Дистанционное изучение темы "Н.А. Некрасов. Образы крестьян и «народных заступников» в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Оценка 4.6

Дистанционное изучение темы "Н.А. Некрасов. Образы крестьян и «народных заступников» в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Оценка 4.6
pdf
02.01.2023
Дистанционное изучение темы "Н.А. Некрасов. Образы крестьян и «народных заступников» в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Некрасов. Кому на Руси жить хорошо.pdf

Цель занятия: познакомиться с историей создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», с особенностями жанра и композиции; рассмотреть сюжетные особенности поэмы; показать многообразие типов, характеров и судеб крестьян в поэме

 

Задания к занятию:

1.                  Изучить и законспектировать теоретический материал по теме.

2.                  Выполнить задания, предлагаемые в лекции и в домашней работе.

3.                  Фото конспекта и выполненного задания отправить преподавателю на электронный адрес: [email protected].

 

 

Дата                                               Тема 5.

Н.А. НЕКРАСОВ.

Образы крестьян и «народных заступников» в поэме  «Кому на Руси жить хорошо».

 

 

 

На сегодняшнем занятии мы продолжаем знакомство с творчеством  Николая Алексеевича Некрасова, в частности познакомимся с его произведением «Кому на Руси жить хорошо». Узнаем, как создавалась поэма, поговорим о композиции и проблеме жанра поэмы. Увидим, как Некрасов рисует образ пореформенной Руси, кого и почему в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» называют «народными заступниками». Поговорим о судьбах некоторых героев…

 

 

План

1.  История создания поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

2.  Образы крестьян и «народных заступников» в поэме.

 

1. История создания поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». (прочитайте лекционный материал вопроса 1, сделайте краткий конспект – запишите самое главное)

 

Задание 1. 

Перед анализом поэмы «Кому на Руси жить хорошо» познакомьтесь с ее содержанием в оригинале:

https://obrazovaka.ru/biblioteka/nekrasov/komu-na-rusi-zhit-horoshochitat-online/chast-1-prolog

или кратком содержании

https://briefly.ru/nekrasov/komu_na_rusi/ или посмотрите видео

https://www.youtube.com/watch?v=W5crk8zLLLk

Крестьянский вопрос был одним из самых острых в русской литературе. О чудовищном положении крепостных крестьян говорил Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву».

 

К этой теме обращались Пушкин и Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Тургенев.

 

В 1861 году происходит долгожданное эпохальное событие – отмена крепостного права. Но в стихотворении «Элегия» Николай Алексеевич Некрасов задаётся вопросом «Народ освобождён, но счастлив ли народ?»

Почему возникает этот вопрос?

Дело в том, что земля осталась в собственности у помещика. И крестьяне должны были её выкупать. Цену земельного надела и время выкупа тоже назначал помещик по своему желанию. Крестьян, которым позволили перейти к выкупу земли, называли собственниками. А те, кто только ждал разрешения на выкуп, назывались временнообязанными. Крестьяне-правдоискатели из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» как раз временнообязанные.

Временнообязанные крестьяне были обязаны работать на барщине или платить оброк, чтобы барин позволил им пользоваться своей землёй. И сроков, которые определяли, сколько крестьянин может быть в положении временнообязанного не существовало. К тому же скудные земельные наделы не могли прокормить крестьян, поэтому им приходилось идти на заработки к барину. За половину урожая они работали на господской земле своими инструментами. Получается, что долгожданная свобода обернулась для крестьян разорением, нищетой и ещё большим рабством.

Николая Алексеевича Некрасова такое положение вещей страшно возмущало. Из воспоминаний Николая Чернышевского известно, что ещё в день объявления манифеста о крестьянской реформе Некрасов негодовал. «Это чистый обман, издевательство над крестьянами», – говорил он.

 

В основу поэмы «Кому на Руси жить хорошо легла мысль поэта, которая неотступно преследовала его в пореформенные годы: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?». 

Поэма стала как бы итогом его долгих размышлений о          положении и судьбах крестьянства, разорённого этой реформой. 

Год написания – с 1863 – 1876 гг.

