Дискуссионный клуб
Оценка 4.9

Дискуссионный клуб

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание +1
11 кл
19.06.2019
Дискуссионный клуб
Материал методической разработки предназначен для проведения дискуссии старшеклассников по актуальной для нашего времени проблеме отсутствия мотивации в учёбной и иной деятельности подростков и старших школьников, отсутствия интереса, лени как препятствия в освоении наук, обучении профессии, выявление природы возникновения лени и способов борьбы с нею, отработка навыка ведения дискуссии, публичного выступления.
дискуссионный клуб.docx
Из опыта работы учителя русского языка и                                                                     литературы  МБОУ г. Астрахани «ООШ№1»                                                                     Гайворонской  Людмилы Алексеевны Методическая разработка заседания дискуссионного клуба  «Старшеклассник»     Тема:  Лень – это врождённое  или приобретённое качество человека? Цель заседания : обсуждение проблемы отсутствия мотивации к учению и труду в  современном обществе как проявления лени, выявление  природы возникновения лени  и способов борьбы с нею, отработка навыка ведения дискуссии, публичного  выступления. Участники заседания: члены клуба (учащиеся 10­11 классов), школьный психолог,  приглашённые родители и классные руководители старших классов. Ответственные за организацию: инициативная группа учащихся ( согласно плана работы клуба) Форма проведения: круглый стол. Оборудование : компьютер, экран, проектор, анкеты для заполнения.  На стене плакаты с высказываниями :   ­ Лень ­ мать всех пороков ­ Леность наводит на бедность. ­ Ленивому  Микишке  все не до книжки. ­ Ленивый ученик в почете невелик. ­ Для ленивой породы никогда нет доброй погоды. ­Это ужасно тяжелая работа ­ ничего не делать  /А. О. Уайльд/ ­ Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое  бездействие./ Аристотель/ -Ленивые всегда бывают людьми посредственными.  /Вольтер/ ­В мире нет ничего разрушительнее, невыносимее ­ как бездействие.  /А. Герцен/ В ходе заседания: 1. Вступительное слово ведущего «Круглого стола» ­В шутку и всерьёз говорят, что если немецкая национальная черта ­ трудолюбие,  английская ­ бережливость, американская ­ независимость, то русская ­ лень. Лень  называют национальной бедой, пороком каждого человека и страны в целом. Кто ни разу не испытывал это чувство, когда делать совсем ничего не хочется? Или нет желания браться за весьма конкретное задание, причем по сути совершенно  беспричинно ­ потому что лень? Пожалуй, нет такого человека. Хроническое ли это  явление, или временное, но оно имеет место быть. Нужно принять это как факт.  Некоторые психологи определяют лень как отсутствие мотивации, происходящее из  страха ответственности. Другие считают, что это последствие давления из детства,  заложенного в подсознании. Излишнее любопытство редко когда поощряется,  вследствие чего выросший ребенок сам не разрешает себе этой "ненужной" активности.  Сегодня нам предстоит выяснить , как мы определяем это качество, его роль в жизни ,  наше отношение к этому пороку. 2.Итоги проведённого анкетирования ( ответственный за анкетирование) Нами проведено анкетирование среди учащихся 9­11 классов (анкета прилагается) , в  котором приняли участие 57 респондентов. 7   Анкета для учащихся 9­11 классов      1.Что является причиной лени? А) не хватает силы воли Б)усталость В) лень – источник удовольствия Г) низкий уровень мотивации Д) боязнь ответственности Е) Отсутствие энергии для совершения действия 2. Мешает ли лень при достижении успехов в жизни? А)да Б)нет В)иногда 3. Как ты думаешь, мог бы ты стать великим человеком, если бы не ленился?            4. Мешает ли лень в личных отношениях? А) всегда Б) не мешает абсолютно В) только в деловых отношениях Результаты анкетирования показали следующее: 1.Не  хватает силы воли  Нехватка силы воли – наиболее  распространенная причина лени. Для таких людей завтра это самый загруженный день недели, ведь они постоянно откладывают многие дела на завтра. Число учащихся, которым не хватает силы воли в борьбе с ленью, составляет – 40% и занимает четвертое место по школе.   2. Следствие усталости Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую   или   интеллектуальную   нагрузку,   проходящая   после   обычного   отдыха. Данный тип лени присущ обычно трудоголикам. 