Дифференцированный подход в специальных медицинских группах

  • Лекции
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

При систематическом и научно обоснованном врачебно - педагогическом контроле физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического контроля. Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются: 1. укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма; 2. повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью; 3. повышение физической и умственной работоспособности; 4. повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма, как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;При систематическом и научно обоснованном врачебно - педагогическом контроле физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического контроля. Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются: 1. укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма; 2. повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью; 3. повышение физической и умственной работоспособности; 4. повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма, как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
Иконка файла материала doklad_10.doc
«Дифференцированный подход в специальных медицинских группах» При систематическом и научно обоснованном врачебно ­ педагогическом контроле физическое  воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и  подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим учитель физкультуры должен быть  достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены  физических упражнений организации и методики физического воспитания с учетом анатомо­ физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического  контроля. Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к  специальной медицинской группе, являются: 1. укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма; 2. повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью; 3. повышение физической и умственной работоспособности; 4. повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма, как средств борьбы с  аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической  инфекции; 5. формирование правильной осанки, а при необходимости ­ её коррекции; б. обучение рациональному дыханию; 7. освоение основных умений и навыков; 8. воспитание морально­волевых качеств; 9. воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим  дня учащихся; 10. создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся; Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы, намного сложнее,  чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола,  страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Для обеспечения надлежащего контроля за физическим воспитанием ослабленных детей, необходимо  четкое взаимодействия управления образования, здравоохранения и медицинских учреждений  (поликлиник и врачебно­физкультурных диспансеров). Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно  осуществляться с учётом возраста, показателей физической подготовленности, функционального  состояния и степени выраженности патологического процёсса (до 1 июня), по данным медицинского  обследования, проведённого в апреле ­ мае текущего года. Наполняемость групп ­ не менее 10 человек. Списки детей с указанием диагноза медицинской группы,  завизированные врачом школы, с печатью детской поликлиники, передаются директором школ,  учителям физкультуры и во врачебно ­ физкультурные диспансеры. Директора до 1 сентября должны оформить приказом по школе создание специальной медицинской  группы. Учителя физкультуры совместно с медработниками оформляют индивидуальные карты,  занимающиеся в специальной группе. В карте отражаются результаты медосмотров, диагноз,  рекомендации врача и учителя физкультуры, индивидуальные комплексы упражнений, а так же  рекомендации и задания на дом во время каникул. В течение года школьники специальной и подготовительной групп, а также освобождённые от  физкультуры и занимающиеся ЛФК в лечебно ­ профилактических учреждениях систематически (1  раз в квартал) осматриваются врачами в школе или детской поликлинике. На основании состояния здоровья, результатов функциональных методов исследования, данных по  адаптации к физическим нагрузкам, освоению двигательных навыков и умений учащиеся переводятся  в соответствующую медицинскую группу. Перевод осуществляет школьный врач совместно с  учителем физкультуры. Проведение занятий с ослабленными детьми в специальной группе (отдельно от здоровых  школьников) позволяет избежать многих методических и педагогических ошибок, щадить психикуребенка, использовать дифференцированные нагрузки и легко контролировать состояние уч­ся и их  адаптацию к нагрузке. В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы ­А и Б, с целью дифференцированного  подхода к назначению двигательных режимов. Подгруппа А ­ это школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера,  ослабленные различными заболеваниями; таких детей большинство. Подгруппа Б ­ школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и  систем (органические поражения сердечнососудистой, мочевыделительной системы, печени; высокая  степень нарушения коррекции зрения и изменением глазного дна и др.). В подгруппе А физические нагрузки постепенно увеличиваются по интенсивности и объёму ­ согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется  выполнять при частоте пульса 120­140 уд/мин, в начале четверти, постепенно увёличивая  интенсивность физических нагрузок в основной части урока и частоту пульса до 140­150 уд/мин, к  концу семестра. Двигательные режимы при частоте пульса 130­150 