Духовно-нравственное воспитание в начальной школе.
«Особая сфера воспитательной работы –
ограждение детей, подростков, юношества
от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там,
где есть святыня души…»
В.А.Сухомлинский
Воспитание – один из самых длительных процессов в жизни человека, практически, он и равен жизни. Очень приятно, что одно из почётных мест в воспитании человека занимает учитель.
Ещё античные мудрецы считали главными качествами человека благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. И у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие и патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладает, пользуются уважением.
Процесс усвоения нравственных норм у школьников можно разделить на три этапа. До 5-ти лет малыш осваивает самый примитивный набор правил, основанный, как правило, на запрете делать что-либо. Если ребёнок эти правила выполняет, то мы считаем его воспитанным ребёнком. К десятилетнему возрасту ребёнок уже в состоянии оценить эмоциональное состояние окружающих его людей, дать моральную оценку их поступкам. Если первый этап нравственного воспитания ребёнок не освоил, то переходить ко второму не имеет смысла. Часто учителя начальной школы сталкиваются с такой проблемой. В школу приходят дети, у которых не сформированы моральные качества и нормы поведения. Возможно, в этом вина родителей, которые не всегда объективно оценивают своё чадо. Поэтому педагогам приходится начинать воспитывать ребёнка практически с азов. К 15-ти годам ребёнок постепенно осваивает необходимость помогать окружающим людям, и это в его картине мира, если школа эффективно воспитала его, должно занять центральное место.
Сегодня на наших детей с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет – всё это скорее всего способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас серьёзно задуматься над проблемой эффективного воспитания учеников. Любой педагог знает – легче чему-либо научить «с нуля», чем переучивать.
Когда ребёнок приходит в школу, у него уже составлено начальное представление о том, что правильно, а что нет, возможно, заложены навыки вежливого поведения. У ребят начальной школы круг общения значительно расширяется. Основной деятельностью для них становится учёба. В школе детям приходится заново выстраивать отношения со сверстниками, учителями. Поэтому на учителей начальной школы ложится большая ответственность за то, как правильно сформировать личность ребёнка.
Вот уже два года во всех школах действуют ФГОСы. Одной из важнейших задач перед учителями встаёт духовно-нравственное воспитание гармоничной личности в современном обществе.
Наши учителя проводят огромную работу в этом направлении. В этой работе мы выделяем такие блоки: «Я – личность», «Я и моя страна», «Моё здоровье принадлежит не только мне», «Я и культура», «Я – член семьи», «Я – ученик», «Я и моя Земля», «Истоки».
Воспитательные задачи каждого блока:
Я – личность:
Ø Формирование духовно-нравственных ориентиров
Ø Формирование потребности самообразования, самовоспитания
Ø Формирование самооценки и самоконтроля своих поступков
Я и моя страна:
Ø Формирования гражданского отношения к своей Родине
Ø Воспитание позитивного отношения к истории предыдущих поколений, к народному достоянию, уважения к национальным традициям
Ø Развитие общественной активности
Ø Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории России
Ø Формирование чувства верности Родине, готовности служению и защиты государства на примерах героических подвигов современников
Моё здоровье принадлежит не только мне:
Ø Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни
Ø Воспитание негативного отношения к вредным привычкам
Ø Воспитание отношения к своему здоровью как к частичке здорового общества
Я и культура:
Ø Воспитание чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей
Ø Формирование эстетического вкуса
Ø Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого человека
Я – член семьи:
Ø Формирование представлений о семейных ценностях, уважения ко всем членам семьи
Ø Формирование понимания роли ребёнка в семье и его обязанностей
Я – ученик:
Ø Формирование отношения к школьному коллективу, стремление к сочетанию собственных интересов и интересов школы, понимания чувства товарищества и дружбы в коллективе
Ø Воспитание сознательного отношения к учебе
Ø Развитие познавательной активности
Я и моя Земля:
Ø Воспитание бережного отношения к природе
Ø Воспитание гуманистического отношения к людям
Истоки:
Ø Воспитание верности духовным традициям России
Ø Раскрытие духовных основ отечественной культуры
Наши учителя реализовывают эти задачи как в урочной так и во внеурочной деятельности.
Нравственное и эстетическое воспитание младших школьников происходит на всех без исключения уроках. Нравственному воспитанию отвечает не только содержание предмета. Но и методы, с помощью которых происходит обучение, атмосфера, царящая в классе. И сама личность учителя.
На уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира обязательно обсуждаются духовно-нравственные поступки людей, учителя учат детей понимать - что такое хорошо и что такое плохо. На уроках развития речи для изложений и сочинений подбираются тексты такой направленности. Ребёнку предлагается порассуждать на нравственную тему.
