Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
doc
история +1
6 кл—11 кл
04.11.2018
Данный материал будет интересен и полезен тем, кто непосредственно работает в образовательном учреждении. Так как я работаю в школе учителем истории, обществознания, то передо мной стоят задачи и в системе внеклассной работы школы. Таким образом планирую внеурочную работу по ФГОС ООО , которая является неотъемлемой частью деятельности учителя истории. Ребята получают более углублённые знания по данному предмету, тем самым расширяя исторический кругозор и что не менее важно для тех, кто впоследствии выбирает историю для сдачи ОГЭ, ЕГЭ.Организация внеурочной деятельности современных школьников
Диплом.doc
ЧОУ ДПО «Центр Знаний»
Программа профессиональной переподготовки
«Менеджмент в образовании в условиях реализации ФГОС»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Организация внеурочной деятельности современных школьников»
Выполнила:
учитель истории, обществознания
Уваева Наталия Александровна,
первая квалификационная категория,
МКОУ Текунская ООШ
п.Текун
2018 Содержание
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1.Теоретические аспекты организации внеурочной
деятельности по истории в современном образовательном
процессе ……………………………………………………………………. 823
1.1 Проблемы внеурочной деятельности в современной
педагогической и методической литературе……………………………….813
1.2 Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО………...1319
1.3 Цель и задачи внеурочной деятельности по истории………………….1923
Глава 2. Организация внеурочной деятельности по истории………...2544
2.1 Психолого – педагогические требования к организации работы…….2539
2.2 Опыт организации внеурочной деятельности по истории…………….4044
Заключение…………………………………………………………………….45
Список использованных источников………………………………………48
Приложение 1……………………………………………………………………50
Приложение 2……………………………………………………………………51
Приложение 3……………………………………………………………………52
Приложение 4……………………………………………………………………53
Приложение 5……………………………………………………………………54
Приложение 6……………………………………………………………………55
2 Приложение 7……………………………………………………………………56
Приложение 8……………………………………………………………………57
Введение
Актуальность. В России на современном этапе развития одна из главных
проблем образования низкая заинтересованность школьников в обучении
истории. Соответственно, главной целью российской системы образования
является повышение интереса учащихся к изучению школьного курса истории.
Данная проблема тревожит большинство российских учителей. Решение этой
проблемы может быть осуществлено через внеурочную внеклассную работу,
которая является неотъемлемой составляющей частью учебно
воспитательного процесса. Внеурочная деятельность является равноправным,
взаимодополняющим компонентом базового образования.
Современный этап развития исторического образования характеризуется
переходом в обучении и воспитании к личностноориентированному подходу.
Важнейшая цель современного школьного исторического образования –
воспитание личности, обладающей высокими нравственными качествами,
чувством патриотизма, гражданственностью, способной к самореализации в
условиях современной российской социокультурной ситуации.
В настоящее время задачи школьного образования требуют включения в
его содержание новых понятий и фактов, альтернативных интерпретаций в
оценке проблем прошлого, прогнозирования событий и явлений, применения
различных форм учебного процесса и разнообразия педагогических
технологий. Появляется потребность в педагогических технологиях,
обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и в
способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.
В современной школе внимание учителей истории все более обращено на
нетрадиционные методики обучения на уроке истории и формы внеурочной
деятельности.
3 Сегодня школьник вступает в диалог не только с учителем, учебником,
сверстниками, но и с историческими событиями, явлениями, процессами, что
требуют не столько запоминания, сколько умения и желания анализировать,
сравнивать, «пропускать через себя» историю развития общества.
Современный школьник занимает субъективную позицию, что снижает роль
учителя. В ФГОС общего образования предложена новая структура учебного
плана, в состав которого в качестве одного из главных компонентов включена
являясь неразрывной частью
внеурочная деятельность,
которая,
образовательного процесса, направлена на становление личностных
характеристик учащихся, достижение личностных и метапредметных
результатов освоения обучающимися основной программы основного общего
образования. Действительно, внеурочная деятельность позволяет превратить
обучение из скучной повседневной рутины в захватывающий процесс. У
обучающихся появляется стимул для совершенствования своих знаний. Перед
современным учителем стоят задачи, навеянные пересмотром содержания
предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого,
прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки
личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов невозможно без
приобретения опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой
деятельности. Коммуникативные умения, способность к моделированию
ситуаций приобретают все большее значение в образовании.1
Еще в середине прошлого века В.А. Сухомлинский писал о значимости
внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность
замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу
подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на
когото, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы
1 Короткова.М.В. Методика преподавания игр и дискуссий на уроках истории. –
М. – 2003. – С. 12.
