Развитие навыков общения со сверстниками по средствам коллективной трудовой деятельности
2.1 План опытно-поисковой работы по развитию навыков общения со сверстниками у детей старшей группы посредством коллективной трудовой деятельности
Тема опытно-поисковой работы: «Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности».
Опытно-поисковая работа - это метод научного исследования, который позволит проверить теоретические результаты исследования и апробировать разработанные педагогические условия и подобранную систему занятий влияния коллективной трудовой деятельности как средства развития навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Кожевина Диплом переделанный 1.docx
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Выпускная квалификационная работа
Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном
возрасте посредством коллективной трудовой деятельности
44.02.01 Дошкольное образование
Исполнитель:
Кожевина О.А.,
Студентка 41 до группы
Руководитель:
Марьина Е.В.,
Преподаватель
педагогических дисциплин.
1 Камышлов, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………
Глава1. Теоретические основы развития навыков общения у
детей старшего среднего дошкольного возраста со
сверстниками в дошкольной образовательной организации
1.1 Изучение процесса общения дошкольников в психолого
педагогической литературе……………………………………..
1.2. Особенности развития навыков общения со сверстниками у
детей старшего дошкольного возраста……………………………..
1.3 Коллективная трудовая деятельность как одно из средств
развития навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном
возрасте …………………………………………………
Глава2. Развитие навыков общения со сверстниками по
средствам коллективной трудовой деятельности………………
2.1 План опытнопоисковой работы по развитию навыков общения
со сверстниками у детей старшей группы посредством
коллективной трудовой деятельности……………………………
2.2.Способы оценки процесса и результатов развития общения со
сверстниками у детей 56 лет посредством коллективной трудовой
деятельности.
2.3 Анализ результатов опытнопоисковой работы по развитию
навыков общения со сверстниками у детей старшей группы в
посредством коллективной трудовой деятельности……………...
Заключение…………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………
Приложения
4
11
11
15
27
36
36
41
58
65
69
2 Введение
Ученые отмечают, что современное социокультурное пространство
вокруг человека очень быстро меняется. Уже в дошкольном детстве возникает
необходимость ребенка к его адаптации. Одним из механизмов, ведущих к
адаптации, формирование и развитие которых начинается в этом возрасте,
является общение. Психологи относят потребности в общении к числу
важнейших условий формирование личности. В связи с этим потребность в
общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и
социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и
источником формирования данной потребности.
Общение, его внутренняя динамика и закономерности развития
выступают предметом многих исследований. В отечественной науке наиболее
распространены исследования роли общения как условия социализации
ребенка. Концептуальные идеи исследований в этом направлении были
разработаны Л. С. Выготским. Общение, как утверждал А.Н. Леонтьев в
форме совместной деятельности, в форме речевого или мысленного общения
составляет необходимое и специфическое условие развития человека в
обществе.
Учеными проводились исследования взаимовлияния и взаимодействия
общения с различными сферами детского развития: интеллектуальной Б. Г.
Ананьев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин;
эмоциональной О. В. Гордеева, И. В. Дубровина, личностной Л. С.
Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, B. C. Мухина; деятельностной,
опосредованной межличностными отношениями, Г. М. Андреева, А. А.
Бодалев, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Е. О. Смирнова, А.
П.Усова.
3 Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую
из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуя с другими
людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственные состояния,
возникающие в результате общения. Общение можно рассматривать как
способ объединения людей, а также как способ их развития. Общаясь с
другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически
сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а
также формируется как личность.
В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности,
разработанная учеными А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным,
А.В. Запорожцем и др. Используя в своих трудах эту концепцию, М.И.
Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как
коммуникативную деятельность.
Современная педагогическая практика опирается на психолого
педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и
значение формирования коммуникативных умений в развитии ребёнка
дошкольного возраста.
С.Л.Рубинштейн,
Ученые А..Н.
Леонтьева,
М.И.Лисина, Г.А.Урунтаев, Е.О. Смирнова, Т.А. Репина и др.в своих работах
опираются на психологические основы проблемы общения, считая целевыми
ориентирамиразвития дошкольников
развитие.
