ВОРМАЦИОННО-ДЕЛОВОЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЙ
Примеры игр и методические рекомендации для родителей
ДЕТСТВО-ПРЕСС
|
|
Создайте дома небольшую фонотеку с детскими песнями, музыкальными сказками, с классической музыкой для детей.
По возможности чаще пойте с ребенком выученные песни, как под фонограмму, так и без нее. Ребенок должен слышать правильное пение взрослого и по возможности правильно ему подпевать.
Учите детей петь негромко, слушая свой голос и голос других.
Умейте слушать поющего ребенка.
Помните:
1. Пение улучшает настроение ребенка, он забывает про свои невзгоды, обиды.
2. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.
З. Пение развивает психические процессы: память; внимание, мышление — и музыкальные способности: чувство ритма, певческие навыки, гармонический, мелодический, динамический, тембровый слух.
4. Ребенок хочет и любит петь!
Как тебя зовут?
Цель: развитие чувства ритма, звуковысотного слуха.
Игровой материал: ударные инструменты.
Взрослый спрашивает ребенка «Как тебя зовут?», ударяя на каждом слоге по бубну (треугольнику, в ложки, кубики, палочки и т. п.). Ребенок отвечает, так же ударяя по протянутому ему бубну, отмечая слоги своего имени. Затем взрослый аналогично придумывает другие вопросы («Что ты делаешь? Как меня зовут?» и т. п.), а ребенок отвечает. Музыкальный мешочек
Цель: развитие музыкальной памяти, певческих навыков.
Игровой материал: красиво оформленный мешочек, в нем игрушки — персонажи песен. Ход игры
Взрослый достает из мешочка по одной игрушке, ребенок поет песню про эту игрушку, или танцует танец, или играет с этой игрушкой.
Например: утенок — «Танец маленьких утят», Чебурашка — «Песня Чебурашки», кукла — колыбельная кукле, мячик — игра с мячиком и т. д.
Цель: развитие музыкального слуха.
Игровой материал: игрушка — персонаж песни.
Дети, расположившись по кругу, поют песню про игрушку и передают ее из рук в руки по фразам песни. Сначала можно передавать игрушку без пения, просто слушая музыку.
2
Цель: развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти. Ход игры
Дети поют песню, затем по условному знаку (хлопку) продолжают петь про себя, по другому знаку (притоп) — снова поют вслух. Сначала можно «прятать» песенку не беззвучно, а очень тихо.
Цель: развитие динамического слуха.
Игровой материал: игрушка.
Водящий закрывает глаза, взрослый прячет игрушку. Водящий начинает искать игрушку, а дети в это время начинают петь любую знакомую песенку то тихо, то громко, в зависимости от того, на каком расстоянии находится водящий от игрушки. Нарисуй песню
Цель: развитие образного мышления.
Игровой материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, краски. Ход игры
Поинтересуйтесь, какая песня больше всего нравится ребенку и почему. Попросите его спеть песню, а потом передать содержание любимой песни при помощи рисунка.
1.
Поющий город
Цель: развивать музыкальный слух.
Взрослый и дети договариваются о том, что они попали в поющий город, где все жители не говорят, а поют, сами придумывая мелодии. Петь можно любые вопросы, ответы, предложения (например: «Давай поиграем! Очень хорошо! Во что мы будем играть?» и т. п) или знакомые стихи, т. е. самим придумывать музыку на эти стихи.
Цель: развивать певческие навыки, закреплять гласные звуки. Ход игры
Взрослый и ребенок договариваются о том, как они показывают поющие листочки, как поет каждый листочек: высоко, низко, какой звук? Затем один из играющих поет за листочек, показывая его рукой и голосом, например:
Осиновый (рябиновый) — и-и-и; каштановый — а-а-а; кленовый — о-о-о; дубовый У-У-У; березовый — е-е-е ит. п.
Другой играющий должен угадать, что это за листочек.
000
которые хотят научить детей слушать музыку |
|
|
|
|
1. Помните, что музыка начинается с тишины.
2. Музыку можно услышать везде и всегда! (Песенка дождя, танец осенних листьев, летняя песенка, весенняя песенка, танец снежинок и т. п.)
З. Слушайте с ребенком только детскую музыку (классическую музыку для детей, музыкальные сказки, детские песни).
