Диктанты по русскому языку 1-2 класс
Оценка 4.7

Диктанты по русскому языку 1-2 класс

Оценка 4.7
Домашнее обучение +5
docx
русский язык
Все классы
07.07.2023
Диктанты по русскому языку 1-2 класс
Авторский сборник диктантов по русскому языку на все изучаемые орфограммы (правила) для 1-2 класса
диктанты 1-2класс.docx

Уважаемые взрослые!

Данное пособие включает в себя диктанты для 1 класса, распределенные по орфограммам. Перед текстами диктантов даны названия орфограмм, написаны правила, а также указаны моменты, которые надо знать в той или иной орфограмме.

учКак работать с пособием?

Чтобы сформировать навык письма под диктовку, необходимо писать диктанты каждый день, не более одного за один раз. Диктуемый текст должен читаться целиком орфографически (как написано), после прочтения проговаривается орфограмма, воспринятая на слух. Выделенные части слов жирным шрифтом нужно проговаривать взрослому чётко. После этого диктуется текст по предложению орфоэпически (как слышим). Затем нужно вернуться к первому предложению и, перечитывая его еще раз, дать время ребенку проверить написанное. Так нужно проверить весь диктант. И только после этого диктант проверяет взрослый.

 

Диктовка постепенно должна перейти в фонетическую, то есть как слышим.

 

 

 

 

Успехов!!!

У вас всё получится!

 

 

 

Орфограмма «Гласный после шипящего».

Правило: «ЖИ-ШИ ПИШИ С БУКВОЙ И».

Надо знать: [Ж] и [Ш] - шипящие, всегда твердые.

 

Для усвоения орфограммы нужно сначала  под диктовку научиться писать отдельные слова, слышать в них данную орфограмму, уметь выделять ее на письме (гласный подчёркивается двумя чертами, согласный одной).

 

Ужи, уши, жил, шил, жив, ежи, ерши, шить, ширь, шины, мыши, ёжик, лыжи, держи, ужин, пиши, шишки, лежит, бежит, малыши, коржик, машина, крыши, стрижи, чижик, тишина, хорошие, большие, карандаши, снежинка, камыши, дружит.

 

учВ каждом диктанте

необходимо подчеркнуть орфограмму.

 

Шиповник.

В саду жил красивый куст. Он цвёл широкими цветами. Это шиповник. Хороши душистые розы! Жилин  Шимон стал розы рвать. А там шипы. У Шимона заноза.

 

*Шимон - израильское мужское  имя.

 

Зима.

Хороши зимой деньки! Пушистый снег покрыл большие просторы. Вася взял лыжи. Он спешит на горку. Верный Рыжик бежит за ним. А там уже малыши шуршат на санках. Шир-шир, шир-шир!

 

 

В лесу.

Хороши в лесу жители весной! В лужицах живёт небо. Цветут душистые ландыши. Весело шишикает лес! В густой листве поют чижи. Заботливо снуют ежи и мыши. Лес дарит плоды шиповника и полные лукошки рыжиков. Тишина!

уч

Ёжик.

У Алёши жил ёжик. Встал Алёша утром, а ёжика нет. Стал Алёша надевать сапоги и уколол ногу. Перевернул мальчик сапог, а ёж как зашипит... Ну и домик облюбовал себе ёжик!

 

Широкие воды.

Тают большие снегА. Побежали широкие лужи. У Гриши в кармане шишки. Он рад весне. В вышине весело поют чижи. Оживают животные. Вот бежит  ёжик.

 

Орфограмма «Гласный после шипящего».

Правило: «ЧА-ЩА ПИШИ С БУКВОЙ А»,

«ЧУ-ЩУ ПИШИ С БУКВОЙ У»

Надо знать: [Ч] и [Щ] - шипящие, всегда мягкие.

 

Чаща, чай, ищу, отпущу, пища, молчат, волчата, ворчат, тащу, хочу, отвечай, роща, пищат, трещат, встреча, чайка, чайник,печурка, щучка, печаль, прощай, щебечут, щурится, грачата, скворчата, площадь, начало, задача, часть, щавель, свищу, поищу,  туча, зайчата, учуял, выращу, чучело.

