Дидактическое пособие "Музыкальные пчелки" по игровой-театрализованной деятельности. Из опыта работы
Оценка 4.7

Дидактическое пособие "Музыкальные пчелки" по игровой-театрализованной деятельности. Из опыта работы

Оценка 4.7
doc
04.11.2020
Дидактическое пособие  "Музыкальные пчелки" по игровой-театрализованной деятельности. Из опыта работы
1.Дид пособие музыкальные пчелки.doc

КГКП «Ясли-сад № 24 «Аленка»»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическое пособие

по музыкально - театрализованной деятельности

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПЧЕЛКИ»

(из опыта работы)

 

 

 

 

Музыкальный руководитель:

1 категории

Т.В. Ремезкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Риддер

 

Цель пособия:

 - Развивает театральные таланты, фантазию, способность к творческому взаимодействию, самовыражению.

 - Формирует у детей  звуковысотный, тембровый и интонационный  слух.

 - Способствует усвоению выразительных возможностей мелодии и речи.

 

Литературно - игровой материал

(для  понимания  художественного образа)


 

Образ Пчелки.

 

1.На опушке возле елки,

Жили-поживали пчелки.

Прилетели на лужок

Собирать лесной медок.

 

Все цветы любили пчелок –

Полосатеньких девчонок.

Им головками качали

И на танец приглашали.

 

 

 

 

Мы все лето здесь летали,

Много меда мы набрали.

Пригласим лесных зверей,

угостим их поскорей.

 

Мед лесной у нас полезный,

Прогоняет все болезни!

Угощаем! Забирайте,

Да зимою не хворайте!.

(Н. Караваева)

 


2. Почему это пчелка проснулась?

Потому, что тепло к нам вернулось.

Птичьи трели весна принесла.

Ветер яблоньки ветви качает,

И в саду нашем солнце встречает

Первой капелькой меда пчела!

 

 


3. Добывать ей надо мед.

Над цветком пчела кружит,

Про дела свои жужжит…

Жу-жу-жу, жу-жу-жу!

 

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Сели пчелы на цветы,

Мы играем – водишь ты!


 

4. Села пчелка на цветок,

Опустила хоботок, подлетел к ней комар:

- Что ты ищешь там?

- Нектар.

- А тебе не надоело?

Не наскучило искать?

- Нет!

Тому, кто занят делом,

просто некогда скучать!

 

5. Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Г. Ладонщиков)

 


6. Прилетела пчелка:

Жу-жу-жу – и смолкла.

Села на травинку

Рядышком с росинкой.

Где же ты летала,

Мед свой собирала?

Может, утомилась

Иль с дороги сбилась?

 - Я с пути не сбилась,

Много я трудилась,

Села на травинку,

пью себе росинку.


                                                                                 (Г. Бойко)

 

7. - Пчелка, пчелка, золотистая пчела,

Пчелка, пчелка, где летала, где была?

- В поле, в поле я летала, я была

Там, где розовая кашка расцвела.

 

                        - Пчелка, пчелка, золотистая пчела,

                       Пчелка, пчелка, что ты, пчелка, принесла?

                       - Целый день летала я, звеня,

                       Сладкий мед в хоботке у меня.

 

                                                  - Пчелка, пчелка, золотистая пчела,

                                                  Пчелка, пчелка, где  ты меду набрала?

                                                 - там, где кашка, где ромашка цветет,

                                                 Я летала, собирала сладкий мед.

                                                                                 (Н. Френкель)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкально - театрализованные игры

 

1. «Музыкальный полет»

Знакомство со свойствами музыкальных звуков

Цель:

Развитие звуковысотного и тембрового слуха. Подготовка голосового аппарата к точному интонированию мелодии. Изучение звуковысотных отношений с помощью двигательного моде­лирования мелодии, установление ассоциативных пространственно-звуковых связей.

