На правах рукописи
САФИНА Рямзия Магруфовна
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Амиров Артур Фердсович
доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», профессор кафедры педагогики, психологии и предметных методик
Аскарова Гульнара Бейсеновна кандидат педагогических наук, доцент
Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»,
доцент кафедры педагогики и психологии
Защита состоится «13» мая 2015 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.012.01 при ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» по адресу: 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а, корп. 3, ауд. 401.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» http://www.bspu.ru.
Автореферат разослан «____» марта 2015 г.
Ученый секретарь диссертационного совета Гайсина Гузель Иншаровна ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Множество обсуждаемых в обществе проблем, связанных с особой значимостью духовно-нравственного воспитания, говорит об актуальности и практической важности исследования данного феномена. Отмечается, что недостатки и просчеты в духовнонравственном воспитании обусловливают обостряющиеся жизненные противоречия в молодежной среде. Сознание определенной части учащейся молодежи поражено социальным инфантилизмом, скептицизмом, откровенными иждивенческими настроениями, нежеланием активно участвовать в общественных делах. Своеобразной формой бездуховности является уход некоторых молодых людей от реального в иллюзорный, виртуальный мир. Каналом вхождения в него являются не только компьютерные технологии. Вход в мир иллюзий все чаще осуществляется ими через состояние эйфории под влиянием спиртных напитков, курительных смесей и наркотических средств.
Актуальность нашего исследования в социально-педагогическом аспекте определяется необходимостью преодоления духовно-нравственного кризиса в российском обществе средствами воспитания. Социальный заказ на него отражен в таких государственных документах об образовании, как Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утвержден приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676) и др. В качестве основной задачи ставится воспитание образованной, духовно богатой, высоконравственной личности, уважающей культуру и традиции своего и других народов.
Вместе с тем, в условиях глобализации общества проблему духовнонравственного воспитания следует осмыслить не только как педагогическую проблему, но и как одну из главных задач в обеспечении национальной безопасности.
По данным социологических и психологических исследований, процессы глобализации и научно-технический прогресс, а также достижение в развитых странах высокого уровня жизни, в том числе и в России, приводит к тому, что значительная часть населения испытывает разочарование в жизни, теряет ее смысл, и зачастую это сопровождается духовнонравственными отклонениями и тяжелыми расстройствами психики.
Неоценимый вклад в представления о духовно-нравственной сфере личности внесли философы и мыслители прошлого. Рассматривался этот феномен с космологической точки зрения философии (Сократ, Платон и Аристотель) или рационалистической (Ф. Бекон, Г. Гегель, Р. Декарт). Мыслители восточных школ (Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад альГазали, Ибн Сина (Авиценна), Аль-Фараби (Абу Наср) трактовали важность духовно-нравственного воспитания с позиции поиска высшего смысла; представители русского космизма (В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, В.Н. Вернадский, Г.И. Гурджиев, П.Д. Успенский) объясняли феномен духовно-нравственного воспитания личности с точки зрения осмысления проблемы предназначения человека, выявления универсальных основ его духовности и нравственности, обеспечения их единства.
Известны идеи духовно-нравственного воспитания в философскопедагогическом наследии религиозных деятелей А.А. Лопатиной, Н.О.
Лосского, М.В. Скрепцовой, Г.А. Федотова и др.
Значительное влияние на формирование представлений о духовнонравственной сфере личности и развитие современной психологопедагогической мысли оказали гуманистические идеи западных психологов Дж. Гилфорда, А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма и отечественных психологов Л.М. Аболина, Р.Г. Гуровой, В.П. Зинченко, Е.И. Исаева, А.З.
Рахимова, В.И. Слободчикова и др.
Неоценимым вкладом в педагогическую науку явилась историкокультурная теория духовно-нравственного воспитания в системе педагогической деятельности разработанная в трудах Л.С. Выготского, Г.С. Виноградова, В.А. Возчикова, С.Ф. Анисимова, В.И. Кузнецова, А.Ф. Никитина и др. В этих исследованиях духовность сводится к нравственности.
Мысль о роли деятельности и труда в духовно-нравственном становлении личности отражена в работах А.Ф. Амирова, Р.М. Асадуллина, К.Ш. Ахиярова, Л.Н. Дороговой, В.И. Дуденок, В.А. Караковского, А.С. Макаренко, С.В. Пашкова, Б.В. Сафронова, А.П. Тряпицыной, В.Г. Федотовой, Т.В. Холостовой, Г.И. Щукиной и др.
Основные положения теории воспитательных систем были сформулированы В.А. Караковским, Л.И. Новиковой; организация воспитательного процесса была рассмотрена Л.В. Байбородовым, М.И. Рожковым.
Разработкой гуманистических педагогических концепций, основанных на ценностном, культурологическом подходах к воспитанию, занимались Е.В. Бондаревская, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Н.В. Щуркова.
К проблемам теоретической и прикладной педагогики в области духовно-нравственного воспитания обращались М.К. Акимов, О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, А.И. Довгун, И.Ф. Харламов, М.Т. Яновская и др.
Вопросам духовно-нравственного воспитания младших школьников посвятили свои труды Н.В. Архангельский, И.А. Каирова, К.В. Макарова, Л.И. Матвеева, Л.Э. Пасмурова, Л.А. Регуш, А.Г. Яковлева и др.
Значительным вкладом в педагогическую науку явились технологии воспитания, разработанные В.П. Беспалько, Е.Н. Степановым, М.Ю. Фроловым, а применительно к воспитанию студентов – Р.М. Асадуллиным и др.
В последние десятилетия защищен ряд докторских диссертаций по проблеме духовно-нравственного воспитания (И.В. Бабурова, Н.М. Борытко, И.А. Пархоменко, В.М. Пустовалов, Н.П. Шитякова), в которых рассматриваются пути решения данной проблемы в условиях формирования в обществе различных систем ценностей.
Указанные выше исследователи лишь частично решали заявленную проблему и, к тому же, в контексте конкретных социальных условий. Поэтому область духовно-нравственного воспитания младших школьников остается малоизученной.
Проведенный анализ и результат научных исследований позволил нам выделить следующие противоречия:
– между социальной необходимостью духовно-нравственного воспитания младших школьников, с одной стороны, и недостаточным использованием совокупного потенциала семьи и образовательных учреждений – с другой;
– между потребностью в научном осмыслении и реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к духовно-нравственному воспитанию младших школьников, с одной стороны, и недостаточной осмысленностью соответствующих современным условиям теоретических подходов – с другой;
– между объективной потребностью динамично изменяющегося общества к воспитанию духовно-нравственной личности и не достаточной разработанностью методических и технологических основ эффективной организации духовно-нравственного воспитания младших школьников.
