краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Красноярский медицинский техникум»
(КГБПОУ КрасМТ)
Выпускная квалификационная работа
( дипломный проект)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ
Допущен к защите на ГИА |
Выполнил: Краузе Елена Алексеевна студент очно-заочной формы обучения специальности 34.02.01 Сестринское дело ____________ (подпись) |
Выпускная квалификационная работа защищена «__»____________20__г. Оценка _______________ Секретарь ГЭК __________ |
Научный руководитель Т.Ю.Федотова ___________ (подпись) |
2022
Содержание
1 Краткая аннотация ……………………………………………...………..……4
2 Паспорт дипломного проекта……………………….………………………...5
3 Теоретическая часть…………………..……………………………………….6
3.1. Воспалительные заболевания челюстно- лицевой области у детей….…...6
3.2 Классификация воспалительных процессов челюстно-лицевой области...6
3.3. Особенности течения воспалительных заболеваний челюстно- лицевой области у детей……………………………………………………………………9
3.4 Профилактика воспалительных заболеваний полости рта у детей………10
3.5 Профилактика заболеваний полости рта с учетом возрастных периодов жизни……………………………………………………………………………..143.6 Методы индивидуальной гигиены полости рта…………………………...17
3.6 Выводы теоретической части……………………………………………….20
4 Этапы проведения проекта……………………………………………………21
4.1 Этап подготовки проекта……………………………………………………21
4.2 Основной этап проекта……………………………………………………...22
4.3 Заключительный этап проекта……………………………………………...27
5 Календарный план проекта……………………………………………………30
6 Бюджет проекта………………………………………………………………..31
7 Ожидаемые результаты и их оценка…………………………………………32
8 Перспективы развития дипломного проекта………………………………...32
9 Риски реализации дипломного проекта и пути их решения………………..34
Список источников информации……………………………………………….35
Приложение 1 Анкета для определения исходного уровня информированности……………………………………………………………..38
Приложение 2. Буклет…………………………………………………………..40
Приложение 3 Анкета для определения итогового уровня информированности……………………………………………………………..42
Приложение 4 Благодарственное письмо……………………………………..43
1. Краткая аннотация проекта
В данном проекте рассмотрены особенности профилактическойдеятельности медицинской сестры, направленные на снижение количества воспалительных заболеваний полости рта среди детей. Проектом предусмотрено повышение информированности детей школьного возраста и родителей по вопросам профилактики различных воспалительных заболеваний полости рта.
Продолжительность организационно-подготовительных мероприятий составила 9 месяцев и включала: изучение медицинской и методической литературы в вопросах профилактики воспалительных заболеваний полости рта у детей, выявление уровня начальных знаний методом анкетирования, подготовка материалов для занятий, проведение занятий и итогового анкетирования, распространение памяток по профилактике воспалительных стоматологических заболеваний у детей; оценка эффективности работы.
Проект предназначен для использования в образовательных организациях для работы с категорией лиц, не имеющих медицинского образования.
Проект подготовлен и реализован студенткой 4 курса КГБПОУ «Красноярский медицинский техникум» Краузе Еленой Алексеевной, отделения специальности 34.02.01Сестринское дело очно- заочной формы обучения.
2. Паспорт дипломного проекта
Актуальность проблемы. Гнойно-воспалительные заболевания челюстно-лицевой области и шеи у детей являются наиболее частой нозологией в стационаре детской челюстно-лицевой хирургии (от 40 до 55 %) [8]. Для воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области существует сезонная активность в весенне-осенний период [12, 13]. Чаще воспалительные процессы возникают в возрастной группе от 2-х до 9-ти лет, с наиболее яркими клиническими проявлениями. Тяжесть воспалительных процессов челюстно-лицевой области обусловлена анатомо-физиологическими особенностями тканей лица и шеи у детей и возрастными особенностями детского организма [9, 10]. В последние годы наблюдается не только рост числа детей с воспалительными процессами челюстно-лицевой области, но и отмечается изменение характера их клинического течения [16]. Увеличилось число случаев затяжного течения воспалительных процессов, хронизации и развития местных и общих осложнений. Причиной этого могут быть изменения иммунологической реактивности организма ребенка вследствие нарушения питания, неблагоприятной экологической ситуации, стрессов, сопутствующих заболеваний и др. [14]
Профилактика - фундаментальная основа системы общественного здоровья. В соответствие с рекомендациями ВОЗ профилактика воспалительных заболеваний полости рта включает три основных этапа:
• гигиеническое воспитание населения (обучение уходу за полостью рта);
• реализацию программы рационального питания;
• регулярное посещение врача-стоматолога.
Цель: Информировать родителей и детей по профилактике воспалительных заболеваний полости рта.
Задачи:
1. Изучение медицинской литературы;
2. Выявление уровня знаний целевой аудитории методом анкетирования;
3. Разработка методического материала;
4. Проведение беседы;
5. Проведение занятий и распространение буклетов;
6. Повторное анкетирование для оценки эффективности проведенной работы;
7. Оценка результатов работы
Целевая группа: Родители 25 человек, и дети школьного возраста, обучающиеся в средней школе № 94 г. Красноярска
Исполнитель: студентка КГБПОУ «Красноярского медицинского техникума» специальности Сестринское дело очно-заочной формы обучения
География проекта: г. Красноярск. Ул. Московская 20 средняя школа № 94 г. Красноярска
Тип проекта: практико- ориентированный
Сроки реализации: 8 месяцев с октября 2021 года по май 2022.
