Дисграфии

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 23.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе письма. (Лалаева Р.И.) – это частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития либо дисфункции коры головного мозга (Сиротюк А.Л.) Артикуляторно-акустическая дисграфия Первично – нарушение звукопроизношения Вторично – нарушение фонематического слуха
Иконка файла материала Виды дисграфий.doc
Дисграфии, связанные с  нарушениями  фонематических  процессов Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма,  проявляющееся  в стойких ошибках,  обусловленных  несформированностью  ВПФ, участвующих в процессе письма.  (Лалаева Р.И.) – это частичное  нарушение навыков письма  вследствие очагового поражения,  недоразвития либо дисфункции коры  головного мозга (Сиротюк А.Л.) 1Дисграфии, связанные с нарушениями фонематических процессов, и виды характерных ошибок Артикуляторно­акустическая дисграфия Первично – нарушение звукопроизношения Вторично – нарушение фонематического слуха Техника письма обеспечивается согласованной работой различных анализаторов: • Речедвигательного – помогает осуществлять  проговаривание • Речеслухового – помогает произвести отбор  нужного звука • Двигательного – помогает осуществлять движения мелких мышц кисти • Зрительного – участвует в подборе нужных букв Поражение даже одного из них может привести к  нарушениям письма Как говорю, так и пишу. Акустическая дисграфия Первично­ нарушение фонематического слуха Фонематический слух – способность к распознаванию звуков  речи  пропуски букв и слогов; причины, кроме уже  Виды ошибок: перечисленных, могут заключаться и в беглом чтении при  поступлении в школу – рука не успевает за  проговариванием (приехал – прехал); 2 недописывание слов; причина может быть та же (моро –  мороз) – проговаривает быстрее, чем пишет;  замена и смешение парных звонких и глухих согласных: б  – п, в – ф, г – к,         д – т, з – с, ж – ш. могут иметь  место как оглушение, так и озвончение, однако чаще  отмечается оглушение;  замена и смешение свистящих и шипящих: с – ш, з – ж, ч  – щ, ц – с; ч ­ ц;   замена и смешение гласных первого – второго ряда при  обозначении мягкости согласных: а – я, о – ё, у – ю, ы – и, э – е;   пропуски, замена и смешение при обозначении мягкости  согласных с помощью смягчающего мягкого знака (на  конце и в середине слова), например: вместо день – ден,  вместо коньки – конки.   замена и смешение гласных о – у, е – и ,ё – ю,   находящихся в ударной позиции или в позиции, когда  произношение совпадает с написанием, независимо от  изученности/неизученности того или иного правила,  например: вместо матрос – матрус, вместо увидели –  увиделе, вместо тишина – тешина. Такие замены и  смешение являются ярким показателем ОНР и реже  отмечаются у детей с ФФНР.  перестановка букв или слогов (двое – дове); до школы  надо было проводить работу по овладению сложной  слоговой структурой. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Первично – нарушение фонематического восприятия  пропуски гласных букв (собака – «сбака», дома –  «дма»). Практика показывает, что обилие пропусков  гласных букв свидетельствует о выраженных нарушениях  3внимания и, соответственно, о необходимости  дополнительной консультации у психолога;  пропуски согласных букв (диктант – «дикат», школа –  «кола»);   перестановка букв (тропа – «прота», окно – «коно»);   добавление букв (таскали – «тасакали»). Чаще всего это отмечается при заикании, когда ребёнок при  проговаривании в момент спазма «тянет» один из звуков  (как гласный, так и согласный);  пропуски, добавления, перестановка слогов (комната –  «кота», стакан – «ката»). Причина заключается в  нарушении фонематического слуха. Нарушение деления предложений на слова при этом виде  дисграфии проявляется:  в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идёт дождь – «идёдошь», в доме – «вдоме»);   раздельное написание слова (белая берёза растёт у окна  – «белабе заратёт ока»);   раздельное написание приставки и корня слова  (наступила – «на ступила»).   неверное обозначение границ предложения (отсутствие  точки в конце одного предложения и наличие заглавной  буквы в начале следующего предложения и наоборот). Основные задачи в работе с детьми, имеющими  нарушения в развитии фонематических процессов 1. Развитие фонематического восприятия. 2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов. 43. Уточнение и сопоставление  звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения. 4. Выделение определённых звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста. 5. Определение положения звука по отношению к другим. Виды коррекционно-развивающих Приложение  упражнений Развитие языкового анализа и синтеза Умение   определять   количество,   последовательность   и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания: 1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нём количество слов. 2. Придумать предложение с определённым количеством слов. 3. Увеличить количество слов в предложении. 4. Составить   графическую   схему   данного   предложения   и придумать по ней предложение. 5. Определить   место   слов   в   предложении   (какое   по   счёту указанное слово). 