В материале описаны факторы, которые вызывают дислексию, виды дислексии, формы нарушения дислексии и коррекция данного нарушения. Стандартные и нестандартные подходы в коррекции и исправлении нарушения. Рассмотрены социальные факторы данного нарушения. Материал будет полезен воспитателям, логопедам, учителям начальной школы и родителям.
Дислексия и пути ее преодоления.docx
Дислексия и пути ее преодоления
Дислексия – это неспособность или затруднение человека в
овладении навыками чтения. Главным фактором, который вызвал
данное нарушение, можно считать деменцию психических функций,
которые осуществляют процесс чтения. У здоровых детей, развитие
которых происходит нормально, дислексия встречается примерно в
5% случаев. А у детей, страдающих задержкой развития и
нарушения речи, у детей, страдающих ДЦП и УО, это нарушение
встречается до 50% случаев. При дислексии часто выявляют еще и
дисграфию( затруднее человека в овладении навыками письма).
Различают 2 вида дислексии: литературную (трудности усвоения
отдельных букв) и вербальную (трудности в прочтении слов).
Формы нарушения чтения:
Фонематическую (недоразвитие фонематического восприятия,
анализа и синтеза)
Семантическую (бедность словаря, как пассивного, так и
связей,
синтаксических
активного,
несформированность слогового синтеза)
непонимание
Аграмматическую (при недоразвитии грамматического строя
речи, морфологических и функциональных обобщений)
Мнестическую (нарушение речевой памяти, затруднение
соотнесения буквы и звука)
Оптическую
(несформированность
зрительно
пространственного представления)
Татильную(неточность тактильного восприятия)
Признаками нарушения чтения можно считать то, что она
постоянна, типична и повторяема в отношении ошибок при чтении.
Например, узнавание букв и соединение их в слоги, смешение
звуков, замена звуков, перестановка букв, искажение слоговой
структуры слова. Диагностировать дислексию можно через признаки
сформированности устной речи, чтения, письма. Причинами нарушения могут быть такие биологические факторы. В
перинатальные, то есть в дородовый период у плода может
возникнуть гипоксия или анемия. Если у матери врожденный порок
сердца, то и у ребенка будет врожденный порок сердца.
Повреждение мозга у плода также может вызвать аномальное
развитие пуповины (она может быть слишком короткой, что
приводит к голоданию плода) или преждевременная отслойка
пуповины. Так же влияет такой фактор, как затяжные роды ,
которые длятся более 12 часов.
Немаловажным фактором
является интоксикация организма
возникновения нарушения
матери и перенесенные матерью
заболевания во время
беременности(краснуха, корь, герпес, ветряная оспа и грипп).
В постнатальный период факторами, которые могут вызвать
дислексию,
являются задержка созревания и нарушение
функционирования структур коры ГМ. Эти нарушения могут быть
вызваны черепномозговыми травмами, нейроинфекциями, а также
такими инфекционными заболеваниями,как :
Корь
Краснуха
Ветряная оспа
Полиомиелит
Другие
Так же влияние оказывают и социальные факторы. Например,
дефицит речевого общения, «госпитализм», когда ребенок долгое
время находится в больнице, пед. запущенность и неблагоприятное
речевое окружение (семья билингвистов, проживание в другой
стране).
Коррекция дислексии проводится на логопедических занятиях,
направленных на работу над всеми нарушенными аспектами устной
речи. Для каждого формы дислексии есть свое направление в
коррекции нарушения. Нестандартным подходом к коррекции является методика Дейвиса, предлагающая предать словам и
символам мысленный образ, с помощью которого устраняется
нарушение в восприятии.
Дислексия и пути ее преодоления
Дислексия и пути ее преодоления
Дислексия и пути ее преодоления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.