Ход занятия:

У каждого ребенка на тыльной стороне ладони -  пчелка, которая с помощью резинки крепится на одном или нескольких пальцах.

Музыкальный руководитель предлагает детям «оживить» свои пчелки и познакомить их со свойствами му­зыкальных звуков.

Музыкальный руководитель: Звуки бывают тихими и громкими (де­ти, жужжа за пчелок, последовательно передают эти динамические оттенки), высокими и низки­ми (дети сопровождают звукоимитационное пе­ние взлетом и падением руки с пчелкой, задерживаясь в полете на отдельных звуках по инициативе педагога).  Затем взрослый предлагает детям поиграть с пчелками в «Музыкальное эхо». Ве­дущая пчелка пропевает несложную музыкальную фразу, которую остальные участники игры должны повторить. Сначала роль ведущей пчелы исполня­ет педагог, затем, по желанию, кто-либо из детей. Усложнение задания: движением иг­рушки дети передают звуковысотный рисунок ис­полняемой мелодии.

 

 

 

 

 

2.                  «Пчелиные тайны, или как сохранить мелодию?»

Цель:

Упражнение детей в чистом  пропевании звуков и несложных мелодий;

формирование спо­собности к взаимодействию с партнерами по игре;

создание игровых ситуаций, активизирующих исполнительские (вокальные) и творческие (театрально-игровые) проявления    Материал: пчелки, корзина с цветами.

Ход занятия:

Если занятие проходит в зале или групповой комнате, дети садятся на ковер или на стульчики, расставленные по кругу.

На прогулочной пло­щадке участникам игры достаточно встать в круг.

Сначала музыкальный руководитель  проводит с детьми музыкаль­ную разминку, повторяя задания из первой части (1). Затем вводит детей в новую игро­вую ситуацию. Когда пчела встречает на своем пути цветочные поляны или клумбы, она обяза­тельно сообщает об этом членам своей пчелиной семьи. О том, какие цветы встретились ей на пу­ти, сколько времени до них нужно лететь и в ка­ком направлении двигаться, пчелки могут рас­сказать друг другу на особом пчелином языке, с помощью звуков определенной высоты.

Педагог приводит пример (на звук «жу»)

Музыкальный руководитель:

Давайте представим, что одна из пче­лок нашла за речкой полянку с медоносными цветами и хочет рассказать об этом своей сосед­ке. (Педагог, управляя пчелой, пропевает сидя­щему справа от него ребенку один или несколько звуков. Тот, в свою очередь, делится этой инфор­мацией с «пчелкой» своего соседа и т.д.)

Игра продолжается по кругу - каждый ребенок вместе со своей пчелой подхватывает музыкальную фразу и передает ее соседу. Если кто-либо из детей искажает мелодию, остальные, по просьбе педагога, помогают ему подстроиться к заданной интонации.

Когда музыкальную фразу или звук повторяет последний играющий, музыкальный руководи­тель раскрывает перед детьми букет цветов, к ко­торому пчелки свободно подлетают, «собирают нектар», а затем с веселой импровизационной песенкой кружатся по залу или прогулочной площадке. Танец пчелок можно сопровождать музыкой «Полет шмеля»

Н.А. Римского-Корсакова.

Педагог наблюдает за творческими театраль­но-игровыми проявлениями детей. Ведущим, за­дающим звуковую комбинацию при повторении игры, становится ребенок, который наиболее ин­тересно, творчески управлял  пчелкой, обыгрывая воображаемые сюжетные ситуации.

 

 

3.  Музыкальное приключение «Непрошеный гость»

Цель:

Развитие фантазии, творческой актив­ности при создании воображаемой ситуации. Передача в импровизационной песенке контра­стных эмоциональных состояний: беспокойно­го, сердитого, гневного и спокойного, ласкового, мягкого. Установление музыкально-двигатель­ных ассоциативных связей при передаче игрово­го образа.