6. Выделить   предложение   из   текста   с   определённым количеством слов. 7. Поднять   цифру,   соответствующую   количеству   слов предъявленного предложения. Развитие слогового анализа и синтеза Даётся представление о гласных и согласных звуках, об основных   признаках   их   различия   (отличаются   по   способу артикуляции и звучанию). 5Для   закрепления   используется   такой   приём:   педагог называет   звуки,   дети   поднимают   красный   флажок,   если   звук гласный, и синий, если согласный. В дальнейшем  проводится  работа по выделению  гласного звука   из   слога   и   слова.   Для   этого   сначала   предлагаются односложные   слова   (ох,   ус,   да,   на,   дом,   стул,   волк).   Дети определяют гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова). Можно использовать графическую схему слова, в зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в середине, в конце схемы: о______ ,   ___о___ ,   ______о . Затем проводится работа на материале двух­ и трёхсложных слов.  Рекомендуются задания: 1. Назвать гласные в слове. Подбираются слова, произношение которых   не   отличается   от   написания   (лужа,   пила,   лом, канава). 2. Записать только гласные данного слова (окна – о а). 3. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы. 4. Разложить картинки под определённым сочетанием гласных. Например,   предлагаются   картинки   на   двухсложные   слова: «рука», «окна», «рама», «лужа», «корка», «горка», «ручка», «сумка»,   «каша»,   «астра»,   «луна»,   «кошка»,   «лодка». Записываются следующие схемы слов:       а______а ,    о______а ,   у______а . Для закрепления слогового анализа и синтеза предлагаются следующие задания: 1. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов. 2. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру. 3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов   в   их   названии.   Предлагаются   картинки,   в   названии которых 2 или 3 слога («сливки», «помидор», «собака»). 64. Выделить   первый   слог   из   названий   картинок,   записать   его. Объединить   слоги   в   слово,   предложение,   прочитать полученное   слово   или   предложение   (например:  «улей», «домик»,   «машина»,   «луна»,   «жаба»),   после   выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа. 5. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: __буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш. 6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке  (нок, цып, лё, точ, лас, ка). 7. Выделить из предложения слова, состоящие из определённого количества слогов. Развитие фонематического анализа и синтеза. Термином «фонематический анализ» определяют как  элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на  фоне слова (появляется спонтанно). Более сложной формой является вычленение первого и  последнего звука из слова и определение его места (начало,  середина, конец слова). Самым сложным является определение  последовательности звуков в слове, их количества, места по  отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким  звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в  процессе специального обучения. Примерные задания 1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками. 2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5  звуков. 3. Поднять цифру, соответствующую количеству  звуков в названии картинки (картинки не  называются). 74. Разложить картинки в два ряда в зависимости от  количества звуков в слове. Принцип усложнения реализуется через усложнение форм  фонематического анализа и речевого материала. В процессе  формирования звукового анализа необходимо учитывать  фонетическую трудность слова. При этом широко используются письменные работы. Примерные виды работ по закреплению  фонематического анализа слов: 1. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а,  б.нокль. 2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом,  втором, третьем месте (шуба, уши, кошка). 3. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв  разрезной азбуки, например: сом, нос, рама, шуба, кошка,  банка, стол, волк идр. 4. Выбрать из предложений слова с определённым количеством  звуков, устно назвать их и записать. 5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же  слогу, чтобы получилось слово: па – (пар) па ­ ­ (парк) па ­ ­ ­ (паром) па ­ ­ ­ ­ (паруса) 6. Подобрать слово с определённым количеством звуков. 7. Преобразовать слова: а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг –  плуг; б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом – сок – сук –  суп – сух – сох – сор – сыр – сын – сон;  в) переставляя звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла –  кулак, волос – слово. 8. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на  доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с  8соответствующего звука. Слова записываются в определённой  последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6  букв. р рот роза  у Уля угол рука улиц в а ч час чаш а чехо л к кот каша а Аня аист корк астр а а 9. Какие слова можно составить из букв одного слова, например:  ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак,  Ира)? 10. От записанного слова образовать цепочку слов таким  образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с  последнего звука предыдущего слова:  дом – мак – кот – топор – рука. 11. