Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №70» г.Кемерово
«Для чего мне нужны физические нагрузки»
Выполнила: ученица 9 «А»кл., Кирпикова.А.
Руководитель: учитель географии, Камалина Н.В.
2021
Содержание:
1. |
Введение. |
3 |
2. |
Важная роль физических упражнений. |
5 |
3. |
Влияние физических нагрузок на различные системы органов. |
6 |
3.1. |
Влияние физических нагрузок на обмен веществ и энергии. |
9 |
3.2 |
Влияние физических нагрузок на обмен веществ и энергии. |
10 |
3.3 |
Влияние физических нагрузок на нервную систему. |
11 |
4 |
Негативное влияние больших физических нагрузок. |
12 |
5 |
Значение физических упражнений для учащихся в период экзаменов. |
14 |
6 |
Заключение. |
15 |
7 |
Литература. |
16 |
1.Введение
В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко снижает работоспособность организма .
Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны.
Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.
В то же время вредны и перегрузки . Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.
Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей с различными заболеваниями постоянно растёт.
Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред.
Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Цель: разработать комплекс физических упражнений в период подготовки к экзаменам.
Задачи:
· изучить влияние физических нагрузок на различные системы органов человека;
· опытным путем доказать положительную и отрицательную динамику состояние здоровье человека занимающегося физкультурой.
Проблема : недостаток двигательной активности
Актуальность: актуальность проекта определяется тем , что современное общество предъявляет высокие требования к состоянию здоровья граждан.
Одна из причин ухудшения основных показателей здоровья является снижение физической активности.
2. Важная роль физических упражнений
Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым, повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.
В ответной реакции организма человека на физическую нагрузку первое место занимает влияние коры головного мозга на регуляцию функций основных систем: происходит изменение в кардиореспираторной системе, газообмене, метаболизме и др. Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови. Совершенствуются функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику. Сочетанная деятельность мышц и внутренних органов регулируется нервной системой, функция которой также совершенствуется при систематическом выполнении физических упражнений.
Если же мышцы бездействуют — ухудшается их питание, уменьшаются объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничение в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям в организме человека.
3. Влияние физических нагрузок на различные системы органов.
Одна из доминирующих черт нашего времени - ограничение двигательной активности современного человека. Сто лет назад 96% трудовых операций совершались за счет мышечных усилий. В настоящее время - 99% с помощью различных механизмов. Необходима компенсация дефицита двигательной активности, иначе наступает расстройство, дисгармония сложной системы организма человека.
Организм человека состоит из отдельных органов, выполняющих свойственные им функции. Различают группы органов, выполняющих совместно общие функции, - системы органов. Из внешней среды организм получает все необходимые для жизнедеятельности и развития вещества, вместе с тем он получает поток раздражителей (t, влажность, солнечная радиация, производственные вредные воздействия и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма (гомеостаз).
Нормальное существование человека в этих условиях возможно только в том случае, если организм своевременно реагирует на воздействия внешней среды соответствующими приспособительными реакциями.
Физические упражнения становятся своеобразным регулятором, обеспечивающим управление жизненными процессами и сохранение постоянства внутренней среды. А значит, физические упражнения надо рассматривать не только как развлечение и отдых (что важно!), но и как средство сохранения здоровья (что ещё более важно!).
Недостаточная двигательная активность создает особые неестественные условия для жизнедеятельности человека, отрицательно воздействует на структуру и функции всех тканей организма человека. Вследствие этого наблюдается снижение общих защитных сил организма, увеличивается риск возникновения заболеваний.
Прогресс науки и техники предъявляет современному человеку высокое требование к его физическому состоянию и увеличивает нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы.
Наряду с разумным сочетанием труда и отдыха, нормализацией сна и питания, отказа то вредных привычек систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма.
Человек, ведущий подвижный образ жизни систематически занимающийся физическими упражнениями, может выполнить значительно большую работу, чем человек, ведущий малоподвижный образ жизни. Это связано с резервными возможностями человека.
Изучив источники информации, я решила узнать о здоровье подростков, учащихся 9 класса МБОУ « СОШ №70 ». Для этого я задала им несколько вопросов. (Приложение 1)
В анкетировании участвовали 12 человек. В результате анкетирования мы получили следующие данные:
Таблица 1.