Педагогическими условиями развития общения детей дошкольного возраста
коммуникативное
со сверстниками занимались Л.М. Шипицына, С.С.Бычкова, А.Г. Рузская,
Л.Г.Шадрина, А.Г Арушанова и др.
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.09.2016) [39] в Статье 64 прописано что Дошкольное образование
направлено на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, детей
дошкольного возраста.
4 В дошкольном возрасте общение со сверстниками становиться ведущей
потребностью. В Федеральных государственных образовательных стандартах
дошкольного образования в области «Социальнокоммуникативное развитие»,
направленные на
прописаны определенные направления развития,
формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к
различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет
создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок
испытывает радость от труда.
Общение, как психологическая категория, интерпретируется как
и поэтому синонимом общения является термин
деятельность,
«коммуникативная деятельность», следовательно, развивать необходимо
коммуникативные навыки. Общение их составная часть. Если общение – это
социальное взаимодействие, то коммуникация – это смысл общения.
В старшем дошкольном возрасте 56лет общение детей со сверстниками
становиться ведущей потребностью – ведущий вид деятельности в этом
возрасте это игра.
Г.А. Цукерман считает, что общение со сверстниками способствует
критичности мнений, слов и поступков, их независимости от чужих суждений
и желаний. В.С. Мухина, отмечая многообразное влияние общения
сверстников на развитие личности ребенка, пишет, что в дошкольном возрасте
впервые складывается общественное мнение и возникает явление
комфортности: «…Дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и
подчиняться мнению большинства, даже если оно противоречит их
собственным впечатлениям и знаниям».
Трудовая деятельность детей имеет свою специфику, поэтому требует
особого подхода и руководства со стороны педагога.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло
отражение в трудах ученых отечественной педагогики П.П. Блонского, Н.К.
5 Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого и др. Вопросы
творческого отношения дошкольников к труду, воспитания активности,
нравственных качеств личности, оптимизации учебнопознавательной
деятельности освещены учеными Ю.К. Бабанским, О.С. Богдановой, А.Я.
Журкиной, И.И. Зарецкой, В.М. Коротовым, Т.Н. Мальковской, И.С.
Марьенко, Т.И. Шамовой, И.Ф.Свадковским и др. Они находят практическую
реализацию в работе образовательных учреждений. Сегодня определено место
труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание
учеными и выделены формы организации детей в труде.
В связи с вышесказанным, на основе анализа психологопедагогической
литературы,
изучения опыта работы дошкольных образовательных
организаций возникла проблема каким способом развивать навыки общения
со сверстниками в условиях ДОО?
Данная проблема является актуальной, послужила основанием для
исследовательской педагогической деятельности и определила выбор темы
дипломной работы: «Развитие навыков общения со сверстниками в старшем
дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности».
На основании вышеизложенного можно выделить ряд противоречий:
1) между требованиями, предъявляемыми в ФГОС в области социально –
коммуникативном развитии и неудовлетворенности результатами в практике
дошкольного образования при развитии навыков общения со сверстниками в
старшем дошкольном возрасте
2)
между достаточным количеством теоретических и практических
исследований в области развития навыков общения детей старшего
дошкольного возраста и недостаточным использованием коллективной
трудовой деятельности в практике работы воспитателя ДОО
3) между возможностью коллективной трудовой деятельности в процессе
развития навыков общения старших дошкольников и недостаточным целевых
6 использований в практике деятельности воспитателя.
Объектом исследования является процесс развития навыков общения
со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.
Предмет –коллективная трудовая деятельность, направленная на
развитие навыков общения детей со сверстниками в старшем дошкольном
возрасте.
Цель исследования теоретически обосновать и доказать на практике
результативность влияния коллективной трудовой деятельности на процесс
развития навыков общения со сверстниками детей старшего дошкольного
возраста.
Задачи:
Проанализировать психологопедагогическую литературу по проблемам
1.
общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
2.
Изучить особенности развития навыков общения со сверстниками у
детей старшего дошкольного возраста
3.
Рассмотреть влияние коллективной трудовой деятельности как одно из
средств развития навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном
возрасте
4.
Разработать план опытнопоисковой работы по развитию навыков
общения со сверстниками у детей старшей группы посредством коллективной
трудовой деятельности.
5.
