, наскоро (напиться) чаю, пускался в путь. 2.(Выбрать) где­нибудь сухой песчаный берег, я приказывал лодке причаливать к нему. 3. Обиженные вороны сидели вокруг, каркали, не (сметь) подступить к суровому царю, и только изредка урывали сзади небольшие кусочки. 4. (Оставить) деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке. 5. (Подняться) с восходом солнца и (указать) направление, по которому нужно идти, мы отправились с товарищем вперёд. Задание №6 К данным  деепричастным оборотам вместо точек присоедините одно из двух указанных предложений. Объясните, почему вами выбран этот вариант. 1.Дойдя до реки,…а) усталость овладела нами; б) мы устроили привал. 2.Плывя в лодке,…а)множество птиц виднелось по берегам реки;  б) путешественники видели по берегам реки множество птиц. 3.Заметив   со   всех   сторон   лодки   и   людей,…а)   стадо   диких   коз   бросилось врассыпную; б) стадо диких коз охватил ужас. 4.Собираясь в поход,…а) ребята тщательно продумали все детали путешествия; б) на рассвете был назначен сбор. 5.Подъезжая к станции,…а) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи; б) в вагоне стало шумно. 6.Набирая скорость,… а) поезд быстро приближался к горному перевалу; б) в окно было видно мелькание телеграфных столбов. Прочитайте. Укажите, какие неправильности допущены в построении  деепричастных оборотов. Перепишите предложения, исправляя их. Задание №7 1.Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор». 2.Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. 3.Посмотрев такую постановку, сразу напрашивается вывод о жизни за стенами костылёвской ночлежки. 4.Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей. 5.Множество городов и деревень было уничтожено фашистами, лишив население крова. 6.Войдя в кочегарку, нас обдало жаром. 7.Услышав о разведке, Пете стало весело. Найдите деепричастия совершенного и несовершенного вида Задание №7 Ёжась от свежего ветерка, Чуть посинев, крепыши­ маслята, Взявшись за руки, как ребята,  Топают, греясь вокруг пенька. Замените отглагольные существительные глаголами  и деепричастиями с Задание №8 суффиксами –СЯ (­СЬ). Борьба­ охота­ встреча­ остановка­ обтирание­ занятие­ прогулка­ купание­ сопротивление­ подъём­ подготовка­ ученье­ ВЫДЕЛИТЕ ЗАПЯТЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ Робко свечу потушив я подхожу к окну. Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель. Задание №1 Измучив   доброго   коня   на   бранный   пир   к   закату   дня   спешил   жених нетерпеливый Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней смеясь неловкости своей.       Скользя по утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого          коня. Задание №2       Звезда полей горит не угасая.       Иван Евдокимович был тронут и уходя обнял меня.       Я остановился глотая волнения маленькими глоточками как лёд в        полдень.       Жизнь устроена так дьявольски, что не умея ненавидеть невозможно         искренне любить.                                    Пожарные свесив парусиновые ноги с площадки мотали головами в касках и пели. Задание №3 Савельич дремля качался на облучке. Глупо смеясь и ласково мыча протягивал он Татьяне пряничного петушка. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким визгливым лаем.                                     Пассажиры согнувшись под тяжестью преогромных мешков бегали от головы Задание №4 поезда к хвосту и от хвоста к  голове. Мастер спал лёжа в тулупе поперёк садовой дорожки. Отец   Фёдор   улыбнулся   и   внимательно   глядя   на   себя   в   зеркало   начал подстригать свою благообразную бородку. В полночь дворник Тихон хватаясь руками за все попутные палисадники и надолго приникая к столбам тащился в свой подвал. Задание №5 Подчеркните деепричастные обороты. 1.Наклонив голову, потупя голову, потеряв голову. 2.(Слушать) разинув рот, раздвинув занавески, распахнув ворота. 3.(Работать) спустя рукава, закатав рукава, пришив рукава. 4.Уложив вещи в саквояж, положив зубы на полку, положив учебники в сумку. 5.Открыв глаза, выпучив глаза, глядя в глаза. 6.Перемахнув через забор, махнув на сына рукой, махнув сыну рукой. УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ Задание №1 Выберите грамматически правильное продолжение предложения 1. Пользуясь толковым словарём, а) сначала читается вступительная статья. б) меня поразило богатство нашего языка. в) обратите внимание на иллюстративный материал. г) многие слова окажутся вам неизвестными.   