КГКП «Ясли-сад № 24 «Аленка»»
Дидактическое пособие
по музыкально - театрализованной деятельности
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПЧЕЛКИ»
(из опыта работы)
Музыкальный руководитель:
1 категории
Т.В. Ремезкова
Риддер
Цель пособия:
- Развивает театральные таланты, фантазию, способность к творческому взаимодействию, самовыражению.
- Формирует у детей звуковысотный, тембровый и интонационный слух.
- Способствует усвоению выразительных возможностей мелодии и речи.
Литературно - игровой материал
(для понимания художественного образа)
Образ Пчелки.
1.На опушке возле елки,
Жили-поживали пчелки.
Прилетели на лужок
Собирать лесной медок.
Все цветы любили пчелок –
Полосатеньких девчонок.
Им головками качали
И на танец приглашали.
Мы все лето здесь летали,
Много меда мы набрали.
Пригласим лесных зверей,
угостим их поскорей.
Мед лесной у нас полезный,
Прогоняет все болезни!
Угощаем! Забирайте,
Да зимою не хворайте!.
(Н. Караваева)
2. Почему это пчелка проснулась?
Потому, что тепло к нам вернулось.
Птичьи трели весна принесла.
Ветер яблоньки ветви качает,
И в саду нашем солнце встречает
Первой капелькой меда пчела!
3. Добывать ей надо мед.
Над цветком пчела кружит,
Про дела свои жужжит…
Жу-жу-жу, жу-жу-жу!
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы играем – водишь ты!
4. Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок, подлетел к ней комар:
- Что ты ищешь там?
- Нектар.
- А тебе не надоело?
Не наскучило искать?
- Нет!
Тому, кто занят делом,
просто некогда скучать!
5. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Г. Ладонщиков)
6. Прилетела пчелка:
Жу-жу-жу – и смолкла.
Села на травинку
Рядышком с росинкой.
Где же ты летала,
Мед свой собирала?
Может, утомилась
Иль с дороги сбилась?
- Я с пути не сбилась,
Много я трудилась,
Села на травинку,
пью себе росинку.
(Г. Бойко)
7. - Пчелка, пчелка, золотистая пчела,
Пчелка, пчелка, где летала, где была?
- В поле, в поле я летала, я была
Там, где розовая кашка расцвела.
- Пчелка, пчелка, золотистая пчела,
Пчелка, пчелка, что ты, пчелка, принесла?
- Целый день летала я, звеня,
Сладкий мед в хоботке у меня.
- Пчелка, пчелка, золотистая пчела,
Пчелка, пчелка, где ты меду набрала?
- там, где кашка, где ромашка цветет,
Я летала, собирала сладкий мед.
(Н. Френкель)
Музыкально - театрализованные игры
1. «Музыкальный полет»
Знакомство со свойствами музыкальных звуков
Цель:
Развитие звуковысотного и тембрового слуха. Подготовка голосового аппарата к точному интонированию мелодии. Изучение звуковысотных отношений с помощью двигательного моделирования мелодии, установление ассоциативных пространственно-звуковых связей.
Ход занятия:
У каждого ребенка на тыльной стороне ладони - пчелка, которая с помощью резинки крепится на одном или нескольких пальцах.
Музыкальный руководитель предлагает детям «оживить» свои пчелки и познакомить их со свойствами музыкальных звуков.
Музыкальный руководитель: Звуки бывают тихими и громкими (дети, жужжа за пчелок, последовательно передают эти динамические оттенки), высокими и низкими (дети сопровождают звукоимитационное пение взлетом и падением руки с пчелкой, задерживаясь в полете на отдельных звуках по инициативе педагога). Затем взрослый предлагает детям поиграть с пчелками в «Музыкальное эхо». Ведущая пчелка пропевает несложную музыкальную фразу, которую остальные участники игры должны повторить. Сначала роль ведущей пчелы исполняет педагог, затем, по желанию, кто-либо из детей. Усложнение задания: движением игрушки дети передают звуковысотный рисунок исполняемой мелодии.
2. «Пчелиные тайны, или как сохранить мелодию?»