3. Теоретическая часть дипломного проекта
3.1. Воспалительные заболевания челюстно- лицевой области у детей
Гнойно-воспалительные заболевания челюстно-лицевой области и шеи у детей являются наиболее частой нозологией в стационаре детской челюстно-лицевой хирургии (от 40 до 55 %) [8]. Для воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области существует сезонная активность в весенне-осенний период [12, 13]. Чаще воспалительные процессы возникают в возрастной группе от 2-х до 9-ти лет, с наиболее яркими клиническими проявлениями. Тяжесть воспалительных процессов челюстно-лицевой области обусловлена анатомо-физиологическими особенностями тканей лица и шеи у детей и возрастными особенностями детского организма, а именно, незрелостью нервной, иммунной и нейроэндокринной систем [9, 10].
3.2 Классификация воспалительных процессов челюстно-лицевой области
Общепринятая классификация воспалительных процессов челюстно-лицевой области включает[12, 13]:
1. По характеру течения воспалительные процессы могут быть острые, подострые, хронические, обострение хронического процесса. Следует выделить три вида реакции больного на воспалительный процесс: нормергическую, гиперергическую и гипоергическую. Это предполагает различную выраженность местных проявлений воспаления и общей реакции организма.
2. По типу воспалительной реакции воспалительные процессы могут быть катаральными, серозными, гнойными, гнилостно-некротическими, геморрагическими. Под термином «воспалительный инфильтрат» понимают диффузное острое воспаление кожи, подкожной клетчатки, характеризующееся их уплотнением, без некроза и нагноения. Практически это стадия серозного воспаления.
3. По причине возникновения выделяют одонтогенные (встречаются чаще всего), лимфогенные, риногенные, гематогенные, рино - и тонзиллогенные воспалительные процессы челюстно-лицевой области.
4. По отношению к тканям воспаление может сопровождаться некрозом, деструкцией ткани - деструктивный тип воспаления, или избыточным и разрастаниями - продуктивный или гиперпластический тип воспаления.
5. Воспалительные процессы, вызванные определенными микроорганизмами и имеющие общие характерные признаки течения, относятся к специфическим (сифилис, туберкулез, актиномикоз, лепра, сибирская язва).
А. Г. Шаргородский выделяет [21]
- периодонтит (острый и хронический);
- периостит челюсти (острый - серозный и гнойный; хронический);
- остит челюсти (острый - реактивно-транзиторная форма, хронический - рарефицирующий, гиперпластический);
- остеомиелит челюсти (острая, подострая, хроническая фазы, первично-хронический);
- абсцессы и флегмоны (острая, подострая стадии);
- лимфадениты (остры е, хронические - продуктивный, продуктивный с обострением);
- воспаление верхнечелюстной пазухи (острый и хронический синуситы или гаймориты).
Согласно классификации А.И.Евдокимова, Г.А .Васильева различаю т: периодонтит, периостит, остеомиелит челюстей, воспалительные заболевания мягких тканей (абсцесс, флегмона, лимфаденит).[12, 13]
К группе заболеваний, протекающих по типу краевого периодонтита и гингивита, относится затрудненное прорезывание зубов, чаще нижнего зуба мудрости. В силу анатомических особенностей строения верхнечелюстной пазухи особой формой одонтогенного воспаления следует считать гнойный синусит.
Проблемной комиссией по хирургической стоматологии и обезболиванию Межведомственного научного совета по стоматологии предложена классификация, учитывающая не только воспалительные заболевания челюстно-лицевой области, но и их осложнения [19]:
I. С преимущественным поражением костных структур челюстей:
1. Острый, обострившийся периодонтит.
2. Острый одонтогенный остеомиелит.
II. С преимущественным поражением околочелюстныхмягкихтканей (зона распространения процесса в челюсти ограничена в пределах периодонта одного зуба):
1. Острый одонтогенный периостит.
2. Острый перикоронарит.
3. Одонтогенный абсцесс.
4. Одонтогенная флегмона.
5. Одонтогенный воспалительный инфильтрат.
6 . Одонтогенный синусит верхней челюсти.
III. С преимущественным поражением регионарного лимфатического аппарата:
1. Острый одонтогенный лимфаденит.
2. Одонтогенная аденофлегмона.
IV. Осложнения:
1. Медиастенит.
2. Тромбофлебит лицевых вен, синусов твердой мозговой оболочки.
3. Менингит, менингоэнцефалит, абсцесс головного мозга.
4.Сепсис.
По международной классификации стоматологических болезней на основе МКБ-10: острые одонтогенные воспалительные заболевания челюстно-лицевой области входят в класс XI: Болезни органов пищеварения, а также в класс XII: Болезни кожи и подкожной клетчатки. В перечень трехзначных рубрик класса XI - болезни полости рта, слюнных желез и челюстей внесены острый апикальный периодонтит, периапикальный абсцесс с полостью и без полости; остеит, неонатальный остеомиелит, острый периостит. В перечень трехзначных рубрик класса XII включены флегмоны и абсцессы лица, а также острый лимфаденит лица, головы, шеи.