4. Дети с радостью узнают знакомые мелодии, называют их и проявляют интерес к услышанному.
5. Чем чаще слушать уже знакомые произведения, тем больше они будут нравиться.
6. Важно заинтересовать ребенка музыкой, ее настроением, звучанием различных инструментов, высказыванием своего отношения к музыке. (Почему понравилась? На что похожа? Всегда ли одинакова?)
7. В слушании музыки важны доступность для понимания и изобразительность, чтобы в дальнейшем ребенок смог черпать из нее образы для своего творчества.
8. Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Перед началом спектакля поговорите о его содержании, а в конце поделитесь своими впечатлениями. (Что понравилось? Почему?)
9. Приобретая ребенку музыкальные игрушки, слушайте, как он играет на них, делайте небольшие комментарии к исполненному и придумывайте различные задания. Например: «Очень интересная музыка!», «Придумай колыбельную для куклы», «Сыграй плясовую для мишки, зайки», «Какую песенку поет птичка?», «Сочини вальс для бабочки»
10. Не забывайте, музыка помогает найти контакт между взрослым и ребенком, сделать их друзьями.
1
5
|
|
Цель: развитие ассоциативного мышления, творческого воображения. Игровой материал: игрушки, диск с классической музыкой для детей. Ход игры
Предложите ребенку под звучащую музыку выбрать и обыграть (станцевать, приласкать и т. п.) игрушку, которая, по его мнению, соответствует настроению и характеру музыкального произведения.
Цель: развитие ассоциативного мышления.
Игровой материал: краски, листы бумаги, диск с классической музыкой для детей. Ход игры
Предложите ребенку послушать музыку, определить ее настроение, характер, цветовую гамму и нарисовать рисунок, который, по мнению ребенка, соответствует музыке.
Цель: развитие музыкального слуха и танцевально-игрового творчества.
Игровой материал: диск с классической музыкой для детей, предметы для танца (шарфики, платочки, ленточки, элементы костюма — шляпы и т. п.). Ход игры
Предложите ребенку послушать музыку, определить ее настроение, характер и придумать танец с предметом или без предмета, движения которого соответствовали бы музыке.
6
Цель: расширять словарный запас слов детей, ассоциативное мышление.
Игровой материал: карточки из цветной бумаги разных оттенков, диск с классической музыкой для детей. Ход игры
Предложите ребенку послушать музыку, определить ее настроение, характер и подобрать соответствующую ей карточку.
Песенка дождя B5l,V4
Цель: развитие музыкально-игрового творчества.
Игровой материал: металлофон, треугольник, металлические палочки. Ход игры
Взрослый играет на музыкальном инструменте «песенку дождя», затем спрашивает у детей: «Какая песенка?» (Быстрая, медленная, громкая, тихая.) Затем ребенок исполняет свою песенку на инструменте (он может подпевать себе или исполнять какой-нибудь танец).
Цель: развитие динамического слуха, творческого восприятия.
Игровой материал: любые металлические ключи.
Взрослый и ребенок договариваются о том, кто будет дирижером, а кто — исполнителем. Исполнитель звенит ключами и внимательно следит за дирижером, который руками показывает сильный и слабый дождь (руки то поднимает, то опускает, если дождь заканчивается, то руки сжимаются в кулачки).
6
Цель: развитие тембрового, динамического, ритмического слуха, развитие игрового творчества.
Игровой материал: любые музыкальные инструменты, фонограмма русских•народных пля-
_'ti/di'lP; совых мелодий.
Каждый играющий выбирает себе музыкальный инструмент. Играющие выбирают дирижера, который будет указывать в любой последовательности на того или иного музыканта. МуtY„fO: зыканты могут играть как по одному, так и вместе. Через некоторое время выбирают другого дирижера.
Цель: развитие игрового творчества.
Игровой материал: любые музыкальные инструменты. Ход игры
Взрослый рассказывает ребенку, что музыкальные инструменты умеют разговаривать, и можно послушать их разговор: «О чем же они говорят?»
Взрослый и ребенок берут для себя любой музыкальный инструмент (бубен, металлофон, деревянные ложки, барабан, погремушки и т. п.) и начинают «разговор»: сначала свой ритм играет один, затем свой ритм играет другой и т. д. В конце инструменты могут разговаривать одновременно каждый в своем ритме или в одном ритмическом рисунке.