33% учащихся нашей школы считают, что причиной их лени является усталость. Это второе место по школе.   3. Лень – источник удовольствия Для 17% учащихся школы лень – это источник  удовольствия и занимает третье место по школе.  4.Низкий уровень мотивации. Число учащихся имеющих низкую мотивацию составляет  – 10% и занимает четвертое место по школе.   5. Лень как боязнь ответственности , с этим согласились 42% опрошенных Это, как  правило, закладывается в детстве, когда родители тщательно оберегают детей от  ответственных дел. Что делать? Придется учиться брать ответственность на себя.  Всегда помните – за все то, что случается с вами в жизни, в ответе только вы сами.   6. Отсутствие энергии для совершения действия Это определяется общим состоянием  здоровья и особенностями нервной системы человека. С этим согласны 13 %  респондентов  7. Мешает ли лень при достижении успехов в жизни?   Да! – считают 70% учащихся нашей школы. ­ из­за лени упускаешь момент в жизни,  который нельзя вернуть ­ В детстве из­за лени плохо учишься, а это в дальнейшем  мешает найти высокооплачиваемую работу; ­­ Когда человек ленится он еще больше  слабеет. Мешает ли лень при достижении успехов в жизни? Нет ­ считают 20% («Я все  успеваю в жизни») Иногда – 10%   8. Как ты думаешь, мог бы ты стать великим человеком, если бы не ленился? 47%  учащихся ни когда не думали об этом; 30% думают, что могли бы; 17% не знают; 3%  считают, что нет   9. Мешает ли лень в личных отношениях? Да!  Считают 80% учеников нашей школы.  Потому, что ­ с таким человеком даже не хочется говорить ­ иногда даже лень куда­ нибудь пойти ­ это повод для скандала ­ не выполняешь просьбы, даже простейшую  мелочь . 3. Выносим на обсуждение главный вопрос: какова, на ваш взгляд, природа лени, это  врождённое или приобретённое качество? ­ желающие высказывают собственное мнение, если оно не дублирует мнение  предыдущего выступающего. ­ своё мнение необходимо аргументировать ­ жетоны красного цвета идут в зачёт ответа « врождённое», зелёного –  «приобретённое» ­ слово могут иметь и приглашённые учителя и родители. ­ регламент для выступления 3 минуты 4. Дискуссия по объявленной теме Ведущий начинает дискуссию, предоставляет слово желающим, следит за временем. ­ после завершения диалога объявляет расклад голосования в аудитории . 5.Уроки трудолюбия от Гончарова. ( На экране выдержки из романа «Обломов» о  системе воспитания в семье Обломовых и Штольца)  Подготовленный участник предлагает обсудить , как этот вопрос решается в романе  И.А. Гончарова «Обломов» и напоминает сюжет, зачитывает фрагменты из романа о  воспитании Обломова и Штольца, предлагает сравнить и обозначить,  на взгляд  присутствующих, «прикладные», полезные  выводы по роману :  ­какие уроки мы вынесли из прочитанного? ­ как автор отвечает на вынесенный в обсуждение вопрос?  6. В споре рождается истина: разные мнения разных людей о лени.  Ведущий предлагает в завершение дискуссии заслушать , что по этой теме говорят  разные специалисты и источники. ­ ВИКИПЕДИЯ:  Лень — отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение  свободного времени трудовой деятельности. Традиционно расценивается как порок,  поскольку считается, что ленивый человек является нахлебником общества.Лень —  стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание  совершать волевое усилие. Причинами лени могут быть       Переутомление, объективная  вымотанность  организма, растраченность  физических, энергетических и эмоциональных ресурсов. Несоответствие нашего «должен» нашему «хочу» — когда мы тратим время  своей жизни на дела, не являющиеся для нас желанными. Интуитивное ощущение ненужности выполняемой в данный момент задачи. Неподготовленность к решению предстоящих задач. Отсутствие привычки к бодрой и деятельной жизни. Большое количество дел и отсутствие плана. Желание отдохнуть.  Часто лень может быть признаком депрессии. В психологии лень — это отсутствие мотивации С точки зрения психологии, лень характеризуется больше как вредная привычка, а  не психическое расстройство. Главными причинами низкой самооценки, дурных черт  характера, отсутствия дисциплины являются неуверенность в собственных силах,  отсутствие интереса к какой­либо деятельности или же убеждений в её  эффективности.  ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ: ­ Лень – это приобретённое качество , однозначно!  