уд/мин, являются оптимальными для          кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект. Учитывая, что большинство детей в специальной медицинской группе страдают гипоксией и  неадекватны к интенсивным физическим нагрузкам, двигательные режимы при частоте пульса 150  уд/мин, не целесообразны. Режимы физ. нагрузок при частоте пульса 150­170 уд/мин, являются переходным рубежом от  аэробного к аэробно ­ анаэробному дыханию. В подгруппе Б двигательные режимы выполняются при частоте пульса не более 120 ­ 130 уд/мин, в  течение всего учебного года, т. к. но данным физиологов, при данной ЧСС они способствуют  гармонической деятельности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, опорно­ двигательного аппарата и других органов и систем организма: увеличивается минутный объем крови  (за счет систолического объема), улучшается внешнее и тканевое дыхание. При таких двигательных  режимах формируются жизненно необходимые навыки и умения, не предъявляя к ослабленному  организму повышенных требований.  частота пульса уд/мин. мин.  77   86  104  112 90  120 сред.  макс. 91  105  118  129  100   132  1. Построение  2. Ходьба в медленном темпе 3. Ходьба в среднем темпе  4. Бег трусцой в медленном темпе  5. Дыхательные упражнения  6. Элементы 6/6:  передача мяча на месте 7. при малой интенсивности  Частота пульса определяется пальпаторно (на лучевой или сонной артерии) сразу после выполнения  упражнений и телеметрическим ­ методом записи радио ЭКГ. Урок в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основная и заключительная части), однако в отличие от обычных уроков имеет свои принципиальные  особенности. 112 119 151 152 118 146 176 120  154  В подготовительной части урока (до 20’) выполняются О.Р.У. (в медленном и среднем темпе),  чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения,  которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой  части урока не следует использовать много новых упражнений, а так же интенсивные нагрузки. В основной части урока (20 ­ 22’),  занимающиеся  овладевают основными навыками, получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение.  Подбор упражнений в этой части урока предусматривает решение ряда задач: овладение простейшимидвигательными навыками, разностороннее развитие основных (в пределах возможностей  занимающихся) физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Большое внимание  уделяется развитию гибкости и улучшению координации движений. С этой целью применяется бег  (отрезки по 20­30 м) чередующийся с ускоренной ходьбой, метание, прыжки, эстафеты, упражнения  на равновесие. В заключительной части урока (3­5’) используются упражнения, восстанавливающие организм  после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление). Чтобы контролировать правильность распределения нагрузки в процессе урока, учащиеся  должны уметь самостоятельно измерять частоту пульса, которую по сигналу преподавателя они  определяют в течение 10 секундного интервала времени. Такой подсчет производится 4 раза: до  занятия, в середине его ­ после наиболее утомительного упражнения основной части (в первые 10 сек), после занятия и через 5 мин. восстановительного периода. Практические разделы программы по физическому воспитанию для учащихся основной и  специальной медицинской групп различны. Учащиеся специальной подготовительной группы  освобождены от выполнения каких­либо практических нормативов. Но к числу обязательных для них  требований по отдельным видам спорта относятся: ­ гимнастика ­ выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку, основных движений  руками, туловищем, танцевальных шагов, акробатических элементов, равновесия, опорных прыжков,  поднимание и переноска небольших тяжестей, упражнения на гимнастических снарядах и со  снарядами; ­ легкая атлетика ­ техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания мяча,  гранаты, прыжки в высоту или в длину; ­ лыжная подготовка ­ техника владения отдельными способами передвижения на лыжах,  подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и в движении; ­ плавание ­ правильное выполнение движений руками, ногами умение держаться на воде  проплывать по заданию преподавателя отрезок дистанции изученным способом, умение сочетать  движения рук и ног с дыханием при изучении техники плавания одним из способов. Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ ­ дифференцированный подход, учет  индивидуальных особенностей, дозирование нагрузок. Этот принцип можно успешно реализовывать на практике, соблюдая следующие условия: 1 .Построение на уроке не по росту, а по уровню физической подготовленности: на правом  фланге ­ более подготовленные дети, на левом ­ более слабые. 2.Перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений. дети, у  которых ЧСС выше 80 уд/мин, должны быть на левом фланге. 3.При проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны,  начинают и. заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовленные ­ одно. 4.При проведении игр слабо подготовленные дети заменяются через каждые 2 минуты. 5.В первом семестре предлагается 5­7мин. основной части урока уделять выполнению  индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые согласуются с врачом в связи с  диагнозом заболевания. В самостоятельную работу по формированию предусмотренных программой двигательных  навыков и умений включаются те физические упражнения, которые не могут быть выполнены на уроке из­за отсутствия у учащихся необходимой подготовки или времени. Чаще всего в домашние задания включается освоение таких двигательных навыков, как: 1 .