В логике разрешения данных противоречий ключевой выступает проблема недостаточной разработанности научных оснований по организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в современных условиях.
Цель исследования – разработка и реализация в практике воспитательной работы модели духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Объект исследования – процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия реализации модели духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников может быть более эффективным, если:
– процесс воспитания выстраивается на основе совместной деятельности педагогов и родителей, в которой учитывается разновекторный характер ценностных ориентаций младших школьников и определяется единый подход к развитию их духовно-нравственного потенциала;
– компоненты модели духовно-нравственного воспитания младших школьников (целевой, организационный, содержательный, процессуальнокоммуникативный, диагностико-результативный, рефлексивно-оценочный) выстраиваются на основе взаимодействия образовательных учреждений и семьи в рамках специально разработанной авторской программы;
– процесс воспитания младших школьников в своей этапности и направленности осуществляется в соответствии с разработанной моделью, позволяющей в заданной динамике отслеживать промежуточные и итоговые результаты духовно-нравственного воспитания младших школьников;
– воспитательный процесс структурно и содержательно реализуется в рамках актуализируемого комплекса выявленных и обоснованных организационно-педагогических условий, которые в своей совокупности способствуют эффективному повышению уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников.
Задачи исследования:
1) выявить сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания младших школьников в современном обществе;
2) определить теоретические основы моделирования духовнонравственного воспитания младших школьников и ее компонентов;
3) разработать модель духовно-нравственного воспитания младших школьников, основанную на совместной деятельности учителей, старшеклассников-кураторов, педагогов дополнительного образования и родителей;
4) выявить, обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников;
5) разработать и внедрить в образовательный процесс рекомендации для педагогов образовательных учреждений и родителей по эффективной организации и осуществлению духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Методологической основой исследования являются аксиологический (А.Ф. Анисимов, Т.И. Власова, В.И. Гинецинский, Б.И. Додонов,
О.Г. Дробницкий, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров,
В.В. Николина, В.М. Пустовалов, Н.П. Шитякова и др.), гуманистический (Б.С. Гершунский, В.М. Кларин, В.А. Сластенин, А.Г. Фитерман и др.), культурологический (В.Л. Бенин, Е.В. Бондаревская, Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев и др.) подходы к изучению педагогических явлений; концептуальные положения философии, социологии, психологии и педагогики о человеке, об обучающемся как субъекте воспитания и развития личности (Л.И.
Гриценко, А.А. Кузнецов, З.К. Милеева, Е.Я. Подгорная, А.А. Реан).
Теоретической основой исследования служат идеи обращения педагогов к личности воспитанника (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А.С. Гаязов и др.); постулаты психолого-педагогической теории деятельности (Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория моделирования и конструирования педагогических систем, процессов и деятельности (В.Э. Штейнберг, В.А. Штоф и др.); психологопедагогические положения о семейном воспитании, развитии педагогического потенциала и культуры семьи (В.Л. Бенин, И.С. Кон, В.А. Сухомлинский и др.); труды по проблемам формирования духовнонравственных потребностей личности (Т.И. Власова, Т.Е. Конникова, В.Д.
Шадриков, Н.Е. Щуркова).
Для проверки исходных положений гипотезы и решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:
– теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, нормативно-правовой базы, программных документов образовательных учреждений и педагогического опыта по проблеме исследования; конкретизация; синтез; обобщение; теоретическое моделирование;
– эмпирические: обобщение опыта работы образовательных учреждений в плане реализации задач духовно-нравственного воспитания и организации взаимодействия с семьями обучающихся; психологопедагогические методы сбора информации (анкетирование, интервьюирование, диагностические методы); педагогический эксперимент; методы статистической обработки материалов исследования (статистический анализ, интерпретация результатов исследования, ранжирование).
Научная новизна исследования заключается в том, что:
– дополнено знание о духовно-нравственном воспитании младших школьников на основе обоснования современных сущностных характеристик данного многомерного педагогического феномена, позволяющего рассматривать его как результат принятия детьми духовно-нравственной основы жизни, ее ценностей и позитивных традиций; с процессуальной стороны – как программно обеспеченное, целенаправленное и продуктивное взаимодействие образовательных учреждений и семьи;
– разработана и апробирована модель духовно-нравственного воспитания младших школьников, предполагающая ее реализацию в реальном воспитательном процессе и организационно-педагогические условия, достаточные и необходимые для решения поставленных задач и достижения цели;
– выявлены и реализованы организационно-педагогические условия, способствующие повышению уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников и включающие в себя: 1) организацию совместной деятельности учителей, педагогов дополнительного образования и родителей по определению целей, задач, содержания разрабатываемой программы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» и подготовке материалов к серии учебных пособий «Основы духовно-
нравственного воспитания» для проведения занятий с детьми 1 – 4 классов и методико-технологического обеспечения процесса духовнонравственного воспитания младших школьников посредством разрабатываемых программ совместной деятельности «Формирование духовнонравственных ценностей у младших школьников» и факультативных занятий для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей в семье» с целью приобщения детей к духовно-нравственным ценностям; 2) осуществление системного взаимодействия учителей общеобразовательных школ, старшеклассников – кураторов младших школьников, педагогов дополнительного образования и родителей в плане проведения совместных мероприятий с целью организации для младших школьников этнокультурной воспитательной среды, актуализирующей роль народной педагогики в их духовно-нравственном воспитании и урегулировании их духовнонравственной ориентации; 3) организацию родительских факультативов и семинаров с целью активизации взаимодействия образовательных учреждений и семьи в формировании у младших школьников духовнонравственных ценностей; 4) создание и использование педагогом учебных и внеучебных воспитывающих ситуаций, направленные на развитие у детей потребностей в духовно-нравственном самосовершенствовании и ознакомления их с возможными ситуациями, в которых они могут оказаться в жизни.
Теоретическая значимость результатов исследования:
– обогащен понятийный аппарат теории воспитания за счет уточнения понятий «духовное воспитание», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание», интерпретируемых в контексте современных социальных реалий;
– определен компонентно-целевой состав модели духовнонравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи, включающий аспекты реализации аксиологического (духовно-нравственная направленность и ценностные ориентации, ценностные отношения детей к родителям и другим членам семьи, к учителям и одноклассникам, ко всем людям и природе); гуманистического (чуткое отношение к окружающим); культурологического (ценностное отношение к традициям народов своей страны, своего народа и своей семьи) подходов, которые в своем единстве определяют направление и содержание педагогической деятельности учителей, старшеклассников-кураторов, педагогов дополнительного образования и родителей;
– раскрыты теоретические основы воспитательного потенциала интегрированной образовательной среды (общеобразовательная школа, учреждения дополнительного образования детей, институт семейного воспитания) посредством моделирования и описания его концептуальных, процессуальных и содержательных характеристик, основанных на привитии младшим школьникам духовно-нравственных ценностей;
– показана преемственность инновационных и уже зарекомендовавших себя в отечественной педагогике форм, средств и методов на основе разработанных и описанных автором организационно-педагогических условий.
