Дистанционное обучение: методика и перспективы развития. Практическое применение на уроках истории и обществознания
Основным результатом применения ИКТ становятся возможности массового непрерывного обучения, демократизация доступа к качественному образованию, в том числе поверх не только социальных, но и государственных границ. Продвижение и развитие технологий, очевидно, способствует и создает новые перспективы интернационализации образования. Информационно-коммуникационные технологии открывают новые возможности для получения образования, расширяют возможности доступа к качественному образованию вне зависимости от фактора местонахождения ученика и учителя. Массовое «погружение» образования в технологии произошло во время пандемии COVID-19, когда прибегнуть к инструментам дистанта пришлось всем учебным заведениям во всех странах мира.
Сама идея получения образования на расстоянии не нова. «Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята ещё Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования». Конечно это не было тем дистанционным обучением, которое мы знаем сегодня. Пройдя в своём развитии несколько этапов, в начале двадцать первого века оно совершает огромный прорыв. Это прежде всего связано с тем, что становятся широко доступны персональные компьютеры и глобальная сеть Интернет и появилась «возможность предоставления доступа к учебному контенту практически из любой точки мира».
В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования. И если сначала дистанционное обучение получило распространение в высших учебных заведениях, то на данный момент дистанционные образовательные технологии всё активнее внедряются в школах, в том числе используются и при организации учебного процесса в начальных классах. Но технический прогресс не стоит на месте, а развивается большими темпами, поэтому не исключено, что уже в ближайшие годы дистанционное обучение поднимется на новый, кардинально отличающийся от существующего сейчас, уровень.
Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение». В законе «Об образовании Российской Федерации» «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Из этого множества определений наиболее точным считается следующее: дистанционное обучение – это «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».
Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ «Об образовании». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 4 апреля 2014 года.
Согласно статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». В соответствии со статьёй 32 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.
Применение дистанционных образовательных технологий в системе общего образования направлено на осуществление равной доступности качества образования при реализации основных и дополнительных образовательных программ независимо от места проживания, социального положения и состояния здоровья участников образовательного процесса.
Рассмотрим основные принципы и приемы организации дистанционного обучения истории и обществознанию, позволяющие решить типичные проблемы дистанта: ограниченность непосредственного взаимодействия обучающегося с одноклассниками и учителем, недостаточный уровень самоорганизации большинства обучающихся, затруднения технического характера.
Если в образовательной организации уже реализуется технология смешанного обучения (особенно по модели «перевернутого класса»), то переход на дистанционное обучение в случае необходимости происходит достаточно легко – очные занятия в классе заменяются онлайн-занятиями в том или ином сервисе видео-конференц-связи, а блок самостоятельной работы обучающихся практически не меняется. Если в организации применяется та или иная LMS с заранее разработанными электронными учебными курсами или модулями, задача учителя еще более облегчается. Но как быстро осуществить переход на дистанционное обучение непосредственно от традиционной модели очного обучения?
Можно предложить следующий порядок действий. Во-первых, определить, насколько это возможно, продолжительность дистанционного периода, а также объем и содержание учебного материала, который должен быть изучен в дистанционном формате.
Во-вторых, четко обозначить планируемые результаты обучения – личностные (ценностные установки), метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия), предметные (знания и умения). Нужно выделить только самые важные, необходимые результаты, это поможет оптимально организовать дистанционное обучение, не перегружая ни детей, ни учителя.
В-третьих, важно определить, достижение каких результатов требует синхронного взаимодействия обучающихся друг с другом и с учителем (например, умение формулировать цели проектной деятельности, распределять работу в команде, аргументировать свою позицию в диалоге и т. п.), а каких вполне можно достичь в асинхронном режиме (например, знание характеристик социального института и умение иллюстрировать их примерами из социальной жизни, умение сравнивать программы политических партий, описывать памятник архитектуры и т. п.). В содержании учебной темы нужно выделить обязательный минимум, прочное усвоение которого необходимо всем обучающимся, и обеспечить его изучение как в асинхронном, так и в синхронном взаимодействии. Например, условия отмены крепостного права в России в 1861 г. сложны для понимания, но без этого невозможно дальнейшее продвижение в изучении истории, поэтому необходимо уделить внимание этому элементу содержания и в видеоматериале для самостоятельного изучения (подробное объяснение условий и их практического применения), и на онлайн-уроке (беседа по просмотренному заранее видеоматериалу), и в ор ганизации самостоятельной работы (система практических заданий).
