Дискуссия «Человек. Личность. Гражданин»
Оценка 4.7

Дискуссия «Человек. Личность. Гражданин»

Оценка 4.7
docx
05.12.2020
Дискуссия  «Человек. Личность. Гражданин»
гражданин.docx

                          «Человек. Личность. Гражданин» Дискуссия.

 

Цель: сформировать представление о сущности понятий «человек», «личность», «гражданин».

Задачи:

- формировать сознательное отношение к данным понятиям;

- воспитывать активную гражданскую позицию;

- воспитывать положительные качества личности;

- вырабатывать умения высказывать свое мнение, работать в группе.

 

Организационный момент.

Сегодня мы рассмотрим очень важные понятия: человек, личность, гражданин. Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете земля. И в начале 21 века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так же волнуют нас. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

 

 Воспитанники высказывают мнения о миссии человека на планете земля.

 

Музыка из кинофильма «Приключения Электроника»

 

Обсуждение темы.

 

Ведущий:

1.- Что же такое человек?

Давайте рассмотрим схему: Человек - это индивид организм индивидуальность                         «я» личность гражданин

 

      Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться сначала с понятием «индивид», «организм», «индивидуальность», «я».

Я – Часть речи: местоимение, служит  для обозначения говорящим самого себя, или я – как личность.

 

– Продолжаем проводить параллель. Личности –  мы в семье, но для государства каждую личность называют другим словом. Каким? (Гражданин)

 

– Кто такой гражданин?

 

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению государства.

 

 

– А вот как поясняет толковый словарь русского языка, составленный Сергеем Ивановичем Ожеговым что такое личность.

 

Личность – человек как носитель каких-нибудь качеств.

 

– Какими качествами может обладать личность? (Хорошие –  положительные, плохие – отрицательные)

 

– А гражданин –  это личность? (Да, гражданин тоже личность, которая обладает набором положительных и отрицательных качеств).

 

– Для гражданина важны положительные или отрицательные качества личности? (Конечно, положительные, ведь нас много, и если мы хотим, чтобы Родина процветала нам нужно объединять наши лучшие, а не худшие качества)

 

– Перечислите, пожалуйста, какими на ваш взгляд положительными качествами должна обладать личность.

 

Качества – доброта, отзывчивость, отвага, честность, любовь, толерантность (терпимость), надёжность, дружелюбие, верность, и т.д.

 

– Скажите, зачем гражданину нужны эти качества? (Чтобы научиться любить, ценить Свою родину, стремиться сделать её богаче и надёжнее)

 

На столе у каждой группы находятся:  лист бумаги с одним из этих понятий и карточки в конверте. За 5 мин каждой группе необходимо выбрать и приклеить на бумагу карточки, которые подходят к данному понятию. После окончания работы каждой группе необходимо вывесить на доску  свою работу по соответствующим названием и объяснить, почему взяты именно эти карточки.

     1-я группа. Человек – индивид.

Homo sapiens, единичное, природное существо, принадлежащее к роду человеческому.

     2 – я группа. Человек – организм.

Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения, система пищеварения.

     3 – я группа. Человек – индивидуальность.

Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.

     4 – я группа. Человек «я».

   Реальное представление о самом себе, самоуважение. Себялюбие, завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим.

(Командиры групп объясняют, почему они выбрали именно эти понятия).

Социальный педагог. Спасибо всем группам.

 

2. Работа с понятием «Человек»

Учащийся:   Человек - это существо биологическое и социальное. Всю свою жизнь он проходит процесс социализации- приобщению к традиционным ценностям, устоям окружающего мира. Этот процесс ограничен двумя полюсами: рождением и смертью. С раннего детства человека окружают первичные агенты социализации: семья, детский сад, школа.

 

Формирование характера и мировоззрений - вот главные задачи первичных агентов. Вторичные агенты социализации, такие как вузы, профессиональные учреждения, рабочее место, формируют картину огромного окружающего мира и места человека в нем. Благодаря агентам социализации человек становится личностью, проявляет свои индивидуальные особенности и способности во взаимодействии с людьми. Человек может определить кто он, сравнивая себя с другими людьми, прислушиваясь к мнению других.

 

По теории Маслоу существует пирамида человеческих потребностей. Фундаментом пирамиды является биологические потребности (жажда, голод, сон, продолжение рода); в середине пирамиды находятся социальные потребности (труд, самореализация); и самыми верхними являются духовные потребности (познание, мировоззрение).