3.3. Особенности течения воспалительных заболеваний челюстно- лицевой области у детей
1. Анатомические особенности: (богатое кровоснабжение, большое количество клетчаточных пространств, тесная связь друг с другом и зубами, близость жизненно важных органов и систем) [12, 13]
2. Нетипичное течение воспалительных заболеваний. В 40 % течение по гипо- или гиперергическому типу, часто как первично хронические формы
3. Сложная диагностика и дифференциальная диагностика, требующая комплексного подхода
4. Тактика лечения индивидуальна и зависит от многих факторов
5. Изменение состава микрофлоры одонтогенных очагов
6. Сложность подбора антибактериальной терапии в связи с высокой резистентностью микрофлоры
7. Большое количество осложнений
8. Течение и развитие заболеваний на фоне соматической патологии. Заболевания полости рта и зубов играют важную роль в формировании, развитии и течении соматических заболеваний. С другой стороны, нарушения в работе иммунной системы, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, обменных процессов являются прямыми факторами в развитии некоторых стоматологических заболеваний [15]
3.4 Профилактика воспалительных заболеваний полости рта у детей
Профилактика - фундаментальная основа системы общественного здоровья. Ее можно определить как комплекс государственных, коллективных, семейных и индивидуальных мероприятий, направленных на предупреждение и сохранение здоровья человека. Система профилактических мероприятий, предложенная в соответствии с рекомендациями ВОЗвключают три основных этапа.[18]
Комплекс первичных профилактических мер предусматривает:
1. гигиеническое воспитание населения (обучение уходу за полостью рта);
2. реализацию программы рационального питания;
3. регулярное посещение врача-стоматолога для проведения лечебно- профилактических вмешательств, которое сводится к контролю за гигиеническим состоянием ротовой полости, снятию зубных отложений, рациональному ортодонтическому и ортопедическому лечению при аномалиях и дефектах зубных рядов.
Основной целью вторичной профилактики является лечение ранних признаков патологических изменений в тканях с целью предупреждения их прогрессирования.
Составными компонентами вторичной профилактики являются:
1) полноценный гигиенический уход за полостью рта пациента, демонстрация правильной чистки зубов, проведение контрольных чисток зубов с использованием индикаторных веществ;
2) исключение травматических факторов;
3) аппликация фторсодержащих и реминерализующих средств для предупреждения развития кариеса;
4) рентгенологический контроль, повторяемый не ранее, чем через год, что позволяет выявить характер и интенсивность деструктивных процессов в костной ткани альвеолярных отростков;
5) хирургическое устранение факторов, способствующих развитию патологических изменений в тканях челюстно- лицевой области (углубление преддверия полости рта, устранение рубцовых деформаций слизистой оболочки переходной складки, перемещение высоко прикрепленной уздечки нижней губы и низко прикрепленной уздечки верхней губы). [22]
Третичная профилактика включает весь комплекс терапевтических, хирургических, ортодонтических и ортопедических мероприятий, направленных на купирование патологического процесса, предупреждение осложнений и восстановление функции жевательного аппарата. Приведенная схема профилактических мер свидетельствует о том, что основу предупреждения воспалительных заболеваний полости рта составляют первичный и вторичный комплексы, т.е. профилактические, а не лечебные мероприятия. [11]
Из множества мер профилактики можно выделить две основные группы:
1) общегосударственные;
2) индивидуальные, которые включают мероприятия, осуществляемые с участием врача и самим пациентом.
Основными компонентами общегосударственных мер профилактики воспалительных заболеваний полости рта у детей в нашей стране являются:
1) обязательная санация детей и подростков;
2) диспансерные осмотры;
3) санация беременных женщин.
Важным фактором предупреждения болезней является фторирование питьевой воды (соли, молока), которое подавляет механизмы развития кариозного процесса и устраняет факторы, способствующие ретенции бактериальных скоплений, а также ингибирует активность содержимого бактериальных бляшек.
Кроме того, в условиях достаточного насыщения организма фтором повышается устойчивость костной ткани альвеолярных отростков в отношении действующих неблагоприятных факторов.
К числу мер индивидуальной профилактики, осуществляемых врачом-стоматологом относятся:
1) регулярное снятие зубных отложений,
2) лечение гингивита,
3) вмешательства ортопедического и ортодонтического, хирургического характера,
4) физиотерапевтические процедуры.
Самостоятельно пациентом осуществляется уход за полостью рта, аутомассаж десен, полоскание полости рта и рациональное питание - с конкретными рекомендациями врача. Что же касается гигиенического ухода за полостью рта, то обучение правилам чистки зубов относится одновременно и к общегосударственным и индивидуальным мероприятиям, выполняемым с участием врача и самостоятельно самим пациентом.
Гигиеническое воспитание (или обучение) необходимо проводить в самых широких масштабах во всех организованных коллективах - детских, учебных или производственных. Но даже при высоком уровне санитарно-просветительной работы в процессе регулярно повторяемых осмотров врачу необходимо напоминать пациентам о правилах ухода за полостью рта, демонстрировать технику чистки зубов и проводить непосредственно в кабинете контрольную чистку с использованием индикаторных средств. Изложенные мероприятия составляют основу профилактических комплексов.
Эффективность профилактических средств и методов определяется тем, насколько в ходе их применения удается устранить причинный фактор или сделать невозможным его влияние. Применительно к воспалительным заболеваниям полости рта главным этиологическим фактором является микробный, который в клинике отождествляется с зубной бляшкой или мягким зубным налетом.
Результаты, проведенных Грудяновым А. И. и др. исследований позволяют в определенной мере объяснить разнообразие форм воспалительных поражений полости рта и эффективность наиболее признанного гигиенического метода. Патогенное действие микробных скоплений не вызывает сомнения и проявляется при всех воспалительных заболеваниях. Поэтому обоснованность фактора гигиены полости рта для всех пациентов обязательна. [19]
Тем не менее, это только один из патогенных механизмов. Наличие у 20 % детей нарушений строения преддверия полости рта, у 29-36 % - зубочелюстных аномалий, у 26-31 % - травматического влияния механической перегрузки в результате точечного приложения механических сил в связи с сохранением интактных эмалевых бугров - все это заставляет серьезно усомнится в достаточности устранения одного, хотя и очень мощного патогенного фактора, каковым является микробный, для эффективной профилактики поражений челюстно - лицевой области. С другой стороны, развитие очаговых изменений пародонта, вызванных каждым из указанных выше факторов обязательно сочетается с микробным, поскольку он постоянно присутствует. Однако, соблюдение правил гигиенического ухода почти вдвое продлевает сроки сохранения достигнутых результатов при проведении мероприятий индивидуальной или профессиональной гигиены и оказывает выраженное положительное влияние на состояние сосудистых структур и кислородного баланса в пародонте.