Материал: Игрушечный медведь (плюшевый или бибабо), пчелиный домик-улей

Ход занятия:

Дети сидят на ковре или на стульчиках. В руке у каждого - пчелка.

Театрально-игровая ситуация:

Утро. Пчелки просыпаются, радуются новому дню, раскрыв­шимся с первыми лучами солнца цветам. (Дети, управляя полетом насекомых, жуж­жат.) Роль цветка «исполняет» свободная рука. Пчелка нетерпеливо кружится вокруг бутона (в этот момент пальцы, подобно цветочным лепе­сткам, собраны вместе). Когда цветы раскрыва­ются, пчелки собирают нектар. Музыкальный руководитель предлагает детям пофантазировать, как с помощью руки пере­дать форму различных цветов (ромашки, лилии, колокольчика, ландыша и др.). Отметить творчес­кие, наиболее выразительные варианты педагог может, предложив детям отгадать, какой цветок за­думал тот или иной отличившийся ребенок.

От строения цветка будет зависеть и характер сбора: пчелка легко опустится на плоский диск ромашки или подсолнечника, а вот в чашечку ли­лии или колокольчика ей придется осторожно пробираться, собирая нектар в венчике полурас­крытых лепестков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собранный мед пчелки спешат отнести в улей, однако замечают, что к их домику подбирается медведь. Он хочет разорить улей и полакомиться медом. Дети передают в звуках недовольство пче­лок: жужжат сердито, требовательно, пугающе. Звуковой фон сопровождается при этом резки­ми, угрожающими движениями руки с пчелкой. Медведь отступает, отмахиваясь от пчел, недовольно ворчит.

С последними лучами солнца вся пчелиная се­мья возвращается в улей. Пчелки удобно устраива­ются в своем деревянном домике и засыпают под тихую колыбельную песенку.  Музыкальный руководитель предлага­ет детям придумать «Колыбельную для пчелки». Педагог интересуется, какой по характеру она должна быть (спокойной, мягкой, ласковой, нето­ропливой, напевной). Колыбельную песенку дети могут прожужжать на «пчелином» звукоимитационном языке или исполнить ее на собственные импровизационные фразы и стихи, например: «Спите, пчелки, засыпайте, отдыхайте, отдыхай­те», «Пусть тебе, пчелка, приснится сон о самых красивых цветочках», «Утром ты в цветке сидишь и жужжишь, а теперь спокойно спишь, баю-бай» (здесь приведены тексты творческих импровиза­ций детей подготовительной к школе группы).

 

 

 4. Давайте познакомимся

О характере рассказывает мелодия

 

Цель:

 Развитие у детей потребности в музы­кально-творческом самовыражении. Освоение выразительных возможностей мелодии. Обога­щение эмоционально-образного словаря.

 

Ход занятия:

Участники игры свободно сидят на ковре или на стульчиках.

Музыкальный руководитель  предлагает детям приду­мать ситуации, которые могли бы вызвать у пче­лок радость, восторг, печаль, тревогу, гнев, а затем озвучить эти эмоциональные состояния импро­визационной песенкой. Одно и то же чувство можно выразить по-разному - музыкальный ру­ководитель сравнивает импровизации детей, на­ходит в них особые эмоциональные оттенки, от­мечает средства музыкальной выразительности, ритм, динамику, характер исполнения, интона­ционные особенности мелодии.

Педагог предлагает детям побольше узнать о му­зыкальных пчелках. У каждой из них свой характер, и узнать о нем можно через песенку-жужжалочку. Одни пчелки добры и приветливы, поэтому и жужжалочки получаются у них добрыми, милыми, лас­ковыми. Другие - капризны, упрямы, нетерпеливы. У таких пчелок жужжалочки звучат резко, требова­тельно, капризно. Бывают пчелки-мечтательницы, пчелки-плаксы, пчелки-забияки, пчелки-ворчуньи...