(осени, зимы, лета, весны)
Цель: развитие творческого восприятия.
Игровой материал: любые музыкальные инструменты: шумовые, ударные, клавишные и другие; любые предметы: металлические, стеклянные, бумажные, пластиковые и т. п.
Взрослый и ребенок договариваются изобразить звуки любого времени года, |
|
вспоминают, какими могут быть эти звуки и на чем можно их изобразить. Например. Звуки лета: комарик пищит, пчелы жужжат, колокольчик звенит и т. п. Звуки осени: листья шуршат, филин кричит, зайчик прыгает и т. п. Звуки зимы: ветер воет, деревья скрипят, сани едут и т. п. Звуки весны: ручеек |
4 |
звенит, капель капает, птицы кричат и т. п. |
Чь<Ь |
|
|
которые хотят развить у детей чувство ритма |
|
|
|
|
Старайтесь использовать любой подручный предмет, которым можно отстукивать ритм песенки, стихотворения или просто слова.
Научите играть в ваши игры друзей ребенка.
Помните:
1. Чем чаще вы будете играть с ребенком в музыкальные игры, тем быстрее ребенок будет развиваться и у него появится интерес к музыке, к ритму.
2. Если говорить с ребенком спокойным голосом, правильно и четко произнося слова, исправляя его речь, произнося по слогам слово, то ребенок научится чувствовать ритмику слов. Он быстрее научится читать, и ритмические игры будут для него более понятными.
З. Только заинтересованностью можно
добиться успеха в музыкальном развитии ребенка. Нужно широко использовать
игровые ситуации и следить, чтобы ребенок не переутомился, не начал скучать.
|
|
Игровой материал: большая и маленькая матрешки. Ход игры
«Большая матрешка учит танцевать маленькую», — говорит взрослый и отстукивает большой матрешкой по столу ритмический рисунок. Ребенок повторяет этот ритм маленькой матрешкой.
Игровой материал: любые шумовые музыкальные инструменты или игрушки (ложки, палочки, кубики, ксилофон и т. п.). Ход игры
Взрослый предлагает ребенку сыграть знакомую попевку («Петушок», «Андрей-воробей», «Солнышко» и т. п.).
Раз, два, три, ну-ка повтори
Дети стоят в кругу, хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, ну-ка повтори! Ну-ка не зевай! За мной (Катей, Сашей и др.) повторяй!» Ребенок, которого назвал взрослый, отхлопывает любой несложный ритм, все дети его повторяют. Варианты игры
1. Хлопать можно в ладоши, по коленям, по плечам, а также притопывыть, щелкать пальцами.
2. Повторять могут не все одновременно, а только тот, на кого укажет взрослый.
Дети встают «паровозиком» друг за другом, положив руки на плечи впереди«стоящего. Последний в цепочке отстукивает ритм на плече того, за кем сидит. Тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) передает ритм, хлопая в ладоши. Этот ритм сравнивают с первоначальным.
Взрослый и ребенок договариваются о том, что попали в музыкальную страну, где все жители говорят необычно: все, что видят перед собой (де-ре-во, ка-че-ли и т. п.), они называют, отхлопывая каждый слог в словах или топая в ритм ногой.
Рассказывая небольшие стихотворения, например «Идет бычок, качается», «Уронили мишку на пол», «Зайку бросила хозяйка» и другие стихотворения А. Барто, ребенок отхлопывает каждый слог в словах.
Игровой материал: любые музыкальные инструменты. 5Ход игры
Взрослый и ребенок договариваются о том, кто будет «эхом», которое должно точно повторять ритмический рисунок. Затем можно поменяться ролями. Можно играть на одном или на разных инструментах.
|
|
|
|
|
Помните:
1. Музыкальность — это комплекс способностей ребенка, содействующих успешному проявлению его активной музыкальной деятельности в пении, движении, восприятии музыки. Интерес к музыке и достаточно развитый слух говорят о музыкальности ребенка.
2. Музыкальные способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности ребенка, сколько создаются в ее процессе. Чем чаще музыка звучит в жизни ребенка, тем музыкальнее он становится.
З. Ребенок с самого раннего детства способен воспринимать музыку, и чем раньше он услышит ее, тем музыкальнее он будет среди своих сверстников. Развивать у ребенка музыкальный слух никогда не поздно!
4. Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляют детям большое удовольствие. Они эмоциональнее реагируют на музыку, накапливают опыт музыкальных впечатлений.
5. Музыка, как известно, воздействует прежде всего на чувства человека, вызывает определенное настроение, чувство сопереживания героям. Знакомство с музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально.
6. Меломанам младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии — пусть даже зачастую очень красивые. Маленькие любители музыки, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы! По мнению психологов, такая музыка создает у детей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир.
7. Неиссякаемый интерес к окружающей действительности, неотъемлемой частью которой является музыка, сопровождающая нас всю жизнь, — это не что иное, как жизнелюбие, которому нам, взрослым, необходимо учиться у детей.
8. Немузыкальным ребенка делаете вы сами, вернее, не делаете ничего для того, чтобы он стал музыкальным.
9. Чтобы привить ребенку вкус к музыке, не нужно быть музыкантом, нужно только хотеть этого.
10. Музыкален каждый ребенок от рождения! Учите, играйте, терпите, ждите!
|
Помните:
1. Дети с особым нетерпением ожидают праздника. Воспоминания о нем они порой проносят через всю жизнь.
2. Важной является подготовка к празднику и посильная помощь в ней ребенка (например, изготовление пригласительных билетов, украшение праздничного стола самодельными салфетками, украшение комнаты и т. п.).
З. Украсить комнату к празднику помогут разные сюрпризы: например, плакаты, фотогазета 4 «Наша Маша», вернисаж детских рисунков, красочно оформленная программа праздника, картинки на оконных рамах, гирлянды, флажки, фонарики, воздушные шары.
4. Необходимо продумать развлечения для гостей (игры, забавы, аттракционы, лотереи, призы, фотосессии).
5. Домашние концерты, кукольные театры на семейных торжествах способствуют интересу ребенка к театральной и музыкальной деятельности.
6. Подарок на день рождения ребенку должен соответствовать его возрасту, быть полезным, развивать его способности.
7. Не менее интересно, чем день рождения ребенка, должны проводиться в семье и дни рождения близких ребенку людей: бабушек, дедушек, мамы, папы. Это возможность ребенка выразить свою любовь к близким людям.
8. Подарок ребенка, сделанный своими руками, важен не только для близкого человека, но и для самого ребенка.
Музыкальные игры для семейных детских праздников
Кино — фото
Дети танцуют под музыку, придумывая движения танца, по команде «Фото!» все замирают в красивой позе, ведущий ходит и «фотографирует» детей. По команде «Кино» дети продолжают танцевать.
Дети берутся за руки — это «ниточка», а первый ребенок в цепочке — «иголочка». Двое детей поднимают сцепленные руки — «воротики». Под музыку «иголочка с ниточкой» проходят в «воротики», с остановкой музыки «ВОРОТИКИ>> закрываются. Ребенок, который оказался внутри «воротиков», встает вместе с детьми и делает «воротики» с остальными. Под музыку иголочка с ниточкой снова начинает проходить в «воротики» и т. п. до тех пор, пока не останется одна «иголочка».
Сколько нас?
Дети под музыку танцуют,
придумывая движения танца, с командой «В пары!» дети встают парами и продолжают
танцевать. То же самое можно повторить с командами «В тройки!» «В четверки!»,
«По одному!»
Дети встают парами и поднимают сцепленные руки — «воротит». Один ребенок остается без пары, он идет вдоль «воротиков», выбирая себе пару. Вместе с выбранным они проходят через «воротики» и встают в «ручеек», поднимая сцепленные руки. Ребенок, который остался без пары, обходит «ручеек», выбирая себе пару, игра повторяется.
Дети встают в круг (или в одну шеренгу) и под музыку делают по очереди следующие движения со шляпой: надевают на голову, приседают и кружатся вокруг себя, затем надевают шляпу на рядом стоящего. На ком шляпа оказалась с окончанием музыки, выходит из игры. Выигрывает тот, кто окажется последним.
Дети встают в круг и под музыку делают по очереди следующие движения: 1 -й — приседает, 2-й — хлопает в ладоши и т. д. Кто ошибается, тот выходит из круга. Побеждает один оставшийся ребенок.
Все играющие стоят в кругу, взявшись за руки и подняв их. Несколько «мышек» пробегают через «воротики» в центр и из центра круга. С остановкой музыки «воротики-мышеловка» закрываются, и пойманные «мышки» встают в круг к остальным. Победитель — самая ловкая «мышка».