4 школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна
исчерпываться уроками. С этим высказываем трудно не согласиться.
Вопросы методики преподавания истории, применения различных
внеклассных форм обучения, их видов и особенностей поднимался
неоднократно в исследовательской литературе.
Проанализировав определения внеурочной внеклассной деятельности
школы, следует выделить некоторые из них. Т.А. Ильина внеклассной работой
называет воспитательную работу, проводимую классным руководителем и
учителямипредметниками с учащимися школы.
Е.В. Советова считает, что внеурочная деятельность школьников
понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых
возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Действительно, внеурочная деятельность является составной частью
учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного
времени учащихся. Кроме того, в настоящее время внеурочная деятельность
понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для
удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия
в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно
организованная система внеурочной деятельности представляет ту сферу, в
условиях которой можно развить и сформировать познавательные
потребности, способности каждого учащегося, которое обеспечит воспитание
свободной личности. В любой деятельности происходит воспитание детей.
Продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Т.А. Ильина отмечает, что задача внеучебной работы состоит в
пробуждении или углублении у школьников интереса к различным областям
знаний и видам деятельности, раскрытии и развитии их талантов и
способностей, воспитании их общественной и познавательной активности,
оказании им помощи в выборе профессии, культурной организации их досуга.
5 внеучебная воспитательная работа способствует обеспечению
Так,
непрерывности и последовательности воспитательного процесса.
В системе внеклассной работы школы особая роль в воспитании
занимает внеурочная работа по истории, которая является одной из составных
частей деятельности учителя истории. Внеурочная работа преследует те же
задачи, что и учебный курс, то есть приобщает учащихся к пониманию
истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор,
содействует росту их интереса к истории. Целью внеклассной работы по
истории являются углубление знаний, полученных школьниками на уроках
истории, организация процесса познания интересным и увлекательным в
условиях свободы в выборе содержания внеклассной работы.
В научных исследованиях вопросы методики применения различных
внеклассных форм обучения истории, их видов и особенностей нашли
отражение в работах А.А. Вагина И.Я. Лернера, А.Ф. Родина, А.А. Рудина,
Ю.Е. Соколовского и др.
Обобщив все вышесказанное, можно утверждать, что внеурочная работа
по истории это организация учителем различных видов деятельности
учащихся после уроков, которые обеспечивают необходимые условия для
овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы
по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта.
Итак, организация внеурочной работы с обучающимися в любом
образовательном учреждении является одной из важных направлений
деятельности педагогов. Занятия с подростками, помимо уроков, имеют
существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания.
работы является процесс организации
Объектом дипломной
внеурочной деятельности.
Предметом методическая разработка организации внеурочного
мероприятия по истории в общеобразовательном учреждении.
6 Цель работы выяснить, какую роль играет внеурочная деятельность в
современном образовательном процессе, а также методическая разработка
проекта организации внеурочной деятельности по истории, с целью развития
познавательного и социального интереса к истории в рамках внеурочной
деятельности.
Задачи, в свою очередь, можно сформулировать следующим образом:
охарактеризовать внеурочную деятельность как вид образовательной
деятельности;
описать формы организации внеурочной деятельности;
раскрыть требования, предъявляемые ФГОС, к организации
внеурочной деятельности;
показать важность организации внеурочной деятельности по
истории;
К сожалению, в наше время – время, чрезмерно насыщенное потоками
информации из различных источников – очень сложно заинтересовать
учеников внеклассным уроком по тому или иному предмету, так как даже
основной объем обучения воспринимается по большей части неохотно.
В связи с этим гипотеза дипломной работы заключается в том, что если
педагог при организации внеурочной деятельности по истории будет
использовать разнообразные формы и методы работы, которые интересны для
учеников, то это повысит интерес учащихся к учебной дисциплине история.