Работа           над     этим произведением началась в 1863 году и закончилась, только когда поэт умер в 1877. То есть поэма создавалась около 14 лет. «Одно, о чём сожалею глубоко, – это что не кончил свою поэму "Кому на Руси жить хорошо"», – говорил поэт незадолго до смерти.

Произведение было написано в конце 60-х-середине 70-х гг. XIX века, после реформ Александра II и отмены крепостного права.  

 

История создания. Начиная работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов мечтал создать масштабное произведение, в котором отразились бы все знания о крестьянах, накопленные им за жизнь. 

С раннего детства перед глазами поэта проходило «зрелище бедствий народных», и первые детские впечатления подтолкнули его и в дальнейшем изучать уклад крестьянской жизни. Тяжелый труд, человеческое горе, и вместе с тем – огромная духовная сила народа – все это замечал внимательный взгляд Некрасова. И именно благодаря этому в поэме «Кому на Руси жить хорошо» образы крестьян выглядят настолько достоверными, как будто поэт лично знал своих героев. Логично, что поэма, в которой главным героем выступает народ, насчитывает большое количество крестьянских образов.

 

После окончания работы над первой частью, пролог поэмы был опубликован в ж.«Современник» (1866). Печатание растянулось на четыре года и сопровождалось, как и вся издательская деятельность Некрасова, гонениями цензуры.

К продолжению работы над поэмой писатель приступил лишь в 1870-х, написав ещё три части произведения: 

-«Последыш» (1872), 

-«Крестьянка» (1873), 

-«Пир — на весь мир» (1876).  

Поэт не собирался ограничиваться написанными главами, задумывались ещё три или четыре части. Но развивающаяся болезнь помешала задумкам автора. Некрасов, чувствуя приближение смерти, постарался придать некоторую «законченность» последней части, «Пир — на весь мир».

История создания была продолжительной, и писатель задумывал еще несколько частей поэмы, но предчувствие приближающейся кончины, не дало возможности претворить планы в жизнь.

Полностью поэму смог выпустить Корней Иванович Чуковский только в 1920 году.

Жанр – эпическая поэма.

Поэма – это крупное стихотворное произведение с сюжетноповествовательной организацией; повесть или роман в стихах; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала.

Эпопе я (др.-греч. ἐποποιΐα, из ἔπος «слово, повествование» + ποιέω «творю») — родовое обозначение крупных эпических и сходных с ними произведений.

Сам Некрасов назвал свой труд «эпопеей крестьянской жизни» жанр

«Кому на Руси жить хорошо»

 

Направление – реализм с добавлением фольклорных и сказочных деталей. 

Тема – поэма была создана через некоторое время после отмены крепостного гнета. Главная тема - полученная крестьянством свобода. 

 

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассказывает о путешествии семерых крестьян по России в поисках счастливого человека, о постреформенном обществе, в котором не только не исчезли многие старые пороки, но и появилось множество новых.

Главное, чему учит поэма – это ее правдивые жизненные уроки. Необходимо сплочение объединение трудового народа для достижения всеобщего равноправия и независимости. Лишь совместные усилия, и общий сознательный труд во имя родины, могут привести к усилению и процветанию. Счастье состоит в том, чтобы жить для народа.

Перед читателем предстает широкомасштабная картина послереформенной Руси, которая с мучениями учится жить по-новому. 

 

Проблематика - спектр проблем, поднимаемых автором в поэме, очень широк: 

-                     проблемы повсеместного пьянства, губящего русского человека (недаром в награду счастливому предлагается ведро водки!)

-                     проблемы женщин, неискоренимой рабской психологии (раскрывается

на примере Якова, Ипата) 

-                     главная проблема народного счастья. 

Большинство этих проблем, к сожалению, в той или иной мере и сегодня сохраняют свою актуальность.

 

Композиция. Поэма состоит из четырех частей, которые успел создать автор.

Части поэмы принято располагать в порядке их написания: «Пролог», Первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Такое расположение подтверждается хронологически. Странники отправляются в путь весной, в главе «Последыш» идёт сенокос, в главе «Крестьянка» наступает время жатвы, а в «Пире на весь мир» можно увидеть признаки наступающей осени.

 

Герои 1) главные: 

Роман, Демьян, Лука, братья Губины Иван и Митродор, Пахом, Пров — семеро крестьян, отправившихся искать счастливого человека.

