Дикие и домашние животные зимой

  • pdf
  • 17.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала senokosova.pdf

Дикие и домашние животные

Л. М. Сенокосова, 

учитель начальных классов сш № 32 г. Могилева

 

Курс «Человек и мир» играет наряду с другими предметами значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности. Основная функция предмета «Человек и мир» заключается в том, чтобы научить ребёнка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, в создании условий для формирования этих отношений. Ведущим образовательным компонентом является компонент «Природа и человек». В его основу положена концепция экологического образования и воспитания младших школьников. Присущие младшим школьникам эмоциональная отзывчивость, а также способность овладевать определёнными теоретическими знаниями делают начальную школу важным звеном в системе непрерывного экологического образования. Для младших школьников свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них основ ответственного отношения к природе.

 

Тема урока: Домашние и дикие животные. Изменения в жизни диких животных осенью. 

Цель: способствовать формированию представлений о диких и домашних животных, об изменениях в жизни диких животных осенью; учить объяснять причины осенних изменений в жизни животных, способствовать формированию  умений обобщения, анализа; разделения предметов на группы по установленным признакам; содействовать формированию гуманного отношения к животным.

 Оборудование: картинки с изображением диких и домашних животных, бумажные полоски, фломастеры, клеящий карандаш, «светофоры»,  оценочная шкала, компьютер, экран, доска.           

                                                     Ход урока

1. Организация начала урока

Учитель приглашает ребят стать  рядом с ним у доски, образовав полукруг, и начинает  урок:

Если вам нравится учиться в школе – хлопните!

Если у вас хорошее настроение – улыбнитесь!

Если вы хотите получить удовольствие от урока – будьте активны и внимательны.

             2.        Актуализация знаний

Повторение знаний об осени - Какая сейчас пора года?

-   Назовите осенние месяцы.

-   Знаете ли вы признаки осени? Вот это мы и проверим.

Проводится игра «Бывает – не бывает» (Если  это бывает осенью, то дети хлопают в ладоши, если не бывает, то прячут руки за спину).

       Солнце находится высоко над землёй и хорошо прогревает землю.

       Солнце находится низко над землёй и греет слабо. (Хлопок)

       Часто идут дожди. (Хлопок)  Цветут подснежники.

       Птицы начинают вить гнёзда.

       Опадают листья с деревьев. (Хлопок)  Дикие животные готовятся к зиме. (Хлопок).

-   Молодцы, а кто может оценить свои ответы? 

Даётся словесная оценка самими учащимися (были внимательны, отвечали правильно).

 А сейчас займите свои места за партами и посмотрите, кто вас там ждёт. (У детей на партах картинки с животными). Сейчас я загадаю загадки, а отгадки – на партах. 

Отгадывание загадок о животных

Хвост пушистый, мех золотистый.

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Ученик, на парте которого оказалась картинка с изображением лисы, выходит  и прикрепляет её к доске, далее работа проходит по такой же схеме.

    С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком и хвостик колечком. (Собака)   

    Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.     

    Ходит смело и легко, рога раскинув высоко. (Лось)  

   Рыжий молокозавод день жуёт и ночь жуёт. Ведь траву не так легко – переделать в молоко. (Корова)

Деление животных на две группы

-       Ребята, на какие две группы можно разделить этих животных? (Дикие и домашние.) 

На доску прикрепляются таблички  «Дикие», «Домашние».

-       Какие  животные  относятся  к  диким? 

-       Какие животные относятся к домашним? 

Названных учащимися животных распределяем на доске по группам.

-       Дополните  группу домашних  животных? 

Те, у кого на парте оказались картинки с домашними животными, прикрепляют их к доске под табличкой «Домашние». Затем дополняем группу диких животных.

-       Проверьте: правильно ли выполнено задание, кто сможет оценить?

 Даётся словесная оценка, затем оценивается шкалой.

3. Постановка темы и цели урока

-     Кто уже догадался, о ком будем говорить сегодня на уроке? Какая тема урока? 

После высказываний ребят открываю на доске тему и уточняю: сегодня мы будем говорить о том, чем отличаются дикие и домашние животные. А ещё вы узнаете, какие изменения происходят в жизни диких животных осенью.

Мотивация

-     А для чего нам это нужно знать? ( Ответы детей)

Объяснение нового материала

-  Как вы думаете, почему этих животных назвали домашними? (Живут дома, рядом с человеком.)

-  Кто заботится о домашних животных, строит для них жилище, обеспечивает кормом? Каких ещё домашних животных можете назвать? Выслушиваем ответы, делаем вывод о домашних животных. 

-  А для чего нужны человеку домашние животные?

По такой же схеме проводится работа с дикими животными. 

             4.        Физкультминутка

Звери делают зарядку,  Выбегают на полянку.

Заяц головой вращает,

Мышцы шеи разминает.

Делает старательно каждое движение, Очень ему нравится это  упражнение.

Серый волк немного сонный.

