Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
информатика
5 кл—11 кл
16.11.2018
Согласно Концепции модернизации российского образования школа должна формировать личность с современным научным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия для освоения информационных технологий. Сегодня перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к складывающимся жизненным реалиям (экономическим, социальным, культурным, демографическим, и т.д.). Наиболее важная задача современного этапа реформы системы образования - управление качеством образования. А для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и применять существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и функции.
моя работа.docx
Введение
Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего
знать мы никак не можем. Мудрость не в том,
чтобы знать как можно больше, а в том,
чтобы знать, какие знания самые нужные,
какие менее и какие еще менее нужны.
(Лев Толстой)
Согласно Концепции модернизации российского образования школа должна
формировать личность с современным научным мировоззрением,
развивать
интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников, создавать условия
для освоения информационных технологий. Сегодня перед всеми участниками
образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его
адаптации к складывающимся жизненным реалиям (экономическим, социальным,
культурным, демографическим, и т.д.). Наиболее важная задача современного этапа
реформы системы образования управление качеством образования. А для повышения
качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и применять
существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и
функции.
Контроль
с
позиций компетентностного подхода, для решения поставленных целей обучения и
образовательных
результатов
учащихся,
воспитания,
применение необходимых и достаточных знаний в жизни.
предполагает управление познавательной деятельностью учащихся и
Под образовательными результатами мы понимаем личностные достижения учащегося
в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и
личностного роста. Различают обязательные и возможные образовательные результаты:
знать и уметь применять в практике образовательной деятельности, понимать, освоить на
уровне представлений, быть готовым использовать в процессе дальнейшего обучения, быть
готовым использовать вне рамок учебного предмета. К новым образовательным
результатам относится: овладение ключевыми компетенциями, освоение новых умений
и навыков по сравнению с существующей практикой, развитие познавательных интересов.
Контроль за качеством достижений учащихся в образовательном процессе по учебным
предметам, считается одним из важных средств повышения качества обучения.
1 Систематическая информация о состоянии образовательных результатов учащихся
позволяет учителю оперативно использовать рациональные способы и средства обучения,
точно и правильно управлять учебным процессом, предвидеть его логику, прогнозировать
результаты усвоения знаний. Планомерное осуществление контроля позволяет учителю
привести в систему знания, усвоенные учащимися за определенный период времени,
выявить успехи в учении, пробелы и недостатки у отдельных учеников и у всего класса в
целом. Контроль вместе с тем, является средством самопроверки учителя, а значит, и
средством для улучшения качества его работы. Информация об образовательных
результатах учащихся важна и для родителей, чтобы участвовать в контроле
за успешностью в обучении своего ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Таким образом, для усиления эффективности учебного процесса на этапе контроля
необходимо использовать современные методы и формы диагностики и обработки данных
об образовательных результатах учащихся.
Виды контроля
В основе методов измерения и оценки результативности проведения контроля в
образовательном процессе могут лежать различные подходы. Выбор таких подходов
осуществляется конкретным педагогом. В этом случае преподаватель описывает методику
и технологию измерения результативности обучения учащихся, отражающую специфику
преподаваемой дисциплины и позволяющую организовать эффективное обучение и
педагогическое измерение.
На порядок и форму измерений и оценки могут оказать влияние имеющиеся
средства обучения и контроля.
Текущий контроль осуществляется на аудиторных занятиях, а также на
индивидуальных консультациях. При этом оцениваются:
уровень теоретической и практической подготовки учащихся;
творческая активность учащихся;
качество и степень самостоятельности решенных в ходе тестирования задач;
готовность учащегося к выполнению тестовой работы;
своевременность сдачи отчета и выполненных практических работ.
Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в
систематических наблюдениях учителя за учебнопознавательной деятельностью
2 учащегося на каждом уроке. Главное его назначение оперативное получение объективных
данных об уровне знаний учеников и качестве учебновоспитательной работы на уроке.
Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают
учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает учителю наметить
рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить
оптимальные формы учебной работы учеников, осуществлять постоянное руководство их
учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому
учебному материалу. Отличительной особенностью текущего контроля является его
проведение на всех этапах изучения темы или раздела: ознакомления с учебным
материалом, формирования и развития знаний и умений, их закрепления и углубления. В
процессе текущего контроля от учащихся можно требовать знания только на том
познавательном уровне, какой предусматривается определенным этапом овладения
учебным материалом.
Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на
нескольких уроках, так же обеспечиваются корректирующим контролем.
Рубежный контроль осуществляется в рамках контрольных работ. Рубежный
контроль осуществляется по окончании периода обучения, его также рекомендуется
проводить в тестовой форме.
Данный вид контроля позволяет проверить и оценить знания учеников по каждой
теме учебного предмета, выяснить, как усвоены понятия, положения существенные связи и
отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой. Рубежный
контроль, являясь разновидностью корректирующего, особенной его формой, представляет
собой качественно новую систему проверки и оценки знаний тесно связанную с
проблемным обучением.
Рубежный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени.
Назначение данного вида контроля проверка усвоения и оценка результатов каждой темы,
постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников. По результатам
этого контроля учитель выясняет, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного
материала. Наиболее часто встречающимся недостатком является сосредоточение
внимания учителя на отстающих учениках.
Заключительный контроль проводится в рамках экзамена или зачета в конце
изучения курса с целью выявления, насколько полны и глубоки приобретенные учащимися
3 знания, соответствуют ли они их содержанию обязательного минимума, насколько полно
могут быть использованы в практической деятельности и при изучении нового материала.
Как правило, заключительная проверка и оценка знаний, навыков, умений учащихся
проводится в конце каждой четверти и учебного года. Ее цель определить объем и
глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность. Итоги проверки служат
основанием для оценки успеваемости учащихся, которая характеризует степень овладения
учащимися знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями учебной
программы. В современных программах выделены специальные разделы «Основные
требования к знаниям и умениям учащихся».
Заключительная оценка отражает результаты работы учащихся за четверть или
учебный год. Однако она не представляет собой среднее арифметическое всех оценок,
полученных учеником за год. Учитель должен хорошо представлять процесс овладения
каждым учащимся знаниями и умениями, видеть успехи и неудачи, отношение к ним
учащихся. Только при соблюдении всех этих условий учитель может объективно оценить
работу учащихся.
При итоговой оценке успеваемости учащихся, если задачей оценки ставится чисто
контрольная функция (например, экзамены, четвертные или другие контрольные работы,
разовые проверочные опросы и работы, срезы), то объективные отметки за них
выставляются всем ученикам без исключения.
Очень важно, чтобы ученики видели бы в классе нормы оценок (хотя бы на плакате
«Проверь себя»), и понимали, за что они получили тот или иной балл, а также осознавали,
что в нужных случаях или хотят помочь и помогают преодолевать возникающие в учении
трудности. Проверка знаний с использованием современных компьютерных технологий
позволяет в полной мере реализовать эту задачу.
Преподаватель всегда должен быть справедлив в выставлении оценки и убежден, что
показанные учащимся знания соответствуют этой оценке. Но только этого не достаточно.
Учащийся не менее учителя должен быть убежден в объективности выставленной ему
оценки. Проверка знаний с использованием современных компьютерных технологий
позволяет в полной мере реализовать эту задачу, обеспечив эффективный контроль
достижения результатов обучения.
Заключительный контроль производится накануне перевода в следующий класс или
ступень обучения. Его задача зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает
4 дальнейшее обучение. Знания по итогам изучения темы могут быть оценены положительно,
если учащиеся овладели всеми основными элементами программного материала.
Формы контроля
Контроль знаний является одним из основных элементов оценки качества
образования. Педагоги ежедневно контролируют учебную деятельность своих учеников
путем устных опросов во время занятий и путем оценки различных письменных работ.
Для проведения текущего контроля используются разнообразные формы его
организации. Наиболее распространенными являются письменные проверочные работы
(самостоятельные работы).
По мнению И.Э. Унт, наиболее важным признаком, отличающим самостоятельную
работу от других близких по смыслу понятий, является самостоятельность работы в
организационном смысле, т.е. «самостоятельная работа учащихся – это такой способ
учебной работы, где:
1.
2.
Учащимся предлагают учебные задания и руководства для их выполнения;
Работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его
руководством;
3.