2) другие персонажи:

Матрена Тимофеевна Корчагина крестьянка. 

Савелий Богатырь это образ настоящего русского богатыря.

Яким Нагой простой крестьянин, работяга.

Ермил Гирин самый уважаемый человек среди крестьян.

Князь Утятин выживший из ума старик, никак не может поверить, что крепостного права уже нет.. Жестокий самодур, до смерти остается тираном.

Ипат представитель старого поколения слуг, и после реформы продолжает служить своему барину.

Оболт-Оболдуев всю жизнь живет за счет других.

Поп живет за счет своей паствы, сочувствует и страдает за своих прихожан.  

Гриша Добросклонов молодой крестьянин, выходец из бедняцкой семьи, является ярким представителем прогрессивного будущего. 

 

2. Образы крестьян и «народных заступников» в поэме.

(прочитайте лекционный материал вопроса 2, выберите образы крестьяннародных заступников и кратко охарактеризуйте их)

 

В галерее ярких крестьянских образов поэмы «Кому на Руси жить хорошо» есть особая категория персонажей. Их называют народными заступниками.

Кто такие народные заступники? Это люди, готовые бороться и защищать обездоленный русский народ. Народные заступники в поэме показывают пробуждение народного сознания, готовность народа к борьбе с угнетателями за правду и за свои права.

Каждый        из       народных    заступников           обладает      качествами, приближающими его к нравственному идеалу Некрасова. И каждый из этих героев влияет на мировосприятие и убеждения крестьян-правдоискателей, заставляя пересмотреть свои идеалы.

 

Народных заступников в поэме четыре: Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий Корчагин и Гриша Добросклонов. Все они выходцы из крестьянской среды.

Крестьянское происхождение народных заступников – это новая, революционная идея Некрасова. До него считалось, что только дворяне могут защитить народ, решить его проблемы и привести к счастью. Некрасов же ищет силы в народной среде.

 

Первым из народных заступников крестьянам встречается правдолюбец Яким Нагой. Он появляется в главе «Пьяная ночь». Яким с вызовом говорит о себе собирателю фольклора Павлуше Веретенникову:

Он до смерти работает, До полусмерти пьет!.. Почему            пьяницу Якима           Нагого          считают народным         заступником?        Он       заступается за крестьян             перед            Павлушей    Веретенниковым, который осуждает их пьянство. В гневе Яким рассказывает, как тяжела жизнь мужика.

У каждого крестьянина

Душа что туча чёрная – Гневна, грозна, – и надо бы

Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается.

Но, пожалуй, важнее слов Якима Нагого история, которую о нём рассказывают. Во время пожара Яким потерял всё нажитое добро, потому что первым делом они с женой кинулись спасать не деньги, а иконы и картиночки, которые висели на стенах. Яким Нагой защищает народную душу. Его история меняет у крестьян-странников представление о счастье, показывая, что хлеб духовный дороже хлеба земного.

Обратите внимание на то, как поэт описывает внешность Якима Нагого.

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю – матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука – кора древесная, А волосы – песок.

Яким больше похож на стихийного духа, выросшего из земли. Он живое воплощение трудовой жизни крестьянской.

 

 

В поиске счастливого человека крестьянеправдоискатели встречают Федосея, который рассказывает им о бывшем бургомистре Ермиле Гирине.

Имел он всё, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почёт,

Почёт завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою, Умом и добротой!

 

Ермил Гирин с юности болел душой за народ.

Работая писцом, он бескорыстно помогал крестьянам. Авторитет его был так велик, что его единогласно выбрали бургомистром, несмотря на молодость. 

В рассказах крестьян звучат слова о его честности и справедливости.

Ермил совершил один-единственный несправедливый поступок, спасая брата от рекрутчины. Он отдал вместо него в армию другого парня. Это прегрешение довело его до попытки самоубийства. Ермил публично раскаялся, вернул рекрута и выплатил штраф. Народ его простил, но обострённое чувство справедливости не позволило Ермилу Гирину оставаться управляющим. Он для себя стал самым строгим судьёй и тем самым заслужил ещё большее уважение людей.