Практическая значимость исследования заключается в разработке авторской программы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников», учебных пособий «Основы духовно-нравственного воспитания» для обучающихся 1 – 4 классов, программы совместной воспитательной деятельности учителей, старшеклассников-кураторов, педагогов дополнительного образования и родителей «Формирование духовнонравственных ценностей у младших школьников» и программ совместных воспитательных мероприятий, использование которых позволяет обеспечить содержательную направленность и результативность духовнонравственного воспитания младших школьников.
Полученные результаты и выводы данного исследования могут быть использованы в практике педагогической работы с младшими школьниками с целью повышения эффективности воспитательного процесса и анализа его качества, служить основой для решения усложняющихся задач духовно-нравственного воспитания детей.
Материалы исследования также могут быть применены в системе повышения квалификации учителей и педагогов дополнительного образования, родительских факультативов и семинаров при разработке практических заданий для студентов педагогических вузов.
База исследования: МБОУ Татарская гимназия № 65, МБОУ СОШ № 116, МБОУ Центр детского творчества дополнительного образования детей «Дебют», Орджоникидзевского района, МБОУ Татарская гимназия № 84 Октябрьского района г. Уфы РБ.
Этапы исследования. В соответствии с поставленной целью и с учетом решаемых задач диссертационное исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап исследования – теоретико-поисковый (2008 – 2009 гг.) – проводился на основе теоретико-методологического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по исследуемой проблеме, опыта воспитательной работы общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и семьи: уточнялись сущность и содержание духовно-нравственного воспитания младших школьников; осуществлялась разработка критериально-оценочного инструментария для его диагностики; проводился констатирующий этап эксперимента с целью определения состояния духовно-нравственного воспитания младших школьников и выявления у них уровня развития ценностных ориентаций; исследовались подходы к моделированию и разработке модели духовнонравственного воспитания младших школьников, обосновывались педагогические условия эффективности рассматриваемого процесса в современном социуме.
Второй этап – формирующий:
- с 2009 – 2011 года проводился пилотный эксперимент, осуществлялась апробация разработанной модели духовно-нравственного воспитания младших школьников и организационно-педагогических условий ее реализации, а также авторские программы, обеспечивающие решение исследовательских задач; осуществлялись промежуточные замеры в экспериментальных и контрольных группах, проверка теоретических положений и содержательных основ авторских программ и учебных пособий;
- с 2011 – 2013 года проводился основной формирующий эксперимент с целью определения воспроизводимости разработанных нами модели и организационно-педагогических условий ее реализации; осуществлялись промежуточные замеры в экспериментальных и контрольных группах, проверка теоретических положений и содержательных основ авторских программ и учебных пособий с одновременным внедрением полученных результатов в образовательные учреждения в РБ и других регионах России.
Третий этап – итоговый (2013 – 2014 гг.): проанализированы и систематизированы результаты исследования, проведена интерпретация материалов исследования, сопоставлены выдвинутая гипотеза и результаты работы; осуществлялось внедрение результатов опытно-экспериментальной работы в педагогическую практику образовательных учреждений и семьи; оформлен текст диссертации.
Достоверность и обоснованность полученных во время исследования результатов обеспечиваются согласованностью исходных методологических позиций и теоретических положений; анализом разноаспектных научно-методических источников по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников; комплексом взаимодополняемых теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и логике проведения исследования; продолжительностью опытно-экспериментальной работы; валидностью и надежностью диагностических методик; последовательностью этапов исследования; подтверждением выдвинутой гипотезы в процессе эксперимента; применением статистических методов обработки данных; содержательным анализом полученных результатов эмпирического исследования. Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сущность и особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях аксиологической нестабильности социума проявляются в первоначальном становлении их ценностных идеалов, которое становится возможным лишь при взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса на основе единой целевой установки, направленной на формирование личностной индивидуальности ребенка, обогащение его внутреннего мира. При этом важным условием является педагогическая корректировка поступков и поведения школьника. Систематизирующим ядром процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников является целевая направленность на духовно-нравственное развитие ребенка через принятие им непреложных правил и ценностей, которые определяют поведение человека в обществе с момента их интериоризации и в течение всей жизни.
2. Специфика теоретической модели как прообраза научно обоснованного, алгоритмизированного и воспроизводимого процесса духовнонравственного воспитания младших школьников заключается в ее ориентированности на системную реализацию совокупности взаимосочетаемых форм, методов, средств воспитания, обеспечивающих синтез знаний и представлении детей о ценностях семьи и общества; в умении соблюдать традиции и социальные нормы, учиться и организовывать свою деятельность сообразно возрасту, проявлять уважение и терпимость к иному мнению и при этом уметь различить хорошие и плохие поступки. Структура модели воспитания включает диагностическое целеполагание, организованное взаимодействие и педагогическое воздействие на младших школьников различных субъектов воспитательного процесса: учителей, старшеклассников-кураторов, педагогов дополнительного образования и родителей; процессуальную часть, реализующуюся в рамках единой цели методы, формы и средства воспитания в образовательных учреждениях и семье, а также контроль и коррекцию результатов педагогической работы.
3. Теоретическая модель духовно-нравственного воспитания младших школьников реализуется на основе специально разработанных и обоснованных организационно-педагогических условий, включающих организацию совместной деятельности учителей, педагогов дополнительного образования и родителей по определению целей, задач, содержания разрабатываемой программы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» и подготовке материалов к серии учебных пособий «Основы духовнонравственного воспитания» для проведения занятий с младшими школьниками и содержательно-технологического обеспечения процесса духовнонравственного воспитания младших школьников посредством разрабатываемых программ совместной деятельности «Формирование духовнонравственных ценностей у младших школьников» и факультативных занятий для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей в семье» с целью приобщения детей к духовно-нравственным ценностям; организацию воспитательной деятельности учителей общеобразовательных школ, старшеклассников – кураторов младших школьников, педагогов дополнительного образования и родителей в проведении совместных мероприятий с целью организации для младших школьников этнокультурной воспитательной среды, актуализирующей роль народной педагогики в их духовно-нравственном воспитании и урегулировании их духовно-нравственной ориентации; организацию родительских факультативов и семинаров с целью активизации взаимодействия образовательных учреждений и семьи в формировании у младших школьников духовно-нравственных ценностей; создание и использование педагогом учебных и внеучебных воспитывающих ситуаций с целью стимулирования у детей потребностей в духовнонравственном самосовершенствовании и ознакомления их с возможными ситуациями, в которых они могут оказаться в жизни. В своем гармоничном сочетании эти условия позволяют эффективно решать задачи духовнонравственного воспитания детей в современном обществе.
