Дизартрия
Оценка 5

Дизартрия

Оценка 5
Документация
pptx
дефектология
Взрослым
04.04.2023
Дизартрия
Дизартрия: причины, характеристика форм дизартрии, коррекционная работа
Презентация по теме _Дизартрия_Зиярат.pptx

Дизартрия Махачкала, 2023

Дизартрия Махачкала, 2023




Дизартрия









Махачкала, 2023

ДИЗАРТРИЯ (лат.) – греческий термин, в переводе означает расстройство членораздельной речи – произношения (dis — нарушение признака или функции, arthroo — сочленение)

ДИЗАРТРИЯ (лат.) – греческий термин, в переводе означает расстройство членораздельной речи – произношения (dis — нарушение признака или функции, arthroo — сочленение)

ДИЗАРТРИЯ (лат.) – греческий термин, в переводе означает расстройство членораздельной речи – произношения (dis — нарушение признака или функции, arthroo — сочленение)




ДИЗАРТРИЯ
- это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в
разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной
системы:
в легких случаях - отдельные искажения звуков, «смазанная речь»;
в более тяжелых - искажения, замены и пропуски звуков, нарушение темпа, выразительности, модуляции, в целом произношение становится невнятным;
при тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).

Причины дизартрии У взрослых : очаговые поражения мозга при нарушениях кровообращения, опухолях головного мозга; инфекционные болезни нервной системы; черепно-мозговые травмы

Причины дизартрии У взрослых : очаговые поражения мозга при нарушениях кровообращения, опухолях головного мозга; инфекционные болезни нервной системы; черепно-мозговые травмы

Причины дизартрии

У взрослых:
очаговые поражения мозга при нарушениях кровообращения, опухолях головного мозга;
инфекционные болезни нервной системы;
черепно-мозговые травмы.

У детей:
перинатальная патология;
легкая асфиксия;
родовая травма;
поражение нервной системы при гемолитической болезни;
пороки развития нервной системы;
наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Патогенез дизартрии Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в…

Патогенез дизартрии Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в…

Патогенез дизартрии

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.

Механизмы дизартрии

Механизмы дизартрии

Механизмы дизартрии

Дизартрия

Дизартрия

Клинико-физиологические аспекты дизартрии

Клинико-физиологические аспекты дизартрии

Клинико-физиологические аспекты дизартрии

Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении и развитии двигательных и речевых зон и проводящих путей определяет частое сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности.

Особенности дизартрии у детей смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов, что связано с диффузностью поражения мозговых структур сочетание дизартрии с

Особенности дизартрии у детей смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов, что связано с диффузностью поражения мозговых структур сочетание дизартрии с

Особенности дизартрии у детей

смешанный характер с сочетанием различных клинических синдромов, что связано с диффузностью поражения мозговых структур
сочетание дизартрии с ЗРР, ЗПР, моторной алалией, заиканием
сложная дезинтеграция речевого развития в целом, так как неблагоприятное воздействие оказывается на развивающийся мозг

Дизартрия

Дизартрия

Психолингвистические аспекты дизартрии нарушается реализация двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания: голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений; нарушения языковых операций на уровне…

Психолингвистические аспекты дизартрии нарушается реализация двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания: голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений; нарушения языковых операций на уровне…

Психолингвистические аспекты дизартрии

нарушается реализация двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания: голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений;
нарушения языковых операций на уровне процессов, связанных с выбором нужного слова (недостаточная упроченность кинестезий);
недостаточность формирования общей схемы высказывания (трудности в выделении существенный и торможении побочных связей);
недостаточная сформированность симультанных пространственных синтезов, что затрудняет формирование сложных логико-грамматических отношений. Это проявляется в затруднениях формирования высказывания и его декодирования.

Классификация дизартрии На основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О

Классификация дизартрии На основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О

Классификация дизартрии

На основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О.В. Правдина)
На основе синдромологического подхода (И.И. Панченко)
По степени нарушения речи

Дизартрия

Дизартрия

Классификация на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи

Классификация на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи

Классификация на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи

Бульбарная дизартрия
Псевдобульбарная дизартрия
Экстрапирамидная (или подкорковая) дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия

Классификация на основе синдромологического подхода спастико-паретическая дизартрия спастико-ригидная дизартрия спастико-гиперкинетическая дизартрия спастико-атактическая дизартрия атактико-гиперкинетическая дизартрия

Классификация на основе синдромологического подхода спастико-паретическая дизартрия спастико-ригидная дизартрия спастико-гиперкинетическая дизартрия спастико-атактическая дизартрия атактико-гиперкинетическая дизартрия

Классификация на основе синдромологического подхода

спастико-паретическая дизартрия
спастико-ригидная дизартрия
спастико-гиперкинетическая дизартрия
спастико-атактическая дизартрия
атактико-гиперкинетическая дизартрия

