ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИСТОРИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ.
Оценка 4.7

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИСТОРИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ.

Оценка 4.7
Научные работы
PDF
администрации
Все классы
23.04.2020
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ИСТОРИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ.
В "Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России" дистанционное образование определено как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т.д.). Процесс получения знаний, умений и навыков в системе дистанционного образования получил название дистанционного обучения.
ДИСТАНЦИОННОЕ_ОБУЧЕНИЕ._ИСТОРИЯ__ОСНОВНЫЕ_ПОНЯТИЯ_И_ПРИНЦИПЫ..PDF

Дорофеев В. А.

 

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ:

ИСТОРИЯ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ.

Дистанционное обучение - это взаимодействие педагогов и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения). История развития дистанционного обучения.

В конце XVIII века в Европе впервые наладилась почтовая связь. Вместе с этим событием появляется и другое понятие «корреспондентское обучение». По сути, оно ничем не отличалось от современного дистанционного обучения. Алгоритм работы был аналогичен. Учащийся получал задания, самостоятельно их выполнял и отсылал на проверку. А при возникновении вопросов созванивался с преподавателем по телефону. В России же подобное обучение появилось к концу XIX века.

Начиная с этого момента, в России начинается стремительный технологический рост, появляется телеграф и телефон. Но документов, подтверждающих их использование в образовании нет. А эпоха «корреспондентского обучения» по-прежнему стремительно развивается. Огромное количество образовательных учреждений во всем мире используют данную технологию обучения. 

Так же происходят изменения и в дистанционных методах обучения. Их вносит появление радио и телевещания. Соответственно, появилась реклама, что повлекло за собой увеличение ажиотажа к корреспондентскому обучению. Начиная с 50-х годов XX века, появились обучающие передачи. Но здесь появился огромный недостаток. Обучаясь через телевидения, учащийся не имел возможности проконсультироваться по возникающим вопросам.

Впервые понятие «дистанционное образование» появляется в 1969 году. А вместе с ним открывается и первый в мире университет дистанционного образования. Он назывался Открытый Университет Великобритании. Образование в данном учреждении было по доступным ценам, а явка учащихся была необходима только в аттестационный период.

Так же за рубежом были созданы другие университеты дистанционного образования:

              University of South Africa (1946); 

              FernUniversität in Hagen (Германия, 1974); 

              Национальный технологический университет (США, 1984);

              Открытый университет Хаген (Германия); 

              INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР); 

              Испанский национальный университет дистанционного обучения;  Открытая школа бизнеса Британского открытого университета; Австралийская территориальная информационная сеть.

В конце 80-х начинает развиваться производство персональных компьютеров. Появляются первые компьютерные обучающие программы в виде игр. В 1988 был создан, а затем и реализован Советско-американский проект «Школьная электронная почта». У истоков спутниковых технологий дистанционного образования в 1990-х стояли Международная ассоциация "Знание" и Современная гуманитарная академия.

В России датой официального развития дистанционного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Министерства образования, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования. Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении и доступности качественного образования обучающимся, независимо от места проживания, социального положения и состояния их здоровья. Дистанционное образование.

Модернизация российского образования имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Она в значительной мере обусловлена тем, что образовательный процесс стал все в меньшей степени соответствовать социальным ожиданиям. Прежняя система образования, многие десятилетия успешно готовившая для страны высококвалифицированные кадры, сегодня уже в значительной мере не способна обеспечить достижение необходимого образовательного уровня. Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения. Но, и это логично, одним из главных объектов – участников модернизации образовательной среды, остается обучающийся.

В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, педагоги понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностно-ориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся. Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучения, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий. Ведь для сегодняшних юношей и девушек это особенно важно, ибо их ждёт не простая жизнь, где всё надо уметь делать самому.