Определить способы оценки процесса и результатов по развитию
общения со сверстниками у детей 56 лет посредством коллективной
трудовой деятельности.
6.
Проанализировать результаты опытнопоисковой работы по развитию
навыков общения со сверстниками у детей старшей группы посредствам
коллективной трудовой деятельности.
В основу исследования была положена гипотеза: развитие навыков
общения детей со сверстниками старшего дошкольного возраста в процессе
7 коллективной трудовой деятельности будет успешной при соблюдении
следующих условий:
обогащать опыт общения детей со сверстниками в рамках
коллективной трудовой деятельности;
вовлекать старших дошкольников в коллективную трудовую
в соответствии
синтезирующую навыки общения,
деятельность,
особенностями старших дошкольников;
применять методы и приемы, направленные на стимулирование
процесса общения в рамках коллективной трудовой деятельности;
работа, направленная на развитие навыков общения со сверстниками
средствами коллективной трудовой деятельности, будет проводиться в
системе;
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы
использовался комплекс методов:
1) теоретических: анализ психологопедагогической,
научно
методической, справочноэнциклопедической литературы и нормативных
документов по проблеме исследования;
2)
эмпирических: наблюдение, анкетирование, изучение, анализ,
обобщение опыта, качественная и количественная оценка.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании
значимости коллективной трудовой деятельности для развития навыков
общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в развитии
навыков общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста в
коллективной трудовой деятельности. Данная работа имеет практическую
ценность для родителей по эффективному развитию коллективных
взаимоотношений в процессе трудовой деятельности, для студентов,
воспитателей, педагогов. Новизна заключается в систематизации подобранных
8 занятий по развитию общения средствами коллективной трудовой
деятельности.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа
состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка
Текст выпускной
литературы,
квалификационной работы иллюстрирован таблицами и рисунками,
включающего 50 наименований.
отражающими основные положения и результаты исследования.
Глава1. Теоретические основы развития навыков общения со
сверстниками в старшем дошкольном возрасте в дошкольной
образовательной организации
1.1.Изучение процесса общения дошкольников с позиции психолого
педагогических исследований
В старшем дошкольном возрасте (56 лет) общение детей со
сверстниками становиться ведущей потребностью. Впервые о роли общения в
психическом развитии человека было написано К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Ученые указывали на то, что развитие психики человека совершалось под
влиянием совместной трудовой деятельности, где решающую роль играла
передача старшим поколениям младшему результатов практической,
теоретической деятельности. Они рассматривали общение и как условие
существования человека и как условие его развития, особое значение они
придавали общению как средству самопознания и самопонимания человека
[22].
Теоретикометодологические основы изучения общения детей
дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях ученых
9 психологов: А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. С. Кагана,М. И. Лисиной,
Д. Б. Эльконина, А. Валлона,Ж. Пиаже, Й. Лингарта и др.
Учеными проводились исследования взаимовлияния и взаимодействия
общения с различными сферами детского развития: интеллектуальной Б. Г.
Ананьев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин;
эмоциональной О. В. Гордеева, И. В. Дубровина, личностной Л. С.
Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, B. C. Мухина; деятельностной,
опосредованной межличностными отношениями, Г. М. Андреева, А. А.
Бодалев, Я. Л. Коломинский, А. А. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Е. О. Смирнова, А.
П.Усова.
В отечественной науке наиболее распространены исследования роли
общения как условия социализации ребенка. Концептуальные идеи
исследований в этом направлении были разработаны Л. С. Выготским. Он
полагал, что высшие психические функции первоначально представлены как
внешние, возникающие в результате сотрудничества с другими людьми, и
лишь постепенно они становятся внутренними, превращаются из
«интерпсихических» в «интрапсихические» [9].
Психологи относят потребности в общении к числу важнейших условий
формирование личности. В связи с этим потребность в общении
рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной
среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования
данной потребности.
Общение, его внутренняя динамика и закономерности развития
выступают предметом многих исследований.
Концептуальные основы проблемы общения связаны с трудами Б.Г.