В рамках системнодеятельностного подхода, диктуемого ФГОС,
организация внеурочной деятельности требует к себе применение различных
технологий и форм.
При разработке программы организации внеурочной деятельности мы
планируем применять: технологию проблемного обучения, самостоятельную
работу учащихся,
Также
составление иследовательских проектов.
7 необходимым элементов внеурочной деятельности являются беседы, лекции,
игровые формы, викторины.
Глава 1.Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по
истории в современном образовательном процессе
В современной методической и педагогической литературе существует
немало проблем по обозначенной теме: недостаток научных публикаций,
рекомендаций по организации внеурочной деятельности, описанные формы
недостаточно разнообразны и сводятся к кружковой работе. Изучая
литературу по теме «Внеурочная деятельность», мы столкнулись с
проблемами, существующими в научных и методических изданиях,
представленных в основном статьями в научно – методических журналах,
которые ограничиваются описыванием опыта работы в этом виде
деятельности.
Первая проблема – это моральная устарелость печатных изданий.
Современных, учитывающих реалии сегодняшнего общества, отвечающих
потребностям нынешнего образования и воспитания специальных пособий и
монографий, посвященных теме нашего исследования нет. Большинство
публикаций такого рода написаны еще в советский период и посвящены
воспитанию строителей коммунизма в СССР. К таким работам относятся
книги А. Ф. Родина, Е. М. Бердниковой, Д. В. Кацюба.2
2 Родин А. Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории. – М. – 1961.
Бердникова Е. М. Формы внеклассной работы по истории. – М. – 1965.
Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории: краеведение. – М. – 1975.
8 Статьи сборника Д. В. Кацюбы в полном объеме содержат все
компоненты связанные с организацией и проведением исторкокраеведческой
работы в школе. Автор, отбирая статьи для своего сборника, учитывал такие
важные составляющие школьного краеведения, как совместная работа
учителя и ученика, формирование у учащихся умения и навыков поисково
исследовательской работы на основе краеведческого материала, организация
школьных музеев и использовании их материалов в учебновоспитательном
процессе.
По нашему мнению, на современном этапе развития образования
данный сборник не претендует на всестороннее освещение актуальных
вопросов, связанных с организацией этой формы внеурочной деятельности.
Однако представленные статьи в сборнике могут оказать практическую
помощь учителю в этом направлении педагогической деятельности.
Ко второй группе публикаций следует отнести пособия, посвященные
вопросам игровых внеурочных мероприятий.
В. П. Шильгави в книге «Начнем с игры: для руководителей детских
коллективов театральной самодеятельности», описывает личный опыт работы
с детским театральным коллективом, честно повествуя читателю о взлетах и
неудачах в своей работе.3
Приоритетным для авторов становится «…всемерная активизация
школьной и внешкольной воспитательной работы, цель которой состоит,
прежде всего, в формировании мировоззренческих и поведенческих основ
личности».4 Впервые поднимается вопрос о формировании всесторонне
развитой личности, и поиске средств для осуществления этого. Приводятся
разработки конкретных игровых форм для организации внеурочной
деятельности, которые являлись актуальными на тот период времени,
3 Шильгави В. П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной
самодеятельности. – М. – 1980.
театрализованной игры во внеклассной работе с детьми и подростками. – М. – 1985. – С. 25.
4 Камаева Г. И., Позднякова Т. С. Подросток в клубе: об использовании различных форм
9 показывают механизмы их воздействия на воспитание и образования
школьников.
Следующая проблема, касающаяся историографии нашей темы,
заключается в том, что отсутствуют обобщающие публикации по внеурочной
деятельности в современной российской школе. Имеющиеся публикации
представляют собой статьи в журналах.
В ходе работы над данным исследованием нами были проработаны
следующие издания периодической печати: журналы «Преподавание истории
в школе», «Воспитание школьников», «Народное образование». В указанных
изданиях вопрос освещен несколько односторонне. Имеющиеся публикации
носят в большинстве своем рекомендательный характер и описывают
конкретный опыт работы в этом виде педагогической деятельности. В этом
заключается и их достоинства, и их недостаток.
Научнометодический журнал «Преподавание истории в школе»
начинает публиковать статьи по данному вопросу лишь с 1998 года.