1. Делаешь ли ты зарядку? |
% |
|||
3 |
Да |
25 % |
||
9 |
Нет |
75% |
||
2. Как часто делаешь зарядку? |
||||
9 |
Не делаю зарядку |
75 % |
||
0 |
Делаю каждый день |
- |
||
3 |
Делаю 1 раз в неделю |
25% |
||
3.Если ты делаешь зарядку, какие упражнения используешь? |
||||
1 |
Отжимания |
8 % |
||
1 |
Приседания |
8% |
||
0 |
Пресс |
- |
||
1 |
Планка |
8 % |
||
4.Ты занимаешься в спортивной секции? |
||||
4 |
Да |
33% |
||
8 |
Нет |
67% |
||
5.Как часто ты болеешь простудными заболеваниями? |
||||
1 |
1 раз в месяц |
8 % |
||
0 |
2-3 раза в месяц |
- |
||
10 |
1-3 раза в год |
83 % |
||
1 |
Не болею |
8 % |
7 % |
|
6.Как проявляются простудные заболевания? |
64 % |
|||
4 |
Насморк |
33 % |
||
5 |
Кашель |
42 % |
||
3 |
Головная боль |
25% |
||
7.В какое время года вы болеете простудными заболеваниями? |
||||
0 |
Летом |
- |
||
5 |
Зимой |
42 % |
||
4 |
Весной |
33 % |
% |
|
3 |
Осенью |
25% |
||
8.Знакомы ли вы с процедурами закаливания? |
7 % |
|||
12 |
Обтирание, обливание холодной водой, солнечные ванны. |
100% |
||
9.Выполняете ли вы закаливающие процедуры? |
||||
0 |
Регулярно |
- |
||
12 |
Не регулярно |
100% |
||
10.Любите ли вы уроки физической культуры? |
||||
10 |
Да |
83% |
|
|
2 |
Нет |
17% |
||
11.Много ли времени вы проводите за компьютером и телефоном? |
||||
2 |
1 час |
17% |
||
10 |
3-5 часа |
83% |
||
12.Заменяете ли вы работу и развлечения на компьютере и телефоне прогулкой на свежем воздухе? |
||||
2 |
Да |
17 % |
||
10 |
Нет |
83% |
||
13.Если выбирать между занятиями физкультурой и компьютером вы выберите? |
||||
5 |
Занятия физкультурой |
42 % |
||
7 |
Компьютер |
58% |
||
В результате данного опроса можно сделать вывод, что современные школьники занимаются физическими упражнениями только на уроках физкультуры и спортивной секции, а в свободное время отдают предпочтение компьютерам и телефонам, и соответственно ведут малоподвижный образ жизни.
3.1. Влияние физических нагрузок на обмен веществ и энергии.
Обмен веществ и энергии в организме человека характеризуется сложными биохимическими реакциями. Питательные вещества (белки, жиры и углеводы), поступающие во внутреннюю среду организма с пищей, расщепляются в пищеварительном тракте. Продукты расщепления переносятся кровью к клеткам и усваиваются ими. Кислород, проникающий из воздуха через лёгкие в кровь, принимает участие в процессе окисления, происходящем в клетках.
Вещества, образующие в результате биохимических реакций обмена веществ, выводятся из организма через лёгкие, почки, кожу.
Обмен веществ является источником энергии для всех жизненных процессов и функций организма. При расщеплении сложных органических веществ содержащаяся в них энергия превращается в другие виды энергии (биоэлектрическую, тепловую, механическую и др.)
Занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов, тренирует и поддерживает на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии.
3.2. Влияние физических нагрузок на кровеносную систему.
Сердце – главный центр кровеносной системы, работающий по типу насоса, благодаря чему в организме движется кровь. В результате физической тренировки размеры и масса сердца увеличивается в связи с утолщением стенок сердечной мышцы и увеличением его объема, что повышает мощность и работоспособность сердечной мышцы.
Кровь в организме человека выполняет следующие функции:
- транспортная;
- регуляторная;
- защитная;
- теплообмен.
При регулярных занятиях физическими упражнениями или спортом:
- увеличивается количество эритроцитов и количество гемоглобина в них, в результате чего повышается кислородная емкость крови;
- повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, благодаря повышению активности лейкоцитов;
- ускоряются процессы восстановления после значительной потери крови.
3.3. Влияние физических нагрузок на нервную систему.
При систематических занятиях спортом улучшается кровоснабжение
мозга, общее состояние нервной системы на всех её уровнях. При этом отмечаются
большая сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, поскольку
нормализуются процессы возбуждения и торможения, составляющие основу
физиологической деятельности мозга. Самые полезные виды спорта – это плавание,
лыжи, коньки, велосипед, теннис.
При отсутствии необходимой мышечной активности происходят нежелательные
изменения функций мозга и сенсорных систем, снижается уровень функционирования
подкорковых образований, отвечающих за работу, например, органов чувств (слух,
равновесие, вкус) или ведающих жизненно важными функциями (дыхание,
пищеварение, кровоснабжение). Вследствие этого наблюдается снижение общих
защитных сил организма, увеличение риска возникновения различных заболеваний. В
таких случаях характерны неустойчивость настроения, нарушение сна,
нетерпеливость, ослабление самообладания.
Физические тренировки оказывают разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Установлено, что устойчивость внимания, восприятия, памяти находится в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности.