Когда Ермилу Гирину срочно понадобились деньги, чтобы выкупить мельницу, люди несли ему всё до последней копейки. Ермил показывает веру в народное единство, против которого бессильны хитрость, подлость и богатство угнетателей.

У Ермила Гирина было всё для счастья: и достаток, и спокойная жизнь, и уважение народа. Он хотел изменить положение угнетённого крестьянина не борьбой, а честным трудом. Но ради народной правды он пожертвовал своим благополучием и попал в острог как бунтовщик.

Далёкий от идеи бунта труженик Ермил Гирин оказывается в тюрьме за участие в бунте. 

 

Другой народный заступник, Савелий Корчагин из бунтаря превращается в религиозного подвижника, проповедующего смирение.

С Савелием странники не встречаются. Его историю они узнают от Матрёны Тимофеевны. Савелий – это воплощение народной силы и мужества.

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, Согнувшись, выходил.

Но почему же Савелия называют святорусским

богатырём, ведь он не был солдатом и не сражался на войне?

Сила Савелия, его богатырство в долготерпении. Тяжёлый крестьянский труд, издевательства управляющего, побои, двадцатилетняя каторга не смогли сломить его. Савелий сохранил силу характера, чувство юмора, гордость и внутреннюю свободу. 

«Клеймёный, да не раб!» ‒ шутит он про себя.

Богатырём Савелий называет крепостного мужика, которого невозможно победить, потому что его терпение сильнее всех испытаний:

Всё терпит богатырь!

И гнётся, да не ломится,

Не ломится, не валится...

В молодости Савелий возглавил бунт доведённых до последнего предела крестьян. Именно он первым толкнул управляющего, и он произнёс слово «наддай», когда начали закапывать немца. А в конце жизни он сетует на безысходность крестьянской жизни:

Недотерпеть пропасть!

Перетерпеть пропасть!..

Ещё святорусский богатырь жалеет о понапрасну растраченной силе:

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася? Под розгами, под палками По мелочам ушла!

Савелий признаётся, что душа его зачерствела от бесконечных невзгод, и только любовь к правнуку растопила его сердце. Поэтому смерть Дёмушки он воспринимает как наказание за грех убийства. Он уходит в монастырь замаливать грехи.

От стихийного бунтарства Савелий, богатырь святорусский, приходит к мысли о смирении и тщетности борьбы. Он говорит перед смертью, что правды в этом мире не найти. Поэтому нужно терпеть и мириться со всем, даже самым большим злом.

Что на роду написано, Того не миновать!

 

В поэме есть глава под названием «Легенда о двух великих грешниках», в которой Некрасов ищет ответ на философский вопрос о том, можно ли с помощью зла победить большее зло.

Великий грешник атаман Кудеяр раскаялся в своих грехах и ушёл в отшельники, чтобы вымолить у бога себе прощение. В видении разбойнику было сказано, что он получит прощение только когда срежет вековой дуб толщиной в три обхвата тем же ножом, которым убивал людей. Труд непосильный даже для молодого, полного сил человека, не то, что для старика. Кудеяр принялся за работу и заслужил прощение. Но как? Не трудом и молитвой, а убийством. То есть, новым страшным грехом, совершённым в порыве гнева.

Пан Глуховский живёт в беззаконии. Но он не желает даже задуматься о своих жертвах. Он абсолютно уверен в своей правоте и наслаждается, измываясь над людьми. Глуховский не раскаивается, а наоборот хвастает своими преступлениями.

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю!

Как только ослеплённый яростью Кудеяр убил пана Глуховского,

столетний дуб рухнул и               «скатилося

С инока бремя грехов!»

В легенде о двух великих грешниках Некрасов вступает в спор с христианской моралью. Убив Глуховского, Кудеяр остановил его преступления. Получается, это убийство спасло множество людей, которых вельможный пан продолжал бы пытать и вешать. А значит, оно оправданно. 

Обратите внимание, что формально пан Глуховский не преступник, за издевательства над крепостными, его закон не преследует. Кудеяр же был грабителем и убийцей. Но уверенный в своей правоте барин становится гораздо большим грешником, чем бывший убийца.

