Пустовалова Я.В.
г.Костанай
LEGO - технологии как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта на уроках изобразительного искусства.
В статье ставится задача рассмотреть эффективность применения LEGO-технологий как средства развития зрительного восприятия младших школьников на уроках изобразительного искусства. Урок должен стать более результативным, так как в его основу положено LEGO-конструирование, повышающее интерес к изучаемой теме.
Ключевые слова:LEGO-технологии, нарушение интеллекта, восприятие, зрительное восприятие, изобразительное искусство.
Количество людей с интеллектуальной недостаточностью постоянно растет. Тенденция к увеличению их числа прослеживается со второй половины ХХ века. Истинная картина заболеваемости превышает данные реальной статистики в несколько раз.
В работе с такими детьми Сухомлинский рекомендовал учителю проявлять особый педагогический такт. Сниженная способность к обучению, отклонение от нормального психического развития не является фактором, который бы обрекал ребенка на отсталость. Отклонения не должны накладывать на ребенка клеймо неполноценности. Возможности воспитания способностей очень велики. В условиях правильного воспитания умственные способности даже при значительных аномалиях постепенно развиваются, выравниваются. «Необратимых отклонений, которые бы обрекали на длительную ограниченность, нет», — утверждает Сухомлинский.
Исследования ученых (А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, С.Я. Рубинштейн и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга [1, с.94].
При умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Зачастую восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них зрения, слуха, недоразвития речи.Даже в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. На это указывают исследования психологов (Ж.И. Шиф 1965, С.Я. Рубинштейн 1986).
Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. Основной объём информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению [4, с.6].
Это обусловлено тем, что зрение более, чем какой-либо другой анализатор, позволяет получать широкую, многоаспектную и разнообразную информационные задачи [3, с.55].
Существуют различные подходы к пониманию и определению понятия «зрительное восприятие».
Зрительное восприятие - (англ. visualрerceрtion) - совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы [2, с.41-42].
Зрительное восприятие играет огромную роль в познании человеком мира, усвоении социального опыта, в формировании различных видов деятельности, в установлении контактов с другими людьми.
Изучением зрительного восприятия занимались такие ученые как: В.И. Голод, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Н.В. Бавра, Э.Ф. Караваев, Д.Н. Разеев и многие другие выдающиеся ученые.
Развитие зрительного восприятия детей с нарушением интеллектуального развития имеет ряд особенностей и проявляется в несформированности эталонов.
Для исследования зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта можно использовать психолого-педагогические методики С.Д.Забрамной и Е.А.Стребелевой, позволяющие изучить каждое из свойств зрительного восприятия:
1.Методика «Цветовое восприятие» (Е.А. Стребелева);
2.Методика «Сложи разрезную картинку» (Е.А. Стребелева).
3.Методика «Диагностика кратковременной зрительной памяти и восприятия» (Н.А. Бернштейн в модификации С.Д. Забрамной).
Диагностические методики необходимо проводить индивидуально с каждым ребенком в комфортной для него обстановке.
Трудности в проведении методики у младших школьников с нарушением интеллекта чаще всего возникают в силу их психофизиологических особенностей. Сложность проявляется в том, что тяжело научить детей концентрировать внимание на запоминаемом объекте. Успешному прохождению методики мешает отвлекаемость и утомляемость. Инструкции усваиваются не всегда всеми детьми, чаще всего нужно повторять. При выполнении задания у многих отсутствует навык самостоятельности, поэтому учащиеся нуждаются в организующей помощи со стороны педагога.
Информация воспринимается и запоминается лучше всего тогда, когда она эмоционально насыщенна.
Традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способны в полной мере способствовать динамическому развитию зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта.
Работа с применением LEGO позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации[43].
Конструирование, как вид изобразительного творчества способствует развитию зрительного восприятия, пространственно-образного мышления, архитектурно-художественных навыков, координирует работу пальцев и мозга, развивает мелкую моторику рук. Вырабатывается усидчивость, аккуратность.
Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
ü Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, схема или изображение).
ü При конструировании по условиям - образец отсутствует, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (к примеру, домик для лошадки должен быть большим, а для собачки- маленьким).
ü Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который есть в его распоряжении.Этот тип конструирования эффективнее остальных развивает творческие способности [49].
Следовательно, урок должен становится более результативным, так как в его основу положено LEGO-конструирование, повышающее интерес к изучаемой теме.
Если включить в обучающий процесс LEGO- технологии как средство развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта они станут сосредоточенны на заданиях, более вовлечены в учебный процесс, и, что самое главное для нашего исследования, у них улучшится зрительное восприятие.
Библиографический список
1.Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. -- М.: Просвещение, 1988. - 94 с. - (Учебное пособие для педагогических институтов)
2.Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М. : Просвещение, 2009 с .41-42
3.Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова –– М . : Академия, 2002. – 160 с. – (Высшее образование)с.55
4.Резанцева И.Е. Коррекция и развитие зрительного восприятия умственно отсталых младших школьников // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 – с.6
5.Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний // Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М.: Просвещение, Владос, 1995. - с.: 5-18.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.