4. Негативное влияние больших физических нагрузок
Ответная реакция организма на большие физические нагрузки различна и связана с подготовленностью человека на данном этапе, возрастом, полом и др. Не следует забывать, что очень интенсивные спортивные тренировки оказывают глубокое воздействие на все физиологические процессы, в результате чего нередко возникает состояние перетренированности, которое часто сопровождается подавленным психическим состоянием, плохим самочувствием, нежеланием заниматься и т.д. Состояние перетренированности в известном смысле сходно с состоянием физического и нервного истощения, и такой спортсмен является потенциальным пациентом врача.
В подобных случаях нужно изменить содержание тренировок, уменьшить их продолжительность, переключиться на другой вид спорта или вообще на какой-то период прекратить тренировки. Полезны прогулки, массаж, прием поливитаминных комплексов и др. Следует также отметить, что перетренированность (переутомление) затрагивает не только физическое состояние человека, но и проявляется в нервном перенапряжении (невроз). Все это способствует возникновению травм, особенно опорно-двигательного аппарата. Происходит также снижение общей сопротивляемости организма различным инфекциям и простудным заболеваниям (грипп, ОРВИ и др.). Таковы наиболее распространенные последствия больших тренировочных нагрузок, которые превышают физические и психические возможности человека. Для предупреждения переутомления необходимы врачебное наблюдение и самоконтроль, о котором более подробно будет рассказано в специальном разделе учебника.
Следует иметь в виду, что речь идет не вообще о применении больших нагрузок, а об их нерациональном использовании, когда они становятся чрезмерными. Поэтому понятие о физическом перенапряжении следует связывать не столько с большими, сколько с чрезмерными нагрузками (100-километровые и суточные пробеги, многокилометровые заплывы и т. п.). К тому же одинаковая нагрузка для одного человека может быть нормальной, а для другого чрезмерной — все зависит от подготовленности организма к ее выполнению. Если, например, человек работает на производстве и выполняет тяжелую работу, да еще бегает, поднимает штангу, то может проявиться кумуляционный эффект. Он приводит к нервным срывам, перегрузкам, а нередко и к различным заболеваниям.
Выполнение же больших физических нагрузок здоровым человеком, подготовленным к их выполнению, не может быть причиной возникновения болезни (или травмы). Но если он недостаточно к ним подготовлен, если имеются очаги хронической инфекции (холецистит, кариес зубов), то в таких случаях большие физические нагрузки могут стать причиной возникновения различных заболеваний и надолго вывести его из строя. Развитие приспособительных механизмов к физическим нагрузкам достигается в результате постоянных тренировок, что является примером функциональной адаптации. Неполноценное или неадекватное проявление приспособительных реакций способствует развитию заболеваний или возникновению травм опорно-двигательного аппарата. Конечно, у здорового человека приспособительные механизмы более совершенны, чем у человека, имеющего хронические заболевания. У последних наблюдается ослабление приспособительных реакций, а потому зачастую при чрезмерных физических и психоэмоциональных нагрузках наступает срыв адаптационных механизмов. Хронические перегрузки, перенапряжения при занятиях спортом повышают угрозу травмирования и возникновения посттравматических заболеваний у человека. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять причины, которые могут вызвать у них то или иное патологическое состояние.
5. Значение физических упражнений для учащихся в период экзаменов.
Экзаменационная пора - серьезный период обучения в школе, связанный с повышением умственной и психической нагрузкой. Этот период требует большого напряжения нервной системы и психических функций. В этот период ученикам грозит малоподвижный образ жизни – гиподинамия. Повысить умственную работоспособность и уменьшить риск заболевания гиподинамией в период подготовки к экзаменам в значительной мере помогают комплексы физических упражнений.
Приложение 2
6.Заключение.
Работа была увлекательной и познавательной. Цель и задачи, которые были поставлены в начале работы, успешно достигнуты. Я узнала виды физических упражнений. Провела анкетирование среди учащихся нашей школы, научилась обрабатывать результаты анкетирования и делать анализ. Гипотеза исследования о том, что современные школьники не занимаются физическими упражнениями и спортом подтвердилась частично. Опрошенные учащиеся любят физическую культуру и некоторые занимаются в спортивной секции, но в личное время отдают предпочтение малоподвижному образу жизни.
Но не смотря на это, учащиеся отдают предпочтение компьютеру и телефону, исходя из этого возникает новая проблема – влияние телефонов и компьютеров на здоровье подростка.
7.Литература
Приложение 1.
1.Делаешь ли ты зарядку?
А)Да
Б)Нет
2.Как часто ты делаешь зарядку?
А) Не делаю зарядку
Б)Каждый день делаю
В)Делаю 1 раз в неделю
3.Если ты делаешь зарядку, какие упражнения используешь?