На уроках музыки и изобразительно искусства учителя Панкратова И.Н., Крылов Р.Н. и Никольская Е.Л. приобщают детей к прекрасному, дают возможность проявить себя как творца, развивая при этом творческие способности и эстетический вкус.
Особо хочется отметить музыкальные классы, где дети получают музыкальное образование. Ребята получают не только возможность научиться играть на музыкальных инструментах и профессионально петь, но и важно то, что дети участвуют в конкурсах и концертах, где получают возможность проявить себя как в коллективе, так и самостоятельно, оценить свои способности, сравнить себя с другими.
Во внеурочной деятельности возможностей воспитать и развить гармоничную личность не меньше.
Учителя совместно с ребятами готовят праздники различной направленности.
За последнее время таких праздников было много:
Ø Спектакль «Кошкин дом» в музыкальном классе. Готовили кл.рук. Горячева М.В., педагоги по музыке Пономаренко Л.И., Васильева Н.П.
Ø Праздник «Я здоровье берегу – сам себе я помогу». Готовили Генералова О.В., Данилкина И.В., Никольская Е.Л.
Ø «Путешествие в страну Мультипультию» - Белозерова Е.В., Никольская Е.Л.
Ø Праздник, посвящённый первому полёту человека в космос – Киянова Л.М., Юпина В.Н.
Ø Праздник, посвященный юбилею М.В.Ломоносова – Киянова Л.М., Юпина В.Н.
Ø Праздник, посвященный 70-й годовщине Битвы под Москвой – Генералова О.В., Данилкина И.В., Никольская Е.Л.
Ø «Масленница» - Апарина Н.Т.
Ø Новогоднее представление, подготовленное Мерзляковой А.М.
Ø Литературно-музыкальная композиция ко Дню Матери – Матвеева Т.В., Шпаковская Н.В., Никольская Е.Л.
Ø Литературно – историческая композиция «Осенины на Руси» - Матвеева Т.В., Шпаковская Н.В.
Ø
Классные часы
Ø К юбилею М.В.Ломоносова – Белозёрова Е.В.
Ø Самые почётные профессии – Генералова О.В.
Ø
Экскурсии :
Ø Музей экологии
Ø Музей обороны Москвы
Ø Музей глиняной игрушки
Ø Технорама на Юго-востоке
Ø Усадьба Деда Мороза
Ø Музей музыкальных инструментов
Ø Московский Океанариум
Ø Музей Дарвина
Ø Посещение мест народных промыслов – Жостово, Гжель и др.
Ø Экскурсии на производство «Откуда берётся молоко», фабрика ёлочных игрушек
Ø Экскурсии по Москве
Творческие выставки работ детей, как в классах, так и в школе.
Студия Крылова Р.Н. «Музыка в рисунке» - интегрированный курс изобразительного искусства и музыке. Учитель предлагает ребятам прослушать классическую музыку. Рассказывает о композиторе. Детям предлагается нарисовать то, что они услышали и почувствовали. Эта студия работает во второй половине дня в рамках доп.образования по ФГОСам
Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальные музеи, создание презентаций) даёт возможность учителю глубже окунуть детей в изучение наук, истории, обсуждение проблем окружающей среды, наглядно представить, как выглядит тот или иной автор, персонаж произведения, животные, дана уникальная возможность посмотреть отрывки из кинофильмов, мультфильмов, прослушать музыкальное произведение даже голоса птиц и зверей. Использование ИКТ даёт возможность к развитию творчества учителя и ребенка.
Участие детей в различных конкурсах, смотрах, фестивалях.
Ø Фестиваль наук
Ø ЛЕГО-фестивали: «Басни И.А.Крылова» - Быкова В.С., Жукова Е.М., «Стихотворения А.Л.Барто» - Быкова В.С., Киянова Л.М.. Никольская Е.Л.
Ø Конкурс проектов
Ø Конкурс чтецов
Ø
С этого года в начальной школе во второй половине дня Соломатина И.Ф. и Тихонова Т.С. проводят курс «Истоки», на котором дети получают сведения об истоках духовной культуры, развития общества, понятия о семейных ценностях. Дети получают представления о том, как давались имена и фамилии на Руси, что означает каждое имя, как формировались народные традиции и как отмечались православные праздники.
Не секрет, что личность учителя для учащегося начальной школы – это пример для подражания. Слово и пример учителя – самые главные инструменты для духовно-нравственного воспитания школьников. Именно учитель, особенно в начальных классах, разбирая поведение реальных людей и персонажей произведения, даёт нравственную оценку их поступкам. Это заставляет детей задумываться и соответствовать нравственным представлениям, принятым в обществе.
Н.И.Пирогов говорил: «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.