Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе письма. (Лалаева Р.И.)
– это частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития либо дисфункции коры головного мозга (Сиротюк А.Л.)
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Первично – нарушение звукопроизношения
Вторично – нарушение фонематического слуха
Дисграфии, связанные с
нарушениями
фонематических
процессов
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма,
проявляющееся в стойких ошибках,
обусловленных несформированностью
ВПФ, участвующих в процессе письма.
(Лалаева Р.И.)
– это частичное нарушение навыков письма
вследствие очагового поражения,
недоразвития либо дисфункции коры
головного мозга (Сиротюк А.Л.)
1Дисграфии, связанные с нарушениями
фонематических процессов, и виды
характерных ошибок
Артикуляторноакустическая дисграфия
Первично – нарушение звукопроизношения
Вторично – нарушение фонематического слуха
Техника письма обеспечивается согласованной
работой различных анализаторов:
• Речедвигательного – помогает осуществлять
проговаривание
• Речеслухового – помогает произвести отбор
нужного звука
• Двигательного – помогает осуществлять движения
мелких мышц кисти
• Зрительного – участвует в подборе нужных букв
Поражение даже одного из них может привести к
нарушениям письма
Как говорю, так и пишу.
Акустическая дисграфия
Первично нарушение фонематического слуха
Фонематический слух – способность к распознаванию звуков
речи
пропуски букв и слогов; причины, кроме уже
Виды ошибок:
перечисленных, могут заключаться и в беглом чтении при
поступлении в школу – рука не успевает за
проговариванием (приехал – прехал);
2 недописывание слов; причина может быть та же (моро –
мороз) – проговаривает быстрее, чем пишет;
замена и смешение парных звонких и глухих согласных: б
– п, в – ф, г – к, д – т, з – с, ж – ш. могут иметь
место как оглушение, так и озвончение, однако чаще
отмечается оглушение;
замена и смешение свистящих и шипящих: с – ш, з – ж, ч
– щ, ц – с; ч ц;
замена и смешение гласных первого – второго ряда при
обозначении мягкости согласных: а – я, о – ё, у – ю, ы – и,
э – е;
пропуски, замена и смешение при обозначении мягкости
согласных с помощью смягчающего мягкого знака (на
конце и в середине слова), например: вместо день – ден,
вместо коньки – конки.
замена и смешение гласных о – у, е – и ,ё – ю,
находящихся в ударной позиции или в позиции, когда
произношение совпадает с написанием, независимо от
изученности/неизученности того или иного правила,
например: вместо матрос – матрус, вместо увидели –
увиделе, вместо тишина – тешина. Такие замены и
смешение являются ярким показателем ОНР и реже
отмечаются у детей с ФФНР.
перестановка букв или слогов (двое – дове); до школы
надо было проводить работу по овладению сложной
слоговой структурой.
Дисграфия на почве нарушения языкового
анализа и синтеза
Первично – нарушение фонематического восприятия
пропуски гласных букв (собака – «сбака», дома –
«дма»). Практика показывает, что обилие пропусков
гласных букв свидетельствует о выраженных нарушениях
3внимания и, соответственно, о необходимости
дополнительной консультации у психолога;
пропуски согласных букв (диктант – «дикат», школа –
«кола»);
перестановка букв (тропа – «прота», окно – «коно»);
добавление букв (таскали – «тасакали»). Чаще всего это
отмечается при заикании, когда ребёнок при
проговаривании в момент спазма «тянет» один из звуков
(как гласный, так и согласный);
пропуски, добавления, перестановка слогов (комната –
«кота», стакан – «ката»). Причина заключается в
нарушении фонематического слуха.
Нарушение деления предложений на слова при этом виде
дисграфии проявляется:
в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими
словами (идёт дождь – «идёдошь», в доме – «вдоме»);
раздельное написание слова (белая берёза растёт у окна
– «белабе заратёт ока»);
раздельное написание приставки и корня слова
(наступила – «на ступила»).
неверное обозначение границ предложения (отсутствие
точки в конце одного предложения и наличие заглавной
буквы в начале следующего предложения и наоборот).
Основные задачи в работе с детьми, имеющими
нарушения в развитии фонематических процессов
1. Развитие фонематического восприятия.
2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного
анализа и синтеза слов.
43. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном
плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а
также на тактильные и кинестетические ощущения.