Выполнение работы требует от учащихся умственного напряжения».
Самостоятельная работа является одной из форм организации учебной
деятельности учащихся, которая способствует развитию их самостоятельности и
активности в обучении. Она может выполняться на уроках и во внеурочное время (в том
числе и при выполнении учебных заданий) по заданию учителя и на основании инструктажа
и консультации.
Самостоятельная работа – это средство организации и управления самостоятельной
деятельностью учащихся.
Самостоятельная работа – непродолжительная по времени (1520 мин.) письменная
проверка знаний и умений учащихся по небольшой теме курса. Одной из главных целей
этой работы является проверка усвоения способов решения задач; осознание понятий;
ориентировка на конкретные правила и закономерности. Если самостоятельная работа
проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается
отметкой. Вместо нее преподаватель дает аргументированный анализ работы учащихся,
который он проводит совместно с ними. Если умение находится на стадии закрепления,
5 автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.
Предлагается проводить и динамичные самостоятельные работы, рассчитанные на
непродолжительное время (510 мин). В случае систематического проведения таких работ,
этот способ проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса
позволяет непрерывно контролировать и корректировать ход усвоения учебного материала
и правильность выбора методики обучения. Применение этого метода дает возможность в
наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми
учащимися группы, определить направления для индивидуальной работы с каждым.
Рубежный контроль позволяет определять качество изучения учащимися учебного
материала по разделам, темам, предметам. Обычно такой контроль проводится несколько
раз в полугодие. Примером такого контроля могут служить контрольные работы.
Рубежный контроль, как правило, охватывает учеников всего класса и проводится в
виде устного опроса или письменных работ. Рассмотрим особенности проведения
письменных контрольных работ.
Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется как в
классной, так и во внеклассной работе (выполнение домашних заданий). Домашние
контрольные работы, на выполнение которых отводится 1015 дней, охватывают большой
раздел учебной программы, требуют работы с литературой и другими материалами.
Обязательные контрольные работы проводятся, как правило, после завершения
изучения темы или раздела (модуля). Сроки их проведения необходимо определять таким
образом, чтобы избежать перегрузки учащихся. Целесообразно составлять график
проведения, рационально распределив все запланированные учебным планом работы в
течение отчетного периода.
В практической деятельности наиболее часто используются следующие виды
контрольных работ:
• теоретические (проверяют усвоение основных теоретических положений
изученного раздела);
• практические (проверяют умения применять полученные знания для решения
конкретных задач);
• комплексные (содержат задания теоретического и практического характера).
При проверке контрольных работ преподавателю необходимо исправить каждую
допущенную ошибку и определить полноту изложения вопроса, качество и точность
расчетной и графической части, учитывая при этом развитие письменной речи, четкость и
6 последовательность изложения мыслей.
Во время проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ
результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки, а так же причины их
появления. В методике преподавания информатики настоятельно рекомендуется
проводить анализ любой проверочной работы на следующем после ее сдачи практическом
занятии. При большом количестве однотипных ошибок, свидетельствующих о
недостаточном усвоении многими учащимися того или иного раздела (темы), на занятии
следует провести разбор плохо усвоенного материала. Однако анализ не должен
ограничиваться только рассмотрением ошибок. Важное значение для обучения и
воспитания школьников имеет анализ контрольных работ, выполненных на «хорошо» и
«отлично», с точки зрения полноты и оригинальности предложенного решения или ответа.
Например, на лабораторных и практических работах преподаватель имеет
возможность проверить не только знание теоретических положений, необходимых для
выполнения заданий. В процессе наблюдения за ходом таких работ последовательностью,
уверенностью в действиях – выявляется сформированность умений обращаться со
средствами информационных технологий, производить измерения, выполнять расчеты,
анализировать полученные результаты, делать выводы, оформлять отчет о проделанной
работе.
Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения,
выявление степени усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, полученных в
результате изучения отдельного предмета.
Итоговый контроль – это интегрирующий контроль и именно он позволяет судить об
общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное
обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания и
умения на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся
проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе
особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки.