Ананьева. В своей книге «Психология педагогической оценки» автор впервые
развернул важность учета категории общения среди других детерминант,
которые определяют проявление и развитие психики человека. Во всех своих
более поздних работах, в которых он ставил и решал проблемы формирования
10 человека как личности, образования в ней различных структурных блоков,
воспитания его
развития человека как субъекта деятельности,
индивидуальности, он неизменно возвращал к категории общения, открывая в
нем все новые характеристики и прослеживая их роль во всех перечисленных
процессах[1].
Несмотря на многообразие и вариативность исследований, посвященных
общению, в настоящее время отсутствует единый подход к определению и
характеристике этого феномена. Среди исследователей существуют
различные точки зрения на сущность, функцию общения:
1) общение это коммуникация, коммуникативный процесс (Р. А.
Максимова, Б. А. Родимов, Н. Винер и др.) или обмен информацией (Осгуда)
2) общение один из видов деятельности (А. А. Леонтьев и др.);
которому компоненты, свойственные деятельности вообще.
3) общение может существовать в различных формах: в своей исходной
форме, в форме совместной деятельности, в форме общения речевого или
мысленного (А. Н. Леонтьев, Г. М. Андреева и др.) [24,19,3].
М.И. Лисина даёт следующее определение понятию общения это
взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и
объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего
Общение не просто действие, а взаимодействие: оно
результата.
осуществляется между участниками, которые одинаково являются
носителями активности, и предполагает её в своих партнёрах[17].
Очень широко представлено в работах М.И. Лисиной исследование
влияние общения на психическое развитие ребенка. Она исходила из того, что
главным условием психического развития ребенка является его общение со
взрослыми. Экспериментальные исследования, проведенные под ее
руководством, показали, что именно в общении развиваются внутренний план
11 действий ребенка, сфера его эмоциональных переживаний, познавательная
активность детей, произвольность и воля, самооценка и самосознание[18].
Г. М. Андреева предлагает наиболее общее определение общения,
которое в наибольшей степени отражает все его стороны и компоненты:
общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в
обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг
друга[3].
А. А. Бодалев предлагает свое определение общения: «общение
взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с
помощью различных средств коммуникации для установления
взаимоотношений между людьми» [15].
М. С. Каган дает определение «общение коммуникативный вид
деятельности, выражающий практическую активность субъекта».
Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе
общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека
процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и
невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется
коммуникатором, получающий ее реципиентом.
Таким образом, общение первый вид деятельности, которым
овладевает человек в онтогенезе, как утверждал А.Н. Леонтьев, общение в
форме совместной деятельности, в форме речевого или мысленного общения
составляет необходимое и специфическое условие развития человека в
обществе [19].
Все эти подходы отражают многоплановость, сложность феномена
общения.
Общение, это сложная и многогранная деятельность, требующая
специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе
усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями.
12 Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне
человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным
и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты:
содержание, цель и средства.
Содержание это информация, которая в межиндивидуальных
контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием
общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или
эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать
другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на
потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого
существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных
состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.),
ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое
существо на контакты. Такая же информация передается от человека к
человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к
разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе,
чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает
радость. Человеческое общение разнообразно посвоему, внутреннему
содержанию.
Цель общения это то, ради чего у человека возникает данный вид
активности. У ребенка количество целей общения с возрастом увеличивается.
Задачи, направленные на процесс развития общения:
1)
2)
передача и получение объективных знаний о мире;
укрепление сотрудничества со сверстниками, сглаживание либо
недопущение разногласий между ними;
3)
повышение доверия и взаимопонимания;
достижение полноценного взаимодействия, его координации и
4)
гармонизации;
13 5)
6)
распределение видов работы или сфер влияния;
соблюдение норм поведения, принятых в данной среде.
По своей изобретательности в выборе средств и способов
внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые
существа, обитающие на планете Земля.
Таким образом, под общением понимаем взаимодействие двух или
более людей, состоящее в обмене разнообразной информацией (мыслями,
чувствами, намерениями) для согласования и объединения их усилий с целью
налаживания отношений и достижения общего результата [19].
В результате изучения научной педагогической литературы можно
сделать следующие выводы:
Общение первый вид деятельности, которым овладевает человек в
онтогенезе. Общение в форме совместной деятельности, в форме речевого
или мысленного общения составляет необходимое и специфическое условие
развития человека в обществе. Различные подходы к понятию «общение»
отражают многоплановость, сложность феномена общения.