 

 

 

Роща.

учЗа рекой частая дубовая роща. Мы частенько гуляем в рощах. Там растёт щавель. Цветёт чудесная лапчатка. Как она очаровательна! Берегите лесные чащи!

Мороз.

Трещат морозы. В лесу всё чаще и чаще стоит тишина. Дятлы стучат по стволам. Они ищут себе пищу под корой. Пичуги тщательно долбят шишки. Там вкуснотища!

 

Лес.

Через лес бежит тропинка. Ныряет в берёзовую рощу. Роща самая чудесная. Щурится солнышко. Щебечут птички.   Рыщут хитрые лисицы. Пищат мыши, скулят волчата, кричат грачата. Волк учуял добычу.

 

Щука.

Живёт в пруду щука. Там плавают колючие ерши. Перед щукой задача. Надо начать ловить рыбёшку. Прячутся молчаливые рыбы от щуки. Но она чует свою добычу. Щука – рыба хищная.

 

Перед грозой.

Широкая туча закрыла часть солнышка. Перед грозой наша дача в тишине. Не кричат грачата. Не стучат дятлы. Не трещат сорочата. Часто стучат капли дождя. Дача в дожде. Поищу укрытие.

 

Час природы.

Тихо кругом. Под водой молчат кувшинки. Только рыбы часто видят их красоту. Ива качает ветками. Блещут её листочки. Она печалится. Чуть-чуть рычат собаки. Пёс Чапа печально смотрит в воду. Чапа ждёт встречу с чудом.

уч

 

 Орфограмма «ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ».

Правило: «ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ (В КОРНЕ СЛОВА), НАДО ИЗМЕНИТЬ СЛОВО ТАК, ЧТОБЫ БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ СТАЛ УДАРНЫМ»

Надо знать:

 Чтобы найти безударный гласный в слове, надо поставить ударение, остальные гласные в слове будут называться безударными. Безударный гласный нужно искать в корне слова (ориентируемся примерно на середину данного слова).

Орфограмма в слове обозначается с помощью ударения и подчёркивания безударной гласной. В проверочном слове тоже ставится ударение, чтобы показать букву, которую надо писать в слове с безударной гласным.

Проверяемое слово- это слово, в котором надо проверить безударный. Проверочное слово - это слово, в котором этот безударный стоит под ударением.

 

Река, лесник, повар, скрипят, овца, роса, ковёр, скала, дрова, волна, стоит, дожди, нора, каток, виднА, сады, грачи, врачи, коза, гроза, глаза, моря, дрозды, гляжу, голод, плохой, гора, пятно, колокол, видна, хотеть, носы, пасёт, тропа.

 

В лесной чаще.

Холодно стало в лесной чаще. Под корнями дерева медведь устроил берлогу. До весны залёг мишка в спячку. 

(Слова для проверки: лесной, холодно, корнями, дерева, весны.)

 

Весна.

Весна. Теплее светит солнышко. Звенит капель. Тает потемневший снежок. Весело журчат ручейки. Скоро появится молодая зелёная трава.

(Слова для проверки:весна, теплее, капель, потемневший, снежок, весело, молодая, зеленая, трава.)

уч***

Широки просторы России! Есть тут большие поля, зелёные луга, сосновые леса, глубокие моря. Мы гордимся своей страной.
(Слова для проверки:широки, большие, поля, зеленые, сосновые, леса, моря, своей, страной.)

 

 

Полянка.

На лесной полянке растаял снежок. Показались зелёные верхушки травы. Зацвели цветы медуницы. За сладким угощением  прилетела первая пчела. 

(Слова для проверки:полянка, лесной, снежок, показались, зеленые, верхушки, травы, зацвели, цветы, медуницы, угощением, прилетела, пчела.)

 

 

 

 

Весна.

Весна. В садах зазеленели деревья. К родным скворечникам вернулись весёлые скворцы. Зазвонили их мелодичные голоса. Ожили сады!

(Слова для проверки: весна, садах, зазеленели, деревья, родным, скворечникам, веселые, скворцы, зазвонили, мелодичные, голоса,  сады.)