Итоговая проверка всегда должна обеспечивать контроль усвоения системы знаний
и умений. Это означает подбор таких заданий или вопросов, ответы на которые
предполагают усвоение максимального числа исходных понятий и действий. Итоговый
контроль предусматривает, что задания должны обеспечивать продуктивную работу
учащихся. С этой целью целесообразно ставить вопросы так, чтобы они выявляли знания
способов и условий деятельности. Проверка умений осуществляется с помощью
7 практических заданий. В процессе выполнения подобных задач ученик даст обоснование
своего решения, которое позволяет установить, насколько он владеет теоретическими
знаниями, лежащими в основе данного способа деятельности, т.е. одновременно с
проверкой умений осуществляется проверка знаний.
Устный опрос при итоговом контроле, устанавливает непосредственный контакт
между преподавателем и учащимися, в процессе которого преподаватель получает
информацию об усвоении школьниками учебного материала. При проведении итоговой
проверки знаний и умений целесообразнее всего проводить индивидуальный опрос,
который предполагает постановку вопросов требующих развернутого ответа. Вопросы
должны быть четкими, ясными, конкретными, иметь прикладной характер, охватывать
основной изученный материал.
Заключительная часть устного опроса – подробный анализ ответов, где отмечаются
положительные стороны, указываются недостатки, делается вывод о том, как изучен
материал.
Контроль знаний и умений учащихся обязательное условие результативного
учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не
только учитель, но и ученик и его родители, ибо при правильно организованной системе
учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке
обязательного учебного материала.
Однако письменный контроль не может быть использован для проверки всех
умений, несмотря на названные выше его достоинства. Невозможно проверить в
письменной форме умение учащихся вести беседу или высказываться по теме. Применяя в
этих случаях письменную проверку, невозможно проконтролировать ни произношение
учащихся, ни темп их речи. Учитель не может судить о том, насколько автоматизировано
учащиеся пользуются речевыми единицами, как свободно они заполняют их
соответствующей лексикой.
Письменный контроль эффективнее развивает логическое мышление, приучает к
большей точности в ответах.
Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения
позволяют оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции
ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.
Методы контроля
8 Методы контроля это способы диагностической деятельности, обеспечивающие
обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения,
эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное,
точное и оперативное получение информации об учебном процессе. Если понимать
контроль широко, как педагогическую диагностику, то методы проверки тоже можно
понимать шире, как методы научного исследования педагогического процесса. С этой
точки зрения можно выделить методы школьного контроля и методы научной диагностики
("научного контроля"). Большинство дидактов уделяет преимущественное внимание
первым методам школьного контроля, то есть способам проверки, которые используют
школьные учителя. При этом в дидактике сами понятия "метод и форма контроля знаний"
не имеют четкого разграничения.
Современная дидактика выделяет следующие методы контроля: методы устного
контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические
тесты, наблюдение. Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля
(Щукина Г.И.), методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский Ю.К.),
пользование книгой, проблемные ситуации (В.Оконь). Охарактеризуем основные методы и
формы проверки результатов обучения.
Методы устного контроля это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста,
географической и технологической карты, чертежа, схемы, сообщение об опыте и пр.
Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (в итоговом
контроле это более полное, системное изложение) и/или вопросноответная форма
беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося. Устный контроль
как текущий проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной
форме. На уроке и в лексике учителей это называется опросом. Опытные учителя владеют
разнообразными техниками опроса, применяют дидактические карточки, игры, технические
средства. В.Шаталов ввел ответ учащихся на магнитофон с последующим прослушиванием
и оценкой учителя. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более
полные и точные данные об уровне усвоения, однако он оставляет пассивными на уроке
других учеников, что вынуждает учителя решать проблему их занятости во время опроса.
Фронтальный опрос занимает всех учащихся сразу, но дает более поверхностное
представление об усвоении ими знаний. Зачет и устный экзамен являются наиболее
активной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения. Экзамены
9 как способ проверки знаний вызывают неоднозначную оценку как педагогов, так и
учеников. Отмечаются два главных недостатка экзамена с традиционным выбором
экзаменационных билетов учащимися. В "вытягивании" удачного/неудачного билета есть
элемент случайности ("экзамен лотерея"). Сгладить этот недостаток дает возможность
спросить отвечающего, расширив рамки вопроса. Кроме того в отечественных школах в
настоящее время по желанию ученика используется экзамен не только по билетам, но и по
реферату, написанному заранее и защищаемому учеником, а также свободная беседа по
всему курсу. Реферат рекомендуется, как правило, наиболее подготовленным учащимся.