В-четвертых, нужно предусмотреть использование различных средств обучения для достижения планируемых образовательных результатов. Например, для формирования умений формулировать цели проектной деятельности и распределять работу в команде нужно использовать сервис видеоконференцсвязи с возможностью распределения участников по сессионным залам или как минимум социальную сеть или мессенджер, позволяющие организовать быструю коммуникацию в режиме реального времени. Для сообщения важной содержательной информации по той или иной учебной теме полезно использовать видеоматериалы (специально разработанный видео- урок, фрагмент фильма, видеозапись лекции ученого или рассказа учителя), а в случае технической невозможности просмотра видеоматериалов – аудио- подкасты. При этом для первичного усвоения знаний, понимания нового материала необходимо продумать систему заданий для работы с предложенным видео- или аудиоматериалом. Для формирования предметных умений в процессе обучения истории и обществознанию необходимо организовать работу с текстом (учебника, исторического источника, научно-популярной или публицистической статьи и т. д.) на основе системы заданий.
В-пятых, нужно продумать систему контроля и оценивания достигнутых образовательных результатов. Усвоенные знания проверяются прежде всего заданиями репродуктивного характера, в дистанционном формате оптимальным вариантом являются тесты с автоматизированной проверкой, представленные в той или иной LMS в готовом виде или специально разработанные учителем. Однако тестовые задания проверяют лишь первичное усвоение базовых знаний, тем более что в дистанте учитель никогда не может быть уверен в самостоятельном выполнении теста учеником. Поэтому использовать только тесты, на наш взгляд, неэффективно, их нужно дополнять более сложными заданиями аналитического и творческого характера, позволяющими проверить не только знания, но и понимание изученного материала и широкий спектр формируемых умений. Можно применять не только письменные задания, но и устные – например, выступления обучающихся в формате видео- или аудиозаписей. Полезно организовать обсуждение и взаимопроверку заданий – например, через группу в любой социальной сети или мессенджере.
Таким образом, организовать эффективное дистанционное обучение истории и обществознанию можно, придерживаясь нескольких принципов:
· четкое определение планируемых образовательных результатов, постоянная обратная связь для управления процессом обучения;
· изучение материала крупными тематическими блоками с постоянным чередованием синхронного и асинхронного взаимодействия обучающихся друг с другом и с учителем;
· выделение главного в изучаемом материале, необходимого минимума, обязательного для усвоения;
· разнообразие форм работы, вариативность заданий, их дифференциация;
· реальные, но жесткие дедлайны;
· вовлечение и поддержка обучающихся вместо избыточного формального контроля;
· использование электронных средств обучения.
Ниже в табл. 1 представлено оптимальное, на наш взгляд, распределение видов и возможных форм учебной деятельности в условиях дистанционного обучения.
Таблица 1
Синхронное взаимодействие (онлайн-занятия и общение в социаль- ных сетях и мессенджерах) |
Асинхронное взаимодействие (самостоятельная работа дома) |
Целеполагание и мотивация Обсуждение наиболее сложных и важных вопросов темы, проверка понимания само- стоятельно изученного материала Дискуссия, дебаты Проектная деятельность в группах Представление и обсуждение результатов проектной деятельности Коллективная игра Рефлексия Промежуточный контроль |
Просмотр обучающих видеоматериалов Чтение текстов Систематизация информации (конспект, таблица, кластер, интеллект-карта, слож- ный план) Выполнение типовых учебных заданий для усвоения нового материала и применения новых знаний, для отработки умений Индивидуальные творческие работы Игра, не требующая коллективного взаимо- действия Текущий контроль |
Дистанционное обучение развивает навыки самостоятельного планирования и организации учебной деятельности. Однако именно несформированность регулятивных навыков у детей часто приводит к снижению образовательных результатов в условиях дистанционного обучения. «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему» – этот знаменитый принцип А. С. Макаренко как нельзя более актуален в ситуации дистанта. Конечно, учитель остается основным организатором учебного процесса, но значительная часть полномочий и вместе с тем ответственности передается ученику, он может управлять процессом своего учения, чередовать виды деятельности, выбирать задания, распределять время. При этом учитель должен предъявлять ученикам ясные, четкие требования и контролировать их выполнение, поощряя детскую познавательную активность и самостоятельность с учетом возрастных и психологических особенностей. Именно в этом случае дистанционное обучение будет способствовать формированию регулятивных навыков и в целом достижению планируемых образовательных результатов.