А)отжимания
Б)приседания
В)пресс
Г)какие упражнения ты еще выполняешь
4.Ты занимаешься в спортивной секции?
Да
Нет
5.Как часто ты болеешь простудными заболеваниями?
А) 1 раз в месяц
Б) 2-3 раза в месяц
В) 1-3 раза в год
6.Как проявляются простудные заболевания?
А) насморк
Б) кашель
В) головная боль
В) повышается температура тела
7. В какое время года вы болеете простудными заболеваниями?
А) летом
Б)зимой
В)весной
Г) осенью
8. Знакомы ли вы с процедурами закаливания? Перечислите их
9.Выполняете ли вы закаливающие процедуры?
А)регулярно
Б) не регулярно
10. Любите ли вы уроки физической культуры?
А) да
Б) нет
11.Много ли времени вы проводите за компьютером и телефоном?
А) 1 час
Б) 2-5 часа
12. Заменяете ли вы работу и развлечения на компьютере и телефоне прогулкой на свежем воздухе?
А) да
Б) нет
В) иногда
13.Если выбирать между занятиями физкультурой и компьютером вы выберите?
А) Выбрали спорт потому что:
-я забочусь о своем здоровье
-мне нравится быть в хорошей форме
-друзья тоже занимаются спортом
-хочется стать чемпионом
Б)Выбрали компьютер потому что:
-ничего не надо делать только сидеть
-можно узнать много нового и интересного
-друзья тоже много играют
Приложение 2
Комплекс физических упражнений.
Физкультурная микропауза, активизирующая кровообращение в ногах
Стоя у опоры, 8-10 раз подняться высоко на носки, лодыжки плотно вместе. Затем каждую ногу, согнув в колене, встряхнуть расслабленно. Повторить 2-3 раза. Дышать ритмично. Темп средний.
Физкультурная минутка, нормализующая мозговое кровообращение
1. Исходное положение - основная стойка 1-3- руки за голову, локти отвести, прогнуться, вдох, задержать напряжение – 3-5с; свести локти, наклонить голову вперед и отпустить руки, расправив плечи, выдох. 4-6 раз.
2. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки - правая вверху, левая сзади, кисти в кулак. 1-10 раз менять быстро положение рук. Дыхание не задерживать.
3. Исходное положение – стоя, придерживаясь за одну опору или сидя, голова прямо.1- отвести голову назад; 2- наклонить ее назад; 3- выпрямить голову; 4- выпрямить подбородок сильно вперед. 4-6 раз. Дыхание равномерное.
Физкультурная пауза
Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.
1. Исходное положение – о. с. 1-2 – руки вверх в стороны, голову назад, прогнуться, вдох; 3-4 – руки вниз, плечи расслабить, слегка наклониться, голову на грудь, выдох. 4-6 раз.
2. Исходное положение – ноги на ширине плеч. 1- руки перед грудью, вдох; 2- рывок согнутыми руками назад, вдох; 3- рывок прямыми руками назад, вдох; 4- исходное положение, плечи расслабить, выдох. 6-8 раз.
3. Исходное положение – стойка ноги врозь. 1- поворот туловища вправо, руки вверх, посмотреть на руки, вдох; 2-3 – пружинистый наклон вперед, руки вниз, голову не опускать, выдох порциями; 4- исходное положение. То же влево. По 3–4 раза.
4. Исходное положение – основная стойка Бег на месте 30-40 с. с переходом на ходьбу с замедлением. 15-20 с. Дыхание не задерживать.
5. Исходное положение – основная стойка 1 - левую ногу на широкий шаг в сторону, руки в стороны, вдох; 2-3 – сгибая левую ногу, пружинистый наклон вправо, руки за спину, вдох пропорциями; 4- исходное положение. То же с правой ноги. По 3-4 раза.
6. Исходное положение - основная стойка, руки на поясе. 1-3 – поднимаясь на носке правой ноги, мах левой расслабленной ногой вперед, назад, вперед; 4 -исходное положение. То же на левой ноге. По 3-4 раза. Дыхание не задерживать.
Физкультурная минутка изометрическая
1. Исходное положение – сидя, руки на бедрах. Одновременно поднимать правую пятку и левый носок, удерживая напряжение 5 с. Отдых 5 с. то же с другой ноги. 8-10 раз. Дыхание произвольное.
2. Исходное положение – сидя, руки внизу. Втягивать и выпячивать живот, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.
3. Исходное положение – сидя, руки на пояс. Напрягать и расслаблять ягодичные мышцы, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.
Физкультурная микропауза для расслабления мышц кистей
1. Сжимая и разжимая пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки. 1 мин.
2. Сжимая и разжимая пальцы, поднимать и отпускать руки. 1 мин.
3. Руки вытянуть вперед, последовательно сгибая и разгибая пальцы, начиная с большого. 1 мин.
4. Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную сторону. 1 мин.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.