Однако на практике часто позволяется "защищать реферат" всем желающим. Можно
думать, что это не способствует глубокой проработке всего курса и слишком облегчает
задачу ученику говорить по заранее приготовленному тексту. Второе экзамен является в
известной степени стрессовой ситуацией для экзаменующегося, часто блокирующей его
интеллектуальные возможности. Это так, однако человек всю жизнь в процессе своей
деятельности подвергается проверке и оценке, поэтому и учащиеся должны быть готовы к
контролю и воспринимать ситуацию экзамена как стандартную, что, кстати, и свойственно
большинству экзаменующихся. Поэтому экзамен остается эффективной формой проверки
знаний, умений, развития мышления, сформированности взглядов, отношений, оценок.
Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат)
обеспечивает глубокую и всесторонюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса
знаний и умений ученика. В письменной работе ученику нужно показать и теоретические
знания, и умение применять для решения конкретных задач, проблем. Кроме того,
выявляется владение письменной речью, умение логично, адекватно проблеме свой текст и
излагать, давать оценку произведению, эксперименту, проблеме.
Выполнение практических работ можно считать эффективным, но мало
применяемым способом проверки результатов обучения. Имеется в виду прежде всего
проведение учеником лабораторных опытов, создание изделий, монтаж аппарата и пр. Уже
по этому перечню видно, что метод больше подходит к профессиональной школе, и он
действительно чаще используется в ней: в техническом, медицинском, педагогическом
образовании. В педвузе, однако, экзамены с выполнением практического задания большая
редкость, очевидно, в силу специфики предмета. В условиях экзаменационной аудитории
пединститута возможна, вероятно, ситуационная ролевая игра, имитация, для чего надо
разрабатывать практически ориентированные контрольные задания по педагогике.
10 При текущем контроле знаний в школе учителем широко используется наблюдение,
систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих
показателей, проявлений поведения, говорящих о сформированности знаний, умений и
других результатах обучения. Учитель практически наблюдает ученика всегда, во многих
ситуациях. Ситуация текущей и периодической проверки знаний позволяет учителю
получить достаточно полные данные об ученике: и уровень его знаний, умений по
предмету, и отношение к учебе, степень его познавательной активности, сознательности, и
умение мыслить, решать самостоятельно различного рода задачи. Результаты наблюдения
не фиксируются в официальных документах, но учитываются учителем для корректировки
обучения, в общей итоговой оценке учащегося, для своевременного выявления
неуспеваемости.
Дидактические тесты являются сравнительно новым методом (средством?)
проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений) это набор
стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень
усвоения его учащимися. Самые первые образцы тестов появились в конце 19 века.
Широкое распространение они получили в англоязычных странах с 20 годов нынешнего
столетия.
Преимущество тестов в их объективности, то есть независимости проверки и оценки
знаний от учителя. Однако к тесту наука предъявляет высокие требования, рассматривая
его как измерительный прибор. С этой точки зрения разработка тестов дело
специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность,
валидность, объективность. Надежность теста означает, что он показывает те же
результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест
обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить
разработчик теста. Из сказанного ясно, что создание такого прибора требует специальных
знаний и времени. Учителя, разумеется, должны получать готовые тесты, что и происходит
в США, Англии, Канаде, меньше в других странах. Однако некоторые учителя создают
тесты для своих конкретных целей и классов, они носят название неформальных тестов.
Как устроен тест? В школьной практике чаще всего используют тесты, в которых
задание требует ответа на вопрос. При этом ответ можно представлять в одних случаях
заполнением промежутка в тексте, в других случаях нужен выбор одного из предложенных
ответов (обычно 35). В современных тестах преобладают последние задания. Ответами на
вопрос являются утверждения, которые образуют ядро, дают правильный ответ и
11 рассеянность. Правильный ответ является дополнением ядра, то есть отличного ответа;
рассеянность дает неправильный ответ, составленный так, что от учащегося требуется
хорошо знать суть дела, чтобы отличить его как ошибочный от ядра и правильного ответа.