4. Выделение определённых звуков на уровне слога, слова,
словосочетания, предложения и текста.
5. Определение положения звука по отношению к другим.
Виды коррекционно-развивающих
Приложение
упражнений
Развитие языкового анализа и синтеза
Умение определять количество, последовательность и
место слов в предложении можно сформировать, выполняя
следующие задания:
1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить
в нём количество слов.
2. Придумать предложение с определённым количеством слов.
3. Увеличить количество слов в предложении.
4. Составить графическую схему данного предложения и
придумать по ней предложение.
5. Определить место слов в предложении (какое по счёту
указанное слово).
6. Выделить предложение из текста с определённым
количеством слов.
7. Поднять цифру,
соответствующую количеству слов
предъявленного предложения.
Развитие слогового анализа и синтеза
Даётся представление о гласных и согласных звуках, об
основных признаках их различия (отличаются по способу
артикуляции и звучанию).
5Для закрепления используется такой приём: педагог
называет звуки, дети поднимают красный флажок, если звук
гласный, и синий, если согласный.
В дальнейшем проводится работа по выделению гласного
звука из слога и слова. Для этого сначала предлагаются
односложные слова (ох, ус, да, на, дом, стул, волк). Дети
определяют гласный звук и место его в слове (начало, середина,
конец слова). Можно использовать графическую схему слова, в
зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в
начале, в середине, в конце схемы:
о______ , ___о___ , ______о .
Затем проводится работа на материале двух и трёхсложных
слов.
Рекомендуются задания:
1. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение
которых не отличается от написания (лужа, пила, лом,
канава).
2. Записать только гласные данного слова (окна – о а).
3. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
4. Разложить картинки под определённым сочетанием гласных.
Например, предлагаются картинки на двухсложные слова:
«рука», «окна», «рама», «лужа», «корка», «горка», «ручка»,
«сумка», «каша», «астра», «луна», «кошка», «лодка».
Записываются следующие схемы слов:
а______а , о______а , у______а .
Для закрепления слогового анализа и синтеза предлагаются
следующие задания:
1. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
2. Определить количество слогов в названных словах. Поднять
соответствующую цифру.
3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества
слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии
которых 2 или 3 слога («сливки», «помидор», «собака»).
64. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.
Объединить слоги в слово, предложение, прочитать
полученное слово или предложение (например:
«улей»,
«домик», «машина», «луна», «жаба»), после выделения
первых слогов получается предложение: У дома лужа.
5. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:
__буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.
6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып,
лё, точ, лас, ка).
7. Выделить из предложения слова, состоящие из определённого
количества слогов.
Развитие фонематического анализа и синтеза.
Термином «фонематический анализ» определяют как
элементарные, так и сложные формы звукового анализа.
К элементарной форме относится выделение звука на
фоне слова (появляется спонтанно).
Более сложной формой является вычленение первого и
последнего звука из слова и определение его места (начало,
середина, конец слова).
Самым сложным является определение
последовательности звуков в слове, их количества, места по
отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким
звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в
процессе специального обучения.
Примерные задания
1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5
звуков.
3. Поднять цифру, соответствующую количеству
звуков в названии картинки (картинки не
называются).
74. Разложить картинки в два ряда в зависимости от
количества звуков в слове.
Принцип усложнения реализуется через усложнение форм
фонематического анализа и речевого материала. В процессе
формирования звукового анализа необходимо учитывать
фонетическую трудность слова.
При этом широко используются письменные работы.
Примерные виды работ по закреплению
фонематического анализа слов:
1. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а,
б.нокль.
2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом,
втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).
3. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв
разрезной азбуки, например: сом, нос, рама, шуба, кошка,
банка, стол, волк идр.
4. Выбрать из предложений слова с определённым количеством
звуков, устно назвать их и записать.
5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же
слогу, чтобы получилось слово:
па – (пар)
па (парк)
па (паром)
па (паруса)
6. Подобрать слово с определённым количеством звуков.
7. Преобразовать слова:
а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг –
плуг;
б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом – сок – сук –
суп – сух – сох – сор – сыр – сын – сон;
в) переставляя звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла –
кулак, волос – слово.
8. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на
доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с
8соответствующего звука. Слова записываются в определённой
последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6
букв.