А. И. Грудянов выделяет 4 местных патологических фактора, способных вызвать заболевания челюстно- лицевой области: микробные скопления; травматические очаги; нарушение строения мягких тканей преддверия полости рта; супраконтакты при отсутствии физиологической стираемости эмалевых бугров и режущих краев.
Структурно-функциональные особенности тканей челюстно- лицевой области в различных возрастных периодах человека дают основание для рекомендации и специфических мер профилактики на каждом из них.[12, 13]
3.5 Профилактика заболеваний полости рта с учетом возрастных периодов жизни
Мне хотелось бы привести краткую принципиальную схему профилактики заболеваний полости рта, предложенную акад. А. И. Рыбаковым с учетом возрастных периодов жизни человека.
I. Внутриутробный период.
1. Рациональный режим беременности. Выявление генетического фона.
2. Рациональное сбалансированное питание беременных женщин: белки животного и растительного происхождения не менее 1,5-2,0 г/кг; углеводы: ограничение легкоусвояемых углеводов до 6 г/кг; жиры (насыщенные и ненасыщенные) 1,5 г/кг; минеральные компоненты: кальций - 0,5 г/сут., фосфор - 1,5-2,0г/сут., фтор из расчета содержания в воде 1 мг/л. [20]
3. Максимальное ограничение медикаментов.
II. 0-6 лет.
1. Рациональный общий режим матери и ребенка:
а) преимущественно естественное вскармливание. При искусственном - обеспечение достаточного поступления питательных веществ и солей в организме ребенка из расчета на 1 кг массы ребенка: белка - 3,8 г; жиров - 3,8 г (процент растительных жиров - 5-10 %); углеводов - 14 г.
б) минеральные соли: кальций 1 г/сут; калий - 2 г/сут.; фосфор - 1,5 г/сут.; натрий - 3-6 г/сут.; фтора - 30 мг/сут. (с питьевой водой); кобальта - 8 мг/сут.; магния - 10 мг/кг.; марганца - 0,2мг/кг.
в) витамины: Д - с 3-ей недели жизни по 40 капель рыбьего жира в день; Е - 5 мг/сут. (за счет продуктов питания); К - 1мг/сут.; рибофлавин (В2) - 1,5-3 мг/сут.; РР - в зависимости от сезона - 10 и 20 мг/сут.; пантотеновая кислота - 710 мг/сут.; холин - до 0,5 г/сут.; Р - 40-50 мг/сут.; фолиевая кислота - 1 мг/сут.; А - 1-1,5 мг/сут.; С - до 3 лет 35 мг/сут.; 3-6 лет - 50 мг/сут.
2. Профилактика воспалительных изменений в пародонте и слизистой оболочке полости рта.
3. Устранение деформаций уздечки и аномалий слизистой оболочки преддверия рта.
4. Тренировка жевательного аппарата ребенка с целью обеспечения условий для нормального формирования временного прикуса (борьба с вредными привычками, твердая пища, сырые овощи и фрукты, профилактика деформаций зубных рядов ребенка посредством профилактики кариеса временных зубов при помощи регулярного покрытия их фторсодержащим лаком, регулярной санации полости рта).
5. Ранние ортодонтические и ортопедические вмешательства при наличии дефектов зубных рядов и деформаций челюстей.
2. Максимальное исключение антибиотиков тетрациклинового ряда и сульфаниламидов.
3. Выявление иммунодефицитных состояний ребенка.
4. Прививание гигиенических навыков с 2-х-летнего возраста. [12]
III. 6-20 лет (период развития и формирования пародонта постоянногоприкуса).
1. Рациональный режим жизни и питания ребенка в школе и дома;
а) полное исключение сладостей между приемами пищи;
б) достаточное поступление кальция (1,5 г/сут.); фосфора (2,5 г/сут.), аминокислот и фосфатидов (с включением в пищу нерафинированных растительных масел в количестве 10 % от общего количества жиров);
в) обеспечение достаточной нагрузки на жевательный аппарат (сырые
овощи, фрукты, уменьшение продуктов после тонкой кулинарной обработки).
2. Коррекция деформации верхнего отдела скелета детей при помощи ортодонтической аппаратуры и специальных гимнастических комплексов.
3. Полноценный комплекс лечебных мероприятий у детей с врожденной патологией зубов и пародонта.
4. Выявление и своевременное лечение детей с гингивитом, диспансерное наблюдение за детьми.
5. Регулярная санация полости рта и ЛОР-органов. Широкое использование фторлаков и реминерализующих растворов при профилактике кариеса зубов.
6. Максимальное исключение антибиотиков, стероидов и прочих сильнодействующих медикаментозных средств.
7. Тренировка общей сосудистой системы и сосудов пародонта чередованием температурных факторов, с использованием массирующих процедур приротовой области.
8. Устранение местной пародонтитогенной ситуации (пришлифовывание преждевременно контактирующих бугров, при показаниях ортопедические и ортодонтические вмешательства, устранение дефектов структуры слизистой оболочки полости рта - состояние уздечек, преддверия полости рта).