Классификация по степени нарушения речи

Классификация по степени нарушения речи

Классификация по степени нарушения речи

Стертая дизартрия
Дизартрия
Анартрия

Симптоматика дизартрии Вставка рисунка

Симптоматика дизартрии Вставка рисунка

Симптоматика дизартрии

Вставка рисунка SmartArt

Симптомы дизартрии

Речевые симптомы

Неречевые симптомы

I. Синдром нарушения
артикуляционной моторики
II. Синдром нарушения
речевого дыхания
III синдром нарушения голоса
и мелодико-интонационные
расстройства


Нарушение общей
моторики, тонкой моторики
рук, мимики
2. Нарушение познавательных
функций
3. Особенности эмоционально-
волевой сферы

Синдром нарушения артикуляционной моторики

Синдром нарушения артикуляционной моторики

Синдром нарушения артикуляционной моторики

Нарушение тонуса речевых мышц (гипотония, гипертония, дистония);
Ограничение подвижности артикуляционного аппарата вследствие парезов и параличей;
Наличие насильственных движений (гиперкинезы, тремор, синкинезии) органов артикуляции;
Дискоординантные расстройства в процессе артикуляционных движений (гипо- и гиперметрия);
Нарушения реципрокной иннервации;
Нарушение проприоцептивной афферентной импульсации от рецепторов, расположенных в артикуляционных мышцах;
Оральные и артикуляционные диспраксии (кинетические и кинестетические);
Сохранность врожденных автоматизмов (позотонических рефлексов и рефлексов орального автоматизма).

Синдром нарушения речевого дыхания

Синдром нарушения речевого дыхания

Синдром нарушения речевого дыхания

Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи;
Активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот;
Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох;
Тенденция говорить на вдохе;

Синдром нарушения голоса и мелодико-интонационные расстройства недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи); нарушения тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый;…

Синдром нарушения голоса и мелодико-интонационные расстройства недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи); нарушения тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый;…

Синдром нарушения голоса и мелодико-интонационные расстройства

недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи);
нарушения тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д.);
слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона);
нарушение мелодико-интонационной стороны речи.

Таким образом : основные симптомы дизартрии — нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи — определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств;…

Таким образом : основные симптомы дизартрии — нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи — определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств;…

Таким образом:
основные симптомы дизартрии — нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи — определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств;
при дизартрии нарушается низший фонологический уровень языка.

Обследование детей с дизартрией

Обследование детей с дизартрией

Обследование детей с дизартрией

Обследование строится:
на общем системном подходе,
с учетом специфики речевых и неречевых нарушений,
общего психоневрологического состояния ребенка,
возраста ребенка.

Ранняя диагностика дизартрии: наличие псевдобульбарного синдрома (слабость крика или его отсутствие (афония), нарушения сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов), асимметрия лица, подтекание…

Ранняя диагностика дизартрии: наличие псевдобульбарного синдрома (слабость крика или его отсутствие (афония), нарушения сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов), асимметрия лица, подтекание…

Ранняя диагностика дизартрии:

наличие псевдобульбарного синдрома (слабость крика или его отсутствие (афония), нарушения сосания, глотания, отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов),
асимметрия лица, подтекание молока из одного угла рта, отвисание нижней губы, что препятствует захвату соски или соска,
недостаточная интонационная выразительность крика, голосовых реакций,
сохранность врожденных безусловных рефлексов,
речевые симптомы: стойкие дефекты произношения, недостаточность произвольных артикуляционных движений, голосовых реакций, неправильное положение языка в полости рта, его насильственные движения, нарушения голосообразования и речевого дыхания, задержанное развитие речи.

Диагностика стертой дизартрии Основные критерии диагностики: наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений (ограничение объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания…

Диагностика стертой дизартрии Основные критерии диагностики: наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений (ограничение объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания…

Диагностика стертой дизартрии

Основные критерии диагностики:
наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений (ограничение объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации);
наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев рук при движениях языка);
замедленный темп артикуляционных движений;
трудность удержания артикуляционной позы;
трудность в переключении артикуляционных движений;
стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;
наличие просодических нарушений.

Функциональные пробы Проба 1.

Функциональные пробы Проба 1.

Функциональные пробы

Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.
Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.

ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ДИЗАРТРИИ


1. Подготовительный этап
- нормализация мышечного тонуса (логопедический массаж)
- артикуляционная гимнастика (пассивная и активная)
- работа над дыханием (формирование навыка нижнереберного диафрагмального дыхания, координация процесса дыхания и голосоведения)
- работа над голосом (формирование навыка «мягкого» голосоведения, развитие силы, высоты, громкости, тембральной окраски голоса)
- развитие навыков невербальной коммуникации

Этап постановки и начальной автоматизации звуков 3 этап

Этап постановки и начальной автоматизации звуков 3 этап

2. Этап постановки и начальной автоматизации звуков
3 этап. Автоматизация поставленных звуков в слоговых рядах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, пословицах и поговорках
4 этап. Дифференциация поставленных звуков.
5 этап. Формирование просодических характеристик: темпо-ритмической организации речи, её интонационно-мелодической выразительности, дикционного качества речи.

Дизартрия

Дизартрия

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2023