Ты, волчишка, не ленись:

 Вправо-влево наклонись. А потом вперёд-назад –  получишь бодрости заряд. Медвежонок приседает,  от пола пятки отрывает, Спинку держит прямо-прямо, так учила его мама. Ну а белки, как мячи,  дружно скачут – посмотри.

Беседа о диких животных с элементами рассказа

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Изменения в жизни  диких животных зимой

Домашним животным помогает перезимовать человек, а то, что происходит в жизни диких животных, мы попробуем сейчас узнать, отправившись в осенний лес. (Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года».)  Представим, что мы в лесу: травка завяла, листья опали, а в жизни диких животных появилось много забот. Они начинают готовиться к зиме. 

Белка меняет  рыжую шубку на серую. Собирает грибы, ягоды, шишки, орехи, жёлуди. Свои запасы складывает в дуплах, развешивает на сучках. Может насушить две тысячи грибов. (Слайд)

Бобры всей семьёй утепляют к зиме хатки. Разделывают упавшие деревья, запасают корм – ветки ивы и осины. (Слайд)

-   Что объединяет этих животных? Они делают на зиму запасы.

На доску прикрепляется табличка «Делают запасы». (Слайд)

Медведь  наедается: ест насекомых, ягоды, траву, чтобы накопить побольше  жира. Жир – это запас пищи на зиму. Ищет надёжное убежище, где можно поспать до весны, утепляет его листьями и ветками. (Слайд)

Барсук очень осторожный зверь. Охотится ночью. Осенью нагуливает жир, готовит норку, чтобы с наступлением холодов  уснуть в ней до весны. (Слайд)

Змеи и лягушки тоже уснут до весны. (Слайд) 

-   Что объединяет этих животных? Эти животные уходят в спячку.

 На доску прикрепляется табличка «Уходят в спячку». (Слайд)

У волка  шерсть  к зиме становится гуще. Он хороший охотник, быстро бегает. Запасов не делает, корм найдёт себе всегда. (Слайд)

Заяц почти сменил серую шубку на белую. Грызёт веточки деревьев, кору, он может прокормить себя зимой, а белая шубка поможет спастись от врагов. (Слайд)

-   Что объединяет эти животных? Эти животные могут прокормить себя зимой.

Прикрепляется табличка «Могут прокормить себя». (Слайд) Обобщение: животных можно разделить на 3 группы: 

1        – делают запасы на зиму

2        – уходят в спячку

3        – могут прокормить себя сами (Слайд)

*Беседа о том, как живётся диким животным зимой и должен ли человек помогать им в это трудное время. 

             5.        Работа с книгой

Мы узнали  о том, что происходит с дикими животными осенью. А что происходит с птицами? Здесь нам поможет учебник. Открываем стр.25.

Работа в парах

Покажите полосками  бумаги, какой корм поедает каждая из изображённых птиц. 

-  Чем питается аист? Лягушками и змеями. Чуть раньше мы узнали о том, что происходит с лягушками и змеями зимой. Будет ли для аиста зимой корм? – Нет. – Следовательно … (аист улетит на юг). 

-  У каких ещё  птиц зимой будет отсутствовать корм и почему? (У ласточки и трясогузки, т.к. исчезнут мошки, комары, черви.) Следовательно… (дети продолжают мысль.)

-  Чем питается воробей? Сможет ли найти корм зимой? Нужно ли ему улетать?

Вывод: те птицы, для которых нет корма зимой, улетают в тёплые края и называются перелётными. А те, которые  могут зимой найти корм, – зимующие птицы.

Самооценка

Своей работе в парах обучающиеся дают словесную оценку, затем при помощи шкалы.

*Беседа о жизни зимующих птиц и об участии человека.

Музыкальная пауза 6.    Закрепление материала Работа в группах

Задание для первой группы:  собрать разрезанную картинку и определить, к какой группе  зимующих животных относится данное животное.

Задание для второй группы: соединить животное и корм, которым оно питается.

Определить, к какой группе зимующих животных относится.

Задание для третьей группы: кто где живёт? Найти домик для животных.

Определить, к какой группе зимующих животных относится.

 О готовности каждой группы дети «сигналят» светофорами.

Представитель  1 группы у доски защищает работу, помещает её в нужное место под табличками на доске, и группа оценивает свою работу. По такой же схеме проверяем работу 2 и 3 групп. 

Возможна  взаимооценка групп по результатам работы.

             7.        Подведение итогов. Рефлексия






Я умею строить на речках и ручьях плотины,

прокладывать в лесу каналы и валить толстые деревья,

сооружать хатки для жилья. Упавшее дерево старательно разделываю, запасаю себе на зиму ветки, ствол.





Я очень осторожный зверь.

Охочусь ночью. Тело покрыто серебристо-серой жёсткой

щетиной. От носа тянутся белые полосы. Осенью нагуливаю жир

– готовлюсь к зиме. Питаюсь грызунами, лягушками,

ящерицами, выкапываю червей.

К холодам ложусь спать.








Звери от врагов спасаются поразному: кто в дуплах, кто прячется под снегом, кто в

норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня

полным-полно. И всё-таки, я

живу, не тужу. Выручают меня

нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка.




Посмотрите также