Под общением понимаем взаимодействие двух или более людей,
состоящее в обмене разнообразной информацией (мыслями, чувствами,
намерениями) для согласования и объединения их усилий с целью
налаживания отношений и достижения общего результата.
1.2.Особенности развития навыков общения со сверстниками у детей
старшего дошкольного возраста
Навыки общения – это способность человека взаимодействовать с
другими людьми, адекватно интерпретировать получаемую информацию, а
также правильно ее передавать [10,26,38].Человеческое общение имеет
разнообразные коммуникативные средства (речевые, мимические и
14 пантомимические), с помощью которых люди вступают во взаимодействие и
информация может
добиваются понимания друг друга.Например,
передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками
и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на
расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за
движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).
Общение, дает возможность ребенку участвовать и организовывать
взаимодействие со сверстниками и находить решение многих задач, ставит его
в активную позицию и дает возможность найти себя в коллективе
сверстников. В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 6 лет) общение детей
со сверстниками становиться ведущей потребностью.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» закрепляет обязанность дошкольного образования в
формировании общей культуры, развитии физических, интеллектуальных,
нравственных, эстетических и личностных качеств, детей дошкольного
возраста [39].
В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования (ФГОС ДО) в области «Социально
коммуникативное развитие», прописаны определенные направления развития,
формирующие у детей дошкольного возраста позитивные установки к
различным видам труда и творчества, в которых первостепенное значение для
дошкольного образования имеет создание необходимых условий. Только при
хорошей организации образовательной деятельности ребенок испытывает
радость от труда [40].
Изменение отношения к дошкольному детству потребовало пересмотра
содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий,
отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесс, а личностно
ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребёнка.
15 Современные педагогические технологии направлены на обеспечение
такого уровня развития ребёнка, который помог бы ему осознать себя
субъектом деятельности.
Технология происходит от греческого слова
«мастерство, искусство» и «закон, наука» это наука о мастерстве.
Ядро любой технологии: это – цель средства правила их
использования результат. Педагогическая технология это целостный
научно обоснованный проект определённой педагогической системы от её
теоретического замысла до реализации в образовательной практике.
Педагогическая технология отражает процессуальную сторону обучения и
воспитания, охватывает цели, содержание, формы, методы, средства,
результаты и условия их организации.
образовательном учреждении дошкольного образования,
Исследование проводится в
которое в
педагогической деятельности использует Примерную образовательную
программу «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой), которая является педагогической
технологией, рассматривающей процессы трудового воспитания старших
дошкольников, и предлагает пути их решения на практике. [27].
Oбщение, как психологическая категория, интерпретируется как
и поэтому синонимом общения является термин
деятельность,
«коммуникативная деятельность», следовательно, развивать необходимо
коммуникативные навыки. Общение их составная часть. Если общение – это
социальное взаимодействие, то коммуникация – это смысл общения.
Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников основано
на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во
взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику,
владеть правилами
разрешать сложные вопросы взаимодействия,
эффективного общения.
16 Е.Ф. Рыбалко, в ходе исследований, пришла к выводу, что в старший
дошкольный период осуществляется переход от непосредственных форм
общения к мотивированному общению разного уровня. Большинство старших
дошкольников обосновывают свою избирательность в общении со
сверстником, но поразному. Чаще всего мотивировка носит эмоциональный
характер: «Потому что нравится с ним играть». Редко назывались
функциональные причины: помощь, забота о друге и т.д. [28].
А.Г. Рузская выявила следующие специфические особенности общения
дошкольников со сверстниками [31]:
1. Большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно
широкий их диапазон. В общении со сверстниками впервые появляются такие
формы коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать
вид и выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство,
фантазирование.
2. Чрезвычайная эмоциональность и раскованность общения. В среднем
дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с
ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.
3. Нестандартность и не регламентированность общения. Если в
общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются
определенных форм поведения, то при взаимодействиях со сверстниками
дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия,
которым свойственна раскованность и не нормированность, что способствует
проявлению детьми своей индивидуальности.
4. Преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко
это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который
распадается изза отсутствия ответной активности партнера. Инициативу
взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще.