В статье «Предметная неделя в школе» Н. Л. Померанцева описывает
опыт проведения исторической недели в школе.5 Одной из эпизодических
форм внеурочной деятельности является проведение тематических недель, в
данном случае это неделя посвящена истории. Она насыщена мероприятиями,
тематику которых определяет администрация школы на методическом
заседании. В план проведения рекомендуется включить такие мероприятия:
КВН для 5 класса «Мифы Древней Греции»; Рыцарский турнир для 6 – 7
класса; игра «Путешествие в историю» для 8 класса; историческая олимпиада
для 6 – 11 класса; «Блеф – клуб» для 9 класса; конкурс исторических газет
для всех классов; литературно – художественная композиция, посвященная
окончанию Сталинградской битве. По окончанию предметной недели
проводится торжественное награждение грамотами и призами всех
№ 3.
5 Померанцева Н. Л. Предметная историческая неделя // Преподавание Истории в Школе. – 1998. –
10 участников мероприятий. Данная статья имела практическое предназначение
и должна была оказать помощь учителю истории при подготовке и проведении
такой формы внеурочной деятельности школьников.
Положительной стороной предметной недели является разнообразие
проводимых в ее рамках мероприятий, где каждый ученик может найти себе
занятие по интересам, что позволит обеспечить большой процент
вовлеченности учащихся. отрицательная сторона составляет сложность в
организации мероприятий для всего ученического коллектива и разовость
проведения этой формы.
Большое распространение получили в 1990 – е годы внеурочные
мероприятия, проводимые по типу популярных телепередач среди педагогов
и учащихся.
Примером может служить статья В. В. Румын «Использование форм
популярных телепередач во внешкольной работе».6
Проведение таких мероприятий вызывает огромный интерес у
учащихся. Они активно принимаю участие не только в проведении, но и
разработке и подготовке таких мероприятий.
В журнале «Преподавание истории в школе» есть статья Т. М.
Климовой «Дети пишут учебник», в которой автор описывает уникальную,
наш взгляд, форму внеурочной деятельности – создание учебника, который
пишут сами дети. Эта технология разработана Ю. Л. Троицким и его коллегам
из новосибирской лаборатории «Текст». Этот метод предполагает изучение
прошлого на основе анализа источников, знакомства с различными
существующими в историографии интерпретациями событий и явлений. В
результате подобной познавательной деятельности школьники формируют
собственный взгляд на историю и формируют в творческих работах. К концу
изучения курса или его раздела сложился своего рода учебник. Такая форма
6 Румын В. В. Использование форм популярных телепередач во внешкольной работе // Преподавание
Истории в Школе. – 1998. – № 3.
11 организации внеурочной деятельности будет очень интересной и
увлекательной для учащихся.
К. Г. Митрофанов в журнале «Преподавание истории в школе»
опубликовал статью «Формирование понятия «отечество» у
старшеклассников».7 Нас заинтересовало в этой статье имеющаяся статистика
использования форм внеурочной деятельности учителями истории. К. Г.
Митрофанов, канд. пед. наук, заведующий кафедрой методики преподавания
истории МПГУ, говорит о том, что в современной педагогической науке
остро стоит вопрос о соотношении воспитания и образования. На уроке
невозможно осуществлять в полном объеме совместно оба процесса, процесс
образования и процесс воспитания, а занятия во внеурочной деятельности
дают такую возможность.
Следующий журнал, который мы проанализировали – «Воспитание
школьников». Анализ подшивки этого печатного издания с 1994 года показал,
что в данном журнале имеются статьи, рассказывающие о внеурочной
деятельности.
В. Воронова в статье «Разнообразие форм воспитательной работы»
отводит ведущее место в работе педагога организации внеурочной
деятельности, утверждает, что общение с детьми во время внеурочной
деятельности имеет существенное, а нередко и решающее значение для их
развития и воспитания.8
Ценность данной статьи заключена в том, что впервые дается
классификация видов внеурочной деятельности, приводится определение
форм внеурочной деятельности. Поднимаются такие важные вопросы, как
методика проведения подобных занятий. По нашему мнению, данная статья
является единственной публикацией, которая содержит научную основу темы
Внеурочная деятельность и организация внеурочной деятельности.