В "Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России" дистанционное образование определено как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т.д.). Процесс получения знаний, умений и навыков в системе дистанционного образования получил название дистанционного обучения.  Однако, если термин «дистанционное» связывать лишь с тем обстоятельством, что основную часть учебного времени обучаемый проводит на большом расстоянии от преподавателя, так что основными средствами коммуникации являются письменные (печатные) материалы независимо от формы носителя (бумага, магнитные диски и т.п.) или электронные средства связи (телефон, факс, электронная почта и др.), то, в этом контексте разумно говорить о дистанционном обучении как образовательной технологии, которая может быть легко интегрирована в любую форму образования.

Можно дать и следующие определения:

Дистанционное обучение (ДО) – обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов. 

Дистанционное образование – образование, реализуемое посредством дистанционного обучения. 

При всей привлекательности дистанционной формы обучения для ее становления и развития необходима четкая теоретическая база. Прежде всего, важно понять, что понимается под дистанционным обучением, ибо в настоящее время можно встретить самые разные трактовки данного понятия. Сюда относят и любые формы самообразования, и заочное обучение, и экстернат. Процесс обучения (учебно-воспитательный процесс) характеризуется, в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии учителя и ученика, а также учащихся между собой, имеет конкретную предметную область познания.

Следовательно, когда мы говорим о процессе дистанционного обучения, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их общение, общение учащихся между собой, а также наличие в системе учебника, необходимого комплекта средств обучения.

Характерными чертами дистанционного образования являются:

              модульность;

              изменение роли преподавателя (в значительной степени связанное с разделением функций разработчиков курсов, тьюторов и др.);

              использование специализированных технологий и средств обучения и т.д.   Основными отличиями дистанционного образования от очной формы обучения являются:

              обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса; 

              гибкий график учебного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, либо быть привязанным к ограниченному количеству контрольных точек (сдаче контрольных работ, зачетов, экзаменов, On-line сеансам с педагогом), либо к групповым занятиям, а также к выполнению лабораторных и практических работ на оборудовании (возможно, удаленном); 

              контакты с преподавателем (тьютором), в основном, осуществляемые посредством телекоммуникаций. 

Основными отличиями дистанционного образования от заочной формы обучения являются:

              постоянный контакт с педагогом (тьютором), возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций ; 

              возможность организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент (при этом группа может состоять как из компактно проживающих в одной местности студентов, так и быть распределенной). В этом случае учащиеся также контактируют с преподавателем (тьютором) посредством телекоммуникаций;  передача теоретических материалов учащимся в виде печатных или электронных учебных пособий.

Блочно-модульное обучение.

Блочно-модульное планирование - это итог развития в школе хорошо известных приемов работы классической системы образования, которая использовалась ранее. Ничего не разрушая, вновь создаваемая система хорошо сочетает прежде используемые дидактические принципы, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, общих и специальных умений и навыков самостоятельного труда обучающихся. Но при этом такое планирование создает ориентацию старшеклассников на самостоятельное добывание знаний и умений; в понедельном способе обучения, который будет использоваться в ВУЗах. Иными словами, переносится опыт занятий в высших учебных заведениях в школьное планирование, который основывается на организации учебного процесса в виде четко отлаженной последовательности уроков в строгих рамках недельного цикла. Все выше сказанное оптимизирует образование обучающихся в школе, как в плане его вариативности, так и в плане гуманизации. 

При блочном изучении предмета у педагога больше возможностей для организации индивидуальной работы с учащимися. У этой формы есть ещё одно преимущество – она приучает учащихся к чёткости и систематичности, так как уже с первого урока перед учащимися раскрывается план всего блока, они наглядно видят весь объём и сроки изучаемого материала.

Блочно-модульная технология развивает познавательную активность и самостоятельность обучающихся во время урока, повышает сознательное отношение к учебе. На первое место постепенно выходит стремление обучающегося к овладению важного для его дальнейшего обучения содержания предмета. Вторым этапом будет являться появление на уроках ситуации успеха, что способствует мотивации к обучению, а, следовательно, дальнейшей самореализации обучающегося. К каждому обучающемуся необходим дифференцированный подход по уровням сложности. В итоге обучающийся осваивает важный для него объем знаний. На каждой стадии урока используются разнообразные способы контроля: контроль со стороны учителя, в парной работе, самоконтроль. Все это содействует активизации деятельности обучающихся. Модульная технология позволяет экономить учебное время до 30 %, так как уроки разбивается на основные модули. Блочный метод изучения математики является одним из элементов модульной технологии, которую я применяю в старших  классах.