9. Использование гигиенических средств, предупреждающих развитие патологических процессов в пародонте. [16]
IV. 20-40 лет (период активной функции зубочелюстного аппарата).
1.Рациональный общий режим и режим питания:
а) интенсивная физическая нагрузка на организм;
б) сбалансированное питание;
в) увеличение потребления продуктов: молочных, морских, овощей.
К мероприятиям, рекомендованным в III возрастном периоде добавляются такие, как устранение или нейтрализация действия профессиональных вредных агентов на ткани пародонта, комплекс мероприятий, предупреждающих развитие склеротических изменений в сосудах пародонта, использование курортных факторов и др.[12, 13]
Последовательное и регулярное проведение перечисленных мероприятий с учетом возрастных особенностей развития организма и в частности, челюстно- лицевой области является важным фактором, способным обеспечить эффективность профилактики заболеваний пародонта. Обязательным компонентом профилактики является диспансеризация населения.
Диспансеризация больных - активный метод сохранения здоровья населения, направленный на выявление ранних форм заболевания и факторов риска, включающих комплекс лечебно-профилактических, социально гигиенических мероприятий, позволяющих сохранить функции зубочелюстной системы.
3.6 Методы индивидуальной гигиены полости рта
Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены. Существует много методов чистки зубов. Один из них - стандартный метод чистки зубов Пахомова Г.Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти. При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 45 к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями. [16]
Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка. Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие. Наиболее широко применяются щетки средней степени жесткости.
Зубочистки предназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверхностей зубов.Флюсы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов. [15]
Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего. Основными компонентами зубных паст является абразивные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, отдушки, красители. Самым массовым лечебно-профилактическим средством являются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной деминерализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.
Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным действием. В последнее время широко используют лечебно-профилактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация и др.).
Жевательная резинка - средство, позволяющее улучшить гигиеническое состояние полости рта за счет увеличения количества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета. Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупреждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта. [17]
Методы применения фторидов.
Применение соединений фтора для профилактики кариеса зубов можно условно разделить на два основных способа - системный (эндогенный) - поступление фторидов в организм с водой, солью, молоком, в таблетках или каплях; и местный (экзогенный) - использование растворов, гелей, зубных паст, лаков. [10]
Средства для местного применения:
1. фторидсодержащие лаки. Их используют для пролонгирования периода воздействия фторидов на эмаль. Они образуют прилегающую к эмали пленку, остающуюся на зубах в течении нескольких часов, а в фиссурах, щелях и микропространствах - несколько дней и даже недель.
2.фторосодержащие растворы и гели.
Используют препараты с высокой концентрацией фторида натрия (2% раствор фторида натрия).
3.герметики для запечатывания фиссур зубов
Назначение герметиков заключается в создании физического барьера, предотвращающего попадание в ретенционные участки эмали микроорганизмов ротовой полости и конечных продуктов их жизнедеятельности. Герметизация фисур или запечатывание фиссур. - это одна из самых эффективных процедур защиты от кариеса и воспалительных заболеваний челюстно- лицевой области
Процедура запечатывания фиссур состоит из следующих этапов:
- Запечатывание прежде всего включает в себя чистку и обработку поверхности зуба, а также ополаскивание поверхностей для удаления оставшихся после чистки частиц.
- Затем на зуб наносится сглаживающая паста или гель, которые тончайшим слоем выравнивают поверхность зуба.
- Через 15 секунд паста или гель тщательно смываются водой.
- После того, как поверхность высыхает, на зуб наносится материал для запечатывания и высушивается до затвердевания с помощью специальной лампы.
До тех пор пока пленка остается на зубе маленькие кусочки пищи и бактерии, которые вызывают кариес, не могут проникнуть под пленку и скопиться вокруг. Исследования показали, что запечатывание останавливает и уже образовавшийся кариес, поскольку нанесенная пленка перекрывает доступ веществ, необходимых бактериям, вызывающим кариес.
Такая защита зубов (герметизация фиссур) полезна ребенку любого возраста.
3.6 Выводы из теоретической части
1. Главным этиологическим фактором воспалительных заболеваний полости рта является микробный, который в клинике отождествляется с зубной бляшкой или мягким зубным налетом.
2. Обучение правилам чистки зубов относится одновременно и к общегосударственным и индивидуальным мероприятиям выполняемым с участием медицинского работника и самостоятельно самим пациентом. При разработке программ профилактики необходимо учитывать физиологические особенности детей, в частности, повышенный риск возникновения заболеваний полости рта в период прорезывания постоянных зубов.
3. Гигиеническое воспитание (или обучение) необходимо проводить в самых широких масштабах во всех организованных коллективах - детских, учебных или производственных.
4. Но даже при высоком уровне санитарно-просветительной работы в процессе регулярно повторяемых осмотров необходимо напоминать пациентам о правилах ухода за полостью рта, демонстрировать технику чистки зубов и проводить контрольную чистку с использованием индикаторных средств.
4. Этапы проведения проекта
4.1. Подготовительный этап проекта
При подготовке проекта мною была изучена медицинская литература, изучающая особенности воспалительных заболеваний челюстно- лицевой области у детей, а также принципы профилактики этих заболеваний в разные возрастные периоды и этапы диспансеризации детей у стоматолога. Особое внимание при подготовке мероприятий было уделено демонстрационным технологиям, оценивающим качество гигиены полости рта, для повышения эффективности проекта
На подготовительном этапе был составлен подробный план беседы, подготовлена презентация, созданы и напечатаны буклеты (приложение 2) и анкеты для изучения информированности школьников и родителей по вопросам профилактики воспалительных заболеваний полости рта (приложение 1).
