При систематическом и научно обоснованном врачебно - педагогическом контроле физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического контроля.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:
1. укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
2. повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
3. повышение физической и умственной работоспособности;
4. повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма, как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;При систематическом и научно обоснованном врачебно - педагогическом контроле физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим учитель физкультуры должен быть достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены физических упражнений организации и методики физического воспитания с учетом анатомо-физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического контроля.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, являются:
1. укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
2. повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
3. повышение физической и умственной работоспособности;
4. повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма, как средств борьбы с аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической инфекции;
«Дифференцированный подход в
специальных медицинских группах»
При систематическом и научно обоснованном врачебно педагогическом контроле физическое
воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей и
подростков, улучшения их физического развития. В связи с этим учитель физкультуры должен быть
достаточно подготовлен в вопросах влияния физических упражнений на растущий организм, гигиены
физических упражнений организации и методики физического воспитания с учетом анатомо
физиологических особенностей организма школьников, в вопросах врачебного и педагогического
контроля.
Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе, являются:
1. укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
2. повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
3. повышение физической и умственной работоспособности;
4. повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма, как средств борьбы с
аллергизацией, провоцируемой простудными заболеваниями и наличием очагов хронической
инфекции;
5. формирование правильной осанки, а при необходимости её коррекции;
б. обучение рациональному дыханию;
7. освоение основных умений и навыков;
8. воспитание моральноволевых качеств;
9. воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим
дня учащихся;
10. создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся;
Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы, намного сложнее,
чем занятий со здоровыми детьми: здесь собраны ребята из разных классов, разного возраста и пола,
страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой.
Для обеспечения надлежащего контроля за физическим воспитанием ослабленных детей, необходимо
четкое взаимодействия управления образования, здравоохранения и медицинских учреждений
(поликлиник и врачебнофизкультурных диспансеров).
Комплектование специальных медицинских групп перед новым учебным годом должно
осуществляться с учётом возраста, показателей физической подготовленности, функционального
состояния и степени выраженности патологического процёсса (до 1 июня), по данным медицинского
обследования, проведённого в апреле мае текущего года.
Наполняемость групп не менее 10 человек. Списки детей с указанием диагноза медицинской группы,
завизированные врачом школы, с печатью детской поликлиники, передаются директором школ,
учителям физкультуры и во врачебно физкультурные диспансеры.
Директора до 1 сентября должны оформить приказом по школе создание специальной медицинской
группы. Учителя физкультуры совместно с медработниками оформляют индивидуальные карты,
занимающиеся в специальной группе. В карте отражаются результаты медосмотров, диагноз,
рекомендации врача и учителя физкультуры, индивидуальные комплексы упражнений, а так же
рекомендации и задания на дом во время каникул.
В течение года школьники специальной и подготовительной групп, а также освобождённые от
физкультуры и занимающиеся ЛФК в лечебно профилактических учреждениях систематически (1
раз в квартал) осматриваются врачами в школе или детской поликлинике.
На основании состояния здоровья, результатов функциональных методов исследования, данных по
адаптации к физическим нагрузкам, освоению двигательных навыков и умений учащиеся переводятся
в соответствующую медицинскую группу. Перевод осуществляет школьный врач совместно с
учителем физкультуры.
Проведение занятий с ослабленными детьми в специальной группе (отдельно от здоровых
школьников) позволяет избежать многих методических и педагогических ошибок, щадить психикуребенка, использовать дифференцированные нагрузки и легко контролировать состояние учся и их
адаптацию к нагрузке.
В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесенных к специальной
медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы А и Б, с целью дифференцированного
подхода к назначению двигательных режимов.
Подгруппа А это школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера,
ослабленные различными заболеваниями; таких детей большинство.
Подгруппа Б школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и
систем (органические поражения сердечнососудистой, мочевыделительной системы, печени; высокая
степень нарушения коррекции зрения и изменением глазного дна и др.).
В подгруппе А физические нагрузки постепенно увеличиваются по интенсивности и объёму согласно
адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется
выполнять при частоте пульса 120140 уд/мин, в начале четверти, постепенно увёличивая
интенсивность физических нагрузок в основной части урока и частоту пульса до 140150 уд/мин, к
концу семестра.
Двигательные режимы при частоте пульса 130150 уд/мин, являются оптимальными для
кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.
Учитывая, что большинство детей в специальной медицинской группе страдают гипоксией и
неадекватны к интенсивным физическим нагрузкам, двигательные режимы при частоте пульса 150
уд/мин, не целесообразны.
Режимы физ. нагрузок при частоте пульса 150170 уд/мин, являются переходным рубежом от
аэробного к аэробно анаэробному дыханию.
