ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Оценка 4.6

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Оценка 4.6
doc
15.01.2024
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.doc

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ  

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

                                  

 

         Аннотация. Одной из важнейших задач современной школы является формирование читательской грамотности обучающихся. Предлагаемое дидактическое пособие предназначено для обучающихся общеобразовательных организаций и подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Пособие предназначено для формирования функциональной (читательской) грамотности младших школьников.

         В пособии содержатся рабочие листы по литературному чтению, которые  могут быть использованы как на уроках литературного чтения, так и во внеурочной деятельности обучающихся.  

            Для участия в  муниципальном конкурсе дидактических средств по развитию функциональной грамотности обучающихся «Поиск. Технология. Успех. Учимся для жизни» в дидактическом пособии представлен пример рабочего листа № 1 (к басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

         «Литературное чтение» - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка.           

         Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует нас на подготовку квалифицированного читателя и формирование духовно-полноценной личности.

         В начальной школе активно решается проблема обучения навыкам беглого чтения. Большая часть обучающихся читают в соответствии с установленными программой нормами и выше. Эффективно решается и задача по формированию осмысленного читательского навыка. В то же время обучающиеся начальной школы не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречают в произведении. Есть проблемы и с развитием речи: не всегда обучающиеся связно передают содержание прочитанного текста, испытывают затруднения при делении текста на части и составлении плана произведения.

         Возможным решением этих проблем, способом реализации индивидуального подхода, формой организации познавательной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной деятельности может стать применение рабочих листов. Под термином «рабочий лист» понимается специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.

             Представленный  дидактический материал (рабочий лист) нацелен на развитие способности обучающегося  понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

         Организуя работу с рабочим листом, решается несколько педагогических задач:

- формирование предметных знаний и общеучебных умений,

- организация  контроля  и оценки изучаемого материала, развитие внимания, мышления, связной речи.

Методика использования  материалов

         Рабочий  лист по  литературному  чтению  способствуют  детальной проработки текста, его анализа. Помогают обучающимся лучше запоминать содержание  текста,  воспроизводить  его,  актуализировать  знания.          Работать  с  листами можно  индивидуально  или  в  группах.  Заполнение  листов  осуществляется  при помощи презентаций, учебника, толкового словаря.

         Рабочие листы по литературному чтению включают следующие виды работ: материал на повторение изученного; краткий информационный материал по новой теме (информация о писателе или интересные факты его биографии и творчества, толкование слов, встречающихся в произведении; задания для самостоятельной работы (упражнения на восстановление последовательности событий); обобщение и заключение по каждой теме урока (выводы о главной мысли произведения, характеристика героя).

         Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу обучающихся с учебным материалом как на уроке, так и на внеурочном занятии, помогает активизировать учеников, является средством получения обратной связи.

         Таким образом, каждый рабочий лист может являться моделью урока, которую возможно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Рабочие листы повышают интерес к предмету и мотивируют на успешное обучение.

        

 

 

Описание системы работы по рабочему листу №1

 

          При изучении басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица»  обучающимся на основе биографического факта из жизни поэта необходимо выбрать верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.        После прочтения текста учебник возвращается к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.  Далее проводим работу с терминами.

         Затем перед прочтением текста проводим  словарную работу, устанавливая соответствие между словами и их значениями. В случае затруднения используем словари. После прочтения обучающиеся работают с фразеологизмами и их значениями. Следующий этап составление характеристики героев произведения, выявление особенностей героев. Задание «Восстановите последовательность событий» направлено на внимательность и знание текста басни. Творческое задание, где нужно написать письмо от лица главных героев басни, объяснив причины своего поведения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист № 1

 (к басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица»)

1. Заполните таблицу «Верные и неверные утверждения»

Высказывание/вопрос

Ответ – да/нет

1.         И. А. Крылов родился 13 февраля 1769 года.

 

2.         Он родился в г. Самара.

 

3.         Семья его жила бедно.

 

4.         Иван Андреевич начал работать в Петербурге.

 

5.         Работал продавцом.

 

6.         Выучил несколько языков.

 

7.         Начал писать в 16 лет.

 

8.         Крылатые фразы из басен стали поговорками.

 

9.         В первой книге Крылова были рассказы?

 

10.       Иван Андреевич Крылов не любил людей, поэтому высмеивал их пороки в своих баснях.

 

                                             Узнаем больше         

        Иван       Андреевич     был     очень трудолюбивым человеком; например, к одной из своих басен «Кукушка и Петух», в которой всего 21 строка, он сделал около 200 строк черновых набросков. Басни Крылов писал для того, чтобы коротко и доходчиво сказать людям, что хорошо, а что дурно.