2. Обдумав план сочинения, а) я стал подбирать эпиграф. б) композиция не должна быть нарушена. в) много было распределено время. г) требуется знание художественного произведения. 3. Работая над рецензией, а) главная мысль определяется не сразу. б) была дана оценка тексту. в) определите сначала главную мысль текста. г) анализируются языковые средства выразительности текста. 4. Анализируя творчество Пушкина, а) литературоведов ждёт ещё много открытий. б) обнаруживаются черты многих жанров и направлений. в) невольно поражаешься разносторонности его таланта. г) талант его вызывает восхищение. 5.  Решая задачу, а) прочитайте внимательно условие. б) используются справочники. в) нельзя пользоваться калькулятором. г) может быть несколько ответов. Задание №2 Отредактируйте примеры, объясните ошибки в употреблении деепричастий. 1. Закончив покосы, началась уборка урожая 2. Окна были ярко освещены, подойдя к дому. 3. Посетив зоопарк, он нам понравился. 4. Мы обсудили её, прочитав книгу. 5. Приветливо виляя хвостом, мы встретили Рыжика у калитки. 6. Сделав уроки, у меня заболели глаза. 7. Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям. 8. Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника. 9. Глядя вдаль, у неё возникают грустные мысли. 10.Думая о прошлом, в её воспоминании оживают счастливые дни. 11.Рассматривая   картину,   чувствуется   отношение   художника   к одинокой  Алёнушке. Задание №3 СЛОЖНОЕ СПИСЫВАНИЕ. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Выберите из скобок подходящие по смыслу предложения. Я   жил   (не)дорослем   (гоняя,   гонявши)   голубей   и   (играя,   игравши)   в чехарду с дворовыми мальчишками. Однажды   осенью   матушка   варила   в   гостиной   медовое   варенье   а   я (облизываясь, облизнувшись) смотрел на кипучие пенки. (Проснувшись, просыпаясь) поутру довольно поздно я увидел что буря утихла. (Приезжая, приехав) в Оренбург я прямо явился к генералу. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Перед вами три предложения, в которых содержится весьма интересная информация о моде 18 века, но понять её мешают грамматические ошибки. Исправьте их. 1.Пытаясь сохранить макияж, у дам в 18 веке было принято умываться не каждый день. Ключ:  Пытаясь сохранить макияж, дамы в 18 веке умывались не каждый день. 2.Покрывая   лицо   свинцовыми   белилами,   появлялась   аристократическая бледность кожи. Ключ: Покрывая   лицо   свинцовыми   белилами, аристократической бледности кожи.   дамы   добивались 3.Имитируя родинки, дамы использовали мушки, храня их в специальных золотых и серебряных коробочках – «мушечницах». Ключ: Имитируя   родинки,   дамы   использовали   мушки,   которые   хранились   в золотых и серебряных коробочках – «мушечницах». Исправьте грамматические ошибки 1.Художник, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям. Ключ:           Художник, заметив удивительное в окружающем мире, рассказал об                этом людям.          2.Рассматривая картины, нас покоряет мастерство художника.           Ключ:           Когда мы рассматриваем картины, нас покоряет мастерство           художника.           3.Знакомясь с творчеством Айвазовского и изучив его биографию, мы              открыли для себя много интересного.           Ключ:            Познакомившись с творчесвтом Айвазовского и изучив его биографию, мы открыли для себя много интересного.            Составьте текст­ описание известной вам картины В.М.Васнецова «Богатыри» с помощью следующих деепричастных оборотов: Задание 1.всматриваясь в картину; 2.символизируя смелость и отвагу; 3.напряжённо вглядываясь; 4.высоко поднимая сорокапудовую палицу; 5.готовясь вступить в смертельную схватку; 6.внушая страх противнику; 7.спокойно наклонив голову; 8.почуя врага; 9.лукаво улыбаясь; 10.поражая находчивостью; 11.держа в правой руке гусли; 12.не боясь вражеских полчищ; 13.как будто возвышаясь над землёй; 14.мужественно защищая своё Отечество. Работа с текстом по картине И.К.Айвазовского Задание Допишите текст, вставив вместо пропусков деепричастия или деепричастные обороты. Можно использовать материал стихотворения Р.Саути.     Перед нами картина И.К.Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные   устремляются   вниз   с   огромной потоки   воды,_______________, высоты__________________. Они,___________________, неостановимо бегут наперегонки, ___________________________.  Вот они,________________, Переливаются под лучами солнца, а вот,__________________, Сливаются с тёмными скалами. Кто разгадает тайну? Кто укротит стихию, которая,_________________________, веками удивляет человека? Работа с текстом по картине В.М.Васнецова «Алёнушка». Замените подчеркнутые глаголы деепричастиями. Как изменится пунктуация предложений? Подчеркните деепричастные обороты, Задание расставляя знаки препинания.        Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляет задуматься о горькой судьбе одинокого человека.            Уронила  голову на руки, отрешённо смотрит вдаль бедная девушка. Переживания  сжимают  сердце, туманят её безрадостный взгляд. Неласково  превратились   в   плотную   стену.   Серое   небо  навевает шумят   деревья, тревожные   мысли,   окутывает   холодом.   Глубокое   озеро   тоскливо  чернеет, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку,  напоминают  о несбывшихся мечтах.        Кажется, что осенняя природа чувствует настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу. Ключ:        Картина В.М.Васнецова «Алёнушка» производит грустное впечатление, заставляя задуматься о горькой судьбе одинокого человека.            Уронив голову  на  руки,  отрешённо смотрит вдаль  бедная девушка. Переживания,сжимая   сердце,  туманят   её   безрадостный   взгляд.   Неласково шумят   деревья,  превратившись   в   плотную   стену.  Серое   небо,  навевая тревожные   мысли,  окутывает   холодом.   Глубокое   озеро,  тоскливо   чернея, пугает неизвестностью. Золотые листья окружают Алёнушку, напоминая о несбывшихся мечтах.        Кажется, что осенняя природа, чувствуя настроение девушки, стремится утешить печальную красавицу. ДЕЕПРИЧАСТИЯ В  СТИХАХ. Найдите деепричастия или деепричастные обороты. Дыханье вечера долину освежило, Благоухает древ трепещущая сень, И яркое светило, Спустившись в недра вод, уже переступило Пылающих небес последнюю ступень. (П.Вяземский) А вот и лес! И гул идёт Под стук колёс в лесу зелёном; Берёз весёлый хоровод, Шумя, встречает нас поклоном. От паровоза белый дым, Как хлопья ваты, расползаясь, Плывёт, цепляется по ним, К земле беспомощно склоняясь. Опять привольные поля Проходят мимо нас кругами, И хутора, и тополя Плывут, скрываясь за полями.                                      (И.А.Бунин) Найдите и выпишите только деепричастия  и деепричастные обороты с глаголами, к которым они относятся. Зима!...Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как­нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно…                                     (А.С.Пушкин) ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ» 1.Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает: Вариант 1 а) признак предмета по действию; б) признак признака; в) добавочное действие при  основном действии, выраженном глаголом; г) действие предмета. 2.Найдите деепричастия: а) увидел;   б) шлёпая;        в) поднявши; г) спеша;          д) принявший; е) свежо. 3.Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не  расставлены). А. Ребятишки прыгали любуясь на ёлку.          Б. Ребятишки прыгали и любовались на ёлку.              В. Прыгающие ребятишки любовались на ёлку.      Г. Прыгая ребятишки любовались на ёлку. 4.В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий? А. Открывая книгу, из неё выпал листок.                Б.  Прочитав рассказ, он показался мне скучным.                В.  Дверь висела на одной петле, скрипя от ветра.                                 Г.   Сидя у окна, девочка читала. 5.Определите, как надо писать НЕ со словами в предложениях? (Не) давши слова, крепись, а давши, держись. Он ушёл, (не) довыполнив задания. Выберите правильный ответ. А. В 1­ом случае слитно, во 2­ом – раздельно. Б. В 1­ом случае раздельно, во 2­ом – слитно. В. В обоих случаях слитно. Г.  В обоих случаях раздельно. 6. Найдите деепричастия совершенного вида: А) глядя;    Б) сложив;       В) отнявши;        Г)  прочитав;        Д)  улыбаясь;      Е)  балуясь. 8. Выберите правильный ответ.       