Личное участие автора в получении научных результатов заключается в проведении научно-теоретического анализа проблемы духовнонравственного воспитания младших школьников; в разработке и апробации программы и серии учебных пособий для педагогов и родителей, программы совместной воспитательной деятельности учителей, старшеклассников – кураторов младших школьников, педагогов дополнительного образования и родителей, программ мероприятий для организации этнокультурной воспитательной среды, актуализирующей роль народной педагогики в духовно-нравственном воспитании детей; в разработке и реализации модели духовно-нравственного воспитания младших школьников, обосновании организационно-педагогических условий реализации данной модели; в разработке и внедрении учебно-методических рекомендаций для учителей и педагогов дополнительного образования, обеспечивающих процесс их совместной деятельности с семьей в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения, ход и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях международного уровня (Краснодар, 2011; Красноярск, 2011; Москва, 2010, 2011, 2014; Таганрог, 2011, 2014; Уфа, 2009, 2010, 2011, 2012), всероссийского уровня с международным участием (Уфа, 2010), всероссийского уровня (Новгород, 2011), межрегионального уровня (Уфа, 2010), республиканского уровня (Уфа, 2008, 2014), городского уровня (Уфа, 2010). На основе материалов исследования были опубликованы статьи в научных журналах, в том числе включенных в реестр ВАК РФ, в сборниках статей; учебные программы, методические пособия. Результаты исследования непосредственно использовались автором в педагогической деятельности при руководстве экспериментальной площадкой в МБОУ Татарская гимназия № 65; проведении занятий для учителей «Основы духовно-нравственного воспитания» на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях РБ и других регионах РФ; подготовке и проведении семинаров и мастер-классов для учителей и педагогов дополнительного образования на курсах повышения квалификации в Институте развития образования РБ. Результаты исследования освещались автором на педагогических советах, семинарах молодых ученых и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики БГПУ им. М. Акмуллы. По теме диссертации опубликовано 24 работы, в том числе 5 в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 250 источников, и приложения. Текст диссертации представлен на 203 страницах, включает 12 таблиц и 2 рисунка.
Во введении представлена общая характеристика диссертации: обосновывается актуальность темы; формулируются проблема, цель, задачи и гипотеза исследования; указываются объект, предмет; описываются методологическая и теоретическая основы, источниковая база, этапы опытно-экспериментальной работы, методы проверки гипотезы, решения задач и достижения цели; раскрываются теоретическая и практическая значимость исследования, научная новизна и степень изученности проблемы; формулируются основные положения, выносимые на защиту; даются сведения об апробации результатов исследования.
В первой главе – «Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников» – обосновываются теоретические положения, которые составляют исходную позицию автора; раскрываются теоретические подходы к рассмотрению основных понятий исследования; осуществляется содержательный и структурный анализ компонентов модели духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи (целевой, организационный, содержательный, процессуально-коммуникативный, диагностико-результативный, рефлексивно-оценочный) и возможностей развития на позициях педагогического партнерства; реконструируется педагогический опыт становления и развития их взаимодействия в плане духовнонравственного воспитания младших школьников, дается содержательная характеристика компонентов педагогического процесса, взаимодействия выше перечисленных субъектов; моделируется технологизированный процесс духовно-нравственного воспитания детей и комплекс организационно-педагогических условий его реализации на основе ведущих положений аксиологического, гуманистического и культурологического подходов.
В процессе исследования нами установлено, что в научнометодической литературе современная трактовка понятия «духовнонравственное воспитание» однозначного толкования не имеет. Это, на наш взгляд, связано с постоянными изменениями ценностных ориентиров в обществе, а также наличием различных систем ценностей в семьях и других социальных группах.
В результате анализа научной литературы, изучения дефиниций «духовность» и «нравственность» мы раскрыли сущностные характеристики понятия «духовно-нравственное воспитание». Если сделать акцент на результирующей части процесса, под духовно-нравственным воспитанием следует понимать комплекс позитивных качественных личностных изменений, ценностного мира, реальных и потенциальных возможностей младшего школьника, проявляющихся в его поступках и поведении, духовно-нравственную оценку которым дают взрослые. Управляемые педагогические воздействия образовательных учреждений и семьи на детей как целенаправленно, так и стихийно, способствуют, в первую очередь, саморазвитию младших школьников в познании духовно-нравственных ценностей, в бережном отношении к ним.
Анализ позиций различных исследователей позволил также заключить, что духовность есть качественная характеристика сознания и самосознания человека как личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего ценностного мира и проявляющаяся в способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром и людьми. Она предполагает постоянную и непрекращающуюся интеллектуальную и практическую деятельность субъекта, его собственного развития, в ходе которой происходит осмысление мира и себя в этом мире, проявляется стремление к самосовершенствованию, преобразованию собственного ценностного мира и расширению своего ценностного сознания. Будучи одновременно особым эмоциональным строем развивающейся личности, духовность проявляется в тончайших движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает ребенка, в способности к позитивным духовно-нравственным устремлениям, духовно-нравственным поведенческим проявлениям, в чутком и благодарном отношении к заботящимся о нем взрослых.
Согласно нашей позиции, нравственность рассматривается как внешнее проявление внутреннего, духовного содержания ребенка, побуждающее его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами, противостоять негативным тенденциям внешнего воздействия. Ребенка, демонстрирующего такое поведение можно охарактеризовать как духовно и нравственно воспитанного или как младшего школьника у которого на достаточном и необходимом уровне для этого возраста сформирован позитивный ценностный потенциал.
Опираясь на трактовки приведенных в данной работе понятий и характеристик современного подхода к духовно-нравственному воспитанию, мы пришли к пониманию сущности духовно-нравственного воспитания младших школьников в части его результатов как совокупности духовнонравственных знаний детей и их внутреннего духовного содержания, опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям мира взрослых, проявляющихся в целенаправленном расширении и укреплении ценностно-смысловой сферы личности, в развитии способности ребенка противостоять негативным тенденциям внешнего воздействия, оценивать и сознательно выстраивать на основе полученных знаний образцы и формы поведения по отношению к себе и другим людям, обществу в целом.