Цель:
Упражнение детей в чистом пропевании звуков и несложных мелодий;
формирование способности к взаимодействию с партнерами по игре;
создание игровых ситуаций, активизирующих исполнительские (вокальные) и творческие (театрально-игровые) проявления Материал: пчелки, корзина с цветами.
Ход занятия:
Если занятие проходит в зале или групповой комнате, дети садятся на ковер или на стульчики, расставленные по кругу.
На прогулочной площадке участникам игры достаточно встать в круг.
Сначала музыкальный руководитель проводит с детьми музыкальную разминку, повторяя задания из первой части (1). Затем вводит детей в новую игровую ситуацию. Когда пчела встречает на своем пути цветочные поляны или клумбы, она обязательно сообщает об этом членам своей пчелиной семьи. О том, какие цветы встретились ей на пути, сколько времени до них нужно лететь и в каком направлении двигаться, пчелки могут рассказать друг другу на особом пчелином языке, с помощью звуков определенной высоты.
Педагог приводит пример (на звук «жу»)
Музыкальный руководитель:
Давайте представим, что одна из пчелок нашла за речкой полянку с медоносными цветами и хочет рассказать об этом своей соседке. (Педагог, управляя пчелой, пропевает сидящему справа от него ребенку один или несколько звуков. Тот, в свою очередь, делится этой информацией с «пчелкой» своего соседа и т.д.)
Игра продолжается по кругу - каждый ребенок вместе со своей пчелой подхватывает музыкальную фразу и передает ее соседу. Если кто-либо из детей искажает мелодию, остальные, по просьбе педагога, помогают ему подстроиться к заданной интонации.
Когда музыкальную фразу или звук повторяет последний играющий, музыкальный руководитель раскрывает перед детьми букет цветов, к которому пчелки свободно подлетают, «собирают нектар», а затем с веселой импровизационной песенкой кружатся по залу или прогулочной площадке. Танец пчелок можно сопровождать музыкой «Полет шмеля»
Н.А. Римского-Корсакова.
Педагог наблюдает за творческими театрально-игровыми проявлениями детей. Ведущим, задающим звуковую комбинацию при повторении игры, становится ребенок, который наиболее интересно, творчески управлял пчелкой, обыгрывая воображаемые сюжетные ситуации.
3. Музыкальное приключение «Непрошеный гость»
Цель:
Развитие фантазии, творческой активности при создании воображаемой ситуации. Передача в импровизационной песенке контрастных эмоциональных состояний: беспокойного, сердитого, гневного и спокойного, ласкового, мягкого. Установление музыкально-двигательных ассоциативных связей при передаче игрового образа.
Материал: Игрушечный медведь (плюшевый или бибабо), пчелиный домик-улей
Ход занятия:
Дети сидят на ковре или на стульчиках. В руке у каждого - пчелка.
Театрально-игровая ситуация:
Утро. Пчелки просыпаются, радуются новому дню, раскрывшимся с первыми лучами солнца цветам. (Дети, управляя полетом насекомых, жужжат.) Роль цветка «исполняет» свободная рука. Пчелка нетерпеливо кружится вокруг бутона (в этот момент пальцы, подобно цветочным лепесткам, собраны вместе). Когда цветы раскрываются, пчелки собирают нектар. Музыкальный руководитель предлагает детям пофантазировать, как с помощью руки передать форму различных цветов (ромашки, лилии, колокольчика, ландыша и др.). Отметить творческие, наиболее выразительные варианты педагог может, предложив детям отгадать, какой цветок задумал тот или иной отличившийся ребенок.
От строения цветка будет зависеть и характер сбора: пчелка легко опустится на плоский диск ромашки или подсолнечника, а вот в чашечку лилии или колокольчика ей придется осторожно пробираться, собирая нектар в венчике полураскрытых лепестков
Собранный мед пчелки спешат отнести в улей, однако замечают, что к их домику подбирается медведь. Он хочет разорить улей и полакомиться медом. Дети передают в звуках недовольство пчелок: жужжат сердито, требовательно, пугающе. Звуковой фон сопровождается при этом резкими, угрожающими движениями руки с пчелкой. Медведь отступает, отмахиваясь от пчел, недовольно ворчит.
