Дифференцированное обучение на уроках информатики
Оценка 5

Дифференцированное обучение на уроках информатики

Оценка 5
Лекции
docx
информатика
5 кл—11 кл
19.03.2019
Дифференцированное обучение на уроках информатики
Данная статья освещает вопрос о дифференцированного обучения на уроках информатики, вопрос рассмотрен со всех сторон, определены плюсы и минусы данного метода, сфера применения и к каким результатам может и должно привести. Стимулирует учителя задуматься о продуктивности уроков для учеников разного уровня.
Статья 2.docx
К.   А.   Трофименко,   преподаватель   математики   и   информатики,   КГПОБУ «Камчатский   педагогический   колледж»   Центр   дистанционного   образования   детей Камчатского края Дифференцированное обучение на уроках информатики В   настоящее   время   в   Российском   образовании   мы   наблюдаем,   что   традиционное обучение   и   классно­урочная   система   не   удовлетворяют   целям,   поставленным   перед образование.   Средняя   школа   не   обеспечивает   достаточную   подготовку   школьников   для поступления   в   ВУЗ.   Процесс   обучения   не   работает   на   творческое   развитие   личности.   С другой стороны, в средней школе активно идет разработка различных вариантов содержания образования, появляются новые педагогические технологии. Основной   задачей   средней   школы   является   подготовка   школьника   к   вхождению   в жизнь общества как полноценного члена экономических взаимоотношений. Информатика   (в   широком   смысле   этого   слова   –   наука   о   наиболее   оптимальных способах   получения,   обработки,   хранения   и   передачи   информации)   может   оказать значительную помощь в развитии мышления обучаемого. При решении алгоритмических задач формируется   теоретический   обобщенный   стиль   мышления,   который   опирается   на содержательное обобщение предметов и явлений. И чем раньше будет начинаться изучение информатики,  тем  лучше.  Но  при   одном  условии,  как   ни  в  каком  другом  предмете,  при обучении   информатике   необходимо   учитывать   уровень   развития   психических   процессов, мышления – в первую очередь. В процессе преподавания информатики остро встает вопрос о дифференцированном подходе,   как  к  содержанию  предмета,  так  и  методам  обучения  в  зависимости   от  уровня развития   мышления   обучаемых.   Специфика   информатики   как   предмета   такова,   что   для успешного   ее   усвоения   необходим   достаточно   хороший   уровень   развития   познавательной сферы обучаемого, т.е. сформированные мыслительные операции обобщения, классификации, подведения понятия под центральный элемент и т.д. Конечно, эти требования подразумевают, что все остальные психические процессы – восприятие, память, внимание, произвольность поведения – находятся на достаточно высоком уровне. Основная   цель   изучения   базового   курса   информатики   –   овладение   учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи, хранения и использования информации, и на этой   основе   раскрытие   значения   информационных   процессов.   Кроме   того,   обучение информатике ставит перед собой следующие цели:  Привитие   навыков   сознательного   и   рационального   использования компьютеров в учебной, а затем и профессиональной деятельности;   Умение формализировать задачи, моделировать процессы и явления; Формирование   логического,   аналитического   и   алгоритмического мышления. Отличительные особенности обучения информатике: Все ученики имеют разный входной уровень знаний по информатике (это зависит от того, есть ли  у них свободный доступ к компьютеру или нет, изучали ли они ранее информатику или нет и др.) Задания   по   информатике   даются,   как   правило,   неформализованные   и   основной задачей становится формализация данного задания. Информатика, как учебный предмет, предоставляет особенно большие возможности для реализации дифференциации обучения, которые обусловлены:  Потенциалом   информационных   технологий,   принесенных   в   учебный процесс информатикой;   Широкими межпредметными связями этой учебной дисциплины; Значительной   прикладной   составляющей   содержания   обучения   – средства   информационных   технологий   и   методы   их   использования   в   различных областях деятельности человека, которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения.   Необходимость   дифференцированного   подхода   к   учащимся   вытекает   из   того,   что учащиеся различаются своими задатками, типами памяти, уровнем подготовки, восприятием окружающего   мира,   чертами   характера.   Задача   учителя   состоит   в   том,   чтобы   дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от   чувства   страха   и   вселить   уверенность   в   свои   силы.   Дифференцированное   обучение позволяет   каждому   ученику   работать   в   своем   оптимальном   темпе,   дает   возможность справиться   с   заданием,   способствует   повышению   интереса   к   учебной   деятельности, формирует положительные мотивы учения. Используя   систему   дифференцированного   обучения,   необходимо   учитывать психологические особенности каждого ученика, его реальные возможности. Не нужно забывать о темпераменте учащихся. Темперамент сказывается на динамике протекания не только эмоциональных, но и мыслительных, волевых процессов, поэтому он влияет на ход учебной деятельности. Так, например, холерики – сильные, энергичные, но не уравновешенные дети, которые быстро раздражаются, способные и на агрессивные поступки. Но если они теряют веру в свои силы, способности, у них наступает апатия, подавленное настроение. Они ничего не будут делать на уроке, пока учитель не вернет веру в свои силы. Таким детям нужно давать в течение урока работу, которая их увлечет, даст пищу уму и будет посильна. И противоположность – меланхолики – замкнутые, нерешительные в трудных обстоятельствах.   Однако   в   спокойной,   привычной   для   них   обстановке,   могут   успешно справляться   со   сложными   заданиями.   Для   этих   детей   очень   важны   внимание,   поддержка учителя. Изменить темперамент нельзя, но научить управлять им можно. Различно развито и восприятие информации у детей. Их можно подразделить по типу познания   на   «зрителей»,   «слушателе»,   «деятелей»,   в   зависимости   от  того,  какому   органу чувств отдается предпочтение – зрительному, слуховому или осязательному. Влияет,   конечно,   на   результаты   обучения   и   пол   ребенка.   