Так, например, изучение темы «Смута в России» (история, 7-й класс) может включать в себя самостоятельный просмотр обучающих видеороликов (допустим, фрагмент анимационного сериала «Вперёд в прошлое» на медиа- портале Государственного исторического музея: https://mediashm.ru/?p=7079#7079), чтение учебника и выполнение заданий, направленных на первичное осмысление и усвоение материала.
«Точкой сборки» выступают онлайн-занятия в любом сервисе видео- конференцсвязи, в ходе которых обсуждаются трудные моменты, делаются важные выводы на основе самостоятельно изученного материала, семиклассники участвуют в коллективной игре (например, «Что? Где? Когда?» или«Своя игра»), позволяющей применить и закрепить полученные знания. Потом обучающиеся могут выбрать и самостоятельно выполнить дома аналитические и творческие задания разного уровня сложности (от проблемных вопросов в учебнике и работы с документом до проектирования). Приведем пример такого творческого задания: «Представьте себе, что вы сами снимаете учебный фильм по теме «Смутное время». Назовите пять исторических персонажей, которые обязательно должны в нем присутствовать, и пять экспонатов Государственного исторического музея, которые лучше всего помогут вам охарактеризовать эту эпоху. Каждый свой выбор поясните».
Текущий контроль осуществляется с помощью автоматически проверяемых тестов и заданий с открытым развернутым ответом, выполняемых в электронном (при наличии технической возможности) или обычном формате.
Дифференцированные задания для самостоятельной работы в условиях дистанционного обучения могут разрабатываться как с учетом познавательных возможностей и уровня обученности школьников, так и с учетом их познавательных потребностей и интересов – в случае кратковременного вынужденного дистанционного обучения лучше придерживаться привычного для данного класса подхода, чтобы не вызывать дополнительных затрудне ний. В табл. 2 приведен пример дифференцированного задания по истории для 7-го класса в рамках тематического блока «Россия в эпоху первых Романовых». Семиклассники самостоятельно работают с фрагментом текста Соборного уложения 1649 г. о закрепощении крестьян. На базовом уровне сложности задания к тексту предполагают развитие навыка понимания и элементарного анализа текста и применения полученной информации для объяснения сущности исторического явления. На повышенном уровне сложности к тому же самому тексту предлагаются задания, позволяющие, опираясь на понимание и элементарный анализ текста, научиться сравнению, обобщению и аргументации.
Таблица 2
Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы: «Которые государевы дворцовых сёл и чёрных волостей крестьяне, выбежав из государевых дворцовых сёл и из чёрных волостей, живут за патриархом, или за митрополитами, или за монастырями, или за боярами, и за всякими вотчинниками и помещиками, а в писцовых книгах те беглые крестьяне или отцы их записаны за государем, то тех государевых беглых крестьян, сыскивая, свозить в государевы дворцовые сёла и в чёрные волости с жёнами и детьми без урочных лет. Также буде кто вотчинники и помещики начнут государю бить челом о беглых своих крестьянах, то отдавать беглых крестьян из бегов по писцовым книгам всяких чинов людям без урочных лет» |
|
В некоторых случаях, если семиклассникам трудно дается самостоятельная работа с текстом, целесообразно на базовом уровне сложности еще более адаптировать текст исторического источника – например, так: «Если государевы дворцовые и черносошные крестьяне, убежав из государевых дворцовых сёл и из чёрных волостей, стали жить во владениях патриарха, или митрополита, или монастыря, или у бояр, или у всяких вотчинников и помещиков, а в писцовых книгах те беглые крестьяне или отцы их записаны за государем, то тех государевых беглых крестьян, разыскивая, свозить обратно в государе- вы дворцовые сёла и в чёрные волости с жёнами и детьми без урочных лет. Также если кто-то из вотчинников и помещиков начнут государю жаловаться о беглых своих крестьянах, то отдавать беглых крестьян по писцовым книгам прежним их хозяевам без уроч ных лет» |
|
Вопросы базового уровня: |
Вопросы повышенного уровня: |
1. Перескажите кратко своими словами отрывок из Соборного уложения 1649 года. 2. Как изменилось положение всех рус- ских крестьян в результате принятия Соборного уложения? Подтвердите свой ответ текстом документа. 3. Объясните, почему историки считают, что Соборное уложение 1649 года означало окончательное оформление крепостного права в России? |