Разрабатывая модель духовно-нравственного воспитания младших школьников мы опирались на научные труды и опыт педагоговисследователей (И.И. Галимзянова, В.А. Караковского, Н.П. Шитяковой и др.) (Рис. 1).
Цель – духовно-нравственное воспитание младших школьников
Задачи: создание духовно-нравственной воспитывающей среды и ценностной атмосферы; развитие у детей инициативности и творческой самостоятельности; формирование духов-
но-нравственной воспитанности младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи
Методологические подходы
Аксиологический Гуманистический Культурологический
Принципы духовно -нравственного воспитания: гуманистической ориентации; социальной защищенности; творчества; сотрудничества коллектива старшеклассников с педа-
гогическим коллективом; coyправления; выработки единых задач в области воспитания
Содержание: занятия по авторской программе «Духовно-нравственное воспитание младших школьников» и уче бным пособиям «Основы духовно -нравственного воспитания», реализация программы совместной деятельности образовательных учреждений и семьи «Формирование духовно -нравственных ценностей у младших школьников», программы воспитательных мероприятий, родительского факультатива по авторской программе «Основы духовно-нравственного воспитания детей в семье», организация совместной социокультурной деятельности образовательных учреждений и семьи, организация информац ионно -просветительского пространства, индивидуальные консультации и поддержка семьи.
Формы: Средства:
Методы: - индивидуальные, - материально-техническая база;
- теоретические, - групповые - предметы материальной и ду- эмпирические ховно-нравственной культуры
Этапы
констатирующий формирующий итоговый
Организацио нно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников
Уровни
Рис. 1. Модель духовно-нравственного воспитания младших школьников
Ведущей задачей образовательных учреждений и семьи является расширение целенаправленного и контролируемого пространства, обеспечивающего решение задач воспитания личности и создание средствами совместной педагогической деятельности учителей, старшеклассниковкураторов, педагогов дополнительного образования и родителей условий для проявления детьми творчества, самостоятельности, ответственности и духовно-нравственного выбора.
Анализ практики воспитательной работы образовательных учреждений современной России дал основание предположить, что духовнонравственное воспитание можно считать эффективным, если оно будет строиться на основе аксиологического, гуманистического и культурологического подходов, признания личности ребенка высшей ценностью, а сам процесс будет основан на приобщении его к общечеловеческим ценностям и будет способствовать формированию адекватного этим целям духовнонравственного поведения.
Нами определены приоритетные ценности, выделенные младшими школьниками; поставлены задачи духовно-нравственного воспитания экзистенциального плана, ориентирующие педагогическую деятельность на такие ценностные феномены, как добро, гуманность, духовность, милосердие, долг, ответственность; определена структура духовно-нравственного воспитания младших школьников, субъектами же этой деятельности являются значимые для ребенка лица из числа педагогического коллектива, родителей и старшеклассников-кураторов младших школьников; определен исходный уровень духовно-нравственной воспитанности младших школьников.
Анализ позитивного опыта ряда регионов России в плане реализации возможностей духовно-нравственного воспитания детей выявил положительное значение реального включения родителей в воспитательный процесс, что способствовало изменению представлений о важности процесса взаимодействия образовательного учреждения и семьи, об осознании необходимости постановки семьи как института воспитания на активную позицию в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
По итогам анкетного опроса мы определили, что большая часть учителей и педагогов дополнительного образования осознают значимость духовно-нравственного воспитания детей в современных условиях. Однако только 37,2 % учителей и педагогов дополнительного образования уверены в своей компетентности в области духовно-нравственного воспитания детей и стремятся ее осуществить. Эти данные говорят о том, что работа по решению обозначенной проблемы должна проводиться не только с детьми, но и с педагогами. В связи с этим на первом этапе нашей работы был организован цикл занятий с учителями и педагогами дополнительного образования, целью которого явилась специальная подготовка педагогов к осуществлению воспитательной работы.
Для оптимального построения педагогического процесса в соответствии с задачами исследования нами была смоделирована поэтапная процедура духовно-нравственного воспитания младших школьников, демонстрирующая включенное участие в процессе всех субъектов воспитания
(Рис. 2).
Прогнозируемое управление и совершенствование процесса духовно-
нравственного воспитания младших школьников
педагогические воздействия со сто роны учителей, старшеклассников кураторов, педагогов дополнительно-
го образования и родителей полученные посредством кон-
статирующего эксперимента
данные для организации вос-
питательного процесса
Выход на разработку программного обеспечения
духовно-нравственного воспитания младших школьников
Результат I замера эксперимента процедура эксперимента, пошаговая обработка
данных, активизация и реализация организа- ционно-педагогических условий воспитания
коррекция и межсубъектное согласование содер жания, процесса, форм, методов и средств духов-
но-нравственного воспитания
Оценка промежуточных результатов духовно-нравственного воспитания младших
школьников Результат II замера эксперимента
данных, активизация и реализация процедура эксперимента, пошаговая оброрганизацаботка и-
онно-педагогических условий воспитания
коррекция и межсубъектное согласование со держания, процесса, форм, методов и средств
духовно-нравственного воспитания
Выход на уровень обновленного содержательного обеспечения духовно-нравственного вос-
питания младших школьников в условиях взаимодействия образовательных учреждений и семьи
Рис. 2. Этапы реализации процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников
Педагогическая деятельность учителей и педагогов дополнительного образования совместно со старшеклассниками-кураторами и родителями в опытно-экспериментальной работе выстраивалась на основе вовлечения в процесс широкого перечня теоретических и эмпирических методов воспитания, индивидуальных и групповых форм совместной работы педагогов, старшеклассников-кураторов и родителей.
Основанный на совместной педагогической деятельности образовательных учреждений и семьи педагогический процесс предполагает выделение в системе отношений подсистемы «учитель–старшеклассники– педагог–родители–воспитан-ник». В оптимальном варианте образовательное учреждение может стать частью семейной микросреды, а учитель – ближайшим советчиком родителей в вопросах образования их детей. Соответственно, семья становится частью микросреды образовательного учреждения, а родители – участниками общего воспитательного процесса. Выявленные в ходе теоретического осмысления проблемы, организационнопедагогические условия и созданная модель были в последующем подвергнуты экспериментальной проверке.
Во второй главе – «Организация опытно-экспериментальной работы по реализации модели духовно-нравственного воспитания младших школьников» – представлены организационные основы опытно-экспериментальной работы по решению задач духовно-нравственного воспитания младших школьников, техника диагностики его результатов, раскрыто содержание данной деятельности.
