Одной из задач преобразования нашего общества является совершенствование всей системы обучения и воспитания подрастающего поколения, перестройка её на гуманистических основах с учетом развития современного общества.
При решении этой задачи необходимо учитывать неоднородность групп детей, поступающих в наши школы.
Необходимость дифференцированного подхода к учащимся вытекает из ряда психологических закономерностей, из необходимости учёта особенностей их физиологического, психического, интеллектуального и речевого развития:
- низкий уровень осведомлённости о предметах и явлениях окружающей среды,
- нарушена или с трудом усваивается ориентация в пространстве
- несформированность зрительно-пространственных функций,
- сниженная работоспособность,
- недоразвитие эмоционально-волевой сферы, снижение навыка саморегуляции и самоконтроля,
- недостаточность развития всех психических функций,
- бедность и неточность активного и пассивного словаря и др. особенности…
Известно, что все учащиеся отличаются своими возможностями, типами памяти, стилем восприятия окружающего, доминирующим ходом мышления, речевыми навыками и др. Поскольку одна из задач обучения – максимально возможное развитие всех учеников, то при выборе форм, методов и средств обучения необходимо учитывать их индивидуальный уровень развития.
Дифференцированный подход к учащимся состоит и не столько и не только в упрощении образования для отдельных групп учеников, а в специально продуманной системе помощи ученикам со стороны учителя. Такая помощь необходима при изучении нового материала, при закреплении, а также при выполнении домашнего задания.
При организации дифференцированной помощи необходимо учитывать:
- уровни усвоения программного материала (высокий, средний, ниже среднего),
- особенности ведущего способа познавательной деятельности учащихся (аудиальный, визуальный, кинестетический)
- степень сложности учебного материала,
-особенности развития учащихся и состояние их здоровья,
-отношение ученика к предмету,
-уровень его познавательного интереса,
- леворукость,
-ведущий сенсорный канал восприятия,
-уровень сформированности умений и навыков по предмету и общедидактических умений и навыков,
- эмоциональную восприимчивость, адекватность эмоциональной реакции на неудачу,
- уровень самостоятельности учащихся,
- материально-техническое оснащение класса.
- дети, которые хорошо воспринимают материал и ряд заданий могут выполнять самостоятельною,
- дети, которые работают с помощью учителя,
- дети, которые работают только с помощью учителя
Состав групп может меняться в зависимости от типа урока или вида задания.
Виды работ, которые подбираются в соответствии с выделенной группой учащихся:
1. Самостоятельное выполнения задания полностью или частично.
2. С помощью наводящих вопросов.
3. С помощью учителя(устная или письменная подсказка).
4. Только с помощью учителя.
5. С помощью опорной таблицы и учителя.
6. С помощью опоры и алгоритма к ней.
7. Выполнение заданий с элементов творчества.
8. На основе данного словаря.
9. Формулировка вывода на основании самостоятельно сделанного анализа.
10. Дополнение формулировки вывода, подготовленного учителем (вставить нужные слова, закончить фразу и т.п.)
11. Использование готовых приемов деятельности только в знакомой ситуации или при аналогичных заданиях.
12. Использование схем или планов ответа.
13. Работа по образцу.
14. Использование проблемной постановки задачи.
15. Выполнение только аналогичных заданий.
16. Использование навыка самоанализа и самопроверки.
17. Использование возможности проверки работ сильными учениками более слабых.
18. Самостоятельное обобщение .
19. Изучение темы только в ознакомительном порядке.
20. Увеличение времени на усвоение материала.
21. Уменьшение объёма и времени выполнения домашнего задания.
22. Самостоятельные творческие домашние задания.
23. Уменьшение объёма теоретического материала.
24. Сокращение для усвоения и запоминания количества терминов.
25. Задания по формированию только практических умений и навыков.
26. Самостоятельная работа с учебником.
27. Работа с учебником после воспроизведения учениками алгоритма работы.
28. Проверка работ: сильная группа - самостоятельно, средняя – при указании на наличие ошибки в строке или в слове (не называя её), слабая – непосредственное указание на ошибку.
29. Умение самостоятельно подобрать слова, термины, фразы, числа, формулы, даты и т.п.
30. Дать возможность выбрать из представленных слова определённой тематики, термины и т.п.
31. Расчленение заданий на этапы.
32. Демонстрация способа выполнения задания.
33. Самостоятельный выбор способа выполнения задания.
34. Модификация задания в сторону упрощения.
35. Указание типа задачи, правила на которое опирается данное упражнение.
36. Самостоятельный подбор дополнительного занимательного материала к теме, изучаемой на уроке.
37. Монологические высказывание учащихся: - самостоятельно, «…закончи фразу…», - по простому или сложному плану, - по вопросному плану, - опираясь на данный словарь, - с опорой на «кластер», схемы, иллюстрации.
38. Использование схем, таблиц, чертежей, рисунков и т.п.
39. Планирование объёма заданий в зависимости от темпа работы той или иной группы.
40. Включение в урок упражнений на развитие психических функций (память, мышление, внимание, восприятие, наблюдательность, эмоционально-волевая сфера).
41. Осуществление постепенного перехода к частично или полностью самостоятельному выполнению заданий.
42. Стимулирующее оценивание этапов урока.
43. Комментирование своей деятельности вслух.
Это лишь часть форм и видов дифференцированного подхода к обучению. Каждый учитель выбирает свои направления, но он непременно должен уметь:
- организовать СВОЮ работу,
- организовать работу групп учащихся или осуществлять индивидуальный подход к ребёнку,
- ограничить себя в словах, давать очень краткую и понятную инструкцию к работе,
- всегда помнить, что приписывание ученика к определённой группе не является постоянной,
- увидеть причину неусвоения ребёнком учебного материала.
Дифференциация ожидания от детей:
- сделать все задания обязательно и в полном объёме,
- одно (два) задания сделать обязательно, остальные – дополнительно(по желанию, с учётом физического состояния),
- дать возможность проявить способности (задания творческого характера).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.