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее   из   определённого   количества   звуков   в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика. 12. Слово­загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных  букв  ставятся   точки.  Если   слово   не  отгадано, записывается вторая буква и т.д. Например:  п . . . . . . . . . . (простокваша) 13. Составить графическую схему предложения. _____________             предложение _____    ______             слова __  __    _ __ __             слоги . . . . .     .  . . .  . .            звуки 14. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном  порядке: нос – сон, кот – ток, сор – рос, топ – пот. 15. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные  ○○○○○ кружки  брови, сумка, трава, сыр (комар).  третью букву следующих слов:  рак,  916. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например:  «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они  выделяют первый звук в названиях картинок, записывают  соответствующие буквы, прочитывают полученное слово  (кошка). 17. Отобрать картинки с определённым количеством звуков их  названии. 18. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от  количества звуков в их названии. Предварительно картинки  называются. Примерные картинки: «сом», «косы», «мак»,  топор», «забор». 19. Какой звук «убежал»? (крот – кот, лампа – лапа, рамка –  рама). 20. Найти общий звук в словах: луна – стол, кино – игла, окна –  дом. 21. Раскладывание картинок под графическими схемами.    ● ○   ● ○   ● ○ ●       ● ○ Например:      ○     ●    ● ○ 22. Придумать слова к графической схеме. 23. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют  данной графической схеме. 24. Назвать деревья, цветы, животных посуду ит.д., слово­ название которых соответствует данной графической  схеме. 10Задания и упражнения для формирования самоконтроля при письме: •  составление предложений по картинкам и их схематическое  изображение, с последующим заполнением схемы языковыми  элементами; •  угадывание предложений, «записанных» в виде схем под  сюжетными картинками; •  вставление пропущенных слов и записи предложений под  сюжетными картинками; •  уточнение дифференциации звука (буквы) и слога —  составление графических схем слов (буквенных и слоговых) с  опорой на предметные картинки;  вставление пропущенных в записи слова букв, слогов с опорой  на предметные картинки; •    подбор и запись слов с заданным количеством звуков, слогов; •  преобразование слов и предложений с помощью добавления  слогов и слов, игр «Кроссворд», «Типография», в которых с  опорой на предметные и сюжетные картинки требуется  заполнить буквами и слогами пустые клетки; •  уточнение различения грамматических форм слов с помощью  заданий, в которых нужно вставить в предложения слова,  данные в скобках в начальной форме; составить и записать  словосочетания из слов, данных в начальной форме; •  уточнение значений и написания предлогов, составление и  запись предложений с предлогами. 11Упражнения для развития межполушарного взаимодействия Упражнения   улучшают   мыслительную   деятельность, синхронизируют   работу   полушарий,   способствуют   улучшению запоминания,   повышают   устойчивость   внимания,   облегчают процесс письма. 1. Колечко Поочерёдно   и   как   можно   быстрее   перебирать   пальцы   рук, соединяя   в   кольцо   с   большим   пальцем   последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному   пальцу)   порядке.   Вначале   упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 2. Кулак­ребро­ладонь Три   положения   руки   на   плоскости   стола   последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь на плоскости стола, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь лежит на  плоскости   стола.  Упражнение  выполняется   сначала   правой рукой,   потом   левой,   затем   двумя   руками   вместе.   При затруднениях   в   выполнении   можно   помогать   себе   командами (кулак­ребро­ладонь), произнося их вслух или про себя. 3. Лезгинка Пальцы   сжать   в   кулак,   большой   палец   отставить   в   сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Прямой ладонью правой руки в   горизонтальном   положении   прикоснуться   к   мизинцу   левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Повторить 6 – 8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.   Для   усложнения   упражнения   добавить   движения 12язычком и глазами сначала в одну сторону с кулачком, а затем в противоположную с ним. 4. Зеркальное рисование Положить   на   стол   чистый   лист   бумаги.   Взять   в   обе   руки   по карандашу   или   фломастеру.   Начать   рисовать   одновременно обеими   руками   зеркально­симметрические   рисунки,   буквы, цифры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Можно рисовать обеими руками и в воздухе. 5. Ухо – нос Левой   рукой   взяться   за   кончик   носа,   а   правой   рукой   –   за противоположное   ухо.   Одновременно   отпустить   ухо   и   нос, хлопнуть   в   ладоши,   поменять   положение   рук   с   точностью   до наоборот. 6. Змейка Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в  замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет  ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко. Прикасаться к  пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны  участвовать все пальцы обеих рук. 13