уч

 Орфограмма «Имена собственные».

Правило: «Имена собственные пишутся с заглавной буквы».

Надо знать:

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.

Большая буква в кличках животных.

Большая буква в названиях стран, городов, улиц и рек.

Нужно уметь различить по смыслу имена собственные и имена нарицательные, которые произносятся одинаково и на письме различаются только написанием первых букв. Например, пес Рыжик и гриб рыжик.

 

***

Дежурные идут в школу. Надо помогать учителю Светлане Ивановне. Сегодня дежурят Лёня Шишкин и Оля Чашникова. Оля вытерла доску. Лёня принёс мел. Пришли ученики Вася, Елена, Марина, Гриша. Они живут на улице  Мира. Всем желаем мира.

 

 

***

Иван Петрович Сомов работает на заводе. Там делают станки. Старший сын Андрей живёт в деревне Дубки. Дочка Лена- школьница. А мать Мария Николаевна доярка. Семья Сомовых дружная.

 

***

Пошла мама Галя утром за грибами. Она взяла дочку Машу. В поле они увидели корову Дочку. На пути была речка Ягодка. Мама взяла Машу на руки и перешла через речку.

 

уч***

На сцене сказочный терем. В нём дружно живут собака Мушка, кошка Дымка, петушок Петя, енот Чижик, ворона Кара. Теремок сторожит собака Шубка.

 

***

В деревне Лесная грело солнышко. Андрей и Серёжа пошли к реке Огонёк. Вот и река. На берегу горел огонёк. Ребята шли к берегу. Рядом бежал пес Огонёк. Дул свежий ветерок. Хорошо было у реки!

 

***

Между Солнцем и Землёй движутся планеты Меркурий и Венера. Ближняя к нам — Венера. По размерам она близка Земле. Все планеты очень красивы!

 

Орфограмма «Парный согласный по глухости-звонкости на конце слова и в корне».

Правило: «чтобы проверить парный согласный по глухости-звонкости на конце слова или в корне, нужно изменить слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный звук или звонкий».

Надо знать: парный согласный из слабой позиции (где он слышится непонятно) нужно перевести в сильную позицию (где он слышится чётко).

 

Лоб, репка, вид, мост, нос, рад, грибки, шапка, шубка, лапки, шкаф, сапог, нож, камыш, медведь, кот, дождь, грыз, вниз, охапка, снежки, сугроб, лук, красив, стриж, столб, мягкие, зябкое, ладошки, сад, ряд, морковь, уж, ёж, чиж.

 

уч***

Мороз. Старый вяз завяз в снегу. Снег лежит на ветвях берёз. Одна ветвь легла вниз на снег. Вот дуб. Какой крепыш! Под дубом сугроб. Там спит медведь.

 

***

Август. Тихий пруд. Зацветает лотос. Он красив. У него хрупкий вид. Ловкие  Марк и Олег не покидают берег. Так и протягивают к нему ладошки. Но чудесный цвет чарует дружков только три дня. 

 

***

День сегодня хорош! Мы снимаем обувь и шагаем на пляж. Тропка идёт вниз. Начался прилив. Волны хлещут о берег. Но берег крут. Тут обрыв. На волнах качается плот. На нём сидят Стас и Олег. Они ждут нас.

***

Мы пришли на пляж. Вдруг раздался визг. У Маши испуг. Из глаз потек поток слёз. Это на берег выполз крепыш краб. Малыш чудо как красив! Какой карапуз! Скоро краб уполз. 

 

***

Снег. Время лесных снов. Лес озяб. Уж давно у берёз и лип облетели охапки листьев. На опушке стоит вяз. Только дуб оставил себе один лист. Хрупкий лист продрог на ветру. Ему бы шубку!

уч

***

Олег ловил рыбку. Зашуршал камыш. На берег выполз малыш уж. Как он хорош! Уж издал легкий скрип и уполз в травку. Олег надел обувь. Дома он напишет рассказ про ужа. Брат будет рад.

 

 

Орфограмма «Мягкий знак - показатель мягкости».

Правило: «мягкий знак пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.»