1. Перескажите кратко своими словами от- рывок из Соборного уложения 1649 года. 2. Назовите группы крестьянского населения в России XVII в., упомянутые в тексте, и объясните, чем они различались. 3. Объясните, почему историки считают, что Соборное уложение 1649 года означало окончательное оформление крепостного права в России? Подтвердите свой ответ текстом документа. 4. Как связаны между собой расширение территории Российского государства в XVI–XVII вв. и закрепощение крестьян? |
В 9-м классе в курсе истории при изучении сложной темы «Начало российского парламентаризма» самостоятельная работа школьников может, например, состоять в изучении описательного текста о деятельности I и II Государственных дум в начале ХХ в., их сравнении и установлении элементарных причинно-следственных связей. Но наиболее мотивированным девятиклассникам, проявляющим интерес и способности к профессии историка, можно предложить просмотр видеофрагмента проблемной лекции профессора К. А. Соловьёва, при этом обучающиеся должны понять логику проблемного изложения материала, определить позицию и аргументы ученого. Данный пример дифференциации заданий на основе познавательных потребностей обучающихся приведен в табл. 3.
Таблица 3
Задание для всех обучающихся |
Задание для «будущих историков» |
Прочитайте материал о деятельности I и II Государственных дум (http://duma.gov.ru/ duma/about/history/information/) и ответьте на вопросы: 1. Что общего вы видите в деятельности обеих Государственных дум? Назовите не менее 3 общих характеристик. 2. Какая из двух Дум оказалась более ради- кальной? Аргументируйте свой ответ. 3. Почему император распустил первые две Государственные думы? 4. Назовите председателей I и II Государ- ственных дум. Какую политическую пар- тию они представляли? |
Посмотрите фрагмент видеолекции историка К. А. Соловьёва о I Государственной думе (https://www.youtube.com/watch?v=069 KH69u_jU) и ответьте на вопросы: 1. Расскажите, опираясь на содержание ви- деолекции, каким был состав I Государ- ственной думы. 2. Почему I Государственная дума не смогла просуществовать долгое время и плодотворно работать? Назовите не менее 3 причин, которые названы в видеолекции. 3. Что такое «Выборгское воззвание»? По- чему, по мнению историка, оно не имело серьезного влияния на российское обще- ство? 4. Назовите председателей I и II Государ- ственных дум. Какую политическую партию они представляли? |
Серьезный недостаток дистанционного обучения – ослабление эмоциональной составляющей образовательного процесса. Однако возможность личного эмоционального восприятия учебного материала, расширения кругозора школьников, развития их интереса к истории и обществознанию, наоборот, может даже возрасти за счет привлечения разнообразных мультимедийных ресурсов.
Например, девятиклассники могут самостоятельно дома поработать с видеоколлажем из цветных фотографий С. М. Прокудина-Горского (https://www.youtube.com/watch?v=3LCMqe36sCE) и на основе своих впечатлений и наблюдений написать эссе «Какой была Россия в начале ХХ века?», так у каждого получится собственный образ России более чем столетней давности. Но обсуждение проделанной работы в ходе онлайн-занятия с учителем поможет выделить характерные черты России начала ХХ века и, что очень важно, понять специфику фотографии как исторического источника.
Дистанционное обучение предполагает четкие и ясные инструкции – именно они помогают обучающимся организовать свою учебную деятельность, а учителю – управлять процессом обучения. Очень важно определить «точку входа» – ресурс, где представлена логика изучения учебной темы, собраны все учебные материалы и задания или ссылки на них. Если школа использует ту или иную LMS, именно она такой «точкой входа» и является. Если же этого нет, поможет инструктивная карта, размещаемая перед изучением каждого нового тематического блока в электронном журнале/дневнике или в группе в социальной сети/мессенджере, используемой для коммуникации в условиях дистанта. В табл. 4 представлен возможный план инструктивной карты и пример карты изучения тематического блока «Рыночные отношения в современной экономике» в курсе обществознания 10-го класса.
