Выступление на педагогическом совете: технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Оценка 4.7

Выступление на педагогическом совете: технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Оценка 4.7
doc
15.01.2024
Выступление на педагогическом совете: технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Технологии критического мышления Приёмы и методы.doc

 

 

Технологии критического мышления  на уроках  русского языка и литературного чтения в начальной школе

«Вечно изобретать,  пробовать,

совершенствовать и совершенствоваться -

вот единственный курс учительской жизни …»

К.Д. Ушинский

 

В своей работе я использую методы и приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ). Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США Чарльзом Темплом, Джинни Стилом и Куртисом Мередитом. В России она появилась в 1997 году.

Цель ТРКМ - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, а значит и развитие УУД.

В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Критическое мышление – тот тип мышления, которые помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – синоним качественного мышления. 

Идеи технологии звучат следующим образом:

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. Ребята учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно.

Методы и приемы ТРКМ  активно применяю  на уроках русского языка и литературы  в начальной школе.

 Расскажу о приёмах, которые  я применяю:

Приём «Верно и не верно».
Педагогический прием "Верно — Не верно" в рамках ТРКМ удобнее всего применять на стадии вызова. То есть в начале урока, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.

На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке.

Нужно и заинтересовать их, мотивировать.

Учащиеся уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям

утверждения, обосновывая свой ответ.

Приём «Инсерт».

 Инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.

Учащиеся читают текст, маркируя простым карандашом на полях его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Заполняется таблица и прочитывается несколькими учениками

Приём «Корзина идей».

 Прием  организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа не более 3 минут.).

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации

 

Приём «Кластер» («гроздь»). «Грозди» – графический прием систематизации материала. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Наши мысли при составлении кластера располагаются в определенном порядке. Данный метод актуален при обучении младших школьников также в силу того, что у детей преобладает наглядно образное мышление. При представлении им информации в виде кластера — схемы, уровень запоминания будет значительно выше. При самостоятельном составлении ребятами кластеров по заданным темам, у них в памяти сохранятся важные моменты:  определения, виды, характеристики тех или иных понятий.

Правила очень простые.

Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Ученики с удовольствием используют кластеры на разных этапах урока, а также в домашнем задании. Начинать такую работу целесообразно в группах, затем парах, а потом для индивидуальной работы.

К примеру, рассмотрим урок русского языка, тему «Три склонения имён существительных» в 3 классе на этапе актуализации знаний.

Задание учителя: Поработайте в парах, вспомните все, что знаете об этой части речи и заполните их.

При этом один из постоянных признаков останется не заполненным. Так, ребята осознают цель урока – узнать о еще одном постоянном признаке существительных. Окончательное заполнение кластера происходит при подведении итогов урока.

 

Русский язык 3 класс  тема «Повторение изученного во 2 классе» на этапе вызова  (актуализируются имеющиеся знания и представления по изучаемой теме).

Задание учителя: Поработайте самостоятельно, запишите все виды орфограмм, которые мы изучали во 2 классе.

Прием: «Толстые-тонкие вопросы»

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Толстые вопросы – подразумевают наличие развернутого ответа, с возможными доказательствами.

Тонкие – подразумевают односложный ответ «да-нет».

Этот вид работы с текстом часто используется мной в ходе проверки выполнения домашнего задания, а также после самостоятельного прочтения текстов в ходе урока (этап размышления). Ребята готовят определенный вид вопросов, чаще толстых, затем вызванные ребята задают вопросы и отвечают на них по цепочке. Вопросы показывают всегда насколько внимательно читал ученик текст, т.к. самые интересные толстые вопросы отражают мелкие детали, числа, имена,

Прием «Синквейн».

 Данный прием, как и предыдущие вводится в урочную деятельность постепенно, начиная с групповой работы, затем парной и т.д.

Синквейн - -это короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану

Правила написания синквейна:

1 строчка- тема (одно существительное).

2 строчка – описание темы в двух словах (2 прилагательных).

3 строчка- описание действия в рамках темы тремя словами( 3 глагола).

4 строчка- фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме (целое предложение).

5 строчка- синоним из одного слова к теме.

Литературное чтение 3 класс. Обобщение по разделу «Устное народное творчество» на этапе размышления (обобщения по разделу).

Сказка

Народная, авторская.

Учит, воспитывает, развлекает.

Я люблю народные сказки!

Урок.

Технология критического мышления учит детей: работать самостоятельно, выслушивать чужое мнение, задавать вопросы, иметь своё мнение и защищать его, критично относится к мнению других, осуществлять рефлексию своей деятельности, анализировать и классифицировать

Технология развития критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает обучающихся и педагога различными способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни…

Технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе «Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни…

Учащиеся уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что…

Учащиеся уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что…

Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия

Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия

Прием «Синквейн». Данный прием, как и предыдущие вводится в урочную деятельность постепенно, начиная с групповой работы, затем парной и т

Прием «Синквейн». Данный прием, как и предыдущие вводится в урочную деятельность постепенно, начиная с групповой работы, затем парной и т

Выступление на педагогическом совете: технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Выступление на педагогическом совете: технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024