Также был согласован план- график с администрацией школы № 94 г. Красноярска.
4.3. Основной этап проекта
В начале реализации проекта для оценки уровня информированности родителей было проведено анкетирование. (приложение № 1). Обработанные результаты первичного анкетирования приведены в диаграммах.
В анкетировании приняли участие 25 родителей школьников.
Рис 1. Возраста с которого ребенок чистит зубы. Результаты показывают, что чистка зубов осуществляется с 2 лет только у 24% детей, 32% чистят с 4 лет и 36% с 5 лет. Причем 8% даже в школьном возрасте чистят зубы нерегулярно.
Рис 2. Повод посещения стоматолога детского возраста. Анкетирование показывает, что с профилактической целью обращаются только 8% родителей, 60% посещают стоматологические клиники при появлении болей.
Рис 3. Частота посещения стоматолога детского возраста. В соответствии с гигиеническими рекомендациями 2 раза в год посещают стоматолога лишь 40% респондентов, 1 раз в год 24% респондентов.
Рис 4. Контроль за гигиеной полости рта. Анализ анкет показывает, что только 20% родителей ежедневно контролируют гигиену полости рта у ребенка.44% делают это эпизодически. 4 % не контролируют.
Рис 5. Обучение навыкам чистки зубов. 66% респондентов указали, что обучение чистке зубов осуществляли медицинские работники. 44% - родители.
Рис 6. Средства гигиены полости рта. По результатам анкет 52% родителей не обращают внимание на химический состав и предназначение средств гигиены.
Рис 7. Воспалительные заболевания полости рта у детей. На вопрос о воспалительных заболеваниях полости рта 40% респондентов затрудняются ответить, 44% назвали перикоронарит, 12% абсцесс.
Рис 8.Симптомы характерные для воспалительных заболеваний челюстно- лицевой области у детей. 40% респондентов не могут в полной мере указать симптомы воспалительных заболеваний челюстно- лицевой области у детей, 60% указали боли, 48% отеки и деформации лица, 24% повышение температуры и 18% нарушения глотания.
Анализ результатов первичного анкетирования позволяет сделать вывод о низкой информированности родителей и детей школьного возраста о воспалительных заболеваниях челюстно- лицевой области и недостаточные навыки гигиены полости рта. Кроме того отмечается недостаточность посещений стоматолога с профилактической и гигиенической целью. Все это в совокупности приводит к высокому риску развития воспалительных заболеваний челюстно- лицевой области у детей.
В течении основного этапа реализации проекта была проведена санитарно- просветительская беседа по плану;
1. Особенности строения челюстно- лицевой области у детей.
2. Классификация одонтогенных воспалительных заболеваний ЧЛО, основныеклинические симптомы.
3. Пути распространения одонтогенной инфекции.
4. Показания к удалению молочных и постоянных зубов, особенности проведения операции удаления зуба.
5. Показания к госпитализации.
6. Осложнения воспалительных заболеваний ЧЛО.
7. Профилактика воспалительных заболеваний ЧЛО.
8. Роль гигиены полости рта в профилактике воспалительных заболеваний ЧЛО
При проведении санитарно- просветительской работы были показаны приемы контроля гигиены полости рта ребенка. Родители ознакомились с особенностями выбора средств гигиены (различия состава и эффективности гигиенических и лечебно- профилактических).
4.3 Заключительный этап проекта
По итогам проведения санитарно- просветительской работы было проведено завершающее анкетирование для оценки результатов работы.
Результаты представлены на диаграммах;
Рис 9. Информированность о воспалительных заболеваниях полости рта у детей. Видна динамика показателей осведомленности родителей по различным заболеваниям по сравнению с первым анкетированием.
Рис 10. Информированность по вопросам профилактики воспалительных заболеваний у детей. 80% считают себя информированными.
Рис 11. Полезность информации (по оценке респондентов). Полезность информации отметили 88% респондентов.
Рис 12. Мероприятия в профилактике воспалительных заболеваний челюстно- лицевой области у детей. Важность гигиенических мероприятий в профилактике воспалительных заболеваний отметили 80%.
Сравнительный анализ диаграмм первичного и итогового анкетирования доказывает положительную динамику показателей информированности по вопросам профилактики воспалительных заболеваний челюстно- лицевой области. Таким образом, доказана целесообразность регулярных санитарно- просветительских мероприятий направленных на повышение санитарной культуры населения. И проект может иметь продолжение.
5.Календарный план проекта
Этапы/Дата |
Мероприятие |
Участники |
Результат |
Место презентации |
Этап 1. Планирование Сентябрь 2021 |
Составление плана реализации проекта |
Студент Научный руководитель |
Утверждение темы проекта План проекта Согласование графика реализации и количества участников |
Аудитория Красноярского медицинского техникума |
Этап 2. Подготовительный Октябрь 2021 года |
1.Изучение теоретического материала и анализ медицинской литературы в вопросах профилактики воспалительных заболеваний полости рта у детей 2.Составление анкеты с целью изучения уровня информированности по вопросам профилактики воспалительных заболеваний полости рта у детейПодготовка беседы по профилактике воспалительных заболеваний полости рта у детей 1. Подготовка буклета
|
Автор проекта студент Научный руководитель |
Концепция проекта. План беседы. Буклеты по профилактике воспалительных заболеваний полости рта у детей |
Аудитория Красноярского медицинского техникума |
Этап 3. Основной Декабрь 2021- март 2022г. |
Проведение анкетирования с целью выявление уровня исходных знаний 2. Проведение сан- просвет работы 3.Проведение итогового анкетирования. 4.Обработка результатов |
Школьники и родители средней школы 94 г Красноярска Медсестра школы № 94 |
Презентация.