 

В главе «Пир на весь мир» рассказывается история холопа примерного, Якова верного, который совершает грех самоубийства, чтобы отомстить своему барину за жестокую обиду. Рассказывается история старосты Глеба, который предал своих собратьев-крестьян, лишив их воли по сговору с наследником умершего хозяина.

В поэме указан и источник греха. Вот как об этом говорит крестьянам Гриша Добросклонов.

Змея родит змеёнышей.

А крепь – грехи помещика, Грех Якова несчастного, Грех Глеба родила!

Не стало крепостного права, значит, и такого беззакония твориться больше не будет, утверждает Гриша Добросклонов, истинный народный заступник.

 

Он ободряет крестьян и говорит о своём заветном желании, чтобы каждому крестьянину на Руси было жить хорошо. Об этом и последняя песня в главе «Пир на весь мир»:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода Прежде всего!

Григорий – молодой юноша, “отмеченный божьим талантом”: он имеет дар вести за собой людей, его слова несут правду, которой так не хватает простому русскому мужику.

Григорий не похож на остальных крестьян. 

Его тесно связывает с простыми людьми общая жизнь, бедность, полуголодное существование, невозможность резко изменить своё будущее. Но Григорий понимает гораздо больше остальных, он жаден к знаниям, дальновиден, чрезвычайно талантлив. 

Гриша слагает песни, воспевающие труд простого народа, повествующие о тяжести

крестьянского труда и быта, славящие свою Родину. 

Образ матери и родины для Гриши стал единым. Песнями своей матушки мальчик спасается вдали от дома, когда учится в семинарии: “Запомнил Гриша песенку и голосом молитвенным тихонько в семинарии, где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно, певал — тужил о матушке и обо всей вахлачине, кормилице своей”. Песня спасает человека в сложные времена, об этом Гриша знал с самого детства, поэтому своим орудием в борьбе с злоключениями судьбы выбрал именно её.

Герой рано определился с целью своей жизни: “и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка”. Григорий мечтает о поступлении в университет в Москве, его путь уже предначертан: “Ему судьба готовила путь славный, имя громкоенародного заступника, чахотку и Сибирь”. 

Цитатная характеристика даёт чёткое представление о виденьи автором своего персонажа в перспективе. Даже говорящая фамилия героя раскрывает его функцию в произведении: он несёт добро, склоняет людей к лучшему, доброму, мудрому. Гриша меняет жизни, судьбы людей, ему предначертано великое будущее: оно будет сложным, страшным, и, возможно, трагичным, однако другого пути у него нет. Жизненная позиция Гриши такова, что он никогда не изменит себе – будет защищать обиженных, помогать страждущим и спасать тех, кто терпит лишения. За ним пойдут люди, он сможет изменить то, что создано вопреки правде, что угнетает простых честных людей. Его образ – зарождающийся бунтарь, революционер (прототипом Гриши считают Николая Добролюбова).

 

 

 

Тест по произведению Н.А. Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо» 1) Определите жанр произведения «Кому на Руси жить хорошо» а) роман-эпопея

б) рассказ-эпопея

в) поэма-эпопея

г) повесть-эпопея

2)  На поиски кого отправились мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? а) счастливого 

б) богатого

в) доброго

г) волшебные предметы

3)  Где встречаются мужики для великого спора и по какой земле держат путь в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? а) в Москве

б) в Петербурге

в) «в каком селе – угадывай» 

г) «в Подтянутой губернии»

4)  Какие мотивы звучат в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить…»?

а) былинные             б) песенные             в) сказочные          г) мотивы легенд

5)  Сколько мужиков ведут спор на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) десять     б) шесть      в) девять       г) семь

6)  Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» провел 20 лет на каторге?

а) Савелий     б) Матрена Тимофеевна       в) Яким Нагой       г) Гриша Добросклонов 7) О ком говорит автор в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:  «И сам на землю —матушку. Похожон: шея бурая, как пласт, сохой отрезанный, кирпичное лицо»? а) Савелий 

б) Яким Нагой

в) Гриша Добросклонов

г) Ермил Гирин

8) Кто из героев ради народной правды отказался от материальных благ - покоя, богатства?