Укажите столбик: а), б), в) или г),      в котором  последовательно расположенные буквы      соответствуют пропущенным в данных словах буквам:                          а)           б)           в)              г) г_лерея            о             а             а               о к_мбинация     а             а             о               о с_ять                 и            е              и              е д_станция         е             е             и              и б_ссейн            сс            с            сс             с 9.Укажите правильный ответ. А.Пролетая над садами, ветер шелестел листвою. Б. Пролетая над садами, ветер шелестел листвою. В. Пролетая над садами, ветер шелестел листвою. ОЦЕНКИ За 14 правильных ответов – «5», за 11­13 – «4»,  за 8­10 – «3», за 5­7 – «2». 1.Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие: а) время, б) вид. в) лицо. Вариант 2 2. Найдите деепричастия: а) вечерело                          г) закрыв б) рисовал                           д) будучи в) улыбаясь                         е) игравший 3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не  расставлены) А. Девочка смотрела не мигая в окно. Б.  Собака почуяв меня насторожилась. В.  Мы шли по тропинке пересекавшей поле. Г.   Улыбаясь он посмотрел вокруг. 4. В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастий? А. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. Б.  Он пришёл в ужас выслушав меня. В.  Приближаясь к роще она пошла тише. Г.   Заканчивая чертёж, у меня сломался карандаш. 5.Определите, как надо писать НЕ в каждом случае в предложениях? Выберите правильный ответ. Сам того  (не) ведая, он открыл великий закон. (Не )годуя, он ушёл. А. В 1­ом случае слитно, во 2­ом – раздельно. Б.  В 1­ом случае раздельно, во 2­ом – слитно. В.  В обоих случаях слитно. Г.  В обоих случаях раздельно. 6. Найдите деепричастия несовершенного вида а) играя                             г) увидевши б) увидя                            д) кружась в) просохши                     е) спеша 7.Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в данных словам буквам:                          а)                   б)               в)               г) экспре_            сс                   с                 с                сс ба_ейн              сс                   с                сс               с г_лерея             а                     о                о                а д_станция        и                     и                е                е к_мбинация     о                     а                 а               о 8.Укажите правильный ответ. А. Охраняя природу, ты защищаешь родину. Б.  Охраняя природу, ты защищаешь родину. В.  Охраняя природу, ты защищаешь родину. Г.  Охраняя природу, ты защищаешь родину. 9.Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида: а) спешат                        г) ждут б) жуют                           д) глядят в) балуются                     е) кричат ОЦЕНКИ За 15 правильных ответов – «5»; за 12­14  ­ «4»: за 9­11 – «3»; за 6­8 – «2». Вариант 3 1.Укажите, каких глагольных признаков нет у деепричастия: а) вид б) наклонение в) изменяемость г) значение действия или состояния д) способность управлять существительными. 2.Определите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие: а) крыть; б) лить; в) жить; г) плыть. 3.В каком предложении нужна запятая? Выберите правильный ответ. Зажмурясь она тут же открыла глаза. Она сидела зажмурясь. А. В 1­ом предложении. Б. во 2­ом предложении. В. В обоих предложениях. Г. Ни в одном из предложений. 4. Найдите деепричастия совершенного вида: а) любя; б) звеня; в) кляня; г) склоня. 5. Укажите, в каких примерах деепричастие входит в состав фразеологического оборота: а) положив документы в стол; б) положив руку на пульт управления; в) положив руку на сердце; г) положив вещи в чемодан. 6. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?      Выберите правильный ответ. 1. Одни воробьи не горевали, и распуша пёрышки, ещё яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам. 2. Одни воробьи не горевали и, распуша пёрышки, ещё  яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам. А. В 1­ом предложении; Б. Во 2­ом предложении. В. В обоих предложениях. Г. Ни в одном из предложений. 7. Выберите деепричастия, которые пишутся с НЕ слитно: а) (не) прекращая б) (не)годуя в) (не) завидуя г) (не) увлекаясь   8. Найдите деепричастия несовершенного вида: а) перестроив;                        в) раскачиваясь; б) разбежавшись;                   г) закрутясь. 