7 Митрофанов К. Г. Формирован понятия «отечество» у старшеклассников // Преподавание истории
в школе. – 2004. – № 4.
8 Воронова В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2001. – № 6.
12 Журнал «Народное образование» мы анализировали, начиная с 2003
года, статья, посвященная внеурочной деятельности, встретилась единожды.
В статье профессора кафедры теории и методики воспитания и
государственного
дополнительного
Московского
образования
педагогического института, члена совета писателей России, кандидата
педагогических наук Н. Опариной «Театрализованные формы внеурочной
деятельности» говориться о том, что система дополнительного образования в
нашей стране переживает период подъема, а внеурочная деятельность в
школах развита достаточно слабо.9
Автор предлагает уделить внимание театрализованным формам
внеурочной деятельности: школьный театр, концерты, литературные
композиции, конкурсноигровые программы. Н. Опарина раскрывает основные
этапы организационнотворческой и сценарнорежиссеркой работы каждой
предлагаемой ею формы. Точно указывает на существующий пробел в
квалификации педагогов. Зачастую даже самому опытному учителю не
хватает теоретических знаний в организации внеурочной деятельности. А как
мы видим, эта форма педагогической деятельности очень важна в процессе
обучения и воспитания подрастающего поколения.
В ходе изучения проблем, существующих в современной методической
и педагогической литературе мы сделали следующий вывод о том, что на
современном этапе внеурочной деятельности уделяется большое внимание, но
формы организации не достаточно разнообразны и чаще всего сводятся к
проведению кружковой работы. Нами были проанализированы достоинства и
недостатки наиболее распространенных форм. Каждая из форм отвечает
современным требованиям воспитания и образования личности учащегося, но
имеет один существенный недостаток: заниматься по такой форме могут
только те учащиеся, которые увлечены исторической наукой, а практика
№ 8.
9 Опарина Н. Театрализованные формы внеурочной деятельности // Народное образование. – 2005. –
13 показывает, что таких учеников немного. На основании этого мы можем
утверждать, что театрализация как способ организации внеурочной
деятельности учащихся по истории способна охватить как можно большее
количество учащихся школы. Даже не увлеченный историей ученик, но
вовлеченный в театральную атмосферу будет овладевать историческими
знаниями, знакомиться с наследием и развитием человеческого общества.
1.2. Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО
События, происходящие в жизни современного общества, привели
к процессу формирования и реализации новой модели образования, которая
обеспечивает доступ к качественному образованию соответствующему
потребностям
требованиям инновационного развития экономики,
современного общества и каждого гражданина.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека
определяют ориентированность на знания и использование новых технологий,
активная жизненная позиция, установка на рациональное использование
своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое
поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный
образ жизни. 10
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО
следует понимать неотъемлемую часть образовательного процесса в школе,
осуществляемую в формах, отличных от классноурочных, и направленных на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы.
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности,
способствующие воспитанию, социализации и обучению учащихся. Она
является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм
10 Доржиева Л. А. Стромилова Л. М. Организация внеурочной деятельности школьников в условиях
– Режим доступа:
образовательного учреждения при переходе
http://sch11.rybadm.ru/1/DswMedia/organizaciyavneurochnoydeyatelnosti.doc (дата обращения 12.07.18 г.)
14
на ФГОС организации свободного времени учеников.
Правильно организованная система внеурочной деятельности может
максимально развить или сформировать познавательные потребности и
способности каждого ученика. Она обеспечит воспитание свободной
личности, а также поможет ученику к существованию в современном
обществе.
На сегодняшний момент происходит обновление учебновоспитательной
работы школы, что связано с повышением уровня результативности
организации внеурочных занятий школьников по учебным предметам как
одной из фаз процесса обучения, повышающей его эффективность.
Правительство РФ и Министерство образования и науки РФ уделяют особое
внимание внеурочной деятельности, что отражается в таких государственных
документах, как ФЗ «Об Образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года,
Письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 года № 03296
«Об организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»,
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ
от 17 декабря 2010 года № 1897.
В соответствии с требованиями ФГОС основная образовательная
программа основного общего образования реализуется образовательным
учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением
требований государственных санитарноэпидемиологических правил и
нормативов.