 

Все потребности тесно связаны между собой. Человек не может жить без еды, воды, и воздуха, потом же он не может жить без общения с другими людьми. Истории известны факты о том, что без общения с людьми человек сходит с ума, а не развивая свои интеллектуальные способности, он перестает быть личностью и живет на природном уровне, удовлетворяя биологические потребности.

 

Таким образом, фундаментальной основой человека является его биологическая сущность, а стержневой основой — социальная.

3. Работа над понятием «личность»

 

Будем рисовать. ЧЕЛОВЕК.

 

1. …………, нарисуй человечка: голова, руки, ноги.

– Доброго, жизнерадостного человека от других отличает что?

                       УЛЫБКА

2……….., нарисуй ему улыбку.

– Честность начинается с открытого взгляда.

3. …….., нарисуй человечку большие глаза.

 – Отзывчивость начинается с трепетного отношения к животным.

4………., пусть нарисует собаку, а …….. –  кошку.

 -Любовь берёт начало с восхищения прекрасной картиной окружающего мира.

5.……….. и ……… нарисуют  деревья, 6.…….. –  солнце, 7 ……… –  речку  и  8….. –  цветы.

 –  Надёжность есть у того, у кого крепкий дом.

 9..…….., нарисуй  дом.

 – Дружелюбие начинается с общения с другими людьми. Сказанное «Доброе утро» уже шаг к дружбе.

10……… нарисует мальчика, а 11……. –  девочку.

 – Толерантность начинается с умения принимать человека таким, какой он есть, с особенностями национальности, внешности, принадлежности к вере.

12…….. пусть нарисует птицу-голубя, как символ мира.

 – Верность берёт начало от постоянства, от уважения к близким, к родине.

13……., нарисуй бело-сине-красный флаг России над крышей дома.

– Какие качества личности мы рисовали? (учащиеся вспоминают и перечисляют качества)

– А что получилось? (Изображение картинки из жизни).

– Как вы думаете, зависит ли наш мир от того, какие качества наполняют каждую личность? (Да, несомненно). 

– К чему должен стремиться каждый из вас? (Воспитать, развить в себе личность с положительными качествами, чтобы стать достойным гражданином России, чтобы родина процветала).

Работа над понятием «гражданин».

Чтобы быть настоящим Гражданином, нужно иметь чувство ответственности за своих детей, а также чувство дома перед родителями, чувство уважения национальной символики, культуры, языка, традиций.

 На протяжении тысячелетней истории России большинство людей, проживавших в стране, и в смутные и в хорошие времена, гордились своей принадлежностью к ней.

 

 Российский человек мог обладать самыми скромными способностями и дарованиями. Но в определенных обстоятельствах проявлялись его особые свойства, которые свидетельствовали о том, что это – Гражданин.

 

   Для российского общества всегда было важно духовно-нравственный смысл понятия гражданин. Вспомним строки Н.Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».

 

У слова “гражданин” несколько значений. Во-первых, гражданин – житель какой-то страны, имеющий право гражданства. Во-вторых, с более древних времён слово “гражданин” имеет глубокое значение, связанное со свободой, правами и обязанностями человека. И уже в то далёкое от нас время потерять статус гражданина было большим позором. У современного гражданина России тоже есть свои права и обязанности, так как он живёт в правовом государстве, которое защищает свободу и права человека, и одновременно контролирует его деятельность законами. И если ты правильно понимаешь это великое слово, ты должен взаимодействовать как с обществом, так и с государством. Лишь активное участие в публичной жизни поможет нам молодым, сформироваться как личность, иметь свой взгляд на жизнь. В нашем правовом демократическом государстве я, как и тысячи моих сверстников, имею право избирать и быть избранным, право доступа к государственной службе, право быть членом общественной организации или партии. Я имею право на участие в референдуме, на участие в митингах, уличных шествиях. Право избирать дано всем совершеннолетним с восемнадцати лет. И мне непонятны те люди, которые отказываются идти на выборы. Вероятно, каждый из них считает, что участием в выборах ничего не добиться, и их голос ничего не значит. Я думаю иначе. Как же мы будем существовать в нашем обществе, если откажемся от данных нам прав? ! Действуя каждый в своих интересах, мы не построим себе и своим детям светлого будущего. Только сплотившись, можно обеспечить нашей России достойное будущее.