Ходьба на месте с правильной осанкой, высоким подниманием бедер и движением рук (у  зеркала). 2.Прыжки на месте (Ь­20­ЗО ем) с мягким приземлением. 3.Сохранение равновесия согнутой и выпрямленной ноги. 4,Упражнения из исходного положением лежа на животе и т. д.При выполнении и подборе упражнений обязательно учитывается диагноз заболевания. Школьникам с заболеванием органов дыхания (хронический бронхит, пневмония,  бронхиальная астма и т.д. р.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания,  натуживание. Необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям, которые  способствуют тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Удлинению фазы вьдоха  помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произнесением гласных  звуков а, у, е, и, о и согласных р, ж, ш, с, з или их сочетаний (например брс­, бры­,бру­, и т. д. ). Эти  упражнения надо рекомендовать для выполнения дома по 3 ­ 5 раз в день, дозировка одного упражнения 2­3 раза, количество упражнений 3­4. Целесообразно также  после 2­3 месяцев систематических занятий физическими упражнениями занятия плаванием, лыжами. Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения вызывающие  нервное напряжение (в равновесии на повышенной опоре), сокращается время игр пт. д. При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с  натуживанием, стойки на руках и голове. При хроническом заболевании Ж.К.Т, желчного пузыря, печени, уменьшается нагрузка на  мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. Как показывает опыт, для детей младшей  возрастной группы в уроки целесообразно включать прыжки , для старшей ­ элементы танцев. Педагогический контроль за интенсивностью нагрузок и соответствием их плану ведется по  внешним признакам в процессе постоянного контакта учителя и учеников, а так же путем определения пульсовой кривой урока. При дозировании нагрузки важно учитывать не только ее объем, но и  интенсивность. Эффективность любого урока обусловлена многими факторами, среди которых: чистота зала,  обеспеченность инвентарем и оборудованием, внешний вид ребят, состояние их спортивной одежды и  обуви. Очень много зависит от стиля ведения занятий учителем. От него требуется чуткое,  внимательное, доброжелательное отношение к учащимся, высокое профессиональное мастерство,  умение увлечь ребят, заинтересовать их, привить интерес к регулярным занятиям физкультурой.  Любой срыв, грубость или просто бестактность учителя оказывают негативное воздействие, создают  нервно­психическую и физическую напряженность. Логическим продолжением учебной работы на уроке являются домашние задания, которые  помогут повысить объем двигательной активности учащегося, улучшить их физическую  подготовленность, укрепить здоровье, внедрить физкультуру в быт. Учитель обязан предварительно  показать задаваемые на дом упражнения, уточнить нагрузки. Общее время выполнения домашних  заданий не должно превышать 15­20’. Чтобы повысить эффективность домашних заданий, полезно проводить собрания, беседы с  родителями, приглашать их на уроки, объяснить им, как необходимо стимулировать и поощрять  выполнение детьми заданных упражнений. В целях повышения оздоровления и воспитания значения физической подготовки ослабленных  детей не следует ограничиваться только уроками по обязательной программе. Эти мероприятия в общей сложности соответствуют или даже превышают эффект урока  физкультуры. Обязательная утренняя гимнастика до занятий: ­ физкультпаузы после второго ­ третьего урока продолжительностью 2­3 минуты; ­ физкультурные паузы во время приготовления домашних заданий; ­ индивидуальные комплексы гимнастики, рекомендуемые учителем с учетом медицинских  показателей. Особое значение имеют внеклассные оздоровительные мероприятия, рекомендуемые  школьникам: прогулки, катания на коньках, передвижение на лыжах, оздоровительное плавание, а  также закаливание (воздушные ванны, обливание). Работал с ослабленными детьми, учитель физкультуры и врач должны использовать  специальную литературу по медицине, физкультуре, методике, психологии. Продолжительность пребывания учащихся в СМГ разная. Например, дети с искривлением  позвоночника, несмотря на то, что их осанка улучшилась, окрепли мышцы, находятся в группах дозавершения роста, окостенения позвоночника. Детей с соматическими заболеваниями в  подготовительные группы переводят после положительных результатов функциональных  исследований, которые проводятся 2 раза в год. Ребята, страдающие заболеваниями глаз, в основном  близорукие, в СМГ остаются до окончания школы. В итоге мы видим, что при каждом заболевании; как бы оно глубоко ни повреждало важнейшие функциональные системы организма, могут быть подобраны специфические средства и методы  занятий физическими упражнениями, способы закаливания, существенно улучшающие состояние  здоровья. Вторым важным положением, которое характеризует использование занятий физическими  упражнениями и природных факторов учащимися смг, является регулирование величины  функционального напряжения на отдельные органы и системы организма занимающихся. И, наконец, третье, общее положение, соблюдение которого необходимо для достижения  максимально здоровых и воспитанных результатов ­ это комплексность использования различных  средств, методов и организационных форм занятий. Нет такого заболевания, после которого можно  ограничится каким­ либо одним или несколькими оздоровительными воздействиями. Напротив, чем  шире комплекс используемых средств, методов и форм организации занятий, тем эффективнее  процесс физического воспитания учащихся. Литература «Настольная книга учителя физической культуры» под ред. Кофмана. Газета «Спорт в Школе» за 1998 год.