Таблица 4
План инструктивной карты |
Пример применения плана |
Название тематического блока |
Рыночные отношения в современной экономике |
Планируемый результат |
1. Знать и уметь объяснять понятия «рынок», «спрос», «пред- ложение», «равновесная цена». 2. Понимать и уметь объяснять сущность рыночного меха- низма, видеть и изображать графически его действие в конкретных ситуациях. 3. Понимать и уметь объяснять действие неценовых факторов спроса и предложения (в том числе уметь выполнять зада- ние 10 ЕГЭ по обществознанию) |
Онлайн-занятия |
Тема «Рыночный механизм»: дата, время, ссылка на сервис видео-конференц-связи. Тема «Неценовые факторы спроса и предложения»: дата, вре- мя, ссылка на сервис видео-конференц-связи |
Обязательные задания для самостоятельной ра- боты |
Прочитать материал в учебнике (указаны номера параграфов или страниц). Посмотреть мини-лекции «Спрос на рынке», «Предложение на рынке», «Равновесная цена» (указана ссылка на ресурс, где размещены видеоматериалы). На основе изученных материалов сделать интеллект-карту (инфографику, конспект и т. п. – кому что удобно для первичного усвоения содержания темы). Выполнить практические задания по темам «Рыночный меха- низм» и «Неценовые факторы спроса и предложения» (указа- на ссылка на ресурс, где размещены задания) |
Дополнительные задания для самостоятельной ра- боты (например, для тех, кто готовится к ЕГЭ) |
Посмотреть видеоинструкцию по выполнению задания 10 ЕГЭ по обществознанию (указана ссылка на ресурс, где размещена видеоинструкция). Выполнить тренировочные задания (указана ссылка на ресурс, где они размещены) |
Текущий контроль |
Выполнить тест или иное контрольное задание (указана ссыл- ка на ресурс, где размещен тест) |
Дедлайн (может быть как общим для всего темати- ческого блока, так и дробным – для отдель- ных его частей или от- дельных заданий) |
Указан крайний срок, до которого нужно выполнить и сдать все задания |
Краткая и понятная инструктивная карта поможет обучающимся эффективно организовать самостоятельную работу и обеспечит психологический комфорт всем участникам образовательного процесса. При определении сроков выполнения заданий необходимо учитывать как возраст и уровень сформированности регулятивных навыков обучающихся, так и реальные технические возможности (как минимум соотношение количества человек и компьютеров в семьях). Планируемый результат, указанный в инструктивной карте, должен быть сформулирован предельно кратко и понятно для ученика и его родителей, обязательно в деятельностной форме (приоритет – умения, применение знаний на практике). Именно на достижение этого результата должны быть направлены все обучающие и контрольные задания, предлагаемые в рамках изучаемой темы.
Эффективная организация дистанционного обучения возможна при условии соблюдения ряда основных принципов:
1. Гибкая организация учебного процесса, предполагающая сочетание синхронного и асинхронного взаимодействия обучающихся друг с другом и с учителем.
2. Постоянное развитие учебной самостоятельности и регулятивных навыков, поощрение познавательной, творческой активности обучающихся.
3. Блочно-модульное построение учебного курса с усилением мотивационного и рефлексивного компонентов в каждом учебном модуле/тематическом блоке.
4. Широкое и разнообразное использование мультимедийных образовательных и просветительских ресурсов.
5. Учет требований СанПиН и технических возможностей школы и семьи при использовании ИКТ.
Помимо общеизвестных образовательных порталов и инструментов Skysmart, «Учи.ру», «ЯКласс», РЭШ, МЭШ, «Интернет-урок» и т. п., учителям истории, обществознания, экономики и права могут быть полезны многие другие мультимедийные ресурсы, представленные ниже.