Музыкальный руководитель проводит с детьми

 

Игру «Жужжалочки»:

 

Целый день спешит пчела, (идут по кругу, изо пчелиные заботы)

У нее с утра дела. (останавливаются, поют ведущему)

На полянку за медком,

а потом в пчелиный дом.

Пчелка, пчелка, пожужжи,

О себе нам расскажи. (исполняют свою  импровизацию)

 

 

 5. Музыкальные диалоги, или парные жужжалочки

 

Цель:

Воспитание ценностного отношения к творческим проявлениям партнера по игре. Раз­витие способности различать оттенки настрое­ний и выражать это в импровизационном пении.

 

Ход занятия:

Дети делятся на пары. Они могут стоять или си­деть на ковре. В руках у каждого - пче­ла.

Музыкальный руководитель  предлагает детям выразить в песенках-жужжалочках следующие сюжетные ситуации:

 

 - Одна пчелка жалуется, другая ее успокаивает.

 - Одна пчелка задает вопросы, другая ее поучает.

 - Одна рассказывает секрет, другая удивляется.

 - Пчелки ссорятся между собой.

 - Пчелки просят прощения друг у друга.

 - Пчелки веселятся и т.п.

 

 

 6. Неслышный полет

Музыкальная фразировка

 

Цель. Знакомство с особенностью музыкаль­ной речи (фразировкой). Развитие у детей чувст­ва музыкальной формы.

 

 

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках или свободно распо­лагаются на ковре. Педагог предлагает прослу­шать знакомое произведение с отчетливой фра­зировкой и передать особенности музыкальной речи в «полете» музыкальных пчелок.

 

 

 

В этом игровом упражнении пчелки летают беззвучно, поднимаясь и опускаясь на свободную ладошку - «листок» с началом и окончанием каж­дой музыкальной фразы. В несложном пчелином полете ребенок через движения руки передает ха­рактер исполняемого произведения, интонаци­онные и динамические оттенки музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


КГКП «Ясли-сад № 24 «Аленка»»

КГКП «Ясли-сад № 24 «Аленка»»

Цель пособия: - Развивает театральные таланты, фантазию, способность к творческому взаимодействию, самовыражению

Цель пособия: - Развивает театральные таланты, фантазию, способность к творческому взаимодействию, самовыражению

Прилетела пчелка: Жу-жу-жу – и смолкла

Прилетела пчелка: Жу-жу-жу – и смолкла

Дидактическое пособие "Музыкальные пчелки" по игровой-театрализованной деятельности. Из опыта работы

Дидактическое пособие  "Музыкальные пчелки" по игровой-театрализованной деятельности. Из опыта работы

Музыкально - театрализованные игры 1

Музыкально - театрализованные игры 1

Когда музыкальную фразу или звук повторяет последний играющий, музыкальный руководи­тель раскрывает перед детьми букет цветов, к ко­торому пчелки свободно подлетают, «собирают нектар», а затем с…

Когда музыкальную фразу или звук повторяет последний играющий, музыкальный руководи­тель раскрывает перед детьми букет цветов, к ко­торому пчелки свободно подлетают, «собирают нектар», а затем с…

Собранный мед пчелки спешат отнести в улей, однако замечают, что к их домику подбирается медведь

Собранный мед пчелки спешат отнести в улей, однако замечают, что к их домику подбирается медведь

Другие - капризны, упрямы, нетерпеливы

Другие - капризны, упрямы, нетерпеливы

несложном пчелином полете ребенок через движения руки передает ха­рактер исполняемого произведения, интонаци­онные и динамические оттенки музыки.

несложном пчелином полете ребенок через движения руки передает ха­рактер исполняемого произведения, интонаци­онные и динамические оттенки музыки.

Дидактическое пособие "Музыкальные пчелки" по игровой-театрализованной деятельности. Из опыта работы

Дидактическое пособие  "Музыкальные пчелки" по игровой-театрализованной деятельности. Из опыта работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2020