Задача школы нового поколения: создание системы воспитывающей
внеурочной и внешкольной деятельности с учетом интеграции основного и
дополнительного образования в условиях образовательного учреждения,
обеспечивающей вхождение подростка в самостоятельное общественное
15 действие.
В ФГОС ООО определены рамочные параметры организации
внеурочной деятельности, что позволяет выбирать наиболее оптимальную
модель для конкретного образовательного учреждения. Программа
внеурочной деятельности может осуществляться в течение ряда лет
(например, с 5 по 9 класс), что позволит решать еще более сложные
образовательные задачи 11.
При разработке программы внеурочной деятельности по предмету
следует учитывать:
1. Потребности обучающихся и их родителей, который будет соотнесён
с кадровым ресурсом учреждения и особенностями программы развития.
2. Разнообразие направлений внеурочной деятельности, предполагающее
реализацию всех направлений внеурочной деятельности, предложенных в
Стандарте и разнообразие форм организации внеурочной деятельности.
3. Оптимальное использование учебного и каникулярного периодов
учебного года при организации внеурочной деятельности.
4. Возрастные особенности учащихся, возможность расширения и
углубления предметных знаний, развитие творческих и интеллектуальных
способностей детей.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и
внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной
программы основного общего образования определяет образовательное
учреждение». 12
В период каникул используются возможности организаций отдыха
детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ,
создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных
11 Барышников Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия
осуществления – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
12 Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».
16 учреждений дополнительного образования детей». 13
Конкретных требований к количеству часов, предусмотренных на
реализацию внеурочной деятельности в основной школе, нет. Решение данного
вопроса относится к компетенции образовательного учреждения.
В соответствии с письмом Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03
255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования» время, отводимое на внеурочную деятельность,
образовательное учреждение определяет самостоятельно, исходя из
необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации
основной образовательной программы, на основании запросов обучающихся,
родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых,
материальнотехнических и других условий.
Внеурочная деятельность проводится по утвержденному руководителем
образовательного учреждения расписанию занятий. Время определяется по
согласованию с родителями (законными представителями).
Учитывая, что в соответствии с п. 1.5 и п.4 ст. 34 Закона РФ «Об
образовании в РФ» обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору
мероприятий, которые проводится в организации, осуществляющей
образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом
При организации внеурочной деятельности по предусмотренным ФГОС
ООО направлениям с целью обеспечения разностороннего развития личности
учащегося рекомендуется равномерно распределять имеющееся для этого
время и иные ресурсы. Разработка программ внеурочной деятельности должна
осуществляться на основе разработанных методических рекомендаций.14
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной
деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и
спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных
13 Там же. С . 25
14 Григорьев Д. В. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников : метод. пособие для
учителей / Д. В. Григорьев П. В. Степанов. – М..: Просвещение, 2010.
17 домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности
образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных
использует
(муниципальных) заданий,
формируемых учредителем,
возможности образовательных учреждений дополнительного образования
детей, организаций культуры и спорта. В период каникул используются
возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических
лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных
учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования
детей.15
ФК ГОС по истории основной школы
Базовый уровень
В результате изучения истории ученик должен: знать / понимать:
Основные этапы и ключевые события истории России и мира с
древности до наших дней;
Уметь:
Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с
веком;
Определять последовательность и длительность важнейших событий
отечественной и всеобщей истории;
Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках,
показывая знание необходимых дат;
ФК ГОС по истории старшей школы
15 Керимова Ц. А., Каримулаева, Э. М. Об особенностях организации внеурочной деятельности на
уроках. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/1243/14605 (дата обращения 12.07.18 г.)
18 В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:
знать / понимать
Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность
отечественной и всемирной истории;
Периодизацию всемирной и отечественной истории;
Уметь:
Критически анализировать источник исторической информации
(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его
создания);…
Устанавливать пространственные и временные рамки изучаемых
исторических процессов и явлений;
На профильном уровне идеальные знания и умения выпускников,
имеющие отношение к хронологии, представлены следующим образом:
знать принципы периодизации всемирной истории…
уметь осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника
(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его
создания, степень достоверности)
уметь использовать принципы временного и пространственного
анализа для изучения исторических процессов и явлений.