|
Г. Красноярск. Ул. Московская 20 |
Этап 4. Оценка результатов Апрель- май 2022г. |
Подведение итогов проекта |
Студент. Научный руководитель |
Доклад |
Аудитория Красноярского медицинского техникума |
6.Бюджет проекта
№ п/п |
Наименование статьи расходов |
Ед.изм. |
Цена, руб. |
Кол-во |
Стоимость, руб. |
1 |
Техническое обеспечение; компьютер и проектор |
шт |
|
1 |
Во время занятий использовались личные приборы. |
2 |
Канцелярские расходы; бумага и ручки. копии анкет |
шт |
1 шт- 12руб |
40 |
480руб |
3 |
Типографские расходы: Памятки |
шт |
1 шт- 15 руб |
30 |
460 руб |
4 |
Итого |
|
|
|
940 руб. |
7.Ожидаемые результаты
Повышение уровня информированности по вопросам профилактики воспалительных заболеваний челюстно- лицевой области у детей повысит заинтересованность родителей и детей в качественной гигиене полости рта и своевременной санации. В результате должно снизится количество больных детей с воспалительными заболеваниями челюстно- лицевой области и их осложнениями и возрастет мотивация детей и родителей к своевременному обращению за стоматологической и оториноларингологической помощью.
8. Перспективы развития
Реализованный мною проект может развиться в программу профилактики воспалительных заболеваний челюстно- лицевой области у детей для образовательных и медицинских учреждений. Кроме того, подготовленные мной раздаточные материалы получили положительную оценку в стоматологических клиниках. Возможно использование памяток на информационных стендах при проведении диспансеризации.
9. Риски реализации проекта
Незаинтересованность детей и родителей в получении медицинской информации.
Малое число респондентов, что снижает достоверность результатов.
Ограниченные технические возможности.
Ограниченный ресурс времени
10. Пути решения рисков исполнения проекта
Использование фотографий и муляжей при проведении санитарно- просветительских мероприятий.
Игровые моменты при проведении профилактических классных часов с младшими школьниками.
Вовлечение в проведение санитарно- просветительских мероприятий медицинского и педагогического персонала образовательных учреждений.
Систематические медицинские осмотры стоматологом.
Список использованных источников
1. Конституция РФ статья 41 «Право на охрану здоровья и медицинской помощи».
2. ФЗ № 323 от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
3. Закон о медицинском страховании граждан РФ № 1499-1 от 22.06.2006г.
4. ФЗ №52 от 30.03.1999г. (в ред. от 25.11.2013г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
5. СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 2012 г. N 910н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями"
7. Приказ №422н от 14 июня 2019 года Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «челюстно-лицевая хирургия» Регистрационный номер 55783 от 30 августа 2019 года
Приказ от 30 декабря 2003 г. N 620 Об утверждении протоколов "ведения детей, страдающих стоматологическими заболеваниями»
8.Агапов, В.С. Инфекционные воспалительные заболевания челюстно-лицевой области. / В.С. Агапов. - М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2013. - 48 c.
9. Арутюнова, С. Д. Инфекционные воспалительные заболевания челюстно-лицевой области / Под редакцией В.С. Агапова, С.Д. Арутюнова, В.В. Шулакова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2015. - 184 c.
10. Васильев, Александр Юрьевич Атлас по детской хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Васильев Александр Юрьевич. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 708 c.
11. Воспалительные заболевания, травмы и опухоли челюстно-лицевой области у детей. Учебное пособие. - М.: СпецЛит, 2015. - 56 c.
12. Герпесвирусная инфекция. Особенности проявлений в челюстно-лицевой области. Учебное пособие. - М.: СпецЛит, 2017. - 64 c.
13. Дьяковой, С. В. Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия. Сборник иллюстрированных клинических задач и тестов / Под редакцией О.З. Топольницкого, С.В. Дьяковой, В.П. Вашкевич. - Москва: Машиностроение, 2019. - 192 c.
14. Заболевания, повреждения и опухоли челюстно-лицевой области / Коллектив авторов. - М.: СпецЛит, 2019. - 462 c.
15. Зеленский, В. А. Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия / В.А. Зеленский, Ф. С.Мухорамов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 226 c.
16. Зеленский, В.А. Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия. Гриф УМО по медицинскому образованию / В.А. Зеленский. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 128 c.
17. Иванов, Александр Сергеевич Квалифицированная помощь при травме челюстно-лицевой области. Учебно-методическое пособие. Часть 1 / Иванов Александр Сергеевич. - М.: СпецЛит, 2016. - 757 c.
18. Иванов, Сергей Юрьевич Антибиотикотерапия и антибиотикопрофилактика гнойной инфекции в челюстно-лицевой хирургии. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Иванов Сергей Юрьевич. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 334 c.
19. Иорданишвили, А.К. Заболевания, повреждения и опухоли челюстно-лицевой области: руководство по клинической стоматологии / А.К. Иорданишвили. - М.: СпецЛит, 2018. - 999 c.
20. Исаков, В. А. Герпесвирусная инфекция. Особенности проявлений в челюстно-лицевой области / В.А. Исаков. - М.: СпецЛит, 2014. - 368 c.