В дидактике существуют и тесты типа эссе, свободного высказывания, например,
сочинение по литературе. Однако тесты со свободными ответами почти не поддаются
стандартизованной процедуре оценки, есть опасность утратить надежность и
объективность теста. Тесты различаются также по видам целей обучения. Имеются четыре
таксономических категории целей образования и соответствующие им тесты. Первый тип
тестов проверяет знание фактов, понятий, законов, теорий всех сведений, которые
требуется запомнить и воспроизвести. Здесь требуются репродуктивные ответы. Второй
тип тестов проверяет умение выполнять мыслительные операции на основе полученных
знаний. В основном это решение типовых задач. Третий тип заданий предполагает проверку
умения давать самостоятельную критическую оценку изученного. А четвертая категория
целей требует заданий, проверяющих умения решать новые конкретные ситуации на основе
полученных сведений.
Имеются различные методики обработки результатов тестовых исследований.
Наиболее распространенная состоит в том, что ученыйразработчик присваивает каждому
ответу определенный "вес", выраженный баллом, процентом. Различают также два подхода
к анализу результатов теста. В одних случаях результаты теста сравниваются со средним
результатом по какойлибо группе, который принимается за норму. Это так называемые
тесты, ориентированные на норму. Второй подход дает тесты, ориентированные на
критерий. Он имеет большее распространение сегодня и состоит в том, индивидуальные
результаты тестирования сопоставляются с заранее определенными критериями. Большое
значение в этом случае имеет разработка критериев, основанная на анализе учебного
материала и определяющая, что собственно должны знать и уметь учащиеся к концу
изучения такогото курса.
В отечественной дидактике тестирование считалось до недавнего времени вредным,
так как на его основе, полагали ученые, происходит селекция учащихся и ограничение
возможностей их развития. Это отчасти верно по отношению к тесту интеллекта (IQ).
Тесты же достижений или тесты школьной успеваемости проверяют исключительно знания
и поэтому являются эффективным средством контроля наряду с другими методами.
12 Заключительный этап контроля – анализ и оценка знаний учащихся. Именно при
оценке знаний проявляется объективность контроля, и, следовательно, в наибольшей
степени выполняется его воспитательная функция.
При оценке знаний учащихся мы придерживаемся следующих факторов:
объективность выставляемой оценки;
комментирование выставленной оценки (при этом для одних учащихся
важно, чтобы были отмечены недостатки ответа или выполненной работы, для других
достоинства);
значимость оценки, весомость её при выведении итоговых результатов,
недопустимость случайных пятерок или двоек за забытую тетрадь, отсутствие
внимания на уроке и т.д.;
дифференцированный подход к учащимся при выведении оценок.
Успеваемость учащихся находится в прямой зависимости от ориентаци системы
контроля на конечные цели обучения.
Мощные психологические факторы направленного действия – это систематический
контроль и ежедневное оценивание знаний.
Правильно организованный, дающий объективные данные контроль – не только
метод определения эффективности обучения, но и одно из средств формирования
рациональных приемов умственной деятельности и практических умений, стимулирование
познавательной активности. Он воспитывает чувство ответственности за результаты
своего учебного труда, способствует формированию личности будущего специалиста.
Преобразовать процесс обучения на данном этапе поможет внедрение
компьютеризации. С помощью компьютера можно вести оперативный контроль на уроках
и регистрацию результатов самостоятельной работы, добиться регулирования
деятельности учащихся на основе самоконтроля.
Методы контроля на уроках информатики
Наличие класса ПЭВМ предоставляет широкие средства и возможности
индивидуализации обучения и контроля результатов. Здесь, наравне с общеизвестными
методами, учитель встречается с нетрадиционными средствами, с системами,
реализуемыми через ЭВМ. Речь идет о материалах для закрепления умений работы на ЭВМ
и о системах контроля, когда контролирующая и оценивающая функции передаются
компьютеру. При организации проверки знаний и умений необходимо учитывать ряд
особенностей информатики, как учебного предмета. Курс информатики представлен двумя
13 взаимосвязанными разделами: информационные технологии и информационные процессы,
где компьютер выступает, как высокоэффективное средство сбора, хранения, обработки
информации, применяющее новые информационные технологии. Поэтому особое внимание
при мониторинге обученности необходимо уделять внимание проверке основных понятий,
раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей вышеуказанных разделов.