В подгруппе Б двигательные режимы выполняются при частоте пульса не более 120 130 уд/мин, в
течение всего учебного года, т. к. но данным физиологов, при данной ЧСС они способствуют
гармонической деятельности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, опорно
двигательного аппарата и других органов и систем организма: увеличивается минутный объем крови
(за счет систолического объема), улучшается внешнее и тканевое дыхание. При таких двигательных
режимах формируются жизненно необходимые навыки и умения, не предъявляя к ослабленному
организму повышенных требований.
частота пульса уд/мин.
мин.
77
86
104
112
90
120
сред. макс.
91
105
118
129
100
132
1. Построение
2. Ходьба в медленном темпе
3. Ходьба в среднем темпе
4. Бег трусцой в медленном темпе
5. Дыхательные упражнения
6. Элементы 6/6:
передача мяча на месте
7. при малой интенсивности
Частота пульса определяется пальпаторно (на лучевой или сонной артерии) сразу после выполнения
упражнений и телеметрическим методом записи радио ЭКГ.
Урок в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основная
и заключительная части), однако в отличие от обычных уроков имеет свои принципиальные
особенности.
112
119
151
152
118
146
176
120
154
В подготовительной части урока (до 20’) выполняются О.Р.У. (в медленном и среднем темпе),
чередуясь с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно; применяются такие упражнения,
которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой
части урока не следует использовать много новых упражнений, а так же интенсивные нагрузки.
В основной части урока (20 22’), занимающиеся овладевают основными навыками, получают
определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение.
Подбор упражнений в этой части урока предусматривает решение ряда задач: овладение простейшимидвигательными навыками, разностороннее развитие основных (в пределах возможностей
занимающихся) физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Большое внимание
уделяется развитию гибкости и улучшению координации движений. С этой целью применяется бег
(отрезки по 2030 м) чередующийся с ускоренной ходьбой, метание, прыжки, эстафеты, упражнения
на равновесие.
В заключительной части урока (35’) используются упражнения, восстанавливающие организм
после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление).
Чтобы контролировать правильность распределения нагрузки в процессе урока, учащиеся
должны уметь самостоятельно измерять частоту пульса, которую по сигналу преподавателя они
определяют в течение 10 секундного интервала времени. Такой подсчет производится 4 раза: до
занятия, в середине его после наиболее утомительного упражнения основной части (в первые 10 сек),
после занятия и через 5 мин. восстановительного периода.
Практические разделы программы по физическому воспитанию для учащихся основной и
специальной медицинской групп различны. Учащиеся специальной подготовительной группы
освобождены от выполнения какихлибо практических нормативов. Но к числу обязательных для них
требований по отдельным видам спорта относятся:
гимнастика выполнение строевых упражнений, упражнений на осанку, основных движений
руками, туловищем, танцевальных шагов, акробатических элементов, равновесия, опорных прыжков,
поднимание и переноска небольших тяжестей, упражнения на гимнастических снарядах и со
снарядами;
легкая атлетика техника бега на короткие и средние дистанции, способы метания мяча,
гранаты, прыжки в высоту или в длину;
лыжная подготовка техника владения отдельными способами передвижения на лыжах,
подъемов и спусков с гор, поворотов на месте и в движении;
плавание правильное выполнение движений руками, ногами умение держаться на воде
проплывать по заданию преподавателя отрезок дистанции изученным способом, умение сочетать
движения рук и ног с дыханием при изучении техники плавания одним из способов.
Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ дифференцированный подход, учет
индивидуальных особенностей, дозирование нагрузок. Этот принцип можно успешно реализовывать на
практике, соблюдая следующие условия:
1 .Построение на уроке не по росту, а по уровню физической подготовленности: на правом
фланге более подготовленные дети, на левом более слабые.
2.Перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений. дети, у
которых ЧСС выше 80 уд/мин, должны быть на левом фланге.
3.При проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны,
начинают и. заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовленные
одно.
4.При проведении игр слабо подготовленные дети заменяются через каждые 2 минуты.
5.В первом семестре предлагается 57мин. основной части урока уделять выполнению
индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые согласуются с врачом в связи с
диагнозом заболевания.
В самостоятельную работу по формированию предусмотренных программой двигательных
навыков и умений включаются те физические упражнения, которые не могут быть выполнены на уроке
изза отсутствия у учащихся необходимой подготовки или времени.
Чаще всего в домашние задания включается освоение таких двигательных навыков, как:
1 .Ходьба на месте с правильной осанкой, высоким подниманием бедер и движением рук (у
зеркала).
2.Прыжки на месте (Ь20ЗО ем) с мягким приземлением.
3.Сохранение равновесия согнутой и выпрямленной ноги.
4,Упражнения из исходного положением лежа на животе и т. д.При выполнении и подборе упражнений обязательно учитывается диагноз заболевания.