17 Опираясь на теорию Л.С. Выготского используя труды М.В. Телегина,
отмечаем, что основное обучение и ознакомление дошкольников с
некоторыми вопросами коммуникации: правилами, понятиями морали и
нравственности, упражнениями в диалогической монологической речи,
должно происходить в специально организованной деятельности. Таких как
непосредственнообразовательной: в беседах, решении проблемных ситуаций,
которые выступают в качестве «зоны ближайшего развития». Закрепление же
и отработка коммуникативных навыков – в режимных моментах,
повседневном общении, самостоятельной деятельности, в том числе и
трудовой [9,32].
М.И.Лисиной выявлены этапы, которые проходит в своем развитии
общение дошкольников. Эти этапы связаны с использованием детьми
различных форм общения. От 5 до 7 лет наступает ситуативноделовая форма
общения. После 5 лет сверстник становится для ребенка более
привлекательным, чем взрослый. В это время сюжетноролевая игра
становится коллективной дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.
Главным содержанием общения детей этого возраста становится деловое
сотрудничество. Начинает отчетливо проявляться потребность в признании и
уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание
других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе,
показывает обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров.
В 57летнем возрасте дети часто демонстрируют взрослым свои
преимущества перед товарищами, пытаются скрыть от сверстников свои
промахи и неудачи. Это означает, что в этом возрасте появляются
конкурентные, соревновательные отношения [17].
Общение дошкольника со сверстниками изучалось А. Усовой, Т.
Марковой, М. Лисиной, Т. Репиной. Учёными используется понятие «детское
общество», под которым подразумевается группа детей, имеющая
18 определённый возрастной состав,
детей[35,23,18,30].
где происходит социализация
Т. Репина, давая характеристику группе детского сада, подчёркивает,
что статус каждого ребёнка в группе зависит от общительности ребёнка, его
личностных качеств. Всё это определяется стилем воспитания дошкольника в
семье, опытом общения, типом высшей нервной деятельности, установками,
которые дают взрослые[30]. М. Лисина установила, что в старшем
дошкольном возрасте существуют две линии развития общения ребёнка со
что ребёнок строит свои
сверстниками[17].Т.
взаимоотношения со сверстниками поразному: на основе положительных
Репина показала,
эмоций; нейтральные взаимоотношения; формальные; негативные; страстные
[30].
Взаимоотношения со сверстниками могут быть положительными и
отрицательными. Т.Маркова считает, что положительные взаимоотношения
строятся на основе эмпатии, дружбы, совместного дела, общих впечатлений
[23].
Отрицательные взаимоотношения детей больше изучены Б. Споком, А.
Фроммомв зарубежной психологии. Различают 2 типа отрицательных
взаимоотношений: наступательные (использование силы, драки, угроз);
оборонительные (дети вынуждены реагировать, чтобы защищаться).
Причинами отрицательных взаимоотношений являются особенности
воспитания, преобладание эгоистических мотивов, отсутствие положительных
форм общения, конфликты, споры, отрицательный психологический
микроклимат [34,37].
В работах С. Якобсон, Б. Спока подчёркивается необходимость
коррекции отрицательных взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, в
частности, игровая коррекция [43, 34].
19 Взаимоотношения рассматриваются М.И. Лисиной как один из
продуктов деятельности общения. Они зарождаются, меняются и развиваются
в ходе коммуникации. При этом степень и качество взаимоотношений
определяются характером общения. Наблюдения автора показали, что
партнер, который позволяет ребенку удовлетворить потребность в общении на
достигнутом детьми уровне развития, вызывает у него симпатию и
расположение. Чем больше общение с партнером соответствует конкретному
содержанию потребности ребенка (во внимании, уважении, сопереживании),
тем больше тот его любит для детей 57 летвзрослый это старший друг, от
которого дети ждут взаимопонимания и взаимопереживаний. Таким образом,
с возрастом содержание потребности в общении (а точнее было бы сказать
содержание мотива общения) становится богаче, разнообразнее. При этом
меняется и значение взрослого как объекта общения [17].
Возраст старшего дошкольника является периодом расцвета ролевой
игры. Сюжетноролевая игра становится коллективной дети предпочитают
играть вместе, а не в одиночку.