 

Огонь, сильный, вязать, больше, щавель, уголь, сосулька, зверь, мель, июль, тетрадь, деньки, мать, мазь, ясень, учить, дальний, семь, восемь, пальчик, ноябрь, медведь, васильки, морковь, ступень, портфель.

 

***

Ноябрь. День был тёплый. Снег был мокрый. Ребята вышли во двор играть. Что делать? Ольга стала лепить снеговика. Возле него тень. А это что за зверь? Игорь лепит медведя. У Ильи будет маленький гусь. А Машеньке надо строить пеньки.

 

 

Мороз.

На дворе сильный мороз. Метёт метель. А дома тепло. В углу печки тлеют угольки. Бабушка вяжет шаль. Толя рисует васильки. Маленький Минька слушает сказку. Кот Васька лёг спать в дальнем уголке.

уч

На рыбалке.

Июль. Ребята стали ловить рыбу. Илья нёс удочки. Другие мальчики несли ведро. Петя поймал пять окуньков. В воде пузырьки. Это Коленька поймал шесть ершей. Алику попался маленький карась. Больше рыбки не было.

 

Веселье.

Стоят декабрьские деньки. Теперь нужно взять коньки и лыжи. Девочки и мальчики гурьбой катятся по льду. Они скользят по льду на коньках. Сколько веселья и радости!

 

Лось.

Лось – лесной зверь и житель. Лось ест ветки и траву. Он любит соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лоси приходят лизать соль.

 

Орфограмма «Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НШ, ЧТ, РЩ».

Правило: «Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН, НШ, ЧТ, РЩ пишутся без мягкого знака.»

Надо уметь: видеть орфограмму в словах, на слух узнавать её и применять правило при письме.

 

Тучка, птенчик, ласточка, женщина, прочти, точки, отлично, речной, внучка, ночной, чтение, речка, мечта.

 

уч***

Дочка Валечка читает книжечку. На каждой страничке есть картиночки. Вот крошечные птенчики. Это ласточки. Вот кабанчик. Он хищник. Тут и бабочки. Они нравятся девочке.

 

***

Вот дачный участок. Здесь растёт ёлочка. Под ней стоит бочка. У неё две ручки. На бочку села птичка. У птички удачный день. Она нашла много червячков для своего птенчика.

 

***

На дачном крылечке сидит кошечка. Она лижет мордочку язычком. По участку бежит собачка. Это наша гончая. Она лежит на крылечке. Кошечка заканчивает мыть шерсть язычком и засыпает на лавочке. Рядом цветут цветочки.  Поют птички. Чудесно!

 

 


 

Уважаемые взрослые! Данное пособие включает в себя диктанты для 1 класса, распределенные по орфограммам

Уважаемые взрослые! Данное пособие включает в себя диктанты для 1 класса, распределенные по орфограммам

Орфограмма «Гласный после шипящего»

Орфограмма «Гласный после шипящего»

В лесу. Хороши в лесу жители весной!

В лесу. Хороши в лесу жители весной!

Роща. За рекой частая дубовая роща

Роща. За рекой частая дубовая роща

Блещут её листочки. Она печалится

Блещут её листочки. Она печалится

В лесной чаще. Холодн о стал о в лесной чащ е

В лесной чаще. Холодн о стал о в лесной чащ е

Весна. Весна. В садах за зеленели деревья

Весна. Весна. В садах за зеленели деревья

Дубки. Дочка Лена- школьница. А мать

Дубки. Дочка Лена- школьница. А мать

Надо знать : парный согласный из слабой позиции (где он слышится непонятно) нужно перевести в сильную позицию (где он слышится чётко)

Надо знать : парный согласный из слабой позиции (где он слышится непонятно) нужно перевести в сильную позицию (где он слышится чётко)

Снег. Время лесных снов. Лес озяб

Снег. Время лесных снов. Лес озяб

Мороз. На дворе сильный мороз

Мороз. На дворе сильный мороз

Тучка, птенчик, ласточка, женщина, прочти, точки, отлично, речной, внучка, ночной, чтение, речка, мечта

Тучка, птенчик, ласточка, женщина, прочти, точки, отлично, речной, внучка, ночной, чтение, речка, мечта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.07.2023