2. Вспомните, что такое басня и особенности жанра. Установите соответствие между понятиями и их значениями.

1. Басня – это …

… перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

2. Мораль – это …

… нравственный, поучительный вывод. Нравоучение, поучение.

3.Аллегория (иносказание) – это …

… изображение предмета или явления, за которым  скрывается другой предмет или явление.

4. Олицетворение – это …

… краткий рассказ или стихотворение нравоучительного характера, обычно про животных, которые наделены человеческими качествами,            созданное      для исправления нравов.

                                         

Словарная работа

3. Установите соответствие между словами и их значениями.

     

К каждому слову из первого столбика подберите                                                    значение из второго столбика.

Лесть -

не на пользу.

Гнусный -

угодливое восхваление, лицемерие.

Не впрок -

отвратительный, омерзительный.

Взгромоздиться -

очаровать, покорить чем-либо.

Пленить -

неуклюже взобраться и устроиться с трудом на что-либо.

Плутовка -

главная среди птиц.

Ангельский (голосок)

хитрая, ловкая обманщица, мошенница.

Царь-птица -

расширенная часть пищевода, которую хорошо видно невооруженным глазом.

Вещуньина (голова) -

нежный, добрый.

Зоб -

от слова вещунья-предсказательница.

4. Соедините стрелками фразеологизмы с их значениями.

Глаз не сводит -

утратила способность здраво рассуждать

На цыпочках подходит -

смотрит пристально, не отрываясь.

Вскружилась голова -

каркнула очень громко.

Во всё горло -

нашёл случайно, без особого труда.

Была такова -

подходит тихо, осторожно.

Дыханье спёрло -

исчезла, скрылась.

 

 

 

 

 

 

5. Характеристика героев

Ворона:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Лисица:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

6.Восстановите последовательность событий.

 

Ворона каркнула.

 

Ворона нашла кусочек сыру.

 

Лисица говорит сладкие слова Вороне.

 

Лисица близёхонька бежала.

 

Лисица схватила сыр и убежала.

 

Плутовка подходит на цыпочках.

 

Сыр выпал.

 

7. Какая из пословиц, на ваш взгляд, подходит по смыслу к прочитанной басне? (Раскрась кусочек сыра с подходящей пословицей).

 

Месяц: Поспешишь, людей насмешишь.  ,Месяц: У лести нет чести.
 
,Месяц: Других не суди, на себя погляди.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


8. Чему учит басня?

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 

Письмо от вороны:                                                                             

         Здравствуйте, люди добрые! Пишет  вам Ворона.

Я знаю, что в этой истории я выглядела _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Это произошло потому, что_ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 

 
9.Напишите письмо от лица Вороны к людям, где она объясняет причины своего поведения, переживания. Передайте её мысли и чувства.

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

Задания в рабочем листе по прочитанному произведению могут быть сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на вопрос, ученик был вынужден многократно перечитывать текст, возвращаться к информации, с которой необходимо произвести различные операции: анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей. Рабочий лист позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу обучающихся с учебным материалом на уроке литературного чтения, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи, оценки знаний и навыков.

         Потенциал рабочего листа заключается в использовании заданий на максимально точное и полное понимание содержания текста, улавливание всех деталей и практическое осмысление извлеченной информации, выдвижение самостоятельного оценочного суждения и осуществление его рефлексии.


ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ

Аннотация. Одной из важнейших задач современной школы является формирование читательской грамотности обучающихся

Аннотация. Одной из важнейших задач современной школы является формирование читательской грамотности обучающихся

Пояснительная записка «Литературное чтение» - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника

Пояснительная записка «Литературное чтение» - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника

Организуя работу с рабочим листом, решается несколько педагогических задач: - формирование предметных знаний и общеучебных умений, - организация контроля и оценки изучаемого материала, развитие внимания,…

Организуя работу с рабочим листом, решается несколько педагогических задач: - формирование предметных знаний и общеучебных умений, - организация контроля и оценки изучаемого материала, развитие внимания,…

Описание системы работы по рабочему листу №1

Описание системы работы по рабочему листу №1

Рабочий лист № 1 (к басне

Рабочий лист № 1 (к басне

Аллегория (иносказание) – это … … изображение предмета или явления, за которым скрывается другой предмет или явление

Аллегория (иносказание) – это … … изображение предмета или явления, за которым скрывается другой предмет или явление

Характеристика героев Ворона:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Характеристика героев Ворона:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Чему учит басня? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _…

Чему учит басня? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024