Целью опытно-экспериментальной работы стала проверка на практике эффективности разработанной нами модели духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Подготовительный (констатирующий) этап заключался в диагностике потенциала духовно-нравственной воспитанности младших школьников. Нами были определены следующие критерии сформированности развития их духовно-нравственных ценностей: эмоциональный – духовнонравственные чувства (чувство эмпатии, проявляющееся в сопереживании, сочувствии, сострадании, милосердии; патриотизм, любовь, чувство собственного достоинства); интеллектуальный – духовно-нравственное сознание (осведомленность детей в содержании духовно-нравственных понятий, духовно-нравственных ценностей общества, знания сущности наиболее используемых понятий и категорий духовности и нравственности); мотивационный – духовно-нравственное поведение (сформированность привычек духовно-нравственного поведения, реализация духовно-нравственных ориентаций поведения, духовно-нравственные мотивы и потребности) – и определены их уровни: высокий, средний и низкий.
Высокому уровню становления духовно-нравственных ценностей свойственно в целом социально одобряемое поведение личности ребенка. Данный уровень характеризуется тем, что дети доброжелательны, уступчивы, более требовательны к себе и к другим, внимательны к замечаниям и советам взрослых. Они проявляют усердие в выборе правильных поступков советуются со взрослыми в различных неоднозначных жизненных ситуациях, отличаются своим позитивным отношением к окружающим людям и природе, склонны прислушиваться к советам родителей и педагогов.
Средний уровень отличается непоследовательным проявлением духовно-нравственных поступков и поведения детей по отношению к сверстникам, родственникам, иногда в соответствии с ситуацией, и к незнакомым окружающим. В отношении к людям пожилого возраста не всегда просматривается заботливое отношение. У них часто отсутствует готовность противостоять негативному влиянию доступной для возрастного осмысления агрессивной информационной среды и виртуального мира; знание требований отношения к человеку на практике систематически не реализуется.
Низкий уровень характеризуется крайней избирательностью и прагматичностью детей в отношениях с окружающими. Наблюдаются капризы, эмоциональные срывы, поведение регулируется в основном жесткими требованиями старших или внешними стимулами.
Определенные нами критерии сформированности духовнонравственного потенциала младших школьников отражают степень сформированности у них новообразований, становящихся социально одобряемыми чертами их личности, которые в развивающейся ментальности трансформируются в зрелые духовно-нравственные чувства, сознание и поведение.
В ходе констатирующего этапа эксперимента, которым было охвачено 302 человека: 148 детей, 56 учителей, педагогов дополнительного образования и руководителей школ, 23 старшеклассника, 98 родителей, проводился анализ состояния современной практики духовно-нравственного воспитания младших школьников. В результате было установлено, что современный воспитательный процесс в расширенном педагогическом сообществе нуждается в системной диагностике личностных качеств младших школьников и дальнейшей поддержке их духовно-нравственного развития. Результаты обследования способствовали выявлению потенциальных совокупных возможностей воспитательного пространства, в которое входят школа, учреждения дополнительного образования детей и семья, благодаря чему удалось обосновать необходимые организационнопедагогические условия духовно-нравственного воспитания, выбрать диагностический инструментарий для определения исходного и последующих уровней развития у детей духовно-нравственных ценностей.
Эффективность духовно-нравственного воспитания младших школьников обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий, перечисленных в основных положениях, выносимых на защиту.
Совместная деятельность учителей, старшеклассников-кураторов, педагогов дополнительного образования и родителей, основанная на добровольном участии субъектов воспитательного процесса в совместном целеполагании, создают условия для эмоционального переживания ситуаций, в которые они вовлечены. Совместная деятельность, как показал наш опыт, выступает одним из важнейших средств проявления сущностных ценностей человека, способом, позволяющим субъектам воспитательного процесса узнать и понять друг друга, приобрести навыки эффективного общения и взаимодействия. Такой альянс является гарантом создания неформальной дружеской атмосферы, осуществления эффективной связи образовательных учреждений и семьи в решении задач духовно-нравственного воспитания младших школьников.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы проследили динамику уровня духовно-нравственной воспитанности детей. Используя методику М.И. Шиловой, мы определяли уровень сформированности у младших школьников духовно-нравственных ценностей (Табл. 1).
С помощью методов педагогической диагностики нами был выявлен исходный уровень развития духовно-нравственного потенциала у детей экспериментальных и контрольных групп. Результаты диагностики, полученные на первом этапе эксперимента, показали, что существующие программы воспитания не достаточно развивают у детей духовнонравственный потенциал.
Полученные результаты подтвердили необходимость создания иного, в отличии существующего подхода к духовно-нравственному воспитанию и ее педагогическому обеспечению. Интерпретация данных исследования по выявлению уровня сформированности духовно-нравственного потенциала младших школьников проводилась с использованием статистического критерия * – углового преобразования Фишера.
Таблица 1
Уровни сформированности духовно-нравственного потенциала у младших школьников Контрольные классы
Критерии духовно-нравственного потенциала личности младшего школьника |
Начальный этап (2 класс) |
||
Уровни в % |
|||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Духовно-нравственное сознание |
37,4 |
50,4 |
12,2 |
Духовно-нравственные чувства |
56,5 |
36,7 |
6,8 |
Духовно-нравственное поведение |
66,7 |
27,9 |
5,4 |
Экспериментальные классы
Критерии духовно-нравственного потенциала личности младшего школьника |
Начальный этап (2 класс) |
||
Уровни в % |
|||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Духовно-нравственное сознание |
41,5 |
47,6 |
10.9 |
Духовно-нравственные чувства |
62,6 |
32 |
5.4 |
Духовно-нравственное поведение |
70,7 |
25,2 |
4,1 |
Критическое значение * соответствует принятому в психологии уровню статистической значимости: * 1,64 (р<0,05); * 2,31 (p<0,01);
* 2,81 (р<0,001).
В формирующий этап были вовлечены педагогический коллектив, коллектив старшеклассников, обучающиеся 2 – 4 классов и их родители. Содержанием работы на этом этапе стала реализация модели духовнонравственного воспитания младших школьников. Каждому этапу соответствовал определенное сочетание организационно-педагогических условий.
Главное направление работы педагогов с родителями и другими членами семьи заключалось в ориентации их воспитательной работы на формирование таких ценностей, как уважение и любовь между членами семьи, уважение и почитание всех людей, уважение к традициям своего народа, своей нации и семейным традициям, послушание родителей. В ходе экспериментальной работы учителя со старшеклассниками-кураторами, педагогами дополнительного образования и родителями использовали разнообразные средства и методы педагогического воздействия и организации жизнедеятельности детей.
Если на начальном этапе уровневые значения показателей в экспериментальных классах были немного ниже, чем в контрольных, то данные последующих срезов демонстрируют динамику позитивных изменений в экспериментальных классах (Табл. 2).