Девочки   вписываются   в школьную среду легче. Они предпочитают чаще слуховой способ познания. У них обычно шире   словарный   запас   и   говорить   они   начинают   раньше.   У   мальчиков   же   более   точное визуальное   восприятие,   лучшая   координация   и   владение   телом,   а   также   более   четкое ощущение пространства. Кроме того, при обучении информатике возникает необходимость дифференциации по умениям работы с компьютером: у учащихся разный уровень знаний по информатике, разные возможности доступа к компьютеру для выполнения   домашних заданий и удовлетворения своих   интересов,   связанных   с   использованием   современных   компьютерных   технологий (работа с текстовыми и графическими редакторами, использование ресурсов Интернета и т.д.). При изучении нового материала можно создавать разноуровневые группы по качеству знаний:   сильные   –   первая   группа;   средние   –   вторая   группа;   слабые   –   третья   группа.   По способу мышления: первая группа – учащиеся со стандартным мышлением; вторая группа – учащиеся   с   творческими   способностями.   Учащиеся   с   одинаковой   подготовкой   и   схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимаясь в одной группе, будут чувствовать себя более комфортно. Учитель объясняет тему для всего класса, если не последует вопросов от учащихся первой группы (сильных учеников), они получают задания творческого характера. Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь   не   будет   вопросов,   то   учащиеся   второй   группы   получают   задания   с   элементами творчества. Для учащихся третьей группы еще раз объясняется материал с использованием таблиц, учебника   и   дается   практическое   задание.   Движение   вперед   идет   на   основе   возврата   к изученному, усиленного закрепления на большом количестве примеров и упражнений, каждый работает в меру своих сил и возможностей, не теряет интереса к предмету. Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй и третьей групп работает в полную силу, справляется с заданиями, он может перейти в другую группу. Каждый получает справедливо заработанную оценку.  Но при делении учащихся на группы существуют как свои плюсы, так и минусы. Плюсы:         Исключается уравниловка детей; Облегчается усвоение материала; Более быстрое продвижение сильных учащихся в образовании; Повышается уровень самосознания учащихся; Возможность эффективно работать с «трудными»; Повышает уровень мотивации учащихся; Обучение ориентировано на «зону ближайшего развития ученика»; Возможность помогать «слабому». Минусы:     Высвечивается социально­экономическое неравенство; Деление детей по уровню развития негуманно; Перевод в слабые группы плохо отражается на самооценке учеников; Понижается   уровень   самосознания:   в   элитарных   группах,   возникает иллюзия исключительности; Понижается уровень мотивации обучения в слабых группах; Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от Дополнительные   затраты   сил   и   времени   учителя   для   составления   и них помощь, соревноваться с ними; проверки разноуровневых заданий; Несовершенство диагностики.       Особого внимания требуют учащиеся, имеющие высокий уровень подготовки. Чаще всего при общеклассной работе они остаются занятыми не в полную меру. Такие учащиеся нуждаются   в   заданиях   повышенной   трудности,   нестандартных   работах,   творческого характера, именно это позволит им максимально развивать свои учебные возможности. Сильный ученик может выступать в роли учителя или его ассистента. В этом случае идет не только шлифовка знаний, но их более глубокое осмысление, формируется навык применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности. Ассистенты могут выполнять следующие функции:  работы;  Проверка заданий, выполненных учащимися, рецензирование выполнения Помощь слабым учащимся при работе над ошибками после контрольных и самостоятельных работ; Выполнение обязанностей консультантов в процессе групповой работы, при проведении лабораторных и практических работ; Обобщение при подведении итогов урока. В особой помощи нуждаются слабые ученики. Задача учителя – довести их до уровня средних,   обучить   приемам   рациональной   умственной   деятельности.   Работа   должна организоваться, чтобы с о временем степень самостоятельности школьников возрастала, а доза   помощи   учителя   постепенно   снижалась.   С   этой   целью   для   слабых   учащихся используются различные карточки для индивидуальной работы, образцы выполнения заданий, выбор правильного решения из ряда решений, также опорные схемы, алгоритмы действий или карточки – информаторы и т.д. Информатика,   как   ни     один   другой   школьный   предмет,   допускает   рассмотрение практически любой учебной задачи в двух уровнях сложности: ученик выполняет требуемое задание с использованием привычной (или посильной) ему информационной технологии или же ученик жестко следует поставленным требованиям. Например, при решении задач по теме «Моделирование» учащиеся выбирают, каким способом им обсчитывать поведение модели: при   помощи   калькулятора,   с   использованием  Excel  или   написать   программу   на алгоритмическом языке. Вместе с тем не следует забывать, что решение любых проблем, а в образовании в первую очередь, невозможно без постоянного следования правилу: не получится ничего, если нет   взаимопонимания,   сотрудничества   между   взрослым   и   ребенком,   взаимного   уважения. Воспитание   и   обучение   человека   –   задача   сложная,   многогранная,   всегда   актуальная.   В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых. И задача учителя, главным образом, состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной,   творческой   и   ответственной   личностью,   способной   к   самоопределению, самоутверждению и самореализации

Дифференцированное обучение на уроках информатики

Дифференцированное обучение на уроках информатики

Дифференцированное обучение на уроках информатики

Дифференцированное обучение на уроках информатики

Дифференцированное обучение на уроках информатики

Дифференцированное обучение на уроках информатики

Дифференцированное обучение на уроках информатики

Дифференцированное обучение на уроках информатики

Дифференцированное обучение на уроках информатики

Дифференцированное обучение на уроках информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2019