С последними лучами солнца вся пчелиная семья возвращается в улей. Пчелки удобно устраиваются в своем деревянном домике и засыпают под тихую колыбельную песенку. Музыкальный руководитель предлагает детям придумать «Колыбельную для пчелки». Педагог интересуется, какой по характеру она должна быть (спокойной, мягкой, ласковой, неторопливой, напевной). Колыбельную песенку дети могут прожужжать на «пчелином» звукоимитационном языке или исполнить ее на собственные импровизационные фразы и стихи, например: «Спите, пчелки, засыпайте, отдыхайте, отдыхайте», «Пусть тебе, пчелка, приснится сон о самых красивых цветочках», «Утром ты в цветке сидишь и жужжишь, а теперь спокойно спишь, баю-бай» (здесь приведены тексты творческих импровизаций детей подготовительной к школе группы).
4. Давайте познакомимся
О характере рассказывает мелодия
Цель:
Развитие у детей потребности в музыкально-творческом самовыражении. Освоение выразительных возможностей мелодии. Обогащение эмоционально-образного словаря.
Ход занятия:
Участники игры свободно сидят на ковре или на стульчиках.
Музыкальный руководитель предлагает детям придумать ситуации, которые могли бы вызвать у пчелок радость, восторг, печаль, тревогу, гнев, а затем озвучить эти эмоциональные состояния импровизационной песенкой. Одно и то же чувство можно выразить по-разному - музыкальный руководитель сравнивает импровизации детей, находит в них особые эмоциональные оттенки, отмечает средства музыкальной выразительности, ритм, динамику, характер исполнения, интонационные особенности мелодии.
Педагог предлагает детям побольше узнать о музыкальных пчелках. У каждой из них свой характер, и узнать о нем можно через песенку-жужжалочку. Одни пчелки добры и приветливы, поэтому и жужжалочки получаются у них добрыми, милыми, ласковыми. Другие - капризны, упрямы, нетерпеливы. У таких пчелок жужжалочки звучат резко, требовательно, капризно. Бывают пчелки-мечтательницы, пчелки-плаксы, пчелки-забияки, пчелки-ворчуньи...
Музыкальный руководитель проводит с детьми
Игру «Жужжалочки»:
Целый день спешит пчела, (идут по кругу, изо пчелиные заботы)
У нее с утра дела. (останавливаются, поют ведущему)
На полянку за медком,
а потом в пчелиный дом.
Пчелка, пчелка, пожужжи,
О себе нам расскажи. (исполняют свою импровизацию)
5. Музыкальные диалоги, или парные жужжалочки
Цель:
Воспитание ценностного отношения к творческим проявлениям партнера по игре. Развитие способности различать оттенки настроений и выражать это в импровизационном пении.
Ход занятия:
Дети делятся на пары. Они могут стоять или сидеть на ковре. В руках у каждого - пчела.
Музыкальный руководитель предлагает детям выразить в песенках-жужжалочках следующие сюжетные ситуации:
- Одна пчелка жалуется, другая ее успокаивает.
- Одна пчелка задает вопросы, другая ее поучает.
- Одна рассказывает секрет, другая удивляется.
- Пчелки ссорятся между собой.
- Пчелки просят прощения друг у друга.
- Пчелки веселятся и т.п.
6. Неслышный полет
Музыкальная фразировка
Цель. Знакомство с особенностью музыкальной речи (фразировкой). Развитие у детей чувства музыкальной формы.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках или свободно располагаются на ковре. Педагог предлагает прослушать знакомое произведение с отчетливой фразировкой и передать особенности музыкальной речи в «полете» музыкальных пчелок.
В этом игровом упражнении пчелки летают беззвучно, поднимаясь и опускаясь на свободную ладошку - «листок» с началом и окончанием каждой музыкальной фразы. В несложном пчелином полете ребенок через движения руки передает характер исполняемого произведения, интонационные и динамические оттенки музыки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.