9. В каком предложении допущены ошибки в постановке знаков препинания? А. Герасим шёл, не торопясь, и не спуская Муму с верёвочки. Б. Поезд, не останавливаясь, летел в неизвестном направлении. В. Медсестра, негодуя, вбежала в палату. Г. Кто­то не спеша шёл по аллее. 10. Какие деепричастия окончательно перешли в наречия: а) превозмогая;                  г) нехотя; б) шутя;                              д) догадываясь; в) молча. 11. В каком предложении допущена ошибка в написании НЕ с деепричастием? А. Круглые глаза птицы, не мигая, смотрели на вечернее солнце. Б. Листва берёз висит не шелохнувшись. В. Прошка, не задерживаясь, пронесся мимо. Г. Там, где сражалась, не сдаваясь, разведка, стоит теперь мемориальная доска.                                                  За 14 правильных ответов – «5»; за 11­13 – «4» ОЦЕНКИ за 8­10 –«3»; за 5­7 – «2». ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ» Допишите деепричастия. а а а а а а я я я я я я ИГРА « КТО БЫСТРЕЕ?» 12.ПРИДУМАЙТЕ: ­15 деепричастий с приставками, чтобы приставка имела конечную – С­, а корень начинался с буквы –С­ ; ­10 деепричастий с приставками, чтобы приставка имела конечную – З­, а корень начинался с буквы _­З­. 13.ЗАМЕНИТЕ:  отглагольные существительные глаголами и деепричастиями с суффиксами –СЯ­ (­СЬ). Борьба,   охота,   встреча,   остановка,   обтирание,   занятие,   прогулка, купание, сопротивление, подъём, подготовка, ученье. ИГРА «СТРАННЫЕ СООТВЕТСТВИЯ» ЗАДАНИЕ: ЗАМЕНИТЕ ОДНУ БУКВУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ ДЕЕПРИЧАСТИЕ М О Л О Д А Я Г И И Д Р Е Я Я Д О Л Я Ф С Е О ИГРА  «ВОССТАНОВИМ ИСТИНУ» ЗАДАНИЕ: допишите деепричастия. а а а а а а Я Я я я я я я я ЗАДАНИЕ: отыщите 10 деепричастий А П А В А Ь Д У М А Я Я Н А Д Е Я С ЗАДАНИЕ: образуйте деепричастия от существительных, заменив одну  букву.  УДАВ –                      ВОЛ – ЛАК –   СТОЛ – ВЕК – КЛЮЧ: удав ­ упав,  вол ­ воя,  лак ­ лая,  стол ­ стоя,  век – вея. ГРАММАТИЧЕСКИЙ КРОССВОРД Впишите в клетки деепричастия По горизонтали 1.Орхидея, холодея 2.Прощая, провал 3.Пряча, удача По вертикали 1.Хлопая, хлорка 2.Локоть, лопоча 3.Диван, думая Ключ: холодея, прощая, пряча, хлопая, лопоча, думая ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПУТАНИЦА» Цель: учить разграничивать деепричастные и причастные обороты         Ребята, представим себе такую ситуацию: после того как все деепричастные обороты заняли в тексте свои места и определили свои синтаксические роли, коварные   причастия   решили   вмешаться   и   всё   перепутать.   Отыщите «самозванцев», которые взялись играть чужие роли. Собирающаяся на бал дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок, прячущихся под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас   (фижмы)   и,  прикрепляя   его   к   поясу,  добивались   расширения   платья. Корсет,  стягивающий   талию,  придавал   фигуре   стройность.   Дама   18   века, напоминающая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.Рябцеву) Ключ: Собираясь  на бал, дама надевала нарядное платье, которое доставляло массу проблем. Несколько нижних юбок,  прячась  под глухим платьем, составляли основу костюма и перекрывались распашным платьем. Под нижнюю юбку делали каркас   (фижмы)   и,  прикрепляя   его   к   поясу,   добивались   расширения   платья. Корсет,  стягивая  талию,   придавал   фигуре   стройность.   Дама   18   века, напоминая изящную фарфоровую статуэтку, выглядела весьма грациозно. (По Ю.Рябцеву) ДИКТАНТЫ Незнакомая усадьба.  Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую­то незнакомую         усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два   ряда   старых,   тесно   посаженных,   очень   высоких   елей   стояли,   как   две сплошные   стены,   образуя   мрачную   красивую   аллею.   Я   легко   перелез   через изгородь   и   пошёл   по   этой   аллее,   скользя   по   еловым   иглам,   которые   тут   на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое­ где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты   пахло   хвоей.   На   миг   на  меня   навеяло   очарованием   чего­то   родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда­то в детстве.(111 слов)                        (По А.