Кто быстрее?
Все играющие встают в круг. На полу в центре круга лежат любые предмеђы (погремушки, бубен, игрушки и т. п.), на 1—2 предмета меньше, чем играющих. С началом музыки все начинают танцевать, с окончанием музыки играющие должны взять предмет, кому предмет не достался, выходит из игры. Побеждает самый ловкий.
Двое детей делают «воротики», держась за руки. Остальные дети встают «паровозиком» друг за другом. -й — машинист, он ведет «паровозик» под музыку. С командой «Машинист!» первые двое в цепочке берутся за руки, делая «воротики», 3-й становится «машинистом» и ведет за собой в «воротики» оставшихся игроков.
Играющие сидят за столом, ведущий (взрослый) за ширмой издает звуки различными предметами (музыкальными и немузыкальными), играющие по очереди отгадывают звуки. Угадавшему дается фант. Выигрывает тот, у кого окажется больше фантов.
Примеры немузыкальных ЗВУКОВ: шуршание газеты, фантика от конфеты, лязг ключей, звон будильника, стук о стеклянный стакан, стук о металлическую крышку и др.
Примеры музыкальных звуков: набор детских музыкальных игрушек (дудочки, бубны, барабаны, металлофоны, ксилофоны), механические музыкальные игрушки (шарманки, пианино), синтезаторы и др.
3$-
Организация праздника в семье
7УГ.к.• , Музыкальные игры развивающие вокальные гры, навыки
для семейных детских праздников
Кино — фон» Как гебя
1
Ив».лочка и виточка
концерты.
Му мешочек
за
мамы,
Сколько нас.»
.х.1А но
. тама. И, ра песенкой
' ' Ход
вагами и же самое 9$,
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПО писМься НА ЖУРНАЛ
И Efo ПРИЛОЖЕНИЯ. 83043 12816
Каталог ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ Каталог Российской прессы агентства «Роспечать» ПОЧТА РОССИИ, межрегиональное
ПЕ АГОГИКА агентство подписки (МАЛ)
ИНШОРМАЦИИННО-ДЕЈШВОЕ ОСНАЩЕНИЕ дои ОСНАЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА r-lJ] |
80750 47184 |
Каталог ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ агентства «Роспечать» Каталог ГАЗЕТЫ. ЖУРНАЛЫ агентства «Роспечать» |
Наглядное пособие
Судакова Елена Анатольевна
Музыкальный ребенок
ББК 74.100.5
C89
Судакова Е. А.
(289 Музыкальный ребенок. Примеры игр и методические рекомендации для родителей. — СПб. : 000 «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 16 с. : цв. ил. — (Информационно-деловое оснащение ДОУ).
ISBN 978-5-89814-975-8
Как приобщить ребенка к миру музыки? Конечно, в игре! В новом выпуске стендов из серии «Информационно-деловое оснащение ДОУ» вы найдете множество примеров веселых игр и развлечений для всей семьи. Пойте, танцуйте, слушайте вместе с детьми!
Для педагогов ДОУ и родителей.
© Е. А. Судакова, 2013
© Я. Качанова, иллюстрации, 201 З
© 000 «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
ISBN 8 оформление, 2013
000 «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
197348 СМ., а/я 45. тел.: (812) 303-89-58
E-mail: detstvopress@mail.ru, www.detstvo-press.ru
Представительство в Москве: ООО «Разум», 127434 Москва, Ивановская ул., д. 34. тел.: (499) 976-65-33 E-mail: razum34@gmail.com www.raz-um.ru
Служба «Книга — почтой»:
ООО «Век развития», 192029 СПб. , пр. Обуховской Обороны, д. 105. тел.: 8-911-924-04-58 E-mail: vek-razvitiya- @yandex.ru
Подписано в печать17.02.2014. Формат 60х90 1/8.
Бумага офсетная. Печать офсетная.
Гарнитура Literatur-nayaC. Усел. печ. л. 2,0.
Тираж 10000 (1 -й завод 3300) экз. Заказ №
Изготовлено:
«Полиграфиздаттм — ООО «Петросмик», Санкт-Петербург, во , 7-я линия, д. 84-А.
Тел./факс: (812) 328-80-37, 323-99-31
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.