Школьникам с заболеванием органов дыхания (хронический бронхит, пневмония,
бронхиальная астма и т.д. р.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания,
натуживание. Необходимо больше внимания уделять дыхательным упражнениям, которые
способствуют тренировке полного дыхания, особенно удлиненному выдоху. Удлинению фазы вьдоха
помогают упражнения, выполняемые на выдохе через рот с одновременным произнесением гласных
звуков а, у, е, и, о и согласных р, ж, ш, с, з или их сочетаний (например брс, бры,бру, и т. д. ). Эти
упражнения надо рекомендовать для выполнения дома по 3 5 раз
в день, дозировка одного упражнения 23 раза, количество упражнений 34. Целесообразно также
после 23 месяцев систематических занятий физическими упражнениями занятия плаванием, лыжами.
Для школьников с нарушениями нервной системы ограничиваются упражнения вызывающие
нервное напряжение (в равновесии на повышенной опоре), сокращается время игр пт. д.
При заболеваниях органов зрения исключаются прыжки, кувырки, упражнения с
натуживанием, стойки на руках и голове.
При хроническом заболевании Ж.К.Т, желчного пузыря, печени, уменьшается нагрузка на
мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки. Как показывает опыт, для детей младшей
возрастной группы в уроки целесообразно включать прыжки , для старшей элементы танцев.
Педагогический контроль за интенсивностью нагрузок и соответствием их плану ведется по
внешним признакам в процессе постоянного контакта учителя и учеников, а так же путем определения
пульсовой кривой урока. При дозировании нагрузки важно учитывать не только ее объем, но и
интенсивность.
Эффективность любого урока обусловлена многими факторами, среди которых: чистота зала,
обеспеченность инвентарем и оборудованием, внешний вид ребят, состояние их спортивной одежды и
обуви. Очень много зависит от стиля ведения занятий учителем. От него требуется чуткое,
внимательное, доброжелательное отношение к учащимся, высокое профессиональное мастерство,
умение увлечь ребят, заинтересовать их, привить интерес к регулярным занятиям физкультурой.
Любой срыв, грубость или просто бестактность учителя оказывают негативное воздействие, создают
нервнопсихическую и физическую напряженность.
Логическим продолжением учебной работы на уроке являются домашние задания, которые
помогут повысить объем двигательной активности учащегося, улучшить их физическую
подготовленность, укрепить здоровье, внедрить физкультуру в быт. Учитель обязан предварительно
показать задаваемые на дом упражнения, уточнить нагрузки. Общее время выполнения домашних
заданий не должно превышать 1520’.
Чтобы повысить эффективность домашних заданий, полезно проводить собрания, беседы с
родителями, приглашать их на уроки, объяснить им, как необходимо стимулировать и поощрять
выполнение детьми заданных упражнений.
В целях повышения оздоровления и воспитания значения физической подготовки ослабленных
детей не следует ограничиваться только уроками по обязательной программе.
Эти мероприятия в общей сложности соответствуют или даже превышают эффект урока
физкультуры. Обязательная утренняя гимнастика до занятий:
физкультпаузы после второго третьего урока продолжительностью 23 минуты;
физкультурные паузы во время приготовления домашних заданий;
индивидуальные комплексы гимнастики, рекомендуемые учителем с учетом медицинских
показателей.
Особое значение имеют внеклассные оздоровительные мероприятия, рекомендуемые
школьникам: прогулки, катания на коньках, передвижение на лыжах, оздоровительное плавание, а
также закаливание (воздушные ванны, обливание).
Работал с ослабленными детьми, учитель физкультуры и врач должны использовать
специальную литературу по медицине, физкультуре, методике, психологии.
Продолжительность пребывания учащихся в СМГ разная. Например, дети с искривлением
позвоночника, несмотря на то, что их осанка улучшилась, окрепли мышцы, находятся в группах дозавершения роста, окостенения позвоночника. Детей с соматическими заболеваниями в
подготовительные группы переводят после положительных результатов функциональных
исследований, которые проводятся 2 раза в год. Ребята, страдающие заболеваниями глаз, в основном
близорукие, в СМГ остаются до окончания школы.
В итоге мы видим, что при каждом заболевании; как бы оно глубоко ни повреждало важнейшие
функциональные системы организма, могут быть подобраны специфические средства и методы
занятий физическими упражнениями, способы закаливания, существенно улучшающие состояние
здоровья.
Вторым важным положением, которое характеризует использование занятий физическими
упражнениями и природных факторов учащимися смг, является регулирование величины
функционального напряжения на отдельные органы и системы организма занимающихся.
И, наконец, третье, общее положение, соблюдение которого необходимо для достижения
максимально здоровых и воспитанных результатов это комплексность использования различных
средств, методов и организационных форм занятий. Нет такого заболевания, после которого можно
ограничится каким либо одним или несколькими оздоровительными воздействиями. Напротив, чем
шире комплекс используемых средств, методов и форм организации занятий, тем эффективнее
процесс физического воспитания учащихся.
Литература «Настольная книга учителя физической культуры» под ред. Кофмана. Газета
«Спорт в Школе» за 1998 год.