Преимущества блочной системы:

Наглядность результатов – у каждого обучающегося имеется «листок активности и результативности», в который выставлены все текущие оценки, результаты зачётов и контрольных работ по всем блокам.

Облегчается итоговая работа в конце учебного года, в ходе общего повторения, так как у каждого учащегося уже имеются основные требования к уровню знаний.

Не тратится время для теоретического материала (достаточно посмотреть лекционный материал в специальных тетрадях по теоретической части).

Обучающиеся приучаются быть более самостоятельными, умеют работать с литературой, составлять краткие конспекты – что так необходимо на первых курсах техникума и института.

Уже до изучения текущего блока имеют представление об объёме изучаемого материала и общих требованиях к обязательному минимуму знаний.

Блочная система – наглядна, доступна, конкретна и управляема. Блок имеет следующую структуру:

      модуль теоретического материала

      модуль закрепления и расширения знаний теории

      модуль практического применения

      модуль-консультация 

      модуль предварительного контроля

      модуль контроля

Рассмотрим более подробно каждый из модулей. Модуль теоретического материала.

 Изложение теоретического материала начинается с постановки проблемной задачи, могут приводиться исторические справки. Основой данного модуля являются лекция. Блоковая система подачи материала позволяет изучать объект или материал в целом, не дробя его как при обычной линейной методике обучения. Особое значение уделяется созданию алгоритмов решения задач и систематизации основных типов задач. Применение алгоритмов позволяет обучающимся самим решать стандартные задачи на последующих этапах.  Модуль закрепления и расширения знаний теории.

В модуле происходит углубление и расширение теоретического материала, решение нестандартных задач.  Модуль практического применения.

На данном уроке осуществляется связь с другими предметами. Приводятся примеры из жизни и собственного опыта. Огромную роль в этом модуле играют урок, который предполагает восприятие, осмысление и обобщение отдельных фактов. В результате у обучающихся формируются основные понятия, категории и системы, ведущие к овладению все более сложной системы знаний, усвоению основных теорий той или иной темы. 

Модуль-консультация.

Наиболее благоприятны условия в этом модуле проведение нестандартных уроков, таких как урок с применением информационно компьютерных технологий, урок-консультация, урок-соревнование и т. д. Основная задача - это ликвидация пробелов в знаниях обучающихся.  Модуль предварительного контроля.

На данном этапе проводятся различные самостоятельные, практические работы, текущий контроль, контроль выполнения домашних заданий. Ранняя диагностика пробелов в знаниях обучающихся с целью предупреждений отставаний и неуспеваемости отдельных обучающихся.  Модуль контроля.

Проводится систематический учет знаний и умений обучающихся в виде итогового контроля, который реализуется при выполнении тестов, тематических контрольных работ и зачетов. 

Модульное обучение преследует следующую цель - формирование у детей навыка самообразования и совершенствования технологии общения, ведь весь этот процесс строится на основе самостоятельного осознания, освоения, усвоения и присвоения изложенного материала.

Рассмотрим теперь специфические принципы дистанционного обучения. Эти принципы не претендуют на абсолютную законченность, напротив, они предполагают дальнейшее развитие методологии дистанционного обучения.

Принцип базовых знаний

Для того, чтобы эффективно обучаться в системе дистанционного обучения, необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг при дистанционном обучении) и аппаратно-техническое обеспечение. Например, при обучении по сетевой модели, необходимо не только иметь компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться, необходима предварительная подготовка. Принцип интерактивности

Особенность этого принципа в системе дистанционного обучения состоит в том, что он отражает закономерность не только контактов обучающихся с педагогами, опосредованных средствами НИТ, но и обучающихся между собой. Опыт показывает, что в процессе дистанционного обучения, интенсивность обмена информацией между обучающимися гораздо выше, чем между обучающимся и педагогом. Поэтому для реализации в практике дистанционного обучения этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса. 