Таким образом, на протяжении всего школьного курса истории и на
всех уровнях школьного исторического образования подготовка учащихся в
сфере хронологии остаѐтся ведущим компонентом целей и содержания
учебного предмета «история». Гуманистическая миссия современного
педагога состоит в том, чтобы, с одной стороны, не переусердствовать с
датами и не отбить у своих учеников интерес к временной атрибутике
прошлого, а с другой — вместе с учениками от «работы со временем»
двигаться к «работе над временем».
19 1.3 Цель и задачи внеурочной деятельности по истории
Образование всегда было синтезом обучения как индивидуального
процесса познания, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития,
взросления и социализации. В парадигме личности центрированной
педагогики, которую, декларирует ФГОС, синтез это не просто сумма
процессов, форм, видов деятельности и других компонентов специального
организуемого процесса образования в школе. Синтез есть всегда
«созидательный процесс» взаимопроникновение и взаимовлияние.
Внеурочная деятельность это всего лишь координата пространства
школы, которая может рассматриваться как заявка на определенный способ
его организации на «оси» вне и после уроков в непрерывной совокупности
школьной жизни. Ее нельзя сводить только к деятельности школьников. К ее
организации должны быть подключены все участники взрослые и дети,
учителя и ученики, родители и педагогиорганизаторы, методисты и другие
специалисты школы.
Она нуждается в психологопедагогическом
сопровождении, обеспечиваемом педагогическим коллективом.
В качестве методологического ключа к пониманию и объяснению
сущности внеурочной деятельности предложим, прежде всего, обратить
внимание на категорию «деятельность». Именно в процессе деятельности
природа, общество, но создаются все социальные свойства и способности
человека. Кроме того, деятельность представляет собой целенаправленное
производство идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений. В процессе
деятельности осуществляется творческое созидание культуры. Важно
учитывать структуру деятельности, выраженную взаимосвязь таких ее
структурообразующих элементов, как цель, средство, результат, субъект,
объект. Посредством деятельности не только удовлетворяются потребности
человека, но и устанавливается и функционирует регламентирующие
индивидуальное поведение, базовое общественное отношение "господство
20 подчинение", которое проявляется во всех конкретных видах и формах
организации деятельности. Разнообразные формы деятельности являются
способами социализации индивида, становление личности, ее идентификации,
а также самоидентификации социальной организации (в нашем случае
образовательной организации или учреждения).
Внеурочная деятельность это, прежде всего процесс, какоето
действие, способ исполнения чеголибо. Придание внеурочной работе статуса
деятельности кардинально меняет ее качество.
Для школы, как и любого другого образовательного учреждения,
внеурочная деятельность становится новым видом подотчетной деятельности,
за которую она несет ответственность. Используя различные формы этой
деятельности, школа должна решать задачи по социализации детей и
подростков, формированию метапредметных способностей, воспитанию и
развитию качеств личности. Эта деятельность может стать показателем ее
уникальности, привлекающим внимание потребителей и заказчиков.
Ведущей
составляющей
внеурочной работы является
целенаправленное чтение соответствующей литературы, сбор теоретических и
вещественных исторических материалов для использования в учебном
процессе. Данная составляющая располагает многообразием форм.
1. Самостоятельное чтение и усвоение хрестоматийных и других
исторических источников. Данный вид деятельности дает наибольший
эффект, если,
вопервых, содержание изучаемых источников осуществляется
синхронно с изучением на уроках соответствующих тем и,
вовторых, если работа учащихся носит управляемый характер
посредством дидактических средств логических заданий, проблемных
вопросов и задач и т. д.
21 2. Школьные исторические кружки и общества. Чтобы они были
полезны, целесообразно подходить к их формированию дифференцированно,
по интересам. Наибольшее внимание ребят привлекают кружки военных
историков, филателистов, нумизматов и др. (Экономическое, юридическое,
правовое, художественное и др. направления).
3. Исторические конференции, диспуты, олимпиады, викторины,
самодеятельные спектакли, литературномузыкальные композиции.
Названные формы требуют значительного разнообразия в их
конференции предполагают исследование,
К примеру,
подготовке.
