Перед современным учителем возникает реальная потребность в овладении и приобретение навыков использования новых педагогических методов и средств. Дистанционное обучение (ДО) – это форма учебного процесса, где учащиеся совместно с учителем общаются при помощи коммуникационной сети интернет и ИКТ. Данные технологии требуют объединения педагогической системы с организацией учебной деятельности.
Дистанционные формы обучения (ДО) на уроках английского языка
и во внеурочное время как средство реализации ФГОС
После создания компьютера и глобальной паутины в XX веке появилась неизвестная ранее
возможность создание и оформление учебнометодических материалов в электронном формате,
с использованием интерактивных упражнений. Дистанционное обучение, с помощью
преподавателя или самостоятельно, позволяет изучение английского языка сделать доступным
для
интернет.
Обучение онлайн очень удобно, экономично, но требует в некоторой степени самостоятельности
и самоорганизации, только тогда оно принесет ощутимые результаты, будет эффективным.
компьютер
всех,
есть
кого
у
и
Так, в современном обществе чтобы повысить качество обучения необходим процесс обновления
российского образования. Именно дистанционные технологии дают такую возможность. Но для
этого важно продумать создание системы устойчивого развития дистанционной формы
обучения,
информативные и
организационные виды учебной деятельности учащихся.
раскрывая в совокупности психологопедагогические,
Перед современным учителем возникает реальная потребность в овладении и приобретение
навыков использования новых педагогических методов и средств. Дистанционное обучение (ДО)
– это форма учебного процесса, где учащиеся совместно с учителем общаются при помощи
коммуникационной сети интернет и ИКТ.
Дистанционное обучение – сочетание образовательных технологий, при которых осуществляется
целевое взаимодействие педагогов и школьников, при этом вне зависимости от места их
пребывания и разделения во времени, где основой такого сотрудничества является
педагогически организованные информационные технологии,
например, с помощью
телекоммуникаций и телевидения. К основным дистанционным образовательным технологиям
относятся:
Кейсовая технология или портфельная технология наборов (кейсов) учебнометодических
материалов (на бумажных носителях и компактдисках) и распространение их обучающимся для
самостоятельного обучения (от английского case, suitcase – портфель).
Кейсовая или тренинговая технология, которая основана на использовании ситуационно
тренинговых методов обучения (от английского case – случай, ситуация).
Телевизионная или телекоммуникационная технология – технология обучения с применением
телевизионных средств.
Интернетсетевая технология технология, на базе сети Интернет, чтобы обеспечить
обучающихся учебнометодическими материалами. Данные технологии имеют широкое
применение компьютерных обучающих программ и электронных учебников посредством
глобальной (Интернет) компьютерных сетей.
Допускается сочетание технологий. Они основанные на использовании интегрированной
образовательной среды.
Дистанционное обучение может осуществляться в двух режимах:
Асинхронный режим обучения, это то, что в электронных коммуникациях называется режимом
ofline. Например, электронные тесты, форум, обмен файлами, чтение электронных учебников.Синхронный режим обучения, более распространенное понятие как режим online или реального
времени, когда происходит одновременное подключение участников образовательного процесса
к образовательным сервисам. Например, чат, видеоконференция и др.
Отечественными учёными выявлены основные методические принципы, которые нужно
учитывать для достижения большей эффективности при обучении иностранным языкам.
Коммуникативный принцип: не только при общении с учителем, но и при работе в группах,
разработке совместных проектов, также и международных с носителями языка.
Принцип сознательности: использование определённой системы правил, формируя языковые
навыки, в совокупности дает обучаемому представление о системе изучаемого языка.
Принцип опоры на родной язык.
Принцип наглядности: языковые (аутентичные тексты, речевые образцы); зрительные (с
использованием разнообразных средств Multimedia, организации видеоконференций); слуховые
(использование определённых программных средств – саундбластеров, CDROM, а также
организация аудиоконференций).
Принцип доступности: обеспечивается благодаря интерактивному режиму работы.
Принцип положительного эмоционального фона: дает возможность сформировать
устойчивую мотивацию учения для каждого обучаемого.
Известно, что важная роль дистанционного обучения отражена и в статье 16 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.: «Реализация
образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий». Также, Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 9 января 2014 г. N 2 г. Москва "Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ". А на конгрессе ЮНЕСКО ДО было названо образованием XXI века, т.к. его сильные
стороны открытость, экономичность, непрерывность, доступность, гибкость и др., которые
создают благоприятные условия для обучения.
Рассматривая важные позиции ФГОС (НОО, ООО), чтобы соответствовать требованиям
информационного общества, нужно больше уделять внимание воспитанию и развитию качеств
личности. Однозначно утверждается, что требуются не только знания учащихся находить
информацию, но и использовать её в решении задач личного характера. Возникает вопрос о том,
каким образом обеспечить «разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных
особенностей каждого ученика», «рост творческого потенциала, познавательных мотивов,
обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной
деятельности»?
Данные технологии требуют объединения педагогической системы с организацией учебной
деятельности. При этом происходит повышение познавательных возможностей школьников,
раскрывая данный формат обучения как личностноориентированный на более высоком уровне.
Осваивая ИКТ в школе, учащиеся имеют возможность для достижения не только предметных, но
и личностных (готовность к саморазвитию), и метапредметных результатов (познавательные,
регулятивные, коммуникативные УУД). Не только отметки показывают высокие достижения и
успех школьников, проявляется огромная «жажда» проявить себя и на уроках, и во внеурочнойдеятельности. В частности, дистанционные конкурсы, предметные олимпиады, викторины
онлайн, предметные недели, конкурсыигры по предмету.