При проверке знаний и умений должна учитываться оценка не только теоретических
знаний, но и практических умений. Методы контроля результатов обучения, используемые
в работе, можно разделить на два типа: "проверка за столом" и "проверка за компьютером".
"Проверка за столом" включает методы, используемые учителями по другим
предметам:
устный и письменный зачет, контрольные работы в конце каждой глобальной темы
позволяет проверить знания ребят в целом, в системе. Только сдав зачет, ученики
могут приступить к работе на ЭВМ. Это является сильнейшим побудительным
стимулом у ребят;
проверку тетрадей. Требуется, чтобы материал записывался регулярно, независимо
от посещений занятий, грамотно и аккуратно.
домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике. Помимо
заданий на повторение и закрепление материала, я даю задание на дом по вариантам;
различные виды самостоятельных позволяют разнообразить работу на уроке. На
первом этапе формирования знаний, а также в слабых классах, используется метод
"решение по аналогии". Умение действовать по образцу не приходит само по себе,
а требует специальных приемов учителя. В частности важно осуществить особенно
при решении задач классификацию материала, обеспечивающую постепенное
развитие такого умения. Особенно нравится ребятам исправлять ошибки в
предложенных программах. Этот метод самостоятельной работы позволяет
проверить знания операторов языка программирования в легкой, непринужденной
форме. Определить результат выполнения алгоритма или программы теоретически
это уже более сложная задача, требующая значительных знаний. Составление
алгоритма решения задачи этот метод позволяет развить логический и
абстрактный способы мышления ребят;
предложить идею решения задачи на оценку вызывает целый всплеск рассуждений,
приводящий к нужному результату. Если вдруг не получилось у одного, то вместе
проблема задача решается достаточно быстро. Решение задачи на
14 сообразительность, скорость позволяет проверить помимо знаний и навыки работы
на ЭВМ;
планируемые результаты обучения по информатике, заданные в виде конкретных
требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать такую форму
контроля, как тесты. С их помощью можно получить, например, информацию об
уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков
учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно
использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме
самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают
возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым
для всех учеников критериям;
диктант позволяет проверить знание операторов и команд языка программирования.
«Проверка за компьютером» включает в себя:
работу с творческими группами на практических работах. При такой организации
обмен мнениями идет свободно, ученики учатся на примере рассуждений
товарищей и анализе их ошибок, в атмосфере взаимной заинтересованности в
результатах труда. С помощью творческих групп реализуется такие способы
контроля как самоконтроль и взаимоконтроль;
контрольные и самостоятельные работы компьютером;
различные виды практических работ позволяют сформировать компьютерную
грамотность у учащихся;
выполнение творческих работ, с помощью которых реализуется самоконтроль.
Чтобы уроки не были скучными и ребята не уставали, необходимо сочетать,
комбинировать различные формы контроля на занятии. Такие методы контроля позволяют
определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на
минимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями
в соответствии с требованиями программы, а кто не только полностью овладел
необходимыми знаниями, но и может их применять в новых ситуациях, владеет умениями
на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.
В настоящее время создано большое количество всевозможных программ для
создание тестов и контроля знаний. Главное их достоинство в том, что они не требуют от
учеников письменных изложений, экономны в отношении времени, затраченного на
непосредственное выполнение действий, обладают большой гибкостью в выявлении узких
15 целей, благодаря чему удаётся очень подробно формулировать и точно очерчивать задачу
каждого теста. Электронные тесты выполняют определенную положительную роль в
процессе обучения, развития, воспитания. Ученикам нравиться работать с электронными
тестами. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и
использовать при повторении.
Для подготовки и проведения компьютерного тестирования знаний в нашей школе
группой учителей информатики разработана «Электронная рабочая тетрадь» на основе
Moodl, где осуществляется контроль не только в виде тестирования, но и выполнения
практических и творческих работ учащихся.