статистическую работу, предварительные опросы определенных групп людей,
анализ и выработку предложений практического характера по завершении
работы. Викторины и олимпиады требуют глубокой теоретической
подготовки участников. Для данных форм работы характерен высокий дух
состязательности.
4. Создание «малых историй» школы, села, улицы, муниципального
органа власти, предприятия и т.д. Данная форма развивает чувство
сопричастности, патриотизма, способствует выявлению писательских и
исследовательских способностей учащихся. Носит она и большую
воспитательную и практическую нагрузку. Узнавание, к примеру, почему
улица или поселок носит именно такое название, может вызвать гордость за
проживание на такой улице, в такой местности. История органов власти,
предприятий и т. д. поможет многим учащимся профессионально
определиться в после школьной жизни.
5. Отряды (группы) следопытов. Нет таких мест в России, где нельзя
было бы проявить себя следопытам. Следопыт это «тот, кто отыскивает
следы событий прошлого, былых героев и т. д.». Главной целью следопытов
является поиск мест боевых действий в ходе войн, мест захоронения людей,
22 поиск атрибутов жизни, деятельности, культуры ушедших поколений людей и
т. п.
6. Экскурсии, микроэкспедиции и туристические походы по
историческим маршрутам и местам. Во всей округе не должно оставаться
объектов и мест исторического значения, на которых не побывали бы
учащиеся. Одной из главных составляющих внеурочной работы по истории
является подготовка и празднование дней воинской славы (победных дней)
России. Закон «О днях воинской славы (победных днях) России» принят
Государственной Думой 10 февраля 1995 г. В нем отражена память о
событиях днях славных побед, которые сыграли решающую роль в истории
России и в которых российские войска снискали себе почет и уважение
современников, и благодарную память потомков.
Эта форма внеурочной деятельности имеет место в интеграции
школьных предметов, таких как литература, география, МХК и др.
Основными формами увековечения памяти российских воинов,
отличившихся в сражениях являются:
создание школьных музеев (музейных комнат);
благоустройство памятников, обелисков, стел в честь важнейших
военноисторических событий;
сохранение и благоустройство территорий, исторически связанных с
подвигами российских воинов;
поисковая работа;
проведение тематических вечеров, посвященных славным датам и
героям;
встречи с участниками войн;
военноисторические игры;
Немало возможностей для формирования у школьников
патриотического поведения заключает в себе туристскокраеведческая
23 Особая роль здесь отводится историкоэтнографическим
работа.
экспедициям по изучению родного края. В последнее время обострился
интерес к историческим названиям улиц, городов, деревень. Школьники также
принимают участие в изучении этих вопросов и собирают материал о
названиях близлежащих улиц и отдельных районов. Не потеряла своего
значения и поисковая работа учащихся. Они продолжают устанавливать имена
неизвестных солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны,
записывают воспоминания ветеранов, совершают походы к памятным местам,
проводят поисковые операции под названием «Выпускники нашей школы
участники Великой Отечественной войны», «Орден в твоем доме», «Твоя
родословная», «Дом со звездой», «Семейные реликвии».
Таким образом, обращение к проблеме взаимосвязи и взаимодействия
внеурочного и дополнительного образования сегодня весьма актуально
и является отражением потребности педагогической практики.
В общеобразовательной школе, где понастоящему можно решить эту
проблему, где нет непреодолимой стены между внеурочной и дополнительной
деятельностью, возможен переход к качественно иной стадии развития
творческого потенциала детей и подростков. Тем более что и внеурочное,
и дополнительное образование ведет к наиболее эффективной взаимосвязи
этих двух сфер во благо детей.
Необходимо подчеркнуть, что эта взаимосвязь помогает решить
стратегические задачи современного образования:
— обеспечить непрерывность образования;
— развивать в полной мере технологии и идеи личностноориентированного
образования;
— осуществлять программы социальнопсихологической адаптации;
— проводить профориентацию;
24 — развивать творческие способности личности и создавать условия для
формирования опыта творческой самодеятельности ученика и учителя.
Глава 2. Организация внеурочной деятельности по истории
2.1 Психолого – педагогические требования к организации работы
25
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Дипломная работа "Организация внеурочной деятельности современных школьников" для педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.