Интенсивность и согласованность работы артикуляционных органов определяет качество произношения звуков речи, разборчивость слов, или дикцию. И наоборот, вялость в работе артикуляционных органов является причиной плохой дикции.
Рот поющего должен быть свободен, эстетичен, это зависит от челюстей, языка, губ. Певчески красивое открывание рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и должной "установки" всего голосового аппарата. Зажатая нижняя челюсть мешает открывать рот, и через подъязычную кость это зажатие подтягивает вверх гортань, что может явиться причиной горлового пения. Зажатая челюсть может быть причиной перенапряжения языка, а он - главный артикулятор гласных. Положение языка - изменяет форму ротового резонатора и существенно влияет на тембр голоса.
Дикция
Интенсивность и согласованность
работы артикуляционных органов
определяет качество произношения
звуков речи, разборчивость слов, или
дикцию. И наоборот, вялость в работе
артикуляционных органов является
причиной плохой дикции.
Рот поющего должен быть свободен,
эстетичен, это зависит от челюстей,
языка, губ. Певчески красивое
открывание рта помогает правильному
положению языка, глотки, гортани и
должной "установки" всего голосового
аппарата. Зажатая нижняя челюсть
мешает открывать рот, и через
подъязычную кость это зажатие
подтягивает вверх гортань, что может
явиться причиной горлового пения.
Зажатая челюсть может быть причиной
перенапряжения языка, а он главный
артикулятор гласных. Положение
языка изменяет форму ротового
резонатора и существенно влияет натембр голоса. Нижняя челюсть должна
быть свободна, не зажата, пассивна.
Будучи пассивной, она все же не
должна сильно откидываться вниз,
бить по гортани. Она должна
удерживаться мышцами щек и углами
губ, самими губами, активно
произносящими согласные.
Губы принимают участие в
окончательном образовании гласных и
являются основными
формирователями губных согласных.
Положение губ влияет на тембр
певческого звука. Улыбка
способствует осветлению тембра.
"Губы должны лежать на зубах", так
говорил М.Гарсиа.
Мягкое небо играет исключительно
важную роль в голосообразовании, его
положение существенно влияет на
резонаторные свойства
ротоглоточного канала, формуротоглоточного рупора.
Исследователи указывают на его связь
с гортанью и носоглоткой, что влияет
на окраску звука. По этим причинам
мягкое небо должно быть в пении
постоянно в активном состоянии.
Воздействуя в нужном направлении на
подчиненные нашему сознанию
артикуляционные органы, мы можем
существенно влиять на весь голосовой
аппарат.
Свобода, естественность,
гармоничность при сохранении
внимательной сосредоточенности на
цели, идее вот что открывает дорогу
к настоящему творчеству. Ктото
очень хорошо сказал, что лицо
поющего должно быть свободным, оно
не должно отражать "технического
вокала".А теперь несколько высказываний
различных педагогов относительно
артикуляции и дикции.
"Слишком большое раздвижение
челюстей в результате сжимает глотку
и, следовательно, заглушает вибрацию
голоса, отнимая у голосового аппарата
его резонирующий свод".
"Если зубы чрезмерно сближены, голос
получает горловой оттенок. Если
слишком выдвигают губы в форме
воронки, то получаются только
тяжелые и как бы лающие звуки".
"Если открывают рот овально (как
рыба) это положение имеет то
неудобство, что оно глушит голос,
ассимилирует гласные, мешает
артикуляции и, наконец, придает лицу
грубое и некрасивое выражение.
Откройте рот в форме овального "О",
но отделяя нижнюю челюсть отверхней, от которой она опускается
вниз вследствие своей собственной
тяжести. Углы рта при этом должны
быть немного приподняты, это
движение прижимает губы к зубам,
придает рту приятную форму".
(М.Гарсиа, Ж. Дюпре)
"Внимание певца должно быть
направлено на поток и сцепление
гласных между собой. Тем самым
будет правильно организован и поток
согласных, которые надо произносить
быстро и четко, "спрессировать" их, но
не "выстреливать", чтобы не принести
ущерб потоку гласных, то есть
звуковому потоку, не рвать кантилену,
не делать пения скандированным.
"Рваная" дикция вредна не только в
вокальном, но и в художественном
отношении. Существует известный
афоризм: "У хорошего певца хорошая
дикция, у плохого певца и дикцияплохая". Это указывает на тесную
связь дикции с правильным
голосообразованием". (Н.Малышева)
К.С.Станиславский воспринимал
искусство речи, как искусство не
менее сложное, чем искусство пения.
Он часто говорил: "Хорошо сказанное
слово уже пение, а хорошо спетая
фраза уже речь".