Урок по окружающему миру «Дикорастущие и культурные растения» 2 класс
Цели: формировать понятия «дикорастущие» и «культурные растения»; показать разнообразие культурных растений; раскрыть их значение для человека
Планируемые результаты: учащиеся осознают роль растений в жизни человека; научаться сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; находить новую информацию в текстах; делать выводы из изученного материала.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки для групповой работы, овощи и фрукты, знаки для рефлексии.
ХОД УРОКА
I Организационный момент.
-Ребята давайте все встанем в круг, возьмемся за руки и скажем пожелания друг другу на этот урок. (добра, 5 и 4, внимательно слушать учителя, получить много новых знаний, работать дружно, не обижать и не обижаться друг на друга, чтобы урок был интересным)
I I. Введение в тему.
- Внимательно послушайте и скажите о чем мы сегодня будем говорить.
Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите их. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество из них поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде. Догадались? Правильно, речь пойдет о растениях.
I I I . Работа по теме урока
- На какие группы можно разделить все растения?
- Деревья, травы и кустарники.
- Правильно. Теперь в группах выполните задание № 1. Надо соединить стрелками названия растений с группой к которой они относятся.
Берёза деревья Яблоня
Орешник травы Крыжовник
Одуванчик кустарники Ромашка
Ель Калина
РАБОТА ПО СЛАЙДАМ
Сравним растения: скажем что у них общее и в чем различие?
Береза и яблоня. Общее – деревья, приносят пользу.
Различие – растение леса и растение сада. Ухаживает человек.
Орешник и крыжовник. Общее – кустарники, приносят пользу.
Различие – растение леса и растение сада. Ухаживает человек.
Мать и мачеха и помидор. Общее - травянистые, приносят пользу.
Растет повсюду. Сажает человек. Приносят пользу.
- Вывод: есть растения, которые растут сами по себе и есть такие за которыми ухаживает человек.
-Как назовем группу растений, которые растут сами по себе?
- Дикорастущие.
- А растения за которыми ухаживает человек, т.е обрабатывает и возделывает.
Многие слова пришли к нам из других языков. Слово культура пришло к нам из латинского языка и означает «возделывание и обрабатывание»
Узнав о значении слова «культура» сможете дать название этой группе растений?
- Культурные.
- А как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня? ( Какие растения относятся к дикорастущим, а какие к культурным, научимся делить культурные растения на группы)
Работа по ЭУ
- Откроем ЭУ Прочитаем. Итак, наши ответы были правильными.
Рассмотрим рисунки, назовем изображенные на них растения. Какие из них дикорастущие, а какие растения культурные?
-Какое значение для человека имеют растения?
-Дают полезные вещи, кормят, лечат, одевают. Приведите примеры.
- Посмотрите, как называется это растение.
- Одуванчик. Это лекарственное растение. Из него делают лекарства от бессонницы и зубной боли. Плоды различных деревьев, кустарников и трав мы употребляем в пищу, деревья используют как строительный материал, из льна и хлопка изготавливают ткани для шитья одежды, из зерен пшеницы и ржи делают муку и пекут хлеб, цветы сажают для красоты.
Коллективная работа ( перед учащимися корзина с различными культурными растениями: картофель, груша, петуния, астра, лен, хлопок, морковь, пшеница, рожь, яблоко)
- Как называется группа этих растений?
- Правильно. Это культурные растения. Попробуйте распределить эти растения по схожим признакам на группы.
Овощные – картофель, морковь
Плодовые – груша, яблоко
Декоративные – петуния, астра
Зерновые – пшеница, рожь
Прядильные – хлопок, лен
Подберите названия этим группам. Приведите свои примеры.
Работа в рабочей тетради. С.- 49 задание 2) 1 группа, 2 группа – тренажер в ЭУ
IV. Рефлексия.
Знания – это наше сокровище, которое мы нашли сегодня. А чтобы найти сокровища люди давным-давно составляли карты, карты сокровищ. Давайте и мы составим карту, карту наших знаний, полученных на уроке. Она будет называться интеллектуальная карта. В середине напишем главное слово. О чем мы говорили сегодня? О растениях. А от него будут отходить ответвления, как корни растений.
Оцените свои достижения на уроке. Покажите один из знаков.
V. Подведение итогов урока
- Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы выполнили?
- Что сегодня на уроке показалось вам особенно интересным?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.