Дидактическая игра «Поле чудес»
Аронова Н.М.,
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад» №68, г. Березники, Пермский край
В основе коррекционной работы логопедов дошкольных учреждений всегда лежит игра. Обучающие игры содержат элементы новизны, эмоционально приобщают детей к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.
По направленности выделяются следующие виды обучающих игр:
- для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- для развития фонематического восприятия;
- для развития мелкой моторики;
- по обучению грамоте;
- по совершенствованию грамматического строя речи;
- по обогащению словаря;
- для развития связной речи.
Игра, которую я хочу представить вашему вниманию, многофункциональна. Она служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлена на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексико-грамматических категорий.
Данное пособие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста как индивидуально, так и в подгруппах. Оно может быть использовано учителями-логопедами, воспитателями речевых и общеразвивающих групп.
Дидактическая игра «ПОЛЕ ЧУДЕС».
Игра предназначена доя детей 4-6 лет. Используется на логопедических занятиях, коррекционном часе. Играть может от 1 до 4 игроков.
Цели: Автоматизация и дифференциация всех групп звуков в словах и предложениях. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа (определять позицию звука в словах, определять количество слогов в словах). Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными, усвоение падежных форм, усвоение предложных конструкций). Обогащение словаря (антонимы, многозначные слова).
Оборудование:
«Барабан» для проведения игры, картинки на все группы автоматизируемых и дифференцируемых звуков. 5 дисков с заданиями (в центре каждого диска отверстие для прикрепления к барабану).
1 диск: Круглый диск, разделённый на 8 секторов. К каждому сектору пришит прозрачный кармашек для смены картинок.
2 диск: На каждом из 8 секторов нарисованы схемы:
- 3 сектора для определения позиции звука в словах (начало, середина, конец слова),
- 4 сектора для определения количества слогов в словах (прямоугольники, разделённые на 1, 2, 3, 4 части),
- и в 1 секторе нарисована схема анализа артикуляции звука (губы, язык, колокольчик).
3 диск: В секторах приклеены или нарисованы картинки: лук, мальчик с полотенцем, дедушка, девочка играет на улице, яблоко, мужчина, грязный мальчик, девочку осматривает доктор.
4 диск: В секторах приклеены или нарисованы картинки: гриб под кустом, птица над кустом, мальчик за кустом, мячик около стола, мальчик едет с горы, мяч летит через сетку, мальчик идёт в магазин, мальчик играет на гармошке.
5 диск: В секторах картинки: ручка пишущая, скрипичный ключ, листок с дерева, дверь с ручкой, ключ, бьющий из-под земли, лист бумаги, рука ребёнка, ключ от квартиры.
Методика изготовления барабана для игры:
Отрезать верхнюю часть пластиковой бутылки. С отрезанной стороны сделать надрезы и отогнуть наружу, чтобы получились «ушки». Пришить ушки к плотному листу картона – основание барабана. Из оставшейся части бутылки вырезать 2 стрелки с кругом по диаметру пробки. В круге проделать отверстие. В пробке от бутылки сделать отверстие. С помощью болтика и гайки скрепить стрелки с пробкой. Из плотного упаковочного картона вырезать круг диаметра равного диаметру дисков с заданиями. В центре круга и дисков проделать отверстия по размеру горлышка бутылки. Прикрутить пробку к бутылке.
Ход игры.
Вариант 1.
Открыть крышку. На горлышко прикрепить диск №1. В кармашки вставляются картинки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками. Стрелки соединить, чтобы получилась 1 стрелка.
Игроки по очереди вращают «барабан». Назвать слово, на котором остановилась стрелка.
Усложнение: Придумать с данным словом предложения. Согласовать слово с числительными один, два, пять, семь.
Вариант 2:
На барабан прикрепить диск №2.
Игроки по очереди крутят барабан, если стрелка остановилась на секторах со схемой места звука в слове – ребёнок придумывает слово с соответствующей позицией автоматизируемого или дифференцируемого звука. Если стрелка остановилась на схеме слоговой структуры – ребёнок придумывает слово с автоматизируемым или дифференцируемыми звуками с заданным количеством слогов. Если стрелка остановилась на схеме артикуляции – ребёнок рассказывает артикуляцию автоматизируемых или дифференцируемых звуков.
Вариант 3:
На барабан прикрепить диск №3.
Игроки по очереди крутят барабан. Ребёнок называет слово, на котором остановилась стрелка. На диске находит слово-антоним, переводит на него вторую стрелку и придумывает предложение с этими словами и противительным союзом «а». Например: Этот мальчик чистый, а этот – грязный. Дедушка старый, а мужчина молодой.
Вариант 4.
На барабан прикрепить диск №4.
Игроки по очереди крутят барабан и придумывают предложение с картинкой, на которой остановилась стрелка. Учитывается правильное употребление предлогов в предложении. Например: Гриб вырос под кустом. Мячик летит через сетку.
Вариант 5.
На барабан прикрепить диск №5.
Игроки по очереди крутят барабан. Ребёнок называет слово, на котором остановилась стрелка. Вторую стрелку переводит на слово с таким же звучанием, но другим значением. Затем придумывает с этими словами предложения.
Можно сделать диск с примерами. В кармашки вставить цифры от 1 до 9. Стрелки раздвинуть. При вращении барабана стрелки встанут на двух цифрах. Дети должны или сложить их или вычесть.
Уважаемые коллеги, буду рада, если вам пригодится моя разработка. Желаю вам творческих успехов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.