21. Климов, А.Г. Воспалительные заболевания, травмы и опухоли челюстно-лицевой области у детей. Учебное пособие к практическим занятиям для врачей-интернов, клинических ординаторов стоматологических факультетов / А.Г. Климов. - М.: СпецЛит, 2015. - 785 c.
22. Клиническая оперативная челюстно-лицевая хирургия / Коллектив авторов. - М.: СпецЛит, 2018. - 49 c.
23. Козлов, Владимир Александрович Воспалительные заболевания и повреждения челюстно-лицевой области. Руководство для врачей / Козлов Владимир Александрович. - М.: СпецЛит, 2014. - 192 c.
24. Муковозов, И.Н. Дифференциальная диагностика хирургических заболеваний челюстно-лицевой области / И.Н. Муковозов. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 264 c.
25. Панкратов, А. С. Костная пластика в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии / А.С. Панкратов, М.В. Лекишвили, И.С. Копецкий. - М.: Бином, 2021. - 272 c.
26. Сперанская, А. А. Компьютерно-томографическая диагностика новообразований глотки, челюстно-лицевой области и гортани / А.А. Сперанская, В.М. Черемисин. - М.: ЭЛБИ-СПб, 2019. - 128 c.
27. Сперанская, А.А. Компьютерно-томографическая диагностика новообразований глотки, челюстно-лицевой области и гортани / А.А. Сперанская. - М.: Элби, 2014. - 224 c.
28. Топольницкий, З.О. Детская челюстно-лицевая хирургия. Руководство к практическим занятиям / З.О. Топольницкий. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 23 c.
29. Топольницкий, З.О. Детская челюстно-лицевая хирургия. Сборник иллюстрированных клинических задач и тестов / З.О. Топольницкий. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 962 c.
30. Топольницкий, О. З. Атлас по детской хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии / О.З. Топольницкий, А.Ю. Васильев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 264 c.
31. Топольницкий, О.З. Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия. Сборник иллюстрированных клинических задач и тестов. Учебное пособие. Гриф УМО по медицинскому образованию / О.З. Топольницкий. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 913 c.7.
32.Терехов Т.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний. - Учебное пособие, М.: Беларусь 2016.
33. Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицеваяхирургия учебное пособие / ред.: О.З. Топольницкий, С.В. Дьякова, В.П.Вашкевич. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2017. – 192с.
34. Детская хирургия: национальное руководство / ред.: Ю.Ф. Исаков, А.Ф. Дронов. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2019. – 1168с.
35. Рабухина Н.А., Арженцев А.П. Стоматология и челюстно-лицевая хирургия: Атлас рентгенограмм. – М.: МИА, 2018. – 304с.
36. Сапин М.Р. Атлас анатомии человека для стоматологов / М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк Л.М. Литвиненко. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2019. – 600с.
37. Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / Под ред. Р.Е. Макдональда, Д.Р. Эйвери. – М.: Мед. информ. агентство, 2018. – 766с.
38. Стоматология: учебник / ред.: проф. В.А. Козлова. – СПб.:Спецлит, 2021. – 386с.
39. Воспалительные заболевания в челюстно-лицевой области у детей/ В. В. Рогинский, А И. Воложин, В. А. Вайлерт, В. М. Елизарова, А Т. Карнаухов, Е. С. Петрина, М. Л. Стебелькова/ Под. ред. В. В. Рогинского. —М.: Детстомиздат, 2017. — 272с: ил
Приложение 1
Анкета для оценки информированности родителей по вопросам профилактики воспалительных заболеваний челюстно- лицевой области у детей.
В целях проведения выпускной квалификационной работы прошу Вас ответить на вопросы анкеты анонимно.
1. С какого возраста ваш ребёнок чистит зубы?
2. По какому поводу вы с ребенком посещаете стоматолога детского возраста?
а) при появлении болей;
б) с профилактической целью 1 раз в год;
в) с профилактической целью 2 раза в год;
г) не вожу.
3. Как часто Вы контролируете процедуру чистки зубов Вашего ребёнка?
а) Каждый день. б) Иногда. в) Никогда.
5. Кто обучал Вашего ребёнка чистить зубы?
а) Родители.
б) Врач-стоматолог.
в) Медицинская сестра;
г) Гигиенист.
6. Какие средства гигиены полости рта Вы приобретаете для ребенка?
а) Профилактические;
б) гигиенические;
в) Реминерализующие;
г) Не знаю.
7. Какие воспалительные заболевания полости рта у детей известны?
а) периостит;
б) остеомиелит;
в) перикоронарит;
г) абсцесс;
д) затрудняюсь с ответом.
8. Какие симптомы характерны для воспалительных заболеваний челюстно- лицевой области у детей ?
а) боль.
б) нарушения глотания.
в) отеки и деформации лица.
г) повышение температуры.
д) затрудняюсь с ответом.
Приложение 3
Итоговая анкета для оценки информированности родителей по вопросам профилактики воспалительных заболеваний челюстно- лицевой области у детей.
1.Какие воспалительные заболевания полости рта Вам известны?
а) периостит;
б) остеомиелит;
в) перикоронарит;
г) абсцесс;
д) затрудняюсь с ответом.
2. Считаете ли Вы себя информированным по вопросам профилактики воспалительных заболеваний у детей?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь с ответом.
3. Полезность информации
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь с ответом.
4.Какие мероприятия являются наиболее важными в профилактике воспалительных заболеваний челюстно- лицевой области у детей?
а) регулярность посещения стоматолога;
б) гигиена полости рта;
в) своевременное лечение ЛОР органов.
г) диспансеризация детей;
д) затрудняюсь с ответом.
Спасибо за ответы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.