Чехову) Пастух и лисёнок. Старого деревенского пастуха Василия Ивановича угостили копчёным  лещом. Когда   пригрело   солнце   и   коровы   легли   на   траву   отдыхать,   пастух, расстегнув ворот синей рубашки, сняв старую шляпу, сел на ствол поваленной берёзы и занялся лещом. Лещ был жирный, вкусно попахивал ольховым дымком, золотистая кожа легко отдиралась. Пастух, почмокивая, обсасывал каждую косточку и кидал за плечо.  Вдруг за спиной кто­то стал похрустывать. Василий Иванович повернулся – лисёнок. И хрустел он лещовыми косточками. Круглые голодные глаза глядели  тревожно, напряжённо, смуглый нос заострён, вся фигура длинная, тощая, плоская.   Когда пастух повернулся к лисёнку, тот отпрянул, но не убежал. Тогда дед кинул кусочек леща на траву. Лисёнок,   осторожно   придвигаясь,   при   каждом   движении   пастуха отскакивал, не сводя глаз с подачки.  Так вместе они и пообедали. (120 слов)           (По В.Бочарникову) Один в море. Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато­ горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак. Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног. Больше всего возни было с сапогами. Матрос яростно нога об ногу сдирал грубые флотские сапоги с рыжими голенищами, то проваливаясь с головой, то высовываясь из волны по плечи. Наконец ему это удалось, но плыть становилось всё труднее. Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды. Он догнал её и успел схватиться за высокую корму.  (124 слова)                     (По В.Катаеву) На земле Пушкина. Однажды, возвращаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах.  Бормотали   под   корнями   ручьи,   на   дне   оврага   блестели   маленькие   озёра. Неподвижный воздух был красноват и горяч. С одной из лесных полян я увидел приближающуюся тучу. Она рослее на вечернем небе, как громадный средневековый город, окружённый белыми башнями.   Глухие, грохочущие, неослабевающие звуки долетали издалека, и ветер, вдруг прошумевший на поляне, донёс брызги дождя. Приглядевшись, я узнал нескошенный луг над Соротью, песчаный косогор, тропинку, ведущую в парк. Это было Михайловское. Я   смолоду   изъездил   почти   всю   страну,   видел   много   удивительных, сжимающих сердце мест, но ни одно из них не обладает такой лирической силой, как Михайловское. Здесь представляешь себе, что по этим простым дорогам, по узловатым корням шагал пушкинский верховой конь и легко нёс своего задумчивого всадника. (124 слова)              (По К.Паустовскому) Диктант. По   засыпанному   галькой   берегу   шли   три   медведя.  Большая   медведица стала   переходить   неширокую,   но   быструю   реку.   Шлёпая   по   воде   лапами, медведица, дойдя до середины реки, резко погрузилась в воду и вышла на берег. С её шкуры стекала вода. Примеру её последовал небольшой медведь. На правой стороне речушки остался маленький медвежонок. Он побрёл по воле, но, достигнув глубокого места и не решаясь идти дальше, остановился. Медведица   в   одно   мгновение   очутилась   около   среднего   медвежонка   и дала ему такую затрещину, что тот полетел на отмель. Схватившись обеими лапами за левое ухо, он заорал диким голосом. Продолжая держаться лапой за ушибленное место,   он   стремительно   кинулся   через   речку,   схватил   маленького   братишку   за шиворот и, всё ещё вскрикивая, переволок его через глубокое место. Вся группа исчезла в чаще, но ещё долго в тишине утра до нас доносились жалобные вопли наказанного медвежонка.     (По Е.Спангенбергу) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ           1.  Л.Т.Григорян, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская  «Дидактический материал                по русскому языку  6 класс», Москва, Просвещение, 1983 год 2. Н.О.Крамаренко «Уроки русского языка в 7 классе», Волгоград, 2000 год 3. А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку  7 класс», Москва, 1998 год 4. Е.А.Полежаева «Современные открытые уроки русского языка   7 класс», Ростов­на­Дону, 2002 год 5. М.М.Разумовская «Русский язык. 6 класс», Москва, 2001 год 6. Н.В.Сиденко   «Поурочные   планы   по   русскому   языку.   7   класс», Волгоград,2001 год 7. Н.И.Степченко  «Сборник диктантов. 1­9 классы», Екатеринбург, 1999 год 8. Т.П.Шабалкова «Сборник диктантов и изложений»,  Волгоград, 2007 год

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"

Дидактический сундучок - в рамках проекта по теме "Деепричастие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017