Принцип идентификации

Заключается в необходимости контроля самостоятельности учения, так как при дистанционном обучении предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств. Например, идентифицировать личность, выполняющего контрольную работу, или сдающего зачет, можно с помощью видеоконференцсвязи.

Принцип индивидуализации

Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в системе дистанционного обучения проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, дополнительную подготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в системе дистанционного обучения. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию.

Принцип регламентности обучения

Часто встречается мнение, что, так как время обучения в системе дистанционного обучения жестко не регламентировано, то для обучающегося нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако, опыт практического дистанционного обучения показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для учащихся школ и студентов младших курсов. В школе роль регламента может выполнять расписание уроков, согласно которому обучающийся изучает теоретический материал или выполняет практические задания. Наличие расписания позволяет равномерно распределять учебную нагрузку между контрольными точками. 

Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий

Принцип является ведущим педагогическим принципом и требует педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации системы дистанционного обучения. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии дистанционного обучения, присуща «детская болезнь» увлечения средствами НИТ, особенно Интернетом. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации, а как следствие - к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения. При принятии таких решений требуется учитывать российский опыт сетевого обучения. Так, опыт Санкт-Петербургского технического университета показал, что оптимальное соотношение различных средств дистанционного обучения, выглядит следующим образом: печатные материалы: 40-50%, учебные материалы на WWW-серверах: 30-35%, компьютерная видеоконференцсвязь: 1015%, другие средства: 5-20%.

Недостатки дистанционного обучения.

К числу недостатков дистанционной системы обучения сегодня относят:

              Сужение потенциальной аудитории обучающихся, которое объясняется отсутствием технической возможности включения в учебный процесс (компьютер, Интернет-связь); 

              Обязательность компьютерной подготовки как необходимого условия вхождения в систему дистанционного образования; 

              Неадаптированность учебно-методических комплексов к учебным курсам дистанционного образования (в частности электронных учебных пособий). 

              Недостаточная разработанность систем администрирования учебного процесса и, как результат, снижение качества дистанционного образования в сравнении с очным обучением.

              Недостаточное количество On-line платформ свободного доступа для проведения видеоуроков и конференций.

Серьезной проблемой дистанционного обучения является переосмысление использования многих проверенных педагогических приемов для лучшего запоминания и усвоения материала, например, таких, как: метод опорных точек, метод сознательных ошибок, метод выбора лучшего решения и т.д. Применение различных педагогических методов становится в значительной степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучаемыми. Однако, при любой технологии взаимодействия, педагогу приходится учиться более сжато и четко излагать материал занятия или отвечать на вопросы.

 

 

 

 

 

Дорофеев В. А. ДИСТАНЦИОННОЕ

Дорофеев В. А. ДИСТАНЦИОННОЕ

Испанский национальный университет дистанционного обучения; 

Испанский национальный университет дистанционного обучения; 

В "Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в

В "Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в

Основными отличиями дистанционного образования от очной формы обучения являются: • обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса; • гибкий график учебного…

Основными отличиями дистанционного образования от очной формы обучения являются: • обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса; • гибкий график учебного…

При блочном изучении предмета у педагога больше возможностей для организации индивидуальной работы с учащимися

При блочном изучении предмета у педагога больше возможностей для организации индивидуальной работы с учащимися

Рассмотрим более подробно каждый из модулей

Рассмотрим более подробно каждый из модулей

Рассмотрим теперь специфические принципы дистанционного обучения

Рассмотрим теперь специфические принципы дистанционного обучения

Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию

Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию

Недостаточная разработанность систем администрирования учебного процесса и, как результат, снижение качества дистанционного образования в сравнении с очным обучением

Недостаточная разработанность систем администрирования учебного процесса и, как результат, снижение качества дистанционного образования в сравнении с очным обучением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020