Полученные на итоговом этапе эксперимента данные показывают, что уровни духовно-нравственных чувств, сознания и поведения в экспериментальных классах существенно выше, чем в контрольных.
Таблица 2
Уровни сформированности духовно-нравственного потенциала у младших школьников Контрольные классы
Критерии духовно-нравственного потенциала личности младшего школьника |
Конечный этап (4 класс) |
||
Уровни в % |
|||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Духовно-нравственное сознание |
36,5 |
48,2 |
15,3 |
Духовно-нравственные чувства |
51,3 |
34,1 |
14,6 |
Духовно-нравственное поведение |
59,9 |
26,7 |
13,4 |
Экспериментальные классы
Критерии духовно-нравственного потенциала личности младшего школьника |
Конечный этап (4 класс) |
||
Уровни в % |
|||
Низкий |
Средний |
Высокий |
|
Духовно-нравственное сознание |
19,9 |
52,1 |
29,0 |
Духовно-нравственные чувства |
20,3 |
41,3 |
38,4 |
Духовно-нравственное поведение |
19,9 |
45,5 |
34,6 |
Из таблицы видно, что в экспериментальных классах на 27,5 % уменьшилось число детей с низким уровнем духовно-нравственного сознания и на 16,8 % увеличилось количество с высоким уровнем, а в контрольных классах число детей с низким уровнем уменьшилось на 5 %, на 4,4 % увеличилось количество детей с высоким уровнем духовнонравственного сознания.
В экспериментальных классах на 36,2 % уменьшилось число детей с низким уровнем духовно-нравственных чувств и на 31,6 % увеличилось количество детей с высоким уровнем, а в контрольных классах низкий уровень уменьшился на 11,3 %, а высокий увеличился на 9,2 %.
В экспериментальных классах на 46,8 % уменьшилось число детей с низким уровнем духовно-нравственного поведения и на 29,2 % увеличилось количество детей с высоким уровнем, а в контрольных классах низкий уровень уменьшился на 10,8 %, а высокий увеличился на 9,9 %.
Мы построили таблицу по двум значениям признака: «есть эффект», чтобы определить в результате проведенного экспериментального воздействия сдвиг в сторону повышения уровня воспитанности, и «нет эффекта» – результат духовно-нравственной воспитанности, оставшейся без изменения.
По таблице 3 величины угла (в радианах) для разных процентных долей 2arcsin p определяем
1(60,7%) =2,214
2(16,28%) =0,897
Подсчет эмп. при переходе детей с 1-го уровня на 2-ой в контрольной и экспериментальной группах показал, что
эмп 2,2140,897 1051054343 1,326,08 8,03
Критическими значениями*, соответствующими принятым уровнем статистической значимости, являются:
*кр 12,64,31((00,,0501)
Таблица 3
Расчет критерия (угловое преобразование Фишера) при сопоставлении двух групп испытуемых, повысивших уровень духовно-нравственной воспитанности (по доле %)
Группы |
«Есть эффект» - уровень духовно-нравственной воспитанности повысил- ся |
«Нет эффекта» - уровень духовно-нравственной воспитанности остался без изменения |
Сумма |
||
кол-во испытуемых |
доля, % |
кол-во испытуемых |
доля, % |
||
|
При переходе с 1-го уровня на 2-ой |
||||
Экспериментальная |
25 |
24,4 |
53 |
50,2 |
105 |
Контрольная |
3 |
6,8 |
25 |
58,3 |
43 |
Сумма |
28 |
|
78 |
|
|
|
При переходе со 2-го уровня на 3-ий |
||||
Экспериментальная |
32 |
30,4 |
26 |
24,8 |
105 |
Контрольная |
8 |
18,7 |
21 |
48,9 |
43 |
Сумма |
40 |
|
47 |
|
|
Полученное эмпирическое значение выше критического, в результате чего можно сделать вывод о том, что гипотеза Н1 верна: эффект повышения уровня духовной и нравственной воспитанности выше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, нулевая гипотеза отвергается.
Также подсчитали значение эмп при переходе со 2-го уровня на 3ий:
эмп = (1,24530,723) 1051054343 0,7330,51 22,27
В данном случае также подтверждается гипотеза Н1, что подчеркивает значимость проведенного исследования. Все вышесказанное еще раз доказывает эффективность программы эксперимента и предложенной модели.
В заключении диссертации обобщены теоретические положения исследования, результаты опытно-экспериментальной работы, сформулированы основные выводы:
– опираясь на трактовки приведенных в данной работе понятий и характеристик современного подхода к духовно-нравственному воспитанию, мы пришли к пониманию сущности духовно-нравственного воспитания младших школьников в части его результатов как совокупности духовно-нравственных знаний детей и их внутреннего духовного содержания, опыта переживания и их позитивного отношения к базовым ценностям мира взрослых, проявляющихся в целенаправленном расширении и укреплении ценностно-смысловой сферы личности, в развитии способности ребенка противостоять негативным тенденциям внешнего воздействия, оценивать и сознательно выстраивать на основе полученных знаний образцы и формы поведения по отношению к себе и другим людям, миру в целом;
– определены теоретические основы моделирования духовнонравственного воспитания младших школьников и ее компонентов, к которым мы относим концепции, доктрины духовно-нравственного воспитания, теоретические позиции моделирования различных педагоговисследователей;
–разработана модель духовно-нравственного воспитания младших школьников, основанная на совместной деятельности учителей, старшеклассников-кураторов, педагогов дополнительного образования и родителей;
– выявлены, обоснованы и экспериментально проверены выше приведенные организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников;
– разработаны и внедрены в образовательный процесс авторские программы «Духовно-нравственное воспитание младших школьников», «Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников» и «Духовно-нравственное воспитание детей в семье», учебные пособия «Основы духовно-нравственного воспитания» и рекомендации для педагогов образовательных учреждений и родителей по эффективной организации и осуществлению духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Проведенное исследование доказало научную обоснованность, значимость и эффективность разработанного нами подхода к духовнонравственному воспитанию младших школьников.
Вместе с тем результаты исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы. Перспективными направлениями дальнейших научных изысканий могут стать разработка оптимальных научных подходов к обеспечению преемственности духовно-нравственного воспитания детей на разных уровнях образования, реализация идей интеграции учреждений общего образования и других социальных институтов в решении задач их духовно-нравственного воспитания.
1. Сафина, Р.М. Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Часть 1. [Текст] / Сафина Р.М. // В мире научных открытий. – Красноярск: НИЦ, 2011. № 4.1 (Гуманитарные и общественные науки). – С. 482490.