р
рот
роза
у
Уля
угол
рука
улиц
в
а
ч
час
чаш
а
чехо
л
к
кот
каша
а
Аня
аист
корк
астр
а
а
9. Какие слова можно составить из букв одного слова, например:
ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак,
Ира)?
10. От записанного слова образовать цепочку слов таким
образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с
последнего звука предыдущего слова:
дом – мак – кот – топор – рука.
11. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово,
состоящее из определённого количества звуков в
соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
12. Словозагадка. На доске пишется первая буква слова, вместо
остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано,
записывается вторая буква и т.д. Например:
п . . . . . . . . . . (простокваша)
13. Составить графическую схему предложения.
_____________ предложение
_____ ______ слова
__ __ _ __ __ слоги
. . . . . . . . . . . звуки
14. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном
порядке: нос – сон, кот – ток, сор – рос, топ – пот.
15. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные
○○○○○
кружки
брови, сумка, трава, сыр (комар).
третью букву следующих слов:
рак,
916. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например:
«курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они
выделяют первый звук в названиях картинок, записывают
соответствующие буквы, прочитывают полученное слово
(кошка).
17. Отобрать картинки с определённым количеством звуков их
названии.
18. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от
количества звуков в их названии. Предварительно картинки
называются. Примерные картинки: «сом», «косы», «мак»,
топор», «забор».
19. Какой звук «убежал»? (крот – кот, лампа – лапа, рамка –
рама).
20. Найти общий звук в словах: луна – стол, кино – игла, окна –
дом.
21. Раскладывание картинок под графическими схемами.
●
○
●
○
● ○ ●
●
○
Например:
○
●
●
○
22. Придумать слова к графической схеме.
23. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют
данной графической схеме.
24. Назвать деревья, цветы, животных посуду ит.д., слово
название которых соответствует данной графической
схеме.
10Задания и упражнения для формирования
самоконтроля при письме:
• составление предложений по картинкам и их схематическое
изображение, с последующим заполнением схемы языковыми
элементами;
• угадывание предложений, «записанных» в виде схем под
сюжетными картинками;
• вставление пропущенных слов и записи предложений под
сюжетными картинками;
• уточнение дифференциации звука (буквы) и слога —
составление графических схем слов (буквенных и слоговых) с
опорой на предметные картинки;
вставление пропущенных в записи слова букв, слогов с опорой
на предметные картинки;
• подбор и запись слов с заданным количеством звуков, слогов;
• преобразование слов и предложений с помощью добавления
слогов и слов, игр «Кроссворд», «Типография», в которых с
опорой на предметные и сюжетные картинки требуется
заполнить буквами и слогами пустые клетки;
• уточнение различения грамматических форм слов с помощью
заданий, в которых нужно вставить в предложения слова,
данные в скобках в начальной форме; составить и записать
словосочетания из слов, данных в начальной форме;
• уточнение значений и написания предлогов, составление и
запись предложений с предлогами.
11Упражнения для развития межполушарного
взаимодействия
Упражнения улучшают мыслительную деятельность,
синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению
запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают
процесс письма.
1. Колечко
Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно
указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом
(от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к
указательному пальцу) порядке.
Вначале упражнение
выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
2. Кулакреброладонь
Три положения руки на плоскости стола последовательно
сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь на плоскости стола,
ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь лежит
на плоскости стола. Упражнение выполняется сначала правой
рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При
затруднениях в выполнении можно помогать себе командами
(кулакреброладонь), произнося их вслух или про себя.
3. Лезгинка
Пальцы сжать в кулак, большой палец отставить в сторону,
кулак развернуть пальцами к себе. Прямой ладонью правой руки
в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой.
После этого одновременно сменить положение правой и левой
рук. Повторить 6 – 8 раз. Добиваться высокой скорости смены
положений. Для усложнения упражнения добавить движения
12язычком и глазами сначала в одну сторону с кулачком, а затем в
противоположную с ним.
4. Зеркальное рисование
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по
карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно
обеими руками зеркальносимметрические рисунки, буквы,
цифры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза
и руки. Можно рисовать обеими руками и в воздухе.
5. Ухо – нос
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за
противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос,
хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до
наоборот.
6. Змейка
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в
замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет
ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко. Прикасаться к
пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны
участвовать все пальцы обеих рук.
13