а) Яким Нагой  б) Ермил Гирин   в) Матрена Тимофеевна               г) Савелий 9)  За что уважает автор Матрену Тимофеевну? а) за долготерпение и многострадание 

б) за умение справляться с трудностями, находить выход из сложных ситуаций

в) за хозяйственность и домовитость 

г) за верность русским традициям 10) Почему несчастливы поп, помещик? а) крестьяне у них забрали все, что было

б) они не понимают своего счастья

в) «порвалась цепь великая»: мужик обеспечивал им спокойное существование

г) они глупы и ограниченны

11)  Кто, по мнению Некрасова, счастливый в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) Оболт-Оболдуев     б) Григория Добросклонова                 в) поп    г) Матрена

Тимофеевна

12)  Каков, по мнению Некрасова путь к счастью?

а) покорность и смирение       б) холопское угодничество       в) путь борьбы и противостояния      г) накопительство

13)  Чем отличается путь противостояния Гриши Добросклонова  от протеста Якима  и Савелия?

а)  это сознательный выбор жизненного пути

б) его судьба тяжелее, чем у Якима  и Савелия 

в) отличия в жизненных позициях нет

14)  Кому адресованы эти строки Н.А. Некрасова:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь?

а) Гриша Добросклонов

б) Ермила Гирин

в) Яким Ногой

г) Дед Савелий

15)  Прототипом образа Гриши Добросклонова стал а) Добролюбов

б) Герцен

в) Белинский

г) Писарев

16)  Дайте характеристику любому герою поэмы. Каково ваше отношение к нему? Почему?

 

 

 

Домашняя работа:

1.                  Выполнить все предлагаемые задания по ходу урока.

2.                 Выучить отрывок «Русь» из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Видео рассказанного наизусть отрывка прислать на почту преподавателя.

 

Отрывок из поэмы Н.А. Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо» https://youtu.be/wyfwLgl3fKQ

 

РУСЬ

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная, Матушка-Русь!

В рабстве спасенное

Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное!

Сила народная,

Сила могучая — Совесть спокойная, Правда живучая!

Сила с неправдою

Не уживается,

Жертва неправдою

Не вызывается, — Русь не шелохнется, Русь — как убитая!

А загорелась в ней

Искра сокрытая, — Встали — небужены,

Вышли — непрошены, Жита по зернушку Горы наношены! Рать подымается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная, Матушка-Русь!..

Цель занятия: познакомиться с историей создания поэмы «Кому на

Цель занятия: познакомиться с историей создания поэмы «Кому на

Задание 1. Перед анализом поэмы «Кому на

Задание 1. Перед анализом поэмы «Кому на

Крестьяне-правдоискатели из поэмы «Кому на

Крестьяне-правдоискатели из поэмы «Кому на

Некрасова. И именно благодаря этому в поэме «Кому на

Некрасова. И именно благодаря этому в поэме «Кому на

Главное, чему учит поэма – это ее правдивые жизненные уроки

Главное, чему учит поэма – это ее правдивые жизненные уроки

Ипат  представитель старого поколения слуг, и после реформы продолжает служить своему барину

Ипат  представитель старого поколения слуг, и после реформы продолжает служить своему барину

Первым из народных заступников крестьянам встречается правдолюбец

Первым из народных заступников крестьянам встречается правдолюбец

В поиске счастливого человека крестьянеправдоискатели встречают

В поиске счастливого человека крестьянеправдоискатели встречают

Другой народный заступник, Савелий

Другой народный заступник, Савелий

Что на роду написано, Того не миновать!

Что на роду написано, Того не миновать!

А крепь – грехи помещика, Грех

А крепь – грехи помещика, Грех

Гриша меняет жизни, судьбы людей, ему предначертано великое будущее: оно будет сложным, страшным, и, возможно, трагичным, однако другого пути у него нет

Гриша меняет жизни, судьбы людей, ему предначертано великое будущее: оно будет сложным, страшным, и, возможно, трагичным, однако другого пути у него нет

Кто из героев ради народной правды отказался от материальных благ - покоя, богатства? а)

Кто из героев ради народной правды отказался от материальных благ - покоя, богатства? а)

Домашняя работа : 1.

Домашняя работа : 1.

Вышли — непрошены, Жита по зернушку

Вышли — непрошены, Жита по зернушку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.01.2023