16 Заключение
Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий
повышения качества обучения. Преподаватель в своей работе должен использовать не
только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный
опрос у доски и т.д.) но систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.
Умелое владение преподавателем различными методами контроля знаний и умений
способствует повышению заинтересованности учащихся, обеспечивает активную работу
каждого студента. Контроль для учащихся должен быть обучающим.
В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений
раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается уровень подготовки к
уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.
17 Это положение подтверждается результатами настоящего исследования и позволяет
высказать некоторые рекомендации:
1) Контроль как необходимый компонент учебного процесса должен носит
систематический характер и реализовываться во всех его функциях не ограничиваясь
собственно контролирующей. Формы, приемы, методы средства контроля должны быть
гибкими и вариативными. Только в этом случае контроль обеспечивает индивидуализацию
процесса обучения заложенную в самих условиях учебного процесса: каждая учебная
группа, новый материал, уровень подготовленности;
2) Контроль знаний и умений учащихся необходимо проводить систематически на
всех этапах обучения и только при хорошо налаженном контроле и своевременной оценке
можно говорить об эффективности обучения;
3) Помимо традиционных форм контроля нужно осваивать и внедрять контрольно
обучающие программы, т.к. с помощью компьютера можно вести оперативный контроль и
регистрацию результатов самостоятельной работы на уроках;
4) Преподаватель обязан на каждом уроке, независимо от темы, средств и времени,
стимулировать, контролировать и поощрять познавательную деятельность учащихся,
поддерживать обратную связь в течение всего занятия.
Список литературы
1. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования /Под ред. М.Н. Скаткина,
В.В. Краевского. – М., 1978.
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ "Об образовании в РФ".
4.
3. Талыгина Г.П. Компьютерное тестирование в школе / Г.П. Талыгина // Директор школы.
2001. № 3. С. 711
Александрова М.А. Педагогический контроль в процессе воспитания: методические
рекомендации: методич. пособие / М.А. Александрова, Н.А. Алексеева, Е.Н. Степанов.
М.: Сфера, 2003.
5. Полатова Е. С Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования /М.: Издательский центр «Академия», 2000
6.
тестов. М.: Информационноиздательский дом «Филинъ», 2003.
Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических
18 Угринович, Н.В. Преподавание курса "Информатика и информационные
Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Тематический контроль по информатике.
7.
технологии". Методическое пособие. М., "Лаборатория базовых знаний", 2001. 96с.
8.
Бейсик и Паскаль в задачах. Рабочая тетрадь 2. – М.:ИНТЕЛЛЕКТЦЕНТР, 2001
Босова Л.Л., Босова А. Уроки информатики в 56 классах. Методическое
9.
пособие. 2е издание, исправленное и дополненное. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2005
10.
учреждений по информатике /Кузнецов А.А. и др. /. М.: Дрофа, 2001
11.
программированию. 711 классы. Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2001
Оценка качества подготовки учеников средних общеобразовательных
Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики. Задачи по
http://mytest.klyaksa.net/wiki/
Список использованных интернет источников.
1. Методическая служба. Издательство Бином. Лаборатория знаний./ Босова Л.Л./
Методическая статья "Тестовый контроль знаний на уроках информатики "
_Informatics.pdf
rs/informatika/3/files/Test
http://metodist.lbz.ru/autho
2. Интерфейс редактора тестов MyTestXPro
%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%84%D0%B5%D0%B9%D1%81_
%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0_
%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2_MyTestXPro
3. Материал по информатике и икт на тему: Тестовый контроль на уроках
информатики
http://nsportal.ru/shkola/informatikaiikt/library/2014/12/18/testovyykontrolnaurokakh
informatikikakmetod
4. Использование ИКТ и интерактивных тестов для повышения мотивации обучения
http://newfound.ru/shkolniku/11klass/ispolzovanieiktiinteraktivnykhtestovdlia
povysheniiamotivatciiobucheniiauchashchikhsianacha/
5. Методика создания тестовых вопросов и заданий для контроля знаний по
информатике
http://knowledge.allbest.ru/programming/c2c0b65625a3bd78b4c53b89521306d27.html
19
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Методы контроля учебных достижений учащихся по информатике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.