Опыт участия моих ребят показывает, что каждый из учеников выбирает мероприятие по душе, в
чём чувствует силы участвовать результативно. Все конкурсные задания оформляются на
компьютере с использованием разных программ, которые оговариваются в условиях конкурсов.
Например, создание интернеткниги комиксов, отметить на линии времени важные даты
известного писателя (интернет ресурс или программа). Каждое дистанционное мероприятие это
новая ступенька к вершине знаний, ключ к успеху и развитию. Имея широкий выбор конкурсов,
учитель может выбрать мероприятие, как для учащихся начальной школы, так и для
старшеклассников. Интересные задания, направленные на всестороннее изучение предмета,
развивающие логическое мышление, фантазию и креативность, привлекут внимание и детей, и их
родителей. Задания конкурсов можно выполнять не только в школе, но и дома, в зависимости от
положения конкурса (дистанционные олимпиады МЕТАШКОЛА или ФОКСФОРД). Вот уже в
течение 4 лет мои ученики активно участвуют и побеждают в различных дистанционных
образовательных мероприятиях. Еще одна распространенная модель дистанционного обучения,
которая осуществляется асинхронно, электронная почта, социальная сеть ВКонтакте или через
мой webсайт. На страницах сайта вы сможете найти разнообразные учебные пособия, задания и
другие материалы, необходимые для изучения английского языка. Для эрудитов и
любознательных есть страничка конкурсов, викторин, проектов. Также, на сайте размещаются
полезные ссылки и рекомендации. (http://englishray.jimdo.com).
Для создания заданий я использую сервисы Google: Google Документ, Презентация, Таблица.
Тесты создаю через Google Формы. Ссылки на тесты размещаю Вконтакте (основное учебное
общение). В последнее время очень активно мои учащиеся выполняют проверочные работы на
образовательном сайте ЯКласс. Здесь из готового учебного материала можно составить свои
самостоятельные работы, сохраняя время учителя для создания, например, интернетвыставки
проектов детей по заданной тематике на интерактивной интернетдоске LINOIT. Также, можно
провести
это?»
(http://linoit.com/users/veraborisova/canvases/Alcoholism.%20What%20does%20it%20mean%3F)
«Алкоголизм.
внеклассное
мероприятие
Что
Перед учителем встает задача постоянно отслеживать качество выполненных заданий, вносить
коррективы и информировать ученика о допущенных ошибках, давать общую оценку работе.
Такие контакты учат новым способам общения между учеником и учителем, готовят к новым
формам обучения. Непосредственное взаимодействие с информационными технологиями в
рамках учебного процесса позволяет учащимся существенно расширить свое информационное
поле, получить доступ к обширным базам данных, познакомиться с мнениями разных людей по
интересующему вопросу.
Мониторинг используемых дистанционных технологий в учебной
деятельности
Классы
(челове
к)
Типы дистанционных технологий
Linoit
Вконтакт
интеракти
е
(обмен
в-ная
доска
информа-
онлайн
цией)
Интерне
т-
словари
3 класс
-
5
3
Тренажер
ы/
компьют-
е
программ
ы
(в
классе/
дома)
10/3
«ЯКласс»
(проверочн
ые работы
онлайн)
Дистанцион
ные
олимпиады
(в
классе/дома
)
-
5/24 класс
-
5 класс 5
6 класс 7
7 класс 8
-
8 класс
10
10
класс
4
5
7
8
8
15
2
5
7
8
7
10
12/2
12/2
12/4
8/7
8/4
15/6
-
2
4
5
-
8
2/2
3/3
4/5
10/7
6/4
10/6
На протяжении дистанционных конкурсов проявляют себя, в основном, талантливые и
творческие школьники. Поэтому дополнительная задача учителя привлечь и раскрыть детей,
нуждающихся в социальной защите (опека, ОВЗ). Участникам дистанционных мероприятий
предоставляется возможность соревноваться в масштабе, выходящем за рамки учебного
учреждения и региона. Главная задача педагога сформировать у детей понимание, что
компьютер и сеть Интернет не являются развлечением, а только «помощник» для развития
детских талантов, увлечений, дополнительная возможность общения и углубления знаний по
предмету. ДО – это замечательный шанс проверить свои знания и умения, развить логическое и
языковое мышление. Значит серьезная задача учителя развивать увлечения детей, показать все
возможности, чтобы проявить себя также и вне школы, даже используя и ресурсы Интернет. Не
стоит забывать об актуальном факторе как портфолио собственных достижений, которое
раскрывает больше возможностей и для выпускника (дополнительные баллы), также, например,
для приглашения в обучающий лагерь («Артек»). Что касается родителей? Данная форма работы
в полной мере поможет показать «милое чадо» как творца, понимание его уникальности. Что ДО
для нас, учителей? Прежде всего, у учителя появляется дополнительная возможность оценить
способности школьников по предмету; рассмотреть новы грани таланта своих учеников;
серьезнее осознать потребности и мотивы их учебной деятельности. "Педагог не тот, кто учит,
педагог тот, кто чувствует, как ученик учится" В. Ф. Шаталов.
Источники:
1)
Проф ФГОС Аннотация к книге "Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования. ФГОС" Казакова А. А. Издательство: Просвещение,
2016 г.
2)
3)
https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4812/
http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogikacitatyobobrazovanii/Ссылка на проверку https://text.ru/antiplagiat/5923b3bed7dfb