2. Сафина, Р.М. Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Часть 2. [Текст] / Р.М. Сафина // В мире научных открытий. – Красноярск: НИЦ, 2011. Том 21, № 9.5 (Проблемы науки и образования). – С. 1495-1518.
3. Сафина, Р.М. Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Часть 3. [Текст] / Р.М. Сафина // В мире научных открытий. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. № 11 (Гуманитарные и общественные науки). – С. 133-151.
4. Сафина, Р.М. Опыт реализации педагогических условий в духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст] / Р.М. Сафина // Педагогический журнал Башкортостана № 6 (37). – Уфа: Научнопрактическое издание Ассоциации «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс», 2011. – С. 156-165.
5. Сафина, Р.М. Результаты опытно-экспериментальной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников [Текст] / Р.М. Сафина // Сибирский педагогический журнал: научное периодическое издание № 2. – Новосибирск: НГПУ, 2015. (Дата обращения 5.03.2015).
6. Сафина, Р.М. Духовно-нравственное воспитание младших школьников: Программа факультативного курса [Текст] / Р.М. Сафина. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. – 112 с.
7. Сафина, Р.М. Основы духовно-нравственного воспитания: Учебное пособие для 1 классов [Текст] / Р.М. Сафина. – Уфа: Изд-во «АртПринт», 2012. – 64 с.
8. Сафина, Р.М. Основы духовно-нравственного воспитания: Учебное пособие для 2 классов [Текст] / Р.М. Сафина. – Уфа: Изд-во «АртПринт», 2012. – 72 с.
9. Сафина, Р.М. Основы духовно-нравственного воспитания: Учебное пособие для 3 классов [Текст] / Р.М. Сафина. – Уфа: Изд-во «АртПринт», 2012. – 72 с.
10. Сафина, Р.М. Основы духовно-нравственного воспитания: Учебное пособие для 4 классов [Текст] / Р.М. Сафина. – Уфа: Изд-во «АртПринт», 2012. – 68 с.
11. .Сафина, Р.М. Как сделать ребенка одаренным, или Где ему лучше сидеть в классе? [Текст] // Влияние и развитие одаренности учащихся в условиях гуманизации и гуманитаризации образования: Материалы международной заочной научно-практической конференции (Уфа, 25 мая – 15 ноября 2009 г.). – Уфа: Изд-во БИРО, 2009. – С. 301-303.
12. Сафина, Р.М. О подготовке будущего учителя к духовнонравственному воспитанию школьников [Текст] // Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социально ценной личности: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. д. п. н. проф. Ю.И. Юричко. – М.: БирГСПА, 2010. – С. 209-212.
13. Сафина, Р.М. Духовно-нравственное воспитание школьников на основе народной педагогики в условиях воскресной школы [Текст] // Интеграция основного и дополнительного образования. Сетевое взаимодействие: Материалы городской научно-практической конференции. Часть 1. – Уфа: Изд-во МО РБ, 2010. – С. 17-21.
14. Сафина, Р.М. Подготовка будущего учителя начальных классов к духовно-нравственному воспитанию школьников [Текст] // Психологопедагогические проблемы введения Федерального образовательного стандарта начального общего образования второго поколения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18-19 мая 2010 г.). – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – С. 350-354.
15. Сафина, Р.М. Духовно-нравственное воспитание младших школьников [Текст] // Личность. Образование. Общество: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции (25 декабря 2010 года – 25 января 2011 года). – Уфа: Изд-во ИРО РБ, 2011. – С. 264-275.
16. Сафина, Р.М. Актуальность подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников [Текст] // Наука в современном мире: Материалы IV Международной научно-практической конференции (5 января 2011 г.): Сборник научных трудов / Под ред. д. п. н., проф. Г.Ф. Гребенщикова. – М.: изд-во «Спутник+», 2011. – С. 93-106.
17. Сафина, Р.М. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе народной педагогики в условиях татарской воскресной школы [Текст] // Актуальные вопросы модернизации российского образования: Материалы VII Международной научно-практической конференции (Таганрог, 31 января 2011 г.) Сборник научных трудов / Под ред. д. п. н. проф. Г.Ф. Гребенщикова. – М.: Изд-во Перо, 2011. – С. 240-246.
18. Сафина, Р.М. Сущность, структура и содержание духовнонравственного воспитания младших школьников // Психология в XXI веке: Материалы II Международной научно-практической конференции (29 июля 2011 г.): Сборник научных трудов / Под науч. ред. к. псих. н. А.Е. Слинько. – М.: Изд-во «Спутник+», 2011. – С. 70-83.
19. Сафина, Р.М. Теоретическая модель духовно-нравственного воспитания младших школьников [Текст] // Актуальные вопросы современной науки: Материалы XII Международной научно-практической конференции (30 июля 2011 г.): Сборник научных трудов / Под ред. д. п. н. проф. Г.Ф. Гребенщикова. – М.: Изд-во «Спутник+», 2011. – С. 326-338.
20. Сафина, Р.М. Современное состояние теории и практики духовно-нравственного воспитания младших школьников [Текст] // Общество: социология, психология, педагогика: Научный журнал. Выпуск 3-4. – Краснодар: ООО «Издательский дом «ХОРС» 2011. – С. 148-152.
21. Сафина, Р.М. Глава 4. Духовно-нравственное воспитание младших школьников. [Текст] // Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество и культура. Монография. Книга 4 / И.И. Руцинская, Л.В. Смирнова, Н.Д. Султанова [и др.]; отв. ред. Я.А. Максимов. – Красноярск: НИЦ, 2011. – С. 124-165.
22. Сафина, Р.М. Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Информационные системы и технологии. Монография [Текст] / Под общей ред. д.п.н., проф. С.П. Акутиной. – М.: Изд-во «Перо», 2011. – С. 92-123. 23. Сафина, Р.М. Духовно-нравственное воспитание школьников [Текст] // Образовательная среда вуза как фактор профессионального самоопределения студентов. Монография. Часть I / Н. ред. д. п. н., проф. С.П.
Акутина. – М.: Изд-во Перо, 2011. – С. 26-54.
24. Сафина, Р.М. Размышления о духовно-нравственном воспитании [Текст] // Воспитательная деятельность образовательного учреждения: Материалы V Международной научно-практической конференции (27 января 2014 г.): Сборник научных трудов / Научный ред. д. п. н., профессор И.А. Рудакова. – М.: Изд-во «Спутник +», 2014. – С. 155-160.
25. Сафина, Р.М. Духовность и бездуховность в нравственных и безнравственных поступках [Текст] // Р.М. Сафина. // Научное обозрение:
гуманитарные исследования. – М.: ООО «Буква», 2014. – 114 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.