Лень ­  это прежде всего пассивность. И это качество всегда приобретённое. Человек  рождается активным и любознательным по природе. Пассивным и ленивым его делают  обстоятельства и люди, которые принимали участие в его воспитании! С другой стороны, большинство людей, кроме урождённых холериков  предрасположены к лени!. ­ УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: лень­ она врожденная. А вот дисциплина ­ это приобретенное.  Но действительно, только лень заставляет подумать, как кучу камней за один раз  перетащить в другое место с минимальными усилиями. Причем самый ленивый даже не  сам это придумывает­ он организовывает людей, которые придумают, потом сделают  устройство, а потом эту кучу и перетащат. ­ Учитель литературы: Думаю, что лень бывает и такая, и другая. Но очевиднее, что лень приобретаемая!  Пример из классики : Обломов, с детства резвый,  любознательный, активный, но ему   делать ничего не давали, опекали, оберегали и баловали. Даже его любознательность не  находила ответа, чтобы не порождать лишних, опасных, не дай Бог , действий. Он  осторожен и не может преодолевать никаких преград, не переживает неудач,  соглашается на минимальные усилия в решении спорных вопросов, оправдывает лень  ненужностью и бесполезностью активности, труд считает тяжёлым бременем. А  Штольц – вот ответ Гончарова на вопрос, как воспитывается та самая немецкая любовь к труду! Значит, воспитывается­таки!  ­ Ученик 11 класса: Лень  ходит рядом, так и ждет, чтоб напасть и свалить.Лень не дает мне возможность  оторвать попу от кровати и заняться спортом, особенно тяжело себя заставить  выполнять работу рутинную, каждодневную, нескончаемую, с вечера стараюсь  планировать то, что мне нужно будет сделать на следующий день, но оставляю всё на  потом.. Думаю с возрастом лень все больше нас преследует и все тяжелее нам с ней  бороться. ­ Из научно­ популярной статьи : Британскими учеными были проведены исследования, целью которых стало выяснение  причин появления среди населения планеты лентяев и трудяг. В итоге выяснилось, что  в ответе за все – гены. В качестве испытуемых учеными были использованы подопытные мыши. У этих  грызунов обнаружили 20 участков генетического кода, которые «отвечают» за лень.  Нормальные мыши совершали пробег в колесе за день от 5­ти до 10­ти километров, в то время как мыши, сраженные ленью, только полкилометра. Более того, одна из ленивых  мышек натаскала в колесо опилок и сделала из него кровать, лишь бы не бегать. Как говорят ученые, поскольку они теперь знают, где искать гены лени у мышей, также  надеются обнаружить их и у человека. А в будущем научиться влиять на человеческий  геном, дабы из лентяев делать трудяг. 7. Подведение итогов: ответ на главный вопрос дискуссии как всегда где­то  посередине, красных жетонов в пользу врождённости оказалось 26 из 57, остальные –  большинство­ в пользу приобретённости этого качества в ходе  воспитания.  И в качестве итоговой черты хочется привести советы, как бороться с ленью   советует педагогическая литература. 1.Вознаграждайте себя. Любой труд должен быть вознагражден: поэтому  работая, полезно себя вовремя поощрять.   2.Создайте себе позитивное настроение. 3.Если   организовать   себя   никак   не   удается,   проконтролировать процесс выполнения дела.   привлеките   близких  4.Бери пример с людей , которым удалось победить лень в своей жизни.  8.Выводы:       К лени склонен абсолютно каждый человек. Определив свою причину возникновения лени, выбери свой способ борьбы с ней. У учащихся нашей школы причины  возникновения лени различны, но  все учащиеся осознают необходимость бороться с  ней! Самое страшное – погрузиться в душевную лень на добрые дела и чувства, о  недопустимости такой лени очень проникновенно сказал Н.А.Заболоцкий     ( подготовленный ученик читает наизусть стихотворение) Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому, Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по­человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

Дискуссионный клуб

Дискуссионный клуб

Дискуссионный клуб

Дискуссионный клуб

Дискуссионный клуб

Дискуссионный клуб

Дискуссионный клуб

Дискуссионный клуб

Дискуссионный клуб

Дискуссионный клуб

Дискуссионный клуб

Дискуссионный клуб

Дискуссионный клуб

Дискуссионный клуб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2019