Пустовалова Я.В.
г.Костанай
Дистанцонное обучение детей с особыми образовательными потребностями учителя-дефектолога.
В статье ставится задача рассмотреть дистанционное обучение детей с особыми образовательными потребностями.Выявить плюсы и минусы дистанционного обучения.Поддерживать эффективность своего преподавания,как при традиционной форме обучения.
Ключевые слова: Дистанционное обучение,учитель-дефектолог,дети с особыми образовательными потребностями.
Моя деятельность в школе направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах.
Цель моей работы заключается в
обеспечении помощи учащимся испытывающим трудности в обучении, коррекции и развитии познавательной сферы
ребенка в динамике образовательного процесса.
Задачи учителя-дефектолога:
- максимальная коррекция и развитие нарушенных психических процессов и
функций;
- нормализация ведущих видов деятельности обучающихся;
- активизация познавательной деятельности детей;
- повышение уровня умственного развития;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
Основными формами коррекционно-развивающего воздействия являются индивидуальные
занятия которые строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся в соответствии со структурой и характером нарушений.
Общая структура деятельности учителя-дефектолога
1. Диагностический блок Цель: выявление
трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на
котором эти трудности возникли, и условий их преодоления.
2. Коррекционный блок Цель: определение
содержания коррекционной работы, составление плана
коррекционно-развивающего воздействия на ребенка в образовательной и
повседневной деятельности.
3. Аналитический блок Цель: анализ процесса и эффективности
коррекционного воздействия на развитие обучающегося и системы
комплексного подхода к его обучению.
При работе с категорией наших детей ,педагог должен учитывать особенности
познавательной деятельности умственно отсталого ребенка:
-Новый учебный материал, необходимый для усвоения, нужно делить на
маленькие порции,допустим тему осень я делю на 3 урока, знакомство с темой урока,обобщение
и закрепление.
-Использовать наглядные методы обучения.
-Закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений.
-Многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.
В связи со сложившимися обстоятельствами все школы перешли на дистанционный режим и мы не исключение.
Как учитель-дефектолог, на данный момент и
я работаю в таком формате.И продолжаю выполнять ряд поставленных задач.
Нужно было в сжатые сроки перестроить себя и
учеников на новый вид обучения. Во-первых, дети воспринимали
карантин как продолжение каникул, когда не надо ничего делать. Во-вторых,
домашняя обстановка расслабляла учеников. Детям нашей категории сложно
объяснить отсутствие учителя. Мои ученики привыкли выполнять работу под
моим руководством. В третьих, технические проблемы – плохая связь, слабый
интернет, нехватка ноутбуков. За помощью я обратилась к родителям. Мы продумали
план работы и решили задания отправлять им на электронную почту. И у кого
есть возможность по «ватсапу» вести диалог с ребенком, чтобы он видел учителя.
Уроки согласовывала с родителями заранее, когда мои ученики более
готовы к принятию информации. Главное во время дистанционного обучения
держать обратную связь с учащимися. Оценивать их работу и давать комментарии к
оценкам. Нужно больше поощрять их работу. Ни в коем случае нельзя расстраивать
ребенка, если что-то идет не так. Это новый опыт для адаптации и
перестройки учебного процесса, где требуется время. Задания продумывала так,
чтобы родители не оказались в сложной ситуации перед ребенком. Выполнения
заданий детьми, не ограничивала во времени.
Если говорить о плюсах и минусах дистанционного обучения, выделю следующие:
1.Свобода
действий.
Действительно, если за учеником не следить – он, вполне вероятно, вообще забросит
учебу.
2. Нехватка личного общения.
Традиционное обучение ценно не только набором знаний. Важный элемент
оффлайн-обучения – это личное общение. Получая традиционное обучение, учащийся
взаимодействует с учителем в неформальной обстановке. Такое общение очень
ценно.
Но, несмотря на все трудности и новизну дистанционного обучения, считаю, что мы достойно выполняем поставленные задачи по освоению детьми программного материала. В дальнейшей нашей работе, нужно пополнять и совершенствовать знания по дистанционному обучению.
Закончить свое выступление хочется двумя правилами дефектологии:
Чем раньше начата коррекционная работа,тем будет лучше результат
2.Подходить к решению проблемы нужно комплексно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.