Общение в ролевой игре разворачивается на двух уровнях: на уровне
ролевых взаимоотношений (т. е. от лица взятых ролей врач больной,
продавец покупатель, мама дочка), и на уровне реальных отношений. То
есть существующих за пределами разыгрываемого сюжета: дети распределяют
роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия
других. В совместной игровой деятельности постоянно происходит переход с
одного уровня на другой переходя на уровень ролевых отношений, дети
подчеркнуто меняют манеры, голос, интонации. Это может свидетельствовать
о том, что дошкольники отчетливо разделяют ролевые и реальные отношения,
причем эти реальные отношения направлены на общее для них дело игру.
Таким образом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного
возраста становится деловое сотрудничество.
20 Наряду с потребностью в сотрудничестве отчетливо выделяется
потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь
внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к
себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров.
«Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему,
что тот делает. Дети внимательно и ревниво наблюдают за действиями друг
друга, постоянно оценивают и часто критикуют партнеров, остро реагируют
на оценку взрослого, данную другому ребенку. В четырех – пятилетнем
возрасте они часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей,
демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от других детей свои
промахи и неудачи. В этот период некоторые дети огорчаются, видя
поощрение сверстника, и радуются при его неудачах.
Все это позволяет говорить о качественной перестройке отношения к
сверстнику в середине дошкольного возраста. Суть этой перестройки
заключается в том, что дошкольник начинает относиться к себе через другого
ребенка. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой.
Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а
на противопоставление себя и другого. Только через сравнение своих
конкретных достоинств (навыков, умений) ребенок может оценить и
утвердить себя как обладателя определенных качеств, которые важны не сами
по себе, а только в сравнении с другими и в глазах другого. Ребенок начинает
смотреть на себя «глазами сверстника» [12, 13,14,15].
Итак, в ситуативноделовом общении появляется конкурентное,
соревновательное начало. Однако наряду с этим между старшими
дошкольниками появляются первые ростки дружбы. Дошкольники уже не
только рассказывают о себе, но и обращаются с личностными вопросами к
сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел.
21 Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращаются во
внутреннюю общность, которая делает возможными более глубокие
межличностные отношения.
Дети 56 лет способны к планированию действий, управлению своим
поведением, сдерживанию эмоциональных реакций [20].
Они уже в достаточной мере обладают навыками общения и знаниями
нравственных норм, действующих при взаимоотношениях людей друг с
другом. Кроме того, в этом возрасте дети начинают испытывать потребность
помогать, поддерживать товарища. Для старшего дошкольника, если его
социальное развитие было успешным, характерны приоритеты коллективного
общения. Это является показателем зрелости дошкольника. Совместные
действия в рамках неигровой деятельности требуют дополнительной
мотивации, эмоциональной заинтересованности и технической поддержки
отношений в процессе выполнения. Некоторые дети к концу дошкольного
детства способны в любой деятельности распределить действия внутри своей
группы, дружно их выполнить, советуясь и помогая друг другу, вместе
оценить личные и общие результаты, но необходимо постоянное и
направленное руководство этим процессом со стороны родителей и
воспитателей.
Знание индивидуальных особенностей дошкольников позволяет
объединять их в подгруппы не только по уровням сформированности навыков
сотрудничества, но и за взаимными симпатиями и уровнем сформированности
коммуникативных навыков: объединение детей с высоким уровнем
сформированности навыков сотрудничества со сверстниками с низким
уровнем сформированности этих навыков при условии, что дети
симпатизируют друг другу:
дети с низким уровнем сформированности навыков сотрудничества
симпатизируют детям с высоким уровнем сформированности этих навыков;
22 включение детей с низким уровнем сформированности навыков
сотрудничества в группу детей с высоким уровнем сформированности
навыков сотрудничества со сверстниками, при условии наличия в ней
активных детей с высоким уровнем сформированности коммуникативных
навыков.
Oбщение, как психологическая категория, интерпретируется как
деятельность,
«коммуникативная деятельность».
поэтому,
и,
синонимом общения является термин
Структурные компоненты коммуникативной деятельности выглядят
следующим образом:
1. Предмет общения – другой человек, партнер по общению как субъект.