Изучению истории способствуют разнообразные по содержанию и форме мультимедийные ресурсы, представленные на официальных сайтах российских и зарубежных исторических и художественных музеев. Там можно найти документальные и анимационные фильмы, видеолекции ведущих специалистов, аудиоподкасты, оцифрованные коллекции музейных предметов и художественных произведений, виртуальные путеводители и онлайн-экскурсии, тематические виртуальные проекты, игры и тесты, онлайн-квесты, подборки обучающих материалов.
Особенно интересны в этой связи медиапортал Государственного истори ческого музея (mediashm.ru/), в частности проект «Открытый урок с Евгением Пчеловым» и цикл анимационных фильмов «Вперёд в прошлое», проект «Большой музей» (shm.bm.digital/), официальный сайт музеев Московского Кремля (www.kreml.ru/) и его онлайн-коллекции (staytuned.kreml.ru/), официальный сайт Музея Победы (victorymuseum.ru/), виртуальные выставки Музея истории ГУЛАГа (gmig.ru/museum/virtual_exhibitions/). Отличается разнообразием виртуальный портал Государственного центрального музея современной истории России (vm.sovrhistory.ru/sovremennoyistoriirossii/) и его специальные проекты «История для всех. ХХ век» (historyxx.sovrhistory.ru/) и «Такие 90-е: время перемен» (1990s.sovrhistory.ru/).
Мир искусства открывают детям и взрослым официальный сайт Государственного Эрмитажа (hermitagemuseum.org/) и проект «Эрмитажная Академия» (academy.hermitagemuseum.org/), официальный сайт Государственного Русского музея (rusmuseum.ru/) и образовательный портал «Здравствуй, музей!» (hellomuseum.ru/), официальный сайт Государственной Третьяковской галереи (tretyakovgallery.ru/) и просветительский проект «Лаврус» (lavrus.art/), официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (pushkinmuseum.art/).
Для организации проектной и исследовательской деятельности по исто- рии очень полезны ресурсы Федерального архивного агентства: сайт «Архивы – школе» (school.rusarchives.ru/), сайт «Победа. 1941–1945» (victory.rusarchives.ru/ index), архивные интернет-проекты и электронные коллекции документов (rusarchives.ru/arhivnye-online-proekty), оцифрованные дневниковые записи и воспоминания людей XIX–XX вв. на сайте «Прожито»: (prozhito.org/).
Недавно созданный образовательно-просветительский портал Российского исторического общества «РИО.Компас» (compass.historyrussia.org/) представляет собой обширную библиотеку онлайн-ссылок на верифицированные исторические материалы, размещенные в русскоязычном сегменте интернета. На портале Российского военно-исторического общества «История.РФ» (histrf.ru/) размещены видеолекции, статьи, фильмы, аудиозаписи, инфографика, тесты по истории России, преимущественно военной. Портал культурного наследия «Культура.РФ» (culture.ru/) содержит подборки фильмов, статей, иллюстраций, видеолекций и аудиозаписей, а также отличные тесты по истории российской культуры, направленные на расширение кругозора детей и взрослых.
Видеолекции и подборки просветительских материалов практически по всем разделам истории и обществознания можно найти на порталах «Постнаука» (postnauka.ru/) и «Арзамас» (arzamas.academy/). Для изучения обществознания также могут быть полезны интернеткурс по подготовке к ЕГЭ по обществознанию от учителя года – 2018 А. М. Динаева (youtube.com/watch?v=9lXCqndvGA), курс лекций «Экономика для неэкономистов» преподавателя НИУ ВШЭ И. А. Кима (youtube.com/watch?v=i3R0tAcpl98), материалы Федерального методического центра по финансовой грамотности (fmc.hse.ru/), портал «Финансовая культура» (fincult.info/), сайт «Образовательные проекты ПАКК» (edu.pacc.ru/).
В настоящее время вопрос дистанционного обучения является крайне актуальным по причине сложившейся обстановки не только в стране, но и в мире в целом. Образовательная деятельность должна осуществляться в любом случае и дистанционный подход – единственный выход из сложившейся временной ситуации.
1. Сидоров С.В. Организационные особенности вебинара [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/organizacionnye_osobennosti_vebinara/14-1-0-353 (дата обращения: 30.03.2023)
2. Токмянина С.В, Уколова О.С, Шерер А.А. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2021. – 35 с
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.