(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.)
Форма проведения: индивидуальная.
Оборудование: стимульный материал к методике.
Инструкция:
"Сейчас я прочитаю тебе рассказ".
№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".
На стол перед ребёнком психолог выкладывает
карточку с рисунком
№1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в
руках. (Внешний мотив.)
№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я
хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было,
я всё равно бы учился".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за
партой. (Учебный мотив.)
№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу
потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в
мяч. (Игровой мотив.)
№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в
школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым,
а до школы я был маленьким"
. Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые
спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже,
игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)
№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я
хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а
выучишься - и можешь стать, кем захочешь".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках
направляется к зданию. (Социальный мотив.)
№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу
потому, что получаю там пятёрки".
Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в
руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)
После прочтения рассказа психолог задаёт вопросы:
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
Выборы |
Мотивы, № |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
I выбор |
|
|
|
|
|
|
II выбор |
|
|
|
|
|
|
III выбор |
|
|
|
|
|
|
Контрольный |
|
|
|
|
|
|
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.
Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированпости мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.