2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и
оценке других людей, а через них с их помощью – к самопознанию и
самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным
видам деятельности, т.к. человек проявляется в каждом из них. Но общение
играет в этом отношении особую роль, ибо оно направлено на другого
человека как на свой предмет, а будучи двусторонним процессом
(взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится
объектом познания и отношение другого (или других) участников общения.
3. Коммуникативные мотивы – то, ради чего предпринимается общение.
4. Действие общения – единица коммуникативной деятельности,
целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как
на свой объект.
Две основные категории действий общения – инициативные акты и
ответные действия.
5. Задачи общения – цель, на достижение которой в данных конкретных
условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе
общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.
23 6. Средства общения – это операции, с помощью которых
осуществляются действия общения.
7. Продукты общения – образование материального и духовного
характера, создающиеся в итоги общения.
Подход к общению, как деятельности имеет ряд преимуществ по
сравнению с рассмотрением его как особого рода поведения или
совокупности условных реакций человека на сигналы, поступающие от
другого мира.
Как уже было сказано ранее, общение дошкольника невозможно без
Леонтьевым
Отечественным психологом А.Н.
участия взрослого.
установлено, что на протяжении первых 7 лет жизни у детей последовательно
возникают четыре формы общения со взрослыми: интуитивноличностное,
ситуативноделовое,
личностное. [24]
внеситуативнопознавательное и внеситуативно
В возрасте 5 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативноделовая
форма общения с ровесниками. Бурно развиваются сюжетноролевая игра и
другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники
пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для
достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в
общении. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что
дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее
привлекательную роль в игре и т.д. Дети используют разнообразные средства
общения, и, несмотря на то, что они много говорят, речь остается по
прежнему ситуативной.
В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества, радостно
переживают свои успехи и горько страдают в случае неуспеха. В общении
детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять.
Этого требуют сами условия игры. Ребенок учится благодаря включению в
24 игровую ситуацию, на содержание с разыгрываемых действий и сюжетов. Если
ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него
предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он
просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в
их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному
сосредоточению и запоминанию.
В ролевой игре заложены большие возможности для развития навыков
общения, в первую очередь – развития рефлексии как человеческой
способности осмысливать свои собственные действия, потребности и
переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями
других людей. В способности к рефлексии таится возможность понимать,
чувствовать другого человека.
Содержанием ролевой игры у старших дошкольников становится
подчинение правилам, вытекающим из взятой по себе роли. Дети этого
возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Выполняя
в игре правила общественного поведения, дети устремляют внимание на то,
что «бывает».
Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как
партнеров, товарищей, выполняющих общее дело.
Они могут договариваться о сюжете, о распределении ролей, обсуждать
возникающие входе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности
развивается общение: игра требует от ребенка таких качеств, как
инициативность, общительность, способность координировать свои действия с
действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать
общение.
Игра – это совокупность, каких – то норм и правил, необходимых
реквизитов и аксессуаров, которые нужны для организации игровой
25 деятельности. Существуют общие требования к играм, выполняемые на
определенных этапах их организации и провидения.
Игровая деятельность – это эмоциональные интеллектуальные и
физические усилия, направленные на достижения игровой задачи. Феномен
игровой деятельности проявляется в том, что удовольствие составляет не
результат, а процесс.
Признаки игровой деятельности: 1. Добровольная и свободная должна
быть игра для играющих. 2. Игровая деятельность проходит по правилам. 3.
Игровая деятельность должна сопровождаться напряжением (чем больше
напряжения, тем больше рекреационных сил она в себе несет)
Задания должны быть адекватны.
Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка,
это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий,
объединенных единством мотива. Е.А.Аркин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,
Д.Б.Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально
историческую природу. Существует ряд видов игровой деятельности:
а) спортивные, способствующие развитии физических и интеллектуальных сил
человека;
б) ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п.; в)
художественные, природы, настроение и пр.;
г) дидактические, формирующие навыки;
д.) деловые, воссоздающие предметное и социальное содержание
профессиональной деятельности, моделирующие систему отношений,
характерных для определенного вида деятельности;
е) военные, прогнозирующие ход сражения
В старшей группе детского сада формируется осознанное отношение и
интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
26
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Дипломная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.