 

Главная обязанность любого Гражданина – не нарушать закон. Государство разработало для своих граждан Конституцию и свод законов. Молодёжи Российской Федерации необходимо изучить и уметь пользоваться этими документами в жизни. Я, как и остальные, стараюсь быть продолжателем идей своих предков. Молодое поколение обязано укреплять и развивать свое государство, и я, как Гражданин России, должна принять в этом непосредственное участие. Каждый из нас, в том числе и я, должны вначале получить образование, профессию, а затем сделать что-то для других, для нашей Родины.

 За молодым поколением, будущее нашей страны!

 Я люблю Россию, свой край, дом, природу, людей – значит я Гражданин России.

 

 Выскажите своё мнение, можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками:

● ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережнее относиться к зелёным «островкам» своего посёлка;

● жители одного из микрорайонов собрались на митинг по поводу сноса детской площадки;

●  молодые люди участвуют в восстановлении храма;

● Ученики взяли шефство над посёлком «Ветеран»

 

  Вывод:

 

   Гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных обстоятельствах. Всё зависит от самого человека, его гражданской позиции, стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и  на благо других людей.

 

Викторина

 

Славные деяния наших предков не должны быть забыты. Чем гордишься ты — гражданин России, что помнишь, знаешь, чтишь. Давайте в виде блиц-викторины вспомним важные исторические сведения «Из истории России».

 

(Если ребята знают ответ, то называют его сразу, а если –  затрудняются, тогда на выбор учитель читает варианты ответов. По итогам викторины можно наградить самого активного или достаточно похвалить всех за хорошие знания )

 

1. В нашей стране глава государства: а) король; б) премьер-министр; в) президент.

 2. Столица современной России. (Москва)

 3.В каком году Москва впервые упоминается в летописи? (1147, 1947, 2047)

 4. С именем какого князя связано крещение на Руси? (Владимир Святославович)

 5. В каком году принято христианство на Руси? (899, 988 или 998)

 6. Назовите московского боярина, который сыграл большую роль в усилении Московского княжества и объединении русских земель вокруг Москвы. Он накопил большие богатства, за что и получил своё прозвище. (Иван Калита –  кошель, денежная сумка. )

 7. Русский царь-реформатор, который владел сам многими ремёслами? (Пётр I)

 8. Какой город решил строить Пётр I на берегах Невы? (Санкт-Петербург)

 9. Какой флаг с подачи Петра I стали поднимать Российские торговые корабли? (Бело-сине-красный –  Росссийский. Андреевский флаг –  военный на белом фоне синий крест означает выход к 4-м морям)

 10. Этот человек стал выдающимся учёным 18 века. Знаменит своей удивительной тягой к знаниям. Он художник, историк, физик, химик, астроном, литератор? (Михаил Васильевич Ломоносов)

 11. Назовите первые 2 строчки гимна. (Россия –  священная наша держава. Россия –  любимая наша страна).

 

Заканчивая  воспитательный час, мы надеемся, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не окончен и вы еще не раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее большего всего более сложных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет правильное решение.

 Мы закончили рассматривать вопросы нашего классного часа.

Сегодня мы с вами рассмотрели очень важные понятия. Хочется, чтобы это осталось у вас в памяти. И, надеюсь, вы сегодня будете следовать золотому правилу Дейла Карнеги: «Поступай с друзьями так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». Всего вам доброго.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Человек. Личность. Гражданин» Дискуссия

Человек. Личность. Гражданин» Дискуссия

Какими качествами может обладать личность? (Хорошие – положительные, плохие – отрицательные) –

Какими качествами может обладать личность? (Хорошие – положительные, плохие – отрицательные) –

Человек может определить кто он, сравнивая себя с другими людьми, прислушиваясь к мнению других

Человек может определить кто он, сравнивая себя с другими людьми, прислушиваясь к мнению других

К чему должен стремиться каждый из вас? (Воспитать, развить в себе личность с положительными качествами, чтобы стать достойным гражданином

К чему должен стремиться каждый из вас? (Воспитать, развить в себе личность с положительными качествами, чтобы стать достойным гражданином

Каждый из нас, в том числе и я, должны вначале получить образование, профессию, а затем сделать что-то для других, для нашей

Каждый из нас, в том числе и я, должны вначале получить образование, профессию, а затем сделать что-то для других, для нашей

Этот человек стал выдающимся учёным 18 века

Этот человек стал выдающимся учёным 18 века
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.12.2020